гуманная педагогика что это

«Гуманная педагогика»

гуманная педагогика что это. Смотреть фото гуманная педагогика что это. Смотреть картинку гуманная педагогика что это. Картинка про гуманная педагогика что это. Фото гуманная педагогика что это Матвеева Светлана
«Гуманная педагогика»

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Лев Николаевич Толстой

Слово «гуманизм» в переводе с латыни, означает «человеческий», «человечный». То есть это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других, например от принадлежности к тем или иным социальным группам (истинно или неистинно верующих, неверующих, элите, партиям, национальностям, полу и всему подобному).

Гуманная педагогика считает самой важной ценностью человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы. Гуманная педагогика помогает развить в человеке, его самые лучшие качества.

Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими, духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни и сфере деятельности.

Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, являются основополагающими для каждого. На определенном этапе развития личности, каждому ребенку необходим «проводник», в качестве такого проводника и должны выступать взрослые люди, окружающие ребенка. Если взрослые, не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

Гуманная педагогика, прежде всего, предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора. У ребенка формируется личное мнение, основанное не на эмоциях и подростковом противопоставлении себя всем остальным, а на основе здравого смысла, морали и этичности.

Я поняла, чтобы стать настоящим воспитателем, и учителем для детей, надо «отдать» им своё сердце. Профессия воспитатель – это сложный, кропотливый, требующий полной самоотдачи труд. Нельзя быть воспитателем без искренней любви к детям и желания нести добро, ведь так важно подобрать «ключик» к детским сердцам. Невозможно работать вполсилы и беречь себя, поскольку дети – это такой народ, который не приемлет фальши и неискренности.

Совершенно уверена, что любовь и уважение детишек нельзя заслужить вооружившись современными методиками, новыми технологиями и концепциями. Нужен еще и нелегкий труд – труд души.

Гуманная педагогика В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. В. А. Сухомлинский Каждый.

Источник

Гуманная педагогика

гуманная педагогика что это. Смотреть фото гуманная педагогика что это. Смотреть картинку гуманная педагогика что это. Картинка про гуманная педагогика что это. Фото гуманная педагогика что это

Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагоги­ческом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических уче­ний, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалоге Будущим. Понятие «гуманная педа­гогика» мы в полной мере относим к педагогичес­кой классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся автори­тарной педагогической мысли и практики, в рам­ках которой высшие педагогические ценности на­ходят лишь грубо-материалистическое толкова­ние, в связи с чем силовой подход в образова­тельном пространстве становится нормой.

Понятие «гуманно-личностная педагогика» сло­жилось в нашем поиске и практике как одна из ва­риаций на тему гуманной педагогики, которая, как Чаша Мудрости, есть источник для неограничен­ного количества педагогических систем и подхо­дов. К сожалению, открытий в этой сфере мало, ибо современная педагогическая мысль, в силу инерции, ведёт поиск путей усовершенствования авторитарной педагогики теперь уже с учётом развития технократического мышления и плодов его развития.

Теория гуманно-личностной педагогики, как и классическая педагогика, строится на допущени­ях, на аксиоматических началах. И по сути своей они те же самые, что и для классики. На вопрос «Что является незыблемым первоисточником для классического педагогического мышления, кото­рым пронизаны все выводы, обоснования и кото­рый стремится направить практику?» мы получа­ем однозначный ответ: духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. В частности, все российские и европейские класси­ки педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии. По тому же пути разви­вается педагогическая мысль в других региональ­ных культурах.

В основу гуманно-личностной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:

— признаётся реальность, действитель­ность Высшего Мира, Высшей Силы, Логоса, Бо­га, Абсолюта, Творца;

— признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному самоусовершенствова­нию и восхождению;

— земная жизнь принимается как отрезок пу­ти вечного самоусовершенствования и восхождения ду­ши человека.

Из этих допущений делаются выводы в отноше­нии сути ребёнка, сути человека:

— каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;

— каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;

— в каждом ребёнке заключена неограни­ченная энергия его духа.

Эти допущения и выводы из них составляют ду­ховно-философскую основу гуманно-личностной педагогики. Их развёрнутое содержание впитыва­ет в себя в качестве источников Святые Писания Основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классичес­кие педагогические учения.

Эту общую идею мы именуем четвёртым изме­рением педагогического мышления, духовным из­мерением, духовной природой человека. Она яв­ляется основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспек­тов образования.

Наряду с духовной природой, душой, ребёнок есть носитель своей земной природы, откуда мы выделяем ту часть, которая называется психологи­ей. Если судить по тем знаниям о природе ребёнка, которые накоплены психологической наукой, и ес­ли считать, что наши выводы соответствуют этим достижениям, то получится, что в ребёнке природа проявляет себя в трёх основных силах, законы дви­жения которых должны составить научную основу образовательного процесса. Этими силами (страс­тями) являются:

— страсть ребёнка к развитию;

— страсть ребёнка к взрослению;

— страсть ребёнка к свободе.

Данное обобщение сделано нами на основе фундаментальных трудов Пиаже, Выготского, Узнадзе, Ру­бинштейна, Ананьева, Хачапуридзе, Эльконина, Да­выдова, Занкова, Фельдштейна и других.

Общий вывод: Ребёнок есть единое целое со сво­ей духовной и земной природой, в котором духовное начало ведёт земное.

Постулаты гуманно-личностной педагогики рожда­ют направление педагогической акцентологии (Загвязинский, Амонашвили). Это значит: в рамках гу­манно-личностного педагогического мышления неко­торые проблемы, считавшиеся ранее важными, сни­маются, иные подвергаются обновлению, иные же возникают впервые. В данном случае мы коснёмся двух аспектов: понятийной базы и личности учителя (родителя). Первый аспект включает следующие понятия: Шко­ла, Воспитание, Образование, Урок, Учитель, Гуман­ный. Следует отдать должное Патриарху Московско­му и Всея Руси Алексию Второму, который на одном из общих собраний тогдашней АПН обратил наше внимание на духовный смысл таких понятий, как Школа, Образование и др. Мы пользуемся подходом, предложенным Патриархом, для поиска смысла чет­вёртого измерения в названных понятиях. Вот что у нас получается:

Школа есть латинское скале и означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Выс­шей ступенью скале является Любовь.

Воспитание — это питание оси духовной, что есть заключённый в человеке образ Творца.

Образование есть суть раскрытия, выявления, ут­верждения внутреннего образа; он раскрывается и утверждается через потоки внешних образов. Пото­му качества потоков внешних образов решают судь­бу качества раскрытия внутреннего образа, духовно-нравственного становления человека.

Урок, если применить способ постижения семанти­ки этого понятия через санскрит, будет означать по­иск в себе судьбы (миссии) через и с помощью Све­та, то есть, высшей мудрости, знаний, опыта, обра­зов прекрасного, самой жизни.

Учитель будет означать душа, носитель Света, то есть, высшей, Божественной мудрости, знаний, жиз­ни и т.п.

Гуманный мыслится как обычный, смертный чело­век, ищущий в себе бессмертия. То есть, свою связь с Творцом, с Высшим, свою миссию, смысл жизни, предназначение.

Предложенный подход к семантике педагогических понятий ясно высвечивает суть четвёртого измере­ния, суть духовности, изначально в них заключён­ную.

А теперь о смысле гуманно-личностного подхода. Такая педагогика ведёт ученика (ищущего Свет) по пути развития и совершенствования своего духовно­го мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения доб­ра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и слу­жит ей преданно.

В качестве цели гуманно-личностного образова­тельного процесса ставится облик Благородного Че­ловека.

Кое-кому представляется, что внесение в педаго­гическое сознание постулата духовности, что мы на­зываем четвёртым измерением, придаёт педагоги­ческому мышлению религиозность. Во-первых, «че­ловек, задумавшийся о смысле жизни, уже религио­зен» (А. Эйнштейн). Во-вторых, с таким же успехом мы можем объявить религиозными педагогические учения Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского, Василия Александровича Сухомлинского и других классиков, ибо в них ни слова не сказано, что идёт вразрез с Учением Христа, и они ведут нас к той всеобъемлю­щей Любви, о которой говорится в Новом Завете и всех святых писаниях. В-третьих, в эпоху, когда сама наука всё больше приближается к понятию духа как бессмертной сущности, мы должны набраться сме­лости расширить своё сознание четвёртой мер­ностью, что есть понятие духа, духовности, Высшего Мира.

Проблема учителя является самой важной в систе­ме гуманно-личностного педагогического мышления. Учитель создаёт вокруг себя своё субъективное обра­зовательное поле. Весь так называемый объективный педагогический процесс в действительности есть сум­ма субъективной воли сообщества учителей и воспи­тателей. Сердцем этого процесса признаётся обще­ние учителя с учениками, воспитателя с воспитанника­ми. Однако общение не всякого склада, а такое, в ко­тором ученик (воспитанник) «добровольно» входит в «духовную общность» (Сухомлинский) с учителем, на­ходит в учителе «убежище», опору, одухотворение, ра­дость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Такое притягивающее к себе образо­вательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей творческой практике. Отсюда исключительная важ­ность подготовки и переподготовки учителей, забота о раскрытии в них истинного творчества, расширения их сознания. Сказано: «Учитель принадлежит вечности, ибо никто не скажет, когда заканчивается его влия­ние». Вся сложность проблемы учителя связана с рас­ширением сознания через постулат духовности, Духа.

Практика

Идеи гуманно-личностной педагогики находят широ­кое распространение среди родителей и учителей, а также практиков образования других специальностей – логопедов, психологов, специалистов иного профиля. Этому способствует, с одной стороны, стремление родителей воспитывать детей нового сознания в подходящей среде, создавая особое образовательно-воспитательное пространство, насыщать его духовностью и воз­вышенными чувствами, с другой, одобрительное от­ношение к гуманной педагогике учителей и руководителей образования разных уровней, в том числе Комитета образования и науки Государственной Думы РФ.

Для родителей проводятся семинары по городам России и СНГ, а также в зарубежных странах. Проводятся Дистанционные курсы, Высшие курсы, работают Летние курсы в Бушети, он-лайн Клуб семьи Амонашвили. В Москве и других городах России регулярно проводятся Живые встречи гуманной педагогики.

С целью закрепления учительских стремлений к идеям гуманной педагоги­ки мы совместно с академиком Д.Д.Зуевым осущес­твляем уникальное многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (издано 52 тома об­щим тиражом 600 тысяч экземпляров). Ныне мы выполняем заказ Министерства образования РФ по изданию первых 20 томов «Антологии» тира­жом пять тысяч экземпляров каждый для образо­вательных учреждений. Наряду с «Антологией» изданы книги: «Размышления о гуманной педаго­гике», трактат «Школа Жизни», «Педагогическая симфония», «Улыбка моя, где ты?», серия уроков по гуманной педагогике, методический комплект по выращиванию письменноречевой деятельнос­ти у младших школьников и др.

Распространению идей гуманно-личностной пе­дагогики служат семинары для учителей в рамках повышения квалификации. За последние 8-10 лет были проведены семинары в более чем 60 городах России, странах СНГ, прибалтийских республиках (тема семинаров «Основы гуманно-личностного подхода к детям в процессе образования», объём часов от 35 до 74). Семинары прошли около 15 ты­сяч учителей. В разных городах открылись экспе­риментальные школы (С.-Петербург, Тюмень, Сур­гут, Нижневартовск, Таллинн и др.) и множество классов. В Москве окружными экспериментальны­ми площадками по гуманной педагогике являются школы № 200, №1715 и №303.

Во многих городах России, стран СНГ и Прибалти­ки созданы общественные лаборатории и общества гуманной педагогики. В Москве на базе МЦР создан Международный Центр Гуманной Педагогики. В 2000 году на базе кафедры педагогики Тюменского Университета (зав. кафедрой академик В.И.Загвязинский) была проведена региональная конферен­ция на тему: «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (издан сборник материалов).

Лаборатория гуманной педагогики МГПУ создаёт спецкурсы по основам гуманной педагогики. При лаборатории создан мастер-класс для студентов, аспирантов и молодых учителей. Школы №№ 200, 1715, 303 в год два раза проводят «методические дни» в связи с отдельными проблемами гуманной педагогики (развитие духовного мира детей, выра­щивание в них познавательного чтения и письменноречевой деятельности, качество общения учите­ля с детьми и т.д.). В школу для ознакомления с ра­ботой приглашаются работники Управления, мето­дических кабинетов, учителя разных школ, студен­ты, родители. Проблемы:

— создание мощной научной лаборатории с квалифицированными специалистами с целью раз­работки педагогических комплектов по отдельным образовательным курсам, а также преемственного продолжения работы на второй ступени школы;

— создание федерального центра гуманной педагогики с целью объединения усилий родителей, учителей и местных органов в этом направлении, методичес­кого руководства учителями, ведущими практику по принципам гуманно-личностной педагогики;

— подготовка научных кадров в сфере гуман­ной педагогики по линии аспирантуры, соискатель­ства или других форм.

Международный Центр Гуманной Педагогики

В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.

Его возглавил Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики».

Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.

Международный Центр Гуманной Педагогики объединяет педагогов, работающих на основе принципов гуманной педагогики и имеющих собственные разработки в этой области, ведет активную деятельность по распространению ее идей среди учителей, работников образования, родителей и широкой общественности. За последние 12 лет прошли семинарские курсы повышения квалификации и получили удостоверения более 19 тысяч человек. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.

Центр осуществляет широкую связь с учеными и педагогами, педагогическими университетами и колледжами, со школами, творческими организациями, с управлениями образования разного уровня, сотрудничает с Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и региональными лабораториями гуманной педагогики.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

– теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики;

– содействие распространению идей гуманной педагогики и накопленного опыта среди учителей;

– объединение учителей вокруг идей гуманной педагогики;

– ориентация учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;

– экспертиза и апробация проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;

– проведение круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов по обмену опытом, лекций по отдельным вопросам гуманной педагогики, проводящихся в рамках лектория МЦР;

– проведение методических дней в школах, работающих на основе идей гуманной педагогики;

– организация на местах общественных лабораторий по гуманной педагогике;

– ежегодное проведение Международных Педагогических Чтений по гуманной педагогике;

– подготовка к печати ежегодного научно-педагогического и литературного альманаха «Три ключа», в котором публикуются материалы Международных Педагогических Чтений.

Работу Международного Центра Гуманной Педагогики координирует Совет Центра. Совет формируется из наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы и других городов России, а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.

В 2010 году общественная организация Международный Центр гуманной педагогики прошла государственную регистрацию как Международная ассоциация общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики»; учредителями выступили: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», Всеукраинская Культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики и Ассоциация Гуманной Педагогики Латвии. В июле 2011 г. в состав Центра вошли Ассоциация гуманной педагогики в Литве и Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии;

Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» при Центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.

Работа Центра освещается в журнале «Три ключа», в журнале «Культура и время», газете «Содружество», а также во многих средствах массовой информации названных стран.

Источник

7 постулатов гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили.

гуманная педагогика что это. Смотреть фото гуманная педагогика что это. Смотреть картинку гуманная педагогика что это. Картинка про гуманная педагогика что это. Фото гуманная педагогика что это

1. В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада.

Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость.

2. Все без исключения родители желают своим детям только счастья.

При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь.

Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

3. Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере.

Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

4. Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго.

Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим.

На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

5. Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи.

То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно.

Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

6. Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты.

И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

7. С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают».

Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Было очень сложно прочитать правильно имя.

сомнительный набор постулатов, если честно.

Пиздить их надо, вот.

гуманная педагогика что это. Смотреть фото гуманная педагогика что это. Смотреть картинку гуманная педагогика что это. Картинка про гуманная педагогика что это. Фото гуманная педагогика что это

Опять бога своего суют, валите на свои православные сайты.

гуманная педагогика что это. Смотреть фото гуманная педагогика что это. Смотреть картинку гуманная педагогика что это. Картинка про гуманная педагогика что это. Фото гуманная педагогика что это

СТРУНЫ ДУШИ

Источник

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

гуманная педагогика что это. Смотреть фото гуманная педагогика что это. Смотреть картинку гуманная педагогика что это. Картинка про гуманная педагогика что это. Фото гуманная педагогика что это Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае,если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.

Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Цели технологии:

• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

• облагораживание души и сердца ребенка;

• развитие и становление познавательных сил ребенка;

• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

• идеал воспитания — самовоспитание.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов,среди которых:

гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «»Истинно человеческое» — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

«»Как человека» — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

«»Истинная индивидуальность» — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».

6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: «Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?».); положения, требующего развертывания и доказательств (например: «Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?»); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: «Посмотрите на неравенства А > В, В Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».

Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.

Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.

Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.

Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.

Здоровьесберегающая технология «Музыкотерапия» Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка. Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *