гранат символ чего на востоке

Гранат армянская традиция

Наиболее древняя армянская традиция

Многие народы, населяющие в древности Армянское нагорье и регион Средиземноморья (греки, финикийцы, евреи, ассирийцы и даже персы) переняли у армян вместе с самим растением и символику граната.

Есть армянское поверье: невеста разбивает гранат о стену, чтобы узнать, как много у нее будет детей. Чем сильнее рассыплется гранат, тем больше будет наследников.

Кинофильм С. Параджанова, посвященное известному армянскому поэту, называется «Цвет граната», что отражает символичное для армян понятие. У граната в Армении есть еще одно важное символичное толкование: он олицетворяет единство армянской диаспоры, рассеянной по всему миру.

Максимального плодоношения растение достигает к 8-10 годам. Живет дерево в среднем 50-70 лет, но встречаются отдельные кусты-долгожители. В парках Парижа растут гранаты, которые плодоносят более 200 лет, а в Азербайджане – больше 100 лет.

Издавна плоды гранатового дерева считаются символом плодородия и богатства, благодаря обильной урожайности. В Армении традиционно делают из граната вино. Мне нравится «Княжеское вино».

Не все сорта граната имеют пригодные для виноделия сочные, сахаристые плоды. В Армении растут плоды, которые больше всего пригодны для изготовления вкусного сухого и полусладкого вина.

Гранат очень часто используется в народной армянской медицине. Корки граната используют как лекарство даже для новорожденных.

Начиная с 2015 года в новогоднюю ночь армянская церковь проводит обряд освящения граната.

Ниже цитата из статьи «Какие напитки полезны в старости» Дава Аутрайт http://www.proza.ru/2019/09/11/257

Учёные из Калифорнийского Университета составили рейтинг «молодильных» напитков.

1 место досталось гранатовому соку.
Он содержит, помимо антиоксидантов, кальций, фосфор, магний, железо и калий. За счёт этого очень полезен для сердечно-сосудистой и нервной систем, суставов, кожи, волос и ногтей.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Нелли Григорян от 06.12.2018

Спят-Нова больше известен не как поэт, а как ашуг.Он писал не только на армянском, но и на персидском, азербайджанском, грузинском, и хорошо владел всеми этими языками. По сути, он, как и гранат, является символикой сразу нескольких народов.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Карин Гур от 23.02.2019

Я в детстве жила на Украине.
Помню, как получили посылку из Армении.
Там были гранаты и мы не знали, что это и что с ними делать, пока соседка не просветила.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Валентина Товпегина от 07.03.2019

Спасибо, Григорий, много интересного узнала о гранатовом дереве. В шестидесятых годах прошлого века в забайкальском селе армяне строили дома, ферму. Мой отец подружился с ними. Я была тогда ребенком.

Наверное, года два прошло, приходит неожиданно посылка из Армении. Открыли, а там красивые плоды граната. Повеяло южным климатом,любовью. Это один из друзей отца порадовал его и всю семью. Я тогда впервые увидела гранат; столько лет прошло, отец давно уж не с нами, а история эта добрая не забывается.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Ната Славина от 18.03.2019

Очень интересная публикация. О такой важной роли граната в армянской традиции я не знала. Красиво описано. Большое спасибо!

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Лариса Малмыгина от 21.03.2019

Открываю Ваш богатый внутренний мир, Григорий.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Ирина Склярова от 18.04.2019

Я выросла в Северной Осетии. К нам из Баку всегда гранаты возили. Выросла на них. Потом выяснила,что камень гранат хорошо давление поднимает.
Это мой любимый фрукт и камень.
Кто попробовал один раз, тот не забудет его.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Елена Бетнер от 10.05.2019

С большим интересом прочитала Ваш рассказ о гранате. Познавательно и увлекательно написано. Сразу вспомнились мне командировки в Армению после землетрясения и поездки туда до этой беды.
А ещё вспомнилась книга стихов Нины Габриэлян «Тростниковая дудка». Её стихи яркие, сочные, тугие, как плоды граната, описанные Вами.
Небольшой у Вас рассказ, а сколько воспоминаний пробудил.

Поздравляю Вас с майскими праздниками и желаю новых творческих успехов!

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Василий Овчинников от 10.05.2019

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Артемидия от 11.05.2019

Много нового узнала о гранате. У нас есть многочисленные родственники армяне.
Но гранаты они нам никогда не привозили.

РЕЦЕНЗИЯ на «Гранат армянская традиция» Оксана Задумина от 11.06.2019

А я вчера увидела как правильно гранат резать. Ну, Вы наверняка это делаете виртуозно

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Галина Фан Бонн-Дригайло от 12.06.2019

Прочла с большим интересом и пользой для себя! На днях в бассейне спросила армянина не скучает ли он по Родине. Ответил: «Ты представляешь, утром в одной руке держу зубнуй щётку, прокалываю ей гранат и 300 граммов сока у меня в организме». Хочу даже написать о нём рассказ.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Нина Пигарева от 16.06.2019

Григорий!
Спасибо за интересную и полезную информацию!
С почтением и добрыми пожеланиями, Нина.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Нинель Тован Вежичь от 22.06.2019

Спасибо Вам Дорогой Григорий! Ваша доброта так же приятна как испить гранатовый сок из Армянского бокала.Будьте счастливы! Нинель Тован 22.06. 2019

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Татьяна Ворошилова от 08.08.2019

А я думала, что виноград! Как же, армянский коньяк самый лучший в мире, как бы французы не оспаривали.

Да и одноклассница моя какое-то время жила в Армении, замужем. Я у неё спрашивала, наверное там всё цветёт, сады, все плодовые деревья, а она рукой махнула и ответила, что, кроме винограда, ничего больше армяне не выращивают.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Александр Андриевский от 10.08.2019

Читал его с большим удовольствием!

Я не знал о том, что из граната делают вино!

Всего доброго Вам, Уважаемый, Григорий!

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Аникеев Александр Борисович от 09.09.2019

«Есть армянское поверье: невеста разбивает гранат о стену, чтобы узнать, как много у нее будет детей. Чем сильнее рассыплется гранат, тем больше будет наследников.»

Не поэтому ли армейская граната имеет такое название?

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Людмила Кучеренко от 26.09.2019

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Алексей Бойко 3 от 29.09.2019

Очень интересно!
Спасибо!
А гранатовый сок правда омолаживает?!

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Ратон Манитовский от 02.11.2019

Интересная статья. Много нового узнал об этой древней армянской традиции и о гранате в целом.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Анита Фрэй Книги от 08.11.2019

Если б не была такая сложная проблема с очисткой граната от кожуры, многие с утра до вечера ели бы гранаты. Я, например.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Каменцева Нина Филипповна от 27.01.2020

Как об лёд гранат
На белоснежный туман
Зёрен разбросал.
http://www.proza.ru/2016/11/08/2251

Спасибо!Григорий!Прекрасно и познавательно!»В армянской традиции гранат выступает, как символ жизни, процветания и супружества, а также – достатка и плодородия, ведь деревья граната дарят свои плоды круглый год.»Мы же гранат всегда имеем на Новогоднем столе в вазе,как символ любви,семейного счастья и благополучия. Я жила в Грузии и он созревал в конце лета. «Учёные из Калифорнийского Университета составили рейтинг «молодильных» напитков.
1 место досталось гранатовому соку.
Он содержит, помимо антиоксидантов, кальций, фосфор, магний, железо и калий. За счёт этого очень полезен для сердечно-сосудистой и нервной систем, суставов, кожи, волос и ногтей.»Всех Вам благ!!С уважением,Нина

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Ольга Леднёва от 09.04.2020

Потрясающе! Здравствуйте. ) Я сок гранатовый пью с наслаждением, а не потому, что прочитала когда-то! Он мне очень нравится на вкус, больше всех остальных! Но, что столько полезных качеств в нём узнала впервые и про вино с адресом я тоже запомню, Автор!

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Серафима Лежнева Голицына от 20.04.2020

А камень гранат, похожий по цвету, в честь граната с множеством зёрнышек похоже цвета наливных?

Спасибо Вам, что есть зоркий, внимательный, глаз и сердце. Это я про свой рассказ, в котором Вы, в отличии от многих, увидели главное.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Алла Сторожева от 27.04.2020

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Людмила Нор-Аревян от 31.07.2020

Спасибо за интересный, познавательный рассказ. От себя хочется добавить о том, что меня невероятно восхищают своей красотой, нежные алые, словно колокольчики, ароматные цветы граната, которые покрывают цветением весь куст. А как великолепно гранатовое вино! Я пила его в Армении… Очень жаль, что не запомнила его названия.

Рецензия на «Гранат армянская традиция» Валентина Томашевская 16.12.2020

Египетские фараоны предпочитали гранатовый сок всем напиткам, считая его чудодейственным средством, укрепляющим не только тело, но и дух.

Источник

Гранат символ чего на востоке

Специально для издания «ПРАВОСЛАВНЫЕ АРМЯНЕ»: http://vk.com/arm_orthodox_ru

Символ граната в мировой и армянской культурах
гранат символ чего на востоке. Смотреть фото гранат символ чего на востоке. Смотреть картинку гранат символ чего на востоке. Картинка про гранат символ чего на востоке. Фото гранат символ чего на востоке

Почему символика предмета так важна для нас? Что нам даёт изучение древних символов? Символ в искусстве является художественным образом, воплощающим идею. Изобразительное искусство говорит с нами именно на языке символов. Сквозь века они несут в себе сокровенный смысл, бесценную информацию о самосознании целых цивилизаций, о чаяниях и надеждах человечества.

«Райский плод», «яблоко» Евы, «яблоко» Париса, «яблоки бессмертия», «карфагенское» или «пуническое» яблоко. С каким плодом отождествляют фрукты, упоминаемые в древнегреческой и скандинавской мифологиях, а также в Библии, Коране и Торе? С общеизвестным гранатом. А если быть точнее, то с его африканской разновидностью, не содержащей косточек, известной древним египтянам, а позднее коптам, родиной которого считаются Вавилония, Ассирия и Древняя Палестина.

В разное время у разных народов гранат наделялся божественными свойствами; например, у финикийцев, он был эмблемой солнца. Во время вскрытия египетских пирамид обнаружилось, что в саркофаг фараонов, перешедших порог земного бытия, клали гранат, так как плод почитался египтянами священным и способным дать новую жизнь.

В Древнегреческой же культуре гранат считался символом плодородия, жизни и брака. Согласно языческим верованиям древних греков, гранат произрос из крови Диониса, бога виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Существовала также греческая легенда о том, что первое дерево граната посадила богиня Афродита, и золотой гранат на острове Кипр стал символом этой богини. Для мифологического персонажа Персефоны, супруги бога Аида и дочери богини растительности Деметры, именно гранатовые зёрна стали средством для того, чтобы оставаться живою и невредимою в царстве мёртвых, а затем снова выходить на свет, как бы возрождаться для жизни. Так удивительный плод снова предстаёт в качестве символа бессмертия.

Персами и израильтянами именно дерево граната, а не яблоня, что более характерно для западной культуры, признавалось Древом Познания Добра и Зла. В Вавилоне было поверье, что употребление воинами зёрен граната перед сражением делало их неуязвимыми. Гранат занимает важное место в древнееврейской культуре. Для иудеев гранат – символ плодородия Обетованной Земли. Упоминание о гранате в Торе звучит так: «…число семечек граната равно 613, что соответствует количеству Заповедей (мицвот)». Израиль, преисполненный благими деяниями, сравнивается с плодом граната, преисполненным зёрнами. В иудейской молитве присутствуют такие поэтические слова: «Пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната». Изображения граната украшали колонны в храме Соломона и одеяние первосвященника. Еврейский народ и поныне признаёт гранат национальным символом, символом Израиля.

Считается, что форма чашелистиков граната послужила прообразом королевского головного убора, собственно короны. По преданию, уже царь Соломон носил именно такой венец – неотъемлемый атрибут царской и королевской власти на протяжении всех последующих тысячелетий. На Востоке гранат называют «королём всех плодов», а цветки и плоды граната символизируют любовь и дружбу, поэтому его часто преподносят в подарок, входя в дом в качестве гостя. Все традиционные мировые религии отводят символу граната особенное место. В буддизме гранат – один из благословенных плодов. В исламе – считается фруктом, который произрастал в Раю и трижды упоминается в Коране.

Часто гранат называют яблоком, добавляя при этом слова «пуническое», «карфагенское» (по причине широкого распространения в этой стране которая ныне является Тунисом) и т.д. В переводе текста Библии на церковно-славянский язык было использовано именно слово «яблоко», что послужило поводом считать райский плод аналогом обычного яблока, хотя большинство исследователей идентифицируют райский фрукт с бескосточковой разновидностью граната.

Существует старый русский термин – «яблоко державное». Яблоком называли императорскую, царскую и королевскую регалию – державу. Держава представляет собой золотой шар с короной или крестом. По одной из версий, прообразом державы является плод граната. В русской христианской традиции державное яблоко символизирует Царство Небесное и присутствует в религиозной живописи и в иконографии как символ вседержительства Бога в Лице Иисуса Христа (икона «Спас Вседержитель») или Бога Отца, а также власти Богородицы как Царицы Небесной (икона «Державная»).

В христианской культуре гранат (иногда раскрывающийся) – это также символ Воскресения Христова, пасхальной радости, вечной жизни. Он относится к числу первоначальных христианских символов. О присутствии образа граната в раннехристианском искусстве повествуется в исследовании Н. Степанян «Мотив граната в раннесредневековом изобразительном искусстве Армении». Автор упоминает несколько древнейших памятников, в которых используется символ – напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне, где представлено погрудное изображение Христа, окружённое “гранатовыми яблоками” (Британский Музей, первая половина IV в.); изображение на саркофаге Константины, дочери Константина Великого (IV в.); мозаики южной и восточной галереи церкви Санта-Констанца в Риме (IV в.); мозаика церкви Св. Георгия в Тессалониках (около 400 г.); обрамление диптиха из слоновой кости в Милане (около 500 г.).

В некоторых религиозных сюжетах западноевропейской живописи можно видеть, что Младенец-Спаситель держит в Своей Деснице плод граната. В данном виде символ граната интерпретируется искусствоведами как дар, принесённый Христом человечеству – дар вечной жизни. Иногда гранат сравнивают с Церковью, объединяющей верующих под властью монарха, а сок плода – с кровью святых мучеников.

Гранат является одним из основных символов в искусстве Армении с древнейших времён и поныне. Интересно, что в современной Армении в огромном разнообразии сувениров с изображением граната распространено и такое явление: подсвечники в виде гранатов. Согласно одной из легенд, ковчег Ноя, причаливший на вершине горы Арарат, освещался гранатом.

Понимание граната в армянской культуре, в целом, схоже с представлениями соседних народов. Гранат аналогично понимается как символ жизни, плодородия, процветания, а также брака, супружества. Тёмно-красный цвет плода напоминает кровь и жизненную силу, а зёрна являются символом деторождения. Интересно, что в одном из древних армянских обрядов невеста разбивала гранат о стену, и чем более рассыпался плод, тем больше чад пророчилось молодожёнам.

На территории Армянского нагорья в культе почитания Священного Древа ещё в период древнеармянского государства Урарту (IX–VII вв. до н. э.) зачастую фигурировал гранат. И в более поздние периоды, вплоть до утверждения христианской веры на территории Армении, гранат более или менее часто появляется в архитектуре, о чём можно судить по археологическим раскопкам. Затем новая волна популяризации символа приходится на Средневековье. И вновь активное развитие символ граната получает уже в современном армянском искусстве.

Есть предположение, что изначально в армянской традиции почиталось единое женское божество плодородия, любви и воды, которое лишь позже разделилось на два основных отдельных культа: Астхик – богиню любви и воды, и Анаит – богиню плодородия. Н. Степанян предполагает, что в древние времена единым божеством была богиня, чьё имя звучало как Нар, этимологию которого связывают с названием гранатового яблока в армянском языке («нур»).

Полагают, что исчезновение изображения граната из раннехристианского искусства Армении связано с противопоставлением новых сугубо христианских символов языческим, с полным изменением народного сознания, узревшего свет истинной веры. Виноград вытесняет гранат из орнаментов церковного искусства Армении на несколько веков. Ещё одной из возможных причин считают также противопоставление искусству враждебных государств Персии и Ирака, в которых символ граната активно использовался в тот исторический период. Из византийского раннехристианского искусства гранат не был исключён, вероятно, по причине не столь важной, ведущей роли в культуре народа еще до принятия христианства, в отличие от Армении.
Но уже среди орнаментов многих раннесредневековых армянских церквей вновь можно встретить изображения граната. Перечислим лишь некоторые из них: собор Св. Григора в Аруче, церковь Зоравар в Егварде, церковь Св. Саргиса (Св. Георгия по Таманяну) в Артике, монумент в центре села Агиту.

Именно в VII в. католикос Нерсес Строитель смог вернуть образ граната в армянское искусство, в котором стали соседствовать вечные антиподы – гранат и виноград. Так символ граната был возрождён в стенах Звартноца. Н. Степанян поясняет данное событие: «Нам представляется, что таковыми были идеи национального примирения, соборности, объединения различных народных течений, снятия противоборства между продолжавшими существовать языческими культами и христианской церковью. В этом контексте, выбор в качестве одного из основных декоративных мотивов запрещённого в первые века христианства граната, очевидно, означал “легализацию” древнего, языческого, запрещённого официальной церковью, но очень глубоко укоренившегося и продолжавшего жить мотива плода гранатового дерева. Очевидно, проявлением той же политической гибкости и стремления к консолидации являлись религиозно-политические воззрения Нерсеса III. В 648 г. католикос, совместно с епископами и военачальником Армении Теодором Рштуни отвергает предложение Византии принять постановления Халкидонского собора. Однако, когда четыре года спустя император Константин прибывает в Двин и вновь требует церковной унии – принятия армянами халкидонизма, Нерсес соглашается и склоняет к этому епископов».

Арменовед, архитектор и историк архитектуры Н. Токарский пишет о Нерсесе следующее: “Нерсес был активным сторонником воссоединения армянской церкви со вселенской (принявшей постановления Халкидонского собора), но едва ли только догматические вопросы привлекали его на сторону греков: широко образованный, талантливый, он с прозорливостью государственного мужа должен был понимать, что… перед лицом грозной опасности, надвигавшейся из далёкой Аравии, нужно было сделать попытку опереться на единоверную, в случае воссоединения церквей, империю”. К сожалению, данные политические идеи Нерсеса были встречены радикальным неприятием.

Со второй половины VII в. символ граната можно встретить и в армянских миниатюрах. Благодаря экземплярам, хранящимся в собрании Матенадарана, можно узнать о значении, какое придавали символу граната средневековые художники и богословы. Во всех комментариях к хоранам повествуется о символическом значении исключительно четырёх растений – это гранат, олива, пальма и лилия. О гранате нам рассказывают следующие письмена: комментарии к хоранам Степаноса Сюнеци, рукописи Нерсеса Шнорали (XII в.), Ванакана Вардапета (XIV в.), Григора Татеваци (XIV–XVвв.), Погоса Рабунапета (XVI в.) и несколько рукописей неизвестных авторов.
Распространены следующие трактовки мотива граната, о которых, обобщая, напоминает Н. Степанян: » горечь кожуры символизирует Ветхий Завет, а сладость зёрен – Новый Завет и Церковь; горькая кожура, заключающая в себе множество семян граната – это горькие притчи пророков, несущие сладость Благой Вести; горечь угроз, пленений и бед, которыми кормили язычников, противопоставляется сладкому плоду всех перенесённых испытаний, обретённому в Церкви; жизнь праведников, полная горечи и испытаний, несет в себе сладость плода бессмертия, обретённого после воскрешения».

Сегодня гранат для армянского народа является главным символом армянской диаспоры, рассеянной по всему миру вследствие исторической катастрофы – геноцида, произошедшего в начале двадцатого века на территории исторической Западной Армении, Османской Империи, современной Турции. Гранат прочно занял своё место в современном изобразительном, декоративно-прикладном, кинематографическом искусствах армянского народа. «Цвет граната» Сергея Параджанова – поэтический манифест символу жизни через призму личности великого армянского средневекового поэта и музыканта Саят-Нова, сочные полотна Мартироса Сарьяна, прилавки Вернисажа в Ереване – это яркие примеры значения символа граната в самосознании армянского народа. Богатый символизм этого выносливого, пробивающегося сквозь засуху и беспощадные ветра, деревца с тяжёлыми плодами, облечёнными прочной сухой кожурой и таящие в себе россыпь переливающихся рубиновых зёрен, заложен глубоко в народной памяти, в традиционной образной системе. И он имеет особенное значение для выражения основных национальных, христианских идеалов и принципов через народное и церковное искусство Армении.

Итак, мы видим, что многие древние народы связывали с гранатом чаяния обретения воскресения и бессмертия. Дохристианские языческие верования считали плод священным, мифологизируя и обожествляя его свойства. И уже в христианской культуре, по свершении спасения человечества через Крестную Жертву Господа Иисуса Христа, по оправдании всех чаяний и надежд о Воскресении из мёртвых, о жизни вечной, гранат, лишившись почитания и поклонения как священный плод, будто бы имеющий источник жизни в самом себе, стал для христиан только символом. Однако сколь богат и красноречив этот символ, когда в нём нашли отражение величайшие догматы, основополагающие образы земного и небесного бытия!

Литература:
*Степанян Н. Мотив граната в раннесредневековом искусстве Армении
*Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
*Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка
*Википедия

1. Цветущий гранат. Мартирос Сарьян. 1947 г.
2. Кадр из фильма С.Параджанова «Цвет граната». 1968 г.
3. Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1877 г.
4. Ева с гранатом. И.П. Кёлер-Вилианди
5. Мадонна с гранатом. Сандро Ботичелли. 1487 г. Галерея Уффици, Флоренция.
6. Напольная мозаика, изображающая Христа с символами граната.
Церковь св.Марии в Хинтоне
7. Мозаичный пол с изображением гранатов
Курси, Израиль
8. Натюрморт с гранатами. Мартирос Сарьян. 1913 г.
9. Эчмиадзинское Евангелие 989 г.

Источник

гранат символ чего на востоке. Смотреть фото гранат символ чего на востоке. Смотреть картинку гранат символ чего на востоке. Картинка про гранат символ чего на востоке. Фото гранат символ чего на востоке

Этот экзотический восточный плод обладает богатейшей позитивной символикой. Гранат — древневосточная эмблема солнца, недаром в первом слоге его имени звучит древнеарийское слово «Ра» («Солнце»). Цвет гранатового сока настолько напоминает кровь, что греки уверяли, будто гранат наполнен кровью самого Диониса. Кровь — носитель жизненной энергии, поэтому и кроваво-красный гранат расценивался ими как символ жизни.

Глубоко символична и структура этого удивительного плода: множество зерен, скрытых под единой оболочкой, навевали античным философам ассоциации с единой в своем многообразии Вселенной. Кроме того, гранат является символом плодородия и изобилия, возрождения и бессмертия, эмблемой сексуальности, любви и брака.

В мифологии гранат символизирует бессмертие. В джанне, цветущем саду мусульманского рая, где растут «плоды, и пальмы, и гранаты», он служит усладой для бессмертных праведников. Иранский мифический герой Исфандиар сделался неуязвимым, проглотив зернышко фаната, а Персефона, жертва мрачного Аида, съевшая семь зернышек граната, по-лучила возможность покинуть Царство Мертвых, иными словами, воскреснуть. Одновременно этот чудесный плод явился своеобразным брачным контрактом, согласно которому Персефона две трети года проводила на земле с матерью, а оставшуюся треть — со своим постылым мужем в печальном царстве теней.

В религии древних народов Востока, Греции и Рима столь совершенный фрукт посвящен наиболее почитаемым богам. Как символ плодородия и циклического возрождения природы гранат принадлежит Деметре и Персефоне; как знак эротической любви этот плод достался чувственным красавицам: Астарте, Афродите и Венере; как эмблема брака он находится в заботливых руках Геры (Юноны).

В мировых религиях гранат ценился ничуть не меньше: мусульмане видели в нем символ нравственного очищения; буддисты считали его одним из трех благословенных плодов, а христиане разглядели в зернистом плоде аллегорию на саму церковь, покровительствующую многочисленным верующим. Мало того, в христианской иконографии гранат в деснице Спасителя является одним из символов воскресения. Аналогичное значение имеет и увенчанный крестом гранат в руке св. Иоанна Божьего.

Гранат в ряде традиций выступает в функции райского (золотого) яблока, плода от древа познания, чудесного средства (в ряде сказочных мотивов). В Древней Греции считался образом смерти, забвения, но и божественной пищи, надежды на бессмертие, что находит объяснения в мифе о Персефоне, проглотившей гранатовое зернышко. Считалось также, что гранат возник из крови Диониса. В христианстве образ граната соотносится с даром, который принесён Иисусом Христом с небес (существует также представление о гранате как знаке божьего благословения в индуизме); гранат — одна из эмблем девы Марии. В Корее гранат трактовался как пища богов и посвящался умершим предкам.

На территориях, примыкающих к Средиземному морю, и на Ближнем Востоке культивировавшееся уже довольно длительное время дерево граната было широко распространено финикийцами и укоренилось как источник примечательных фруктов и целебных средств в местностях с теплым климатом. Многочисленные окруженные сочной мякотью зернышки означали плодовитость, а целое гранатовое яблоко — символы богинь, таких, как финикийская Астарта (ассиро-вавилонская Иштар), богини мистерий Деметра и Персефона (лат. Церера и Прозерпина), Афродита (лат. Венера) и Афина. Согласно элевсинскому культовому мифу, Персефона, несмотря на то, что она попала в подземный мир, не должна была остаться в аиде, если бы не вкусила там зернышко граната. Поэтому она имела возможность проводить с другими богами лишь часть времени, а на треть года ей следовало возвращаться в аид. Мать Аттиса, возлюбленного «великой матери» — Кибелы, забеременела от контакта с деревом граната. Деревья граната высаживались на могилах героев (видимо, чтобы обеспечить им обильную преемственность?). Считалось, что эти деревья обживаются особыми нимфами — ройядами. В Риме гранатовое яблоко в руке Юноны символизировало брак. Дерево граната, цветущего душистыми, огненно-красными цветами, олицетворяло любовь и супружество с плодовитостью. Невесты несли венки из цветущих ветвей гранатового дерева. Во времена христианства эта символика была более одухотворена и обогащена ссылками на богатство благодати Божьей и любовь небесную. Красный сок граната стал символом крови мучеников, а собранный под одной кожицей многосемянник — символом объединенных церковной общностью людей. Поскольку кожица у граната жесткая, а сок внутри нее сладок, этот плод тем самым может символизировать и внешне строгого, но внутренне доброго духовного пастыря. В символике барокко гранат приобрел вид надтреснутого в полноте своих семян плода, обозначая устремление к благотворительности и милосердию, щедрое воздаяние за проявление сострадательной любви (лат. caritas).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *