грудничковое плавание чем опасно

Грудничковое плавание

Многие современные дети учатся плавать намного раньше, чем ходить. Для малышей открывают специальные бассейны с сертифицированными инструкторами, продают всевозможные плавательные принадлежности и устраивают настоящие соревнования. В чем польза грудничкового плавания и есть ли она?

Что такое грудничковое плавание

До 3 месяцев у младенцев есть врожденный плавательный рефлекс, позволяющий им интуитивно делать правильные движения руками и ногами и вовремя задерживать дыхание. Именно поэтому обучение плаванию в грудничковый период дает фантастические результаты. Многие малыши могут нырять и плыть под водой в течение нескольких секунд!

Цель занятий — адаптация к водной среде и укрепление здоровья, а не обучение плаванию над водой.

Плавание для самых маленьких: за и против

Сегодня плавание с первых дней жизни рекомендуют многие врачи, и вот почему:

Тем не менее некоторые специалисты говорят о вреде грудничкового плавания. По их мнению, врожденный плавательный рефлекс — это природный механизм защиты, и поддерживать его не нужно. Обучение плаванию может стать стрессом для ребенка и слишком большой нагрузкой на его организм. Если вы хотите сделать малыша пловцом, перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Мы рекомендуем руководствоваться здравым смыслом и смотреть на реакцию ребенка. Если он любит воду и улыбается во время упражнений, то будьте уверены: занятия принесут вам только пользу! Если же малыш плачет в бассейне или ванне и ведет себя беспокойно, попробуйте вернуться к занятиям позже или найдите другой способ развивать кроху.

Занятия плаванием закаливают малышей и укрепляют иммунитет. По статистике, «ранние пловцы» болеют в три раза реже сверстников!

Когда приступать?

К занятиям рекомендуют приступать, как только у малыша отпадет пуповинный остаток. Заниматься с новорожденным в бассейне нет никакой необходимости: до 3 месяцев отлично подойдет домашняя ванна! Обратите внимание: именно взрослая ванна, а не маленькая детская ванночка.

В городских условиях ее совсем несложно подготовить к купанию (и плаванию) новорожденного: тщательно очистите поверхность пищевой содой или другим безопасным средством и ополосните горячей водой. Советский врач, автор книги «Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов советует снижать температуру воды постепенно: на первых занятиях — 37 °C, на 5-м — 36,5 °C, на 9-м — 36 °C, на 14-м — 35,5 °C, на 20-м — 35 °C, а в 24-й день обучения — 34 °C. И так доводить температуру до 28 °C.

В 3 месяца подросшему карапузу ванна уже будет маловата — самое время отправиться на занятия в специальный бассейн для грудничков. Они функционируют при многих поликлиниках, санаториях, детских центрах. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у инструктора медицинское образование. Не бойтесь попросить показать документы: вы имеете право знать, кто будет заниматься с вашим ребенком.

Безопасно очистить поверхность ванны можно пищевой содой.

Что понадобится для занятий?

Если вы решили заниматься с малышом плаванием, важно позаботиться о комфорте и безопасности занятий. Вот что вам пригодится:

Упражнения для занятий дома

Итак, вы решили заниматься дома! Не спешите наполнять ванну — прежде малыша нужно подготовить к упражнениям, ведь плавание — серьезная нагрузка на маленький организм. Сделайте легкий массаж: сначала поглаживайте, а затем аккуратно разминайте ноги, руки, ягодицы и спинку. Живот поглаживайте по часовой стрелке (эти несложные движения помогут вам и в борьбе с коликами).

Завершите подготовку легкой гимнастикой: аккуратно крутите и сгибайте конечности, делайте упражнение «велосипед». По времени массаж и гимнастика займут у вас около 20 минут. Теперь пора переходить к самому плаванию!

Во время упражнений ласково разговаривайте с малышом, ему нужно чувствовать ваше спокойствие и уверенность. В первые пару месяцев занятие должно длиться 15 – 20 минут, а дальше можно увеличивать время нахождения в воде до 40 минут (если, конечно, малыш плавает с удовольствием).

По окончании занятия промокните ребеночка пеленкой или полотенцем и слегка протрите ушки ватными турундами.

Помните о том, что главное в грудничковых «заплывах» — радость малыша и родителей. Не ставьте перед собой цель сделать ребенка профессиональным пловцом и просто наслаждайтесь совместными занятиями. У вас все получится!

Источник

10 мифов про грудничковое плавание,
которые живут в интернете

Когда вы будете искать информацию в интернете про раннее плавание, то обязательно найдёте мифы, заблуждения и советы. Порой вы сможете найти даже откровенный бред, который получается, когда копирайтер переписывает статью и не проверяет смысловые ошибки. И все эти странные статьи вы найдёте уже на первой странице поиска! Мифы и заблуждения очень живучи в интернете.
Чтобы рассказать вам о мифах и правде про грудничковое плавание, мы ввели запрос в поисковике и открыли несколько сайтов наугад. Сохранили цитаты и попросили прокомментировать эксперта. Им выступила Тоня Мальцева, инструктор раннего плавания в «Батискафе», педиатр и мама троих детей.

Цитаты взяты из статей с сайтов syl.ru, kidsman.ru, vred-ili-polza.ru

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасно

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасно

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасно

Профилактика аллергии и инфекций. Нет в бассейне такой профилактики, что-то сильно притянуто за уши 🙂

Полезнее чем массаж? Нет. Массаж и плавание отлично дополняют друг друга. Но не рекомендуется их сочетать. Массаж достаточно энергозатратное мероприятие. Поэтому в те дни, когда у малыша сеанса массажа, лучше не планировать бассейн, так как дети слишком устают. Ну или хотя бы разделять плавание и массаж на утро-вечер.

Источник

Грудничковое плавание

Косых Наталия Алексеевна
Медсестра по массажу в педиатрии, инструктор по грудничкому плаванию

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасно

Грудничковое плавание можно начинать почти с рождения ребенка. Главное, отсутствие противопоказаний и наличие желания у родителей. Рекомендуется предварительно проконсультироваться с педиатром.

Эффективность грудничкового плавания

Зачем ребенку плавать и нырять? Процедура оказывает следующее воздействие на организм:

гипокситерапия (целебное кислородное голодание);

коррекция многих состояний малыша;

укрепление всех групп мышц;

увеличение жизненной емкости легких;

закаливание, повышение устойчивости к инфекционным заболеваниям.

Плавание грудничков способствует качественному созреванию нервной системы и улучшает работу диафрагмы. С раннего возраста ребенок учится плавать и чувствует себя безопасно на воде и рядом с ней. Курс процедур улучшает поведение и вырабатывает стрессоустойчивость организма в целом.

Показания к проведению процедуры

Грудничковое плавание в ванне применяют в качестве дополнительной возможности оздоровить малышей, а также и при некоторых состояниях:

кривошея (истинная и неврологическая);

синдром аутистического спектра;

Особенности процедуры

Специалист по грудничковому плаванию расскажет, покажет и научит, как надо начинать плавать именно с вашим малышом и выполнять упражнения. Оптимальное время занятий это 1-я половина дня, лучше после дневного сна. Начинать плавать с малышом следует, как только зажила пупочная ранка.

У новорожденных сохраняются какое-то время безусловные рефлексы, один из которых – плавательный, т.е. задержка дыхания при попадании воды на личико. Этот рефлекс сохраняется примерно до 3-х месячного возраста.
Заниматься нужно исходя из принципов: систематичности, последовательности, постепенности и индивидуальности.

Кому противопоказана процедура

Противопоказания для грудничкового плавания в ванне делятся на абсолютные и условные.

К абсолютным противопоказаниям относятся:

температура более 37,2, которая держится более 2-х часов,

острые воспалительные процессы,

гнойничковые поражения кожи;

ОРВИ и острые лихорадочные состояния;

активная форма туберкулеза, сифилис;

кишечные инфекции, расстройства кишечника;

открытые, кровоточащие раны;

заболевания инфекционной природы;

врожденные аномалии, исключающие возможность плавания грудничков;

острая сердечно-сосудистая, почечная и печеночная недостаточность;

Условные противопоказания (при соблюдении определенных условий плавать можно):

эпилепсия (необходима справка от врача, что можно физическую нагрузку; два и более месяца без приступов; проведение противосудорожной терапии);

повышенное внутричерепное давление;

насморк (без инфекционных осложнений).

Страхи родителей

Проведенные исследования, подтвердили, что страх, а также тревожность, может передаваться детям от родителей. Вероятнее всего у родителей которые, испытывали страх при купании ребенка в ванне, малыш будет испытывать страх воды. Тут может помочь инструктор по грудничковому плаванию.

Испуг при контакте с водой. Громкий пугающий звук, крик перед тем, как ребенка опустили в воду, либо выронили в воду, негативные эмоции родителей во время купания, предшествуют инстинктивному опасению контакта с водой.

Не случится ли отит. При соблюдении правил гигиены и безопасности отита не будет. Строение внутреннего уха у малышей отличается от строения уха взрослого. Слуховая труба (евстахиева) короче, шире и расположена горизонтально, барабанная перепонка толще, чем у взрослого. Чтобы не было отита достаточно после купания аккуратно промокнуть каждое ухо ребенка мягким чистым полотенцем, повернув голову ребенка в соответствующую сторону. Чистить нужно только наружное ухо.

Страх что ребенок захлебнется. Ни один инструктор не заставит малыша на первом занятии пронырнуть. Существуют методики постепенного обучения нырянию. Инструктор научит и родителей методике, подходящей для малыша.

Советы для родителей

Если малыш плачет во время занятия в воде, его не следует быстро и резко вынимать из ванны. Нужно постараться успокоить его в воде, отвлечь игрушкой, песенкой, можно предложить соску. Важно сохранять спокойствие, хорошее, доверительное отношение к процессу. Малыш будет чувствовать спокойствие родителя и успокоится сам. Если ребенок надрывно кричит, как только его погружают в воду, тогда можно использовать старинный способ: закутать ребенка в пеленку перед погружением в воду. Это создаст для грудничка реалистическую иллюзию тесного пространства. Плакать ребенок может, если устал, хочет кушать, спать, режутся зубки и болит животик, просто плохое настроение. Нужно научиться оценивать характер плача малыша. Пронзительный и резкий крик может говорить о боли; жалобный и монотонный – об усталости; требовательный, эпизодический – о голоде; призывный – сигнал тревоги, страха.

Убедитесь в том, что вода не холодная и не горячая, берите погремушки и резиновые игрушки в ванную комнату, выбирайте для ребенка мягкое и приятное на ощупь полотенце, делайте все манипуляции теплыми руками, избегайте громких звуков, криков, резких движений во время купания и после.

Купайте ребенка каждый день в одно и то же время. Этому должны предшествовать одни и те же действия, в определенном и строгом порядке. Такой подход вызовет привыкание и спокойное отношение малыша к плаванию.

Не следует очень часто и глубоко «проныривать» малыша, едва дав ему отдышаться. Постарайтесь не перетренировать, это приведет к усталости, и малыш будет отказываться плавать.

Как и в жизни, нам всегда есть чему учиться, всегда есть какие-то испытания на пути, принимая их, мы спокойно и легко учимся.

Дополнительные рекомендации

Начальные периоды плавания (адаптационный и подготовительный) лучше проходить дома в ванной. Цель этого периода – положительная реакция на погружение в воду.

Вне дома присутствуют нежелательные факторы:

Источник

Врачи и ученые о раннем и грудничковом плавании

Мы сделали обзор информационных материалов, которые можно найти в сети и которые подтверждают пользу занятий в бассейне. Справедливости ради мы включили в него и противоположное мнение. А вы делайте собственные выводы.

Предыстория

История раннего плавания в России начинается во времена Советского Союза, когда в 1978 году по указу Минздрава РСФСР в крупных городах при детских поликлиниках стали открывать бассейны для занятий с грудинками. Занятия тогда вели по инструкциям В.А.Гутермана, разработанным на основе его опыта закаливания детей плаванием в обычных поликлиниках столицы. В итоге в 1980 году работало уже 137 школ грудничкового плавания.

В это же время активная практика грудничкового плавания развернулась во Франции, ФРГ и Австралии. В конце 20-го века многие ученые и медицинские работники заинтересовались потенциалом воды в деле укрепления здоровья человека. Стали выходить многочисленные публикации на эту тему, появляться различные методики, эксперименты. Хотя масштабных исследований почему-то так и не было проведено.

Почему стоит верить тем, кто ЗА

Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.

Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.

Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасноВпервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.

Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.

Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.

В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.

О пользе плавания словами врачей и ученых

Приведем несколько цитат из вышеуказанных источников и выступлений других сторонников раннего плавания. Их можно найти гораздо больше, но все они говорят примерно об одном. За время, которое мы уделили поиску этих материалов, научных статей, раскрывающих негативные эффекты занятий в бассейне, нам найти не удалось.

Представлять авторов будем подробно, чтобы подтвердить их профессиональную компетенцию. Также укажем источники для желающих проверить достоверность.

Из лекции “Вновь о плавании грудных детей” В.А.Кондратенко (педиатр, стаж 33 года) и С.Ю.Шестаковой (педиатр, стаж 32 года) в ДГП №1 города Иркутск:

Исследованиями отечественных ученых выявлены различные положительные эффекты влияния водной среды, носящие системный характер, а именно:

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасноРезультаты многочисленных исследований свидетельствуют, что в течение первого года жизни, происходят: опережение до верхней границы нормы темпов линейных и весовых показателей развития; увеличение жизненной емкости легких и силовых характеристик скелетных мышц, уже через 3 месяца от начала занятий; к возрасту одного года, наряду со снижением в 1,5-2 раза общей заболеваемости, особенно резкое, 4-6-кратное, снижение показателя простудной заболеваемости; укорочение до минимальной длительности респираторных заболеваний, с редкими осложнениями бронхитом и пневмонией; значительное урежение встречаемости анемий, гипотрофии, паратрофии, аллергодерматозов, гнойно-септических заболеваний и кишечных инфекций; развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата и закрепление локомоторных функций; раннее формирование речи; улучшение аппетита, дневного и ночного сна.

Все это приводит к тому, что у “плавающих” детей к возрасту одного года отмечен высокий показатель индекса здоровья, составляющий 50-60%.

Заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии НИИ общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук, профессор Илья Аркадьевич Аршавский, в интервью с журналистом О.Франценом.

Наибольшие споры, конечно, вызывает раннее плавание. Никитины сожалеют о том, что не научили своих малышей плавать, так как не знали об этом новшестве. Да, их сожаление оправдано. Мы убедились в пользе раннего плавания, наблюдая за Олей Скрипалевой, которая начала плавать с двух месяцев, и за Ваней Бурляевым – он приобщился к этому с девяти дней. Основная польза тут вот в чем.

Как указывалось выше, природа “предусмотрела” периодический дефицит кислорода у спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную активность. Какая здесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает дыхание не на секунду, как во сне, а на 30-40 секунд и более! Известный уже нам “пусковой механизм” заводится сильнее. А возможности для двигательной активности в воде лучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге “ребенок-амфибия” крепче, чем обычный. Не говоря уже о том, что легко приобретается навык плавания, очень важный в жизни.

Статья воспитателя Н.М.Михайловой, МБДОУ №42 “Кораблик” города Йошкар-Олы “Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне” в журнале “Молодой ученый”

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасноТаким образом, посещение бассейна поспособствовало формированию у дошкольников здорового образа жизни и повышению их культуры здоровья; результаты наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей показали положительную динамику в улучшении состояния здоровья воспитанников посредством регулярных занятий в бассейне. Также было отмечено, что многие дети справились с боязнью воды, начали испытывать радость от занятий в бассейне и показывать своё положительное отношение к занятиям в бассейне внутри семьи.

…дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже по сравнению с воспитанниками, посещающими детский сад с отсутствием бассейна. Помимо сравнительно низкой заболеваемости у дошкольников, посещающих занятия в бассейне, быстрее обогащаются двигательные навыки; формируются первоначальные навыки плавания, которые сохраняются на всю жизнь.

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм:

— укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат;

— улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;

— совершенствуется механизм терморегуляции;

— предупреждаются нарушения осанки; повышается общий тонус организма, общая выносливость и физическая работоспособность;

— развивается смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость.

…Важно донести до родителей информацию о том, как необходимы водные процедуры для оздоровления дошкольников; что занятия в бассейне способствуют лишь оздоровлению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а не являются причиной заболеваемости.

Статья коллектива авторов Кемеровской государственной медицинской академии С.Н.Виниченко, Н.К.Перевощикова, С.А.Дракина, Н.С.ЧерныхРоль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения” для журнала “Мать и дитя в Кузбасе”, №3, 2015 год. Представляет собой обзор 50-ти научных источников

Ребенок совершает плавательные движения при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

…При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно сосудистой системы. Циклические движения, давление воды на подкожно венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидростатической невесомости способствуют притоку крови к сердцу и существенно облегчают его работу. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры при функциональных заболеваниях сердечно сосудистой системы.

У детей, систематически занимающихся плаванием, лучше развита дыхательная мускулатура, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников, жизненная емкость легких возрастает.

…При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим, плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности, нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40-50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым, создаются благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей – тазового пояса.

…Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы. В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений осанки детей (сколиозов, кифозов), а так же тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича. Систематические занятия плаванием положительно влияют на рост детей. Объяснить это можно тем, что в воде позвоночник ребенка частично разгружается от давления массы тела, что способствует росту тела в длину, формируется правильная осанка, укрепляется опорно двигательный аппарат и развивается координация движений.

…Систематические занятия плаванием повышают силу и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение, быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и, тем самым, совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Дети до 7 лет быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому в обучении плаванию дошкольников допустимы кратковременные нагрузки с частыми перерывами. Больше утомляет детей однообразная де ятельность, требующая точности движений, по этому обучение в воде строится на основе подвижных игр. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, яркая образность подвижных игр помогает освоить наиболее трудные упражнения. В ряде исследований показана особая роль движений в плавании и игр в воде для развития познавательных процессов, критического мышления, восприятия, воображения, оптимизирует развитие умственной работоспособности и реализацию творческих потенциалов личности. Улучшение эмоционального фона, настроения способствует укреплению психологического здоровья детей.

Плавание – универсальное средство закаливания. … Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным за болеваниям. Замечено, что если у “плавающих” малышей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.

Гигиеническая значимость плавания заключается в улучшении кожного дыхания, активизации деятельности различных внутренних органов.

Статья И.Н.Пушкаревой (кандидат биологических наук, доцент, зав.кафедрой теоретических основ физического воспитания УГПУ), К.А.Смецкой (доцент кафедры физического воспитания УГПУ), В.Ф.Коротких (кандидат педагогических наук, первый заместитель министра физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области) “Инновационные методы в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста” в журнале “Педагогическое образование в России”, №9, 2015 год

Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием. Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, способствующие оздоровлению детей, укреплению их нервной системы. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

В связи с этим основными задачами процесса обучения становятся:

…Инструктор по физической культуре использует в своей работе такие методы при обучении детей дошкольного возраста плаванию, как: аквааэробика, гидроаэробика, гидропластика, фигурное плавание, синхронное плавание.

Что говорят противники раннего плавания?

Найти информацию о вреде раннего плавания не так-то просто. Исследований, подтверждающих эту гипотезу, не больше, чем исследований о пользе занятий в бассейне. На просторах рунета нам попались только два ресурса, которые активно агитируют родителей не водить детей на такие занятия. Мы не будем их называть. Но оба ресурса не имеют отношения к научной или медицинской деятельности, а представляют собой объединения тренеров по плаванию. Представители одного из них, несмотря на свою позицию, тем не менее и сами практикуют индивидуальные занятия с детьми до 4 лет.

Разберем их основные аргументы.

Раннее плавание – это не плавание, а купание, это не спорт.

Но ведь мы и не говорим о спорте, а скорее о полезной для организма физической активности.

Отсутствует научное обоснование пользы раннего плавания.

Да, масштабных исследований нет, но есть локальные и множество научных работ.

Отсутствуют профессиональные методики подобного обучения.

Методик существует множество. Единого универсального метода обучения раннему плаванию пока действительно нет. С детьми, в том числе в нашей школе, занимаются индивидуально тренеры с высшим образованием и специализированными курсами подготовки.

Раннее плавание формирует неправильное положение тела в воде, при переходе в большой бассейн ребенка придется переучивать.

С вопросом на эту тему мы обращались к нашему тренеру по грудничковому плаванию Татьяне Гончаровой. Ее комментарий:

“Я смотрю на это несколько иначе. Приобрести правильное положение тела в воде можно в любом возрасте. Когда ребенка приводят в бассейн, родители не просят, чтобы из него сделали олимпийского чемпиона. Они хотят, чтобы он был здоровым. Например, у ребенка повышенная активность, он плохо спит, мало кушает. Его ведут в бассейн, чтобы он нормализовал свой режим, снизил свою физическую активность, немного устал на тренировке, развил свои мышцы.

Но это не значит, что если у вас стоят спортивные задачи, то нужно ждать, когда исполнится 5-6 лет. Раннее плавание помогает ребенку осознать, нужно ли ему это, нравится ли. Дети которые плавают с самых ранних лет, физически более подкованные, чем те, кто приходит в 7 лет и осваивает плавание с нуля. Плюс – любой ранний спорт воспитывает в ребенке дисциплинированность, способность быстрее принимать решения.”

Существует вероятность вредных для здоровья последствий – астма, аллергия, стресс, эпилепсия, простудные и инфекционные заболевания.

Здесь часто ссылаются на выступления трех человек.

Но судите сами. Каким образом 30 минут плавания в день могут помешать остальным 23,5 часам на суше сформировать у младенца правильные нейронные связи? Научных работ и исследований, подтверждающих эту гипотезу, нигде не приводится.

Второй человек, профессор, доктор медицинских наук Галина Козловская в своей статье ”Не делайте из малыша Ихтиандра!” приводит целый перечень причин, по которым считает раннее плавание противоестественной практикой. Но как нам видится, ее предостережения адресованы к тем, кто практикует фанатичный подход. Мы такой цели не ставим. Насильственный подход к обучению не разделяем. Напротив, призываем вас к осознанности и умеренным нагрузкам.

Что мы можем сказать? Да, для занятий в бассейне существует ряд противопоказаний. А где их нет? Именно поэтому мы допускаем к ним только по предъявлению справки педиатра о здоровье ребенка. И снова повторим, занятия в Aqualastica ведут квалифицированные тренеры с высшим образованием. C маленькими детьми мы работаем индивидуально. И здоровье ребенка находится не только в зоне ответственности тренера, но и в зоне ответственности родителя. Если вы видите, что вашему ребенку не подходит плавание, мы не станем настаивать на продолжении тренировок или по желанию скорректируем программу занятий.

При каких условиях занятия в бассейне приносят пользу?

грудничковое плавание чем опасно. Смотреть фото грудничковое плавание чем опасно. Смотреть картинку грудничковое плавание чем опасно. Картинка про грудничковое плавание чем опасно. Фото грудничковое плавание чем опасноПрактически каждое выступление в защиту или против грудничкового и раннего плавания завершается перечнем условий, при которых оно все-таки приносит пользу.

Например, в упомянутой выше лекции “Вновь о плавании грудных детей” говорится:

Основные принципы успешного обучения грудничковому плаванию, следующие:

Соблюдение первого пункта защищает ребенка от стресса. Соблюдение второго позволяет грамотно рассчитать нагрузку, не переутомить малыша. Четвертый пункт – залог правильно проведенных процедур закаливания организма, формирования иммунитета, подготовки малыша к смене температурного режима в бассейне. Пятый пункт – это ваша и наша ответственность и осознанность в работе с грудничком или ребенком дошкольного возраста. И третий – это к вопросу о том, что “спокойна мама – спокоен малыш” и работе со своим подсознанием.

К этому списку стоит добавить наличие квалифицированного тренера и бассейна, отвечающего СанПиН.

В школе плавания Aqualastica мы соблюдаем все принципы успешного обучения. Вы можете нам доверять. Запишитесь на пробное занятие, посмотрите своими глазами и примите собственное решение.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать на форумах 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *