гуманизация и гуманитаризация начального общего образования что это такое
Научная электронная библиотека
Гордашников В. А., Осин А. Я.,
5.3. ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Гуманитарная направленность предполагается во всех дисциплинах.
Гуманитаризация обучения выполняет роль иммунитета против супертехногенного разделения людей и против ухода их от естественного в виртуальное.
Основой педагогической технологии должны служить диалогичность, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций.
Составляющие компоненты образования
Гуманизация для студентов: студент оказывается перед проблемой выбора принципов деятельности и ценностных ориентаций.
Дегуманизация человеческого общения в результате компьютеризации; тенденция замены реального человеческого общения на виртуальное с помощью компьютерной техники (Е.Ю. Прокопьева, В.А. Сырецкая, 1996; Н.И. Колесникова, 1996;Е.Л. Юрасова, 1996; Т.Е. Корогодина, 1996; Н.Н. Билим, А.Г. Николаева, 1998; Л.В. Преснякова, 1998; Р.В. Сигнеева, 1998).
В условиях реформ и модернизации образования гуманистическую направленность педагогического процесса можно считать проявлением инновационной педагогики. Происходящие изменения в ориентации педагогического процесса обусловлены системой новых межличностных отношений и внутренней ее перестройкой. Главным положением гуманистической концепции является признание достоинств личности, ее прав и свободы выборов, на реализацию и дальнейшее развитие своих способностей, и создание для этого соответствующих благоприятных условий обучения (Н.Н. Билим, 1996; Л.М. Левентова, В.И. Воронкова, 1996; Л.В. Лихобабина, 1996; А.Г. Пусеп, 1996; И.А. Тихонова, 1996; В.Н. Турченко, 1996).
Гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждает универсальную значимость каждой отдельной личности из всего человеческого бытия. Гуманизм, как система ценностных ориентаций и установок, приобретает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий и рассматривает воспитуемого в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в соответствии с его потенциальными способностями (Г.Ф. Лаптева, 1996; Е.А. Лапшин, Л.К. Аматняк, Л.Д. Якимова и др., 1996; Н.Г. Ничепуренко, Т.Г. Аксиненко, И.С. Алексеева, А.Г. Лозенко, 1996; Р.Г. Федина, 1996; В.М. Шарапутко, В.Г. Рябухин, П.П. Шахов, 1996).
Однако, несмотря на научную обоснованность идей гуманистической педагогики, ее принципы до сих пор еще на стали повсеместно прочным базисом для педагогических систем. Сохраняющиеся элементы авторитарной педагогики тормозят в определенной мере проникновение гуманистических идей в современный педагогический процесс. В то же время сторонники инновационного процесса создают теоретические предпосылки для изменения направленности педагогического процесса в сторону гуманизации и постепенно увеличивают темпы внедрения ее принципов в педагогическую практику. Мера гуманизации педагогического процесса определяется уровнем самореализации и самодеятельности личности, ее способностью к свободе выборов, ответственности, творчеству, активному познанию, культуре общения (А.И. Голубев, 1996; Б.М. Когут, Г.П. Шубина, 1996; Г.Т. Красильников, Г.В. Прокофьева, 1996; О.А. Мирошников, 1996; А.Г. Николаев, 1996).
Гуманистическая педагогика ориентирована на личность и в этой связи становится личностно-ориентированной педагогикой. Она отличается смещением приоритетов на развитие различных сфер личности обучаемого, направлена на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных, производственных и жизненных ситуаций, характеризуется образованием адекватных отношений между педагогом и обучаемым, требует обеспечения надлежащих условий для успешного достижения переориентации педагогического процесса.
Гуманизация обучения и воспитания создает оптимальные условия, в которых студент не может не учиться и не может учиться ниже своих потенциальных возможностей. Гуманистическая педагогика требует максимального приближения педагогов к обучаемым, обеспечения атмосферы комфорта, психологической «безопасности» и единой воспитательной среды в ССУЗе. Гуманистическая педагогика положительно коррелирует с уровнем развития обучаемых, но в то же время не исключает дисциплинарности и единых требования для студентов в ССУЗе.
Для реализации гуманистического обучения и воспитания студентов в ССУЗе от педагогов требуется соблюдение следующих принципов:
В медицинском ССУЗе имеются определенные особенности гуманизации клинической подготовки студентов, которая проявляется во многих аспектах деятельности будущего специалиста. Прежде всего, студенты соблюдают гуманное отношение к своим пациентам в случаях проведения различных методов диагностики и лечения. Предварительно в ходе формирования профессиональных У и Н они используют различного рода механические и биологические тренажеры. Диагностические и лечебные процедуры обучаемые выполняют с учетом охранительного режима пациентов. Манипуляции должны быть щадящими и по возможности атравматичными или малотравмирующими пациента. Гуманистическая направленность клинической подготовки студентов полностью совпадает с концепцией использования здоровьесохраняющих технологий обучения (диагностики и лечения). Однако навсегда удается соблюдать гуманистические принципы по отношению к обучаемым. Любой контакт, общение с больным могут быть небезопасными для здоровья обучаемого. Каждый раз, идя к больному, он подвергает себя риску, что оказывает глубокое воздействие на его эмоционально-волевую сферу и многие другие психические процессы. Это создает психолого-педагогическую основу для формирования многих личностных качеств обучаемого. Предполагается, что воспитанные на гуманных принципах будущие специалисты должны реализовать их в своей практической деятельности. Адекватный уровень подготовки будущих специалистов в медицинском ССУЗе делает их «безопасными» для больных. Специалист достаточно высокой квалификации не может нанести в той или иной мере ущерб здоровью своим пациентам и в этом проявляется один из гуманистических принципов его профессиональной деятельности.
Таким образом, гуманистические принципы играют значительную роль в системе клинической подготовки студентов в медицинском ССУЗе, определяют формирование личности будущего специалиста и профессионального его поведения, всецело воплощаются в последующем в различных сферах деятельности медицинского работника.
Концепция гуманизации и гуманитаризации в образовании»
— во-первых, пересмотреть смысл понятия «фундаментализация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России это далеко не простая проблема;
— во-вторых, формирование системного мышления, единого
видения мира без разделения на «физиков» и «лириков» потребует встречного движения и сближения сторон.
Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это так называемая «внешняя гуманитаризация». В среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который «впитывают» в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.
Его основу составляют новые целевые установки, которые делают приоритетом человеческую личность, формирование ее творческого потенциала, гуманного мировоззрения, что является благом одновременно для общества и для самого человека. В их основе лежит изменение отношения к ученику, подход к нему как к личности со своими интересами, способностями и творческими возможностями, что требует создания в учебном процессе специальных условий, разработки новых методических систем обучения.
К основным направляющим идеям этого процесса относятся: а) ориентация обучения на развитие личности и приоритет его развивающей функции; б) ориентация обучения на конечный результат, соотнесенный с целями обучения; в) уровневую дифференциацию учебных требований, основанных на выделении уровня обязательной подготовки и превышающего его уровня; г) обеспечение преемственности в движении школьника по этим уровням; д) перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию; е) ориентация обучения на самостоятельную учебную деятельность школьников; ж) гуманитаризация образования; з) создание в ходе обучения положительного эмоционального фона; и) формирование ценностного отношения к предмету, личностных мотивов и потребностей его изучения.
С изменениями в системе содержания образования связаны изменения в системе его целей. Дидактика XX века под целями образования понимают планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса, рассматривают новые категории целей и их иерархию, способы комплексной постановки целей, их содержание и формулировку для разных уровней усвоения, отражающие личностный аспект. Источником такого целеполагания является осознание несоответствия образования потребностям, запросам, способностям, возможностям обучаемого; это делает целеполагание самым главным параметром в модели учебного процесса, от которого зависит все его построение.
В условиях гуманизации образования основной идеей построения классификации (таксономии) целей является целостное формирование личности школьника и идея дифференцированного подхода к обучению.
По мнению В.П. Беспалько, процесс обучения и развития ученика можно представить как процесс восхождения от низкого к более высокому уровню усвоения знаний учащимися и реально может заканчиваться на любом уровне. Уровень усвоения отличают от уровня обучения и уровня изложения (изложенный на высоком уровне материал может быть в действительности усвоен учеником на самом низком уровне).
Эти и другие идеи концепции гуманизации образования впервые получили отражение в проекте федерального закона «Государственный стандарт основного общего образования» в 1997 г. В нем описаны функции стандарта, определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки и т.п. Требования этого стандарта (называемого в настоящее время стандартом первого поколения) заключаются в том, чтобы изучение определенных учебным планом дисциплин, было направлено на достижение следующих целей: а) овладение предметными знаниями, достаточными для изучения смежных дисциплин на современном уровне; б) интеллектуальное развитие средствами учебной дисциплины, необходимого для обучения и будущей профессиональной деятельности; в) развитие представлений о дисциплине как части общечеловеческой культуры, о ее значимости истории цивилизации и современном общества; г) формирование представлений о дисциплине как форме описания и методе познания действительности, об ее идеях и методах, их особенностях и отличии от методов других наук. При этом отмечается, что все цели рассматриваются как одинаково значимые для формирования личности в процессе освоения дисциплины. В настоящее время цели представляются также на языке ключевых компетенций.
Принцип гуманитаризации образования означает 1) выявление гуманитарного потенциала дисциплин, позволяющего говорить о них как о части человеческой культуры; 2) его отражение в содержании образования, позволяющее формировать целостное представление о научной картине мира; 3) его отражение в методах обучения, позволяющее формировать опыт умственной, поисковой, творческой, трудовой и т.д. деятельности учащихся; опыт их эмоционально-ценностных отношений и др.
Т.А. Ивановой на основе концепции о сущности современного образования и его глобальной цели, теории о структуре личности, концепции о гуманитарном знании и гуманитарной культуре, современной трактовки сущности содержания образования разработана концепция гуманитаризации образования. Ее основные задачи представлены ниже.
— Гуманитарный потенциал образования определяется исходя из психологической структуры личности и из психологических исследований целостного развития личности как системного явления.
— Сущность содержания современного образования выражается в интеграции 4-х компонентов, соответствующих 4-м подструктурам в целостной структуре личности и отражающих гуманитарную направленность знаний о человеке, природе, обществе, мышлении, способах деятельности, обеспечивающих формирование научной картины мира как основы мировоззрения; опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой, творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений.
— Выявление гуманитарного содержания образования ведут с позиций философии, методологии и истории соответствующей науки.
— Методология научного поиска и истории науки включает в себя: ее предмет, методы, специальный язык, ее ведущие идеи и понятия, связь с другими науками и практикой, процесс познания в этой науке; специфику деятельности; методы научного познания (эвристические и логические); культуру мышления, стиль научного мышления; историю науки.
— История и методология научного поиска в науке практически отражают основной гуманитарный потенциал учебной дисциплины, интегральная сущность которого и дает основание говорить о ней как части человеческой культуры.
— Формирование у ученика потребности в усвоении такого образования.
— При создании теоретической модели гуманитаризации образования следует применять системный подход; элементами этой модели являются целостная структура личности, цели, гуманитарно-ориентированное содержание, формы, методы и средства обучения.
Гуманитаризация образования означает его перевод на гуманитарную основу, т.е.:
а) приближение изучения дисциплины к человеку, его интересам, потребностям и способностям;
б) создание целостного знания о мире (через ее межпредметные связи, практическая направленность и т.д.);
в) организация разнообразных видов деятельности для самовыражения и самоутверждения, поддержка и стимулирование самостоятельности.
Основные направления гуманитаризации образования: 1) восстановление гуманитарных начал науки (ее истории, ее творцов, философских начал, духовного назначения); 2) привнесение в методику обучения методов и форм, присущих гуманитарным наукам; 3) приближение к общественному бытию человека (применение элементов специального знания в повседневной жизни, личностная значимость их изучения, интеграция с гуманитарными науками); 4) предоставление учащимся возможностей реализации индивидуальных способностей через разнообразие видов учебной деятельности по изучению дисциплины.
Поддержать и направить: как создать гуманную образовательную среду
Об экспертах:
Несмотря на постоянный рост количества образовательных материалов и программ, многие продолжают сталкиваться с трудностями при получении новых знаний: отстающие школьники не могут избавиться от ярлыков «двоечников», студенты испытывают проблемы с выгоранием, а взрослые не могут освоить новые профессии, потому что не имеют нужного образовательного опыта (например, высшего образования или знания отдельных тем).
С этим может помочь гуманизация обучения: система подходов, которые делают его доступным для людей разного возраста, с разными образовательным опытом, мотивацией, навыками и знаниями.
Что такое гуманизация образования
Под этим понимают уважение прав всех учащихся на получение знаний и учебу в комфортной и поддерживающей среде. Для этого важно принимать учеников как самостоятельных личностей и учитывать их образовательные особенности (например, интеллектуальные, мотивационные или возрастные) и прошлый образовательный опыт.
Гуманизация образования помогает справиться с психологическими трудностями, которые могут возникать во время учебы. До сих пор можно столкнуться с негуманной учебной средой — той, в которой учеников критикуют за ошибки, не помогая их исправить, где не замечают прогресс и не дают на него положительную обратную связь, где человек, если не освоил часть материала или не имеет достаточных знаний, вынужден самостоятельно «догонять» остальных.
В результате у учеников развивается выученная беспомощность: они заранее убеждены в том, что у них не получится освоить материал и выработать нужные навыки, потому что это не удавалось им в прошлом. Без должной поддержки они могут «выпасть» из образовательного процесса: уйти из школы, отчислиться из университета или бросить проходить онлайн-курс на середине.
Гуманизация образования призвана помочь и тем, кто уже оказался за пределами образовательной системы, но хочет в нее вернуться: например, освоить новую профессию или получить диплом университета в зрелом возрасте. В последние годы в разы выросло количество доступного бесплатного образовательного контента, однако для того, чтобы образование действительно было доступным для всех, важно не только давать знания, но и адаптировать их подачу для разных учащихся.
Как учесть индивидуальные образовательные особенности
Люди учатся по-разному в силу своих отличий: у каждого есть прошлый опыт, интересы и мотивация. Поэтому важно не «подгонять» их под единый стандарт, а учитывать эти особенности. Правда, полностью индивидуально составлять программу для каждого человека пока не получается из-за технологических и экономических ограничений, хотя в будущем образование, скорее всего, будет устроено именно так. Необходимо создавать учебные материалы, которые будут понятны всем учащимся курса, и давать им творческую свободу в выполнении заданий, чтобы каждый человек мог во время работы над ними применять свой уникальный опыт.
У одного и того же учащегося могут быть разные ресурсные состояния, от которых напрямую зависят его успехи в учебе. Например, человек может начать отставать, потому что у него резко выросла нагрузка на работе, или он столкнулся с личными трудностями, или же просто устал. В такой ситуации не стоит давить на студента, чтобы тот «не расслаблялся». Лучше наоборот дать ему возможность ненадолго отойти от обучения (например, предоставив академический отпуск) и восстановить ресурс, а потом поддержать после возвращения.
Даже если человек систематически отстает в учебе, важно не прикреплять на него ярлык «двоечника», а разобраться в причинах и помочь ему с освоением материала. Школьникам нужна более полная обратная связь, чем «два» или «пять». В этом преподавателям помогут образовательные продукты, которые позволяют автоматически проверять часть работ, собирать статистику и создавать подробные отчеты о том, с какими именно темами возникают трудности и есть ли у отдельного ученика прогресс в занятиях. Так преподаватель может отследить и общие проблемы, возникающие у класса, и уделить им больше внимания.
К сожалению, при выставлении оценок в школах обычно уделяют мало внимания анализу результатов. Учеников привыкли оценивать по единым стандартам: если ребенок сделал три ошибки в диктанте, то он получит «три», если одну-две — то «четыре», а если ни одной, тогда «пять». Но если школьник раньше допускал в диктанте десять ошибок, а теперь сделал пять, то это огромный скачок, который не получается учесть при традиционной системе оценивания. Если ребенок не получит на это положительную обратную связь, то он разочаруется и потеряет мотивацию.
Для того, чтобы помочь отстающим, можно сперва давать им задачи пониженной сложности. Кроме того, важно, чтобы все учащиеся могли с какой-то попытки (например, при помощи подсказок) решать задания и достигать небольших побед. Благодаря этому возникает петля положительной обратной связи, которая мотивирует к учебе. Впоследствии преподаватель может постепенно наращивать сложность, поддерживая учеников в новых успехах.
Стоит поддерживать учащихся не за хорошие оценки, а за сделанный ими прогресс. Так отстающие учащиеся смогут наверстать упущенное, а отличники не остановятся в развитии, упершись в «потолок»
Сделать образование более «человечным» и увлекательным помогает и геймификация — использование для объяснения и проверки знаний игровых механик вроде наград, уровней сложности и нарративов. Но важно не подменять мотивацию к обучению игрой: иначе, когда учащийся столкнется с неигровыми задачами, он вряд ли захочет с ними справляться.
Как работать с барьерами к получению образования
Есть несколько основных преград к получению новых навыков.
Иногда студенты не понимают, что именно хотят изучать и зачем. Поэтому уже в самом начале обучения нужно объяснять, какие знания и навыки можно получить в результате, где их можно применять, и давать первые возможности попрактиковаться — чтобы человек мог понять, интересно ли ему решать те или иные задачи.
Особенно тяжело это дается тем, кто постоянно работает и испытывает большую нагрузку, или, например, родителям с детьми. Это те, для кого почти невозможно найти время на «традиционное» обучение (например, в университете).
Гибкие и настраиваемые онлайн-программы дают им возможность встроить обучение в свою жизнь. Чтобы помочь с планированием, важно указывать хотя бы примерные сроки прохождения программы. Также стоит упрощать подачу образовательного контента и внимательно к нему подходить: например, стараться сразу объяснять используемые термины, а не предполагать, что учащиеся с ними и так знакомы. Так людям не нужно будет тратить время на самостоятельный разбор теории и выискивание определений в учебниках.
Кроме того, есть группа навыков, которые можно назвать «умением учиться»: тайм-менеджмент, умение структурировать информацию и находить в ней причинно-следственные связи и т.д. Но ни в школах, ни в университетах этому специально не учат, поэтому у части учащихся их недостает: например, они могут понять отдельную тему, но не систематизировать знания по предмету. И для гуманизации образования нужно в том числе объяснять людям, как им выстроить свой образовательный процесс, распределить время на учебу.
В образовании очень помогает соответствующая среда. Если ты работаешь на шиномонтаже в небольшом городе, то решиться освоить анализ данных и получить поддержку в этом начинании тебе будет тяжелее, чем сотруднику столичного маркетингового агентства, который дружит с ребятами из ИТ, хотя базовый набор компетенций для освоения у них может быть одинаков.
Поэтому очень важно налаживать общение между учащимися онлайн-курсов и программ: это помогает поместить всех в единый образовательный контекст, в котором студенты, которые никогда не виделись вживую, поддерживают друг друга, совместно разбираются с материалами. Это то, как технологии помогают самим людям делать образование более человечным.
Как сделать образование гуманным:
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Гуманизация и гуманитаризация начального общего образования что это такое
1. Примеры гуманистически направленной деятельности педагогов
Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942 г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит, и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе.
Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога Я. Корчака оказали огромное влияние на Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих книг он так и назвал «Сердце отдаю детям».
Но это была не просто метафора: талантливый педагог, писатель, Сухомлинский всего себя посвятил сложному, но благородному делу воспитания детей. И хотя с 1942 г. носил в своей груди осколки немецкой свинцовой пули, он никогда не искал для себя легкой жизни. Им написаны 41 монография и брошюра, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок; издано полное собрание сочинений в 5 толстых томах для педагогов, родителей. С 17 лет начал он педагогическую деятельность. С 29 лет в должности директора возглавил Павлышскую школу и бессменно проработал в ней 22 года (19481970 гг.).
Создал коллектив единомышленников. Учителя не просто работали, они творили под руководством В.А. Сухомлинского. Павлышская школа превратилась в экспериментальную площадку, в своеобразную авторскую школу, где наяву реализовывались гуманистические идеи Василия Александровича. Например, одна из них «воспитание без наказания». Эта идея пронизывает всю деятельность и труды В.А. Сухомлинского.
Для прочтения и конспектирования рекомендуем вам статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», «Самый отстающий в классе» (т. 5, ПСС).
В повседневной практике он отстаивал главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.
В ходе учебы вы глубже познакомитесь на занятиях по педагогике с личностью, наследием В.А. Сухомлинского, с тем огромным вкладом в развитие мировой и отечественной педагогической науки и практики, которые внес своим трудом замечательный педагог.
Наш совет вам: читайте его произведения, они многому вас научат и помогут формированию вашего профессионализма.
Гуманизм (от лат. humanus человечный) совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.
Гуманность человечность, человеколюбие, уважение к людям.
Гуманный человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.
С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых принцип гуманизации образования:
усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества;
установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.
Что же конкретно предполагает гуманизация образования?
Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.
Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.
Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни.
Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.
Гуманитарный а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.
3. Сущность понятия «гуманистический характер педагогической деятельности».
Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.
Рассмотрим также компоненты педагогической системы (схема В.П. Симонова) с гуманистических позиций.
Работа со схемой «Гуманистическая природа педагогической деятельности».
Вспомните определение понятия «педагогическая деятельность» в формулировке академика Б.Т. Лихачева, прокомментируйте в отношении темы занятия.
Назначение педагогической деятельности подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А. Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).
Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.
Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?
Цель педагогической деятельности это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.
Вспомните функции педагогической деятельности, по Б.Т. Лихачеву; прокомментируйте их с точки зрения темы занятия.
Каков характер взаимоотношений, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика по новой парадигме образования?
Новая парадигма образования утверждает «субъект-субъект-объектные»отношения во всех педагогических системах: учитель и ученик это сотрудники, партнеры в образовательно-воспитательном процессе.
Ученик из «приемника» информации превращается в активного «добытчика» знаний, он заинтересован в активном участии в учебной и воспитательной деятельности, он перестает быть интеллектуальным потребителем. А учитель руководит этой деятельностью, он перестает быть простым «передатчиком» информации.
Отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.
Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе содержание образования.
Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.
Знания проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).
Знание это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.
Умение это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В. Кузьмина).
Умение это способность выполнять действие (И.И. Ильясов) на основе приобретенных знаний.
В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?
Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).
Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.
Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.
Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.
Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса.
В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.
Так, в 1994 г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).
Эксперимент вызван к жизни образовательными проблемами. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования как основы формирования целостного научного мировоззрения и базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.
Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.
Современные психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению.
Основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы, учебных книг и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся.
Разнообразные новационные приемы и методы обучения представлены также педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.Н. Ильин и др.) в их практической деятельности, в их статьях и книгах.
Таким образом, мы остановились на последнем компоненте педагогической системы на способах (методах) и средствах педагогической деятельности.
Мы видим, что и ученые, и учителя-практики стремятся к тому, чтобы инновации (нововведения) в педагогике и психологии, в методиках обучения гуманизировали, очеловечивали образовательно-воспитательный процесс, т.е. процесс формирования гуманной, демократической личности каждого ученика.
Деятельность педагога как постановка и решение профессиональных задач на основе норм общечеловеческой и педагогической этики
Мы уже характеризовали на предыдущих занятиях педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач, как процесс решения задач помощи воспитанникам.
Потребности любого педагога это всегда потребность заботы об учащемся, потребность оказания ему эффективной педагогической помощи.
Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения.
Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.
Эта деятельность должна быть направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она (ПД) превращает ребенка «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн).
Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).
Реализации деятельности учителя по оказанию индивидуализированной педагогической помощи способствуют:
своевременный грамотный анализ учебно-воспитательных ситуаций, возникающих в процессе работы;
эффективное решение соответствующих задач в педагогических системах (М.М. Поташник, Ю.Н. Кулюткин).
Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя.
И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?
Известно, что содержание и формы поведения людей в конкретных условиях их жизни и деятельности определяются социальными нормами, которые основываются:
на нормах общечеловеческой нравственности, т.е. на идеалах добра, чести, совести, справедливости, милосердия, гуманизма (они существуют устно);
на нормах письменных законов того или иного общества (например, это Конституция нашего государства; Закон РФ «Об образовании»; другие нормативные акты: трудовое право, семейное право, гражданское право, уголовное право и т. д.).
Таким образом, гуманистический характер деятельности педагога определяется и его профессиональной этикой.
Мы часто стали говорить об этом, потому что сами стали страдать от этого. И, на первый взгляд, правоохранительные органы работают, законодатели думают, управленцы, ученые и педагоги изобретают разные гуманизирующие программы, мероприятия все для того, чтобы нормализовать жизнь общества. Однако анализируются причины роста преступности не так глубоко, как нужно. Чаще всего обращают внимание не на первопричину, а на конечный результат криминализацию общества.
Из таких семей дети приходят в детский сад, школу и общаются с воспитателями, учителями, которые нередко ведут себя агрессивно, нетерпимо и порой жестоко с детьми. Где же ребенку, ученику найти доброго, отзывчивого, гуманного человека?!
Нередко педагог превращается в узкого специалиста-предметника или в воспитателя-надсмотрщика. Перегрузка в количестве предметов, в наборе программного материала, в количестве смен и количестве детей в классах не дает педагогу вспомнить о том, что перед ним живые существа, а не роботы.
Так, шаг за шагом, педагогика стала репрессивной, карающей, селекционной, отвращающей детей от школы, губящей их хрупкое физическое и психическое здоровье.
Но синдром жестокого отношения к детям характерен и для других стран мира. Поэтому для решения проблем детства мировое сообщество предпринимает конкретные меры.
В шаблонном, валовом подходе к обучению: всех учат одинаково.
Перед учеными, педагогами поставлена проблема: активно разрабатывать педагогику ненасилия в противовес педагогике авторитарной и срочно внедрять ее в практику работы. А в основу такой педагогики должны лечь документы: Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г., у нас в 1990 г.).
Повторим, что они провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.
Конвенция имеет универсальный (всеобщий) характер, и провозглашенные ею стандарты (нормы) есть международное признание идей педагогики ненасилия.
Психолог А.Г. Асмолов так определил значение Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка в деятельности педагога: «Наша, педагогов, задача состоит в том, чтобы эти документы стали ценностным ориентиром для каждого человека, входящего и живущего в мире детей.»
Что такое Конвенция о правах ребенка? Что такое Декларация прав ребенка? Это конституция для мира образования, постижение которой и станет основой нравственной аксиоматики для взрослых и детей,
для всех тех, кто ищет духовную опору в нашем противоречивом мире.
И приняв сердцем ценности, заложенные в Конвенции о правах ребенка, мы сможем уверенно выполнять свои педагогические функции и то предназначение, которому посвящаем свою жизнь как педагоги».
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет