гроза островский чему учит
О чем заставляет задуматься пьеса Островского «Гроза»
Александр Островский в равной степени известен в России и за рубежом. Его произведения изучаются миллионами. Однако чему учит, например, «Гроза»? Что полезного здесь можно найти и какова смысловая нагрузка?
Перед небольшим рассуждением необходимо кратко передать сюжет. Так, Катерина выходит замуж и переезжает в дом супруга Тихона, где всем заправляет его мать — Кабаниха:
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
«Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Девушка хочет чувствовать себя любимой, но ее муж не способен на нежность или проявление каких-то теплых эмоций. В итоге, главная героиня изменяет Тихону с Борисом, который после огласки случившегося сбегает подобно крысе с корабля. Девушка не смогла справиться с жизненными тяготами и в итоге совершила самоубийство.
Итак, резюмируя поведение каждого персонажа, можно сделать вывод: драма учит читателя настойчивости. Больше нет тех беззаботных времен, когда жители одного города могли доверять друг другу:
«Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут».
Например, Борис оказывается лжецом: ему не нужна Катерина и ее сердце, он лишь не против таким образом скрасить недолгую борьбу за наследство дядюшки. Тихон даже в важный момент не способен поддержать жену. Где же родители самой девушки? Неужели их любовь, о которой вспоминает Катерина, закончилась именно в тот момент, когда она вышла замуж?
Произведение, на мой взгляд, рекомендует читателю обращать внимание собственное сердце и душу. Если происходит противостояние, то важно сделать выбор в пользу более нравственного, а не в угоду эгоизма. Герои подмечают, что не следует и все близко к сердцу принимать:
«Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь».
Естественно, что главная мысль заключается в противостоянии поколений, что особенно обостряется при осознании эпохи, в которой произошла первая публикация произведения. Однако при более глубоком изучении работы можно заметить, что вопрос между строк вовсе не о любви и неверности («Нельзя, матушка, без греха: в миру живем») или противостоянии, а о том, можем ли доверять людям? А близким? Семье?
Анализ пьесы «Гроза» (А.Н. Островский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.06.2019 · Обновлено 20.12.2020
Русская драматургия считается одной ли богатейших во всей мировой литературе. Культурное наследие человечества было бы неполным без творчества таких людей, как Фонвизин, Грибоедов, Горький, Чехов и, в конце концов, Александр Островский. Он считается главным русским драматургом середины девятнадцатого века. А его пьеса «Гроза» — одним из главных драматургических произведений своего времени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой пьесы.
История создания
На создание пьесы «Гроза» Островский вдохновился после своей поездки по Волге. Увидев патриархальный уклад провинциальных городов Центральной России и Поволжья во всей его красе, писатель захотел, чтобы и жители крупных городов увидели этот мир, скрытый внутри России. Он начал и закончил написание пьесы в 1859 году.
Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.
Реалистичность пьесы была доказана самой жизнью: буквально через месяц после того, как писатель закончил работу, в Костроме разыгралось «клыковское дело». Мещанка Александра Павловна Клыкова бросилась в Волгу из-за притеснений свекрови и тайной любви к местному почтовому служащему. Муж, слабовольный и бесхарактерный, не заступался за жену, а его мать была недовольна недоимкой приданного и во всем винила невестку.
Смысл названия
Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.
Направление и жанр
Пьесу «Гроза» можно смело отнести к направлению реализма. В ней Островский попытался точно отобразить быт и нравы провинциального захолустья. Созданные им характеры максимально приближены реальным.
Жанр этого произведения — драма. «Гроза» — это пьеса, построенная на приземлённом социальном конфликте и показывающая нам героев, попытавшихся восстать против обстоятельств.
Композиция
В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:
Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.
Конфликт
Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.
Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.
Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.
Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в пьесе «Гроза» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона.
Тематика пьесы «Гроза» интересна и насущна даже сегодня:
Литрекон дополнил список тем, но если Вам нужно описание еще каких-нибудь конкретных тем или мотивов, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он еще раз дополнит перечень.
Проблемы
Проблематика пьесы «Гроза» не менее глубока и актуальна:
Многомудрый Литрекон знает и другие проблемы в пьесе «Гроза», но их перечисление может занять много места и времени. Если Вам понадобится полный список, дайте знать в комментариях.
Каждому отрицательному герою пьесы «Гроза» присущ свой порок (или пороки), олицетворяющий глобальную социальную проблему человечества:
Основная идея
В чем смысл пьесы «Гроза»? Автор хотел показать, что даже самые авторитетные патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке, иначе они застаиваются и только мешают людям. Порядки Домостроя безнадежно устарели, поэтому жители отставшего от времени Калинова становятся заложниками лицемерия, чтобы им соответствовать хотя бы внешне. Они уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.
Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения, как научного, так и нравственного. Их он уподобляет свежему воздуху, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и ее смелый бунт встряхнули застоявшийся город.
Чему учит?
Пьеса Островского может затронуть не только глухую провинцию Российской империи девятнадцатого века. Образы, созданные писателем, остаются актуальными и для жителей больших городов в наши дни. «Гроза» может помочь каждому из нас взглянуть на свою жизнь, взвесить свои поступки и слова и определить, кто же мы такие: лицемерные калининцы или высоконравственная Катерина.
Авторская позиция в пьесе «Гроза» однозначна. Островский явно симпатизировал своей героине и оправдывал её поступок деградацией общественного устройства, при котором человек вынужден скрывать свои чувства, и порочностью озлобленных друг на друга людей.
Критика
Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.
Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.
Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.
Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. («Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)
О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.
«…произведения г. Островского поселяют какую-то уверенность, что он все это слышал где-то, где-то видел, не в своем воображении, а в действительности. Так ли было или нет — все равно, дело в впечатлении. (Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)
О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.
В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.
В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.» (М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)
Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.
… язык Островского представляет богатейшую сокровищницу русской речи. Мы можем в этом отношении поставить в один ряд лишь трех писателей: Крылова, Пушкина и Островского.» (А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)
Анализ пьесы «Гроза» А. Островского
Автор: Guru · 05.04.2018
Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.
История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Смысл названия
Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.
Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.
Жанр и направление
«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.
Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание здесь). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.
Композиция
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Главные герои и их характеристика
В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
Смысл
Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.
Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.
Критика
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.
И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:
В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.
Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»
История создания
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
История написания пьесы
Идея написать «Грозу», Островскому пришла после поездки по Волге, где он увидел жизнь в провинциальных городах. Он записывал все, что ему казалось интересным. Он был свидетелем разговоров и ситуаций, происходивших с горожанами. Все это легло в основу пьесы.
Замечание 1
Начата пьеса была летом 1859 года, а закончил Островский ее осенью. В этом же году она была поставлена в театрах, а вначале 1860 выпущена в печать.
До начала XX века считалось, что автор в основу сюжета положил реальный жизненный случай. В городе Кострома, молодая девушка, жившая в похожей атмосфере гнета, как и героиня пьесы, бросилась в Волгу. Она так же, как и Катерина, жила со свекровью и мужем, неспособным ее защитить от нападок соей матери. И у нее были чувства к другому мужчине, как у Катерины к Борису. Но потом выяснилось, что пьеса была поставлена в октябре 1859 года, а реальный случай произошел в ноябре этого же года.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Смысл названия
Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.
Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.
Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»
Многие читают литературные произведения, и вот я решил написать сочинение на тему этого замечательного произведения. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это самое лучшее произведение писателя. В своем произведение автор изображает «темное царство».
Среди героев драмы, безусловно главное место занимает героиня Катерина. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающих ее среды. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабалова. Она живет со своим мужем в доме свекрови, которая управляет всеми ее жителям, а к Катерине относится как к вещи.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Катерина — честная, правдивая, искренняя женщина, привыкшая к воле, чтоб ею никто не управлял, не приказывал. Она была очень небожна. В детстве, по утрам она молилась богу, носила воду из ключа. В этой драме Катерина против устоев крепостничества. Она – луч в «тёмном царстве». Она не выносит не забываемые правила Кабанихи, которая в пьесе самодур, деспот, ни с кем не считается, не идет на уступки, всех загнала в доме.
Тихон – муж Катерины. Он во всем повинуется воли своей матери: «Я, кажется, мальчишка, из вашей воли ни на шаг». Он не может что-то сделать против Кабанихи, он не борется с жителями «темного царства». Главное правило Варвары: «делай, что хочешь, только бы все шито крыто было». Хоть она и любит Катерину, уважает ее, она тоже ничего не может сделать. Она тайно встречается с Кадряшом, который уже может постоять за себя. Его боится Дикой. Они всегда спорят. А Дикой – настоящий самодур. Его жена бегает по утрам, чтоб ему никто не перечил, не спорил, а то настроение испортят, весь день будет злой. Он очень жадный человек, как и все помещики. Он никогда не отдаст денег Борису, которому завещала их бабушка.
Борис любит Катерину, а она его нет. Но он никогда не пойдет против воли своего дядюшки Дикого. Он старается ему во всем угодить, лишь бы Дикой дал денег. Он настоящий трус. Когда Бориса Дикой постлал в Сибирь, он не захотел взять с собой Катерину. Он боялся. Катерина не видела ни в ком поддержки. Она не знала, кому можно довериться, кто мог бы ей помощь. И поэтому она решается уйти из этой жизни. Она решается продолжать жить в обществе, в которое она попала. В ее смерти виноват ее муж Тихон.
Пьеса «Гроза» учит нас о том, что нужно бороться против несправедливости. И чем терпеть унижения лучше победить и умереть.
Жанр и направление
«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.
Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание здесь). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.
Композиция
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление – Реализм.
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная здесь. Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Тихон и Борис – сравнительная характеристика
Два мужских образа возникают перед нами в пьесе Островского «Гроза»: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.
Этих героев объединяет подневольность, оба они зависимы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить.
Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.
Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может защитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.
Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а местные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства — это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.
За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.
Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса.
Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочувствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.
Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.
Главные герои и их характеристика
В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.
Анализ пьесы «Гроза» Островского
Вариант 1
История создания:
Сама история начала написания пьесы, Гроза началась в 1859 году, в июле. Ее написание продолжалось всего лишь несколько месяцев, по истечении которых она была отправлена в Санкт-Петербург, именно для того чтобы ее оценили литературные критики.
Автор получил прилив вдохновения во время этнографической экспедиции по Волге. Ее главной целью было получить определенные знания о том, как на самом деле проживают и проживали коренные населения России.
В основу олицетворения людей было вложено, то какими он увидел людей на самом деле. Главный город в пьесе Калинов, который является вымышленным, послужил средством описания самобытности приволжских городов. Их жизнь, а также самобытность являлись еще одним воодушевлением для Островского.
Также существует вторая теория о том, что являлось вдохновением для написания пьесы. В основу этой теории вкладывается тот самый жизненный момент, который произошел с одной девушкой по имени Александра Клыкова, которая не выдержала угнетающего чувства в доме мужа и утопилась в Волге.
Ведь на тот самый момент, к девушке постоянно придиралась свекровь, а муж, который был постоянно возле «маминой юбки», просто-напросто не смог ее защитить от нападок свекрови. Но не только все усугубляло, свою роль также сыграл тот самый факт, что у Александры появился роман с почтальоном.
Смысл названия:
Слово гроза, отображало не только погодное явление, оно также выражало явление, которое яростно бушует в «темном царстве». А в центре самой пьесы как раз находились представители «темного царства», которые так и пытались расправиться со своими жертвами.
Жанр и направление:
Основным жанром данного произведения является – драма.
Направлением служит – реализм. Ведь нет на свете ничего реальнее, чем описанное из первых уст автора котором попытался передать всю самобытность того времени и места в котором он некогда оказался.
Композиция:
Вся суть композиции заключается именно в том контрасте, в котором написана данная пьеса и она состоит из 5 действий.
В самом начале, в экспозиции, автор начинает описывать вымышленный город и те персонажей, также описывает ту обстановку в которой происходят все действия.
Дальше происходи завязка. Это тот самый момент, когда в пьесе начинает зарождаться конфликт, связанный с Катериной. Ведь именно у нее начинают появляться первые конфликты с семей.
Развитие основных действий, начинается с того как Катерина полностью отдалась другому, хоть она и понимала что поступает неверно, все же она не могла поступить иначе.
Развязка, Тихон и Варвара все-таки нашли в себе силы и восстали против Кабанихи за право быть свободными.
Конфликт:
Главным конфликтом является противостояние старого и новых миров.
Идея:
Заключается в том, что в старом городе Калинино, живет одна замужняя девушка по имени Катерина, живет она под тиранией своей свекрови кабанихи и с Борисом, племянником который мечтает вернуть свое наследство.
Когда муж этой девушки Тихон покажет дом, она отдается своему возлюбленному. Спустя некоторое время она публично в этом признается, но, не выдержав позора, она бросается в Волгу. В конце Тихон и Варвара вступают на путь против жесткой Кабанихи.
Темы:
Смысл:
Главным смыслом всей пьесы является самодурство, при помощи такого названия пьесы, автор сам выводит пьесу на новый уровень, он показывает в ней силу божьей кары на те деяния, которые они совершили.
Вариант 2
Пьеса-драма Николая Островского «Гроза» повествует о сложной, трудной, бытовой реальности того времени.
Действие разворачивается в провинции – городе Калинове. Композиция произведения состоит из нескольких конфликтов, которые делают структуру пьесы более сложной. Главный диссонанс заключен в противоборстве двух взглядов на мир: старого и нового.
Старое мировоззрение представлено провинциальными сумасбродами Диким и Кабанихой. На стороне нового мировоззрения находятся Катерина, Борис и Тихон, ставшие жертвами первых двух персонажей. Акцент в пьесе сделан на главную героиню Екатерину, ее внутренние переживания. Они созвучны с конфликтом, возникшим между двумя сторонами. На примере этого конфликта автор хотел показать существующие настроения общества того времени.
Писатель выстроил особенную систему персонажей, что стало особенностью произведения и отличает его от подобных. Персонажи разделены на две группы: «угнетатели» и «приспособившиеся».
Екатерина стоит особняков среди остальных. Ей присущи такие черты как честность, интеллигентность, свобода мысли. Это выделяет ее среди всех героев пьесы. Стоит также отметить образ персонажа Кулигина. Через него показывается позиция самого автора отношении потребности развития прогресса в области науки и техники.
В основном тематика произведения делает акцент на подробном описании быта, нравов провинциального захолустья. Показывается его скучность, невежество, косность, скудость в плане материальных и творческих ресурсов, застой. Это скорее напоминает «болото», в котором погрязли жители Калинова. Им нравится это, о чем явно свидетельствует позиция местных самодуров. Сам автор говорит об этом с нотками сожаления и грусти.
Не обошла стороной пьеса и тему противостояния поколений. Поднимаются проблемы в воспитании, показывается прямое влияние семейного уклада на формирование личности. Здесь автор приводит два противоположных примера: Екатерину и Тихона. Героиня росла в культурной семье, получила образование, Тихон же постоянно находился под материнским диктатом и вырос человеком, не имеющим ни принципов, ни характера.
Чтобы наиболее ярко показать читателю характер Катерины, автор вводит в произведение философскую христианскую тематику грехопадения и раскаяния за грехи. Посредством образа главной героини он в полной мере изобразил высокую нравственность, оправдание, справедливость.
Драматическая судьба Екатерины служит способом для автора показать нравственную проблему всего человечества. Ее суть: в конфликте любви, верности, преданности со свободой русских характеров, а также – невозможности преодоления самодурства, ханжества общества того времени.
Через пьесу «Гроза» автор открывает нам свою идею о способности русского народа побороть «тьму невежества» старой жизни, способности увидеть светлый лучик будущего.
Вариант 3
В центре событий произведения Екатерина Кабанова, Добролюбов присваивает ей звание «луча света в темном царстве». Девушка разительно отличается от остальных персонажей произведения.
Она не желает подчинять окружающих своей воле и мимолетным желаниям, и не желает устраивать свои порядки. Ее мечта жить тихо и спокойно, не нарушая свободы окружающих людей.
Поэтому она попадает в настоящий замкнутый круг, муж обманывает окружающих и старается всем польстить, а желание свободы Екатерины приводит к настоящей катастрофе, из которой она не может выбраться собственными силами.
В город попадает Борис, который является племянником Дикого. Его мировоззрение полностью совпадает с отношением Кати к окружающему миру. Поэтому молодые люди быстро влюбляются друг в друга, Екатерина намерена разорвать отношения с мужем и уехать вместе с Борисом.
Но вот Борис оказывается совершенно другим человеком, он обманывает девушку, пользуется ее чувствами. Он использует ее, чтобы заявить о собственной части на наследство. А о своих намерениях заявляет прямо в разговоре с Кулигиным.
Главный конфликт развивается благодаря Екатерине и ее отношению к окружающему миру. Она попадает в совершенно безвыходное положение, а автор противопоставляет ее другим героям, которые имеют право выбирать, кем быть и как жить дальше.
Так, например, Варвара в тихую, меняет замки на калитке, чтобы встретиться с возлюбленным, а Тихон, несмотря на то, что жалуется на постоянные указания матери, все равно подчиняется им.
Вторая часть конфликта развивается на уровне идеологии. Катерина относится к новому поколению, которое намерено жить честно, но при этом свободно. Остальные же привыкли лгать и осуждать окружающих людей, они сами живут в постоянном осуждении и противоречии, они не готовы бороться за собственную свободу и любовь.
Постоянное противостояние нового и старого, противостояние времен и поколений. Даже между Борисом и Катей возникает разница, Борис воспитан в новой идеологии, а Екатерина в условиях домостроя, поэтому ее так легко обмануть, ее реальность ограничивается пределами дома, она редко покидает границы, поэтому борется за свободу в пределах установленных рамок.
Вариант 4
Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.
При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное.
Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому.
И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.
Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги.
Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.
Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта.
Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины.
Ее трагедия заключается в том, что она с такими высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом.
Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия. Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
Смысл
Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.
Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в сочинении на эту тему.
Идея пьесы
Островский в своей пьесе хотел показать читателю, что стремление человека к свободе естественно и непреодолимо и обязательно возьмет верх над всеми никому не нужными устоями, а самодурство и нежелание признавать новое обречены на крах.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос