гумешки у бажова что это
Уральские «Гумёшки» – под кремлёвским боком
Гайское месторождение меди – не сирота. У него много «родственников»: месторождения медных руд разбросаны по всему миру. Среди этих «родственников» – знаменитые и малоизвестные, богатые и бедненькие, действующие и давно закрытые, представленные сегодня лишь заросшими провалами шахт.
Свой рассказ о «Меднорудных месторождениях мира» мы начнём с легендарных Гумёшек.
Медь здесь добывалась ещё племенами чуди (одна из групп финно-угорской общности) со времен бронзового века. Здешние «чудские копи» известны как археологам, так и историкам технологической эволюции.
Но Гумёшки – это не только медь. Медная гора в полевском крае прославилась как первое в России месторождение малахита (карбоната меди). А Гумёшевский рудник стал пионером в его добыче.
Изобретательность природы в полной мере коснулась малахита. Изысканность бархатисто-зелёных тонов, концентрическая фактура натечности, множество мелких пустот в камне, посторонних включений, его ноздреватость – всё это делало малахит отправной точкой для художественных фантазий камнерезов. Как поделочный материал малахит проделал путь от сырья для мелких предметов и изысканных украшений – к основе для крупных интерьерных изделий, ваз, шкатулок и столешниц.
Название «Гумёшки» произошло от диалектного слова «гумёнце» – невысокий пологий холм. По-другому этот холм полевчане называли «Медной горой». И оба эти названия увековечены Павлом Петровичем Бажовым в сказах «Малахитовая шкатулка». Вы, конечно, помните Хозяйку Медной горы. Так вот, Гумёшки – это часть её владений. Здесь происходит действие сказов «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок».
Сейчас Гумёшки не действуют. Уже во времена Бажова здесь был пустырь. Бажов вспоминал свою первую встречу со знаменитым рудником так: «Когда же через несколько дней увидел Гумёшки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нем даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами…».
Именно в его залах Гумёшки оживают вновь.
Витрина с уральским, в том числе, гумёшковским малахитом.
Еще изделия из малахита Гумёшек.
«Малахит огромною массою натечного образования, болле 12 пудов (192 кг), из Гумешевского рудника на Урале…».
Самоцветы Урала. Малахит.
«Едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре,
где бы на таком сравнительно очень незначительном
пространстве природа с истинно
безумной щедростью расточала свои дары».
Д.Н.Мамин-Сибиряк
…Мира не узнаешь, не зная края своего.
П.П. Бажов
Русский сказочник Павел Бажов известен тем, что впервые литературно обработал уральские народные сказы, назвав их «Малахитовая шкатулка.»
Красивый зеленый уральский поделочный камень малахит (гидрокарбонат меди)- главная цель поисков героя «Сказов» мастера Данилы.
Именно благодаря сказам Бажова малахит является главным символом Урала. Яркий, играющий многими оттенками зеленого тона, поражающий причудливостью рисунков малахит считается в мире исконно русским поделочным и ювелирным камнем. По уральским поверьям, украшения из малахита должны носить все добрые люди, для счастья и энергии.
Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал.
Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.
Малахитовое дело в России
Гумешевское месторождение.
Образцы руд и минералов Гумешевского месторождения вошли в минералогические коллекции крупнейших музеев мира. Во второй половине XVIII века Гумешевский рудник приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня — малахита. Гумешевский малахит являлся самым качественным и использовался для изготовления чудесных ювелирных украшений. Этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. В 1770 году на руднике была добыта малахитовая глыба массой более 2,7 тонн. Часть её хранится в минералогическом музее Санкт-Петербургского горного института. Гумешевская малахитовая глыбы в 100 пудов в Питерском горном институте.
Гумешевский рудник и окрестности его оказались насыщены медью и железом, золотом и платиной, мрамором и малахитом. Недаром именно в этих местах и родились легенды о Хозяйке Медной горы, которая олицетворяла богатство и красоту уральских недр.
Первое крупное месторождение малахита на Среднем Урале было найдено ещё в 1702 году, на Гумешевском руднике, расположенном на нынешней северо-западной окраине Полевского. Нашли его крестьяне из Арамильской слободы — Сергей Бабин и Козьма Сулея. Но в начале XVIII века никто на Урале не рассматривал малахит как поделочный камень. Максимум для чего он использовался, так это для успокоения младенцев. Способ этот перешёл к русским крестьянам от аборигенов – хантов и манси. Они привязывали кусочек малахита над детской колыбелью, чтобы ребёнок быстрее уснул. Помогал в этом деле камень или нет, доподлинно не известно. Говорят, что помогал.
В 1718 году посёлок рудника был сожжён башкирами и восстановлен только в 1722 году, а с ними были построены два завода: Полевской медеплавильный (1723) и Северский железоделательный (1735). В 1758 году право на покупку трёх заводов (вместе с Сысертским) выиграл не очень известный соликамский купец Алексей Турчанинов (соперниками которого были Демидовы и Строгановы), а в 1770-е годы ему пришлось взять в руки и военное командование, организовав оборону своих заводов от Пугачёва (причём рабочие были на стороне господина, что очень показательно), тем самым не допустив нападения восставших на Екатеринбург. За это в 1783 году Турчанинов получил дворянский титул, и династия Турчаниновых окончательно стала одной из ведущих на Урале. Окрестности Полевского
Новый хозяин Гумешек начал осваивать рудник комплексно, отдельно добывая и медную руду, и малахит. Турчанинов быстро нашёл камнерезов, которые занялись обработкой малахита. В результате уже к 1763 году слава об уральском малахите дошла до столицы, и на Турчанинова посыпались заказы. Малахитовый промысел оказался более прибыльным, нежели медный.
Финал Гумешевского рудника наступил гораздо раньше, чем рассчитывали Турчаниновы. Уже к 1830 году добывать стало практически нечего, кроме мелких камней, которые годились разве что для изготовления бижутерии.
Меднорудянское месторождение
Меднорудянское месторождение находится в Нижнем Тагиле, недалеко от центра города и начинает свою историю с 1722 года. Первые сто лет месторождение отрабатывалось только на медь и железную руду. Дивная «медная зелень» встречалась горнопроходчикам, но ее никто не принимал во внимание.
Но уже в 1814 году местный житель Кузьма Кустов при расчистке колодца обнаружил прожилки малахита, с этого времени и начинается славная история Меднорудянского месторождения, целенаправленная и систематическая разработка его.
Работы велись подземным способом, за время эксплуатации было пройдено около полусотни шахт, основная масса малахита была добыта на глубине первых двухсот метров, начиная с отметки 40 метров от поверхности. Все, наиболее совершенное и грандиозное, что было создано в малахите в мировой художественной культуре, выполнено из уральского камня.
На новый уровень развития уральские медные рудники вышли после открытия знаменитого Медноруднянского месторождения. Именно там стали добывать крупные глыбы малахита весом около двух тонн. Именно на Медноруднянском руднике обнаружили крупнейший малахитовый монолит весом в 250 тонн! Карьер Меднорудянского рудника
Тагильский малахит тоже знали еще в XVIII веке, но слава о нем пошла уже после открытия Меднорудянского месторождения, и особенно после того как обнаружили уникальную глыбу.
Обработка
После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки — и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать, что в результате из небольшого кусочка позволяет получить малахитовую облицовку большой площади с единым продолжающимся узором.
Камни распиливались на тончайшие пластины, которые состыковывались между собой после тщательного подбора узора. Далее пластины наклеивались на основу и шлифовались. Искусство русских мастеров было настолько совершенным, что у наблюдателя создавалось впечатление абсолютной монолитности изделия даже при близком рассмотрении.
Начался расцвет малахитового дела в России. Искусные камнерезы изобрели новый стиль изготовления предметов из малахита – «русская мозаика».Виды уральского малахита
Уральский малахит обычно разделяется на два вида – бирюзовый и плисовый. Наиболее распространён в природе бирюзовый малахит. Именно он считается наиболее ценным в мире.
Бирюзовый малахит имеет уникальное строение. Его рисунок создают вытянутые, асимметричные окружности и полосы. Причудливые изгибы светлых и тёмных областей удивительно чистого зелёного цвета образуют неповторимые узоры, столь высоко ценимые ювелирами и коллекционерами.Различные оттенки зеленого цвета малахита зависят от включения в него других минералов: хризоколлы, асперолита, элита и т.д. Например, хризоколла придает синеватый оттенок.
«Зелённым камнем» очень интересовалась царская семья и петербуржская знать. Дошло до того, что во время поездки на Урал Александр II настоял не только на посещении рудника, где добывают малахит, но и на собственноручной его добыче. Кстати сказать, Александр II оказался не белоручкой: он сам отважно спустился в шахту и сам добыл приличный кусок малахита. Этот эпизод был отражён даже на некоторых гравюрах того времени, а куртку, в которой он спускался в шахту, хранили в городском музее.
Уже в 1834 году случилась первая крупная находка – малахитовая глыба весом более 1500 пудов. С этого момента и ведёт отсчёт промышленная добыча малахита на территории Нижнетагильских заводов. Ещё через полгода была найдена ещё одна глыба примерно такого же веса, а, спустя несколько месяцев, монолит весом более 4000 пудов.
Из первых крупных находок Анатолий Демидов распоряжается изготовить «малахитовый храм» — восьмиколонную ротонду — для установки в Исаакиевском соборе. Ротонда
Колонны у алтаря Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге высотой около 10 м. могут считаться самым замечательным по красоте и размерам изделием из малахита.
Год спустя, в 1837-м, случился пожар в Зимнем дворце. Над проектом восстановления царской резиденции работали известные в те времена художники и архитекторы. Руководил проектом профессор архитектуры Императорской Академии художеств Александр Павлович Брюллов — старший брат художника Карла Брюллова. Он-то и предлагает Николаю I при восстановлении декора личного кабинета использовать вместо яшмы малахит. Поставить малахит для работ поручили Анатолию Демидову. Результат работ так понравился царю, что он решил отделать малахитом один из залов, входивших в покои своей супруги – Александры Фёдоровны. Так в Зимнем появился знаменитый Малахитовый зал, на отделку которого пошло 2 тонны малахита. Зимний дворец. Малахитовый зал
Медная гора. Без Хозяйки.
Вот место, куда уральские легенды и рассказы Павла Бажова поселили Хозяйку Медной горы.
Высока ли Медная гора? Не слишком. Точнее, никакой горы тут нет (и не было) вообще.
Вот как описывает свой когнитивный диссонанс сам Бажов:
«Все-таки больше всего меня обманула Медная гора. Подъезжая к Полевскому заводу, я первым делом искал глазами эту Медную гору, которую так ясно представлял. Кругом завода было много обычных для Урала, покрытых хвойным лесом гор, но Медной горы не было. В Заречной части заводского поселка гора спускалась скалистыми уступами к речке. Уж не эта ли? Но возчик сказал, что это Думная, и пояснил:
— Тут, сказывают, Пугачев три дня сидел, думал. Оттого Думная и называется.
— Не видно ее из-за домов-то.
От такого пояснения моя гора, конечно, много потеряла.
«Какая это гора, коли из-за домов не видно! Так, видно, горочка какая- нибудь!»
Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нем даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами. Возвратившись с Гумешек, с азартом стал «уличать» отца в обмане, но отец спокойно повторял свое прежнее объяснение:
— Я же говорил, что рудник это. Медную руду добывали. Значит, гора и есть. Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле. «
Медь здесь добывается и сейчас, но подробности и последствия описывать не буду. Это грустно.
К чему грусть, если тут есть груздь? )
Азов гора
Недетские сказки. Часть 1. Хозяйка медной горы, Малахитовая шкатулка
Многие слышали в своей жизни понятия «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», отсылающие к Уральским сказкам П. Бажова. Многие слышали, да далеко не многие помнят, о чем были те сказки. Это и неудивительно, времени на многое не хватает, всех хороших книг не перечитать.
Итак, про пару Уральских сказок.
Не придется ничего доказывать: просто вспомним содержание этих сказок.
С детства стояла у меня книга на полке «Уральских сказов». Это сборник коротких сказок, главными героями которых были рабочие и начальники горнодобывающих заводов. Была я ребенком читающим, да вот эта книжка мне вовсе не пошла.
Однако современный маленький читатель понять исторического контекста не может, а значит ему остается довольствоваться только мистическим компонентом. В дополнение к очень специфическому языку автора, чтение для ребенка становится настоящим испытанием: преодолеть заковыристый язык + непонятные термины исторического контекста, чтобы добраться наконец до сказочных персонажей.
1) Сперва про мистических персонажей.
Вот что написано в википедии про сказ «Медной горы хозяйка»:
«Отправившись смотреть покосы, заводской паренёк Степан встретил женщину в необычных одеждах. Присмотревшись, он догадался, что перед ним — Хозяйка Медной горы. Она велела передать приказчику, чтобы тот уходил с Красногорского рудника. Степан выполнил её просьбу и за это поплатился: приказчик его выпорол, заковал в цепи и отправил в забой. Спасла Степана Малахитница. Привела парня в свои владения и вопрос ребром поставила: «Ну, как насчёт женитьбы?» Степан честно признался, что обещал жениться на девушке Настёне. Хозяйка оценила эту прямоту, подарила его невесте малахитовую шкатулку с украшениями и помогла Степану и его невесте получить волю.»
Не вышло счастливой концовки в оригинале!
Женился он, семью завел. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал. Повадился на охоту ходить, и дичи с нее не приносить. Однажды ушел на охоту и не вернулся.
Сказка «Малахитовая шкатулка» тоже исключительно трагическая. Сказка начинается с уже знакомых персонажей: овдовевшей жены Степана, его двух сыновей и дочери. Степан жене подарил малахитовую шкатулку с украшениями в предыдущей сказке, а в этой сказке мы узнаем, что не принесла семье счастья та шкатулка! Жене каменные украшения из той шкатулки не пришлись впору: холодные и тяжелые ощущались, из-за колец чуть пальцы не потеряла, еле сняла их. А дочка её Татьяна на мать была вовсе не похожа, а похожа была на Хозяйку Медной горы, словно Хозяйка была ей матерью. И Татьяне украшения полюбились и пришлись впору. В течение всей сказки Татьяна помогает продажей своего искусного шитья не обеднеть своим родственникам, с которыми живет, попутно отшивая подальше всех женихов, позарившихся на ее красоту. А в конце сказки Татьяна просто испаряется в воздухе перед очередным неудачным женихом и возвращается к Хозяйке медной горы.
2) Про исторический контекст
Описание Бажовым условий труда на заводе воспринимается куда тяжелее, чем описание какого-то там непредсказуемого духа горы. Потому что духов-то не существует, и их опасаться нечего. А вот нещадная эксплуатация рабочих на заводе существует.
Цитирую «Хозяйку медной горы»:
На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:
— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.
У приказчика даже усы затряслись.
— Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!
— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне велено.
— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно.
Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость (крепостничество. — Ред.). Всяко галились (издевались. — Ред.) над человеком. Надзиратель еще и говорит:
— Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, — и назначил вовсе несообразно.
Цитирую «Хозяйку медной горы»:
Приказчик на это и говорит:
— Это его дело, кому он душу продал, а нам свою выгоду поиметь надо. Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдет.
Велел все-таки приказчик расковать Степана и приказ такой дал — на Красногорке работы прекратить.
— Кто, — говорит, — его знает? Может, этот дурак от ума тогда говорил. Да и руда там с медью пошла, только чугуну порча.
Надзиратель объявил Степану, что от его требуется, а тот ответил:
— Кто от воли откажется? Буду стараться, а найду ли — это уж как счастье мое подойдет.
Вскорости нашел им Степан глыбу такую.
Выволокли ее наверх. Гордятся, — вот-де мы какие, а Степану воли не дали.
О глыбе написали барину, тот и приехал из самого, слышь-ко, Сам-Петербурху. Узнал, как дело было, и зовет к себе Степана.
— Вот что, — говорит, — даю тебе свое дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдешь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной.
Степан отвечает:
— Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет — увидим.
Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно свое:
— Чуть было не забыл — невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок — сам буду вольный, а жена в крепости.
Барин видит — парень не мягкий. Написал ему актовую бумагу.
— На, — говорит, — только старайся смотри.
А Степан все свое:
— Это уж как счастье поищет.
Полевской: на родине Бажовых сказов
Полевской — небольшой город Свердловской области, находящийся в 40 километрах от Екатеринбурга. Фактически он представляет собой два города, расположенных в 5 километрах друг от друга – сам Полевской (Ленинский район) и Северск (Северский район). Между собой они соединены трассой, проходящей по лесополосе. Подобное строение на Урале имеют еще два города – Волчанск и Каменск-Уральский.
История города
Началом своего существования Полевской обязан залежам медной руды на Гумешках, обнаруженным крестьянами Сергеем Бабиным и Козьмой Сулеевым в 1702 году. Спустя 7 лет на реке Полевой, в честь которой позже будет назван населенный пункт, были обнаружены месторождения медной и железной руд. В 1718 году началась разработка Гумешевского рудника – этот год теперь считается датой основания города.
Однако не только медная руда скрывалась в недрах этой местности – именно здесь были обнаружены зеленые камни малахита, вдохновившие известнейшего уральского писателя П.П. Бажова на создания сказа о Хозяйке Медной горы. Хозяйка или, как ее еще называли, Малахитница считалась покровительницей рудокопов – добрых и чистых сердцем она награждала, а злых и коварных наказывала.
Источник: web-skazki.ru
Малахит с Гумешевского рудника первым вошел в русскую камнерезную культуру как драгоценный поделочный камень. Особую славу имеет глыба малахита, добытая в 1775 году – ее вес составил более 2 тысяч килограмм. Красота рисунка и размеры камня, по мнению хозяев рудника, были достойны самой императрицы – в 1789 году они подарили камень Екатерине II. На сегодняшний день уникальная находка хранится в Горном музее Ленинградского горного института, а образцы руд и минералов, добытых в Гумешевском руднике можно найти во всех крупнейших музеях мира. К сожалению, на сегодняшний день запасы Малахитницы полностью исчерпаны – теперь поделочный камень поступает из Африки или изготовляется искусственным способом. Да и сама Медная гора выглядит весьма удручающе – ее и горой-то назвать язык не поворачивается.
10 июня 1718 года Гумешевский рудник подвергся нападению башкир, которые сожгли строения и убили часть населения. Спустя несколько лет рудник был восстановлен, а на реке Полевой начали возводить медеплавильный завод. Дабы не повторить участь Гумешевского рудника, Полевской медеплавильный завод обнесли крепостной стеной.
Хотя, согласно преданию, башкиры имели полное право находится на этой земле – ведь оно является исконно башкирским местом. Именно башкир открыл столь богатое медью место. Согласно легенде башкир Гуманай с товарищами отправился как-то на охоту, устали в пути и сели отдохнуть на холм. Гуманай сидел и рукой перебирал камешки, а потом глядь – а у них красивый зеленый цвет. Позже выяснилось, что это медная руда была. И начали это место называть Гуманаешки – в честь Гуманая.
Однако правительство русского заводсткого поселка не собирались отдавать им уже обжитую землю, поэтому были выставлены горнизоны солдат (например, Горный Щит, Полдневая, Косой Брод). Когда башкиры совершали очередной набег, солдаты выходили в поле по кличу «В поле, войско!». От этого клича и пошло название города – Поле-вской.
В 1735 году в 7 километрах от Полевского завода началось строительство еще одного завода – Северского железоделательного. Название завод получил также в честь протекающей здесь реки Северушки. Спустя 4 года с завода вышло первое кричное железо.Сегодня оба завода – Полевской и Северский – сменили направление деятельности: теперь они называются Полевской машиностроительный завод и Северский трубный завод.
В 1942 году Полевской получил статус города, а спустя 4 года к нему был присоединен Северский поселок. В 1967 году административный центр города был переведен из южной в северную часть, поэтому Северский район более богат на достопримечательности.
Достопримечательности города
Стенография
В начале 2019 года некоторые из зданий Полевского заиграли новыми красками – екатеринбургские художники украсили их объемными рисунками в рамках проекта «Город-музей». Граффити выполнены командой Spektr и представляют собой исторические артефакты, которые так или иначе связаны с Полевским. На здании автостанции, например, изображены различные минералы – белый мрамор, малахит, кварц и другие. Каждый рисунок сопровождается информационной справкой (ул. Володарского 72).
Автор фото: Дмитрий Чабанов
На пятиэтажном здании через дорогу (ул. Володарского 57) изображены птицевидные идолы иткульской культуры, которые были найдены на Азов-горе.
Автор фото: Дмитрий Чабанов
Здесь же неподалеку находится трансформаторная будка, на которой изображен макет Полевского завода.
Автор фото: Дмитрий Чабанов
Верхний пруд (Полевское водохранилище)
Именно с этого пруда началось развитие города Полевского. Точнее со строительства плотины, после чего образовался пруд. Раньше вода в пруду поставляла энергию медеплавильному заводу, а сегодня он служит источником снабжения города питьевой водой.
Его длина около 3 километров, ширина – около километра. Местные жители и екатеринбуржцы часто приезжают сюда порыбачить – в озере водится лещ, окунь, чебак.
GPS-координаты: 56.435369, 60.180324
Гора Думная
В нескольких сотнях метров от водохранилища находится гора Думная, где маленький Павел Бажов слушал предания о местных землях от В.В. Хмелинина – прототипа деда Слышко.
Гора не особенно высокая (405 местров), однако с обрыва горы открывается чудесная панорама на город и его окрестности – вдалеке даже можно разглядеть Азов-гору. Также на вершине горы можно увидеть Поклонный крест.
GPS-координаты: 56.439960, 60.188822
Музейный комплекс «Северская домна»
Музейный комплекс был открыт в 2009 году на территории Северского трубного завода. Комплекс включает в себя два исторических здания, Спасо-Преображенскую часовню и экспозицию под открытым небом.
Одно из зданий представляет собой бывшую кричную фабрику 1842 года постройки, где сейчас размещается экспозиционный зал. «Жемчужина» комплекса располагается в здании доменного цеха, построенного в 1860 году. Домна – единственный в Европе экспонат уральской промышленной архитектуры середины 19 века. Она дает полное представление о производственном процессе выплавки чугуна в позапрошлом веке.
Истояник фото: официальный сайт Северского трубного завода
На экспозиции под открытым небом можно увидеть оборудование, которое раньше использовали на заводе, а теперь убрали из эксплуатации и транспортные средства.
Истояник фото: официальный сайт Северского трубного завода
Одним из красивейших экспонатов комплекса, который видно с проезжей части является Спасо-Преображенская часовня. В 19 веке часовня была изготовлена местными мастерами-металлургами полностью из металла. Не смотря на грузность используемого материала церковь вышла на удивление изящной и воздушной.
Истояник фото: официальный сайт Северского трубного завода
После прихода советской власти часовня была уничтожена. Однако в 2013 году по уцелевшим эскизам часовню восстановили, причем она получилась точной копией оригинала. На сегодняшний день это единственная часовня в мире, целиком изготовленная из металла.
Кстати, здесь снимались кадры для фильма «Угрюм-река».
GPS-координаты: 56.488056, 60.231283