гражданин кейн о чем

Нашумевший «Гражданин Кейн»: что осталось от классики и стоит ли ее смотреть

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Если вы вдруг зададитесь целью отыскать фильм, который чаще других нарекали лучшим за все время существования кинематографа, то, вероятнее всего, им окажется дебютная картина Орсона Уэллса – «Гражданин Кейн». Так уж вышло, что большинство именитых и не очень изданий практически машинально возносят этот байопик на недосягаемые высоты. Дошло даже до того, что наделавшую массу шума « The Last of Us », нарекли не иначе как «Гражданином Кейном от мира видеоигр». В свете всей этой шумихи возникает резонный вопрос – а насколько оправдан этот культ?

Что связывает Уэллса с магией вуду

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

В 1915-ом году в небольшом портовом городке Кеноша, затаившемся близ Чикаго, на свет появился Джордж Орсон Уэллс. Его отец был далеко не самым удачливым изобретателем, а мать – пианисткой. Но ввиду того, что в 1919-ом они разошлись, раннее детство Орсон провел в компании матери. Именно с ее легкой руки, будучи еще совсем маленьким, он пристрастился к творчеству Шекспира. К 5 годам у него уже было личное собрание сочинений великого англичанина. Также он увлекался живописью, играл на рояле, скрипке и даже давал небольшие концерты. Но в 1923-ем мать Уэллса скончалась, забрав вместе с собой его увлечение музыкой, но не любовь к Шекспиру, которая расцвела много лет спустя.

Отец Орсона, забросивший изобретательскую деятельность и пристрастившийся к алкоголю, проследовал за женой в 1930-ом. Так в возрасте 15-ти лет будущий актер и режиссер оказался на попечении у Морриса Берстайна, близкого друга его родителей. В действительности же он остался совсем один, лишенный крепкого родительского плеча и вынужденный полагаться исключительно на собственные силы.

Вскоре стало предельно ясно, что Уэллс парень не промах. Через год после смерти отца он без разрешения опекуна решил отправиться в путешествие по Европе, но денег ему хватило лишь на дорогу до Чикаго. Тем не менее, каким-то образом он не только умудрился укрыться от разыскивавшей его полиции, но и сумел раздобыть необходимую для путешествия сумму. И это во времена жуткого экономического кризиса, когда ни у кого не было работы.

Во время европейского турне, длившегося несколько лет, Уэллс отработал полноценный театральный сезон в одном из дублинских театров, побродил по улочкам Марокко, а также отличился написанием детективов и участием в корриде на ее исторической родине под прозвищем «Эль Американо».

«Лучшие произведения создают до 30-ти и после 70-ти. Главный враг общества – средний класс, а жизни – средний возраст».

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Вернувшись в Америку, Уэллс вел спокойную по его меркам жизнь, играя самые разные роли в труппе небезызвестной театральной актрисы Кэтрин Корнелл, колесившей в то время по всей стране. Но в 1934-ом ему улыбнулась удача: на деньги Джона Хаусмана, американского режиссера и продюсера средней руки, они открыли совместный театр в Нью-Йорке. Недолго думая, Уэллс обратился к горячо любимому творчеству Шекспира и поставил собственного «Макбета».

Место действия пьесы было перенесено на Таити, а задействовали в ней исключительно чернокожих актеров, что по тем временам было просто немыслимо. Но и этот факт был лишь верхушкой айсберга: Орсону удалось привезти из Африки настоящих жриц культа вуду, которые прямо на сцене проводили взаправдашние ритуалы, свежуя в процессе живых овец. Это мероприятие, как и поставленный пару лет спустя «Юлий Цезарь», в котором Цезарь был загримирован под Муссолини, наделало много шума, но не принесло Уэллсу должной популярности.

«Борьба с традицией нам необходима, но, если мы ее совсем уничтожим, исчезнет напряжение, и тогда не останется ничего… ни авангарда, ни экспериментального искусства. Вне традиции всякое экспериментаторство теряет смысл…»

Но 30 октября 1938-го года, в канун Дня всех святых, грянул гром. Именно в этот вечер в радиоэфир вышла постановка «Войны миров», созданная Уэллсом на основе знаменитого романа его однофамильца. К середине «представления», первая половина которого довольно убедительно имитировала репортаж с непосредственного места событий, несколько районов Соединенных Штатов охватила истерия. Люди искренне поверили в подлинность нападения марсиан. Обернулось это дело чередой самоубийств, нервных срывов и побегов из городов в близлежащие леса и горы. Это был настоящий фурор, в одночасье сделавший Уэллса настоящей знаменитостью и открывший для него дорогу в Голливуд.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Причем, «фабрика грез» выдала ему неслыханный по тем временам подарок: согласно заключенному с компанией RKO контракту, Уэллс должен был снимать по одной картине в год, исполняя обязанности режиссера, продюсера и актера. При этом студия не могла ни коим образом влиять на его работу, ей даже не позволялось просматривать отснятый материал. Немыслимая роскошь, в сиянии которой и был рожден «Гражданин Кейн», вознесший 25-летнего режиссера на удивительную высоту.

Нельзя сказать, что вся последующая жизнь Уэллса была невыносимой, но на нее выдалось множество неприятностей: изгнание из Голливуда по причине развода с Ритой Хейворт, вынужденная миграция в Европу и безуспешные поиски финансирования. Но Уэллс был настоящим стоиком и бойцом, не опустившим руки даже после всего вылитого на него дерьма. Он прекрасно осознавал свое превосходство над окружающими и нисколько не боялся выставлять его на показ.

«Лично я никогда не был киноманом и даже в детстве ходил в кино не слишком часто. Слава Богу, меня кинематограф интересует в разумных пределах. Танцор или певец, способный мыслить лишь категориями своего искусства, на самом деле — глупец, ему просто нечего сказать людям.»

Массовая «депрессия» длинною в десятилетие

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Первая четверть прошлого столетия выдалась для Соединенных Штатов крайне удачной. За эти годы ее промышленность и экономика совершили внушительный рывок вперед. В первую очередь благодаря повсеместному внедрению новых технологий и удаленности от событий Первой мировой. Так, в период с 1917-го по 1927-ой год национальный доход США вырос почти в 3 раза. Благосостояние простых людей росло, а вместе с ним и вера в светлое будущее.

В ревущие двадцатые приподнятое расположение духа достигло своего апогея. Американцы массово перебирались из глубинки в крупные города, отчаянно содрогавшиеся под громогласные возгласы джаза и галлонами уплетавшие алкоголь. Даже властвовавший в те годы «Сухой закон» не мог им помешать. Это была беззаботная, оптимистичная пора, во время которой каждый американец свято верил в нерушимость и могущество своей родины.

Ясное дело, бесконечно так продолжаться не могло. Рано или поздно любой пир подходит к концу, обрушивая на его участников жуткое похмелье и сожаления о содеянном. Для Соединенных Штатов, а заодно и для остального цивилизованного мира, таким похмельем стала «Великая депрессия» – экономический кризис, началом которого считается 29 октября 1929-го года. Именно в этот день после непродолжительной агонии рухнул фондовый рынок США, утянув за собой на дно всю мировую экономику.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Самым страшным в «Великой депрессии» оказалось то, что к ней никто не был готов и в первую очередь морально. Люди нищали не постепенно и не по причине чьих-то неверных решений, так или иначе лежавших на поверхности. Большинство лишилось всего в мгновение ока, совершенно не понимая истоков этой напасти. В первые дни десятки тысяч ошеломленных американцев наложили на себя руки, настолько силен был шок и последовавший за ним ужас.

Также за время кризиса разорились тысячи предприятий. Сельское хозяйство, и без того пребывавшее не в лучшей форме, столкнулось с еще большими проблемами, а банки полопались словно мыльные пузыри на солнце. Как следствие, резкое сокращение рабочих мест лишило обнищавшее население возможности исправить сложившуюся ситуацию.

К началу тридцатых число безработных превышало 15 миллионов человек (и это не считая жен, детей и недееспособных стариков, повисших на их шеях) при общем населении в 120 миллионов. Кто-то из числа этих несчастных изо дня в день околачивал пороги близлежащих предприятий, кто-то беспробудно пил, а кто-то путешествовал по стране, за копейки помогая чужим хозяйствам. Но в лучшем случае это позволяло им и их семьям не умереть с голоду.

«Люди, которые батрачат на чужих ранчо, самые одинокие на свете. У них нет семьи. У них нет дома. Придут они на ранчо, отработают свое, а потом – в город, денежки проматывать, и глядишь, уж снова плетутся куда-нибудь на другое ранчо. И в будущем у них ничего нет.»

— Джон Стейнбек, «О мышах и людях»

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Некоторые умудрялись отчаяться до такой степени, что отправлялись в Советский Союз, который всегда страдал от нехватки рабочих рук, но никак не от нехватки заоблачных амбиций. Более того, тридцатые являются единственным периодом в истории, когда отток населения из Соединенных Штатов, заслуженно именуемых страной иммигрантов, превысил его приток.

За то полное отчаяния и мучений десятилетие, что длилась «Великая депрессия», Америка откатилась в своем развитии к уровню 1911-го года. Но, как бы там ни было, благодаря разносторонним реформам Делано Рузвельта, к 1939-му году кризис официально сошел на нет. Американский народ выстоял и наконец-то мог спокойно вздохнуть.

В свою очередь, май 1941-го года, на который пришелся выход «Гражданина Кейна», был едва ли не самым подходящим для этого моментом. Годы жутких страданий и лишений остались позади, экономика и промышленность снова были на подъеме, а до нападения японцев на Перл-Харбор, вынудившего Соединенные Штаты вступить во Вторую мировую войну, оставалось еще 8 месяцев.

Богатые тоже плачут

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

В «Гражданине Кейне» Орсон Уэллс попытался создать разностороннего и в меру глубокого героя, не только способного запомниться зрителю своими выходками, но и пробудить в нем эмоции. Для этого он сосредоточил все свое внимание на судьбе Чарльза Фостера Кейна, в основу образа которого лег современник Уэллса – первый в истории медиамагнат Уильям Херст. Кстати говоря, еще до выхода фильма об этом факте прознал не только весь Голливуд, но и сам Херст.

Сказать, что его не обрадовала оказанная честь, значит изрядно преуменьшить размах проблемы. Херст, не желая выставлять на показ свою личную жизнь, приложил максимум усилий, дабы не дать Уэллсу завершить съемки. И хотя молодому режиссеру это все-таки удалось, должного проката «Гражданин Кейн» не получил, поскольку многие кинотеатры не решились перечить Херсту и проигнорировали показ. Тем не менее, фильму как-то удалось принести своим создателям прибыль, пусть и не внушительную.

История Чарльза Кейна начинается с того, что в совсем юном возрасте его отдают на попечение банку, в прямом смысле этого слова. Дело в том, что в один прекрасный день его мать становится сказочно богатой. И дабы на это богатство не наложил руки ее бестолковый муж, она расстается с сыном, попутно переписывая на него весь свой капитал. Банк, в свою очередь, заинтересован в благополучии Чарльза исключительно потому, что именно в его закромах таятся деньги юного миллионера. В определенном смысле Кейн, как и Уэллс когда-то, остается один на один с жизнью.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

В дальнейшем выясняется, что Кейн далеко не так прост: в возрасте 25 лет, получив наконец возможность распоряжаться своим состоянием, он плюет на будущее десятка подвластных ему предприятий и обращает взор на чахлую газетенку. В первый год она приносит ему убытки в размере миллиона долларов, но его это мало беспокоит и он полностью отдается собственной страсти. Газета понемногу крепчает, а Кейн подобно Херсту становится праотцом «желтой прессы».

А ведь в этом сумасбродном, на первый взгляд, интересе к прессе кроется вся суть личности Кейна. Это — строптивый, самоуверенный и отчаянно пытающийся ухватиться за предназначенное ему счастье человек. Ради собственной выгоды он готов пойти на что угодно, даже развязывание двух мировых войн не кажется ему перебором. Что уж говорить о более мелких прихотях, на которых и акцентирует внимание Уэллс.

Честно говоря, при всей пристойности сценария, написанного Уэллсом в соавторстве со страдавшим от алкоголической зависимости Манкевичем, история кажется чрезвычайно знакомой. По сути, это очередная интерпретация поисков счастья человеком, обремененным умом и богатством. С предсказуемыми взлетами и падениями, равно как и вытекающим из них финалом. Так или иначе, все это мы уже видели и далеко не раз.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

С художественной точки зрения «Гражданин Кейн» также не производит сегодня неизгладимого впечатления. Первая половина фильма отличается невероятно высоким темпом, из-за которого большинство фраз попросту наскакивают друг на друга без веской на то причины. И все это на повышенных тонах. Создается впечатление, что перед тобой проносится огромный шумный экспресс, взобраться на который не представляется возможным. Но в то самое мгновение, когда желание уйти становится невыносимым, он начинает вещать на два тона тише и вдруг замедляет ход, позволяя запрыгнуть на подножку одного из своих сияющих вагонов.

Благодаря снижению темпа, игра актеров перестает походить на шумный балаган, а Кейн (в исполнении Уэллса) начинает обретать в меру яркие черты, оставляя в итоге глубокое впечатление. Хотя проникнуться его бедами в полном объеме довольно сложно, и виновата в этом их упомянутая вторичность. Зато постановка некоторых сцен и изобретательность операторской работы приятно удивляют даже сегодня, особенно если не выпускать из памяти нависшие над ними годы.

Нужно ли смотреть это сейчас

При всей своей «громогласности» на сегодняшний день «Гражданин Кейн» вызывает очень противоречивые чувства. Это достаточно неровная, но не лишенная шарма, картина. Так что рассматривать ее лучше всего из академического интереса и обязательно в контексте времени, иначе можно изрядно разочароваться в этом кинематографическом идоле.

Источник

Почему Гражданин Кейн лучший фильм в истории?

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Что же особенного в этой дебютной картине Орсона Уэллса? В год премьеры (1941) фильм был холодно принят зрителями и даже не окупился. Так почему же кинокритики десятки раз ставили «Гражданина Кейна» на первое место различных рейтингов? Давайте разбираться.

Сюжет: Богатейший медиа-магнат по имени Чарльз Фостер Кейн умирает в своём огромном особняке в полном одиночестве. Последними его словами были: «Rosebud (Розовый бутон)». Журналист, пытаясь выяснить, что значат эти слова, опрашивает всех тех, кто был когда-то близок Кейну.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Орсон Уэллс заключает по тем временам неслыханно роскошный контракт со студией RKO (да-да, это та самая студия, что родила на свет известного «Кинг-Конга» в 1933 году). Студия не имеет право вмешиваться в съёмочный процесс и даже просматривать отснятый материал. Ранее такие полномочия в Голливуде режиссёры не получали и все основные решения по сценарию, подбору актёров и т. д. принимали продюсеры.

Чем же заслужил такое доверие 24-летний режиссёр-дебютант? Дело в том, что к тому времени Уэллс уже получил скандальную известность благодаря своей радиопостановке «Война миров» (вот так каламбур судьбы) Герберта Уэллса, прозвучавшей на CBS в 1938 году. Постановка была оформлена в стиле репортажей с места событий. Тысячи людей проживающих в Нью-Джерси приняли эти репортажи за подлинные. Началась паника, люди спешили покинуть Нью-Джерси, образовывая пробки. Телефонные лини были перегружены. Некоторые граждане распространяли слухи о начавшейся войне с инопланетными захватчиками. Некоторые источники сообщали даже о прокатившейся волне самоубийств.

Десятки газет написали про Уэллса, тем самым, ещё больше увеличив его популярность. RKO, имеющая на тот момент репутацию студии второсортных фильмов, решается выйти на новый уровень. Для этого она привлекает молодого специалиста, дав ему полный карт-бланш.

Помимо того, что фильм охватывает невиданный ранее временной промежуток. Ранее никто не дерзал за пару часов поведать о целой жизни. Так ещё повествование в нём ведётся нелинейно. История начинается со смерти главного героя. Это открытие для кинематографа того времени.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Уэллс вывел на новый уровень приём, без которого сложно представить современное кино и множество культовых картин – глубокий фокус. А если быть точнее, он пригласил в картину оператора-постановщика Грегга Толанда, уже имевшего на тот момент Оскар за «Грозовой перевал», и не мешал. Творческая свобода Толанда вылилась в нечто грандиозное. В итоге Уэллс поместил своё имя с именем Толанда в один титр.

Что же такое глубокий фокус?

Это приём, с помощью которого зритель может видеть в фокусе сразу несколько объектов/субъектов на разных планах, что позволяет показать действия и реакции нескольких персонажей одновременно.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Для рассказывания истории, это был революционный приём. Так как почти все кинематографисты тех лет отдавали предпочтение классическому эзенштейновскому монтажу (сменяющиеся события, персонажи и их реакции).

Для зрителей того времени пролёты камеры, следящие за персонажем, выглядели чем-то невероятным. Сейчас такие приёмы выполняются при помощи спецэффектов. Тогда же, это всё делалось вручную.

Для одной из сцен даже разрезали стол на две части, чтобы камера пролетала сквозь него.

Разные ракурсы с использованием потолка в кадре.

Толанд также применил съёмку снизу вверх, чтобы возвеличить фигуру Кейна. Громоздкое и неприспособленное, для такого рода съёмок оборудование помещалась в специальные углубления, вырезанные в полу. Так как декорации не предусматривали потолки, а над актёрами размещалось оборудование, записывающие звук. На площадке были задействованы фальшивые потолки – натянутая ткань, способная пропускать звук для микрофонов, расположенных над ней.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Многие киноведы сошлись во мнении, что именно «Гражданин Кейн» является родоначальником известного направления в кино, как нуар. Здесь и пессимистическая обстановка и сложная хронология событий и игра теней (хотя сам «Гражданин Кейн» полностью обязан этим немецкому экспрессионизму).

Начало мокьюментари (псевдодокументалистика).

Фильм начинается с выпуска новостей, в котором сообщается о смерти Кейна и рассказывается о том, чем он запомнился людям.

Зритель 40-х годов мог принять всё это за чистую монету (вспоминаем реакцию на «Войну миров»), так как понятия мокьюментари ещё не существовало и это оказывало эффект.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Приём ненадёжного рассказчика.

Ещё одна гениальная идея для тогдашнего Голливуда, это приём ненадежного рассказчика (Но и здесь Уэллс подсмотрел за немецкими экспрессионистами, а именно за фильмом «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (1920). Это когда одни и те же события показаны с разных точек зрения. Сейчас этим трудно кого удивить, но именно Уэллс дал толчок. Впоследствии, заложив этот приём в основу, Куросава дарит миру легендарный «Расёмон». Ну, и как же не вспомнить более современные картины, как «Бойцовский клуб», «Остров проклятых», «Настоящий детектив».

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Гениальное решение Уэллса смонтировать длительный отрезок времени в одной сцене значительно предопределило судьбу последующего развития кино.

Сцена завтрака с первой женой Кейна, в которой влюблённые молодожёны постепенно превращаются во взрослых, охладевших друг к другу людей. В одной сцене Уэллс показал многие годы прошедшие в фильме. Это так гениально и просто, что обычный титр «Прошло 20 лет» кажется очень примитивным. Кстати, отсылку на эту сцену можно посмотреть в оскароносном «Артисте».

Также стоит отметить сцену с аплодисментами. Кейн рукоплещет второй жене, выступающей в оперном в театре. Нам дают понять, что это не просто одно выступление, а начало карьерной жизни героини.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

— Уильям Хёрст реальный медиа-магнат того времени явился прототипом Кейна. Это так взбесило Хёрста, что он всячески мешал картине набрать популярность. В том числе запретил упоминать в своих изданиях. Это послужило одной из причин провала в прокате.

— При 9 номинациях на Оскар, «Гражданин Кейн» удостоился лишь одной статуэтки – за оригинальный сценарий.

— Бутон розы. Одна из множества версий, что же всё-таки значит «Rosebud», звучит так, будто бы именно таким образом называл Уильям Хёрст прелести своей второй жены оперной певицы… И именно это и послужило причиной его негодования по поводу картины.

— Идея сценария принадлежит Херману Манковичу. Из-за чего собственно разгорелся скандал, так как Уэллс поставил свою фамилию на первое место в указании авторов сценария.

… приобрел те самые санки с надписью «Rosebud», для своей личной коллекции, так как является большим поклонником этого фильма.

Несмотря на то, что кинокритики того времени восторженно приняли «Гражданина Кейна», обычный зритель новаторства не оценил. Но позже начиная с 50-х количество поклонников фильма росло. Фильм возглавил не один десяток рейтингов. Прежде всего, его заслуга в «новом слове». Ведь именно это позволяет развиваться чему бы то ни было, в том числе и кинематографу. «Гражданин Кейн» откликнулся в душе у множества режиссёров, что впоследствии вылилось в сотни картин, которые радуют нас и по сей день.

Источник

«Гражданин Кейн» (осторожно спойлеры)

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

«Гражданин Кейн» (англ. Citizen Kane) — американский драматический кинофильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. Финансировала съёмки кинокомпания «РКО Радио Пикчерс» (RKO Radio Pictures). На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждал в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов».

Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Хёрст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения желаний или прихотей собственного эго. Полностью построенное на принципе флешбэков действие фильма разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «rosebud» («розовый бутон»).

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чемОрсон Уэллс

Уильям Рэндольф Херст (англ. William Randolph Hearst) (29 апреля 1863 — 14 августа 1951) — американский медиамагнат, основатель холдинга «Hearst Corporation», ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чемУильям Рэндольф Херст

С именем Уильяма Рэндольфа Херста связано появление в обиходе таких понятий, как «жёлтая пресса», «связи с общественностью» (PR) и «медиамагнат».

Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать журналистам карт-бланш в выборе тем и ввёл тематические рубрики. Таким образом, нынешние газетные обозреватели, ведущие свою колонку, были его изобретением.

Рэндольф родился в Сан-Франциско, в семье Джорджа Херста и Фиби Апперсон. Отец Уильяма был миллионером и владел крупнейшими на Западном побережье США залежами серебра. Он выдал кредит «рупору» калифорнийских демократов San Francisco Examiner, выкупил убыточную газету и в 1887 году благодаря поддержке демократов стал сенатором.

Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста ещё в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Lampoon», за что был исключён из университета.

В 1885—1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера «The New York World». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско.

В 1903 Уильям Херст женился на Миллисент Веронике Уилсон(1882—1974). У них было пять сыновей: Джордж Рэндольф Херст (1904—1972), Уильям Рэндольф Херст-младший (1908—1993), Джон Рэндольф Херст (1910—1958), близнецы Рэндольф Апперсон Херст (1915—2000) и Дэвид Уитмор Херст (1915—1986).

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чемМиллисент Уилсон

С 1917 по 1951 год у Херста была любовная связь с актрисой Мэрион Дэвис. У них была общая дочь Патрисия Лейк, которую всегда представляли как племянницу Мэрион Дэвис

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чемМэрион Дэвис (ее играла Аманда Сейфрид в фильме «Манк» 2020, гифки из которого были в моем посте про Аманду)

Фильм начинается со сцены смерти. Одинокий газетный медиамагнат-миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в своём гигантском замке, наполненном бесценными произведениями искусства. В миг смерти из его руки выпадает стеклянный шар со снежным пейзажем, и магнат произносит только одно слово: rosebud («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в виде некролога жизнь Кейна. В частности, становится известно, что его называли коммунистом и фашистом, что он был замешан в двух войнах, перед смертью был парализован, построил замок Ксанаду (отсылка к увековеченной в стихотворении британского романтика С. Т. Кольриджа «Кубла Хан» (1797 год) резиденции Хубилай-хана, императора-основателя империи Юань), был дважды женат и неудачно баллотировался в губернаторы.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.

Херст-касл (Hearst Castle, то есть «замок Херста») — национальный исторический памятник на тихоокеанском побережье Калифорнии, примерно на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Главный усадебный дом стоит на «Зачарованном холме» в 8 км от океана. В доме 56 спален, 61 уборная, 19 гостиных, на территории усадьбы — несколько бассейнов и теннисных кортов, кинотеатр, аэродром и крупнейший в мире частный зоопарк (сейчас без животных).

Считается, что Херст, будучи 10-тилетним мальчиком пyтешествовал с матерью по Европе, что сформировало его вкус. Херст-касл квинтэссенция роскоши всех европейских музеев.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

В фильме журналист Томпсон получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово: розовый бутон. Так начинается странствие корреспондента и встречи с людьми, которые когда-либо встречались с Кейном.

Сьюзен Александер, вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем журналист знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбэке зритель узнаёт о случае из детства обычного и весёлого мальчика Кейна: несмотря на сопротивление доброго и слабого мужа, любящая и волевая мать отдала маленького сына «ради его же блага» в другой город, на воспитание банкиру Тэтчеру.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Последующие флешбэки демонстрируют начало предпринимательства Кейна в медиабизнесе с полученного от банкира контроля над небольшой газетой. Начиная с газеты, вся жизнь Кейна хорошо задокументирована. Чарльз поначалу старается служить читателям и правде. Но работать начинает всё больше в лживом бездоказательном стиле «жёлтой журналистики», поначалу чтобы сопротивляться более крупным конкурентам, потом всё более втягиваясь в политическую подковёрную борьбу и в неправедную личную жизнь. Кейн расчетливо женится на племяннице президента США и баллотируется на пост губернатора. Богатея и авторитарно управляя растущей медиаимперией, он теряет своего лучшего друга и коллегу, всё больше увязая во лжи и не желая слышать от друга правду. Романтический скандал с будущей второй женой, Сьюзен Александер, «певичкой», положил конец как браку по расчёту, так и политической карьере.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

По ходу развития сюжета зрителям показывают, как постепенно Кейн богатеет, преуспевает, но и черствеет, теряет друзей и теряет себя.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Любовь к Сьюзен быстро перерастает в гордыню, эгоизм и самообман: магнат сначала дарит ей мир театра и пения, но не хочет принять отсутствие у неё таланта. Когда даже сама простушка Сьюзен понимает позор и отказывается от попыток оперного пения, Кейн в тупом упорстве и амбициях теряет и любовь, и жену, как когда-то потерял друга и любимую профессию. Сьюзен самоотверженно старается помочь мужу вновь обрести себя, выбраться из пут властолюбия, эгоизма, жадности, но терпит поражение и покидает мрачный пустынный замок.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Хотя биографии персонажа и прототипа полностью не совпадают, в картине присутствуют дословные цитаты Хёрста. К примеру, Кейн слово в слово повторяет телеграмму Хёрста своему корреспонденту на Кубу: «Не уезжайте. Вы обеспечиваете иллюстрации, а я обеспечу войну» («Please remain. You furnish the pictures, and I’ll furnish the war»). «Гражданин Кейн» взял за основу и роман Хёрста с актрисой Мэрион Дэвис.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Не желая выхода фильма на экран, Херст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Херста. Кроме того, большинство газет Херста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот. Это один из немногих случаев в истории США, когда фильм вызвал такую бурю в политических и общественных кругах.

Уэллс потерял много сил и нервов, чтобы снять фильм, но ещё больше — чтобы добиться от кинокомпании РКО выхода своей картины на экран. Сразу после выпуска фильм получил премию «Оскар» за лучший сценарий (был номинирован на эту премию ещё в восьми номинациях), а впоследствии многократно упоминался критиками как «лучший фильм всех времён и народов».

При этом фильм не принёс большого зрительского успеха во многом из-за антирекламной кампании Хёрста. Так как крупные кинотеатры и сети его не демонстрировали, то первоначально фильм потерпел финансовый крах и стал прибыльным лишь после серии повторных прокатов.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

Почему этот фильм стал событием? Многие сцены в различных флэшбеках фильма дополняют друг друга, а также дублируют одно и то же событие, показывая его с разных точек зрения, используется художественный приём сообщения информации так называемым «ненадежным рассказчиком». Оператор Грегг Толанд получил возможность применить те приёмы, о которых он давно мечтал, например широкоугольные объективы, позволяющие строить глубинный кадр, объединяющий разные действия в едином потоке, короткий фокус, съёмки с верхней и нижней точки, присутствие в кадре потолка, предметы на границе кадра, использование внутрикадрового монтажа. Толанд, по словам режиссёра, под влиянием Джона Форда, всё время повторял ему: «Снимай каждый эпизод целиком, не делай ничего другого». То есть, необходимо разыгрывать всю сцену, ничего не вырезая, не снимая альтернативных версий и т. д., что во многом стало возможным благодаря качеству актёрской игры. Характер картины и её художественные особенности предопределили выразительные операторские и монтажные решения: экспрессивность композиции, сдвинутые соотношения объёмов, алогичные точки съёмок, оригинальные монтажные переходы. В 1941 году такие приемы воплощались на экране впервые, за что фильм заслуженно получил оскар за лучший сценарий и 8 номинаций в других категориях.

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

гражданин кейн о чем. Смотреть фото гражданин кейн о чем. Смотреть картинку гражданин кейн о чем. Картинка про гражданин кейн о чем. Фото гражданин кейн о чем

А тайна последнего слова умирающего магната: розовый бутон? Примечательно, что в поэме английского поэта Роберта Геррика «Девственницам: спешите наверстать упущенное», символ розы олицетворяет радость молодости и быстротечность жизни:

«Срывайте розы поскорей,

Подвластно всё старенью,

Цветы, что ныне всех милей,

Назавтра станут тенью.»

Поэма отсылает к крылатому латинскому выражению «Carpe diem», и трактуется как призыв проживать каждый день с удовольствием, не откладывая полнокровную жизнь на неопределённое и неизвестное будущее. Таким образом, детские санки Кейна с надписью «Rosebud», можно понимать как символ утраченного времени, счастья, самой жизни, прожитой зря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *