грязная прибыль что это
Что такое EBITDA и как посчитать этот показатель
Натали Азаренко
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
EBITDA — это прибыль компании до вычета амортизационных затрат, уплаты процентов по долгам и выплаты прямых налогов. Часто EBITDA называют показателем «грязной прибыли».
Для чего применяют
EBITDA нередко присутствует в корпоративной финансовой отчётности. Однако этого показателя нет в перечне стандартов и он отсутствует в бухгалтерской отчётности. EBITDA рассчитывают, чтобы наглядно показать текущее состояние капитала. Измеряют показатель в деньгах (рубли, доллары, евро).
Графа EBITDA в рейтинге
Применять EBITDA стали в 1980 годах, чтобы анализировать финансовую состоятельность компаний относительно долговых обязательств. Соотношение показателя с чистой прибылью показывает уровень кредитоспособности компании — какой объём долгов она способна обеспечить.
В чем ценность показателя
EBITDA отображает финансовые результаты организации без учёта влияния кредитных условий, налогообложения и амортизации. Показатель помогает примерно оценить денежный поток организации и сравнить её с иными предприятиями аналогичной отрасли. Также этот показатель позволяет сравнивать различные компании, включая международные.
Даже компании одной страны, работающие в одинаковой сфере, могут отличаться по таким факторам, как денежные потоки, существующие риски и перспективы роста.
EBITDA смягчает различия между компаниями, что позволяет сопоставить их друг с другом. Аналитики применяют показатель, чтобы анализировать кредитоспособность субъектов. Инвесторы посредством EBITDA оценивают перспективность компании — способно ли предприятие в будущем реинвестировать капитал, масштабировать бизнес и обслуживать кредиты.
Иногда рядом с EBITDA указывают EBT и EBIT:
Если к EBIT прибавить амортизационные расходы и иные списания средств, получается EBITDA. Вместе эти три показателя применяют при международной оценке бизнеса. Большинство рейтинговых компаний отдают приоритет EBITDA.
Как считают
Поскольку на EBITDA не распространяются общепринятые стандарты учёта, показатель не входит в стандартные формы отчётности. Для его расчёта нужно знать отдельные показатели без учёта НДС. Например:
EBITDA можно корректировать на прочие расходы и доходы. В расчёте могут учитывать курсовые разницы, продажи капитальных активов и прочее.
EBITDA отображает планируемую или полученную прибыль, потому часть необходимой информации берут из «Отчёта о финансовых результатов» или из «Бюджета доходов и расходов».
Сложность применения классической бухгалтерской отчётности в том, что амортизацию показывают в составе прочих статей затрат. Поэтому бухгалтерских отчётов недостаточно для исчисления EBITDA.
Данные по амортизации указывают в пояснительной записке либо в расшифровках к балансу. Но нужной информации там может и не оказаться. По этой причине в управленческой отчётности желательно утвердить специально разработанную форму отчёта о прибылях и убытках, которая позволит рассчитывать EBITDA без иной документации.
Что касается методики расчёта, то для этого применяют разные формулы. Наиболее популярна такая формула расчёта:
EBITDA = выручка – (прямые затраты + косвенные затраты) – (расходы на оплату труда + социальные налоги, взносы и сборы) – операционные налоги (за исключением НДС и налога на прибыль) + прочие доходы – прочие расходы
Компании могут самостоятельно выбирать, какие расходы и доходы включать в расчёт. При изменении методики расчёта значение EBITDA может значительно поменяться. К примеру, игнорирование курсовой разницы по валютной выручке и соответствующих убытков завысит значение итогового показателя.
Один из наиболее простых способов манипуляции EBITDA заключается в продаже продукции условно-контролируемым организациям. Поскольку при расчёте не учитывают денежные потоки, то получать оплату от покупателей не обязательно.
Впоследствии долг может быть погашен неденежными методами. Этот способ прост, поскольку не нужно изымать из оборота денежные активы. При этом прозрачность операционной деятельности сохраняется.
Так как EBITDA не относится к унифицированным показателям, рекомендуется всегда уточнять, что именно было включено в расчёт.
Состав EBITDA в финансовой отчётности ПАО «Газпром»
Рассчитать EBITDA можно и обратным расчётом от чистой прибыли:
EBITDA = чистая прибыль + начисленный налог на прибыль + проценты к уплате + амортизация – налог на прибыль к возмещению – проценты к получению
Рассчитаем EBITDA от чистой прибыли. Основную часть данных можно получить из «Отчёта о финансовых результатах». Данные об амортизации — в «Пояснении к бухгалтерскому балансу». Чистая прибыль условного ООО «Фортуна» за 2019 год составила 5 млн рублей. Налог на прибыль к уплате — 1 млн рублей. Начисленная амортизация составила 500 тыс. рублей. Проценты по полученным займам и кредитам — 800 тыс. рублей. Процентов к получению — нет. Отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом не возникло и, следовательно, налога на прибыль к возмещению не образовалось.
5 000 000 + 1 000 000 + 800 000 + 500 000 = 7 300 000 рублей
Из расчёта следует, что организация в состоянии нести годовую кредитную нагрузку в объеме до 7,3 млн рублей.
При сравнении компаний одинаковой отрасли часто применяют модернизированные EBITDA. Так для ритейла применяют показатель EBITDAR. Значение корректируется на размер оплаты за арендуемые площади. Аналогичный показатель применяют в авиационной отрасли, корректируя результат на объём выплат за самолёты, приобретённые в лизинг:
EBITDAR = EBITDA + (расходы на аренду / операционный лизинг)
При таком подходе сглаживается разница в расходах для отличающихся компаний.
В добывающей отрасли применяют иной скорректированный показатель — EBITDAX. Здесь учитывают стоимость разработки:
EBITDAX = EBITDA + затраты на разведку
В этом случае игнорируется разница в учёте расходов. Порядок признания затрат на разведку отличается в учётных политиках добывающих компаний.
Как применяют для финансового анализа
EBITDA часто применяют для инвестиционного анализа, при оценке выкупа, слияния или поглощения одного бизнеса другим. Используют показатель и в коэффициентном анализе, чтобы оценить рентабельность, платежеспособность и долговую нагрузку организаций.
У EBITDA нет строгой стандартизации. Разные компании применяют свои методики расчёта показателя. Соответственно, результаты будут не сопоставимы.
Также важно помнить, что EBITDA не является денежным потоком, и рассчитывают значение на основе начисленных доходов и расходов. Это значит, что сам по себе показатель не отображает реальной ситуации в бизнесе. Это лишь одна из характеристик прибыли или убытка.
Отрицательное значение EBITDA указывает на убыточность на операционном уровне, то есть до вычета процентов, налогов и амортизации. Вероятно, что в будущем финансовое положение ухудшится.
Но положительный показатель вовсе не означает обратное. EBITDA не показывает инвестиции в оборотный капитал — например, в затоваривание склада или дебиторскую задолженность. А эти инвестиции могут сильно повлиять на платежеспособность организации и её денежные потоки.
Теоретически EBITDA позволяет сравнивать разные компании. Лучшей считают ту, у которой показатель выше при прочих равных. Но на практике исходные расчётные данные редко бывают аналогичными. Потому EBITDA — это скорее инструмент быстрого анализа. После первичного сравнения требуется детальное изучение компании. И вот на этом этапе EBITDA применяют для расчёта коэффициентов.
Как рассчитывают мультипликаторы на основе EBITDA
Коэффициенты, используемые для сравнения компаний, называют мультипликаторами. Некоторые из них рассчитывают с применением EBITDA.
EBITDA interest
Это показатель покрытия к процентам или иначе — охват EBITDA. Он показывает, обладает ли компания достаточной прибыльностью для погашения расходов по процентам.
Для расчёта применяют следующую формулу:
EBITDA interest = EBITDA ÷ Процентные платежи
Иногда применяют формулу такого вида:
(EBITDA + лизинговые платежи) ÷ (платежи по кредитным процентам + арендные платежи)
Значение больше 1 свидетельствует о наличии достаточного капитала для закрытия процентных расходов. Коэффициент показывает, во сколько раз «грязная» прибыль превышает расходы на уплату процентов.
Посчитаем EBITDA interest для вышеупомянутого ООО «Фортуна». Рассчитанный EBITDA составил 7,3 млн. Процентные платежи — 800 тыс. рублей. Посчитаем:
7 300 000 ÷ 800 000 = 9,125
Получается, что прибыль организации более чем в 9 раз превышает расходы по процентам. То есть, компания финансово устойчива в перспективе.
Важно понимать, что это относительный показатель, и он не всегда соответствует действительности. При расчёте EBITDA не считают расходы на амортизацию. Допустим EBITDA interest превысил 1. Теоретически компания способна уплатить кредитные проценты. Но в реальности окажется, что компания большую часть прибыли тратит на замену изношенного оборудования. Денег на выплату процентов не хватит.
EV/EBITDA
Этот коэффициент показывает период окупаемости инвестиций — за какое время чистая прибыль компании окупит совокупные затраты на приобретение компании. Показатель применяют инвесторы при рассмотрении инвестиционных решений.
Для расчёта сначала высчитывают EV — рыночную стоимость:
EV = сумма капитализации* + (краткосрочные долги + долгосрочные долги – денежные средства и их эквиваленты) + доля меньшинства**
* рыночная стоимость общего количества акций
** доля акций, принадлежащая внешним владельцам
Зная рыночную стоимость и EBITDA, можно рассчитать период окупаемости инвестиций — EV/EBITDA. Результатом станет количество лет, за которые инвесторы окупят вложения в приобретение компании.
Допустим, рыночная стоимость (EV) компании по итогам 2019 года составила 890,3 млрд рублей. EBITDA — 51 млрд рублей. Соответственно, EV/EBITDA:
То есть, теоретическое приобретение компании полностью окупится за 17,5 лет.
EBITDA margin
Данный коэффициент показывает рентабельность компании до всех отчислений. С его помощью можно примерно оценить доходность деятельности компании.
Считают EBITDA margin по формуле:
EBITDA margin = EBITDA / Выручка от продаж × 100
EBITDA margin — относительный показатель в процентах. Когда значение рентабельности выше 12 — компания прибыльная, если ниже 12 — компания может уйти в «минус» и стать убыточной.
Например, EBITDA условной компании составляет 1,5 млн рублей. Выручка от продаж — 9,5 млн рублей. Посчитаем:
1 500 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 15,8
Получается, что на операционном уровне компания обладает неплохой рентабельностью.
Debt/EBITDA
Коэффициент отображает уровень закредитованности компании и её способность к обслуживанию и закрытию долгов. Коэффициент помогает определить, за какой срок компания сможет погасить текущий долг без учёта дополнительных инвестиций.
Debt/EBITDA = суммарные долги компании / EBITDA
EBITDA компании составляет 2,5 млн рублей, а совокупный долг — 5 млн рублей. Рассчитаем Debt/EBITDA по формуле:
5 000 000 ÷ 2 500 000 = 2
Закредитованность компании не превышает допустимых пределов. Компания способна погасить свои долги за два года.
Оценивать следует Debt/EBITDA в динамике. Если показатель стабильно растёт — долги увеличиваются быстрее прибыли. И, наоборот, при стабильном уменьшении очевидно улучшение финансового состояния компании.
Пример отчёта о динамике к снижению закредитованности X5 RETAIL GROUP
Высокий Debt/EBITDA отрицательно влияет и на размер дивидендов, если компания начисляет выплаты от чистой прибыли. Обусловлено это тем, что большой долг обходится дороже в обслуживании. Следовательно, что чем больше компания выплатит процентов, тем меньше будет чистая прибыль и, значит, меньше будут дивидендные выплаты.
В целом, мультипликаторы показывают соотношение рыночной капитализации компании и её финансовых результатов. Это даёт возможность сопоставлять разные компании. Но важно учитывать, что анализ по мультипликаторам следует осуществлять по совокупности показателей.
Насколько важен показатель EBITDA для аналитики
Сам по себе показатель EBITDA отображает только финансовый результат коммерческой деятельности. При этом не учитывают время, затраченное на получение этого результата. К примеру, выручка может представлять возврат дебиторской задолженности или быть получена за определённый период. Для расчёта EBITDA это не имеет значения. Фактически показатель демонстрирует размер средств компании, которые можно использовать на уплату кредитов и дивидендов.
В аналитике EBITDA применяют, поскольку на него не влияют отличия систем учёта или налогообложения. Значит, можно сравнить деятельность различных компаний в одинаковой отрасли. К примеру, инвесторы могут таким образом выполнять первичный анализ объектов инвестирования.
Недостаток EBITDA — игнорирование важных бизнес-факторов. Так на результаты могут повлиять размеры вложений в производство, скорость оборачиваемости запасов, уровень налоговой нагрузки.
Но основная проблема — в отсутствии единых принципов расчёта. Компании применяют разные методы и могут манипулировать показателем. Даже для одной и той же компании можно по-разному рассчитать показатель.
Нельзя принимать управленческие и инвестиционные решения лишь на основе этого показателя. EBITDA позволяет сравнивать коммерческий успех компаний разного размера и формата. Но в аналитике использовать показатель нужно только в совокупности с другими результатами оценки.
Бизнес метрики для компании: Выручка, прибыль и маржа
Зачем это мерить?
Если Вы хотите, чтобы Ваш бизнес рос максимально эффективно, Вам крайне необходимо иметь эти три финансовых показателя:
Выручка – это совокупный доход от всех совершенных сделок за отчетный период времени.
Грязная прибыль – это доход минус стоимость товара.
Маржа – это грязная прибыль, измеренная в процентах.
Эти показатели позволяют видеть эффективность работы бизнеса и финансовый результат отработанного периода.
Как это мерить?
Маржа считается так = Грязная прибыль/на выручку*100%
Грязная прибыль = Выручка-себестоимость
Что вы теряете, если не знаете этих цифр?
Не зная этих цифр, Вы не сможете правильно рассчитать допустимые постоянные расходы вашего бизнеса, что может пагубно сказать на вашем бизнесе. Но самое главное – без этих цифр, вы можете не знать о том, что Ваш бизнес не приносит прибыли.
Наглядный пример
Допустим, вы продали клиенту автомобиль за 700000 рублей. При этом его себестоимость 600 000 рублей + доставка с завода 50 000 рублей и плюс предпродажная подготовка 10 000 рублей.
Таким образом валовая прибыль составит:
ВП= 700 000 – (600 000+50 000+ 10 000) = 40 000 рублей
Маржа при этом будет следующей:
Маржа= 40 000/ 700 000 * 100% = 5,7 %
Зная свою маржу, мы можем понимать, какой процент от общей выручки можно тратить на постоянные расходы предприятия и развитие.
Маржа и прибыль в чем разница
В любом бизнесе присутствуют понятия маржи и прибыли. Одни приравнивают их друг к другу, другие доказывают, что сравнивать их нельзя. Оба показателя имеют стратегическое значение для экономического успеха предприятия или банка.
Благодаря им, оценивается финансовый результат работы, эффективность использования имеющихся ресурсов и общий результат. С определениями прибыли и маржи часто можно столкнуться при обсуждении вопросов работы Forex, в банковском бизнесе и иных занятиях, связанных с финансами и экономикой. Чтобы понять, какой из показателей что показывает, разберем каждый из них.
Что такое маржа?
Этот термин пришел из Европы В переводе с английского Margin или французского Marge маржа означает наценку. Маржа встречается в банковском и страховом бизнеса, коммерческих операциях и операциях с ценными бумагами и проч. Экономисты называют маржой разницу от полученного дохода компании и себестоимостью производимой продукции. Часто слова «маржа» заменяют «валовой прибылью». Принцип расчета маржи прост: из полученной суммы вычитается себестоимость. Полученное значение указывает, сколько реальных денег получает организация от продажи продукции без учета дополнительных затрат.
Важность маржи не стоит недооценивать. Она показывает, насколько эффективен тот или иной бизнес. С маржой напрямую связаны доходы компании и оценивается ее деятельность.
Банковские работники говорят о марже, когда сравнивают разницу ставок по кредитам и депозитам. Условно говоря, если банк хочет привлечь клиентов высокими ставками по вкладам, то он вынужден предлагать высокие ставки по кредитам.
Маржа играет большую роль в оценке эффективность работы компании. От ее размера будет прямо пропорционально зависеть чистая прибыль. Маржа лежит в основе формирования фондов развития. Процентное значение маржи (или процентная наценка) будет рассчитано отношением себестоимости к выручке. Если посчитать валовую «грязную» прибыль к выручке, то получится важный показатель – коэффициент маржи. В процентах получится рентабельность продаж, а это является главным индикатором работы любой организации.
Если взять понятие маржи на бирже, например, Форексе, то она означает временное залоговое сотрудничество. В ходе него участник получает необходимую сумму для проведения операции. Принцип маржинальных сделок состоит в том, что участнику не обязательно оплачивать всю стоимость контракта. Он пользуется предоставленными ему ресурсами и небольшой частью собственных денег. Как только сделка закроется, то полученный доход поступит на депозит, на котором они были размещены. Если сделка станет убыточной, то убыток покроется за счет заемных средств, которые потом все же придется возвращать.
Сейчас модными стали показатели «фронт-маржа» и «бэк-маржа», которые связаны друг с другом. Первый показатель отражает получение дохода с наценки, а второй – от акций и бонусов.
Таким образом, указанные показатели рассчитываются в процессе работы любой компании. Они сформировали отдельное направление управленческого учета – маржинальный анализ. Благодаря марже, компания манипулирует переменными издержками и затратами, тем самым влияя на итоговый финансовый результат.
Что такое прибыль?
Финальная цель любого бизнеса – это получение прибыли. Это положительный финансовый результат работы. Отрицательный будет называться убытком. Увидеть отличие маржи от прибыли можно в отчете о прибылях и убытках (форма №2). Чтобы получить прибыль, нужно очистить маржу от всех расходов. Формула расчета будет выглядеть так:
Полученная величина подлежит налогообложению, после чего образуется чистая прибыль. Далее она идет на выплату дивидендов, откладывается в резерв и инвестируется в развитие компании.
Если при расчете маржи учитываются только затраты на производство (себестоимость), то в расчете прибыли участвуют все виды доходов и расходов.
В процессе бизнеса рассчитывают несколько видов прибыли, но для руководства важна чистая прибыль, которая показывает разницу между выручкой и всеми затратами. Если выручка имеет больше номинальное значение и выражена в денежном выражении, то ко всем остальным затратам относятся и расходы на производство, и налоговые отчисления, акцизы и проч.
Валовая прибыль отражает разницу между полученной суммой и расходами на производство без учета налогов и иных отчислений. По своему расчету она схожа с маржинальной прибылью. В отличие от валового «грязного» дохода, маржинальный учитывает переменные расходы, например, на топливо, электричество, заработную плату, себестоимость материалов для производства и пр. Те компании, кто рассчитывает маржинальную прибыль, смотрят не только на ее сумму, но и на скорость обращения денег.
Чем отличается прибыль от маржи?
В отличие от прибыли, маржа учитывает только производственные затраты, из которых складывается только себестоимость продукции. Прибыль же учитывает все затраты, которые появляются в ходе ведения бизнеса. Анализ результатов показывает, что с увеличением маржи возрастает и прибыль компании. Чем больше маржа, тем выше будет прибыль. По размеру прибыль всегда меньше маржи.
Если прибыль показывает чистый результат бизнеса, то маржа относится к основополагающим факторам ценообразования, от которых зависит рентабельность затрат на маркетинг, анализ клиентопотока, а также прогноз дохода. В управленческом учете есть важная закономерность, что все изменения, которые происходят с выручкой, пропорциональны валовой марже. Маржа, в свою очередь, пропорциональна росту или снижению прибыли. Отношение валовой маржи к прибыли экономисты назвали эффектом операционного рычага. Он используется для оценки эффективности использования имеющихся ресурсов и общего результата.
Таким образом, все показатели финансового мира носят собственное значение. На их расчет будут влиять используемые методы анализа и правила учета. Правильная трактовка динамики всех показателей необходима для грамотного планирования деятельности бизнеса. И маржа, и прибыль многое говорят о работе организации.
Расчеты этих показателей рекомендуется проводить регулярно в установленные периоды, чтобы сравнить значения и выявлять закономерности. Видя ту или иную динамику, руководитель может проследить тенденции рынка и провести необходимые перестановки и корректировки в деятельности организации, ценовой политике и других аспектах, влияющих на успешность компании. Итог всей работы зависит от того, как вовремя и правильно будут рассчитаны и оценены показатели маржи и прибыли.
На что лучше ориентироваться: маржу или прибыль?
Это взаимозависимые показатели. Ориентироваться только на один из них нельзя. Если исходя из маржи рассчитывается предварительное значение прибыли, то и исходя из прибыли регулируются размеры маржи. Через маржу можно управлять многими составляющими бизнес-процессов, например, ценообразованием, что в конечном итоге скажется на прибыли. Исключать любой из этих показателей из финансовой цепочки нельзя. Итог может оказаться плачевным. Каждая компания, хоть и заявляет, что финальной целью является получения прибыль, но на нее они могли и не выйти, не рассчитав потенциальную маржу.
Прибыль в бизнесе: какие виды бывают и как рассчитать
Содержание статьи
Предприниматель работает для извлечения прибыли. Но при финансовом учете важно рассчитывать несколько видов прибыли, чтобы понимать, насколько эффективно действует бизнес. Рассказываем, как это все посчитать и почему от этого бизнесу будет лучше.
Что такое прибыль
Прибыль — это разница между тем, что заработал бизнес и всеми издержками. При этом считаются доходы и расходы по всем видам деятельности. По сути, это самое главное в бизнесе. Ради прибыли предприниматели и начинают свое дело.
Давайте разберем на примере. Киоск продает шаурму. Каждый день продажа еды и напитков приносит примерно 15 тысяч рублей. За 31 день в кассе заведения оказалось 465 000 рублей. Но у киоска есть расходы на продукты, аренду, зарплату работников, коммунальные платежи и налоги. Например, на это уходит 370 тысяч рублей. Значит прибыль заведения 95 тысяч рублей в месяц.
Чем прибыль отличается от выручки
Предприниматели в малом и среднем бизнесе довольно часто путают выручку и прибыль.
Основатель магазина хенд-мейда «Плюшкин-Вилль» Борис Зак считает, что это связано с тем, что у предпринимателей не всегда есть соответствующие знания:
«Человек с экономическим образованием вряд ли способен спутать выручку и прибыль. Но в предприниматели не всегда идут экономисты. А данные по выручке выглядят красивее, чем по прибыли. Обратите внимание на рекламу франшиз: там часто пишут, какой доход (то есть выручку) будет получать франчайзи, умалчивая о размерах прибыли, потому что так франшиза выглядит более привлекательной в глазах начинающих предпринимателей»
Выручка — это заработанные деньги компании за выполненные обязательства. И тут нужно сделать акцент именно на выполнении обязательств.
Смотрите, предприниматель продает древесину для деревообрабатывающих предприятий. Заказчики покупают товар по предоплате, но пока не было отгрузки товара, деньги не принадлежат продавцу. Они могут лежать на расчетном счете, но станут выручкой для учета в момент, когда покупатели получат древесину и отразят это в документации.
В этот момент деньги станут принадлежать компании. Но станут ли они прибылью? Нет. Потому что у компании есть и другие обязательства: зарплаты, ЖКХ, налоги, затраты на заготовку дерева. Эти расходы вычитаются из выручки, и получается прибыль.
То есть выручка появляется, когда компания выполнит обязательства перед контрагентами, а прибыль — это выручка за минусом собственных расходов.
Каждому предпринимателю нужно обязательно разделять эти термины. Слишком много случаев, когда поступает выручка, и собственники пускают ее на свои расходы, а потом не остается денег для закрытия обязательств.
Старший преподаватель экономического факультета РУДН Елена Егорычева уверена, что разобраться в этих понятиях способен каждый предприниматель:
«Можно смело утверждать, что заполнив самостоятельно один раз Форму №2 «Отчета о финансовых результатах» или просто изучив его внимательно на протяжении нескольких отчетных периодов, любой руководитель компании будет четко понимать разницу, более того, будет знать, как формируется валовая прибыль его компании, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и сама чистая прибыль. Больше затруднений для предпринимателя, бизнес которого не только сводится к купле и последующей перепродаже товаров, составляют правильное исчисление себестоимости, так как не любой бизнесмен со стажем сможет грамотно обосновать решение, какие расходы относить на себестоимость, а что относить на управленческие расходы. В связи с этим часто возникают проблемы завышения цены, это делает товар или услугу неконкурентоспособной на рынке, либо, наоборот, занижения цены, что приводит к убыткам компании»
Бухгалтерская и экономическая прибыль
Эти показатели смотрят для определения финансового состояния бизнеса на определенном этапе. Например, когда инвесторы или покупатели хотят оценить выгодность бизнеса.
Бухгалтерская прибыль – это доходы минус расходы по всем видам деятельности.
Экономическая прибыль – это доходы минус расходы, но в расходы включают и все неявные издержки.
Давайте разберемся чуть подробнее. В показатели бухгалтерской прибыли включают все явные затраты: зарплаты, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые платежи.
А при расчете экономической прибыли вычитают и неявные расходы. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит предпринимателю, но его можно сдавать и в аренду. А это значит, что есть неявные денежные потери, то есть возможная недополученная прибыль от аренды.
Этот вид прибыли рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективна основная деятельность. Поэтому экономическую прибыль также можно рассчитать по формуле:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние(неявные) затраты.
Если показатели экономической прибыли выше, то предпринимательской деятельностью заниматься не выгодно.
Директор онлайн-бухгалтерии Небо Артем Туровец считает, что бухгалтерская прибыль нужна для целей учета:
«Во-первых, эта прибыль больше нужна для учета. Для ее определения используют стандартный подход, который не меняется. Во-вторых, обычно этот показатель применяют, когда надо сравнить компанию с другими. Например, инвестор хочет купить бизнес. Он знает показатели похожего бизнеса и хочет убедиться, что они совпадают с цифрами предприятия, которое хочет купить. Он берет значения бухгалтерской прибыли для сравнения. Потому что они подсчитаны по одинаковым стандартам. А экономическая прибыль используется для принятия управленческих решений»
Маржинальная прибыль
Этот вид прибыли помогает предпринимателям понять, как развивается бизнес от месяца к месяцу. Маржинальность считают по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные расходы.
В переменные расходы включают зарплаты менеджеров по продажам или закупку сырья. То есть показатели, которые регулярно меняются. Например, продали больше товаров, и менеджеры получили больше денег в качестве зарплаты. Или компания по обжарке кофе в мае закупала сырье по одной цене, а в августе стоимость изменилась из-за кризиса в Бразилии. Расходы поменялись, а следом меняется маржинальная прибыль.
Лучше регулярно смотреть, как меняется этот вид прибыли. Например, в мае кофейная компания продала продуктов на 700 тысяч рублей, а переменные расходы были 400 тысяч. Если в августе выручка осталась в районе 700 тысяч, а переменные расходы увеличились до 600 тысяч, то это повод пересмотреть бизнес-процессы. Возможно, стоит увеличить цены на товары.
С помощью маржинальной прибыли рассчитывают рентабельность бизнеса по формуле:
Рентабельность = Маржинальная прибыль : на Выручку.
Давайте снова вернемся к кофейной компании. В мае маржинальная прибыль составила 300 тысяч рублей. Разделим это число на 700 000 и получим рентабельность 0,43 или 43%.
В августе маржинальная прибыль составила 100 000 рублей. Разделим на 700 000 и получим 0.14 или 14%, то есть видим падение рентабельности.
Полезно следить за показателями рентабельности каждый месяц. Если значения падают, то лучше принять меры для изменения ситуации. Например, сократить издержки. В блоге ПланФакта есть полезная статья, которая поможет грамотно это сделать.
Пример того, как это отражается в ПланФакте в отчете с маржинальной прибылью:
Валовая прибыль
С помощью валовой прибыли определяют целесообразность продажи или производства отдельных товаров или услуг. Для этого используют формулу:
Валовая прибыль = Выручка от продажи – Себестоимость.
Главное, что в этом случае считают прямые затраты, связанные с этим товаром. Например, себестоимость шаурмы 80 рублей, а клиентам продают за 180 рублей. Валовая прибыль равна 100 рублей.
Этот показатель помогает предпринимателям рассматривать бизнес по отдельным направлениям. В перспективе станет понятно, какие направления выгодно развивать, а от каких проще отказаться.
Операционная прибыль
Этот показатель используют, чтоб понять, насколько компания успешно ведет дела по основной деятельности. Для расчета применяют формулу:
Операционная прибыль = Выручка – Расходы по основной деятельности.
Расходы по основной деятельности = Прямые + Косвенные(Переменные) + Постоянные.
Кроме этого, используют и другую формулу:
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль – Постоянные расходы.
Например, у деревообрабатывающего цеха маржинальная прибыль 4 000 000 рублей. а расходы 3 600 000 рублей. Значит, операционная прибыль составляет 400 тысяч рублей. Если в течении полугода или года показатели падают, то бизнес теряет рентабельность.
Пример отчета о прибыли из сервиса ПланФакт:
Чистая прибыль
Это главный финансовый показатель компании. Расчет выглядит так:
Чистая прибыль = Выручка компании – (Расходы по основной деятельности + Прочие доходы + Прочие расходы + Амортизация + Проценты по кредитам + Налог на прибыль(доходы).
Обратите внимание, что нужно вычесть все затраты: постоянные, переменные, налоги и амортизацию. Итоговый результат показывает, насколько успешен бизнес в целом.
Например, показатели ларька с шаурмой за месяц выглядят так:
Чистая прибыль = 465 000 – (100 000 + 150 000 + 50 000 + 20 000 + 5000) = 140 000 рублей.
Эти деньги можно потратить на свои нужды или инвестировать в развитие бизнеса.
Зачем считать разные виды прибыли и как ее анализировать
Все это делается для управленческих решений. Подсчет прибыли показывает, как на самом деле работает бизнес. Ведь иногда кажется, что компания зарабатывает достаточно денег, но их не хватает на масштабирование, развитие и запуск новых направлений.
Борис Зак уверен, что без таких расчетов не понять, насколько хорошо развивается бизнес:
«В видах прибыли необходимо разбираться, чтобы понимать эффективность ведения бизнеса и сколько реально зарабатывает предприниматель. Например, валовая прибыль показывает, пройдена ли точка безубыточности компании. И ее размеры могут быть впечатляющими. Но чистая прибыль при этом может оставаться близкой к нулю. Из этого следует вывод, что точка безубыточности пройдена, но зарабатывать компания еще не начала»
Расчеты прибыли помогают понять рентабельность бизнеса. Для этого нужно анализировать цифры несколькими методами.
Горизонтальный анализ (по времени)
Для этого прибыль сравнивают с определенными периодами. Например, март, апрель, май 2020 года с аналогичным периодом 2021 года. Цифры помогут понять, развивается бизнес или нет. В 2020 году на это время пришлась первая волна Covid-19, и многие заведения общепита были закрыты. И если анализ показывает, что у киоска с шаурмой в 2021 году показатели прибыли больше, значит бизнес развивается, не стоит на месте.
При этом анализе можно вовремя заметить падение выручки и принять решения, чтобы улучшить показатели или хотя бы подтянуть к показателям прошлого периода.
Вертикальный анализ (структурный)
Этот подход анализирует структуру выручки, сколько уходит на налоги, косвенные затраты, себестоимость, постоянные расходы и кредитные платежи. Например, чистая прибыль деревообрабатывающей компании в апреле 2021 года была 4 миллиона рублей или 12% от выручки.
В мае чистая прибыль стала 5 миллионов, но чистая прибыль составила 7% от выручки. Значит придется разбираться, почему просела прибыль. Возможно, поставщики увеличили цены из-за того, что в лесах распутица, и трудно вывозить древесину. Тогда в следующем периоде чистая прибыль должна подрасти. Но может компания продала больше материалов с низкой валовой прибылью, и следует пересмотреть бизнес-процессы.
Конкурентный анализ
Показатели бизнеса полезно сравнивать с показателями конкурентов. Для этого обычно используют результаты операционной прибыли. Как узнать цифры конкурентов? Некоторые предприниматели используют инсайдерскую информацию. Например, сотрудник конкурента не подписывал договор о неразглашении информации, а после увольнения рассказал о показателях на новой работе.
Есть финансовые консультанты, которые помогают с бизнес-планами и финансовыми моделями. Если у них десятки клиентов, то они знают показатели по направлениям бизнеса. Раскрывать значения конкурентов они не станут, но подскажут к каким цифрам необходимо стремиться.
Если нет возможности получить данные этими способами, то используйте статистику Росстата. Они ежегодно считают средние показатели по отраслям. Эти цифры помогут сориентироваться в показателям и понять, как себя чувствует компания в сравнении с другими участниками рынка.
Артем Туровец считает, что показатели прибыли показывают эффективность руководителя:
«Расчет прибыли помогает понять, где теряет или зарабатывает бизнес. Если валовая прибыль в порядке, а маржинальная нет, то самое время разобраться с косвенными расходами. Например, сократить зарплату директору или сократить неэффективных сотрудников. А если прибыль в целом не устраивает, то нужно полностью разобрать бизнес и, возможно, закрыть его»
На самом деле неумение считать прибыль может привести к плачевным результатам. Есть реальный случай, когда предприниматель решил открыть производство древесных пеллет на базе леспромхоза. Он арендовал цех и оборудование, а потом получил тендер на поставку продукции в детский оздоровительный лагерь. К сожалению, собственник не умел правильно считать деньги и банально перепутал выручку и прибыль. Платежи от тендера он потратил на покупку автомобиля и недвижимость. Когда пришло время платить по обязательствам, то у компании не было денег на зарплату и покупку сырья. История печально закончилась тем, что за предпринимателем ходят судебные приставы и пытаются взыскать долги.
Должен ли предприниматель самостоятельно во всем этом разбираться
Здесь нет однозначного ответа, но лучше, чтобы предприниматель понимал, как складываются финансовые показатели бизнеса. Хотя бы для того, чтобы в будущем его не могли обманывать сотрудники или сторонние специалисты. Борис Зак уверен, что на начальных этапах лучше во все вникать самостоятельно:
«На базовом уровне предприниматель должен понимать, что такое выручка, что такое прибыль, какой она бывает и как ее рассчитать. Это необходимо для подготовки бизнес-плана, чтобы уже на этом этапе понять, при каких условиях бизнес-проект будет выгодным. По мере роста бизнеса лучше нанять финансиста, который будет следить за этими показателями, чтобы владелец бизнеса мог сосредоточиться на стратегических вопросах»
Эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин думает, что опытные предприниматели разбираются в этих показателях, но на определенных этапах понадобятся эксперты:
«Честно говоря, не встречал предпринимателей, которые не разбираются в видах прибыли. Когда клиенты хотят запустить франшизу, то у них уже есть управленческий и финансовый опыт. Его хватает, чтобы расписать так называемый бизнес-план на салфетке. А вот уже дальше лучше привлекать экономиста, который сделает подробную финансовую модель и детально считает маржинальность и рентабельность. В целом, расчет прибыли дает трезвую оценку бизнесу: выгодный он или нет»
Елена Егорычева уверена, что в крупном бизнесе у предпринимателей другие задачи, и за финансовые показатели отвечают отдельные специалисты:
«На самом деле, человеку, который генерирует предпринимательские идеи, управляет людьми, развивает свой бизнес и масштабирует его, разбираться в видах прибылей и особенностях их формирования нет необходимости и даже потребности. Это компетенции его главного бухгалтера или финансового директора»
Получается, что для развития бизнеса нужно вовремя принимать управленческие решения. Это поможет сделать расчет разных видов прибыли. Если бизнес небольшой, то это реально сделать самостоятельно. Когда показатели вырастут, то лучше нанять отдельных специалистов.