грета тунберг диагноз синдром аспергера что это
Синдром Аспергера у детей
Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:
Он назвал такое состояние «аутистическим расстройством личности в детском возрасте».
По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы. Появившийся именно тогда термин «синдром Аспергера» был признан специалистами всего мира. Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.
На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.
Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы
К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.
Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка («идеальный младенец») или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.
С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта («смотрят на человека, как будто он предмет мебели»).
Причина появления синдрома Аспергера у детей до сих пор остается неизвестной
По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.
В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).
Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную «истерику».
Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика
В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.
При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника («говорят для себя», «разговаривают не с людьми, а среди людей»).
Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.
Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.
С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других («слепота к чужому разуму»). Ему недоступно значение жестов и мимики. Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений. Часто кажущийся странным, эксцентричным, «бестактным», «грубым и бесчувственным», этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.
Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.
Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.
Диагностика и лечение
Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.
Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия. Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления. Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).
В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.
Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.
Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Чем больна Грета Тунберг
Имя юной шведской экоактивистки Греты Тунберг известно всему миру. Эта девочка прославилась благодаря своим публичным акциям и выступлениям в защиту климата планеты. Однако Грета не является обычным подростком: у нее имеются определенные психические расстройства.
Почему Грету начали беспокоить экологические проблемы?
Грета Тунберг родилась в 2003 году в Стокгольме (Швеция). Ее родители – известные люди. Мама – оперная певица Малена Эрнман (в 2009 году она участвовала в «Евровидении»), папа – актер Сванте Тунберг.
С самого детства девочка отличалась от своих сверстников. Когда Грете было 11 лет, ей и ее одноклассникам в рамках школьной программы показали документальный фильм о проблемах экологии. В фильме были показаны «мусорные острова», плавающие в Тихом океане. Одноклассники шведкой девочки посмотрели его, обсудили и забыли. А вот на психику Греты увиденное произвело сильнейшее впечатление. Она впала в настоящую депрессию и всерьез обеспокоилась дальнейшей судьбой планеты.
С тех пор она начала активно интересоваться вопросами экологии. Спустя некоторое время ребенок добровольно отказался от употребления мяса. Следуя его примеру, другие члены семьи тоже постепенно стали вегетарианцами. В настоящее время Грете 16 лет, и она по-прежнему увлечена идеей защитить мир от экологической катастрофы.
Психические расстройства Греты Тунберг
Специалисты диагностировали у Греты ряд психических заболеваний: синдром Аспергера, обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм. Что же это за диагнозы?
Синдром Аспергера
Этот синдром представляет собой легкую форму аутизма. Люди, страдающие подобным заболеванием, испытывают трудности в общении с другими людьми. Кроме того, они склонны зацикливаться на определенной проблеме, целиком погружаясь в нее. Именно благодаря этой особенности Тунберг так сильно увлеклась решением экологических проблем мира. Для юной активистки это буквально стало навязчивой идеей.
Помимо этого, люди с синдромом Аспергера отличаются категоричностью своих суждений. Этот признак тоже явно прослеживается в поведении психически больной девочки. На своих выступлениях она часто высказывается крайне резко, чем и отталкивает многих людей.
Непосвященному человеку может показаться, что Грета либо очень глупая, либо сумасшедшая, но на самом деле это не так. У детей с синдромом Аспергера очень часто бывает высокий интеллект, хорошая память и развитая речь. Они четко понимают логические связи и подмечают малейшие детали в интересующих их явлениях. Поэтому диагностировать заболевание у таких пациентов не всегда легко.
Еще одной особенностью этой болезни является склонность делить мир на «черное» и «белое». Зацикливаясь на какой-то проблеме, больные видят только одну сторону явления, совершенно не понимая других аспектов. Они не замечают полутонов и не способны искать компромиссы.
Обсессивно-компульсивное расстройство
У людей, страдающих синдромом Аспергера, часто развивается еще одно психическое отклонение – обсессивно-компульсивное расстройство. Оно характеризуется появлением всевозможных навязчивых мыслей и действий. В голову человека непроизвольно лезут мысли, которые вызывают у него тревогу и беспокойство. Чтобы уменьшить эти неприятные явления, человек придумывает для себя какие-либо ритуальные действия и выполняет их (например, считает шаги о время ходьбы или постоянно убирает в комнате).
Чтобы как-то упорядочить свои эмоции и тревожные мысли, больные создают себе определенные привычки и стараются жить по строгому бытовому распорядку. Это дает им временное облегчение и вызывает чувство контроля над происходящим, над своей жизнью. При невозможности выполнить привычные действия, человек начинает сильно тревожиться, беспокоиться, его охватывает страх.
Обсессивно-компульсивное расстройство – это не сумасшествие. Больные прекрасно осознают абсурдность своих навязчивых действий, но отказаться от них не могут. Болезнь корректируется с помощью медикаментозного и психотерапевтического лечения.
Селективный мутизм
Этот психическое расстройство – еще один частый спутник синдрома Аспергера. Люди, которые болеют селективным мутизмом, не могут разговаривать в некоторых ситуациях, когда от них требуется, чтобы они говорили. У Греты эта особенность проявляется часто.
Синдром Аспергера – это заболевание, не поддающееся лечению. Однако люди с таким расстройством способны адаптироваться к жизни в социуме. И как показывает пример Греты Тунберг, могут еще и стать знаменитыми.
Россияне с синдромом Аспергера оценили Грету Тунберг
Как живут наши сограждане с таким же диагнозом
Из-за 16-летней Греты Тунберг разгорелись нешуточные страсти. Страна влезла в бесконечные дебаты после ее нашумевшей речи в ООН об экологической проблеме. Мнения по поводу шведской девочки разделились. У Греты диагноз — синдром Аспергера. Одна из особенностей ее заболевания — маниакальное увлечение той или иной темой. Мы пообщались с россиянами, которые живут с таким же синдромом.
По словам Греты, впервые она услышала об изменении климата в 8 лет. В возрасте 11 лет девочка впала в депрессию, перестала есть и разговаривать. Позже ей поставили диагноз — синдром Аспергера, одна из форм аутизма. Известно, что люди с таким синдромом могут проявлять сильный, доходящий до одержимости интерес к хобби или коллекционированию. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. Сама Грета считает синдром Аспергера «даром», который определяет её видение мира.
«Не знала, вернусь ли из школы целой и невредимой»
В России люди с синдромом Аспергера прячутся. О своем диагнозе никто из них не говорит вслух. Живому общению они предпочитают закрытые интернет-сообщества. Свои фамилии они предпочли не указывать в материале.
Елене 25 лет. Девушка является одной из основательниц паблика в соцсети, посвященному проблемам аутизма.
Не такая как все: Что я «не такая, как все» за меня решило общество. А я до сих не могу найти ответ, чем именно я настолько не похожа на других.
О диагнозе: Впервые признаки аутизма у меня обнаружила в дошкольном возрасте педагог-психолог развивающего детского центра. Родители не отнеслись к ее предположению серьезно, поскольку всегда спокойно воспринимали мои странности.
К психиатру меня не повели. Но в детский сад меня не отдали, ни в какие детские центры больше не приводили, объясняли это тем, что я была просто болезненным ребенком в физическом плане.
Затем наступила школа, где учителя по труду и ИЗО настаивали на моем аутизме, убеждали, что я не могу учиться среди нормальных детей только потому, что у меня присутствовали проблемы с моторикой, руки тряслись, со сверстниками было общаться трудно. Педагоги по основным предметам оставались мною довольны. Училась я хорошо, что спасло меня от психиатра, диагноза и коррекционной школы. За мной просто закрепилась репутация особенного ребенка. Жила я строго по схеме «школа-дом» – никуда более.
Травля: Травля началась со стороны одноклассниц. Мальчики меня не трогали. После окончания школы специально поступила на заочное отделение, чтобы коллектив не заметил во мне каких-либо отклонений от нормы. Не вышло.
Однокурсницы начали указывать на мои аутистические признаки. Их раздражало все: моя прозопагнозия — я долго не узнавала многих из них, неуклюжесть, отсутствие реакции, когда ко мне обращались: я не слышала людей, потому что за школьные годы привыкла находиться в своем мирке, сверстницы не разговаривали со мной.
Мое неумение общаться в компании принимали за высокомерие. Однокурсницам не нравился мой информативный характер общения, грустное выражение лица, тот факт, что я слишком много времени уделяла учебе, будучи, по их мнению, ограниченной. А я ведь информацию усваивала медленнее, чем мои сверстники, поэтому мне приходилось много учиться. Я менялась, как того требовало окружение, но никто не замечал изменений. В итоге сверстники на меня злились, доносили на меня в деканат с требованием принять в отношении меня меры.
Одни угрожали и заставляли вести себя, как все нормальные люди. Другие не сомневались в моем психическом расстройстве и высмеивали. Тем самым они только усиливали мою погоню за отличными отметками. Учеба отнимала у меня много сил, далеко не все было интересно, несмотря на любимую специальность.
Лечение: Я за лечение этой проблемы. Но в нашем небольшом городе нет профессионала, специализирующегося на аутизме, а на посещение частной клиники у меня не хватает средств. Опыт с бюджетной медициной у моих коллег по несчастью плачевен, на это не стоит тратить время.
Про «специальные интересы»: Я не раз писала обращение в Минобрнауки с предложением своих идей по совершенствованию российской системы образования. В своем городе проходила конкурсный отбор с социальным проектом в этой сфере. Грежу финской системой образования, многое бы заимствовала из нее для нашей страны. Но получить деньги на реализацию не удалось.
Про дружбу: С детства не нахожу общий язык с представительницами женского пола. Со скромными и застенчивыми мальчиками мне это удается куда лучше – они слушают про мои специнтересы, что важно для меня. Ведь я часами могу говорить на тему, которой одержима в данный момент. Сейчас у меня есть несколько таких друзей, мы похожи. Но не знаю, надолго ли они в моей жизни.
О популярности: Мне сложно ориентироваться на вкусы масс, а сегодня это важно, чтобы прославиться в какой-либо области своей деятельности. Становиться знаменитыми только из-за синдрома – стыдно. Нам помощь нужна, содействие в трудоустройстве, а не слава.
О Грете: История Греты меня не затронула, потому что пока не могу заразиться идеями спасения экологии и вегетарианства. Не стоит судить по Грете о людях с РАС (расстройства аутистического спектра). Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете только одного аутичного человека.
О настоящем: Я не могла привыкнуть к жизни, где мне нужно было с утра ходить в школу, осваивать неинтересную и странно составленную учебную программу, находиться среди сверстниц. Собираясь в школу по утрам, я не знала, вернусь ли домой целой и невредимой, не посмеются ли надо мной с применением физической силы.
Сегодня мне куда более комфортно. Я занимаюсь тем, что мне нравится, не взаимодействую с теми, кто меня ненавидит только за одно грустное выражение лица. До сих пор угнетает один факт — я чувствую себя обузой для близких.
Распорядок дня: После пробуждения мне обязательно нужен стимминг (повторяющиеся движения тела или действия, например, ритмичное повторение определенных звуков). В дневное время с 14.00 до 18.00 я должна находиться вне дома: на улице, в офисе, еще где-то. Больше четырех часов без стимминга не могу, поэтому потом мне необходимо или вернуться домой или покинуть общественное место.
Жизнь после школы: Отучилась я успешно, но толку от этого мало. Сейчас везде нужно коммуникабельные, улыбчивые, энергичные люди, которые могут найти общий язык с любым человеком. Стандартный режим с утра до вечера для меня невыносим из-за собственного распорядка дня. Его нарушение приводит к мелтдаунам (срывам) и физически плохому самочувствию. Мне комфортно работать с 14.00 до 22.00 с перерывами для стимминга в отдельной комнате. Но из-за травли в учебные годы я до сих пор боюсь находиться в коллективе. Поэтому пока занимаюсь творческой подработкой по вечерам в удаленном режиме за небольшие деньги, на которые, правда, не прожить. Еще продолжаю вести проекты на энтузиазме, которые приносят пользу другим.
О любви: У меня была возможность создать семью. Но мне тяжело делить с кем-то личное пространство. Я не переношу крики детей, у меня от них случаются срывы. Мне больше подошел бы гостевой брак, но я не умею контактировать с несерьезными молодыми людьми, которым нужны отношения без обязательств.
Об окружающих: Не понимаю, почему меня не воспринимали окружающие. Родители мои странности всегда списывали на то, что я творческая личность. Хотя с творческими людьми в интернете у меня тоже не получалось находить общий язык.
О категоричности: Считаю, что упряма, но это не проявление синдрома, а черта характера. Стараюсь никому не навязывать свое мнение, если оно не касается моего специнтереса. Но свою позицию мне навязать невозможно, даже если у меня у самой нет ответа по конкретному вопросу.
О страхах: Страх возникает в лифте и в замкнутом пространстве, в толпе, незнакомых местах, громких звуках (акустикофобия), разговорах по телефону (исходящие звонки), зрительном контакте, прикосновениях.
О зависти: Грете не завидую. Аутичным людям и так хватает травли, а известность ее может только усугубить. К тому же контролировать себя, выступая на публике, сложнее. Можно как минимум начать заниматься стиммингом. И, быть может, нет ничего страшного в том, когда ты теребишь волосы или встряхиваешь руками, но если ты начнешь, например, залезать под футболку, чтобы потереть определенный участок тела – это неприлично.
«Мама стеснялась меня»
— После выступления Греты в ООН многие предположили, что человек с синдромом Аспергера не может грамотно излагать мысли. Допускали, что текст Тунберг написали взрослые.
— Человек с СА (синдром Аспергера) может говорить очень грамотно. Я сама несколько раз читала лекции по истории — это мой специнтерес. Хотя у меня есть проблемы с речью. Например, когда я говорю по телефону, то могу забыть слова, иногда заикаюсь. Но это не делает мои идеи менее ценными, а меня, как человека, менее значимым. Кто хочет понять, тот поймёт.
— Просто в какой-то момент Грета поняла, что школа свою роль в её жизни уже отыграла. Дальнейшее её посещение Грете не нужно. Она уже нашла себя. Какое значение будет иметь хороший аттестат по сравнению с тем, что она делает? Через много лет никто и не вспомнит о том, что она когда-то пропускала школу.
— У всех людей с синдромом Аспергера есть маниакальная идея, вокруг которой вертится вся их жизни?
-Увлекаться какой-либо идеей человек с синдромом Аспергера способен бесконечно. Люди с СА могут иметь несколько специнтересов и делить своё время между ними. Это огромное удовольствие. Тебе никогда не скучно одному. Всегда есть, чем заняться. По мне, так лучше развиваться в одном направлении, чем не развиваться вовсе. Мои интерес — история костюма.
— Откуда появляются интересы?
— Сложно сказать. Для меня специнтерес к истории начался с картинки в детской раскраске. Проявляется он в том, что я много читаю по истории костюма, смотрю тематические фильмы, часами говорю об этом. С годами я разработала методику быстрого пошива сложных изделий. Открыла швейный цех. Я очень требовательно по части технологии пошива одежды. Любой, не освоивший мою технику, шьет очень медленно. И меня дико раздражает, когда мою методу не воспринимают. Когда наша фирма выдает тот объем швейных изделий, который некоторые аналогичные цеха шьют вдвое дольше, нам никто не верит, что у нас работают всего три швеи. По-моему, это круто.
— Выходит, люди с подобным диагнозом могут достичь высот в том или ином деле?
— У меня это происходит прямо сейчас. Когда 10 лет назад мы с коллегами начинали бизнес, то арендовали комнату в подвале с одной тусклой лампочкой. На полу даже линолеума не было. Сейчас у нас своё здание, оборудование. Нашим клиентом является президент Башкортостана. Людей в нашей спортивной форме я встречаю на улице каждый день. Те, кто когда-то отказались с нами работать, сейчас кусают локти.
— Специалисты помогают избавиться от навязчивых идей?
— Зачем от них избавляться? Если только идеи социально опасны. Грета продвигает экологическую тему, которая, скорее, спасительна для окружающих.
— Популярность Греты может навредить ее психике?
— Человек нашел себя. Это счастье. Многие всю жизнь идут к тому, чтобы найти свое призвание. И большинство не находят. Гораздо хуже прожить пустую серую жизнь «нормального человека», чем яркую жизнь человека с особенностями. То что Грета бросила вызов миру — смелость, даже героизм. Лучшее, что могло произойти в мире людей с СА. Данный феномен показывает, что мы не сумасшедшие.
— Многие обвиняют родителей Греты в том, что таким образом взрослые решили заработать на дочери.
— Как живется людям с таким синдромом?
— Мне тяжело общаться с людьми. Я не понимаю половины того, что мне говорят. Вернее, слова понимаю, но повода для их произношения часто не вижу. Не вижу смысла, зачем трепать языком без надобности. Зачем обмениваться общими фразами только для того, чтобы показать какой ты милый и вежливый?
У индейцев молчаливое сидение рядом тоже считается общением. Мне этого иногда достаточно. Существует проблема – надо обсуждать, а пустая болтовня — ни к чему. Еще я не приемлю флирт и намек — такие проявления со стороны мужчин меня раздражают. Мне было трудно найти работу. Даже по профессии. Но потом оказалось, что ни одна фирма просто не могла предложить мне того объема труда, который я реально могу осуществить. Но я сама достигла высот в своем деле. Трудности закалили.
— Депрессии — частый спутник синдрома Аспергера?
— У меня ни разу не было депрессии. Иногда я испытываю чувство безысходности.
— Грета вдохновила учащихся идеей «школьных забастовок». Вместо уроков школьники выходят на улицы, стремятся привлечь внимание общественности к проблеме климатического кризиса. Людям с подобным синдромом свойственно заразить своей идеей других?
— Как «здрасте». Если человек увлечен, то он наполнен. С ним интересно. Ему хочется подражать. Его слушают. То же получилось и у Греты. Мне кажется, что так много критики звучит в адрес Греты только потому, что люди ей завидуют. Ее услышали, у нее получилось. Сейчас ведь все бросились обсуждать проблему экологического кризиса. Про Жанну Д’Арк чего только не рассказывают. Но она героиня Франции.
Марта: «Нас мало кто понимает»
Николаю диагностировали синдром Аспергера в подростковой возрасте. Мужчина не добился высот, потому что родился не в той стране. История Греты не кажется ему интересной, поэтому мы поговорили о нем.
— То, что я не такой, как все, стало понятно еще с детского сада. С другими детьми я не играл. Во время тихого часа не спал, как все. Воспитатели про меня говорили «без царя в голове».
Я учился в Коми — в республиканском физико-математическом лицее-интернате в Сыктывкаре. Это был кошмаром: огромные нагрузки, конфликты с одноклассниками и учителями. Там мне приклеили кличку «тормоз», потому что я уходил в себя, медленно соображал, с трудом повторял упражнения на физкультуре, казался растерянным и потерянным. Учился я на тройки, но выигрывал все городские и региональные олимпиады по физике.
— У вас есть навязчивая идея?
— У меня всегда были интересы: в школе это была физика, радиотехника, научная литература. Сейчас — психиатрия и неврология, пишу статья на эти темы.
— У вас есть друзья?
— Вживую практически нет. Много общаюсь в интернете с людьми, у которых такие же проблемы.
— Вы несчастливы?
— Я привык к такой жизни. Счастливым себя не назову. Кстати, у нашего знаменитого математика Григория Перельмана, насколько я знаю, такой же диагноз. Можно ли назвать его счастливым, учитывая все, что мы про него знаем?
— Как проходит ваш день?
— 80 процентов времени я провожу в интернете. Это мое окно в мир. Из-за травли в институте, я не смог закончить ни один вуз. У меня два неполных высших образования. Шесть лет я проработал водителем. Сейчас 5 месяцев как безработный.
— Как складываются ваши отношения с родителями?
— Общаюсь только с матерью, немного с бабушкой. С отцом и братьями только по делу.
Мы продолжили спрашивать людей с синдромом Аспергера, что они думают о феномене Греты Тунберг. Вот что ответили собеседники.
Ангелина: Однажды меня с учительницей пригласили на местное телевидение Витебска как успешную олимпиадницу по биологии. Я так волновалась, что весь эфир просидела, вжавшись в диван, молясь всем богам, чтобы меня не трогали. Представьте, что что чувствовала Грета, зная, что о ней будет судачить весь мир.
Жанна: Грету обвиняют в том, что речь за нее писали. Это не так. У людей с СА встречаются случаи гиперлексии. Такой человек вполне может написать речь для выступления самостоятельно. Другой вопрос, легко ли ему будет выступить перед огромной аудиторией и выучить то, что сам написал? У нас часто возникают сложности с изложением текста в правильном порядке. Поэтому многие имеют проблемы с устной речью и предпочитают читать по бумажке. Но есть аутисты, которых учат выступлениям на камеру с детства. Возможно, Грету научили.
Что касается специнтересов у людей с таким синдромом. Из-за социальных трудностей мы много времени проводим в одиночестве, что дает больше возможностей для длительных, кропотливых исследований, в результате которых зарождаются идеи. Многие парни и девушки с синдромом Аспергера зациклены годами на одном увлечении. Далеко не всегда за специнтересом таких людей скрывается что-то великое, но разумная идея есть всегда в том, чему они себя посвящают.
«Судорожно собирала информацию о киношных персонажах»
Анна: «Меня интересуют тема образования, политические режимы, русская классическая литература, стихосложение. Коллекционирую цитаты из разных русскоязычных песен, вырывая из контекста то, чему придаю близкий мне смысл. Специнтересам посвящаю себя, когда в жизни все хорошо. А хорошо, когда нет серьезных проблем с главными специнтересами, в качестве которых выступают уже не объекты, а субъекты. Как правило, это люди или персонажи.
У меня было три киношных персонажа и четыре реальных человека, о которых я судорожно собирала информацию и была зациклена на них 24 часа в сутки. Почему-то строго каждые три года появляется новый субъект. Как правило, интересные мне люди бывают со мной жестоки, а персонажи имели свойство умирать. Именно от их жизни зависело мое переключение на другие специнтересы.
Мария: «Я много лет интересуюсь отражением темы ядерного вооружения США в искусстве: собираю по всему интернету стихи, перевожу их. В данный момент работаю над огромной поэмой Хэйдждорна «Бомба, упавшая на Америку», изучаю мельчайшие факты, знаю все фильмы об этом. Ещё более узкая тема внутри ядерного вооружения США — Манхэттенский проект.
Третья моя страсть, более узкая — секретный городок Лос-Аламос. Вот Лос-Аламосу и отдано моё сердце. Горжусь тем, что в одиночку перевела целый сезон сериала «Манхэттен» по этой теме. Знаю наизусть каждую фразу, каждую сцену. Я единственный русскоязычный фанат «Манхэттена». Это как быть хранителем маяка на забытым богом острове. Даже группу в сети по сериалу сделала частной, потому что некому посягать на мой интерес, да и не хочется, чтобы посягали. При этом я не физик-ядерщик и вообще не физик. Скромно учусь на учительницу информатики.