гражданственность предполагает что человек живущий

Гражданственность

– сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству; гражданская организованность и дисциплинированность.

Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя. С работы, в которой ярко выражен дух гражданства, начинается истинное самовоспитание. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент.

От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: моральное лицо человека, единство его сознания и поведения, общественная деятельность, понимание ответственности перед обществом, народом, коллективом. Идейные побуждения – это костяк убежденности человека.

Гражданственность – это прежде всего ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на которую он поднимается и отдает себя служению идеалу.

Гражданственность – это страсть человеческого сердца.

Готовясь к беседе об этом высоком гражданстве, я каждый раз с большой силой переживаю боль, страдание и восхищение, удивление и благоговение перед духовной красотой женщины, матери, гражданки. Трудно найти слова, чтобы передать всю глубину материнского горя. Мне хочется поделиться своими мыслями и чувствами, я с нетерпением жду утра: скорее бы пришли в школу дети, скорее бы рассказать им о том, что переполняет тревогой сердце!

Наступает утро. У нас выходной день, мы идем с детьми в лес. Там, на опушке, среди чарующей красоты я рассказываю о подвиге матери. Детские сердца взволнованы, восхищены силой и благородством материнского горя, материнского героизма. Дети еще малы, им по семь с половиной лет, но до них доходит высокий смысл настоящего гражданства. В их сознании утверждается первое понятие о самом высоком человеческом долге – долге перед Родиной.

Рассказывая о подвиге матери, об ее верности Отчизне, я стремлюсь к тому, чтобы дети задумались над дорогим, самым родным для человека. Нужно показывать жизнь и борьбу в ярких образах. Ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально красивым, благородным, верным высокой идее, как восхищение красотой, благородством и верностью. Восхищение гражданской красотой и доблестью – это искра, из которой разгорается огонь зрелого гражданства, желания стать настоящим сыном своей Родины.

Способность одухотворяться моральной красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством, с него, по сути, начинается формирование человека в духе верности коммунистическим идеям. Чувство принадлежности к советскому народу, к его величию, героической истории, преданность интересам общества – все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если она способна увлекаться высоким и благородным. Ведь из этих высочайших чувств как раз и рождается способность человека видеть самого себя, способность переживать гражданскую красоту и доблесть. Человек умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию личного поведения вырабатывает в себе непримиримость к аполитичности, равнодушию, к моральному злу.

Отрочество и юность – пора морального, идейного, гражданского самоутверждения. В этот период человек должен сам дать себе ответ на вопросы: как жить? Каким человеком я должен стать?

В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются – достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.

Вникнем лучше в каждодневный, будничный смысл некрасовского определения гражданина. И для начала поразмыслим, не случалось ли нам утешать себя: мол, кто я такой, чтобы уже быть гражданином. Я же ученик, то есть лицо, неизбежно подчиненное родителям и педагогам. Рамки моей жизни довольно жестки. Где же тут поле, на котором можно проявить гражданственность?

В действительности такое поле есть. И с возрастом оно становится все шире и шире. Простенькая ситуация: объявлен субботник по уборке школы, или трудовой десант в соседний колхоз, или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаешь значение своего участия, живешь по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, народу много, значит, в тебе еще нет ни грана гражданственности.

Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытает ощущение вины от того, что собрание, или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным. Следующий шаг гражданственности – это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие.

Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоем присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Можно ведь быть в жизни «болельщиком». Как на стадионе. А можно «играть» самому. Гражданственность измеряется вот этим стремлением обязательно участвовать самому. Выпускники из школ различных областей, оставшиеся работать на полях и фермах родных деревень, – это, конечно, образец ответственного поведения. И твои товарищи, которые отдают свое время «трудным» мальчишкам в собственном дворе или на своей улице, тоже действуют как подлинные граждане. Словом, думается: некрасовский призыв к гражданину «для блага ближнего живи» в общем нисколько не устарел.

Но гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив – он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни дает ему острое ощущение счастья. Кстати, задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что слово «счастье» означает со-частье, то есть счастлив лишь тот, кто ощущает себя частью целого, какой-то общности? А это значит, что гражданственность есть непременное условие счастья.

Об одном человеке говорят, что он «сын века», а о другом, что он «дитя века». Чувствуешь, какая разница между этими двумя состояниями? «Дитя», конечно, тоже вовлекается в водовороты века, но невольно, нечаянно, – главное же его стремление: спрятаться, переждать. А для сына века все исторические битвы – его битвы, он в мире боец. Будь это целина, или Нечерноземье, или другая стройка нашего времени.

Только нельзя допускать опасной путаницы в толковании этого понятия. В каждой школе есть бойкие мальчики и девочки, присяжные ораторы, умельцы говорить правильные слова. Но всегда ли эти слова точно совпадают с жизненной позицией и, главное, поведением того, кто их произносит? Говорит-то человек красиво, но как он действует? Не случайно один поэт подметил «несовместимость слова-гиганта и гнома-поступка». А синоним гражданственности – поступок. Способность говорить на «безупречном языке поступка» – первый и самый главный ее признак.

Многие из нас хотели бы жить правильно, по высокому счету, но не у всех хватает мужества. Так вот гражданственность предполагает в человеке мужество поступка. Если совесть подсказывает тебе образ действий, а малодушие останавливает и ты предпочитаешь хотя бы подождать, пока начнут действовать другие, значит, ты еще «дитя века».

Учение – казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их, что именно в годы учения формируются «понятия, необходимые для составления гражданского общества», ты и учишься совсем по-другому.

Малое знание, полузнание, поверхностное знание – признаки будущего плохого работника, а значит, и гражданина. Способен ли ты понимать и осмысливать все, что творится в мире, во вселенной, внутри человека и вне его? Живешь ли ты в скорлупе или тебя волнуют события в Азии, в Африке.

Ты, конечно, наблюдал, как по-разному работают твои товарищи. Класс ли убирают, пропалывают колхозную грядку или рисуют стенную газету. Один норовит сделать поменьше, как-нибудь – лишь бы отстали. После него на полосе остаётся чуть ли не половина сорняков или неубранного картофеля. А другой каждую травинку выполет, каждый клубень подберет. И ни за что не уйдет, пока не закончит порученного дела.

Ты скажешь: при чем тут гражданственность? Просто один более, а другой менее добросовестен. Нет! Речь о том, что гражданственность включает в себя очень многие человеческие достоинства, но окрашивает их особым образом, потому что каждое из этих достоинств, будучи свойством отдельного человека, становится в то же время общим достоянием, частью нашей жизни, создает активную позицию человека, группы людей, общества.

А в минуту испытаний, в трудный час это свойство обязательно проявится самым ярким образом. Оно не позволило летчику, спасая свою жизнь, бросить самолет, чтобы он упал на мирно спящий город. Это чувство продиктовало композитору Шостаковичу, голодавшему в блокадном Ленинграде, великую Седьмую симфонию. Это величайшее человеческое свойство вписало драгоценные страницы в отечественную историю. И каждому гражданину, каждому из вас дано прекрасное право вписать в эти страницы и свою строку.

Источник

Гражданственность предполагает что человек живущий

В научных трудах российских мыслителей немало говорится о воспитании достойных граждан. Так Петр Аркадьевич Столыпин ещё в начале прошлого века отмечал:

«Прежде всего, надлежит создать гражданина… и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот»[1].

Сегодня в России происходят изменения практически во всех сферах жизни общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система приоритетов и ценностей. И вопрос о гражданственности по-прежнему важен. Ведь развитие общества зависит от готовности людей жить в новых условиях не меньше, чем от совершенствования законодательства и развития экономики.

И снова мы обнаруживаем проблему столетней давности, о которой писал философ Иван Ильин

«И в науке, и в жизни все еще господствует формальное понимание государства, извращающее его природу и разлагающее в душах все основные начала гражданственности. Следуя этому пониманию, люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, механически осуществляемым, внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и от духовных корней человека…».[2]

Над проблемой гражданственности рассуждали во все времена. Многие ученые пытались дать ей определение, понять её истоки и суть, однако точного научного обоснования «гражданственности» так и не было дано.

В данном обзоре мы попытаемся понять суть гражданственности и вывести ее определение, отталкиваясь от множества точек зрения различных ученых, изучить различные аспекты проявления гражданственности, её отличия от патриотизма. В заключении мы рассмотрим, как волонтёрство может оказаться серьёзным фактором для понимания этой темы.

1. Понятие и функции гражданственности

«Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином».
Ян Чечот

1.1. Понятие гражданственности

Что же такое гражданственность? В процессе объяснения этого понятия возникает ряд трудностей и теоретического, и практического характера. Главной трудностью является то, что термин «гражданственность», знакомый и понятный на повседневном уровне, не имеет научного обоснования.

Гражданственность может пониматься как:

— общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление включены уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй, законопорядок;

— классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма;

— интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. [3]

Особенную популярность в России эта тема приобрела во второй половине 19 века с возникновением и развитием социологии.

Специфика отечественного подхода к определению понятия «гражданственность» находит отражение в определении, предложенном ещё автором «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимиром Ивановичем Далем.

Даль приводит два значения понятия «гражданин»:

1. городской житель, горожанин, посадский;

2. член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

Далее он соотносит понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Он отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». Ещё одно определение Даля:

«гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».

Следовательно, понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и со степенью образования, сформированным пониманием состояния общества, а также с социальной нормативностью. Также в словаре Даль даёт характеристику «гражданских доблестей», которые он определяет как «мирные и миротворные, честь, любовь и правда». В данной характеристике прослеживается специфика понимания гражданственности в России: акцент на приоритете морали над правом (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько нравственных начал), акцент на духовно-нравственных объединяющих началах.

В России советских времён понятие гражданственности было связано с государственной идеологией. Гражданственность не существовала как самостоятельное явление, а выражалась через понятия патриотизма и гражданского долга. Сейчас мы полагаем, что данные понятия не отражают сути гражданственности, а скорее обозначают её проявления. Возвращаясь в современную Россию, стоит отметить точку зрения исследователя Людмилы Евгеньевны Филипповой, которая считает, что «как гражданское общество не является просто совокупностью отдельных граждан, так и гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством»[4].

Другой исследователь Анатолий Александрович Козлов утверждает, что «гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность, производная от феномена «гражданин», развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на её радикальное переустройство».[5]

Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным»[6].

Несколько другой точки зрения придерживается Георгий Николаевич Филонов. По его мнению, гражданственность представляет собой «комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и действиях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении своей Родине, и защите её интересов, в честной и свободной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.» [7].

Исходя из приведённых выше подходов к определению гражданственности, можно сформулировать следующее определение:

Наиболее значимыми элементами гражданственности являются:

— понимание гражданином своих прав и свобод и умение применять их на практике

— уважение прав и свобод других граждан;

— личная ответственность гражданина за своё поведение и выбор,

— осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом;

— действенное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях, идеалах равноправия граждан;

— способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

— осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству[8].

По степени гражданской активности человека можно вычленить уровни гражданственности:

I уровень – гражданские качества (ответственность, сознательность, совесть);

II уровень – гражданская позиция (определнное отношение человека как гражданина к происходящему вокруг него);

III уровень – гражданская компетенция – механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства. Данная компетенция имеет 3 аспекта: когнитивный (готовность овладеть знаниями, необходимыми для того, чтобы обеспечить гражданственность: об устройстве политической и экономической систем и т.п.), процедурный (знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей) и гражданский (наличие навыков, способностей, необходимых для практического воплощения своих знаний)[9].

Также гражданственность может иметь другую многоуровневую структуру, опираясь на критерий сформированности гражданственности:

низкий – гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчтливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

средний – гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Графически положение гражданственности в зависимости от степени сформированности гражданской позиции и гражданских качеств можно представить следующим образом:

гражданственность предполагает что человек живущий. Смотреть фото гражданственность предполагает что человек живущий. Смотреть картинку гражданственность предполагает что человек живущий. Картинка про гражданственность предполагает что человек живущий. Фото гражданственность предполагает что человек живущий

Мы предполагаем, что можно рассматривать гражданственность как социальный институт.

1.2. Функции гражданственности

К основным функциям гражданственности можно отнести следующие:

Мобилизирующая: гражданственность формирует у людей активное отношение к происходящему вокруг них, способствует формированию и развитию гражданского общества;

Направляющая: гражданственность связана с целеполаганием, придаёт устойчивость действиям личности и гражданских объединений.

Эти функции проявляются в зависимости от особенностей воспитания человека и его развития, особенностей среды и т.д.

Гражданственность свойственна уже политически зрелой личности, которая обладает интересом к политическим процессам и событиям, способна самостоятельно анализировать происходящее. Именно наличие этих качеств способствует формированию готовности принять решение, когда придет момент, и чувства ответственности за свою страну. Человек, обладающий гражданственностью – патриотично настроенный, ответственный гражданин, политически социализированный человек с высокой политической культурой и развитым политическим сознанием.

— гордость за свою страну, её культуру и историю;

— уверенность в выборе правильных целей и методов их достижения;

— возможность и силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях;

— умение дорожить святынями соей страны как личными;

— понимание своей роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга

— возможность почувствовать сопричастность к судьбе не только своей семьи, но и к судьбе других людей, которые его окружают, к судьбе страны.

Развитие гражданственности возможно через институты социализации, к которым можно отнести:

— Образовательные учреждения, в том числе высшие учебные заведения. Образованность человека в области права, истории, культуры влияет на осознание гражданственности.

— Волонтёрские движения. Волонтёрская деятельность позволяет раскрыть лучшие гражданские и человеческие качества, демонстрирует зрелость личности и приносит пользу обществу.

2. Патриотизм и гражданственность

«Человек — это процесс его поступков»

Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине или государству, комплекс ощущений, мыслей, идей, мировоззрение. Понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. В любом случае, патриотизм олицетворяет любовь к своей стране, уважение и знание её истории, культуры, достижений, особенностей.

Истинный патриотизм гуманистичен и предполагает уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям.

Патриотизм не зависит от способа управления государством, в то время как гражданственность характерна для демократической формы правления.

3. Волонтерство как форма воспитания гражданственности

Постепенно человек понимает, что многое в окружающем обществе можно сделать самостоятельно, не дожидаясь изменений, инициированных государством. В какой форме это можно сделать? Став волонтером.

Помогая другим людям, пытаясь вникнуть в их проблемы, человек познаёт себя. Сегодня волонтёрская деятельность широко развита во всём мире и представляет собой глобальный процесс объединения людей, которые стремятся внести свой вклад в решение общественно-значимых проблем.

Добровольная помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на искоренение бедности или преодоление последствий стихийных бедствий.

В основе мотивов, побуждающих людей к добровольческой деятельности, лежит спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

— потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, проявить себя;

— потребность общественного признания;

— потребность применения профессионального и житейского опыта;

— желание реализовать себя, воплотить свои идеи;

— потребность влиять и участвовать в социальных изменениях.

Добровольчество — это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества. Эта потребность вытекает из осознания этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии человека.

В процессе волонтёрской деятельности человек совершенствуется нравственно, учится общению, взаимодействию и сотрудничеству, гуманности. Так как волонтёрская деятельность носит активный и творческий характер, человек получает возможность проявить себя. Волонтёрская деятельность помогает сформировать отношение к происходящему вокруг, в том числе в политической жизни, выработать гражданскую позицию

Альтруизм является основополагающим качеством волонтёра. Как сказал Георгий Александров: «Альтруизм – самовозгорание во имя погашения чужой беды». Другим важным качеством волонтёра является гуманистическое мировоззрение.

Волонтёрство способствует становлению и реализации человека как личности, помогает понять своё предназначение. Помогая другому, человек начинает понимать, что ему нужно. Человек получает возможность заявить о своей жизненной позиции, выразить своё внутреннее «Я», выразить свою гражданскую позицию активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и интересов, а не просто декларированием своих убеждений. Это важное условие социализации и развития личности. Волонтёрство даёт возможность человеку приобрести единомышленников, получить общественное признание, а также стать участником постоянных социальных и политических изменений.

Существует множество ярких примеров проявления населением своей гражданской позиции через волонтерство. Так, время летней аномальной жары в Подмосковье в 2010 году сотни добровольцев в течение нескольких дней самоорганизовались без помощи государственных органов, и стали тушить пожары, приобретать и подвозить лесникам и пожарным недостающее оборудование, собирать и распределять гуманитарную помощь для пострадавших. Они не остались в стороне и не посчитали обязанностью государственных структур решать проблему, но проявили свою гражданскую позицию. 2010 год многим запомнился не пожарами и аномальной жарой, а поисками пропавшей Лизы Фомкиной. Пятилетняя девочка потерялась в лесу вместе с тетей и в течение 5 дней ее практически никто не искал. И только когда информация о пропавшей попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами Девочку искали около 500 добровольцев, прочесывая лесные завалы и жилые кварталы. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, ее нашли на десятый день. Потрясённые этой историей волонтёры, практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось, и организовали общественный поисковый отряд «Лиза Алерт».

Данные примеры демонстрируют, как человек может проявить свою гражданскую позицию в экстренных ситуациях, не дожидаясь помощи со стороны органов власти. Но помимо экстренных случаев проявить свою гражданскую позицию можно и в повседневной жизни, помогая государству выполнять взятые им обязательства. Так, например волонтеры посещают детей в больницах (в утренние и вечерние часы), осуществляют гигиенический уход, читают с ними книги, играют в развивающие игры, гуляют, помогают воспитанникам детских домов и одиноким пожилым людям, помогают собрать необходимое количество средств для проведения дорогостоящих медицинских операций и т.д.

Социальную зрелость общества принято определять по тому, насколько активно население участвует в волонтёрской деятельности. В свою очередь, активная гражданская позиция, добровольное участие в общественных и политических мероприятиях способствует развитию демократии.

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы.

В основе гражданственности лежит осознание человеком своего места и роли в обществе, своей ответственности за будущее страны, своего города и пространства жизни. Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности населения, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтёр всегда сам принимает решения, которые влияют и на него, и на общество. Само по себе волонтёрство способно изменить мир, но ещё важнее, что оно помогает человеку становиться тем, кто способен его менять.

Участие в волонтерской деятельности – это результат интеллектуального, духовного развития. Как справедливо отметил Кофи Анан, седьмой генеральный секретарь ООН, «В сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше…».

[1] Столыпин П.А. Мысли о России. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.- с. 69.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т.Т.4/Сост. и коммент. Ю.Т.Лисицы. – М.:Русская книга, 1994. – с. 259.

[3] Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №9.- с.18.

[4] Филиппова, Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. – Сер. 18 : Социология и политология. – 2007. – №1.-с. 182

[5] Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект. // http://www.nravstvennost. info/library/ news_ detail.php? >

[6] Никитин А.Ф, Соколов Я.В. Российская педагогическая энциклопедия.-М., 1993.- с.224-225.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *