гуманисты эпохи возрождения считали что

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Гуманизм занимал важное место в эпоху Ренессанса. Сейчас мы вкладываем другой смысл в значение этого слова — что-то вроде «человеколюбия», было иначе.

Принципы гуманизма

В XIV-XV вв. науки делились на «божественные» и «человеческие». К последним – гуманитарным предметам – относилась, как правило, грамматика, риторика, литература и поэзия, история и этика. Граждан, хорошо разбиравшихся в этих областях знания, называли гуманистами.

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

Человек был у гуманистов совершенным творением Создателя. Подобные воззрения в корне отличались от средневековых взглядов, когда человека называли «сосудом греха». Гуманисты считали, что высшее предназначение человека — творить подобно Богу.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Очень известен итальянский гуманист Лоренцо Валло (1407-1457). Изучив различные тексты, этот человек пришел к заключению о подложности «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина, передавшего Римскую империю папству. Константин жил в III в., а «Дар» появился лишь в VIII в., хотя на основе именно этого документа понтифики выдвигали претензии светской власти.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.

Источник

Гуманизм эпохи Возрождения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эпоха Возрождения – это культурный феномен позднего средневековья XIV-XVI веков, характеризующийся сменой христианской культурной парадигмы, на светски-гуманистическую, основанную на переосмыслении достижений античной мысли.

Понятие гуманизма и этапы его развития в эпоху Возрождения

Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни.

Философские идеи которые можно было бы отнести к гуманистическим, возникали еще до эпохи Возрождения в работах античных авторов, схожие мотивы можно обнаружить и в трудах средневековых схоластов, однако именно в период Ренессанса, гуманизм сформировался как всестороннее и мощное культурное течение. Формирование философии и этики гуманизма являло собой естественный ответ со стороны наиболее творческой, интеллектуальной части общества на его запросы. После многовекового периода доминирования религиозно-христианского мировоззрения, основанного на формальном превозношении духовного над мирским, и посмертного над прижизненном, при фактическом стремлении церковных иерархов к обогащению и потреблению земных благ здесь и сейчас, общество не могло не прийти к переоценке ценностей и доминирующего мировоззрения, что вылилось в движение реформации в религиозной сфере и философии гуманизма зародившейся в области культуры и стремящейся к созданию новой светской культуры.

Открытие новых земель, первое внедрение научных наработок в практическую деятельность, возрастающая роль капитала в системе общественного производства, ставила задачи создания нового миропонимания, в центре которого находится человек, не пассивный раб высших сил, но активный, действующий, преобразующий и подчиняющий окружающий мир. Что характерно ответ на эти задачи был дан не официальными философами – выпускниками христианских университетов, монастырскими деятелями, а людьми искусства, литераторами, живописцами, изобретателями. В эпохе Возрождения можно выделить два больших периода:

Основные идеи гуманизма

Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция, Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Только к шестнадцатому веку начинается складывание «заальпийского» гуманизма, охватывавшего Францию, Англию, Германию, Нидерланды, Швейцарию. В это время гуманизм представляет собой уже получившее признание направление философии, подвижники гуманизма начинают распространяться собственные взгляды с профессорских кафедр университетов, к чему ранее не имели доступа.

Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом мыслители гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку. Гуманист – это высоко духовная, развивающая личность, творец, стремящийся к саморазвитию и преобразованию мира, отважный исследователь покоряющий природу и неизведанный земли, храбрый, смелый, великодушный, но главное деятельный, активный, живущий полной жизнью. Также учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:

Политические идеалы гуманизма

Другой подход связан с описанием общества нового типа, построенного на принципах равенства всех его членов, принципах коллективного самоуправления, справедливого распределения труда и производимых благ. Он раскрывается в произведениях гуманистов-утопистов, таких как Т. Мор, Т. Кампанелла и др. В их произведениях закладывались принципы демократического общественного устройства, которое должно было прийти на смену феодальных отношениям.

Источник

§ 21. Гуманизм и Возрождение

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали чтоКак гуманистические идеи повлияли на культуру Возрождения?

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали чтоЧем отличаются взгляды гуманистов на предназначение человека от религиозных представлений? Почему гуманистов интересовала античная культура? (История Нового времени, 7 класс)

Сайт:Профильное обучение
Курс:Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга:§ 21. Гуманизм и Возрождение
Напечатано::Гость
Дата:Воскресенье, 28 Ноябрь 2021, 12:41

Оглавление

1. Исторические предпосылки развития культуры Возрождения

Период идейного и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, охватывающий XIV–XVI вв., вошел в историю под названием Ренессанс (фр. Renaissance — Возрождение). Отказ от средневековой религиозности и аскетизма, расцвет гуманизма, научные открытия и новые изобретения стали характерными чертами новой эпохи.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

В чем же заключались причины становления в Европе новой культуры? В расширении торговых связей и знакомстве с другими народами? В урбанизации, развитии ремесел и финансовой системы? В падении авторитета католической церкви и становлении национальных государств? Или же решающим фактором стало пробуждение интереса европейцев к Античности?

Ренессанс начался с Италии — ​самого урбанизированного региона Европы, где раньше, чем где бы то ни было, начали складываться капиталистические отношения. В итальянских городах-­государствах феодальная знать была тесно связана с купеческой верхушкой, а сословная структура была сильно размыта. Именно в городской среде наиболее отчетливо стала проявляться динамика в мировосприятии различных слоев общества. Для ведения новой коммерческой деятельности требовалось новое мировоззрение, которое концентрировалось бы не на Боге, а на деятельном, активном, успешном человеке. Не удивительно, что именно итальянские города стали центрами науки и искусства, свободными от церковных канонов и предписаний.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Важной чертой становления культуры Возрождения стало ослабление влияния церкви на общество. Моральное разложение и духовный застой настроили против католического духовенства свободомыслящих людей. Светские правители также были недовольны влиянием церкви, предпочитая проводить независимую политику, направленную на создание централизованных государств с абсолютной властью правителя.

Крестовые походы на Восток, падение Византии в 1453 г., а также знакомство с арабо-­мусульманским миром обогатили европейскую культуру, привели к заимствованию новых, не характерных для нее привычек и обычаев. Однако не следует забывать о том, что мусульманская культура впитала многое из античного наследия. На арабский язык были переведены практически все знаменитые труды греческих авторов. С арабского Востока в Европу проникли сочинения Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида и др. Еще в большей степени, чем арабская культура, Античностью была пропитана культура византийцев. Бежавшие в Европу после падения Константинополя византийцы перевозили свои библиотеки с трудами греческих и римских авторов.

Открытие новых земель и континентов привело европейцев к пониманию ошибочности христианского описания мира с представлениями о плоской Земле и движении Солнца вокруг нее. Достижения в области астрономии, дальние плавания и кругосветные путешествия показали людям реальный мир. Расширение пространственных горизонтов требовало новой интерпретации действительности и места человека в ней. Идеал средневекового монаха-­аскета больше не удовлетворял активную, предприимчивую часть европейского общества.

2. Гуманизм – философия Возрождения

На рубеже Средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — ​гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный). Его приверженцев начали называть гуманистами. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Гуманистов привлекали прежде всего человек и его дела. Религиозный идеал отказа от радостей жизни, свой­ственный Средневековью, сменился живым интересом к миру. Целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью, активные действия, направленные на утверждение своего места в мире. Как провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико делла Мирандола, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Признание не­ограниченных возможностей человеческого ума стало неотъемлемой частью самосознания представителей культуры Возрождения.

Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не загробной, жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и игнорировать его внутренние противоречия. Раскрепощая человеческую личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время способствовал воспитанию глубокого индивидуализма, способного оказать негативное влияние на взаимодействие людей в социуме. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к беднякам и обращались, как правило, к богачам и аристократам с призывом получать дорогостоящее образование.

В XVI в. гуманистическое движение охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полу­острова до Польши и Венгрии.

Основные идеи Ренессанса нашли отражение в литературе. Итальянские писате­ли Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, писатели-­гуманисты Франсуа Рабле из Франции, Уильям Шекспир из Англии, Мигель де Сервантес из Испании обратили свой взор на человека как личность, свободную от религиозных предрассудков, со сложными чувствами, стремлением познать окружающий мир через здравый смысл и личный опыт.

2-1. Изменения в духовной жизни и культуре

Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали чтоОдним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата к истинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.

3. Искусство Возрождения

В эпоху Возрождения появились новые светские направления живописи, новая скульптура и архитектура, которые отражали изменения во взглядах на окружающий мир и на человека.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Художники, используя игру света и тени, научились передавать ощущение пространства. Все многообразие мира и богатство личности человека стремились отобразить на своих полотнах выдающиеся живописцы Возрождения, работавшие в XVI в.: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и Тициан в Италии, Питер Брейгель Старший в Нидерландах, Альбрехт Дюрер в Германии и др.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Значительный вклад в технику ­живописи внесли фламандские художники. Они первыми стали экспериментировать с красками на масляной основе. Новые краски, в отличие от использовавшихся ранее темперных, высыхали медленнее и легче смешивались. Поэтому художники смогли передавать на своих полотнах неуловимые тени и тончайшие оттенки цвета.

В эпоху Ренессанса художники вернулись к классическим принципам греческого и римского искусства. Они путешествовали по Италии, черпая вдохновение в созерцании древнеримских сооружений и скульптур.

Чтобы реалистично изображать человеческое тело, художники обратились к анатомии, которую они стали изучать по телам умерших. Из-за преследований церкви делать это приходилось втайне. В эпоху Возрождения благодаря изучению строения человеческого тела было создано много шедевров скульптуры и жи­вописи.

Радикальные изменения произошли и в архитектуре. Инженерные принципы, разработанные Филиппо Брунеллески в XV в., использовал при проектировании купола собора святого Петра в Риме знаменитый Микеланджело Буонарроти.

3-1. Женщина в эпоху Ренессанса

В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу к учебе и стремящейся к большей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.

Тем не менее в XVI в. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них — королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская в Испании, Мария I Тюдор и Елизавета I в Англии.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали чтоШотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину к господству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… и справедливости».

В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, в частности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать в жизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т. Мора видели в женщине в первую очередь мать, которая должна воспитывать детей.

Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы в Италии и Франции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.

Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа. Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей. С 12 лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.

Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение в университетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.

Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-х гг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа и Маргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой и живописью. Некоторые из них стали профессионалами в области искусства.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали чтоСвоими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в 27 лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее и подражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.

Об изменении отношения к женщине в европейском обществе эпохи Возрождения свидетельствует культура того времени. Подчинение человека Богу, проповедовавшееся в Средневековье, сменилось преклонением перед красотой. При этом особое место отводилось изображению женской красоты. В искусстве Ренессанса появился новый идеал — чувственная, физически крепкая женщина-мать. Не удивительно, что в эпоху Возрождения было создано так много изображений Венеры и Девы Марии. Бледных, изможденных женщин с огромными глазами, устремленными к Богу, на полотнах сменили белокурые и золотоволосые красавицы Ренессанса, пышущие здоровьем.

Вопросы

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).

2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?

2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.

3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.

Источник

Что такое гуманизм в философии Возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Гуманизм в философии — что это такое

Как термин, слово «гуманизм» начало употребляться в начале XIX века немецким педагогом Ф. Нитхаммером. В переводе с латыни humanus – человеческий, человечный.

Гуманизм в философии – это тип мировоззрения, где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями.

Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли.

Попробуем кратко выделить основные принципы гуманизма.

Иммануил Кант сформулировал принцип гуманизма так:

«Относитесь к человеку всегда как к цели, но никогда – как к средству».

Конечно, гуманистические идеи пришли к нам из древности. Еще в I веке до н. э. Цицерон употреблял термин «humanitas», или человечность, подразумевая под этим воспитание человека в целях его возвышения.

Этика (что это такое?) крупнейших мировых религий во многом опирается на принципы человечности. Но все же, как культурное течение гуманизм зародился в эпоху Возрождения. Экономические и социальные изменения, расцвет городов породили совершенно новое восприятие мира и человека в нем.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

От теории к практике

Тогда появляется закономерный вопрос: что такое гуманность? Определение указывает на практическое применение тех или иных идеалов, принятых в обществе. Как правило, это мужественные и самоотверженные поступки людей, проявление доброты, чистосердечности и прочих положительных качеств.

Что такое гуманность, становится понятно при анализе конкретных действий, осуществляемых индивидами. Теория и практика по извечному своему обычаю идут рука об руку на пути стимуляции правильных человеческих деяний. Индивид, проповедующий сострадание, не станет полноценным творцом добрых поступков, если на своих личных деяниях не покажет, что такое гуманность. Достаточно досадно, когда этого не происходит, и можно стать свидетелями лицемерия — бахвальства высокими идеалами без подтверждения их на практике.

А бывает такое, что личность слаба в терминах. Она никогда не интересовалась гуманность, однако, по своей благородной природе, всегда поступала высокоморально и во всех смыслах заслуживала уважения. Говорить — мало, нужно ещё и делать. Таким образом, мало просто уметь красиво рассуждать, нужно и показывать, что такое гуманность в реально складывающихся условиях.

Гуманизм эпохи возрождения

Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.

Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.

Итальянцы Франческо Петрарка (его считают основателем гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, англичане Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанец Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер — все эти люди были гуманистами эпохи Возрождения.

Гуманизм возник в Италии в XIV веке в противовес средневековому аскетизму. Он развивался под влиянием огромного интереса к античности как новое философское направление, где во главу угла ставилась духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.

Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.

Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам. Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами.

Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.

Так как гуманизм предполагал путь человека к совершенству, то в сферу интересов гуманистов входили вопросы воспитания и образования. В систему образования вводился обширный цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи был основан на уважении личности ребенка, поэтому порка перестала считаться удачным педагогическим приемом.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.

Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни

Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что
Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Как связаны между собой гуманизм и Реформация

Реформация – это общественное движение по преобразованию христианской церкви. Началось в XVI веке в Германии, в самый разгар эпохи Возрождения. Как связаны между собой гуманизм и Реформация?

Можно сказать, что гуманисты провели хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Существует даже такое выражение «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел», его сформулировал сам Эразм Роттердамский в своих спорах с Мартином Лютером – основоположником Реформации.

Именно гуманисты хотели церковных реформ, именно они вскрывали и подвергали критике пороки духовенства, именно они, стремясь к совершенству человека, хотели возродить истинное христианское благочестие, основанное на жизни по заповедям Христа. Но по факту, подготовив почву для Реформации, гуманисты дальше пошли своей дорогой, а реформаторы — своей.

Реформаторы vs гуманисты

РеформаторыГуманисты
Отрицание свободы воли человека. Все в этом мире подвластно Божественному предопределению.Идея свободы воли человека. Человек, двигаясь в сторону нравственного совершенствования, формирует свой характер сам.
Хотели реанимировать первоначальную чистоту христианской веры. Завершили религиозное развитие эпохи Средних веков.Хотели реанимировать науки и искусства античного мира. Положили начало светской культуры, которая переросла в эпоху Просвещения XVIII века.
В центре — мысли о загробном спасении.В центре — интересы земной жизни.
Важно божественное начало Христа.Важно человеческое начало Христа.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Правда, надо отметить, пока ребята несли и высиживали яйца, католическая церковь преследовала и тех и других.

Известные гуманисты

Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.

Франческо Петрарка (1304—1374)

Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.

Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Лоренцо Валла (1407—1457)

Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Занимался исследованиями древней философии, а также юриспруденции. Автор трактата «О подложности Константинова дара», стоявшего у основ исторической и филологической критики.

Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.

Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Джордж Якоб Холиок (1817—1906)

Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.

Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Пол Куртц (1925—2012)

Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Елизавета Глинка (1962—2016)

Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.

Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

Кризис гуманистических идей

Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).

Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.

Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.

Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.

гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть фото гуманисты эпохи возрождения считали что. Смотреть картинку гуманисты эпохи возрождения считали что. Картинка про гуманисты эпохи возрождения считали что. Фото гуманисты эпохи возрождения считали что

В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:

«От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».

Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.

Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его, потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.

Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.

Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.

Критика

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический

гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён». Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:

Также гуманизм критиковали проживавшие в США православные архиепископы Андрей (Рымаренко) и Аверкий (Таушев), принадлежавшие к РПЦЗ.

Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма. В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путём передовых технологий постчеловек.

Светский гуманизм

Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру, считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.

Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:

Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 2 (51) Сайт «Разум или вера?», 09.07.2009,

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2009 № 2 (51)

РАЦИОНАЛЬНЫЙ гуманизм

Предлагаемые заметки – всего лишь некоторый комментарий к статье А. Назаретяна, с основными утверждениями которой я вполне солидарен. Мне показалось, что проблему гуманизма полезно рассмотреть ещё в одном ракурсе, позволяющем дать дополнительную аргументацию представлениям об ограниченности идеологии современного гуманизма.

Прежде всего о понятии «общечеловеческие ценности» – можно ли их вписать в какую-либо идеологию и связать с тем или иным «измом»? И в какой степени идеология гуманизма отвечает системе общечеловеческих ценностей и тем причинам, которые привели к их появлению? Вероятно, это центральный вопрос, ответ на который позволит сформулировать некоторые отправные позиции для оценки места гуманизма в структурах современной цивилизации.

Я думаю, что понятие «общечеловеческие ценности» довольно условно и не остаётся неизменным. У меня с ним связывается представление о неких нормах поведения людей и следствиях их деятельности, которые содействуют стабильности (точнее, sustainability – я не знаю хорошего русского перевода этого термина) рода человеческого, т. е. биологического вида homo sapiens. Человек принадлежит живому миру и, следуя его законам, как всякий другой биологический вид, стремится обеспечить возможность своего дальнейшего развития (а это больше, чем просто сохранение гомеостазиса). Поэтому возникновение представлений об общечеловеческих ценностях выступает итогом длительного эволюционного процесса развития сознания и духовного мира Человека, отражающего те свойства реальности, которые необходимы для обеспечения его существования или способны содействовать его дальнейшему развитию. Этим и отличается homo sapiens от всех своих предшественников.

Становление общечеловеческих ценностей мне видится неким сложным эволюционным процессом, тесно связанным с остальными фактами развития Человека и его общественной организации. Анализ этого феномена был бы очень интересен сам по себе. Но здесь я вступаю в область, далеко выходящую за рамки предлагаемых рассуждений. Замечу только, что система «вечных истин» – гносеологический эквивалент понятия общечеловеческих ценностей – заведомо не вечна, не неизменна, а истины считаются вечными потому, что представляют наиболее консервативную составляющую так называемого «кодекса нравственности», который возникает в сознании Человека как итог его и биологического, и общественного развития. Это основание того кооперативного начала, которое единственно способно дать шанс человеку сохранить самого себя в биосфере и которое мы называем обществом. «Вечные истины» начали формироваться ещё в палеолите и, утвердившись в сознании, создали нашего общего предка – кроманьонца, послужив причиной его отказа от традиционного пути эволюции – биологического развития индивида, что привело к формированию общества. «Вечные истины» – это то первичное, от чего следует отталкиваться, пытаясь оценить место и значение в развитии человечества идей гуманизма и других схем мировосприятия, нравственности, идеологии.

Воззрения классического гуманизма, которым обязана эпоха Возрождения своим взлётом и которые послужили стимулом возникновения многих блестящих страниц нашей культуры, во многом теперь должны быть модифицированы и соотнесены с peaлиями сегодняшнего дня в свете исходных представлений о «вечных истинах».

Я согласен с утверждением Назаретяна о недопустимости следования лозунгу Декарта: «Сделаться хозяевами и властителями Природы». Это положение нуждается в коренном переосмыслении. Человек – часть Универсума. И уже поэтому он не может быть его властителем. Человек возник в процессе эволюции, самоорганизации материального мира в качестве одной из «попыток» Природы создать инструмент самопознания. И обретя эти возможноети (в какой степени – это нам неведомо), став составной частью Универсума, человек не может не следовать его законам. В результате того же синергетического процесса он формирует определённую организацию, которую мы называем человечеством, человеческим обществом.

В обществе (как и у каждой живой системы) возникают собственные цели и развивается способность им следовать. И такая способность неизбежно ограничена законами Универсума, законами целого. В пределах того доступного, что дано человеку, он действительно может следовать своим целям, достигать их и тем самым влиять на характер развития той суперсистемы – Универсума, Вселенной, к которой принадлежит. В этом утверждении я вижу основу современного антропоцентризма (не следует его путать с принципом антропности!).

В 40-х годах XIX в. А. М. Ампером и Б. Трентовским были заложены основы кибернетики как науки об управлении процессами вне зависимости от их материальной природы. И в классификации наук, проведённой Ампером, и в трудах Трентовского, посвящённым философским проблемам кибернетики, формулируется некий общий принцип, который я называю «принципом кормчего». Он должен заменить «принцип Декарта», хотя в чём-то он и близок к нему. Кормчий стремится к некоторой желаемой цели – довести корабль до гавани. Но он не может противопоставить свои слабые силы могуществу Природы. Чтобы его корабль выдержал путешествие и благополучно добрался до цели, кормчий должен знать все превратности стихии. Значит не хозяином и властителем Природы должен быть Человек, а одним из участников грандиозного процесса её непрерывного преобразования. Но и не беспомощной игрушкой стихии. Он должен быть способен использовать её силы для достижения своих скромных целей – сохранить себя и своё будущее. Разница с «принципом Декарта» здесь очевидна.

Сегодня «принцип кормчего» получил новое развитие, он представлен в более широком плане принципом коэволюции Человека и Природы, согласующим «стратегию Общества» и «стратегию Природы».

Вот в таком контексте, думается, и следовало бы рассматривать содержание современного «реального гуманизма». Внимательный анализ покажет в данном случае, что это понимание гуманизма не только гораздо шире традиционного, но и во многом ему противоречит.

В. Розанов в статье «Легенда о великом инквизиторе» с негодованием говорит о распространенной склонности характеризовать человека лишь как средство исторического процесса. Мыслитель задаётся вопросом: а настанет ли время, когда человек сделается его целью? Я думаю, что рациональный гуманизм как раз и способствует решению этой задачи.

Сегодня принято говорить о приоритете личности над гражданским обществом, нацией, государством. Эти утверждения отвечают и шкале общечеловеческих ценностей, и принципам рационального гуманизма – современного выражения «вечных идеалов». Однако при этом мы сталкиваемся с противоречивостью двух принципиальных утверждений.

Первое: роль личности в судьбах человечества непрерывно возрастает; рост индивидуализма – объективная потребность человечества. Это действительно так, поскольку будущность Человека, его способность преодолеть кризисы – экологический, духовно-нравственный, национальный – целиком определяются способностью общества к поискам и открытиям новых технологий, новых знаний, к социальным и организационным изобретениям. Другими словами, способностью общества интенсифицировать творческие процессы. Но творчество есть и будет всегда процессом сугубо индивидуальным. Может быть даже интимным. Оно стимулируется общением, идеями других людей – без них оно просто может угаснуть. Но всё-таки в основе всего – личность, творческая индивидуальность! В то же время обеспечение её свободы – это столбовой путь развития цивилизации. Нельзя не видеть, что этот путь противоречит многим идеалам демократии, принципу равенства, поскольку творческие возможности и способности их реализации у различных людей существенно различны и пытаться механически их уравнять бессмысленно и социально опасно.

Второе: по мере развития цивилизации, производительных сил, по мере роста численности населения Земли активная деятельность Человека во всё большей степени ограничивается разнообразными факторами (табу, сходными с принципом «не убий», положившим предел естественному отбору). В самом деле, существование экологического императива вызывает необходимость ещё одного императива – нравственного: необходимы и новые отношения между людьми, и новые отношения Человека и Природы, необходимо научиться соизмерять свои потребности с возможностями оскудевающей планеты. Другими словами, Человек современной эпохи всё больше и больше должен подчинять себя достаточно жёсткой дисциплине. Вместе с ростом могущества цивилизации растёт и её зависимость от природных факторов, и каждый неосторожный шаг может быть шагом к глобальной катастрофе.

Такова объективная реальность – Человек, действительно, становится целью истории. Может быть, в ином смысле, чем у Розанова, но становится. Однако эта цель может оказаться причиной конца истории, если общество не научится снимать описанное выше противоречие. Общество должно научиться находить компромисс между составляющими его противоречивыми требованиями. И мера того, чем следует поступиться в конкретных обстоятельствах, зависит от многих факторов – от истории народа, его культурных и национальных традиций.

Я думаю, что проблема взаимоотношения личности и общества относится к числу важнейших проблем современного гуманизма. Но она не имеет универсального решения.

Бытующие представления о гуманизме носят нередко обывательский характер, в большей или меньшей степени связанный с эмоциональным настроем и воспитанием субъекта. Ориентация гуманизма на достижение блага человека, на обеспечение развития личности, его индивидуальной свободы воспринимается чаще всего как потребность личности, а не как её обязанность, и в сознании многих не ассоциируется с судьбой общества, человечества.

В статье Назаретяна делается попытка связать гуманизм с прагматическими аспектами существования Человека. Такая позиция мне кажется вполне уместной, и в этих комментариях я тоже сделал шаг в этом направлении. Однако этого, по моему мнению, всё же недостаточно.

Один из умнейших людей XX в. Н. Бор неоднократно подчёркивал, что ни одна сложная теория не может быть полностью изложена и понята в рамках одного языка или одной интерпретации хотя бы потому, что ни один язык не может быть полностью переведён и интерпретирован с помощью другого.

Тем более это касается идеологических схем, каждая из которых может предложить и обосновать лишь локальный принцип поведения в обществе. Ни одна из них не может полностью отвечать потребностям Человека. И речь идёт не только о прагматических аспектах. Человек обладает «душой» – духовным миром, согласие с которым ему столь же необходимо, как и «пища телесная». В любом человеке заложено (может быть, не только посредством воспитания, но и генетически) представление о собственной свободе, о раскрепощении личности как об одном из высших благ, к которому каждый должен стремиться. Оно в значительной степени и определяет состояние духовного мира конкретного человека. Идеология гуманизма в её современной интерпретации ориентирует Человека именно на такой образ мышления.

Здесь гуманизм играет свою положительную и облагораживающую роль, столь же нужную Человеку, как и нефундаменталистская религия. Но последовательное применение в жизненной практике идей гуманизма в их современном понимании может вступить в противоречие со стремлением общества сохранить самое себя. Здесь я умышленно ухожу от попыток ранжировать цели развития. Личные, национальные, общепланетарные – все они отвечают реально существующим стремлениям людей, поведение которых определяет в конечном счёте та или иная система компромиссов между порой противоречивыми устремлениями индивидуумов или их различных групп.

Вот почему мне кажется очень важным модифицировать и расширить представления о гуманизме, о гуманистической парадигме, связав её с соображениями эволюционизма и той философией «физического всеединства», которая постепенно утверждается в мире. Представляется, что в этом направлении идёт важный подспудный процесс: философия из совокупности индивидуальных философствований постепенно превращается в науку. Она начинает выполнять цементирующие функции, превращая разрозненные знания о человеческой природе, психике, духовном мире Человека, его месте в биосфере в некую цельную конструкцию, некую метанауку о месте, целях, возможностях (и технологиях) бытия Человека как органической части Универсума.

В таком контексте становится очень важным развитие идей гуманизма как идеологической основы конкретной деятельности людей. Но, как это я уже подчёркивал, само понятие гуманизма должно претерпеть существенную эволюцию. Без этого может проявиться та ограниченность гуманизма, о которой идёт речь в статье Назаретяна.

И последнее замечание. Человек – один из этапов развития Универсума, у которого в процессе эволюции возникли возможности самопознания. Их реализовать дано (в частности) и Человеку. Сколь велик потенциал этих возможностей? Куда пойдёт дальше развитие? Прав ли Тейяр де Шарден в своих представлениях о сверхжизни? И можно ли вообще говорить о «венце творения»? Все подобные вопросы имеют отношение к гуманизму, но (во всяком случае пока) не имеют отношения к науке. Развитие продолжается и, конечно, хочется заглянуть за горизонт. Однако я готов обсуждать лишь современные тенденции.

Сегодня много говорят об искусственном интеллекте, о сложных компьютерных системах, способных к самопрограммированию, о невозможности контроля за деятельностью таких систем, если они оказываются достаточно сложными. Это приводит к представлениям о возникновении некого четвёртого уровня организации материи и врастании в него Человека.

Я противник такой точки зрения. Мне кажется, что на нынешнем этапе эволюция идёт в другую сторону. Вместе с развитием индивидуального разума неизбежно возникает и Коллективный Разум. Процессы обмена информацией, а затем и появление коллективной памяти позволяют делать доступным и понятным то, что недоступно отдельному индивиду. Причём процесс совершенствования Коллективного Разума в течение всей истории Человека шёл значительно быстрее развития индивидуального разума неоантропов. И он только ускорился вместе с окончанием антропогенеза – биологического оформления современного Человека – и переходом к общественной фазе его развития.

Скорость совершенствования Коллективного Разума всё время возрастает – тому свидетели непрекращающаяся научно-техническая революция, появление компьютеров и многого другого, что с ними связано. Усовершенствование возможностей коммуникаций и качественное развитие методов работы с информацией – ещё один этап в развитии Коллективного Интеллекта.

Мне кажется, что его эволюция идёт по тому же пути, что и развитие мозга. Нейроны, составляющие его биологическую основу, уже давно одни и те же – они практически идентичны у всего живого, наделённого мозгом. Но на каком-то уровне усложнения организации мозга при увеличении количества нейронов и особенно связей между ними возникает грандиозная бифуркация – возникает Интеллект! Он начинает идентифицировать самого себя, отличать «Я» от «не Я», смотреть на себя со стороны и т. д.

В обществе происходит нечто подобное, только роль отдельных нейронов играют индивидуальности, объединённые системами разнообразных связей и владеющие к тому же компьютерным арсеналом. Поэтому идеи и мысли, родившиеся в головах одних, не просто становятся достоянием многих, но и рождают новые идеи и новые знания. Идёт стремительное совершенствование Универсума в средствах самопознания. И вполне возможно, что при увеличении сложности этой системы мы окажемся перед новой качественной бифуркацией с её непредсказуемыми последствиями, которые будут отличать будущее общество от современного столь же сильно, как умственные способности современного человека отличаются от способностей человекообразных.

Современный гуманизм должен найти нужный отклик на эту реальность мирового эволюционного процесса.

«Общественные науки и современность» № 3, 1992. С. 147 – 151

Никита Николаевич Моисеев (23 августа 1917, Москва – 29 февраля 2000, там же) – видный русский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик АН СССР (впоследствии РАН) (1984) и РАСХН (1985), почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения “Зеленого креста”, президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1984 – 2000), главный редактор журнала “Экология и жизнь” (1995 – 2000). Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 научных и научно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др. (Википедия)

Пропаганда гармонии

Гуманизм учит тому, что нет таких проступков, грехов и ошибок, которые не могут быть искуплены и прощены. Если человек желает исправиться, ваша обида или испортившееся отношение не должны стоять на пути примирения. Правильным путём будет поощрение любых положительных изменений. Нужно уметь быть выше мелких обид. Лучше, конечно, и вовсе не допускать таких ситуаций, в которых переступаются правила морали.

Это может быть обеспечено лишь в том случае, если человек растёт и живёт с чётким осознанием ценности жизней и судеб окружающих, умеет наступить на горло собственному эгоизму и не делать того, чего не желал бы себе. Нужно уметь смотреть дальше своего носа и понимать, что из общества личность никуда не денется. Ежедневно индивиду придётся сталкиваться тем, что сформировано его же руками на пару с остальными людьми, находящимися рядом.

От слов к делу

Гуманность подразумевает то, что человек обретает статус сложной системы, ценного механизма. Притом каждая модель настолько уникальна, что стоит чтить её личные характеристики. Лучше дать молодёжи с младых лет усвоить правду о том, наделяет их фантазии крыльями для полёта, привлекает, словно яркая лампочка, внимание к насущным вопросам.

Чтобы пропитать свою душу высокими качествами, столь яро чтимыми гуманистами, стоит интересоваться людской психологией. Это воистину многогранная и интересная наука, которая поможет вам понять мотивы окружающих. Множество недоразумений в наших жизнях происходит именно по причине отсутствия информации. Но при должном прилежании в познании этот пробел с лихвой можно восполнить.

Чтобы построить дом, нужно заложить хороший фундамент

Ещё с молодых и юных лет власти, занимающиеся вопросом образовательного процесса, стараются доносить до детей эти понятия, выращивать поколение не только умных и образованных людей, но и тех, кто готов за сказанное слово постоять, составить план и затем исполнить его. Мало кичиться своими знаниями, нужно с их помощью делать окружающий мир более лучшим и добрым.

Распространённой темой на особых уроках в школах является размышление в письменном виде о том, что такое гуманность. Сочинение даёт возможность ребёнку мыслить, сделать собственные предположения. Девушки и юноши таким образом учатся не только просто жить в и бездумно поглощать материальные блага, но ещё и задумываться над необходимым вкладом каждого из них в этот непростой процесс.

Важность собственного мышления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *