гражданское мировоззрение отличается чем

Гражданское и профессиональное мировоззрение управляющего – основа его личностного и делового поведения

В свое время французский писатель-фантаст Жюль Верн написал, что развитие нравственности должно опережать развитие науки. Всемирный опыт предпринимательства свидетельствует, насколько эффективны управленческие действия, когда они основываются на принципе справедливой оценки труда.

Как правило, чем мудрее и опытнее становятся люди, тем больше их внимание привлекают этические проблемы.

На Западе и у нас активно разрабатывались и этические принципы, и нормы служебной и административной этики. Здесь, в частности, акцентируется внимание на недопустимость наличия у менеджера качеств, имеющих повышенную социальную опасность: нескромность, хамство, жадность, высокомерие, злоупотребление властью, необъективный подбор кадров.

З.Фрейд выдвинул идею о том, что главная внутренняя программа человека – получение удовольствия и это обусловлено биологическими механизмами функционирования человеческого организма. После достижения удовольствия завершается цикл по достижению цели.

Вот тут на первое место и выходит мировоззрение и характер конкретной личности, т.е. духовность личности предопределяет склад ее удовольствий. Ей ничто человеческое не чуждо, но духовно-возвышенная личность склонна испытывать потребность в удовольствиях, освобожденных от примитивности и вульгарности.

Исследования показывают, чем выше духовный потенциал человека, тем большее удовлетворение он получает от созидания, альтруизма знания и созерцания окружающей природы.

Иностранные специалисты по научному менеджменту при обозначении основных условий, требующихся для создания здоровой организации, выделяют наличие у претендента «зрелой управленческой философии». Ее основа – система убеждений, определяющих понимание управляющим своего места и роли в цивилизованном обществе.

Известный русский философ Н. Соловьев писал еще в начале ΧΧ века, что для деловых людей «недостаточно естественной связи с экономическими отношениями, а нужно сознательно направлять их к общему благу».

Служебная репутация бизнесмена и менеджера складывается из многих составляющих. При этом основной индикатор – его ежедневное поведение и поведение в экстремальных ситуациях. Это поведение – реальный нравственный ориентир для подчиненных. Люди оценивают друг друга не по тому, как они рассуждают, а по тому, как поступают.

Нравственный облик руководителяможно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.

Общиенравственные качества:

— патриотизм – верность Отечеству, бережное отношение к окружающей среде;

— гуманизм – признание суверенности личности и ее достоинства, вера в доброжелательность;

— справедливость – объективная оценка качеств и поступков, самокритичность.

Указанные качества – это три столпа, на которых воздвигается нравственный облик руководителя.

Конкретныенравственные качества:

— гражданская совесть – обостренное чувство личной ответственности перед обществом и людьми;

— нравственная воля – умение добиваться цели, развитый самоконтроль;

— профессиональная честность – деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза;

— коллективизм – организованность, общительность;

— мужество – смелость, умение переносить неудачи;

Эта группа нравственных качеств помогает руководителю, дорожащему своим моральным обликом, понять, какие нравственные качества он должен у себя выработать.

Специфическиенравственные качества:

— трудолюбие – личный пример отношения к служебным обязанностям;

— скромность – критическое отношение к своим заслугам;

— ответственность – единство слова и дела;

— оптимизм – вера в себя и людей;

— великодушие – терпимость к недостаткам других, умение не быть злопамятным.

Специфические нравственные качества ориентированы на технологию общения руководителя, на эффект его обаяния. Они производные от общих и конкретных нравственных качеств.

гражданское мировоззрение отличается чем. Смотреть фото гражданское мировоззрение отличается чем. Смотреть картинку гражданское мировоззрение отличается чем. Картинка про гражданское мировоззрение отличается чем. Фото гражданское мировоззрение отличается чем

Структурообразующие компоненты гражданского мировоззрения личности перечислены ниже:

1. Признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как к независимой.

2. Бережливое отношение к природе и ее животному миру, активная экологическая деятельность.

3. Неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод.

4. Законопослушание и поддержание правопорядка.

5. Постоянное стремление к овладению научными знаниями и их разумное практическое использование.

6. Стремление к личностному самоутверждению, вера в себя и в людей, оптимизм.

Профессиональное мировоззрение выступает как привязка вышеизложенных принципов к функциональному содержанию управления.

Ли Якокка в книге «Карьера менеджера» утверждает, что управление – это ни что иное, как «настраивание других людей на труд». Он считает, что умение обходиться с людьми – это суть процесса управления, а единственное назначение руководителя – «побуждать к деятельности других людей».

Это, конечно, не значит, что он не выполняет больше никаких функций, имеющих отношение к технике, финансам, сырью и т.д. Но успех этой деятельности предполагает наличие работоспособного трудового коллектива, доброжелательных контактов с потребителями. В.М. Шепель сформулировал 6 гуманистических заповедей современного руководителя. Вот они:

1. «Личное достоинство каждого неприкосновенно».

Достоинство – это представление о своей ценности для общества, праве на уважение к себе со стороны других. Чем личность меньше испытывает ограничений своих возможностей, тем больше ее шанс раскрыть свой природный потенциал, свою духовность.

2. «Постоянное изучение людей, их потребностей и нужд».

Видение в человеке только исполнителя неизбежно ведет к стиранию в сознании руководителя его уникальности. Это усложняет, а иногда делает невозможным подобрать эффективный ключ для максимального раскрытия потенциала сотрудника.

3. «Главное в общении – завоевать доверие людей».

Доверие – психологическая основа авторитета личности руководителя.

4. «Справедливость и совесть в союзе с волей – гаранты человеческой и деловой порядочности»

5. «Умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей – высший показатель управленческого мастерства»

6. «Личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования – свидетельство ресурсной перспективности руководителя.

Личный положительный пример руководителя увеличивает доверие к нему людей. Слово и дело человека не должно расходиться.

В истинно цивилизованном обществе ничья личность не приносится в жертву интересам целого. Интересы всех гармонично примирены и все люди свободны.

Практика показала, что поклонение рыночной стихии разрушает такие нравственные ценности, как доверие к людям и порядочность.

Рынок выполняет регулирующие функции только отчасти. Главенство частного интереса (генеральные цели) – индивида, группы, корпорации, сословия, государства – неизбежно ведет к утверждению индивидуального и национального эгоизма.

Значительное место в управленческой этике занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одними из них являются профессиональные моральные кодексы.

После тщательного анализа влияния христианских норм на эффективность бизнеса во многих компаниях были составлены свои кодексы. Наиболее известные кодексы принадлежат компаниям «Ай Би Эм», «Секьюрити Пасифик Корпорэйшен», «ЮНИЛЭВЕР».

Обобщенный опыт этих кодексов лег в основу «Десяти заповедей для бизнеса». В целях распространения идей и принципов нравственного бизнеса был создан Исполнительный Руководящий Фонд (Executive Leadership Foundation), первым президентом которого является Нимрод Макнайер, впервые опубликовавший свой кодекс в 1973 году. Он адресован в первую очередь людям, занимающим в бизнесе руководящие посты.

Источник

Гражданское мировоззрение отличается чем

Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям — нет, неверно. Это самосознание.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение — да, верно. Оно сформировалось как тип мировоззрения на ранних этапах развития человечества, когда появлялись ранние формы религиозных верований.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности — да, верно. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т.д.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного — нет, неверно. Это характерно для религиозного или мифологического.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта — да, верно. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле.

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека».

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Роль мировоззрения: дает ориентиры для деятельности человека и позволяет определить истинные ценности жизни.

1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире — да, верно.

2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития — да, верно.

3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер — нет, неверно.

4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности — да, верно.

5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека» — нет, неверно, мировоззрение определяет смысл жизни, определяет жизненные цели и ориентиры.

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.

2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.

3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.

4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.

5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.

1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей. Да, верно.

2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности. Да, верно.

3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества. Да, верно, так как человек и его мировоззрение формируется в результате социализации, которая проходит в определенном обществе.

4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности. Нет, это характерно только для научного мировоззрения.

5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения. Нет, неверно, это его элементы.

Выберите верные суждения о мировоззрении и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира.

2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями.

3) Мировоззрение проявляется в поступках человека.

4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека.

5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания.

1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира. Да, верно, оно может быть религиозным, обыденным, научным.

2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями. Нет, неверно, это деятельность.

3) Мировоззрение проявляется в поступках человека. Да, верно, убеждения и ценности, которые являются элементами мировоззрения, выступают мотивом деятельности и поступков человека.

4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека. Нет, неверно, это обыденное мировоззрение.

5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания. Да, верно, в этом его суть.

Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение.

2) Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение.

3) Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта.

4) Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей.

5) Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность.

1) Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Да, верно.

2) Исторически первой формой мировоззрения является научное мировоззрение. Нет, неверно, религиозно-мифологическое и обыденно-житейское сформировалось намного раньше.

3) Обыденное мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта. Да, верно, на практике повседневной жизни.

4) Мировоззрение складывается из знаний, принципов, идей, убеждений, идеалов, духовных ценностей. Да, верно, это его элементы.

5) Носителем мировоззрения может выступать только отдельная личность. Нет, неверно, любой социальный субъект (социальная группа, общность).

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) предметы2) субъект3) социальная группа
4) жизненные позиции5) человек6) рассудок
7) способности8) представления9) основной вопрос

Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.

А: 5. Мировоззрение неразрывно связанно с человеком.

Б: 4. Ряд синонимов, следующих за пропуском, наводит нас на мысли, что в пропуске стоит Г.

В: 8. Синонимы: «взгляды» и «представления».

Г: 9. «основного вопроса».

Д: 2. Субъектом мировоззрения является человек или группа людей.

Е: 3. «социальной группы»

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;

− одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения в жизни человека.)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) предметы2) субъект3) социальная группа
4) жизненные позиции5) человек6) рассудок
7) способности8) представления9) основной вопрос

Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.

А: 5. Мировоззрение неразрывно связанно с человеком.

Б: 4. Ряд синонимов, следующих за пропуском, наводит нас на мысли, что в пропуске стоит Г.

В: 8. Синонимы: «взгляды» и «представления».

Г: 9. «основного вопроса».

Д: 2. Субъектом мировоззрения является человек или группа людей.

Е: 3. «социальной группы»

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение о научном мировоззрении;

− одно предложение о роли мировоззрения в деятельности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. Научное мировоззрение – это систематизированные знания, имеющие отраслевую дифференциацию. Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей. Именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о путях формирования мировоззрения;

— одно предложение, раскрывающее сущность одного из типов мировоззрения.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о путях формирования мировоззрения, опирающейся на знание курса, например: учёные выделяют стихийный и осознанный пути формирования мировоззрения.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о путях формирования мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из типов мировоззрения с опорой на знание курса, например, религиозное мировоззрение связано с признанием сверхъестественного начала.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одной из экономических систем.)

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «мировоззрение».

2. Структура мировоззрения:

г) духовные ценности и т.д.

3. Пути формирования мировоззрения:

4. Основные виды мировоззрения:

5. Роль мировоззрения в жизни человека.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «мировоззрение».

2. Структура мировоззрения:

г) духовные ценности и т.д.

3. Пути формирования мировоззрения:

4. Основные виды мировоззрения:

5. Роль мировоззрения в жизни человека.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;

− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух или более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение человека опирается на веру в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одного из этих типов).

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;

− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение c информацией о типах (видах) мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденное (житейское), религиозное, научное мировоззрение.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более типах (видах) мировоззрения.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из этих типов, например: Религиозное мировоззрение опирается на веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из этих типов.)

Назовите три типа мировоззрения и конкретизируйте формирование каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите тип мировоззрения, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) обыденное (например, Иван Иванович никогда не интересовался мировоззренческими вопросами, его мировоззрение складывалось стихийно под воздействием житейских успехов и неудач);

2) научное (например, под влиянием учителей в процессе изучения школьных предметов у Анны сформировались основы научного мировоззрения);

3) религиозное (например, Илья воспитывался в религиозной семье, формирование религиозного мировоззрения у него началось в раннем детстве).

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Основа мировоззрения — знания, накапливаемые человеком в течение жизни. В структуру мировоззрения входят ценности, установки, убеждения.

Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…

В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.

Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Кроме семьи, автор упоминает других агентов социализации, которых условно можно отнести к трём группам. Назовите эти группы.

В правильном ответе должны быть названы три группы агентов социализации:

1) СМИ (печатные издания, электронные средства коммуникации, определённые типы телевизионных программ);

2) работа (трудовой коллектив, обстоятельства работы);

3) сильно развитые группы и организации жителей (местная община, добровольные общества, клубы, церкви).

Если выпускник называет конкретных агентов социализации, то в качестве верных засчитываются только те, которые относятся к разным группам.

По мнению автора, «не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей». Как он обосновывает своё мнение? (Приведите два авторских обоснования.) Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два авторских обоснования, например:

— СМИ «передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить другим способом»;

— в наше время «незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации»

— «средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным»;

(Авторские обоснования могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) дано объяснение понятию, например:

— социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.

(Может быть сформулировано другое собственное обоснование.)

Автор утверждает, что агентов социализации существует так же много, как социальных групп. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три социальные группы, не указанные в тексте, и проиллюстрируйте примерами социализирующее воздействие на индивида каждой из них.

В правильном ответе должны быть названы социальные группы и приведены соответствующие примеры:

1) одноклассники (например, ученики требуют от своего одноклассника, чтобы он соблюдал дисциплину на уроке и не мешал им заниматься);

2) этническая группа (например, ребёнка обучают национальному языку, национальным традициям и танцам);

3) друзья (например, человек общаясь с друзьями учится строить отношения по правилам взаимовыручки).

Могут быть названы другие группы, приведены другие примеры.

Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Социализация — процесс усвоение индивидом социокультурного опыта, норм, моделей поведения, ценностей, что обеспечивает его успешную интеграцию в общество, формирование его мировоззрения.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в поддержку, например:

— человеку приходится привыкать к новому распорядку дня, новым обязанностям;

— человеку приходится адаптироваться в новом коллективе, по-новому выстраивать межличностные взаимодействия;

— человек может начать проявлять качества, которые ранее не были востребованы;

2) в опровержение, например:

— работа не может изменить представления человека о добре и зле и другие фундаментальные основы его мировоззрения;

— люди, как правило, пытаются найти работу, которая наиболее полно соответствовала бы их личным качествам и не требовала бы коренной перестройки личности.

Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и/или опровержение мнения автора.

Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) опирается на здравый смысл

Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей

В) опирается прежде всего на логику и доказательность

Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта

Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Типы мировоззрения: мифологическое — совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений; религиозное — основано на вере в сверхъестественное; научное — ориентируется в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований; обыденное — опирается на жизненный опыт и здравый смысл.

А) опирается на здравый смысл — обыденное.

Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей — мифологическое.

В) опирается прежде всего на логику и доказательность — научное.

Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта — обыденное.

Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения — научное.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

ХАРАКТЕРИСТИКАТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ
знанияубежденияидеалы
духовные ценностимировоззрение

Мировоззрение человека − обобщенная система взглядов человека на мир. Мировоззрение включает в себя такие элементы как знания, убеждения, идеалы, духовные ценности.

По мнению автора, «не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей». Как он обосновывает своё мнение? (Приведите два авторских обоснования.) Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социализация».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…

В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.

Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *