группа выходного дня в детском саду что это
Группа выходного дня в детском саду: почему это удобно?
Современная система образования подразумевает, что пребывание дошкольников в детском саду должно осуществляться исключительно в будние дни, то есть с понедельника по пятницу. Но что же делать тем родителям, график работы которых не совпадает с общепринятым, и потому в субботу или воскресенья, когда приходится выходить на смену, им попросту не с кем оставить ребенка?
Специально для этих целей и существует недорогой частный детский сад выходного дня, работающий в нашем заведении. Условия пребывания здесь ничем не отличаются от обычных: дети также находятся под присмотром воспитателя, гуляют, спят днем, занимаются и получают полноценное питание.
Привести ребенка в частный детский сад Савеловского района в субботу и воскресенье можно либо на целый день, либо всего на несколько часов. Последний вариант очень удобен для тех мам и пап, которые хотят в выходные заняться важными делами, не имея возможности сделать это в будние дни.
Не все частные сады САО Москвы организуют группы выходного дня, но в нашем заведении, к счастью, есть такая возможность. По сравнению с услугами няни, пребывание малышей под присмотром воспитателя обходится намного дешевле. При этом дети гуляют по охраняемой территории и активно осваивают образовательную программу.
Посещая группу выходного дня в своем саду, ребенок не испытывает стресса, поскольку находится в знакомой обстановке. Кроме того, по субботам и воскресениям в садике обычно очень мало детей, что позволяет педагогу уделить максимум внимания каждому своему воспитаннику.
Организация работы клуба выходного дня в детском саду
«Организация работы клуба выходного дня в детском саду»
Автор : заведующий ГБДОУ
Беккер Юлия Владимировна
нынешние родители воспитывают
будущую историю нашей страны,
а значит — и историю мира.
Актуальность работы клуба выходного дня.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детскогосада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Выход один – 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня «Увлекательные субботы» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями, посещение театров, музеев, развивающих центров, мастер – классов дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОУ создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками.
Участники клуба
Нормативно- правовое обеспечение работы клуба выходного дня
• Разработка положения о группе выходного дня
• Утверждение программы и плана работы клуба выходного дня
• Делопроизводство клуба выходного дня
Работа клуба выходного дня имеет цель:
гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий.
2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом.
3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей
4. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.
5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основными принципами работы клуба должны являтся
• соблюдение педагогической этики.
Содержание работы клуба.
Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба » обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музее, детских театров. Материалом для встреч служат темы комплексно- тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.
Специфика клуба в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей. Это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и «продвинутых», способных, одаренных).
Формы организации детскойдеятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок и многое другое…
Учебный план (1 год)
№ Название темы Общее количество занятий
1. Открытие клуба – анкетирование 1
2. Встреча в библиотеке 1
3. Творческая мастерская «Волшебные краски Осени » 1
4. Творческая мастерская «Новогодний фейерверк» 1
5. Страна «СПОРТЛАНДИЯ» «Выше, быстрее, сильнее» 1
6. Школа художников «И никогда не меркнут краски:» 1
7. Первые шаги в театр «В гостях у сказки» 1
8. Творческая мастерская «Очумелые ручки» 1
9. Закрытие клуба » «Играем вместе» 1
Длительность одного занятия: Примерно, 50-60 минут
Основные этапы развития взаимодействия с семьей
•1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов
•2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).
•3 этап: Реализация программы сотрудничества
•4 этап: Анализ полученных результатов
Итогом работы является тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Занимаясь в клубе, разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием.
Результативность проведенных мероприятий отслеживается повторным анкетированием. (приложение1,2)
Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня » Увлекательные субботы» является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155;
2. Белова Н. Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
6. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
8. Трегубенко Л. А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.
1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения___
2. Фамилия, имя, отчество родителей___
3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?___
4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?___
5. Как Вы называете своего ребенка дома?___
6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?___
7. Его любимые игрушки, игры?___
8. С желанием ли играет с другими детьми?___
Делится ли своими игрушками?___
9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?___
10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?___
11. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в клубе?___
12. Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?___
13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?___
Благодарим за сотрудничество!
Анкета обратной связи
Инструкция: Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)
Мероприятие мне понравилось 5 4 3 2 1 не понравилось
заинтересовала меня 5 4 3 2 1 не интересна мне
полезна мне 5 4 3 2 1 не полезна мне
о воспитании и развитии ребенка 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего
о работе детского сада 5 4 3 2 1 не узнал (а) ничего
Самым интересным (полезным)было:
Благодарим за сотрудничество!
«Организация опытно-экспериментальной деятельность в детском саду» Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями,.
Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду Организация и проведение фольклорного праздника в детском саду (на примере Встреча Масленицы) Для проведения фольклорных праздников в.
Конспект клуба выходного дня «Цветок семейного счастья» Тема: «Цветок семейного счастья» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека. Задачи • Укрепить привязанность.
Организация консультативной помощи в специализированном детском саду Организация консультативной помощи в специализированном детском саду Ежова В. А., учитель-дефектолог МДОУ КВ №6 ЗАТО Северск В настоящее.
Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Введение Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Взрослые.
Организация работы с детьми в детском саду, имеющими нарушения речи Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут.
Организация работы с родителями в детском саду В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения.
Организация работы с родителями в нашем детском саду. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Организация экологически развивающей среды в детском саду Содержание: 1. Человек — часть природы 2. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста 3. Основные задачи воспитателя 4. Задача.
Кто может претендовать на место в дежурной группе в детском саду?
Моему ребенку четыре года. Обычно он ходит в детский сад, пока мы с мужем работаем, но сейчас президент объявил нерабочие дни по всей России. Воспитатели говорят, что в эти дни детский сад закроется на каникулы.
Проблема в том, что реально наши работодатели не собираются устраивать сотрудникам никаких выходных, — просто мы временно будем работать из дома. Я слышала, что в детских садах должны быть организованы дежурные группы для детей, чьи родители работают. Но в нашем саду говорят, что это не предусмотрено. Это законно? Кто может претендовать на место в дежурной группе в нерабочие дни?
Вы правы: дежурные группы в детских садах должны работать. Но есть тонкости: конкретно в вашем детском саду дежурной группы может и не быть, а еще у родителей часто возникают сложности с получением места. Разберу, как все устроено.
Почему вообще в детских садах есть каникулы
Детских садов и школ нерабочие дни тоже касаются: на это время все детские образовательные учреждения уходят на каникулы. При этом для семей, в которых родители все-таки будут работать, должны быть организованы дежурные группы в детских садах: такова рекомендация Министерства просвещения.
Курс о больших делах
Во всех ли садах должны быть дежурные группы
Обязанности организовать дежурную группу в каждом детском саду нет. Местные власти должны определить потребность родителей в дежурных группах и организовать столько групп, сколько необходимо. Вполне возможно, что будет достаточно только одной дежурной группы на весь район.
Чтобы на ребенка выделили место в дежурной группе, нужно заранее сообщить воспитателям, что семья в нем нуждается. Обычно еще нужно заполнить заявление, но в некоторых регионах это не требуется — достаточно устной просьбы родителей предоставить ребенку место.
В 2020 году каждый родитель должен был предъявить справку с работы. Места в дежурной группе предоставляли только детям, чьи родители работали на предприятиях из особого списка: например, в аптеках, продуктовых магазинах или метро. В 2021 году жесткого требования нет — обычно хватает указания места работы в заявлении. Если администрация детского сада захочет, то сможет проверить, действительно ли родители работают в той организации, которую указали.
Исключение — детские сады Москвы: там и сейчас требуют справку с работы родителей. Ее можно принести в бумажном виде, а можно отправить по электронной почте.
Другие документы в детском саду требовать не должны.
Кто может претендовать на место в дежурной группе в 2021 году
Список организаций, которые не обязаны предоставлять сотрудникам нерабочие дни, не менялся с прошлого года. В него входят:
Кому именно предоставить место в дежурной группе, зависит от решения региональных властей. Хотя напрямую в региональных нормативных документах не сказано, что места в детском саду предоставляют только семьям, в которых родители работают в организациях из перечня, реально власти могут сделать такой вывод: раз по закону у родителей выходной, то государство и не должно обеспечивать ребенка на это время воспитателями.
Те дети, у кого не будет работать хотя бы один из родителей, должны остаться дома. Им, скорее всего, откажут в предоставлении места в дежурной группе детского сада. Но иногда с администрацией детского сада можно договориться. Например, так произошло в нашей семье. Я госслужащий, а жена формально в декрете, но реально пишет статьи для Т—Ж. Мы смогли объяснить, что жена тоже работает, и подать заявление на место в дежурной группе. Воспитатели заверили, что раз заявление приняли, то уже не откажут.
Как все устроено в дежурных группах
В дежурных группах дети не делятся по возрасту. В одной и той же группе может оказаться как малыш, который еще не успел до конца адаптироваться к детскому саду, так и воспитанник старшей группы. Обычно в таких группах не больше 12 человек, а воспитатели работают по определенному графику и меняются каждый день.
Если ребенок ходит в дежурную группу, родители платят по обычному тарифу. А если не ходят, плату за вынужденные выходные вычтут из итоговой квитанции.
В 2020 году никто еще не думал о том, как перестроить программу занятий, чтобы она увлекала детей разного возраста. Главным было позаботиться о здоровье детей и пережить сложное время. Сейчас у воспитателей уже есть опыт работы со смешанными группами, и к организации времени в течение дня они подходят более осознанно.
Как воспитатели работают с разновозрастными группами
Дежурные группы отличаются от обычных тем, что в них одновременно находятся дети разного возраста, которые требуют разного ухода. Дополнительная сложность в том, что каждый день в группе меняется состав воспитателей.
Сложнее всего объяснить детям до 4 лет, почему их отдают незнакомому воспитателю. Чтобы маленьким детям было проще привыкнуть к новой обстановке, наша заведующая решила, что в дежурные группы чаще будут ходить воспитатели ясельных групп — те, к кому малыши успели привыкнуть в обычное время.
Дети с 4 до 7 лет более спокойно реагируют на появление новых воспитателей. Им уже можно объяснить, что это временная мера и ничего страшного не произойдет.
С детьми 5—7 лет возникает другая проблема: им неинтересно контактировать и играть с младшими. Поэтому сразу в первый день воспитатели договорились со старшими детьми, чтобы считать младших своими братьями и сестрами в саду и всюду им помогать. Такой способ оказался действенным.
Занятия по физкультуре и музыке проводили раз в неделю. Детей делили по возрастам и отводили в спортивный и музыкальный залы в разное время.
Сначала у нас в детском саду была только одна группа. Потом, следом за снижением ограничений, образовывались новые дежурные группы, и детей стали делить по возрастам. Постепенно все вернулось к обычному режиму.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Группа выходного дня в детском саду
В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, нормы взаимоотношений людей, приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям. Согласно статистике, уровень формирования важных навыков и умений у воспитанников ДОУ выше, чем у их сверстников, не посещающих детский сад, что становится особенно очевидным при поступлении детей в школу. На фоне общероссийской проблемы – нехватки мест в детских садах – спрос на услуги дошкольного образования растет с каждым годом.
По разным причинам не каждый ребенок дошкольного возраста готов на длительное время расстаться с мамой. Да и выходные дни, далеко не у всех выпадают на субботу. А бывают такие ситуации, когда маме надо отдохнуть или отправится куда-нибудь по своим важным делам. Ребенку в это время лучше поиграть со сверстниками под присмотром опытного воспитателя, это будет полезно и интересно.
Порой не во всех дошкольных учреждениях имеются дополнительные площади для организации групп кратковременного пребывания. Эта проблема может быть решена открытием на базе дошкольных учреждений групп выходного дня как одной из форм группы кратковременного пребывания.
Методическая сложность педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня состоит в том, что специалистам дошкольных учреждений приходится учитывать не только особый режим пребывания ребёнка в ДОУ, специфику взаимодействия с родителями, но и ориентироваться на Федеральные государственные требования к единой общеобразовательной программе дошкольного образования.
Таким образом, актуальность настоящей программы возникает из противоречий между:
— социальным заказом общества на развитие социально-активной личности ребёнка дошкольного возраста, способной к преобразованию окружающего мира, а также обеспечением доступности дошкольного образования и не включенностью в этот процесс большей части детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи;
— необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном развитии детей в условиях их кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения данного процесса;
— стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить качественное взаимодействие с родителями в условиях группы кратковременного пребывания и отсутствием разработанных методических рекомендаций по педагогическому сопровождению социального развития ребенка.
Процесс педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня в дошкольном образовательном учреждении, может быть эффективным при следующей организации образовательного процесса:
1. В основу педагогического сопровождения социального развития детей положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.
2. В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:
— обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум;
— субъект-субъектное взаимодействие в триаде “ребёнок-родитель-педагог”, направленное на формирование социального опыта ребёнка;
— профессиональная готовность педагога к работе с детьми в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с этим организация на базе МБДОУ группы выходного дня для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения призвана обеспечить запросы родителей, дети которых не имеют возможности по разным причинам посещать детский сад, и предоставить необходимую развивающую практику и равные стартовые возможности перед поступлением в школу.
Задачи работы группы:
Работу в группе выходного дня осуществляют:
2. Музыкальный работник
3. Заместитель заведующего по ВМР
4. Старшая медицинская сестра
Для работы созданы необходимые условия:
1. Групповая комната
2. Участок детского сада
3. Физкультурный зал
Особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей.
Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду. Продуктивные виды деятельности подобраны с учетом разновозрастного состава группы и индивидуальных особенностей ребенка.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
Основной формой деятельности ребенка в группе является свободная работа. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
Формы работы включают в себя:
1. Фронтальные занятия.
2. Индивидуальная работа.
Организация режима пребывания детей в группе выходного дня
Режим пребывания составлен с учётом возрастных особенностей детей группы. Приём детей осуществляется с 9.00 утра, в режиме прописана деятельность детей, количество и продолжительность которой соответствует возрастным нормам.
Режим работы группы: по субботам с 9.00 до 12.00 без питания.
В режиме есть место, как обязательным моментам, так и самостоятельной игровой деятельности детей.
Особое место отводится проведению группового общения, которое направлено на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей, и соблюдению питьевого режима.
НОД проводятся по возрастным подгруппам. Для профилактики утомления детей проводится смена помещений и педагогов.
Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом нормативно – правовых документов регламентирующих жизнедеятельность детей раннего и дошкольного возраста.
Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня
Образовательный процесс в группе выходного дня строится с использованием продуктивных технологий и ведется в двух направлениях: с детьми и родителями.
Общие принципы организации образовательного процесса
1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
— организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
— гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;
Кроме того, образовательный процесс в группе выходного дня включает две основные составляющие:
1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми (“партнерский” блок):
“Партнерский” блок включает следующие формы совместной деятельности взрослого с детьми:
— чтение художественной литературы.
Особенность совместной деятельности заключается в следующих моментах:
1) Открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты.
2) Для работы с детьми воспитателю не задаются конкретные темы для “проработки” с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности через:
— варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования),
— репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора,
— общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности,
— возможные способы и формы игровой деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Мы надеемся, что группа выходного дня будет востребована. Она являются связующей ступенькой перед поступлением ребенка в школу, которая помогает детям подготовиться к школе, раскрыться, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирует позитивный опыт общения.