гуманная педагогика что это
«Гуманная педагогика»
Матвеева Светлана
«Гуманная педагогика»
Возлюби его сильнее, чем самого себя.
Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.
Всего себя отдавай детям
и только тогда сможешь именоваться
Лев Николаевич Толстой
Слово «гуманизм» в переводе с латыни, означает «человеческий», «человечный». То есть это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других, например от принадлежности к тем или иным социальным группам (истинно или неистинно верующих, неверующих, элите, партиям, национальностям, полу и всему подобному).
Гуманная педагогика считает самой важной ценностью человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы. Гуманная педагогика помогает развить в человеке, его самые лучшие качества.
Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона».
Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими, духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни и сфере деятельности.
Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, являются основополагающими для каждого. На определенном этапе развития личности, каждому ребенку необходим «проводник», в качестве такого проводника и должны выступать взрослые люди, окружающие ребенка. Если взрослые, не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.
Гуманная педагогика, прежде всего, предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.
Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора. У ребенка формируется личное мнение, основанное не на эмоциях и подростковом противопоставлении себя всем остальным, а на основе здравого смысла, морали и этичности.
Я поняла, чтобы стать настоящим воспитателем, и учителем для детей, надо «отдать» им своё сердце. Профессия воспитатель – это сложный, кропотливый, требующий полной самоотдачи труд. Нельзя быть воспитателем без искренней любви к детям и желания нести добро, ведь так важно подобрать «ключик» к детским сердцам. Невозможно работать вполсилы и беречь себя, поскольку дети – это такой народ, который не приемлет фальши и неискренности.
Совершенно уверена, что любовь и уважение детишек нельзя заслужить вооружившись современными методиками, новыми технологиями и концепциями. Нужен еще и нелегкий труд – труд души.
Гуманная педагогика В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. В. А. Сухомлинский Каждый.
Гуманная педагогика
Основу теории гуманно-личностной педагогики составляет совокупность идей, сложившихся в классическом духовно-философском, педагогическом и психологическом наследии, а также в современном творчестве. Способ её постижения извлекается из классических педагогических учений, которые мы определяем как Чашу Мудрости. Чаша эта неподвластна времени и пространству. Общение с классиком, по нашему убеждению, есть диалоге Будущим. Понятие «гуманная педагогика» мы в полной мере относим к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского, но отводим его в сторону от сложившейся авторитарной педагогической мысли и практики, в рамках которой высшие педагогические ценности находят лишь грубо-материалистическое толкование, в связи с чем силовой подход в образовательном пространстве становится нормой.
Понятие «гуманно-личностная педагогика» сложилось в нашем поиске и практике как одна из вариаций на тему гуманной педагогики, которая, как Чаша Мудрости, есть источник для неограниченного количества педагогических систем и подходов. К сожалению, открытий в этой сфере мало, ибо современная педагогическая мысль, в силу инерции, ведёт поиск путей усовершенствования авторитарной педагогики теперь уже с учётом развития технократического мышления и плодов его развития.
Теория гуманно-личностной педагогики, как и классическая педагогика, строится на допущениях, на аксиоматических началах. И по сути своей они те же самые, что и для классики. На вопрос «Что является незыблемым первоисточником для классического педагогического мышления, которым пронизаны все выводы, обоснования и который стремится направить практику?» мы получаем однозначный ответ: духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. В частности, все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии. По тому же пути развивается педагогическая мысль в других региональных культурах.
В основу гуманно-личностной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:
— признаётся реальность, действительность Высшего Мира, Высшей Силы, Логоса, Бога, Абсолюта, Творца;
— признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному самоусовершенствованию и восхождению;
— земная жизнь принимается как отрезок пути вечного самоусовершенствования и восхождения души человека.
Из этих допущений делаются выводы в отношении сути ребёнка, сути человека:
— каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;
— каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;
— в каждом ребёнке заключена неограниченная энергия его духа.
Эти допущения и выводы из них составляют духовно-философскую основу гуманно-личностной педагогики. Их развёрнутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания Основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классические педагогические учения.
Эту общую идею мы именуем четвёртым измерением педагогического мышления, духовным измерением, духовной природой человека. Она является основополагающей для осмысления всех важнейших теоретических и практических аспектов образования.
Наряду с духовной природой, душой, ребёнок есть носитель своей земной природы, откуда мы выделяем ту часть, которая называется психологией. Если судить по тем знаниям о природе ребёнка, которые накоплены психологической наукой, и если считать, что наши выводы соответствуют этим достижениям, то получится, что в ребёнке природа проявляет себя в трёх основных силах, законы движения которых должны составить научную основу образовательного процесса. Этими силами (страстями) являются:
— страсть ребёнка к развитию;
— страсть ребёнка к взрослению;
— страсть ребёнка к свободе.
Данное обобщение сделано нами на основе фундаментальных трудов Пиаже, Выготского, Узнадзе, Рубинштейна, Ананьева, Хачапуридзе, Эльконина, Давыдова, Занкова, Фельдштейна и других.
Общий вывод: Ребёнок есть единое целое со своей духовной и земной природой, в котором духовное начало ведёт земное.
Постулаты гуманно-личностной педагогики рождают направление педагогической акцентологии (Загвязинский, Амонашвили). Это значит: в рамках гуманно-личностного педагогического мышления некоторые проблемы, считавшиеся ранее важными, снимаются, иные подвергаются обновлению, иные же возникают впервые. В данном случае мы коснёмся двух аспектов: понятийной базы и личности учителя (родителя). Первый аспект включает следующие понятия: Школа, Воспитание, Образование, Урок, Учитель, Гуманный. Следует отдать должное Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму, который на одном из общих собраний тогдашней АПН обратил наше внимание на духовный смысл таких понятий, как Школа, Образование и др. Мы пользуемся подходом, предложенным Патриархом, для поиска смысла четвёртого измерения в названных понятиях. Вот что у нас получается:
Школа есть латинское скале и означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Высшей ступенью скале является Любовь.
Воспитание — это питание оси духовной, что есть заключённый в человеке образ Творца.
Образование есть суть раскрытия, выявления, утверждения внутреннего образа; он раскрывается и утверждается через потоки внешних образов. Потому качества потоков внешних образов решают судьбу качества раскрытия внутреннего образа, духовно-нравственного становления человека.
Урок, если применить способ постижения семантики этого понятия через санскрит, будет означать поиск в себе судьбы (миссии) через и с помощью Света, то есть, высшей мудрости, знаний, опыта, образов прекрасного, самой жизни.
Учитель будет означать душа, носитель Света, то есть, высшей, Божественной мудрости, знаний, жизни и т.п.
Гуманный мыслится как обычный, смертный человек, ищущий в себе бессмертия. То есть, свою связь с Творцом, с Высшим, свою миссию, смысл жизни, предназначение.
Предложенный подход к семантике педагогических понятий ясно высвечивает суть четвёртого измерения, суть духовности, изначально в них заключённую.
А теперь о смысле гуманно-личностного подхода. Такая педагогика ведёт ученика (ищущего Свет) по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения добра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и служит ей преданно.
В качестве цели гуманно-личностного образовательного процесса ставится облик Благородного Человека.
Кое-кому представляется, что внесение в педагогическое сознание постулата духовности, что мы называем четвёртым измерением, придаёт педагогическому мышлению религиозность. Во-первых, «человек, задумавшийся о смысле жизни, уже религиозен» (А. Эйнштейн). Во-вторых, с таким же успехом мы можем объявить религиозными педагогические учения Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского, Василия Александровича Сухомлинского и других классиков, ибо в них ни слова не сказано, что идёт вразрез с Учением Христа, и они ведут нас к той всеобъемлющей Любви, о которой говорится в Новом Завете и всех святых писаниях. В-третьих, в эпоху, когда сама наука всё больше приближается к понятию духа как бессмертной сущности, мы должны набраться смелости расширить своё сознание четвёртой мерностью, что есть понятие духа, духовности, Высшего Мира.
Проблема учителя является самой важной в системе гуманно-личностного педагогического мышления. Учитель создаёт вокруг себя своё субъективное образовательное поле. Весь так называемый объективный педагогический процесс в действительности есть сумма субъективной воли сообщества учителей и воспитателей. Сердцем этого процесса признаётся общение учителя с учениками, воспитателя с воспитанниками. Однако общение не всякого склада, а такое, в котором ученик (воспитанник) «добровольно» входит в «духовную общность» (Сухомлинский) с учителем, находит в учителе «убежище», опору, одухотворение, радость в познании, понимание, сострадание, помощь, дружбу, любовь. Такое притягивающее к себе образовательное поле может создать вокруг себя учитель, мыслящий мировоззренческими принципами гуманно-личностной педагогики и утверждающий их в своей творческой практике. Отсюда исключительная важность подготовки и переподготовки учителей, забота о раскрытии в них истинного творчества, расширения их сознания. Сказано: «Учитель принадлежит вечности, ибо никто не скажет, когда заканчивается его влияние». Вся сложность проблемы учителя связана с расширением сознания через постулат духовности, Духа.
Практика
Идеи гуманно-личностной педагогики находят широкое распространение среди родителей и учителей, а также практиков образования других специальностей – логопедов, психологов, специалистов иного профиля. Этому способствует, с одной стороны, стремление родителей воспитывать детей нового сознания в подходящей среде, создавая особое образовательно-воспитательное пространство, насыщать его духовностью и возвышенными чувствами, с другой, одобрительное отношение к гуманной педагогике учителей и руководителей образования разных уровней, в том числе Комитета образования и науки Государственной Думы РФ.
Для родителей проводятся семинары по городам России и СНГ, а также в зарубежных странах. Проводятся Дистанционные курсы, Высшие курсы, работают Летние курсы в Бушети, он-лайн Клуб семьи Амонашвили. В Москве и других городах России регулярно проводятся Живые встречи гуманной педагогики.
С целью закрепления учительских стремлений к идеям гуманной педагогики мы совместно с академиком Д.Д.Зуевым осуществляем уникальное многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (издано 52 тома общим тиражом 600 тысяч экземпляров). Ныне мы выполняем заказ Министерства образования РФ по изданию первых 20 томов «Антологии» тиражом пять тысяч экземпляров каждый для образовательных учреждений. Наряду с «Антологией» изданы книги: «Размышления о гуманной педагогике», трактат «Школа Жизни», «Педагогическая симфония», «Улыбка моя, где ты?», серия уроков по гуманной педагогике, методический комплект по выращиванию письменноречевой деятельности у младших школьников и др.
Распространению идей гуманно-личностной педагогики служат семинары для учителей в рамках повышения квалификации. За последние 8-10 лет были проведены семинары в более чем 60 городах России, странах СНГ, прибалтийских республиках (тема семинаров «Основы гуманно-личностного подхода к детям в процессе образования», объём часов от 35 до 74). Семинары прошли около 15 тысяч учителей. В разных городах открылись экспериментальные школы (С.-Петербург, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Таллинн и др.) и множество классов. В Москве окружными экспериментальными площадками по гуманной педагогике являются школы № 200, №1715 и №303.
Во многих городах России, стран СНГ и Прибалтики созданы общественные лаборатории и общества гуманной педагогики. В Москве на базе МЦР создан Международный Центр Гуманной Педагогики. В 2000 году на базе кафедры педагогики Тюменского Университета (зав. кафедрой академик В.И.Загвязинский) была проведена региональная конференция на тему: «Гуманная педагогика и духовный мир учителя» (издан сборник материалов).
Лаборатория гуманной педагогики МГПУ создаёт спецкурсы по основам гуманной педагогики. При лаборатории создан мастер-класс для студентов, аспирантов и молодых учителей. Школы №№ 200, 1715, 303 в год два раза проводят «методические дни» в связи с отдельными проблемами гуманной педагогики (развитие духовного мира детей, выращивание в них познавательного чтения и письменноречевой деятельности, качество общения учителя с детьми и т.д.). В школу для ознакомления с работой приглашаются работники Управления, методических кабинетов, учителя разных школ, студенты, родители. Проблемы:
— создание мощной научной лаборатории с квалифицированными специалистами с целью разработки педагогических комплектов по отдельным образовательным курсам, а также преемственного продолжения работы на второй ступени школы;
— создание федерального центра гуманной педагогики с целью объединения усилий родителей, учителей и местных органов в этом направлении, методического руководства учителями, ведущими практику по принципам гуманно-личностной педагогики;
— подготовка научных кадров в сфере гуманной педагогики по линии аспирантуры, соискательства или других форм.
Международный Центр Гуманной Педагогики
В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном Центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики.
Его возглавил Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики».
Вместе с совокупностью идей, сложившихся в классическом духовно-философском и педагогическом наследии человечества, а также творческими достижениями современного образования, Живая Этика составляет основу теории гуманно-личностной педагогики – педагогики третьего тысячелетия.
Международный Центр Гуманной Педагогики объединяет педагогов, работающих на основе принципов гуманной педагогики и имеющих собственные разработки в этой области, ведет активную деятельность по распространению ее идей среди учителей, работников образования, родителей и широкой общественности. За последние 12 лет прошли семинарские курсы повышения квалификации и получили удостоверения более 19 тысяч человек. В 150 городах России, странах СНГ, в странах Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики.
Центр осуществляет широкую связь с учеными и педагогами, педагогическими университетами и колледжами, со школами, творческими организациями, с управлениями образования разного уровня, сотрудничает с Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете и региональными лабораториями гуманной педагогики.
Основными направлениями деятельности Центра являются:
– теоретическая и практическая разработка идей гуманной педагогики;
– содействие распространению идей гуманной педагогики и накопленного опыта среди учителей;
– объединение учителей вокруг идей гуманной педагогики;
– ориентация учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;
– экспертиза и апробация проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;
– проведение круглых столов, конференций, семинаров, мастер-классов по обмену опытом, лекций по отдельным вопросам гуманной педагогики, проводящихся в рамках лектория МЦР;
– проведение методических дней в школах, работающих на основе идей гуманной педагогики;
– организация на местах общественных лабораторий по гуманной педагогике;
– ежегодное проведение Международных Педагогических Чтений по гуманной педагогике;
– подготовка к печати ежегодного научно-педагогического и литературного альманаха «Три ключа», в котором публикуются материалы Международных Педагогических Чтений.
Работу Международного Центра Гуманной Педагогики координирует Совет Центра. Совет формируется из наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы и других городов России, а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.
В 2010 году общественная организация Международный Центр гуманной педагогики прошла государственную регистрацию как Международная ассоциация общественных объединений «Международный Центр гуманной педагогики»; учредителями выступили: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», Всеукраинская Культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики и Ассоциация Гуманной Педагогики Латвии. В июле 2011 г. в состав Центра вошли Ассоциация гуманной педагогики в Литве и Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии;
Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» при Центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.
Работа Центра освещается в журнале «Три ключа», в журнале «Культура и время», газете «Содружество», а также во многих средствах массовой информации названных стран.
7 постулатов гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили.
1. В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада.
Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость.
2. Все без исключения родители желают своим детям только счастья.
При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь.
Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.
3. Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере.
Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.
4. Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго.
Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим.
На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.
5. Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи.
То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно.
Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.
6. Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты.
И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.
7. С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают».
Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.
Было очень сложно прочитать правильно имя.
сомнительный набор постулатов, если честно.
Пиздить их надо, вот.
Опять бога своего суют, валите на свои православные сайты.
СТРУНЫ ДУШИ
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае,если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.
Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.
Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».
Цели технологии:
• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
• облагораживание души и сердца ребенка;
• развитие и становление познавательных сил ребенка;
• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
• идеал воспитания — самовоспитание.
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов,среди которых:
• гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
•индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
•мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;
•резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».
1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «»Истинно человеческое» — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».
2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.
«»Как человека» — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».
3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.
«»Истинная индивидуальность» — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».
4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.
«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».
5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.
«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.
Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».
6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.
«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»
В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.
«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: «Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?».); положения, требующего развертывания и доказательств (например: «Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?»); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: «Посмотрите на неравенства А > В, В Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».
Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.
Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.
Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.
Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.
Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.
Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.
Здоровьесберегающая технология «Музыкотерапия» Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка. Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека.