группа оздоровительной направленности в детском саду что это

Основные направления оздоровления детей в практике ДОУ

Тетеревкова Наталья Викторовна.

Место работы: МБДОУ д/с №6 ст. Вековка.

Номинация : Лучшая методическая разработка.

Название работы: Основные направления оздоровления детей в практике ДОУ.

Программа оздоровительной работы включает в себя пять основных направлений.

1. Воспитательная и оздоровительная направленностьобразовательного процесса:

— работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);

— уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).

2. Физическое развитие и оздоровление детей:

— игры, которые лечат;

— организация двигательного режима.

— витаминотерапия и фитолечение.

4. Работа с родителями.

5.Обеспечение психологического благополучия:

— занятия «Здравствуйте, дети»;

— коррекционно-развивающая работа для детей с нарушениями речи;

Оздоровительная работа приходит по определённой программе, имеет чёткую структуру, каждое направление подробно описано, определены задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Это позволит преодолевать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к воспитательной и оздоровительной работе.

МБДОУ д/с №6 ст.Вековка это нашло выражение в следующем:

— составление адаптивных образовательных и воспитательных программ с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

— организация предметно-пространственной среды, развивающей ребёнка;

— освоение технологий личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;

— создание учебно-воспитательного комплекса, оборудованного для занятий с детьми раннего возраста;

— введение в образовательно-воспитательную программу валеологических аспектов;

— создание условий для самореализации ребёнка и обеспечение его психологической безопасности.

Оздоровительная и воспитательная направленностьобразовательного процесса в нашем дошкольном учреждении включает следующие мероприятия:

— лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;

— арома- и фитотерапию путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера;

— работу с природными материалами (глиной, песком, красками);

— музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения после дневного сна).

Разрабатываются здоровьесберегающих технологий на основе концепции «валеологически обоснованного образования», согласно которой следует проводить воспитательную и оздоровительную работу в детском саду, а также на основе комплексной программы «Подари здоровье детям».

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительные технологии:

— развитие физических качеств, двигательной активности;

— становление физической культуры дошкольников;

— массаж и самомассаж;

— профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Особое внимание в системе физического воспитания следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.

Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду.Для этого необходимы:

— чёткая организация теплового и воздушного режима помещения («температурная» гигиена);

— рациональная, неперегревающаяся одежда для детей;

— соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 ч в день при температуре воздуха до 15-20 гр.);

— сон при открытых фрамугах;

— гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипячёной водой с добавлением лекарственных трав и др.);

— хождение босиком в группе (при температуре пола 18 гр.) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Кроме того,необходимы и специальные меры закаливания:

— воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке;

— контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима- из «холодной» комнаты в «тёплую» и обратно) в комплексе с дыхательной гимнастикой и методами рефлексотерапии;

— контрастное обливание ног (36-26-36 гр.) в комплексе с профилактическим массажем стоп.

Рекомендации по проведению закаливающих процедур должен давать врач, отмечая их в «Журнале здоровья» в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы:

— осуществлять закаливание при условии, что ребёнок здоров;

— не проводить закаливающих процедур при наличии у ребёнка страха, плача, беспокойства;

— осуществлять закаливание постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания; систематичность и постоянство; обеспечивать комплексное использование всех природных факторов, тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

В связи с этим можно использовать следующую памятку

— обеспечивать в период подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключать шумные игры за 30 мин до сна;

— первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель;

— проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 гр. ;

— для быстрого засыпания детей использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.

Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов, чётко организованно медико-педагогического контроля,в который входят:

Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную схему о состоянии здоровья всей группы и каждого ребёнка в отдельности, чтобы воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.Для валеологического просвещения родителей используются следующие средства и методы: папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.

Таким образом, можно выделить направленность физического развития и воспитания,которые предполагают следующие средства: игры, закаливание, массаж,упражнения способствующие: формированию осанки; профилактике плоскостопия; развития органов дыхания; развитию опорно-двигательного аппарата.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом, которой являются новые знания, которые дошкольники могут сразу использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

«Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника «Программа «Детство». Основные направления развития ребенка-дошкольника» Детство – это летний ветер, Парус неба и хрустальный звон зимы.

Игра с родителями «Основные направления работы учителя-логопеда» (старшая группа) Тема родительского собрания: Основные направления работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе. Прежде всего, хочется сказать,.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Методика оздоровления детей дошкольного возраста Методика проведения закаливающего дыхания «Поиграем с носиком» 1. Организационный момент. Дети удобно рассаживаются и показывают свой.

Музыкотерапия как средство оздоровления детей Решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, является дошкольный возраст. Именно в этот период.

Основные направления профилактики детского травматизма на дорогах на дорогах Детский травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий стоит на первом месте среди причин получения увечий и возникновения смертельных.

Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования С середины 80-х годов в отечественной.

Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста Современные пути оздоровления детей дошкольного возраста на педагогической практике (Студентка 3 курса специальности 050144 Дошкольное образование.

Источник

Организация образовательного процесса с детьми в группах оздоровительной направленности

группа оздоровительной направленности в детском саду что это. Смотреть фото группа оздоровительной направленности в детском саду что это. Смотреть картинку группа оздоровительной направленности в детском саду что это. Картинка про группа оздоровительной направленности в детском саду что это. Фото группа оздоровительной направленности в детском саду что это

Организация образовательного процесса

в группах оздоровительной направленности.

1. Характеристика детей посещающих группу оздоровительной направленности

Группы оздоровительной направленности посещают дети, имеющие II, III, IV группы здоровья (нервно, соматически ослабленные, с лор-патологиями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто болеющие дети)

Часто болеющие дети в ДОУ определяются исходя из следующих критериев:

· второй-третий год жизни – 6 и более острых заболеваний в год;

· четвёртый год жизни – 5 и более острых заболеваний в год;

· пятый-шестой год жизни – 4 и более острых заболеваний в год;

· шесть и более лет – 3 и более острых заболеваний в год.

При формировании групп оздоровительной направленности учитываются все обострения хронических заболеваний в течение предыдущего года от момента осмотра ребёнка за календарный год, а не только первичные обострения или заболевания. А также обращения родителей по поводу хронических заболеваний, протекающих без обострения (ожирение III степени, новообразования, нарушения осанки, аномалии рефракции и пр.) или вне фазы обострения (тонзилэктомия, аденэктомия, острое хирургическое заболевание и пр.). На учёт берутся только заболевания, возникновение которых связано со снижением неспецифической иммунорезистентностью организма.

Индивидуальные особенности детей групп оздоровительной напрвленности представлены в Рабочих программах гр.№3,5,6.

Индивидуальные особенности контингента детей

Оздоровительная дошкольного возраста

Группа ЧДБ, нервно, соматически ослабленные дети, лор-патологии, нарушение опорно-двигательного аппарата, последствия ПЭП, дети с аллергическими проявлениями.

Оценка здоровья детей групп №3,5,6 представлена в Рабочих программах.

2. Особенности оздоровительной работы с детьми, посещающими группы оздоровительной направленности

С целью совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с ослабленными и часто болеющими детьми в учреждении разработана система комплексного оздоровления, в основу которой взяты положения из пособия по физкультурно-оздоровительной работе детского сада под общей ред. Микляевой, Н. В., Программы оздоровления детей «Расти здоровым, малыш!» где предусматривается профилактическая и развивающая направленность. Она осуществляется по следующим направлениям:

· щадящий оздоровительный режим;

· режим двигательной активности;

· работа с родителями.

Основные принципы работы с часто болеющими детьми:

· Научность – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.

· Доступность – основывается на том, что все разделы работы с детьми объединяет игровой метод проведения организованной образовательной деятельности. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребёнка.

· Активность – активное, деятельное участие в оздоровительной работе всех участников образовательного процесса.

· Интеграция – органичное решение оздоровительных задач в системе образовательной работе, во всех видах детской деятельности.

· Адресность и преемственность – учёт разно уровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы к категориям детей разного возраста.

3. Основные направления и задачи оздоровительной работы с часто болеющими детьми в ГБДОУ №20

· Решение реабилитационных задач часто болеющих детей средствами физической культуры.

· Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.

· Выполнение санитарно-гигиенического режима пребывания ребёнка в ДОУ.

· Консультирование и информирование семей об использовании эффективных технологий и методик оздоровления часто болеющих детей.

· Предоставление родителям права выбора форм и методов оздоровления детей.

· Обеспечение оптимального режима реабилитации воспитанников с индивидуализацией её отдельных компонентов после перенесённого острого заболевания.

· Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ.

· Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

· Обучение основам оздоровительной гимнастики.

· Совершенствование навыков владения детей самомассажем.

· Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.

· Укрепление жизненной ёмкости лёгких.

· Укрепление и повышение физической работоспособности и выносливости.

· Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболевания.

· Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).

· Создание благоприятных условий для оздоровления организма.

· Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.

· Выработка гигиенических навыков.

· Улучшение эмоционального состояния.

· Снятие психологической напряжённости.

· Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.

· Развитие коммуникативных навыков.

4. Эффективность оздоровительной работы в ГБДОУ оценивается по следующим показателям:

    положительная и соответствующая возрасту динамика антропометрических показателей;

· устойчивая нормализация показателей, функционального состояния организма (гемоглобин, пульс; параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);

· отсутствие осложнённого течения острых заболеваний;

· уменьшение числа дней пропущенных по болезни одним ребёнком за год.

5. Построении образовательного процесса в ДОУ направлено на создание благоприятных условий для развития детей:

· создаётся ситуация успеха для каждого ребёнка;

· используются поощрения (даже за небольшие, незначительные достижения ребёнка);

· предоставляется ребёнку возможность отдыха при каждой возникающей у него потребности в этом;

· оказывается постоянная эмоциональная поддержка взрослых в любых видах деятельности, на протяжении адаптационных периодов, после болезни;

· осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку в образовательном процессе.

Система оздоровительной работы

Разделы и направление работы

Использование вариативных режимов дня и пребывание ребенка в ДОУ

· Типовой режим дня по возрастным группам

· Скорректированный режим дня пребывания ребенка в ДОУ

· Индивидуальный режим дня пребывания ребенка в ДОУ

Разнообразие форм организации режима двигательной активности ребенка

· Бодрящая гимнастика после сна

· Подвижные игры на воздухе и в помещении

· Самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня

· Праздники, Дни здоровья

· Подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом исходного уровня здоровья и возможности ребенка

Система работы с детьми по формированию основ валеологических знаний и здорового образа жизни

· Развитие представлений и формирование навыков здорового образа жизни, поддержания здоровья

· Приобщение к двигательной и гигиенической культуре

Оздоровительное и лечебно профилактическое сопровождение

Закаливание естественными физическими факторами:

· режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок:

· режим проветривания и оптимизация вентиляции во время дневного сна;

· применение фитоаэронизации в помещениях групп, физкультурном зале, кабинетах;

· местные и общие воздушные ванны;

· световоздушные ванны и солнечные ванны в весенне-летний сезон;

· полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры;

· местное обливание: рук до локтевого сгиба; лица прохладной водой

*Комплекс адаптогенов для профилактики дезадаптационного синдрома

*Комплекс неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа

· профилактические осмотры детей декретированных возрастных групп;

· профилактика обострений хронических патологий;

· Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами (группы с 12-и часовым пребыванием)

· Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией (замена)

Подготовка кадров к работе по системе оздоровительных мероприятий

Работа с родителями

· Общие родительские собрания

· Информация по вопросам оздоровления детей в ГБДОУ

· Общие консультации специалистов

· Индивидуальные консультации специалистов

· Работа по успешной адаптации детей в ДОУ;

· Создание условий для полноценного психологического развития ребенка на каждом возрастном этапе;

· Создание благоприятного психологического климата в ГБДОУ

· Работа с неспящими детьми

· Профессионально – ориентированный отбор педагогов при приеме на работу

Психолога диагностическая работа

· Психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства

· Обследование детей при переходе из группы в группу

· Изучение психологических особенностей детей. их интересов и способностей

· Выявление причин отклонений в обучении и развитии ребенка

· Определение психологической готовности к обучению в школе

· Развитие личности и индивидуальности ребенка посредством игровых занятий

· Индивидуальная работа с ребенком над решением его личностных проблем

· Консультации для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей

· Консультации для родителей детей микрорайона

· Групповые и индивидуальные консультации для педагогов и специалистов учреждения

· Участие в семинарах, педсоветах,

7. Перечень оздоровительно-профилактических мероприятий

· КУФ зева, носа Массаж общеукрепляющий по показаниям

· Массаж общеукрепляющий по показаниям

· Применение фитонцидов-профилактика ОРЗ, ОРВИ

· Профилактика эндокринных заболеваний – применение йодированной соли

· Профилактика стоматологических заболеваний, полоскание полости рта кипяченой водой

· Гимнастика для профилактики заболеваний зрения, слуха, дыхательной системы.

· Гимнастики: утренняя, бодрящая после сна, гимнастика пробуждения.

На летний период рекомендовано придерживаться:

· набора продуктов, исходя из рациона детского сада

· рекомендаций по летнему отдыху

· режима дня детского сада

8. Организация физкультурно-оздоровительной работы

с часто болеющими детьми

по образовательной области «Физическое развитие»

Приобщение часто болеющих детей к физической культуре рассматривается в настоящее время как одно из самых важных средств, способствующих улучшению здоровья, повышению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, улучшению работы основных органов и систем организма, а также повышению самооценки. В процессе выполнения физических упражнений и закладывается фундамент здоровья детей, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Адекватная постоянная физическая нагрузка часто болеющих детей способствует улучшению сердечной деятельности, тренирует сердце, улучшает работу органов дыхания, кроветворения, пищеварения, укрепляет нервную систему, улучшает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Создание условий для полноценной, позитивной двигательной деятельности часто болеющих детей в образовательном учреждении и семье способствует формированию здорового образа жизни, закаливанию организма, укреплению здоровья, профилактике имеющихся заболеваний, развитию уверенности в своих силах, повышению самооценки, формированию основных двигательных умений и навыков.

При организации физкультурно-оздоровительной работы с ЧБД педагогами и специалистами учитываются следующие особенности:

· Работоспособность детей ЧБД низкая и неустойчивая, в связи с этим необходимо тщательно корректировать нагрузку предстоящей двигательной активности.

· Признаки утомляемости у данной группы детей наступают быстрее, чем у здоровых детей, поэтому педагог должен не пропустить момент наступления утомления, чтобы избежать физической нагрузки.

· Никогда нельзя сравнивать достижения выполненных действий часто болеющим ребёнком с другими детьми.

· Педагогу необходимо постоянно следить за состоянием здоровья детей, предъявляя оптимальные требования к результату двигательной деятельности в данное конкретное время.

Задачи работы с часто болеющими детьми по направлению «Физическое развитие»:

I. В области физического (двигательного) развития:

· Развитие основных физических, двигательных качеств (ловкости, координации движений, гибкости, выносливости, силы, чувства равновесия и др.).

· Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции средствами физического воспитания.

· Укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование рефлекса правильной осанки, коррекция нарушения физического развития ребёнка.

· Развитие рефлекса правильной походки.

· Формирование умения выполнять перекрёстные движения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, координированной работы правого и левого полушарий головного мозга.

· Стимулирование и развитие кинетической и кинестетической основ движений средствами физического воспитания.

· Развития ориентации в пространстве средствами физического воспитания.

· Формирование культуры движений.

Для реализации задач физического (двигательного) развития обеспечивается следующая система работы:

1.Сентябрь осуществление педагогической диагностики методом наблюдения для определения исходного уровня развития детей при выполнении определённых тестовых заданий.

2.Май – повторное проведение педагогической диагностики методом наблюдения для сравнения анализа результатов в начале и конце учебного года.

3.В течение учебного года осуществляется педагогическая работа, направленная на:

а) формирование основных сенсомоторных координаций:

· зрительномоторной координации – за счёт выполнения слежения глазами за перемещающимися в пространстве предметом в разных направлениях;

· слухомоторной координации – в процессе выполнения задания с музыкальным сопровождением, когда, например, на одну музыкальную мелодию детям предлагается выполнить ползание с продвижением вперед, на вторую мелодию выполнить ходьбу на носках руки на поясе, а на третью мелодию выполнить хлопки в ладоши, стоя на месте. (Задания могут быть самыми разнообразными.);

· вестибуломоторной координации – за счёт выполнения упражнений, требующих сохранения равновесия, стоя на разных поверхностях (по устойчивости, размеру, площади опоры), на полу, на модуле, на балансировочной доске и др., а также при выполнении ходьбы и бега;

формирование межполушарного взаимодействия – за счёт стимулирования работы правого и левого полушарий головного мозга, что достигается выполнением сложно координированных движений. Например, таких, как пристанные шаги вправо с одновременным отведением левой руки с флажком влево, затем наоборот и др.;

· отработку первичных движений, «примитивных» рефлексов (ассиметрический шейный тонический, Галанта, сегментированный рефлекс поворот и пр.);

б) развитие основных двигательных, физических качеств:

· ловкости и координации движений – за счёт выполнения различных манипуляций с предметами – мячом, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, лентой и др.;

· гибкости – при выполнении упражнений на растяжку, на увеличение подвижности в суставах (различные наклоны, полушпагаты, мостик из положения, лёжа и др.);

· выносливости – за счёт выполнения продолжительной, малоинтенсивной работы, например удержание позы «рыбка» на определённый счёт;

· силы – при выполнении упражнений с отягощениями (маленькие гантели, набивные мячи и т. д.);

· быстроты – при проведении эстафет, когда проявляется реакция на сигнал; или выполнение прыжков через скакалку – как можно больше за определённый промежуток времени;

· целенаправленное формирование рефлекса правильной осанки, укрепление мышечного корсета – за счёт выполнения упражнений на растяжение, удержание определённой позы, напряжения и расслабления определённых мышечных групп;

в) воспитание культуры выполнения движений:

· разучивание общеразвивающих упражнений, выполняемых из разных исходных положений; развития и закрепления умения и навыков выполнения различных заданий таких, как основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и метание), упражнения без предметов и с предметами, танцевальные и др. упражнения;

г) формирование умения и навыков выполнения общеразвивающих упражнений без предметов, с разными предметами и на снарядах из разных исходных положений – это упражнения с мячами разного диаметра, скакалками, с обручем, гимнастической палкой, кеглями, мешочками с песком, лентами, а также на детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке, набивных (сенсорных) мячах, балансировочных досках и др.

II.В области укрепления и развития нервной системы организма:

· развитие органов чувств (тактильных, слуховых, зрительных, вестибулярных, обонятельных, вкусовых стимулов) – за счёт выполнения упражнений с разными предметами, слежением за перемещающимися в пространстве предметами, ходьбы, бега в разных направлениях и с уменьшенной площадью опоры; заданий, связанных с сохранением равновесия и др.;

· формирование кинетического, кинестетического, пространственного, восприятия, произвольной регуляции. Реализация данных факторов обусловлена необходимостью формировать образ предстоящего движения; возможностью перехода от одного движения к другому; постановкой цели, планированием предстоящего двигательного действия и осуществлением контроля за выполнением поставленной задачи; удержание внимания и развитием двигательной памяти.

Данные базальные факторы необходимы для реализации нормального онтогенеза на начальных этапах развития, которые определяют течение нейрофизиологических и нейропсихологических процессов в организме, и в дальнейшем – для формирования за счет специальных двигательных технологий полноценной деятельности ребёнка, соответствующей сенситивным периодам развития.

· Развитие групповой сплочённости, умения взаимодействовать в группе и подгруппах, оказывать взаимопомощь.

· Развитие у детей способности понимать эмоциональное состояние своё и других детей.

· Формирование у детей умения строить своё поведение в соответствии с групповыми нормами и правилами.

Реализация данных задач происходит при создании условий для формирования навыков сотрудничества и социально-эмоционального взаимодействия – за счёт проведения подвижных игр, эстафет, выполнения упражнений в парах, подгруппах и т. д.

IV. В области когнитивного развития:

· Развитие образных представлений на основе слухового восприятия способов выполнения двигательных заданий.

· Ознакомление детей с разным спортивным оборудованием в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством двигательной деятельности.

· Формирование образного представления на основе восприятия цвета, формы, фактуры, размера, веса предметов и связанных с осуществлением двигательной деятельности.

· Развитие способности к творческому самовыражению в процессе выполнения различных двигательных заданий.

· Развитие познавательной активности детей за счёт разгадывания загадок, прослушивания стихов, пословиц, выполнения заданий с использованием счёта, цвета, а также организация совместной образовательной деятельности с детьми по направлению «Физическое развитие».

Формы организации образовательной деятельности с детьми

В ходе реализации образовательной деятельности с детьми образовательной области «Физическое развитие» двигательная активность (нагрузка) часто болеющим детям определяется медицинским персоналом и педагогами в таком же объёме, что и здоровым детям, но при этом учитываются их психофизиологические возможности и психологические особенности.

Непосредственно образовательная деятельность с длительно и часто болеющими детьми организуются в учреждении в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Специально организованная образовательная деятельность детей со взрослыми по физическому развитию – это главная форма организованного, систематического обучения часто болеющих детей двигательным умениям и навыкам.

Педагоги при организации работы с часто болеющими детьми должны соблюдать следующие требования:

· давать часто болеющим детям посильные задания, зная, что они справятся с их выполнением;

· предлагать быть ведущими только в знакомой подвижной игре;

· для проведения эстафет подбирать для таких детей посильные двигательные действия, чтобы они были уверены в своих силах и не отказались от участия;

· при выполнении упражнений в парах подбирать детей: в паре с часто болеющим ребёнком обязательно должен быть более здоровый и хорошо физически развитый ребёнок;

· привлекать часто болеющих детей к участию в спортивных праздниках, заранее подбирая адекватные задания;

· проводить с часто болеющими детьми индивидуальную работу, предлагать индивидуальные развивающие задания по освоению техники разучиваемых упражнений;

· часто болеющим детям не рекомендуется давать двигательные задания типа «Кто быстрей?», «Кто больше?» и т. д.;

· содержание занятий и физическая нагрузка должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности и состоянию здоровья детей, индивидуальным особенностям часто болеющих детей.

В учреждении активно используются следующие формы работы:

1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

    утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе; физкультминутки; бодрящая гимнастика после дневного сна; закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями; физкультурные паузы (проводятся во время НОД по другим образовательным областям ; чаще всего, после основной части – перед заключительной); динамические паузы (проводятся в перерывах между НОД по другим образовательным областям).

2.Индивидуальные занятия и дифференцированная работа (с учётом специфических особенностей развития часто болеющих детей).

3.Самостоятельная двигательная деятельность.

6.Рекомендации для совместной деятельности детей с родителями в условиях семейного воспитания.

Организация каждой из этих форм приобщения детей к физической культуре в образовательном учреждении имеет свою специфику.

1.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

· Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно в каждой группе. Задачами утренней гимнастики являются:

подготовка организма часто болеющих детей к предстоящей деятельности;

умеренное, но разностороннее влияние на мышечную систему;

· укрепление организма и закаливание;

· стимулирование работы внутренних органов и органов чувств;

· формирование правильной осанки;

· предупреждение возникновения плоскостопия.

Для повышения двигательной активности, положительного воздействия утренняя гимнастика проводится под музыкальное сопровождение.

Утренняя гимнастика состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. В содержание вводной части включаются разные виды самомассажа, ходьбы, бега, прыжков, ползания, дыхательная гимнастика, ритмические задания, а также упражнения на концентрацию внимания. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, выполняемые из разных исходных положений. Это задания без предметов и с предметами, а также и на снарядах (детских стульях, гимнастической скамейке, лесенке и др.), танцевальные и выразительные упражнения, хорошо знакомые детям, или те, которые выполняются в процессе основных занятий. В заключительную часть могут входить игры на внимание, упражнения на большом ортопедическом мяче, стоя на балансировочной доске в сочетании с заданиями на дыхание и др.

· Подвижные игры и физические упражнения на воздухе. Способствуют развитию у часто болеющих детей: работы всех органов и систем организма: позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями; уверенности в себе; внимания; двигательной памяти и, конечно, взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками. Обеспечивается процесс закаливания; повышается сопротивляемость организма простудным, инфекционным заболеваниям. Происходит формирование основных видов сенсомоторных координаций, пространственной ориентации, произвольной регуляции.

· Физкультминутки. Проводятся в виде кратковременных двигательных (игровых) заданий на занятиях статического характера с целью предупреждения и снятия утомления у детей данной группы. Длительность проведения 1,5 – 2 минуты. Формы проведения – выполнение знакомых общеразвивающих упражнений, подвижных игр, танцевальных движений, движений под стихотворный текст, которые не требуют у часто болеющих детей большой траты сил. Особую группу упражнений составляют задания на развитие тонкой моторики кисти (пальчиковая гимнастика).

· Бодрящая гимнастика после дневного сна. Выполняются с целью

пробуждения, активизации двигательной деятельности. В игровой форме выполняется несколько хорошо знакомых детям упражнений, двигательных действий, способствующих активизации мыслительной деятельности.

· Физкультурные (динамические) паузы. Проводятся между формами непосредственно образовательной деятельности (занятиями), во время совместной деятельности воспитателя с детьми. Эта форма двигательной деятельности детей снимает усталость, мобилизует внимание и восприятие, активизирует умственную деятельность. Выполнение знакомых двигательных действий формирует двигательную память длительно и часто болеющих детей.

2.Индивидуальные занятия и дифференцированная работа. Способствует оптимальному развитию ребёнка, развитию внимания, двигательной памяти, активизации мыслительной деятельности, уверенности в себе за счёт лучшего освоения техники выполнения физических упражнений часто болеющих детей.

3.Самостоятельная двигательная деятельность часто болеющих детей планируется, организуется и контролируется воспитателем, а также медицинскими работниками. Самостоятельная двигательная деятельность часто болеющих детей может проходить в формах: двигательных действий в режиме дня в группе; двигательной деятельности в физкультурном зале; физических и спортивных упражнений на прогулке.

4.Спортивные праздники и досуговые мероприятия. Участие часто болеющих детей в спортивных праздниках и досуговых мероприятиях необходимо для развития у них адекватного, уверенного поведения; позитивного отношения к процессу приобщения к физической культуре; чёткости выполнения определённых двигательных заданий; выполнения позитивного отношения родителей к своим длительно и часто болеющим детям.

5.Беседы проводятся с часто болеющими детьми в индивидуальной форме. Цель – выяснение отношении ребёнка к процессу приобщения к физической культуре с последующим формированием у него более позитивного отношения к выполнению двигательных заданий, к закаливанию и к занятиям спортом.

6.Совместная деятельность детей с родителями в условиях семейного воспитания.

После индивидуального разучивания сложных двигательных заданий педагоги дают родителям рекомендации по выполнению и закреплению навыка разучиваемого движения дома. Это способствует лучшему освоению детьми техники упражнения и повышают желание заниматься двигательной деятельностью.

9. Циклограмма оздоровительных мероприятии в течение дня

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *