грех симонии что такое

Грех симонии что такое

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

В чем заключается грех симонии (Деян. 8,18-24) и хулы на Духа Святого?

Ответ отца Олега Моленко:

Надо привести это место и посмотреть:

Деян.8:
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

Предание Церкви доносит до нас, что вскоре после крещения Симон волхв, увидев, что не имеет той силы, которую имели апостолы, еще более неистово обратился к волхованию и стал сознательно противостоять святым апостолам и их проповеди. В этом противлении он опять столкнулся с апостолом Петром, которого он в гордом безумии своем вызвал на соревнование, чтобы померяться силами. От исхода этого соревнования зависела участь многих людей, которых Симон волхв пытался убедить в своей силе и значимости вопреки апостолу Петру. Желая удивить собравшихся людей в своей «божественной» силе и этим поразить апостола, Симон применил колдовской прием левитации, т.е. призвал бесов и те, оставаясь невидимыми для людей, подняли его у всех на глазах на большую высоту. Смотрящие на это «чудо» люди полагали, что это Симон волхв производит своей силой. Апостол Петр выждал время, когда Симон поднялся на большую высоту, так что воспринимался черной точкой, перекрестился, прочел вслух молитву Богу Живому и перекрестил эту точку на небе. Вскоре Симон у всех на глазах упал с этой высоты и разбился вдребезги, ибо бесы, его державшие, разбежались от силы молитвы и крестного знамения апостола Петра. Так был посрамлен этот демонослужитель и враг Божий.

Если верующий человек без злого умысла или по глупости оскорбит словами Духа Святого, то от этого он не теряет возможности спасения, но поставляется в необходимость покаяния за соделанное и исправление своего невнимательного образа жизни. Если же кто-то, видя явные проявления действий Духа Святого, начнет хулить их и приписывать демонам, то такой человек впадает в хулу на Духа Святого в духе своем (демоническом по качеству, т.е. необратимом). Таковой подлежит суду слов Господа Иисуса Христа:

Мф.12:
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Источник

СИМОНИЯ

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

В Деяниях апостолов приводится ряд примеров столкновения апостолов с магами (в русском переводе они обычно называются волхвами), так или иначе противящимися проповеди Евангелия. Так, волхв Симон пытается купить у апостолов благодать Святого Духа за серебро, откуда появился и термин «симония».

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

Апостол Матфей

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева, ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное, больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф.10:1,5–10).

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

Апостол Лука

Симон волхв

Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа, и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

Симон пытается купить благодать Святого Духа

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. (Деян.8:9-25)

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

Святитель Геннадий I, Патриарх

Окружное Послание Геннадия Константинопольского и с ним Святого Собора ко всем Митрополитам и к Папе Римскому

Св. Геннадий был избран на Константинопольский Патриарший Престол в 458 г. в царствование Императора Льва Великого, после кончины Патриарха Анатолия, участника Халкидонского Собора. Он отличался святостью жизни и совершал чудотворения. Будучи сам нестяжательным, он возмущался распространившимся грехом симонии и для противодействия этому созвал в Константинополе Собор в 459 г., от имени которого и было издано послание, помещаемое во всех канонических сборниках. Св. Геннадий высоко поднял авторитет Константинопольской кафедры. Он почил в 471 г.

Боголюбезнейшему сослужителю Геннадий и собравшийся в царствующем граде новом Риме святой Собор

Владыка наш и Бог, и Спаситель Иисус Христос, вверив святым Своим ученикам проповедь Евангелия и послав их по всей вселенной учителями человекам, ясно заповедал, дабы дар, даром полученный ими от Него, и они преподавали людям туне, не приобретая за оный меди или сребра, или злата, или вообще иного какого-либо стяжания вещественного или земного. Ибо земное и тленное не заменяет даров небесных и духовных. Сию заповедь Он дал не только им, но чрез них и нам, коих удостоил возвести на их степень и место. И как они хранили тогда, так и нам ныне подобает в точности хранить и соблюдать оную, не ухищряться в том, что не терпит ухищрения, и не дерзать на опасное предприятие. Даром, приняли, даром дадите. Не стяжите меди, ни сребра, ни злата при поясех ваших (Мф.10:8–9). Просты и ясны слова сей заповеди, не имея в себе ничего разнотолкуемого, ничего невразумительного и требующего изъяснения искусственного. От Меня, глаголет, приняли вы достоинство священства и если за оное что-либо малое или многое воздали Мне, и оное вам от Меня продано, то и вы продавайте оное другим, если же туне прияли, то и вы туне дадите. Что яснее сей заповеди? и что полезнее для повинующихся? Горе, поистине, тем, кои возомнили приобрести дар Божий или преподавать оный за деньги. Ибо таковые, по изречению святого Петра, в желчи горести и узах неправды находятся, связанные своим сребролюбием (Деян.8:23). С сим законом Господним согласуется и правило о сем святых и божественных Отцов святого и великого Вселенского Собора, в Халкидоне собравшегося. Оно ясно изложено нам следующими словами: если какой-нибудь епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во эконома или екдика, или парамонария, или вообще в какую-либо церковную должность, ради гнусного прибытка своего, – таковой, быв обличен в том, что на это покусился, да будет подвержен лишению собственной степени и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые получил за деньги. Если же явится кто и посредствующим в столь гнусном и беззаконном мздоприятии, то и сей, если из клира, да будет низвержен со своей степени, если же мирянин или монашествующий, да будет предан анафеме. (2 правило 4-го Собора)

Прекрасны и весьма благочестивы заповедания сего правила святых Отцов, всякое нашествие сатанинское и всякое покушение диавольское, устремляющееся на духовный дар, отражающие и пресекающие. Ибо отнюдь не допускают, чтобы производство рукоположения за деньги было совершаемо или предприемлемо как совершающим оное, так и восприемлющим производство рукоположения. Но, ни ранее времени рукоположения, ни чрез некоторое время по рукоположении, ни при самом рукоположении не позволяют давать мзду за рукоположение, поскольку совершенно воспрещают в сем деле быть угождению дарами. Однако, поскольку, в настоящее время при сих столь явных запрещениях, некоторые в Галатии усмотрены ради скверного прибытка и сребролюбия, пренебрегающими и преступающими сии спасительные и человеколюбивые заповеди, то за благо признали мы со святым Собором, пребывающим в сем царствующем новом Риме, возобновить оные, дабы, не допуская никакого ухищрения, никакого предлога и никакого мудрования, сей гнусный и нечестивый обычай, не известно каким образом вторгшийся в святейшие Церкви, совсем пресечь, дабы при истинно неподкупном и чистом провозглашении, бывающем от архиереев над рукополагаемыми, нисходила на них свыше благодать Святого Духа, ибо ныне при совершении производств за деньги и при действии руки нечистой – не знаю, нисходит ли на производимого, по провозглашению, и не отталкивается ли паче благодать Святого Духа.

К этому слову послания, вместе с самим Геннадием, подписались также семьдесят три епископа.

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

Священноисповедник Никодим (Милош)

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Правило 29

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною Петром. (IV Всел. 2; Трул. 22, 23; VΙΙ Всел. 4, 5, 15, 19; Сердик. 2; Василия Вел. 90; Геннадия посл.; Тарасия посл.)

Как чистый дар Своей благости Бог даровал людям через Иисуса Христа св. евангелие и ту благодать, которая из него исходит. Через тот же дар Христос призвал Апостолов на их высокое достоинство – служение евангелию, снабдив их высшими дарами духа и силы, долженствующими служить им для того, чтобы все уверовали в божественность их посланничества. Отсюда уже само по себе ясно было, что Апостолы не могли благодатный дар Божий сделать предметом торговли, но, как сами принявшие его даром, также даром должны были и раздавать его (Мф. 10:8). Когда впоследствии некий Симон хотел купить за деньги чудотворную силу Святого Духа, которой обладали Апостолы, Петр ответил ему: «Серебро твое с тобою да будет в погибель, потомучто ты помыслил дар Божий сребром стяжати» (Деян. 8:18-24). Оттого стало называться по имени этого Симона «симонией» всякое действие и желание, напоминающее указанное покушение Симона. Осуждение ап. Петром этого покушения стало для первых христиан страшным примером, и не только какая-либо продажа или покупка святыни, но даже и самое желание этого считалось самым гнусным делом и величайшим злодеянием. Этот взгляд церкви на симонию становился тем резче, чем более замечалось с течением времени бессовестных людей, впадающих в это злое и мерзкое дело. Св. отцы и учители церкви не находят в своих творениях достаточно слов, чтобы заклеймить наибольшим позором симонию и симонитов. Также относились к этому и соборы всех веков, как мы это видим в приведенных выше параллельных правилах. В сингелии, выдаваемой митрополитам и архиепископам при посвящении, вменяется им в особенную обязанность блюсти свою душу от симонии.

Находя незаконным священный сан, полученный за деньги, правило не считает достаточным наказанием для симонита извержение его из сана, потому что в таком случае от виновника отнималось бы только то, что ему и не могло принадлежать по закону, а самое злодеяние оставалось бы без наказания, – правило предписывает также отлучить его и от церковного общения, т.е. налагает двойное наказание: извержение из сана и отлучение от церкви. Точно такому же двоякому наказанию подлежит и продавший святыню, т.е. рукоположивший кого-либо за деньги. Это и есть тот случай, когда правила отступают от принципа не налагать двух наказаний за одно преступление, как об этом было сказано в 25-м Ап. Правиле, но симония превосходит все самые тяжкие преступления, как и получение епископства через посредство мирских властей, о чем говорит следующее Ап. правило (30). Вот почему правила и налагают двойные наказания за эти преступления.

Правило 30

Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним. (I Всел. 4; VII Всел. 3; Лаодик. 13).

Право избрания и посвящения епископа принадлежало всегда, по правилам, исключительно собору епископов. Светская власть стала влиять на это только в позднейшие века, начиная с ΙV века, когда некоторые из греко-римских императоров стали христианами, но и тогда влияние светской, или точнее, государственной власти при поставлении епископов было нормировано согласно с каноническими предписаниями церкви и, следовательно, только в определенных границах принималось и признавалось церковью. В тех случаях, когда государственная власть переходила законом определенные границы или же, когда лица, желающие во что бы то ни стало сделаться епископами и не могущие достигнуть этого правильным путем через церковную власть, обращались за помощью к светской власти, – во всех таких случаях церковь решительно возвышала свой голос для произнесения торжественного осуждения этих и подобных нарушений одного из основных ее прав. Об этом еще будет речь при толковании одного из правил VII Вселенского Собора, именно 3-го правила. Если церковь осуждала незаконное влияние светской власти при поставлении епископа в то время, когда государи были христианами, тем более, следовательно, она должна была осуждать это, когда последние были язычниками, и тем более тяжкие наказания она должна была налагать на виновных, которые не стыдились обращаться за помощью к языческим государям и подчиненным им властям, чтобы только получить епископство. Настоящее (30) правило и имеет в виду подобные случаи. В первые времена церкви Христовой встречались, как среди единичных римских государей, так и среди низших представителей государственной власти, и такие, которые не относились враждебно к христианской церкви и не были ее гонителями. К таковым и обращались некоторые пресвитеры и, делаясь с их помощью епископами, получали в управление ту или иную церковь. Против подобных пресвитеров и направлено это Ап. правило, которое, считая это преступление равным симонии, так как в сущности это и есть симония, только другого рода, предписывает виновнику то же наказание, как и за симонию, а именно: извержение из епископского сана, незаконно полученного, и отлучение от церковного общения, следовательно двойное наказание, как и за симонию.

В этом правиле упоминается только епископ, получающий епископство через посредство светской власти, а в 29-м Ап. правиле упомянуты епископ, пресвитер и диакон, приобретающие за деньги духовный сан, и все погрешающие против предписания правила подвергаются извержению и отлучению. Вальсамон в толковании этих правил задает вопрос: как поступить с тем, кто при посредстве светской власти сделается пресвитером, диаконом, иподиаконом или чтецом, или, давши деньги, сделается иподиаконом, или чтецом? И отвечает: и они все подвергаются извержению или отлучению на основании последних слов 30-го Ап. правила, где сказано, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их.

ПРАВИЛА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

Правила Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского

Правило 2 (О симонии)

Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, или екдика, или парамонариа, или вообще в какую либо церковную должность ради гнусного прибытия своего: таковый быв обличен, яко на сие покусился, да будет подвержен лишению собственного степени: и поставленный им отнюдь, да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии, то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своего степени, аще же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме.

(Ап. 29; Трул. 22, 23; VII Всел. 4, 5, 15, 19; Лаод. 12; Сардик. 2; Василия Вел. 90; Геннадия посл.; Гарасия посл.).

Настоящим правилом осуждается всякая симония

Поводом же к изданию правила послужила жалоба, заявленная на 9-м и 10-м заседаниях этого собора против Ивы, епископа едесского, обвиненного, между прочим, и в симонии.

О симонии мы уже говорили в 29 Ап. правиле и видели, что это правило требует сначала извержения, а затем и отлучения от церкви как того, кто рукополагает за деньги, так и того, кто рукоположение получает за деньги, Однако, это наказание применяется в данном правиле только к тем, которые покупают или продают рукоположение в строгом смысле этого слова, а именно, рукоположение в священослужительские степени: епископа, пресвитера и диакона. Настоящим правилом определяется наказание не только за рукоположение за деньги, но и за всякое возведение за деньги на какую бы то ни было должность в церкви, причем назначается наказание как тем, которые принимают или дают деньги, так и тем, которые являются посредниками, и даже тем, которые хотя еще и не совершили данного преступления, однако доказано, что они были склонны совершить таковое.

Кроме епископа, пресвитера и диакона, правило это упоминает между прочим, еще и о хорепископах, экономах, экдиках и парамонарях. Хорепископом назывался епископ небольшого местечка, состоявший в зависимости от главного епископа и имевший право рукополагать в пресвитеры и диаконы лишь с разрешения последнего. Эконом управлял церковным имуществом. Экдик был церковным присяжным поверенным. Парамонарь был надзирателем церковных зданий. Правило не упоминает о прочих церковных служащих, однако оно всех их подразумевает под выражением.

Рукоположение или производство за деньги правило называет гнусной наживой и определяет, чтобы виновник был непременно извержен. По отношению к посредникам в этих делах оно определяет, чтобы виновник, если принадлежит к клиру, был извержен, если же он мирянин или монах, предан был бы анафеме. Налагая одинаковое наказание на мирян и монахов, правило под последними разумеет тех, которые не имеют священного сана и которые, следовательно, вне клира. Строгие меры данного правила против симонии имели место и на других соборах и в посланиях некоторых отцев церкви, та же строгость встречается и в гражданских законах, приводимых Вальсамоном в толковании 24-й главы I титула Номоканона в XIV титулах.

грех симонии что такое. Смотреть фото грех симонии что такое. Смотреть картинку грех симонии что такое. Картинка про грех симонии что такое. Фото грех симонии что такое

Инок Никодим

Симония

Симонией называют попытку приобрести за плату Благодать Духа Святого. Это действо характеризует таких людей, как плотских и приземленных, не понимающих что Вечный и нетленный Дух, который есть Бог, за тленную плату не приобретается. Тем не менее, и доныне под разными благовидными предлогами находятся люди, желающие купить за деньги благодать Божию. Деньги, как и прочие материальные ценности, признаются в Церкви только как жертва для исполнения заповеди милосердия:

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:22-34).

Если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Его же мир не может принять и Он вас научит всякой истине.

Источник

Вопрос о симонии в историческом прошлом и в современной русской церковной жизни

Содержание

В творениях отцов Церкви и в канонах симония признается страшным грехом против Святого Духа. Сущность этого греха состоит в том, что дары Духа становятся предметом купли и продажи. Слово «симония» обязано своим происхождением первому свято-покупателю Симону волхву, который, увидав, что «через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян.8:18–21 ).

Но грех симонии старее этого события и своего названия. Тарасий, патриарх Константинопольский, усматривает следы симонии еще в Ветхом Завете в действиях царя Израильского Иеровоама, который ставил «из народа священников высот. Кто хотел, того он (царь) посвящал и тот становился священником высот» ( 3Цар.13:33–34 ). С большею очевидностию симония указывается в продаже Исавом первородства и в проступке Гиезия, взявшего подарки с Неемана.

К получившим священство через подкуп древние церковные писатели относили слова: «кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). Получающие же деньги за посвящение в духовный сан считались нарушителями завета Господня: «даром получили, даром и давайте» ( Мф.10:8 ). Вообще порок симонии считался явлением нетерпимым в христианстве, нечестивой попыткой соединить служение Богу и маммоне.

Не видно, чтобы в апостольское время существовал этот порок: тем не менее апостолы старательно предостерегали пастырей от корыстолюбя, на почве которого возрастает симония. Апостол Петр увещевает пастырей пасти Божие стадо «не для гнусной корысти». Апостол Павел ставит себе в заслугу, что он «ни сребра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал». Он же писал к Тимоѳею, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», что «никакой любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( 1Петр.5:2–4 ; Деян.21:33 ; 1Тим.6:10 и Ефес.5:5 ). Эти изречения седьмой вселенский собор признавал имеющими отношение к симонии, а п. Тарасий, на основании их и слов ап. Петра к Симону: «нет тебе в сем части и жребия», – уверяет, что в получившем духовную должность чрез симонию «нет благодати Св. Духа, т. е. святыни священства. Тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время – до рукоположения или после рукоположения».

В соборнике, названном «Правила свв. Апостол», изложено, что «епископ или пресвитер, или диакон, деньгами получивший сие достоинство, да будет извержен и он, и поставивший и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром».

С четвертого века, когда христианство стало религиею не только дозволенною, но и привилегированною и многие стали принимать имя христиан не по внутреннему убеждению, а из житейских соображений, когда духовенство получило права и льготы и получило обеспечение недвижимыми имениями, жалованием из городских доходов, купля – продажа священства стала явлением не редким.

Василий Великий писал подчиненным епископам: «разносится молва, будто некоторые из вас берут от рукополагаемых деньги и прикрывают это именем благочестия». Св. отец делает различие между куплей и продажей священства и находит, что продающие священство епископы более грешат, чем покупающие его, ибо продают полученное даром.

– Ты торговлю вводишь в духовные дела и в Церковь, в которой нам вверены Тело и Кровь Христовы, укоряет святитель подчиненного ему святопродавца.

Вообще на всем пространстве церковной истории видно, что достойные пастыри стойко боролись против вошедшей в нравы симонии и обличали ее, когда она прикрывалась благовидными предлогами. Возьмем пример из VII-го века. По случаю голода в Александрии Иоанн Милостивый крайне нуждался в средствах. Второбрачный клирик, не имевший по канонам права на получение священного сана, написал святителю: «я имею множество пшеницы, которую всю через твои руки желаю отдать Христу; при сем еще обещаю 150 литр золота, – только сделай меня диаконом». Иоанн призвал клирика и строго укорял его за желание за деньги приобрести священство (Жития свв. Изд. Син. Тип. 1902 г. Ноябрь, стр. 289).

В конце XII-го века видим попытку имп. Андроника 1-го уничтожить ставленнические поборы, но попытка эта была безуспешна.

Так как высшая русская иерархия получала свои полномочия и освящение от Константинопольского патриарха, то, без сомнения, греческие обычаи оказывали свое влияние на ставленническую практику Руси. На протяжении не менее, как четырех веков, на Руси существовали различные поборы симонического характера. Сюда относятся: 1) ставленные пошлины, как определенное вознаграждение за труд посвящения; 2) благословенная куница – плата новопоставленного перед отправлением на службу; 3) явленная куница с грамотою – пошлина при свидетельстве грамот новым епископом; 4) перехожие или новичные гривны – при перемене священнослужительских мест; 5) пошлины епитрахильные и орарные – за право вдовым иереям и диаконам оставаться в клире. Эти нормы поборов нарушались к невыгоде ставленников. Особенно обижали ставленников слуги архиерейские, – «люди гордые, носившие тулы (воротники) бобровые и прилбицы (шапки) волчии и барсуковые». Так говорит о положении духовенства Ипатская летопись под 1241 г.

Владимирский собор 1274-го года занимался ставленническим вопросом и несколько сократил поборы. Так он отменил плату за определение иерея к церкви, за поставление во игумена (посошное), за определение священника в духовники, за утверждение в должности наместника и десятника. После речей о том, что лишнее взимание есть мзда и симония, собор предписывает, чтобы за поставление в степени диакона и священника вместе взималось не более семи гривен. В этом постановлении видится влияние вышеупомянутого установления имп. Исаака Комнена.

На соборе выяснилось, что некоторые епископы прибегали к беззаконному средству: подвергали неповинных отлучению, чтобы взять пошлину за разрешение. Подобные злоупотребления практиковались в недавнее время и на православном Востоке.

Неизвестно, насколько собору удалось сократить симонию и облегчить положение духовенства – податного сословия для своих епископов, но заслуга собора та, что он обратил внимание мыслящих людей на ставленнические злоупотребления. Нередкостью после этого стали обвинения епископов и даже, например, митрополита Петра в неправедной мзде. Дело доходило до Константинопольского патриарха и при этом выяснилось, что русские доносители считали симонией не излишки против узаконенной ставленнической платы, но эту самую плату. Разумея эту плату, тверской монах Акиндин в послании к князю Михаилу Ярославичу убеждал последнего искоренить в русской Церкви ересь – мздоимство святителей. Князь послал этого монаха в Цареград испытать, как там смотрят на дело, но добытые там сведения не изменили убеждений Акиндина и, по правде сказать, не соответствовали действительности. Послание Акиндина написано резко и ссылалось на канонические определения об извержении святокупцев и святопродавцев.

Послание получило распространение. Одни из епископов, не будучи в силах дать ответ обличителю, изъявляли желание насильственно заградить уста его, говоря: «сами вемы, не требе ны ваше исповедание». Другие говорили, что взимают плату ради поганского насилия. В ответ на это Акиндин рекомендует епископам апостольскую нищету, уверяя, что поганые, как и разбойники, утремляются лишь туда, где видят богатство.

При м. Ѳеогносте, около половины XIV века, ходил по рукам сборник канонических и отеческих правил «против злочестивых духопродажных ересей».

Хотя негодование епископов на симонию и цезаропапизм, как одну из причин симонии, неискреннее, но оно свидетельствует, какое широкое распространение получила на Руси мысль о незаконности всякой ставленнической мзды. Русские в этом отношении опередили греков.

На почве этого убеждения в незаконности ставленнических поборов возник раскол стригольников. Эти раскольники указывали, что епископы и священники – стяжатели и мздоимцы, что первые собирают имения, а вторые вымогают с живых и мертвых, что те и другие ведут жизнь недостойную истинных пастырей. Раскол, начавшись с платы за поставление, пошел далее. И самое понятие о симонии расширилось прибавлением к нему священнического вымогательства. Такое расширенное понимание симонии нельзя назвать неправильным.

Эта идейная победа над симонией на Руси была одержана на 69 лет ранее, чем в Греции. Под кару нового закона подпал Новгородский Геннадий, архиепископ, вообще говоря, весьма почтенный, но подчинившийся, по словам летописца, влиянию любимца дьяка.

Злоупотребления симонического характера происходили, кроме того, на почве права прихожан избирать клириков, существовавшего до XIX-го века. Царь Иван Васильевич указывал Стоглавому собору, что ищущие духовного сана приобретали избирателей подкупом, приводил в пример угличан, бравших с избираемых большие деньги. И Московский собор 1667 года обращал внимание на то, что церкви Божии кормчествовали, то есть, избирали тех, кто давал избирателям более выгод.

Путешествовавший в XXII веке по России с своим отцом патриархом Антиохийским Макарием Павел Алеппский пишет, что «приближенные и диаконы архиереев явно брали мзду со ставленников. Видя это, прибавляет Павел, стали брать и мы».

Но почва для незаконных симониальных поборов и ныне есть весьма удобренная: запуганные кандидаты священства и диаконства, множество просителей на одну вакансию и известный характер приближенных к архиереям лиц. Этот характер отмечен такими чертами в Духовном Регламенте: «слуги архиерейские обычне бывают лакомыя скотины, и где видят власть своего владыки, там с великою гордостию и безстудием, как татаре, на похищение устремляются». Вот на этих-то слуг архиерейских: келейников, секретарей, ключарей, родственников иногда в сюртуке, иногда в рясе и клобуке и падает значительная часть вины в беззаконных поборах с робеющих пред всяким швейцаром и иподиаконом ставленников. Иногда же и архиереи добродушно или небескорыстно потворствуют этому неканоническому хищничеству. И то нужно сказать, что архиерейские кафедры не даром достаются.

Как ни велико зло ставленнической симонии не только само по себе, но и по своим последствиям для жизни паств, утешительно, однако то, что православная Церковь не легко мирилась с симонией, ни в одном веке не признала ее за нормальный порядок, хотя иногда терпела ее, как неизлеченную болезнь. На католическом Западе к симонии относились и относятся гораздо спокойнее, рассудочнее. И в настоящее время в Риме церковные должности, особенно кардинальский сан, обложены высокими налогами. Разве это не симония? В Германии и Англии – иная разновидность симонии – так называемый патронат, в силу которого храмы являются как бы собственностию местных владельцев. Продажа вакансий в этих приходах объявляется чрез газеты. Иногда устраивается что-то в роде торгов.

У нас этого, к счастию, нет. Тем не менее вопрос о симонии и поныне у нас жизненный, больной, с которым нескоро будут сведены все счеты. Дело в том, что симония не ограничивается продажей и куплей должностей священства, но включает в себя и другие проявления корысти в душепопечительном, пастырском делании. Это видно не; только из соборных и святоотеческих» определений симонии, но и из приравнивания стригольниками вымогательств за духовные требы ставленническим поборам. Те и другие поступки имеют одну причину, один характер и сходные последствия.

Симон волхв чрез апостольское рукоположение желал купить благодать для внешней власти и обогащения. «Дайте мне власть эту», просил он» апостолов. Благодать священства преподается для служения Христу и общине христиан, а Симон» искал благодати, только как власти и для целей житейских. Немалое сходство с поступком Симона имеет вступление на должность священства без внутреннего призвания, по житейским обстоятельствам и соображениям. Недалеки от Симона и те. которые в сане священства обращают внимание не столько на обязанности, сколько на права, на власть и позабывают, что не приход – для них, а они – для прихода. К каждому из таких приложимо слово апостола: «сердце твое неправо пред Богом».

Всякое желание получить выгоду от сообщения верующему даров благодати есть одна из разновидностей симонии. Древние учители Церкви источник симонии видели в корыстолюбии, которое, по апостолу, «корень зла». И поныне корыстолюбие или любовь к приобретению, к получанию в лице, занимающем духовную должность, подвергает его опасности впасть в симонию. Эта опасность увеличивается для пастырей русской Церкви от существующего ныне способа обеспечения духовенства. В первоначальной Церкви не было поручной платы за молитву и таинства, а были общие, часто нескудные приношения на содержание клира и вместе бедных. Приносились хлебы, фрукты, овощи, вино, масло и многое другое. Исторический остаток этих приношений видим в теперешних просфорах, сохранивших древнее название, но утративших первоначальное значение. Такое же воспоминание о древнем обычае заключается в прошении сугубой ектении: «о плодоносящих», то есть, о приносящих в церковное собрание плоды. Бывали в древней Церкви и денежные поступления безраздельно на клир и бедных. Встречалась местами и изредка и плата за совершение таинств крещения и брака, но эта плата имела вид необязательной жертвы.

Когда же плата в определенном количестве требуется ранее совершения требы, когда к этой плате причисляются мнимые долги за прежде совершенные требы, когда не желающий или не имеющий возможности уплатить требуемое «сполна» терпит задержку в исполнении требы или таинства, как это чаще всего бывает при браковенчаниях, то подобные явления имеют несомненно симонический характер. Молитва создает особое настроение, повышает дух человека, но когда после молебна или отпевания умершего начинается, допустим, самый деликатный переговоры, о вознаграждении за труды, то поднявшийся было дух пастыря и прихожан вновь опускается даже ниже прежнего. Посудите сами: на глазах еще слеза умиления или печали о почившем, а рука уже нащупывает кошелек в кармане. В лавочке купец норовит взять дороже, а покупатель выторговать хотя пятачок. Такие же отношения зачастую устанавливаются между причтом и прихожанами. Как это недалеко от симонии!

Почивший церковный и государственный деятель К.П. Победоносцев еще при Александре III положил, начало улучшению способов обеcпечения духовенства. Тысячи причтов получили субсидии, но еще большее число причтов остается при прежних способах обеспечения, при поручной плате! Да и те причты, которые получили казенное вспомоществование, целиком сохранили и прежний способ обеспечения, не улучшив его неприглядныt стороны. Конечно, если бы все православные причты получили казенное вспомоществование, тогда можно было бы предъявить к ним и требования о совершенной бесплатности некоторых священнодействий. Но

надеяться на продолжение положенного К.П. Победоносцевым начала обеспечения причтов жалованьем теперь можно менее, чем когда-либо. На очереди стоит вопрос об отделении Церкви и государства. Пришло время православному «ведомству», привыкшему ходить на государственных помочах, обзаводиться своим хозяйством, не рассчитывая на пенсии, субсидии и ассигновки из государственного казначейства.

Оно и лучше. Целые два века государственная помощь дорого обходилась Церкви и духовенству. Государство устранило приход от церковно-общественных деля, и тем разъединило его с клиром. Надежда духовенства на изменение способа обеспечения связана теперь с надеждою на оживление прихода и правильную постановку приходских дел. Хорошо организованному приходскому собранию нетрудно будет выяснить, что теперешний способ обеспечения духовенства установленной обычаем поручной платой не соответствует церковным постановлениям, неблаговиден сам по себе, тяжел для беднейших прихожан и не представляет каких-либо удобств прихожанам вообще; что нужно нормировать годичное жалование причту и собирать его вместе с другими церковными взносами 28 под именем церковного обложения; что церковное обложение должно иметь характер подоходный.

См. в «Книге Правил» послание Тарасия к папе Адриану. Любители иносказательного толкования видели симонию в торговле голубями при Иерусалимском храме. Так как голубь издавна считался символом Св. Духа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *