Шахматы больше чем игра

Больше чем игра: шахматы как инструмент образования

Любовь Карась

Шахматы развивают не только математическое мышление, но и навыки принятия решений, риск-менеджмента, помогают работать над эмоциональным состоянием. Как правило, эта игра рассматривается как способ проведения досуга. Однако национальный консультант по шахматному образованию Джерри Нэш стал рассматривать шахматы как инструмент, который можно внедрить в процесс обучения. Руководитель экспертно-методического центра «Теории и практики» Зиба Джафарова поговорила с Джерри Нэшем о том, что можно развить благодаря игре в шахматы и как она влияет на коммуникацию в группах и процесс воспитания.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Джерри Нэш

Национальный консультант по шахматному образованию, секретарь исследовательской группы FIDE-ECU по шахматам в школах США, спикер на международной конференции EdCrunch

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

— Мы всегда спрашиваем экспертов о том, как они начинали. Расскажите, откуда у вас интерес к шахматам? Как вы начали играть?

У меня никогда не было тренера по шахматам, я даже не всегда находил себе компанию для игры. Я организовал шахматный турнир в старшей школе, просто чтобы было с кем сыграть. Затем, когда я поступил в колледж, появилась возможность сыграть в настоящем шахматном турнире. Мне предстояло еще много узнать об этой игре.

— Как вы поняли, что люди, играющие в шахматы, развивают какие-то навыки, например критическое мышление?

— Я работал в университете в середине 1990-х в штате Луизиана, и большая часть моей работы была связана с оказанием помощи студентам в принятии решений. Очень часто они спрашивали меня, какое решение им принять в ситуации. Я отвечал: «Я здесь не для того, чтобы рассказывать тебе, как жить жизнь, а для того, чтобы научить тебя думать». Тогда я просил описать процесс их мышления в сложившейся ситуации; иными словами, то, как они пытаются найти решение. Я был удивлен тому, что некоторые просто не умели логически мыслить. Хотя это были уже студенты, от них ожидания другие. Я понял, что развивать критическое, логическое мышление, навык принятия решений нужно гораздо раньше.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Как-то мне позвонили из школьного совета и попросили составить шахматную программу. В районе с населением около ста тысяч человек нас было около пяти взрослых, которые играли в шахматы. И сразу после этого разговора мне позвонили из школы, где учились мои дочери, и предложили стать тренером по шахматам. Я согласился.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, какие именно навыки шахматы позволяют развивать.

— Шахматы научили меня планировать и оценивать разные варианты, прежде чем я приму решение. Одно из правил в шахматах — если вы дотронулись до фигуры, нужно ее переместить. То есть обратного пути уже нет, а до этого хода нужно все продумать.

Так я понял, что в жизни, как и в шахматах, нужно слушать других и не выступать с монологом, а вести диалог

В шахматах есть элемент метапознания. Вы должны научиться думать о том, как вы думаете. Если вы этому не научитесь, будете совершать одни и те же ошибки. Метапознание — это путь к изменению

В организации, с которой я работаю, мы занимаемся повышением квалификации учителей. У нас есть серия плакатов «Думай как шахматист». Что это значит? Это значит, что вы должны оценить ситуацию, продумывать на несколько шагов вперед, выявлять причинно-следственные связи.

Еще один преподаватель рассказал об ученике, который всегда создавал проблемы своим поведением. Но после занятий шахматами он стал одним из лидеров в этой игре. Это существенное изменение в одной личности, которое повлияло на всю школьную культуру. Я всегда говорю учителям, что мы здесь не для того, чтобы создавать гроссмейстеров. Цель — помочь приобрести навыки и изменить поведение.

— Как вы оцениваете образовательные результаты этих детей?

Другой аспект — совместное обучение. Ученики начинают друг с другом взаимодействовать. Эти другие навыки, которые мы часто называем мягкими навыками или социальным, эмоциональным обучением. Кроме того, студенты учатся работать над ошибками и воспринимать критику.

— Звучит потрясающе. В некоторых моментах даже волшебно.

— Учителя и говорят: да, это потрясающе. Одна учительница рассказывала, что ее ученики любят играть в шахматы и она использует игру как инструмент для разрешения споров. Когда возникает конфликт, учащиеся начинают играть в шахматы.

— Интересно, сколько школ в России это делают. Люди играют в шахматы, но это всегда внеклассная деятельность. У нас есть шахматные клубы, но это отдельное дело.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

В прошлом году я работал с FIDA, Международной шахматной федерацией. Там есть комиссия по образованию, с которой мне посчастливилось сотрудничать. И вот так я обнаружил, что делается много работы по тому, как обучать шахматам.

Ведется огромная работа. Моя жена — учительница, мы говорим об этом с ней, и в профессиональном сообществе все поднимают вопрос того, что учеников нужно научить критически мыслить. Поэтому мы и нуждаемся в обучении шахматам.

Опыт игры в шахматы изменил и ожидания преподавателей относительно того, на что способны их же ученики. То есть они сами удивляются тому, как, оказывается, могут мыслить даже не самые сильные учащиеся. Этот опыт трансформирует не только учеников, но и учителей. Именно поэтому я начал преподавать: в первую очередь я хотел помочь ученикам измениться.

— Потрясающе. Можете порекомендовать какие-то ресурсы, или книги, или фильмы, которые помогут людям заинтересоваться шахматами?

— Сейчас существует много дополнительных ресурсов. Вы не найдете много книг о том, где рассматривают шахматы как часть образования. В этом плане мы находимся на ранних стадиях. Говоря о фильмах, конечно, не могу не сказать о сериале «Ход королевы» на Netflix. Я думаю, что одна из причин, почему этот сериал так поражает, в том, что это увлекательная, захватывающая история.

Существует множество обучающих программ по игре в шахматы, например Chess Kid и Chessable, ChessMatec, которые геймифицируют процесс обучения. Это просто опыт обучения игре в шахматы, но у вас есть, например, chess.com, Lichess.

— Я думаю, последнее, о чем я хочу спросить, это работаете ли вы с текстами, где рассматриваются вместе шахматы и образование? Вы как раз говорили о том, что такой литературы мало.

— Да. На сайте education.org есть раздел об исследованиях, где вы можете глубже погрузиться в развитие шахматной культуры. На сайте FIDA есть сайт комиссии по образованию. Одна из вещей, которую мы надеемся сделать в ближайшие годы, — это расширить эти сайты, включив в них больше ресурсов, а затем перевести некоторые из них с испанского на английский или с английского на испанский, русский и другие языки.

— Спасибо большое за обсуждение!

8 декабря Джерри Нэш примет участие в панельной дискуссии «Шахматы и мозг: игра делает нас умнее?» на конференции по новым технологиям в образовании EdCrunch Glocal. На мероприятии обсудят, как шахматы влияют на результаты обучения, внимание, память, а также на креативность, критическое мышление и другие компетенции XXI века.

Источник

Проектная работа. Шахматы – больше, чем просто игра

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Шахматы – больше, чем просто игра

Выполнила: Насибуллина Аделина, ученица 2«Г» класса, МБОУ «СОШ №13»

Руководитель: Перикова А. Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Фестиваль ученических проектов Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

«Визитная карточка» проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Насибуллина Аделина Алмазовна

2 класс «Г» МБОУ СОШ№13 г. Нижневартовск

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его должность 2

Перикова Альбина Юнировна учитель начальных классов

Шахматы – больше, чем просто игра.

изучение истории развития шахматных фигур для выявления изменений в самой игре, её правилах и целях, а также изготовление шахматных фигур своими руками.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ

— узнать перевод слова «шахматы»;

— составить вопросы и провести опрос среди учеников класса;

— проанализировать полученные результаты и сделать вывод;

— попробовать воссоздать шахматные фигуры своими руками.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЕМ ПРОЕКТЕ

Изучение научной и справочной литературы.

1.1 Легенда возникновения игры.

1.2 Название, назначение и история развития шахматных фигур.

Глава 2. Методика проведения исследования. Изготовление шахматных фигур.

Глава 3. Результаты исследования.

Список использованной литературы.

Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.

Шахматы! Это название знакомо, пожалуй, каждому. Это одна из самых известных и популярных игр на планете, которая имеет очень древнюю и интересную историю.

Почему шахматный слон совсем не похож на слона, почему у некоторых фигур есть целых два имени слон-офицер, тура-ладья, ферзь-королева? Все это очень загадочно!

Как бы то ни было, шахматы – это целый мир, загадочный и интересный. И я очень рад приоткрыть для вас в него двери.

Цель исследования – изучение истории развития шахматных фигур для выявления изменений в самой игре, её правилах и целях, а также изготовление шахматных фигур своими руками.

Для достижения цели исследования нам понадобится окунуться вглубь веков, исследовав литературные и другие письменные источники того времени; проследить историю происхождения и изменения тех слов, что обозначают шахматные фигуры и решить следующие задачи:

— узнать перевод слова «шахматы»;

— составить вопросы и провести опрос среди учеников класса;

— проанализировать полученные результаты и сделать вывод;

— попробовать воссоздать шахматные фигуры своими руками.

Изучение научной и справочной литературы.

Практическая значимость исследования : изучив историю возникновения шахматных фигур, дети узнают об истоках происхождения шахмат, вызовет интерес к шахматной игре в целом, научатся лучше понимать игру в шахматы.

Глава 1.Игра в шахматы и фигуры:

1.1.Легенда возникновения игры.

Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумного изобретателя (необходимо 264 − 1 ≈1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км 3 ).

Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э.

Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата. Затем, через завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и, вообще, в Европу.

К восточным славянам шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.

Но все же, мир человека, мир культуры настолько широк и разнообразен, что игры с очень древней историей, похожие на классические шахматы, мы можем найти у многих народов.

Например, в старые времена на Руси была игра, очень похожая на шахматы. Она называлась «Тавлеи». Несмотря на различия в правилах игры, фигуры назывались:

Два соперника, передвигая по 64-м клеткам игровой доски свои фигуры, должны создать для «короля» противника такую ситуацию, когда следующий ход приведет к его «безвыходности». Всего шахматных фигур 32 – 16 белых и 16 черных. С каждой стороны играют по 8 пешек, две ладьи, два коня, два слона, один ферзь и один король. Каждая фигура передвигается по игровому полю в соответствии с установленными правилами.

1.2. Название, назначение и история развития шахматных фигур.

А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.

В обыденную речь слово «пешка», по-видимому, пришло из шахмат. В повседневной жизни оно употребляется с негативным оттенком, когда хотят отметить незначительность, мелкость, ненужность человека.

Однако, знаменитый мастер игры Ф. Филидор считал, что пешка — «душа шахматной партии», а структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии.

Чтобы разрешить это противоречие, нам надо выяснить историю происхождения слова «пешка».

Пешки в шахматной партии играют очень большую роль. В дебюте первые пешечные ходы позволяют опытному игроку завладеть игровым пространством (в настоящем бою это захват опорных пунктов, важных высот). Пешки могут служить для защиты и поддержки основных фигур (в современной армии танки без помощи солдат-пехотинцев беспомощны). И, наконец, одно из правил шахмат – пешка, прошедшая через все поле, превращается в любую сильную фигуру, даже в ферзя. «Плох тот солдат,

который не мечтает стать генералом» (русская пословица)

Как тут не вспомнить о традиции многих армий мира, в том числе и русской, когда рядовой солдат, первым взошедший на стены крепости противника, становился офицером и дворянином!

Таким образом, пешка имеет много общего с отважным, но зачастую безымянным, героем – солдатом-пехотинцем, и своим названием, по-видимому, она обязана именно ему.

А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоят.

Шахматная фигура «ладья» своим видом и силуэтом на графическом изображении напоминает башню средневекового замка. И это не случайно. Дело в том, что эта игра попала в Европу именно в Средние века. В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шахматы попали в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик. А как мы знаем, большинство военных действий в средневековье связано со штурмом огромных каменных сооружений, жилищ знатных феодалов и королей – замков. Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!

(из рапорта А.В. Суворова Г.А. Потемкину)

В европейских языках название этой фигуры так и означает – замок (напр. в английском языке «castle»).

Нам представляется, что это связано с тем, что шахматы пришли на Русь непосредственно из Азии через купцов или восточных торговцев. В арабских странах эта шахматная фигура часто выполнялась в виде мифической птицы Рух, персонажа арабских сказок. Это огромная птица свирепого нрава охотилась на слонов, чтобы выкармливать ими своих птенцов. Изображение головы этого чудовища нередко украшала нос боевых кораблей русских воинов – ладьи. На этом примере мы можем видеть, как на русской земле происходит смешение двух миров – азиатского и европейского.

Животное или человек?

Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.

Однако, если взглянуть на современные фигуры и на шахматные диаграммы, то мы найдем очень мало общего между ними и представителями животного мира. Скорее, они похожи на человека или своеобразный головной убор.

В английском языке эта фигура называется bishop«епископ », и, если внимательно присмотреться, она имеет сходство с митрой – шапкой католического священника. Мы знаем, что игра в шахматы, как и многие другие игры, не одобрялись, а часто и запрещались средневековой церковью. Откуда же в шахматах появился епископ?

Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.

Источник

6 неожиданных преимуществ игры в шахматы для твоей жизни, названных экспертом

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Здесь и далее фото unsplash.com

Шахматы — одна из древнейших настольных игр, и ее часто называют развлечением для интеллектуалов. Только представь себе картину: камин, два кожаных кресла, резные фигуры на лакированной доске и, может быть, еще пара бокалов виски по соседству.

Однако эта игра хороша не только для отдыха, но и для прокачки важных навыков, которые точно пригодятся в повседневной жизни.

Нет времени читать материал целиком? Тогда смотри короткий видеоролик:

1 Возможность учиться на своих ошибках

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Научиться играть в шахматы не всегда легко — даже опытные профессионалы расстраиваются, проиграв при использовании хорошо продуманного плана игры.

«Игра учит вас принимать проигрыш и учиться на своих ошибках, — говорит Даниал Асария, пятикратный чемпион США по шахматам. — Я проиграл более 5000 игр и два национальных чемпионата в последнем туре, но я извлек уроки из этого опыта и продолжал выигрывать, в том числе четыре национальных чемпионата, и представлять сборную США в международных соревнованиях».

В то время как проиграть несколько игр подряд может быть неприятно, это помогает открывать новые стратегии, что может быть полезным навыком как на работе, так и дома.

Чем больше ты привыкнешь к мысли, что ошибки и потери — это хорошо, тем эффективнее научишься превращать негатив вне игры в позитив.

2 Способность планировать будущее

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

По словам Асарии, шахматы — отличный способ поработать над своей способностью планировать будущее, а также реагировать на неудачи спокойно и собранно.

«Шахматы учат вас думать наперед и предвидеть планы ваших противников еще до того, как они их придумают», — объясняет Асария.

3 Совершенствование навыков решения проблем

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Игра в шахматы включает в себя навыки решения проблем. Хотя может показаться, что выяснение наилучшего способа защитить своего короля или переместить пешки мало полезно для повседневной жизни, ты будешь удивлен тем, насколько подобные размышления могут улучшить твой навык решения проблем в реальной жизни.

«Шахматы учат решать проблемы профессионально, — считает Асария. — Никто никогда не выигрывал игру, опуская руки. Вы учитесь бороться и думать о творческих решениях даже в самых безнадежных ситуациях!»

4 Постижение искусства терпения и сосредоточенности

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

«Однажды, когда мне было 10 лет, я играл в шахматы восемь часов подряд», — вспоминает Асария. Подобно гольфу, бейсболу и даже «монополии», шахматная партия может длиться вечно — в буквальном смысле.

Способность сохранять сосредоточенность, ожидая, пока другой игрок станет рассеянным, учит тебя искусству терпения, концентрации и способности ждать результатов, которые ты хочешь получить.

Источник

Чему учат шахматы

Вероника Никитенко

Шахматы не просто развивают логическое мышление. Они учат работать над своим эмоциональным состоянием, признавать ошибки, думать наперед, брать ответственность на себя, общаться невербально и не только. Илья Левитов, основатель проекта LevitovChess, в прошлом председатель Российской Шахматной Федерации, рассказал о том, как шахматы способствуют саморазвитию, и дал рекомендации тем, кто хочет научиться играть.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Илья Левитов

Основатель проекта LevitovChess, в прошлом председатель Российской Шахматной Федерации.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Зачем учиться шахматам, если не хочешь быть профессионалом

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Ты вроде выиграл, но ощущения не такие приятные, чем от такой цельной картины, которую ты можешь получить.

Развивается такое умение, как стрессоустойчивость, причем длительная. Ты на протяжении нескольких часов должен сохранять хладнокровие, потому что в шахматах редко все идет по твоему плану. У соперника может быть план удачнее, чем твой. Он может придумать что-то новое, чего ты не видел, не ожидал.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Мой товарищ, один из сильнейших шахматистов 90-х и 2000-х, Борис Гельфанд, играл с Сергеем Карякиным в полуфинале Кубка мира. Борис Абрамович заготовил очень интересную идею в дебюте, и предугадал развитие партии, но не хотел показывать, что все знает. Борис хорошо знал эту позицию. Он начал задумываться, обхватил голову руками, качал головой, показывая, что эта позиция ему непонятна, и он не знает, что делать. И Сергей, видимо, ему поверил. А Борис шел на ту позицию, которую он знал. И ему удалось эту мизансцену отыграть очень хорошо. И в итоге он выиграл партию.

Еще один пример. Один шахматист, играя с Михаилом Ботвинником, прославленным чемпионом 50–60-х гг., патриархом советских шахмат, делился в одном из интервью воспоминаниями о партии с Ботвинником. Михаил Моисеевич вышел в очках, в костюме, уверенной походкой подошел к столу, пожал руку, сел, поправил очки, написал на бланке соперников, кто играет. И уже в этот момент сопернику захотелось сдаться, еще до начала игры. Такое сильное впечатление на людей оказывает уверенность в себе.

В шахматах трудно на свалить вину. Мы ведь в жизни привыкли переводить стрелки: мама неправильно воспитала, учителя плохие были. А здесь ты играл партию, ответственность только на тебе. Ты должен принять поражение. Я видел много шахматистов, которые бросаются фигурами, стаканами, даже бьются головой об стену. Умение преодолевать эти эмоции — отличный жизненный навык.

Шахматы — это большая работа над собой. Ты постоянно интеллектуально и эмоционально пытаешься себя улучшить. Это некое стремление к совершенству, характерное для шахматистов

Кто-то начинает спортом заниматься, йогой, в бассейн, читает больше книг. Кто-то избавляется от вредных привычек. Каждый ищет свои пути для улучшения. И очень интересно наблюдать за шахматистами, которые действительно растут, и пытаться понять, за счет чего они растут.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Спорт, наука или искусство

Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.

Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Где и как учиться шахматам

Методик обучения шахматам очень много. Каких-то общепринятых стандартов на данный момент не существует. Мы на канале запустили шахматную академию, где известные гроссмейстеры и тренеры последовательно вводят тебя в игру. Но смотреть ролики — недостаточно. Конечно, оптимальный вариант — просто взять тренера.

В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.

Шахматы больше чем игра. Смотреть фото Шахматы больше чем игра. Смотреть картинку Шахматы больше чем игра. Картинка про Шахматы больше чем игра. Фото Шахматы больше чем игра

Для начинающих есть замечательная книга «Путешествие в шахматное королевство» Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.

Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.

Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.

Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на : chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *