группа монтессори в детском саду что это

«Что такое Монтессори-группа?» Консультация для воспитателей

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, известный педагог, посвятившая всю свою жизнь созданию специальной методике воспитания детей. Она организовала школу для аномальных детей (в то время так называли детей с ограниченными возможностями, где разрабатывала и применяла на практике разнообразный дидактический материал. В 1900году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы, аномальные дети Монтессори превзошли детей из обычных учебных заведений по чтению, счету, письму. Это произвело настоящую педагогическую сенсацию. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя.Вывод был один: метод и материалы, которые применялись столь эффективно для обучения аномальных детей, могут быть позитивно использованы и для интеллектуального, сенсорного развития обычных детей.

С того момента Монтессори посвящает свою жизнь обычным детям.

Монтессори метод уникален.Его основной девиз звучит так:

«ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ»

Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори поражаешься тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу издают указ о закрытии Монтессори-школ начинаются гонения на педагогов этой системы. И неудивительно, ведь ключевое слово в системе Монтессори – это «СВОБОДА». И цель воспитания – воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей панически боялись диктаторы всех времен.

СВОБОДА – ЭТО УВАЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДРУГОГО

Свобода достаточно часто понимается как разгул и анархия. Монтессори пояснила, что ее интересует независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.

Каждый ребенок может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правила игры или труда.

СВОБОДА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО.

Несмотря на наличие большой степени свободы, в группе есть и жестко регламентированные правила поведения для детей, родителей и педагогов. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов.

Даже 2-3 летние малыши отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. Что, поиграв они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.

В группе Монтессори занимаются дети разного возраста – от 3 до 7 лет. Новички, впервые придя, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают малышам упражнения, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, цифры, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.

В этой группе дети сами учат друг друга.

Группа Монтессори отличается тем, что дети разного возраста, но из одной семьи могут одновременно ее посещать. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше – они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.

Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи. Исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому.

Монтессори всегда говорила: «МОЙ САД ГОТОВИТ К ЖИЗНИ, А НЕ К ШКОЛЕ»

Вот нескольких интересных моментов методики.

Мария Монтессори предавала большое значение слову.

Также в группе Монтессори стоит запрет на употребление слова «МОЛОДЕЦ». Почему?

Когда же мы, самые близкие ребенку люди начинаем хвалить его, произнося «молодец» или «умница», в его сознании формируется зависимость от похвалы. Как показывают исследования и практика, она отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.

Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И что самое страшное, остается на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растет, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.

Говоря ребенку, молодец, мы оцениваем не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность.

Однако мы обязательно должны хвалить детей, но похвала не должна касаться личности ребенка.Нужно хвалить за отдельные действия следующими словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал и прочее.

Это, кстати,касается и порицания: неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом.

Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает.

ЛЮБИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ СВОИХ МАЛЫШЕЙ, НО ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО!

А теперь немного о среде группы Монтессори.

День начинается со свободной работы. Утром дети приходят, приводят себя в порядок и выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Когда педагог замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, то предлагает ему алгоритм действия с этим предметом. Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда молча показываем способ работы с материалом.

Группа условно поделена на зоны, где педагог не может сказать ребенку «не трогай» или «нельзя».

В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно взбивать пену, переливать воду, вылавливать из воды шарики и выполнять прочие упражнения с водой.

Можно по настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата и потереть морковку.

Зона сенсорного развития научит малыша различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Дети учатся различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и высоте.

В математической зоне находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют математические действия на сложение и вычитание, умножение и деление.

В языковой зоне дети учатся чтению и письму. Организация языкового материала предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Дети получают представление о звуках и буквах русского языка; расширяют свой словарный запас, учатся давать логически связанные ответы, самовыражаться.

И, наконец, «космическая зона». Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Также в Монтессори группе очень интересен метод звучащей музыки, который можно применять в традиционных группах детского сада.

Всем нам хорошо известна ситуация: дети играют, занимаются свободной деятельностью и воспитателю для того, чтобы привлечь их внимание с целью навести порядок в группе и собрать детей для организованной деятельности (прогулка, занятие, обед)приходится громко и заметьте неоднократно говорить: «собираем игрушки», «ребята, наводим порядок». В Монтессори группе все намного иначе. При необходимости собрать детей и перейти на другой вид деятельности, воспитатель, либо кто-то из детей по его просьбе включают музыку (музыка спокойная, без слов). Звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Что же такое КРУГ?

В основном «дети Монтессори» познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе.

На кругу обсуждаются события, происходящие в жизни детей дома и в детском саду. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. В кругу дети выполняют дыхательные и пальчиковые упражнения, беседуют на различные темы, проводят ритуалы. Круг всегда ведет воспитатель, но он лишь помогает общему разговору.

Круг кончается. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори группы. Ребенок, выходящий из стен Монтессори-школы в семь лет, помимо общеобразовательных знаний владеет еще умениями, за которые его обязательно оценят во взрослой жизни.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что этоВышивание на картоне как средство развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». (В. А. Сухомлинский). Всестороннее представление об окружающем предметном.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что этоНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Источник

Особенности программы развития Монтессори для дошкольников

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Давайте разберёмся, чем план занятий по Монтессори отличается от занятий в детском саду обычного типа.

Многие родители, прочитав уже достаточно про принципы Монтессори, всё равно не могут понять, как конкретно проходят занятия в садике. Сегодня мы разберёмся, как будет устроена жизнь малыша, если вы решитесь выбрать для него Монтессори садик. Помните, распорядок дня в каждом центре нашей сети может незначительно отличаться, но общие принципы остаются всегда одинаковыми.

Как меняется программа М. Монтессори в зависимости от возраста?

Монтессори группы намеренно создаются разновозрастными, так как это позволяет детям учиться друг у друга, тем не менее, дошкольные группы разделяются на две основные категории: от нуля до трёх и от трёх до шести.

Дело в том, что в возрасте до трёх лет малыш ещё находится в стадии «психического эмбриона»: он не осознаёт себя, поэтому, несмотря на зарождающийся характер, личность ещё находится в стадии формирования. К трём годам же ребенок открывает себя и свой внутренний мир, личность окончательно формируется и осуществляется переход на совершенно новый этап функционирования. Этот переход хорошо проиллюстрировала сама Мария Монтессори, которая называла возраст от 0 до 3 стадией «Бессознательного творца», а детей от 3 до 6 лет «Сознательными тружениками».

Материал для Монтессори занятий в группах также различается: если в программе Монтессори 0-3 всё направлено на сенсорное развитие и обретение самостоятельности, то в группе 3-6 дети уже начитают получать свои самые первые научные знания о мире, хотя этот переход происходит далеко не за один раз.

Организация среды по программе Марии Монтессори

Помещение по программе развития Монтессори вне зависимости от возраста представляют собой большой зал, оформленный в сдержанных тонах, разделённый на зоны различной направленности. Разные клубы по-разному комплектуют свои зоны, но, как правило, они придерживаются стандартного набора для двух возрастных групп.

Для детей от 0 до 3 лет:

Для детей от 3 до 6 лет:

Как организована программа занятий Монтессори для каждой зоны

Материалы из любой зоны сперва презентуются педагогами, а затем предлагаются детям для использования во время, отведённое на самостоятельную работу в Монтессори пространстве. Это значит, что большую часть времени дети сами выбирают себе занятия, а педагоги приходят на помощь лишь при возникновении сложностей.

Оборудование клуба обычно сильно зависит от размера помещения, предпочтений педагогов и родителей и требований местных контролирующих инстанций, но мы постарались подобрать усредненные списки материалов.

Зона упражнений крупной моторики

В зоне развития крупной моторики ребенку предлагается множество упражнений на развитие координации и ловкости, ощущения границ тела и развитие мышечного корсета. В «Созвездии» мы также выделяем отдельно в распорядке дня время для игровой гимнастики и подвижных игр. Вот примерный список оборудования, которое используется для развития крупной моторики в Монтессори центрах:

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Зона упраждений для установления причинно-следственных связей

В этой зоне программа Монтессори уделяет особое внимание развитию мышления детей и освоение целых последовательностей действий, объединенных общей целью и ожидаемым результатом. Здесь мы включаем и первые упражнения из зоны развития практических навыков.

Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори

В этой зоне ребенок знакомится с характеристиками предметов: размер, цвет, форма, текстура, запах, высота звука и так далее.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Зона упраждений с сыпучими продуктами и водой по программе методики Монтессори

Эти зоны оказывают воздействия буквально на все сферы развития ребенка: мелкая моторика, острота зрения и чёткость восприятия, мышление и речь, произвольное внимание.

Зона продуктивной деятельности

Эти зоны знакомят малыша с творчеством, ребенок учится оставлять отпечатки различных предметов, лепить из пластилина и осваивать разные краски. В этой зоне преимущественно используются безопасные детские краски, природный материал, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, пластилин и другие средства для детского творчества.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Зона развития речи

Здесь используются средства для расширения словарного запаса ребенка и первых знакомств с понятиями звука и буквы. В этой зоне располагаются картинки с изображение различных предметов, последовательные картинки-истории, фигурки животных, людей и других предметов, книжки, набор для кукольного театра, наборы для сопоставления предмета и его изображения на карточке.

Зоны по Монтессори методике для детей от 3 до 6 лет

Программа для старших уже начинает знакомить детей с научными знаниями о мире.

Зона по математике знакомит ребенка с понятием числа, показывает начертания цифр, знакомит с десятичной системой счисления и показывает первые операции с числами. Так, например, для знакомства с понятием единиц, десятков и сотен используются стержни, на которых умещается ровно 10 бусин. А очертания цифр предъявляются ребенку в виде шершавых силуэтов букв и задачек, где эти очертания нужно нарисовать на разных поверхностях.

Зона языкового развития соотносится с программой Монтессори занятий по русскому языку: дети знакомятся с буквами (например, с помощью сенсорных карточек), развивают фонематический слух (здесь часто используются коробочки, в которых объединены предметы на одну букву), выкладывают слова с помощью подвижного алфавита, учатся писать буквы своего имени. Сама программа Монтессори обучения русскому языку состоит из нескольких наборов материалов идущих от простого к сложному.

Зона Космоса – это упражнения, объединяющие в себе естествознание и науки об обществе. Включают в себя исследовательскую деятельность, изучение закономерностей жизни, чтение книг об окружающем мире.

Также не стоит забывать о развитии бытовых навыков. В Монтессори обстановке дети учатся самостоятельности: по окончанию полной Монтессори программы они сами справляются со своей одеждой и обувью, умеют ухаживать за собой, пользоваться расческой и носовым платком, знают, как привести в порядок комнату.

Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори

Разумеется, дети не предоставлены сами себе в течение всего дня. Самостоятельные занятия перемежаются с групповыми активностями, а в некоторых программах подразумевают также приглашение специалистов, работающих по другим подходящим по идеологии методикам.

Монтессори группы могут быть распланированы на целый день, на половину дня или на несколько часов один-два раза в неделю или каждый день. Всё это сильно влияет на распорядок дня группы. Тем не менее, мы предлагаем вам ознакомиться со средним планом Монтессори развивающей программы.

Утром мы выделяем 15 минутный интервал для того, чтобы дети могли без спешки зайти в помещение, снять верхнюю одежду попрощаться с родителями. В это время педагоги и ассистенты приветствуют детей и дают им время поздороваться и пообщаться друг с другом.

Когда большинство детей расположились, мы начинаем утренний круг. Обычно мы считаем количество ребят в группе, поём любимые песенки, используем пальчиковые игры, обсуждаем предстоящий день, вспоминаем названия дней недели и месяцев. Иногда на кругу мы также представляем новые активности, которые малыши cмогут найти на полках.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

По окончании обсуждений педагог просит детей подумать, чем бы они хотели заняться, закрыть глаза и представить, как они занимаются желаемым делом. Это учит их концентрироваться и снимает чрезмерное возбуждение.

Затем примерно в течение примерно часа-двух дети работают самостоятельно в Монтессори среде, а педагоги помогают им и при необходимости устраивают индивидуальные и групповые демонстрации.

После работы с Монтессори материалами в некоторых группах мы устраиваем игровую гимнастику, занятие музыкой, тренинги с педагогами-психологами и логопедами (занятия распределяются по дням недели).

Завершается день обычно чтением и обсуждением книжек вслух в общем кругу. Малыши слушают истории педагогов, отвечают на вопросы и стараются пересказать услышанное. В это время как раз подходят родители.

В группах, где малыши проводят в клубе продолжительное время предусмотрен также перекус, а в группах полного дня четырёхразовое питание и время дневного сна.

Выводы

Сегодня мы рассмотрели, как организована программа развивающих занятий по Монтессори. Преимущество Монтессори заключено в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.

Заключение

Детский Монтессори центр «Созвездие» предлагает широкий выбор занятий для детей от 9 месяцев до 7 лет. Мы предлагаем занятия разной продолжительности и регулярности: можно подобрать программы исключительно по системе Монтессори, группы, где Монтессори занятия удачно дополняются творческими занятиями и подготовкой к школе, а также кружки по интересам. Расписание наших клубов создано так, чтобы каждая семья могла создать малышу индивидуальную программу.

Запишитесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас, чтобы познакомиться с нами поближе и самостоятельно оценить все возможности для развития вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Программа Монтессори в детском саду

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от модели обучения «ребёнок делает по образцу». Дошкольная педагогика XXI столетия синтезирует главные идеи века предшествующего. Монтессори-метод популярен в центрах раннего развития по всему миру, функционируют ассоциации специалистов, работающих в рамках этой системы. Принципы педагогики Монтессори активно внедряются в российские детские сады и применяются родителями в домашнем образовании.

Программа Монтессори по развитию и воспитанию детей

В жизни каждой молодой мамы наступает момент, когда она задумывается: «Подать документы в детский сад или записать малыша в клуб раннего развития? Если выбрать садик, то с какой программой?» Детские образовательные центры и частные сады привлекают занятиями «Вместе с мамой» и курсами по развитию интеллекта (методика Николая Буракова, карточки Домана, кубики Зайцева, бережное развитие мыслительных способностей по системе Масару Ибуки). Сегодня рассмотрим подробно, как работают дошкольные учреждения по программе Монтессори, ведь российские мамы всё чаще доверяют им развитие малышей.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Мамы всё чаще выбирают монтессори-центры для развития малышей

Мария Монтессори стала одной из первых женщин врачей в Италии и проходила практику в клинике с детьми, которым поставили диагноз «умственная отсталость». Монтессори выявила, что эти дети по большей части не имеют нейропсихических отклонений, а являются педагогически запущенными, т. е. у них не было возможности и условий для развития. В начале ХХ века складывается воспитательная система Монтессори, в Италии открывается «Дом для детей», и его воспитанники показывают уровень мыслительных и двигательных навыков, превосходящий данные сверстников из обычных школ. Идеи Монтессори обсуждаются во всей Европе, проникают в дореволюционную Россию: функционировали курсы по ознакомлению с методом, открывались детские сады-монтессори, дочь писателя Льва Толстого использовала элементы педагогической системы в яснополянской школе. Но в 20-е годы большевиками был наложен запрет на популяризацию иностранных методик, образовательные учреждения по Монтессори закрылись. Лишь в конце ХХ века происходит переосмысление наследия Марии Монтессори и на основе его принципов вновь начинают работать детские сады и школы.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Идея организации воспитательного пространства без строгих ограничений для детей потрясла европейское общество начала ХХ века

Монтессори-метод — это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, монтессори-педагог сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него). Цель работы детского сада по программе Монтессори — создание оптимальных условий для развития ребёнка и адаптации его в обществе.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Монтессори-педагог не авторитарен, он активный наблюдатель деятельности ребёнка и сопровождающий процесса саморазвития

В основе концепции монтессори-педагогики лежит положение о детстве как особом периоде в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребёнок воспринимался как маленькая копия взрослого и считалось, что его нужно научить следовать некоему общественному образцу, то в гуманистической педагогике каждый ребёнок — уникальный субъект образования. Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства.

Очень интересна роль педагога в классе, кардинально отличающаяся от роли привычных воспитателей. Его задача не вести ребёнка, а идти за ним. Ребёнок действует самостоятельно, а педагог лишь направляет, иногда помогает и отмечает достижения.

Эрис

https://otzovik.com/review_559214.html

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Ребёнок является субъектом воспитания и образования, в нём природой заложено стремление к саморазвитию

«Универсальные характеристики детства» по М. Монтессори

Ребёнок наделён внутренними «помощниками» саморазвития.

Ребёнок имеет врождённую мотивацию к обучению.

Ребёнок учится через игру-работу.

Ребёнок стремится быть независимым.

Ребёнок проходит через определённые этапы развития.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Детство — уникальное время в жизни каждого человека, когда возможно самостоятельно развить все необходимые качества для успеха в будущем

Способы мышления и методы познания в детском возрасте отличаются от развития во взрослом состоянии. Под тем качеством, что мы называем детской любознательностью, скрываются сложные психические процессы, производящие импульсы к развитию интеллекта. На генетическом уровне в сознании ребёнка заложено многообразие умений, и малыш имеет мотивацию к раскрытию этой информации.

Автор статьи помнит, как было увлекательно наблюдать эмоции на лице новорождённого сына, которые он копирует с лиц находящихся рядом взрослых, — радость, восторг, удивление, задумчивость, тревожность. А умение смеяться? Ведь не учили малыша, этому научить невозможно и не получится объяснить крохе, что смешно, а что нет. Но он лежал в кроватке, играл тесёмками и смеялся! А откуда пришло к нему спустя полгода желание подтянуться и встать у бортика кроватки?

Монтессори-педагоги эффективно используют знание о внутренних «помощниках» детей. В монтессори-группе детского сада воспитатель регулярно демонстрирует способы взаимодействия с различными материалами — рано или поздно образы визуальной памяти ребёнок использует в самостоятельной деятельности, попробует повторить. Осуществляется также демонстрация способа контроля ошибок: ребёнок обращается за помощью в случае неудачи в упражнении, педагог не исправляет ошибку, но помогает её обнаружить, устранить и прийти к желаемому результату воспитаннику самому.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка. Это положение монтессори-методики активно используется и в домашнем воспитании.

Однажды подросший (4,5 года) сын автора этой статьи захотел приготовить пиццу. Первая мысль была: «Нет-нет-нет. Отмывать придётся и кухню, и ребёнка». Но следом пришла идея: постелили клеёнку на пол, полностью освободили кухонный стол (чтобы в конце готовки протереть его мог сам ребёнок), отмерили необходимые продукты по стаканам, мальчик надел детский фартук и косынку. А дальше — полная свобода кулинарного творчества и принятие ответственности за чистоту рабочего места маленьким поваром.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Монтессори-метод позволяет детям те занятия, которых не было в авторитарной системе образования

В монтессори-центрах те действия с предметами, которые в традиционных садиках часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению. Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами — разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт — во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям — наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться, в следующий раз он передвинет мебель тише.

Сензитивные периоды развития

Выделение сензитивных периодов — следующее положение педагогики Монтессори, которым руководствуются педагоги в детском саду. Сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности. Периоды имеют определённую длительность, и постепенно сензитивные возможности угасают. Они являются универсальными, т. е. проявляются в процессе развития у всех детей. Периоды индивидуальны: они начинаются и угасают в разное время у конкретных детей.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Период сенсорного развития длится большую часть дошкольного детства, множество упражнений направлено на развитие сенсорных возможностей

На основании среднестатистических данных указываются временные рамки сензитивных периодов:

чувствительность к порядку в мире предметов, человеческих отношений, времени — 0–3 года;

восприятие языка и развитие речи — 0–6 лет;

сенсорное развитие — 0–5,5 лет;

развитие движения и действий — 1–4 года;

развитие социальных навыков — 2,5–6 лет;

восприятие маленьких предметов — 1,5–2,5 года.

Монтессори-педагоги прогнозируют начало очередного сензитивного периода в жизни ребёнка, подготавливают для успешного саморазвития ребёнка предметную среду. Например, ребёнок вступает в сензитивный период восприятия маленьких предметов — сейчас внимание будет концентрироваться на изучении мелких природных материалов (камешки, орехи, ракушки), деталек, фигурок. Поэтому педагог обогащает пространство группы контейнерами с подобными предметами, активно наблюдает за занятиями ребёнка. Малыш длительное время перебирает развивающие материалы, успешно усваивая навык удержания рукой небольших вещиц.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Методика Монтессори известна многим мамам и воспитателям детских садов по описаниям зон для развития сенсорики и мелкой моторики

Упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, распределяются по сензитивным периодам. То есть группа упражнений речевых и по освоению грамоты, к примеру, предлагается к выполнению детям, когда они находятся в периоде активного восприятия языка. С детьми до 3 лет формируется понимание режима в течение дня, что соответствует восприимчивости (сензитивности) к временному порядку.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Упражнения в монтессори-группе соответствуют периоду восприимчивости конкретного ребёнка

Принцип подготовленной среды

Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Помещение монтессори-группы просторное, светлое, эстетически привлекательное

Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Материалы находятся в свободном доступе, что носит характер призыва к действию

Пространственная среда по методике Монтессори организуется в детской комнате родителями, поддерживающими эту педагогическую концепцию. В интерьере детской отсутствуют принтованные обои и занавески, цветовая гамма подбирается в пастельных тонах. Игрушки располагаются на открытых низких полках и подбираются родителями с учётом восприимчивости ребёнка в данный момент. На подоконнике или полочке находится комнатное растение.

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Организовать монтессори-среду в домашних условиях не составит труда

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

Программа развития Монтессори согласуется с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

В монтессори-садике осуществляется всестороннее развитие ребёнка в благоприятной предметной среде согласно ФГОС ДО

Особенности программы Монтессори

Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Дети свободны действовать автономно или выбирать партнёров, заниматься где удобно (сидя за столом, стоя рядом, сидя на полу)в период

Концепция свободного воспитания часто отпугивает родителей дошкольников. Им кажется, что такая установка в детском саду обернётся вседозволенностью и дети будут избалованными и заносчивыми. Но свобода самовыражения происходит в правильно организованной среде, с развивающими материалами, при помощи педагога-посредника. Выпускники монтессори-учреждений самостоятельны в учебной и бытовой сферах, ценят порядок во всём, хорошо дисциплинированы. По Монтессори, свобода — в принятии педагогом права ребёнка на собственное мнение и принятие решений.

Для справки — по системе Монтессори учились Билл Гейтс, Стив Джобс, принц Уильям, Билл Клинтон, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, создатели поисковой системы Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также основатель Википедии Джимми Уэйлс и создатель Amazon Джеффри Безос.

http://www.miami-born.ru/polezno/stati/sistema-montessori-v-ssha-kak-vospitat-geniya

группа монтессори в детском саду что это. Смотреть фото группа монтессори в детском саду что это. Смотреть картинку группа монтессори в детском саду что это. Картинка про группа монтессори в детском саду что это. Фото группа монтессори в детском саду что это

Свобода выбора определяет образовательную систему по Монтессори и способствует развитию в детях качеств, необходимых для успеха в будущем

Организация пространства в детском саду Монтессори

О внешней стороне подготовленной среде в монтессори-садике говорилось выше. Рассмотрим содержание предметного пространства.

Помещение монтессори-группы, где занимаются дети, делится на зоны развития:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *