группа сравнения и контрольная группа в чем разница
Формирование групп сравнения ( основных и контрольных групп).
В когортном, как и любом аналитическом исследовании, должны быть группы сравнения (основная и контрольная группы). Эти группы, могут формироваться из когорты до начала наблюдения или в процессе наблюдения после накопления данных, достаточных для статистической обработки.
Особенность многих современных когортных исследований – создание из одной когорты нескольких пар основных и контрольных групп. Это связано с тем, что в когортном исследовании не только можно, но и целесообразно одновременно изучать причинные ассоциации нескольких факторов риска с одной или разными болезнями.
Каждую основную группу всегда составляют здоровые лица, на которых воздействовал один из предполагаемых факторов риска, или их комбинация. Контрольная группа (для каждой основной) – здоровые лица, на которых тот же фактор, или та же комбинация факторов не действовали.
При одновременном изучении влияния нескольких факторов риска, или одного, но с разной силой (продолжительностью) воздействия, окончательное формирование различных пар основной и контрольной групп происходит после определенного периода наблюдения, т.е. фактически на заключительном этапе. Однако это не исключает предварительного проведения аналогичных группировок по мере появления данных о заболевших.
Вместе с тем, если в исследовании изучается влияние только одного фактора риска и одинаковой силы, можно создать одну пару основной и контрольной групп уже в начале исследования. Как правило, для схематического отображения организации когортного исследования используют этот вариант когортного исследования (рис.4).
Для формирования различных сочетаний основных и контрольных групп, проводится многократная, повторная группировка когорты по изучаемым факторам риска, и в каждой группе учитывается число заболевших и незаболевших. При такой группировке одной из основных групп может соответствовать одна или несколько контрольных групп, сформированных из той же когорты. Для иллюстрации сказанного приведем пример по условным данным.
Допустим, что для изучения этиологии болезни А. была сформирована когорта численностью 12000 здоровых лиц. В начале исследования на каждую единицу наблюдения составили регистрационную форму, в которой, наряду с другими учетными признаками отмечалось наличие/отсутствие 3 гипотетических факторов риска (F1, F2, F3). У отдельных лиц когорты не было выявлено воздействие ни одного из этих факторов, у других установлено влияние одного или нескольких фактов риска.
Через 5 лет наблюдения в когорте было выявлено 80 новых случаев болезни А.
Для того чтобы изучить связь болезни А. и фактора риска F1, из когорты численностью 12000 человек для составления основной (экспонированные лица) группы, необходимо по учетным документам выбрать всех лиц, на которых воздействовал только F1. Контрольные группы (неэкспонированные), к данной основной, формируются следующим образом. Если предполагается какая-либо взаимосвязь между изучаемыми факторами первая контрольная группа (к фактору F1) – обязательно должна состоять из лиц, у которых не выявлено влияния любого из изучаемых факторов, другая из лиц «с любым набором факторов, исключая F1». Суммарная численность основной и контрольных групп соответствует численности когорты. Далее в каждой группе учитывается число заболевших и не заболевших и проводится дальнейшая статическая обработка полученных данных.
Для оценки влияния F2 необходимо объединить изученные, основную и контрольные группы, и вновь из полного состава когорты (1200 лиц) выделить новые сочетания основных и контрольных групп, но уже в зависимости от воздействия фактора F2. Далее поступают также как, при изучении влияния F1.
Аналогичным образом изучают причинные связи болезни А с фактором F3 и любым сочетанием F1, F2 и F3.
Таким образом, в одном когортном исследовании можно изучить влияние нескольких факторов риска на процесс возникновения и распространения одной болезни (один эффект от нескольких причин). Но набор таких факторов обычно не превышает 5.
Так, Фрамингемское исследование показало, что высокий риск возникновения ИБС связан, в частности, с артериальной гипертензией, курением, гиперхолестеринемией, гипертрофией левого желудочка. При этом риск ИБС увеличивается при сочетании нескольких факторов риска.
Более того, в одном когортном исследовании можно изучить причинно-следственные связи каждого (изизучаемых) фактора риска с несколькими болезнями (несколько эффектов от одной причины).
В уже упомянутом проспективном исследовании на когорте врачей Англии была изучена связь курения с различными причинами смерти, в частности с раком легких и другими видами рака, коронарным тромбозом и другими болезнями.
Экспериментальные и контрольные группы
Если в одних исследованиях группы испытуемых подвергаются воздействию одной независимой переменной, имеющей разные уровни выраженности, то в других экспериментах используются экспериментальные и контрольные группы.
Хотя такие эксперименты можно описать с помощью определения независимой переменной, мы обсудим здесь относящиеся к ним основные понятия потому, что они занимают особое место при разработке экспериментального плана.
Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор.
Слепые люди успешно избегают столкновений с различными препятствиями, однако очень малоизвестно, как им это удается. В одной из гипотез предполагалось, что у них развивается способность «видеть лицом», то есть они реагируют на ничтожные изменения давления воздуха на открытые участки кожи. Согласно другой теории, это происходит потому, что слепые могут улавливать самые слабые звуковые сигналы.
Супа, Котцин и Далленбах решили проверить эти теории. В их эксперименте слепые люди ходили по комнате с установленными в ней различными препятствиями (экранами). Экспериментальные условия были представлены в двух вариантах. В первом случае слепым людям надевали войлочную маску на лицо и перчатки на руки (чтобы исключить восприятие кожей). Во втором случае им в уши вставлялись звукопоглощающие пробки. Третий вариант условий – контрольный: слепые просто ходили по той же комнате, как в обычных условиях.
Результаты показали, что испытуемые из контрольной группы и испытуемые в войлочных масках каждый раз обходили препятствия, в то время как испытуемые с пробками в ушах каждый раз на них натыкались. На основании этих результатов авторы эксперимента пришли к заключению, что умение слепых людей обходить препятствия объясняется в первую очередь их тонкой чувствительностью к звуковым сигналам, а не «лицевым зрением».
Приведенный эксперимент – это сокращенный вариант целого ряда исследований, в которых изучались способности к восприятию внешних воздействий у зрячих и слепых людей, В данном примере довольно трудно определить независимую переменную.
Проще представить этот эксперимент как два способа воздействия на группы – один, в котором исключалась возможность восприятия кожей, и другой, в котором исключалась возможность слухового восприятия. На контрольную группу воздействовали так же, как и на две другие, за исключением воздействий на слуховую или кожную чувствительность.
Контрольная группа обеспечивает исходный уровень, помогающий определить, улучшают или ухудшают экспериментальные воздействия способность слепых обходить препятствия. Зависимая переменная в этом исследовании – способность реагировать на раздражители в условиях ограничения чувствительности – оценивалась по количеству случаев, когда испытуемые натыкались на препятствия.
Иногда требуется более одной контрольной группы. Например, в фармакологии часто используется контрольная группа плацебо. Группу плацебо лучше всего представить как группу, членам которой внушают, что оказанное на них воздействие улучшит их работоспособность или избавит от тех или иных симптомов, в то время как в действительности никаких воздействий не оказывается. Такой тип контрольной группы применяется также для определения эффективности различных методов лечения. Рассмотрим следующий пример из психологической литературы.
Пол провел эксперимент с целью проверки эффективности двух методов лечения речевой фобии. Его испытуемыми были студенты крупного университета, посещающие занятия по риторике. Пол выбрал 67 студентов, у которых были серьезные проблемы в процессе обучения, и распределил их по четырем группам. Первой группе из 15 человек предлагался курс поведенческой терапии.
Другой группе из 15 человек предлагался курс рациональной терапии. Третья группа из 15 человек получала плацебо в виде безвредных, но и бесполезных таблеток, хотя испытуемым говорили, что это поможет им избавиться от проблем. Испытуемым из четвертой группы из 22 человек сообщали, что к ним не будут применяться какие-либо специальные меры, и они просто отвечали на те же вопросы, которые задавались членам других групп.
Каждый испытуемый должен был произнести одну речь до начала предписанного курса и одну – после его завершения. Зависимой переменной было количество улучшений, выявляемых в речах испытуемых от первого ко второму разу по оценкам четырех психологов-клиницистов. Эти четыре специалиста не знали, какой курс проходил тот или иной испытуемый и в какой группе.
Результаты эксперимента показали, что улучшили свои показатели 100% испытуемых из группы поведенческой терапии, 6о% испытуемых из группы рациональной терапии, 73% испытуемых из группы плацебо и 32% испытуемых из контрольной группы, к которым не применялись никакие методы.
Эксперимент Пола показывает, что иногда необходимо иметь различные типы контрольных групп. Интерпретация результатов эксперимента была бы совсем другой, если бы Пол не использовал контрольную группу плацебо. Без нее рациональная терапия представлялась бы достаточно эффективной для лечения трудностей речи.
А благодаря включению в эксперимент группы плацебо стало очевидным, что рациональная терапия оказалась неэффективной и могла воздействовать положительно только в качестве плацебо. В самом деле, показатели в группе плацебо оказались выше, чем в группе рациональной терапии.
Эксперимент Пола также показывает необходимость в привлечении группы, к членам которой не применялись никакие методы воздействия, поскольку даже в ней более 30% испытуемых улучшили свои показатели. Это позволяет получить исходный уровень для оценки эффективности воздействия по сравнению со случаем его отсутствия.
В различных областях исследований используются разные типы контрольных групп. Исследователи, удаляющие часть мозга у животных, входящих в состав экспериментальной группы, иногда используют контрольные группы, подопытные животные в которых подвергаются подобным хирургическим операциям, за исключением удаления части мозга.
Это позволяет контролировать такой фактор, как послеоперационный шок (справиться с которым помогают ветеринарные услуги цены на которые являются весьма приемлемыми), вызывающий определенные последствия у подопытных животных из экспериментальной группы. Следует помнить, что с контрольной группой следует обращаться точно так же, как и с экспериментальной группой, исключая только экспериментальное воздействие.
Эксперимент Пола также показывает важную контрольную процедуру, использованную для того, чтобы избежать влияния фактора предвзятости экспериментатора. Психологи, оценивавшие речевые способности испытуемых, не участвовали в проведении терапевтических процедур и не знали, к какой группе принадлежал тот или иной испытуемый.
Вполне естественно предполагать, что врач может предвзято относиться к результатам своих пациентов. Более того, оценивающие результаты эксперты могут питать пристрастие к той или иной методике лечения, и если бы они знали, что испытуемый проходил именно этот курс, то были бы склонны замечать улучшения в первую очередь у данного пациента.
Или же эксперты могут предполагать, что у испытуемых из контрольной группы, к которым не применялись какие-либо методы лечения, не может быть улучшений, и соответственно давать им заниженные оценки. Пол контролировал влияние возможной предвзятости, используя независимых экспертов и не сообщая им, к какой группе принадлежал тот или иной испытуемый.
Термин слепой используется в экспериментальных исследованиях в специальном смысле. Просто слепой эксперимент обычно означает, что испытуемым не говорят, к какой они группе принадлежат, и, возможно, даже о том, в чем заключается эксперимент. Термин двойной слепой часто используется при испытаниях действия лекарств или в исследованиях, в которых участвуют эксперты, оценивающие какие-либо качества испытуемых или изменение каких-либо показателей в ходе эксперимента.
Как экспертов, так и испытуемых держат в неведении («слепыми») относительно применяющихся в ходе эксперимента воздействий и ожидаемых результатов. Выбранный нами конкретный пример показывает влияние предвзятости экспериментатора в экспериментальной психологии и серьезные последствия, которые это может иметь для психологии и других наук.
Очевидное проявление предвзятости при проведении эксперимента было показано Розенталем и Фоудом. Студентам, обладавшим некоторыми знаниями в сфере экспериментальной психологии, предложили оценить способность проходить лабиринт у крыс, разделенных на две группы. «Экспериментаторам» было сказано, что одну группу сформировали из крыс, обладавших хорошей наследственной способностью прохождения лабиринта, тогда как другую группу – из крыс, такой способностью не обладавших.
Как и ожидалось, «способные» показали значительно более высокие результаты. Однако странность заключалась в том, что крысы отбирались из стандартной выборки, в которой не было деления на способных и неспособных. Действительно ли крысы из группы «способных» проходили лабиринты лучше «неспособных»? Вряд ли, но «экспериментаторы» ожидали такого результата, и это ожидание повлияло на объективность их оценок.
Формирование групп сравнения ( основных и контрольных групп)
Динамическая оценка и учет состояния здоровья лиц, включенных в когорту
Определение периода наблюдения за когортой.
Период наблюдения в когортных исследованиях всегда продолжается несколько лет, поэтому когортные исследования называют также продольными (longitudinal).
Период наблюдения может быть неограниченно длительным, особенно при изучении отдаленных последствий редких и трагических событий (аварий на химических, радиационных и других предприятиях). Принципиально, время наблюдения должно превышать латентный период развития болезни, продолжительность которого может составлять несколько десятков лет.
Например, первые результаты Фрамингемского исследования были опубликованы только через 8 лет после его начала, а в целом исследование продолжалось 30 лет.
Естественно, что исследователи искали пути сокращения периода наблюдения без ущерба надежности выводов. Единственная возможность сократить период наблюдения – создать когорту, в которую, наряду с другими, заведомо попадут здоровые лица с длительным периодом воздействия фактора риска в расчете на то, что у них уже в ближайшем будущем возникнут заболевания.
Например, изучая влияние каких-либо вредных привычек на здоровье людей, когорту предпочтительнее составить из лиц старшего возраста с устоявшимся поведением, но верхний возрастной предел следует ограничить так, чтобы на риске заболеть, не сказались возрастные физиологические изменения.
В течение всего периода наблюдения прослеживают состояние здоровья каждого лица входящего в когорту, чтобы вовремя выявить и зафиксировать в учетном документе появление любого заболевания, (смерти или другого эффекта). В проспективных когортных исследованиях оценку состояния здоровья проводят периодически, например, с интервалом 6 месяцев, используя в течение наблюдения единые диагностические критерии, соответствующие поставленной цели и рабочей гипотезе.
В когортном, как и любом аналитическом исследовании, должны быть группы сравнения (основная и контрольная группы). Эти группы, могут формироваться из когорты до начала наблюдения или в процессе наблюдения после накопления данных, достаточных для статистической обработки.
Особенность многих современных когортных исследований – создание из одной когорты нескольких пар основных и контрольных групп. Это связано с тем, что в когортном исследовании не только можно, но и целесообразно одновременно изучать причинные ассоциации нескольких факторов риска с одной или разными болезнями.
Каждую основную группу всегда составляют здоровые лица, на которых воздействовал один из предполагаемых факторов риска, или их комбинация. Контрольная группа (для каждой основной) – здоровые лица, на которых тот же фактор, или та же комбинация факторов не действовали.
При одновременном изучении влияния нескольких факторов риска, или одного, но с разной силой (продолжительностью) воздействия, окончательное формирование различных пар основной и контрольной групп происходит после определенного периода наблюдения, т.е. фактически на заключительном этапе. Однако это не исключает предварительного проведения аналогичных группировок по мере появления данных о заболевших.
Вместе с тем, если в исследовании изучается влияние только одного фактора риска и одинаковой силы, можно создать одну пару основной и контрольной групп уже в начале исследования. Как правило, для схематического отображения организации когортного исследования используют этот вариант когортного исследования (рис.4).
Для формирования различных сочетаний основных и контрольных групп, проводится многократная, повторная группировка когорты по изучаемым факторам риска, и в каждой группе учитывается число заболевших и незаболевших. При такой группировке одной из основных групп может соответствовать одна или несколько контрольных групп, сформированных из той же когорты. Для иллюстрации сказанного приведем пример по условным данным.
Допустим, что для изучения этиологии болезни А. была сформирована когорта численностью 12000 здоровых лиц. В начале исследования на каждую единицу наблюдения составили регистрационную форму, в которой, наряду с другими учетными признаками отмечалось наличие/отсутствие 3 гипотетических факторов риска (F1, F2, F3). У отдельных лиц когорты не было выявлено воздействие ни одного из этих факторов, у других установлено влияние одного или нескольких фактов риска.
Через 5 лет наблюдения в когорте было выявлено 80 новых случаев болезни А.
Для того чтобы изучить связь болезни А. и фактора риска F1, из когорты численностью 12000 человек для составления основной (экспонированные лица) группы, необходимо по учетным документам выбрать всех лиц, на которых воздействовал только F1. Контрольные группы (неэкспонированные), к данной основной, формируются следующим образом. Если предполагается какая-либо взаимосвязь между изучаемыми факторами первая контрольная группа (к фактору F1) – обязательно должна состоять из лиц, у которых не выявлено влияния любого из изучаемых факторов, другая из лиц «с любым набором факторов, исключая F1». Суммарная численность основной и контрольных групп соответствует численности когорты. Далее в каждой группе учитывается число заболевших и не заболевших и проводится дальнейшая статическая обработка полученных данных.
Для оценки влияния F2 необходимо объединить изученные, основную и контрольные группы, и вновь из полного состава когорты (1200 лиц) выделить новые сочетания основных и контрольных групп, но уже в зависимости от воздействия фактора F2. Далее поступают также как, при изучении влияния F1.
Аналогичным образом изучают причинные связи болезни А с фактором F3 и любым сочетанием F1, F2 и F3.
Таким образом, в одном когортном исследовании можно изучить влияние нескольких факторов риска на процесс возникновения и распространения одной болезни (один эффект от нескольких причин). Но набор таких факторов обычно не превышает 5.
Так, Фрамингемское исследование показало, что высокий риск возникновения ИБС связан, в частности, с артериальной гипертензией, курением, гиперхолестеринемией, гипертрофией левого желудочка. При этом риск ИБС увеличивается при сочетании нескольких факторов риска.
Более того, в одном когортном исследовании можно изучить причинно-следственные связи каждого (из изучаемых) фактора риска с несколькими болезнями (несколько эффектов от одной причины).
В уже упомянутом проспективном исследовании на когорте врачей Англии была изучена связь курения с различными причинами смерти, в частности с раком легких и другими видами рака, коронарным тромбозом и другими болезнями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Экспериментальные и контрольные группы и их назначение в экспериментальном психолого-педагогическом исследовании
Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования. Экспериментальная группа состоит из лиц, которые будут подвергнуты воздействию независимой переменной, или стимула.
Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию (независимой переменной).
Экспериментальная и контрольная группы должны быть практически идентичными. Идентичность экспериментальной и контрольной групп достигается тремя способами.
Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотныхраспределений, а не каждой пары в отдельности. Испытуемые распределяются по группам таким образом, чтобы было гарантировано наличие в каждой группе одних и тех же средних характеристик и одинаковое распределение каждой характеристики. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.
Третий метод формирования групп более гибок по сравнению с точным подбором соответствий. Это метод рандомизации. Испытуемый, выбранный из списка всех подходящих испытуемых, включается в группу посредством некоторого случайного процесса, например с помощью таблицы случайных чисел. Рандомизация имеет большое преимущество, создавая у нас чувство уверенности, что все наши группы сходны между собой во всех отношениях, а не только с точки зрения переменных, которые мы считаем релевантными для эксперимента, поскольку при отборе большого числа испытуемых случайное распределение по группам гарантирует нейтрализацию различий между испытуемыми.
Дополнительно:
Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest). Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной.