грендель это такое что
Грендель
Гре́ндель (др.-англ. Grendel ) — страшное чудовище из англосаксонской эпической поэмы «Беовульф». Является одним из трёх антагонистов главного героя Беовульфа, вместе со своей матерью и драконом. Грендель, как правило, изображается в виде антропоморфного чудовища огромного роста (великана-людоеда), хотя в тексте его описание лишено определённости.
Содержание
Текст поэмы
Беовульф посетил Гёталанд, чтобы найти и уничтожить Гренделя, который нападал на медовый зал Хеорот конунга данов Хродгара. Монстр в течение 12 лет (зим) убивал и съедал всех, кого там находил, а также воинов на своих болотах. О жизни чудовища и о мотивах его нападений ничего неизвестно, кроме того, что пиры в зале приводили его в ярость:
Тут разъярился дух богомерзкий,
житель потёмков, который вседневно,
слышал застольные клики в чертогах…
После долгой борьбы, Беовульф смертельно ранит Гренделя, разрывая ему руку. Грендель убегает и затем умирает в своей пещере под болотом. Беовульф позже участвует в ожесточенном бою с матерью Гренделя, которую он тоже убивает. После её смерти он находит труп чудовища и отрубает ему голову, которую использует как трофей. Беовульф возвращается в Хеорот, где он получает множество подарков от благодарного короля Хродгара.
«Грендель», «Беовульф» и другие
Принятая на вооружение Армии США более полувека назад знаменитая винтовка M16, как выяснилось в начале XXI века, оказалась не готова к новым вызовам – и прежде всего, по характеристикам своего патрона. К поиску решения подключились как оружейные гиганты, так и небольшие фирмы и даже энтузиасты-одиночки.
Плоды труда оружейного интернационала
Александер обратил внимание на опыты американского стрелка Арне Бреннана, который, пытаясь добиться кучности на больших дистанциях, экспериментировал с упоминавшимся выше патроном 6 mm PPC. Теоретически нужного результата можно было добиться, используя тяжёлые пули «ультранизкого сопротивления», но ограничение по габаритам AR-15 заставляло утапливать пули в гильзы глубже, чем требовалось для получения нужных результатов. Арне обратил внимание, что схожие по весу и баллистическим характеристикам пули выпускаются в калибре 6,5 мм, при этом за счёт большего диаметра они выходили короче 6-мм аналогов. Уверенности в правильность выбранного пути добавил тот факт, что ещё в 1984 году создатель патрона 6 mm PPC Луи Пальмезано в рамках подготовки сборной США по стрельбе к чемпионату мира 1986 года уже экспериментировал с патроном, названным 6,5 mm PPC. Тогда американские стрелки всё же предпочли более знакомый им 6 mm PPC.
Еще до этого, в мае 2003 года Grendel был испытан на тренировочной базе частной военной компании «Блэкуотер», продемонстрировав впечатляющие результаты. Имея вдвое меньшую отдачу, чем винтовочный 7,62×51 мм, «Грендель» обладал заметно лучшей баллистикой, сохраняя сверхзвуковою скорость на километровой дистанции. При этом пуля нового патрона была вдвое тяжелее, чем у 5,56-мм патрона, что должно было обеспечить хорошее действие по биоцели.
СОДЕРЖАНИЕ
Сказка
Стипендия
Толкин
Физическое описание
Интерпретации
Симус Хини в своем переводе « Беовульфа» в строках 1351–1355 пишет, что Грендель по форме напоминает человека, хотя и намного крупнее:
В переводе строк 1637–1639 Хини также отмечается, что бестелесная голова Гренделя настолько велика, что для ее транспортировки требуется четыре человека. Кроме того, в строках 983–989, когда исследуется разорванная рука Гренделя, Хини описывает ее как покрытую непроницаемой чешуей и роговыми наростами:
Каждый гвоздь, чешуйка и шпора, каждый шип
и рубец на руке этого языческого зверя
были подобны колючей стали. Все говорили,
что нет заточенного железа, достаточно
прочного, чтобы проткнуть его, нет проверенного временем лезвия,
которое могло бы порезать его жестокий запекшийся от крови коготь.
Альфред Баммесгербер внимательно смотрит на строку 1266, где предки Гренделя, как говорят, были «заблудшими духами», которые произошли от Каина после того, как он был проклят. Он утверждает, что слова на древнеанглийском языке geosceaftgasta следует переводить как «великое бывшее создание духов».
Другие ученые, такие как Шерман Кун (1979), подвергли сомнению описание Гренделя как монстра, заявив:
Грендель
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Стипендия [ править ]
Толкин [ править ]
Физическое описание [ править ]
Интерпретации [ править ]
Симус Хини в своем переводе « Беовульфа» в строках 1351–1355 пишет, что Грендель похож на человека, хотя и намного крупнее:
В переводе строк 1637–1639 Хини также отмечается, что бестелесная голова Гренделя настолько велика, что для ее транспортировки требуется четыре человека. Кроме того, в строках 983–989, когда исследуется разорванная рука Гренделя, Хини описывает ее как покрытую непроницаемой чешуей и роговыми наростами:
Каждый гвоздь, чешуйка и шпора, каждый шип
и рубец на руке этого языческого зверя
были подобны колючей стали. Все говорили,
что нет заточенного железа, достаточно
прочного, чтобы проткнуть его насквозь, не было проверенного временем лезвия,
которое могло бы порезать его кровавый коготь [14]
Альфред Баммесгербер внимательно смотрит на строку 1266, где предки Гренделя, как говорят, были «заблудшими духами» [15], которые произошли от Каина после того, как он был проклят. Он утверждает, что слова на древнеанглийском языке geosceaftgasta следует переводить как «великое бывшее создание духов». [16]
Другие ученые, такие как Шерман Кун (1979), подвергли сомнению описание Гренделя как монстра, заявив:
Драуг и Грендель
Ходячие мертвецы: драуг и аптганг в древнескандинавской литературе
(окончание статьи)
и где их жилище —
люди не знают;
по волчьим скалам,
по обветренным кручам,
в тумане болотном
их путь неведом,
и там, где стремнина
гремит в утесах,
поток подземный,
и там, где, излившись,
он топь образует
на низких землях (1357—1360)
Дальше направились
высокородные
к скалам гранитным,
к теснинам темным,
где меж утесов
стези кремнистые
шли над ущельем,
кишащим нечистью (1408—1411)
Этот ландшафт, как и лощина-hvammr, представляет собой пограничную местность, а Грендель именуется mearcstapa — «блуждающий у границ» (103).
Спустившись под воду, Беовульф попадает в niðsele — «вражеский зал» (1513), где обитает мать Гренделя. Подобно кургану, это жилище напоминает пиршественный зал — или, точнее, его противоположность. «Антизалы такого рода приобретают поэтический резонанс благодаря ассоциациям с могилой» (Hume, «The Concept of the Hall in Old English Poetry,» p. 68). Niðsele освещен «светом огня»; в нем хранятся «доспехи» и «меч победный» (1557) — воистину ценные сокровища с точки зрения воина. Но завладеть этим богатством нелегко: ведь его охраняет мать Гренделя, вооруженная «свирепыми когтями» (1542), как ее сын или как ketta, встречавшаяся в скандинавских курганах.
Нападать на людей Гренделя побуждает то же чувство, которое движет драугами, — зависть к живым. Гренделю заказан путь в Хеорот, в этот «круг света и покоя, за пределами которого — только тьма, лишения и опасности» (Hume, «The Concept of the Hall in Old English Poetry,» p. 11).
Тут разъярился
дух богомерзкий,
житель потемков,
который вседневно
слышал застольные
клики в чертогах:
там арфа пела
и голос ясный
песносказителя (86—90)
Этот отрывок, помещенный перед описанием первого нападения Гренделя, недвусмысленно объясняет слушателям мотивацию чудовища. Грендель лишен не только радости и уюта, царящих в зале Хродгара, но и не включен в социальную иерархию, традиционно закреплявшуюся раздачей даров, — не допущен к «трону кольцедарителя» (168).
Снедающая Гренделя жажда жизни находит выражение в его чудовищных пиршествах — пожирании дружинников Хродгара. Лишенный утех, которыми наслаждаются дружинники в зале, он в отместку лишает владыку его родичей, а тех — самой жизни. И убивает он точь-в-точь так же, как драуг из «Саги об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков»:
тут же воина
из сонных выхватив,
разъяло ярое,
хрустя костями,
плоть и остов
и кровь живую
впивало, глотая
теплое мясо (742—745)
Само имя Гренделя этимологически связано со значениями «дробитель» или «разрушитель» и вполне уместно для драугов, которые нередко раздавливали своих жертв насмерть.
Как и драуги, Грендель — ночное чудовище, «полночная нечисть», «напасть ночная», «исчадие ночи». Подобно нежити из скандинавских саг, он «скользит в тенях» (703), —
дождавшись часа,
когда помрачится
закатное солнце
и с неба сумерки
призрачным облаком
сползут на землю (650—651)
Как и драуги, Грендель скрывается в тумане:
Из топей сутемных
по утесам туманным
Господом проклятый
шел Грендель (710—711) —
и глаза его в зыбком лунном свете так же вспыхивают зловещим огнем:
во тьме полыхали
глаза, как факелы (726—727)
Явившись в Хеорот в последний раз перед смертью от руки Беовульфа, Грендель объявляет о себе одним ударом в дверь, — так же, как в скандинавских сагах поступают драуги, пытающиеся проникнуть в дом:
Едва он коснулся
рукой когтелапой
затворов кованых —
упали двери,
ворвался пагубный
в устье дома (721—724)
Этот эпизод и разрушения, которые Грендель учиняет в зале во время поединка с Беовульфом, напоминает нападения драугов на скандинавские дома:
грохот в доме;
на редкость крепок,
на диво прочен
был зал для трапез,
не развалившийся
во время боя (770—773)
Наконец, победить Гренделя можно лишь теми же способами, что и драуга. Беовульф чувствует, что от железных мечей проку не будет, пока он не поборет чудовище голыми руками (677—683, 798—805, 987—990). Когда противники сходятся в поединке, выясняется, что они почти равны друг другу по силе. Беовульф ранит врага, но добить его не удается: Грендель спасается бегством (967—970). Но в конечном счете одной медвежьей хватки Беовульфа недостаточно, чтобы избавиться от Гренделя и его матери: поборов чудовищ, герой должен отрубить им головы:
далеко отпрянула
мертвая туша,
когда от тулова
отъяло лезвие
огромную голову (1588—1590)
Такая же участь постигла и мать Гренделя:
сплеча ударил
и снес ей голову, —
шею рассекши,
разбив хребтину,
пронзило лезвие
плоть зломерзостную (1565—1568)
В целом, Грендель как оборотень-великан, жилище которого обладает приметами потустороннего мира, который нападает на людей по ночам, подкрадываясь к ним в тумане, и которым движут жажда жизни и зависть к живым, весьма близок образу ходячего мертвеца, фигурирующему в скандинавских сагах. Впрочем, как «порождение той эпохи, в которую скандинавская традиция вступила во взаимодействие с южной, идущей от античности» (Kiessling, «Grendel: A New Aspect,» p. 201), Грендель — образ более сложный: элементы древнегерманской культуры англосаксов соединились в нем с новыми христианскими веяниями.