гражданская позиция что это
4 примера сочинений на тему: Гражданская позиция
Пример сочинения 1
Формирование человека с активной гражданской позицией
Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
Основными составляющими являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Гражданское самосознание развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в обучении и воспитании будущего поколения.
Кроме того, активная гражданская позиция, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.
Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.
Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.
Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я тоже являюсь волонтером и донором.В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция.
Добровольный труд позволяет реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт.
Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех!
Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей.
Заключение:
Человек с активной гражданской позицией готов помогать людям, и не за деньги, без награды – просто так! И если таких людей будет как можно больше, тем наша страна будет богаче и крепче во всех смыслах.
Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.
Пример сочинения 2
В чём может проявляться гражданская позиция человека?
Тему патриотизма ставили многие писатели и поэты. Положительные герои всегда способны постоять за честь и достоинство собственной Отчизны.
Так, Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал отношение многих героев к историческим событиям, связанных с защитой Родины. Самые лучшие и любимые герои писателя не могли оставить свое Отечество и всячески помогали простому русскому человеку. Это и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Но социально активен в наибольшей степени был, конечно, Кутузов. Это настоящий патриот, который способен защитить свою Родину от врага. Простой русский народ действительно ценил его как военачальника, готового постоять за свою Родину. Гражданская позиция также может проявляться и в осознанности своей принадлежности к Родине. Именно этим и славился Кутузов, который понимал, что от его действий зависит будущее страны. Близость героя к народу показывает то, что Кутузов осознавал свою принадлежность к Родине.
Таким образом, гражданская позиция человека проявляется в желании не стоять на месте, преобразовывать жизнь всего общества. Это желание спасти свою Отчизну и желание помочь своей Родине.
Пример сочинения 3
Польза активной гражданской позиции
Все мы любим, когда неукоснительно соблюдаются наши права. Любое посягательство на них каждый человек воспринимает как личную угрозу. Однако исполнение обязанностей, возложенных государством на своих граждан, нас тяготит. Многие игнорируют необходимость выражать свою гражданскую позицию и участвовать в политической жизни своей страны. К чему может привести подобное поведение? И на что может повлиять каждый из нас?
Многие из нас не верят в то, что их поведение способно оказать ощутимое влияние на политическую и социальную обстановку в нашей стране.
Мы привыкли полагать, что исход выборов всегда предрешен заранее, а любые акции — митинги и шествия — ничего не значат. Так зачем же тратить свое личное время на столь бесполезные занятия?
Впрочем, есть и другой путь, способный привести к более серьезным изменениям в жизни людей: создание общественных движений, союзов и тому подобных организаций. Однако участие в них, а тем более руководство ими, подразумевает вложение значительных сил. А это далеко не всем кажется разумным и оправданным.
Исходя из подобных соображений, большинство сограждан предпочитают ограничивать свою причастность к политике простым обсуждением на кухне за вечерним чаем действий и личностей правителей. Такое молчаливое согласие со всем, что происходит в стране, дает власти право и возможность претворять в жизнь любые, даже самые непопулярные и вредоносные решения. В результате происходит снижение жизненного уровня, ужесточение разнообразных санкций, повышение налогового бремени и значительное сокращение списка свобод. В определенный момент все это может перерасти в установление тоталитаризма.
Понимая все опасности равнодушия к политической сфере жизни, успешный человек всегда будет принимать в ней посильное участие. Он разберется в том, насколько сильно его личное влияние на все, что происходит в государстве. У него всегда будет свое мнение по всем насущным, злободневным вопросам, сформированное на основе анализа информации, поступающей из различных источников. Сильная личность всегда будет готова выразить свою гражданскую позицию. Для этого она будет следить за всеми событиями, которые могут хоть как-то отразиться на ее судьбе.
Успешный человек не позволит кому-то сделать выбор за него, ведь никто не может представлять его интересы лучше, чем он сам. Чтобы иметь влияние на ситуацию в стране, он будет прикладывать все усилия для прихода к власти разумных, демократически настроенных людей. Только при демократической форме управления государством человек может реализовать все свои права и нести ответственность за свою жизнь. А эти условия являются основополагающими для достижения благополучия.
Желая добиться благосостояния и быть уверенным в завтрашнем дне, человек, нацеленный на успех, будет активно участвовать в политической жизни страны. Он прогонит лень и равнодушие, понимая, что промолчав однажды, он рискует потерять слишком многое. В его интересах бороться за развитие своей страны, за совершенствование в ней всех систем и органов управления.
Успешный человек понимает, что каждый гражданин ответственен за политическую ситуацию, складывающуюся в его стране. Поэтому он принимает самое активное участие во всех событиях, способных повлиять на основные сферы жизни. Он интересуется всеми изменениями, происходящими в обществе, и формирует собственную позицию по каждому важному вопросу. В результате он всегда может аргументировано высказать мнение о ситуации. А иногда и повлиять на нее, используя рычаги, предоставленные ему законом. Все это позволяет ему с уверенностью смотреть в завтрашний день и гордо нести ответственность за свое благосостояние и качество жизни.
Пример сочинения 4
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.
Понятие активной гражданской позиции и формы ее проявления
Восприятие население государства и отношения к нему играют важную роль для формирования жизни страны и ее экономики. Но как быть полезным в мире. Важно понимать, что такое гражданская позиция. Главное не путать соответствующий термин с другими понятиями/выражениями.
Что такое гражданская позиция?
Сама по себе «позиция» — это некое качество человека, проявляемое отношение к самому себе, к окружению. Сюда относят и общество, и государство. Предусматривает линии самостоятельного поведения лица в качестве соцединицы для реализации собственных целей/приоритетов.
Рассматриваемый термин означает совокупность морально-этических аспектов, взглядов, убеждений по отношению человека к общественной жизни внутри того или иного государства. Сюда также включают действия индивидуума и поступки в соответствующей стезе.
Выражаясь просто, это – ответственное отношение/выполнение долгов перед окружающими. Понятие является довольно сложным в социальном плане. Выражает не только личностные оценки собственного положения среди себеподобных, но и права/обязанности, учитывая индивидуальные особенности. Педагоги рассматривают ГП в виде качества личности, системы отношения к окружению.
Формирование и развитие
Все начинается с патриотизма, отвечающего за зарождение необходимых для дальнейшего «развития» качеств у человека и общественности. Личность перестает быть равнодушной к окружению/государству. Это становится толчком для несения добросовестной гражданской ответственности.
Люди преимущественно относят свое ощущение целостности, единства, привязанности к месту рождения как начало ГП, любовь к родным землям. Изначально в ценностную систему включена только семья индивидуума, а Родина признается значимой лишь со временем.
С чего начинается формирование? С малого. Гражданской позиции присуще воспитание в ребенке бережного и ответственного отношения к месту, где он живет, а также к окружающим. Сюда также стоит отнести аккуратность в природе. Это – своеобразная подготовка к неравнодушию к происходящему в будущем.
ГП особо сильно начинает формироваться непосредственно в старшей школе. Правда, в этот период маленькие граждане не имеют возможности голосовать официально. Некоторые их права пока не удается воплотить в жизнь. Из-за подобных особенностей школьникам трудно ощущать себя частью той или иной страны. В конечном итоге будущие абитуриенты оказываются социально пассивными.
Для устранения подобной «особенности» важно создавать политику воспитания, которая помогла бы стимулированию и росту ГП. Формирование начинается преимущественно со СМИ, имеющими влияние на общественность. То же самое касается интернета и литературы.
Интенсивное развитие осуществляется за счет некоторых факторов. К ним относятся:
социально активные люди;
сплоченность населения общим мировоззрением с точки зрения гражданина;
различные общественные движения и волнения.
На данный момент общество активно задумывается над всем происходящем внутри конкретной страны, хотя раньше подобных ситуаций было значительно меньше. На территории Российской Федерации значительные корректировки наблюдаются в отношении патриотизма, любви к Родине, гордости за Отечество, вопросов чести, долга и достоинства, познаний истории страны и единства прошлых традиций. Они выдвигаются на передовую, положительно сказываясь на развитии государства и общества.
Активная позиция граждан и ее важность для общества
Гражданская позиция бывает активной, предусматривающей осознанное участие каждого индивида в жизни населения. При этом поступки и действия должны быть реальными и полезными, направленными на реализацию общественных ценностных элементов. Личные интересы в поведении допускаются, но в умеренном количестве – они практически не заметны.
К компонентам активной ГП относят:
активность социального плана;
качества гражданского характера.
Соответствующий элемент непостоянен. Он может меняться в зависимости от различных внешних факторов. Например, от того, куда конкретно попадает субъект.
Формирование активной ГП – важный элемент жизни, которой должен озадачиваться каждый. Это порождает политическую и общественную жизнь, компетентность властей по отношению к жителям, устранение непопулярных и опасных решений в экономике, политике и других аспектах.
ГП выражается свободно, без каких-либо серьезных ограничений. Но не стоит путать его с гражданским долгом. Так принято характеризовать обязанности перед социумом, выдвигаемые по отношению к каждому члену общества. Каждый желающий находиться в развитой стране, должен их соблюдать.
Способы выражения гражданской позиции
Существуют различные способы выражения ГП. Действующие законы стран позволяют самовыражаться так, как хочется. Но при этом нельзя нарушать права и свободы других людей. Это нормальная практика.
Примеры выражения гражданской позиции:
участие в политической жизни государства;
голосование на выборах;
отслеживание изменений в стране и мире в целом;
анализ полученных данных с их последующим применением во благо общественности.
Сюда также относят свободу самодеятельности, в также создание добровольных объединений граждан в негосударственные компании. Например, в фонды и общественные движения, не запрещенные на территории той или иной страны. Люди участвуют в выборных кампаниях, выдвигают кандидатуры на посты.
ГП – это еще и развитие негосударственных общественных отношений, включая семейные, политические, религиозные, культурные, экономические и так далее. При этом основном целью их продвижения является удовлетворение многогранных потребностей, свобод и интересов членов общества.
Понятие активной гражданской позиции и формы ее проявления
Восприятие население государства и отношения к нему играют важную роль для формирования жизни страны и ее экономики. Но как быть полезным в мире. Важно понимать, что такое гражданская позиция. Главное не путать соответствующий термин с другими понятиями/выражениями.
Что такое гражданская позиция?
Рассматриваемый термин означает совокупность морально-этических аспектов, взглядов, убеждений по отношению человека к общественной жизни внутри того или иного государства. Сюда также включают действия индивидуума и поступки в соответствующей стезе.
Выражаясь просто, это – ответственное отношение/выполнение долгов перед окружающими. Понятие является довольно сложным в социальном плане. Выражает не только личностные оценки собственного положения среди себеподобных, но и права/обязанности, учитывая индивидуальные особенности. Педагоги рассматривают ГП в виде качества личности, системы отношения к окружению.
Формирование и развитие
Все начинается с патриотизма, отвечающего за зарождение необходимых для дальнейшего «развития» качеств у человека и общественности. Личность перестает быть равнодушной к окружению/государству. Это становится толчком для несения добросовестной гражданской ответственности.
Люди преимущественно относят свое ощущение целостности, единства, привязанности к месту рождения как начало ГП, любовь к родным землям. Изначально в ценностную систему включена только семья индивидуума, а Родина признается значимой лишь со временем.
С чего начинается формирование? С малого. Гражданской позиции присуще воспитание в ребенке бережного и ответственного отношения к месту, где он живет, а также к окружающим. Сюда также стоит отнести аккуратность в природе. Это – своеобразная подготовка к неравнодушию к происходящему в будущем.
ГП особо сильно начинает формироваться непосредственно в старшей школе. Правда, в этот период маленькие граждане не имеют возможности голосовать официально. Некоторые их права пока не удается воплотить в жизнь. Из-за подобных особенностей школьникам трудно ощущать себя частью той или иной страны. В конечном итоге будущие абитуриенты оказываются социально пассивными.
Для устранения подобной «особенности» важно создавать политику воспитания, которая помогла бы стимулированию и росту ГП. Формирование начинается преимущественно со СМИ, имеющими влияние на общественность. То же самое касается интернета и литературы.
Интенсивное развитие осуществляется за счет некоторых факторов. К ним относятся:
социально активные люди;
сплоченность населения общим мировоззрением с точки зрения гражданина;
различные общественные движения и волнения.
На данный момент общество активно задумывается над всем происходящем внутри конкретной страны, хотя раньше подобных ситуаций было значительно меньше. На территории Российской Федерации значительные корректировки наблюдаются в отношении патриотизма, любви к Родине, гордости за Отечество, вопросов чести, долга и достоинства, познаний истории страны и единства прошлых традиций. Они выдвигаются на передовую, положительно сказываясь на развитии государства и общества.
Активная позиция граждан и ее важность для общества
Гражданская позиция бывает активной, предусматривающей осознанное участие каждого индивида в жизни населения. При этом поступки и действия должны быть реальными и полезными, направленными на реализацию общественных ценностных элементов. Личные интересы в поведении допускаются, но в умеренном количестве – они практически не заметны.
К компонентам активной ГП относят:
активность социального плана;
качества гражданского характера.
Соответствующий элемент непостоянен. Он может меняться в зависимости от различных внешних факторов. Например, от того, куда конкретно попадает субъект.
Формирование активной ГП – важный элемент жизни, которой должен озадачиваться каждый. Это порождает политическую и общественную жизнь, компетентность властей по отношению к жителям, устранение непопулярных и опасных решений в экономике, политике и других аспектах.
ГП выражается свободно, без каких-либо серьезных ограничений. Но не стоит путать его с гражданским долгом. Так принято характеризовать обязанности перед социумом, выдвигаемые по отношению к каждому члену общества. Каждый желающий находиться в развитой стране, должен их соблюдать.
Способы выражения гражданской позиции
Существуют различные способы выражения ГП. Действующие законы стран позволяют самовыражаться так, как хочется. Но при этом нельзя нарушать права и свободы других людей. Это нормальная практика.
Примеры выражения гражданской позиции:
участие в политической жизни государства;
голосование на выборах;
отслеживание изменений в стране и мире в целом;
анализ полученных данных с их последующим применением во благо общественности.
Сюда также относят свободу самодеятельности, в также создание добровольных объединений граждан в негосударственные компании. Например, в фонды и общественные движения, не запрещенные на территории той или иной страны. Люди участвуют в выборных кампаниях, выдвигают кандидатуры на посты.
ГП – это еще и развитие негосударственных общественных отношений, включая семейные, политические, религиозные, культурные, экономические и так далее. При этом основном целью их продвижения является удовлетворение многогранных потребностей, свобод и интересов членов общества.
Гражданская позиция что это
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ
Ключевые слова: понятие «гражданская позиция»; сравнительный анализ понятий. Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.
Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза и тяжелые 1990-е годы. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин – «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, Т.И. Кобелева, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов, Н.Н. Перепеча и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.
В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны [1].
Раскрывая это определение, можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом развитие личное и социальное не должно идти разрозненно друг с другом. С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [2]. В психолого-педагогической литературе мы можем найти следующих авторов, занимающихся изучением «гражданской позиции»: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция – это важнейшая составная структура личности, по сути она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности [3]. Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.
В своей работе П.А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» [4]. Г.Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «гражданская позиция – это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [5]. Другой автор, дающий определение гражданской позиции, – Н.П. Капустин определяет ее как комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга [6]. В своей работе Г.Н. Филонов придерживается точки зрения, что гражданская позиция – это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [7].
Таким образом, Г.Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях и чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки. В своей работе А.М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция – это различные аспекты отношений – духовных, трудовых, нравственных и других [8]. С.В. Гладченкова и О.В. Гороховцев в своем исследовании определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству [9]. В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева. Многие исследователи, как например Н.Н. Волобоева в своей статье, считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность».
Гражданственность определяется как интегративное качество личности, которое включает в себя любовь к Родине, чувство собственного достоинства и уважение к государству. Социальная активность трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности. Исходя из этих двух определений, гражданскую позицию можно определить как совокупность познавательной, мотивационно- нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [10]. Именно эти три сферы являются составляющими компонентами гражданской позиции. Если говорить о современных работах, связанных с гражданской позицией, то в первую очередь нужно назвать исследование Н.Ф. Крицкой «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».
Автор считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин «гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей [11]. Изучением формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде занимается Т.Н. Балобанова. В своем исследовании она рассматривает гражданскую позицию как интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность [12].
Автор считает, что среда школы является важнейшим условием становления гражданственности учащихся. Именно в школе закрепляются у молодых людей определенные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. А.М. Андресюк, проанализировав в своей статье работы исследователей, занимающихся гражданской позицией, делает вывод о том, что можно выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением гражданской по- зиции как интегративного качества личности, включа- ющего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную ак- тивность, законопослушность и др.
Сторонниками тако- го определения являются И.В. Молодцова, А.С. Гаязов, С.В. Митросенко, Э.П. Стрельникова и др. Второй под- ход определяет данное понятие как различные аспекты отношений – нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н.Ф. Крицкая, Т.И. Кобелева, Г.Т. Суколенова и др.[13]. В своей работе Н.Н. Перепеча определяет гражданскую позицию как личностно значимое свойство, определяющее направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузах [14].
Несколько другое определение гражданской позиции в своей работе дает Э.П. Стрельникова, которая определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее егокак сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы [15]. Изучая формирование гражданской позиции, Т.И. Кобелева утверждает, что гражданская позиция уча- щихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности [16].
В своем исследовании Д.В. Кириллов определяет термин «гражданская позиция» как интегративное относительно устойчивое личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу, как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения [17].
Все авторы, говоря о гражданской позиции, так или иначе выделяют в ней три компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. И на основании этих компонентов мы можем дать свое определение такому понятию, как «гражданская позиция». Исходя из теоретического анализа Отечественной и зарубежной литературы, с учетом специфики различных отраслей знания, занимающихся изучением гражданской позиции, мы можем говорить о том, что «гражданская позиция» – это интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества.
1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.
2. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151–159.
3. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков : дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
4. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: ма- териалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66–68.
5. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.
7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
8. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.
9. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167–170.
10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 39. С. 264–267.
11. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.
12. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С.104–105.
13. Андресюк А.М., Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82–85.
14. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.
15. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы : дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.
16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проетирования : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.
17. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
Другие новости и статьи
Запись создана: Четверг, 20 Сентябрь 2018 в 19:26 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.