граненый стакан это что
Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан?
11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.
Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина – та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».
Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.
Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.
– Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан – Мухина или стеклодувы времен Петра Великого?
– Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам – огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно.
– Какие же стаканы существовали во времена Петра I? Чем они отличались от советских?
– При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, – это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался – его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.
– Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?
– Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.
– Что это было за задание?
– Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.
– Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?
– Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время – это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.
– Где граненый стакан был распространен прежде всего?
– Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.
– Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?
– Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода – хрустальный гусь.
– Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…
– Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки – там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали.
– Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?
– Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист – Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались – как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка – это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.
– Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней – по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.
– Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней – по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…
За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина
11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.
В «Кускове» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла. Самые интересные стаканы из собрания музея — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Загадка граненого стакана
Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.
Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду.
Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом.
Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:
— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя. В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.
Первое стекло
Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.
При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.
— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке. Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.
Хитрые стаканы Вершинина
К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.
На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.
Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.
— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.
Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.
Насекомые-обманки
— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.
Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.
Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».
Молочное стекло
Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.
— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.
«Дедушка» хрусталя
Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.
— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.
Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».
Граненый стакан
Мутное прошлое
В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах. Послевоенные стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней варьировалось от 16 до 20, хотя встречались и исключения. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик.
В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.
Техника безопасности
170 граммов на брата
Граненый стакан выступал мерой во всех кулинарных книгах советской эпохи. Любая хозяйка знала, что в один стакан умещаются:
200 миллилитров воды (молока и проч.)
250 миллилитров (если налить до краев)
230 граммов сахарного песка
«Упали и разбилися. «
В литературе сохранилось множество упоминаний о стеклянной легенде. У Гончарова в «Обрыве» Крицкая наливает шампанское в граненый стакан; «прекрасный граненый стакан» мы видим в руках у К.Панаева (приятеля поэта А. Фета) на именинном обеде; пить свежезаваренный чай из самовара в толстом граненом стакане любил писатель А. Грин. Вошли «стаканчики» и в городской фольклор: в 1920-е годы пользовались популярностью куплеты Петра Лещенко:
— лучшая форма для вырезания теста под пельмени, печенье, пирожки
— лучшая мера для продажи семечек и ягод
— лучшая емкость для высевания саженцев
— лучший микрофон для подслушивания соседей за стенкой
Граненый стакан.
Достаточно сложно найти хоть одну семью на просторах бывшего Советского Союза, которая бы не хранила в своих шкафчиках на кухне парочку, а то и больше, граненых стаканов. Этот предмет посуды является одним из символов той далекой эпохи. В настоящее время большинство уже не пользуются ими, но выбросить не поднимается рука. История граненого стакана, кто изобрел, когда – вся эта информация покрыта тайнами и легендами. Постараемся во всем этом разобраться.
Легенды о возникновении граненого стакана.
Многие предметы и вещи советских времен имеют массу легенд по поводу своего происхождения. Не обошло это стороной и всем известный граненый стакан. История создания его окутана многими легендами. Вот только некоторые из них, которые ходят вокруг его появления.
— У всех на слуху имя монументалиста Веры Мухиной. Это тот самый мастер, который спроектировал скульптуру «Рабочий и колхозница». Так вот, по одной из легенд, именно она – тот человек, кто изобрел граненый стакан. Есть мнение, что в этом ей помог любимый муж, который долгими вечерами любил пропустить стаканчик-другой алкогольного напитка.
— Многие склоняются к версии, по которой свою руку к изобретению граненого стакана приложил советский инженер Николай Славянов. Он был мастером горного дела, потом стал профессором геологии. В кругу своих друзей и знакомых он известен открытиями в области дуговой сварки и уплотнения отливок с помощью электричества. Именно его заслугам приписывается высокий уровень развития металлургической отрасли в советское время.Первоначально Славянов предложил сделать стакан из металла, и варианты содержали эскизы изделий с 10, 20 и 30 гранями. Это уже потом Мухина предложила выпускать такой стакан в стеклянном виде.
— Еще одна легенда объясняет, откуда взялся граненый стакан. История создания его связана со временами Петра Первого. Один владимирский мастер стекловарения, Ефим Смолин, преподнес в подарок царю такой стакан с уверениями, что его разбить практически невозможно. Петр испил из него вина и швырнул на землю, произнося слова: «Стакану быть». Но, к большому сожалению, стакан разбился. Однако правитель не показал своего гнева. С тех пор появилась традиция бить посуду в процессе застолья.
Откуда возникло слово «стакан»
Не только история граненого стакана достаточно туманная и противоречивая, но и само название предмета имеет несколько мнений по поводу своего происхождения. Из исторических сведений известно, что в 17 веке была посуда, которую делали из притертых маленьких дощечек, соединенных кольцами, она и носила название «достаканы». Многие считают, что от этого слова и пошло название граненых стаканов. По другой версии, слово имеет тюркское происхождение, в этом языке были в обиходе такие слова, как «дастархан», означающее праздничный стол, и «тустыган» – чаша. Из сочетания этих двух слов и возникло название стакана, которое и стали использовать.
Первый советский стакан.
История граненого стакана в России начинается с 1943 года, когда сошел с конвейера стекольного завода в Гусь-Хрустальном первый представитель армии стаканов. Многие считают, что такая форма является не просто фантазией художника, а необходимостью. Оказывается, еще в те далекие времена появились первые посудомоечные машины, которые могли выполнять свои функции только при погружении в них посуды определенной формы и размеров. Вот и пришлось выпускать стакан с гранями, а не круглыми стенками.
В чем секрет высокой прочности стакана?
Советские граненые стаканы не только имели удобную форму и не скользили в руке, но и были очень прочными. Это достигалось приличной толщиной стенок, а также использованием специальных технологий. Сырье для изготовления стекла для граненых стаканов варили при огромной температуре в пределах 1400-1600 градусов, затем осуществлялся процесс обжига и гранения по специальным технологиям. Был период времени, когда в смесь для изготовления для повышения прочности добавляли свинец, который используется обычно при производстве хрустальной посуды.
Производство граненых стаканов.
На стекольных заводах стали производить стаканы разного объема и имеющие различное количество граней. Объем мог варьировать от 50 мл до 250, а граней было от 8 до 14. Классическим история граненого стакана считает изделие объемом 250 мл и имеющее 10 граней. С его помощью можно безошибочно отмерить нужное количество сыпучих и жидких продуктов. В 80-е годы на стекольных заводах оборудование стали заменять импортным, что привело к потере привычных качеств у граненого стакана. Стакан, который до этого времени отличался великолепной прочностью, выдерживал перепады температуры и падение со стола, стал трескаться по бокам. У некоторых отваливалось дно. Виновником считается нарушение технологии изготовления.
Характеристики граненых стаканов.
Несмотря на то что много информации насчет того, кто изобрел граненый стакан, история и появление в России также противоречивы, все же характеристики остаются одинаковыми. И они отличаются от таковых у других подобных изделий. Диаметр самой верхней части — от 7,2 до 7,3 см. Диаметр дна стакана — 5,5 см. Высота стеклянного изделия составляет 10,5 сантиметров. Количество граней чаще всего 16 или 20. По верху стакана идет кромка, ширина которой — от 1,4 до 2.1 см. Все стаканы советского времени, выпускаемые на разных стекольных заводах, имели такие характеристики. Преимущество граненого стакана перед другими подобными изделиями На просторах бывшего Советского Союза граненый стакан имеет широкое распространение, благодаря своим преимуществам перед своими собратьями. Не скатывается со стола, например, на морском судне во время качки и движения по волнам. Популярность в заведениях общественного питания объясняется его высокой прочностью. Любители распития спиртных напитков облюбовали этот предмет, так как с его помощью было легко разделить бутылку на троих. Если наливать жидкость до ободка, то в одном стакане помещается как раз третья часть пол-литровой бутылки. Стакан остается целым при падении с приличной высоты. Такая прочность объясняется как раз наличием граней, которые придают это свойство хрупкому стеклу.
Современная жизнь граненого стакана.
Если в советские времена граненый стакан был непременным атрибутом каждой кухни, то сейчас найти такой предмет посуды не так-то просто. Все можно объяснить тем, что большинство стекольных заводов сняли с производства эту продукцию. На заводе в Гусь-Хрустальном, где, как гласит история граненого стакана, был выпущен первый граненый представитель, производят другие стаканы, которые полностью прозрачные, чего нельзя сказать о граненом. Представителей советского времени производят только под заказ. Сейчас для некоторых граненый стакан является поводом развлечь публику и прославиться самому. В 2005 году на праздновании дня города в Ижевске была сооружена высокая башня почти 2,5 метра высотой из граненых стаканов. На такое сооружение пошло 2024 стакана. Идея принадлежала одному ликеро-водочному заводу.
Интересные сведения о граненом стакане.
Независимо от того, какая история у граненого стакана в России, его всегда использовали не только по прямому назначению. Хозяйки старой закалки находили ему порой самые неожиданные применения. Наиболее известное использование – это вырезание с его помощью заготовок для вареников, пельменей. Если требовался больший диаметр, то брали большой стакан, а при необходимости использовали стопки. Несмотря на то что сейчас имеется масса приспособлений для облегчения этого процесса, многие хозяйки так и не перестали использовать для этого старый и надежный стакан. Граненый стакан на советской кухне был универсальным прибором для измерения. В старых кулинарных изданиях измеряли продукты для приготовления не в граммах, а в стаканах. Совсем необычное – использование граненого стакана в роли осушителя. Его часто можно было видеть зимой стоящим между двойными рамами. В стакан насыпали соль, чтобы окна не промерзали. Сейчас все чаще вместо деревянных рам на наших окнах красуются пластиковые пакеты, поэтому места граненому стаканчику уже нет. Дачники приноровились использовать граненые стаканы для выращивания рассады. Они смотрятся более эстетично, не оставляют мусора после себя, в отличие от торфяных стаканчиков. Стакан можно использовать для демонстрации оптических явлений: если в него налить воды и поместить чайную ложку, то кажется, что она надломленная. Вот такое использование стаканов практиковалось в советские времена, хотя некоторые приемы применения сохранились и сейчас, и никто при этом не задумывается, кто изобрел граненный стакан. На современных кухнях на полках красуется современная посуда, которая более выигрышно смотрится по сравнению с граненым стаканом, но многие хозяйки, если в их кладовых имеется такой раритет, не спешат от него избавляться. Факты о стакане Имеются некоторые факты, которые связывают именно с граненым стаканом. Вот некоторые из них: Стоимость такой посуды зависела от количества граней. Стакан с 10 гранями стоил 3 копейки, а с 16 гранями – 7 копеек. От количества граней объем не зависел, он всегда оставался неизменным – 250 мл. Распространение пьянства в Молдавии связывают с граненым стаканом. Исторические сведения дают возможность узнать, что до освобождения от фашистов страны советскими воинами граждане пили из маленьких 50 мл стаканчиков, а русские принесли с собой вместительные (250 мл) граненые стаканы. Советский граненый стакан в народе называли «маленковским». Министр обороны Маленков издал приказ, согласно которому военнослужащему выдавалось 200 мл водки. Хоть такое правило просуществовало недолго, но запомнилось многим.
Праздник граненого стакана.
Мы подробно рассмотрели и вспомнили про граненый стакан (история, сколько граней), но, оказывается, у этого предмета посуды имеется свой праздник. Отмечается он каждый год 11 сентября. Эта дата выбрана неспроста, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном начался массовый выпуск этих предметов посуды. Эта праздничная дата не считается официальной, скорее, праздник народный, поэтому с ним связаны не очень приятные традиции. Русский человек всегда не против найти повод, чтобы расслабиться за стаканчиком алкогольного напитка, а тут, как находка, такой праздник, просто грех не выпить. Вот чего можно ожидать от такого празднования. Из граненых стаканов положено пить только водку, другие алкогольные напитки никак не ассоциируются с этой посудой. Пить надо не в одиночку, а обязательно в компании, ведь именно с граненым стаканом связано выражение «сообразить на троих». Одной из традиций этого праздника является разбивание «героя» торжества об пол. Неплохо было бы вспомнить, что из граненых стаканов отлично пьется чай, кисель, компот и вода. Все прекрасно помнят такие стаканы в подстаканниках в вагонах поездов. Можно сказать, что между понятиями «граненый стакан», «история нашей страны» можно поставить знак равенства. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Очень хотелось бы, чтобы за такое изобретение давали Нобелевскую премию, а не делали его бессменным атрибутом всех застолий.