Шахматы для детей что дают
Шахматы для детей – что развивают и какая польза, куда отдать ребёнка обучению в шахматы. Правила игры в шахматы для детей
Обучение игре в шахматы поможет развить умственные способности ребенка. Для гармоничного развития детей педагоги советуют не только выбирать секции для физического развития, но и совмещать интеллектуальные виды спорта. Шахматы подойдут для детей, имеющих противопоказания для занятий активными видами спортивных игр. Исследования ученых говорят, что дети, занимающиеся шахматами, на 60% лучше усваивают школьную программу, у них быстрее развивается память, легче дается изучение точных наук. Поэтому родителям, желающим улучшить результативность детей в учебе, стоит подумать о секции шахмат.
Польза шахмат для детей
Даже если ребенок не станет великим шахматистом, занятия в секции позволят:
Обучение игре в шахматы для детей должно быть регулярным, чтобы получить пользу. Мало узнать, как двигаются фигуры, нужно учиться анализировать партии, запоминать расклады, постоянно практиковаться.
Когда отдавать ребёнка учиться шахматам
Оптимальный возраст для начала занятий — 4-7 лет. Многие думают, что это слишком рано для сложной игры, где нужна усидчивость, придется много думать. В этом возрасте мозг ребенка работает на 100%, информация усваивается лучше, быстрее появляется способность к стратегическому анализу.
Для гармоничного развития можно начинать занятия шахматами для детей и в более позднем возрасте. Часто секции шахмат открыты при школах или в детских центрах развития. Однако позднее начало редко приводит к завоеванию шахматных пьедесталов, но хорошо помогает в развитии, формировании личности и учебе. Обучение шахматам детей можно начинать с любого возраста, это полезная и увлекательная игра может стать интеллектуальным хобби ребенка и помочь в будущих начинаниях.
Как сделать игру интересной для ребёнка
Пассивные игры редко интересуют детей, поэтому заниматься шахматами многие считают неинтересным. Чтобы заинтересовать ребенка стоит найти хорошего преподавателя, способного преподнести игру в захватывающей игровой форме, поработать над фантазией ребенка, рассказами о боях, стратегии и тактике.
Действительно хороших преподавателей немного, поэтому роль формирования интереса ложится на плечи родителей. Если активные виды спорта вырабатывают в крови гормоны, вызывающие зависимость и необходимость тренировок на физическом уровне, то в умственной работе такого аспекта нет. Для формирования интереса можно использовать простые правила:
Не стоит начинать уроки с секции, даже если там новички, но немного более подготовленные — ребенок будет проигрывать.В коллективе факт поражения может отбить желание заниматься дальше.
Правила игры в шахматы для детей
Многие родители, да и педагоги в секциях, начинают обучение для детей с правил хода фигур. Длительные теоретические занятия для детей слишком утомительны, обучение быстро надоедает, пропадает желание заниматься шахматами. Малышам подойдет обучение правилам в игровой форме. Ведь шахматы для детей— настоящий плацдарм для боевых действий.
Интересно представить ребенку ладью, как башенные орудия, которые поражают врагов только по прямым линиям, из-за того, что их трудно поворачивать. Стреляют они далеко, но попадают в ближайшего врага.
Следом за башнями располагаются конные отряды, которые мобильны и могут двигаться не так, как другие, а буквой Г, на ходу разворачивая конницу, перепрыгивая через других воинов.
Слоны — это дальнобойные лучники, стрелы которых поражают по диагонали, и не могут перелетать через других воинов.
Ферзь — хитрая интриганка королева, которая может на поле боя все. Она, как любая модница, подбирает наряд по цвету.
Пешки — пешие отряды, которые могут наступать, но далеко уйти не могут, только на одну клетку.
Король — главная, но слабая фигура. Он может командовать отрядами, но сам может атаковать только в ближнем бою, при необходимости защитить свою жизнь.
После игрового рассказа и демонстрации, как располагаются и ходят фигуры, нужна практика. Практическое освоение, с анализом каждого хода, поможет научить ребенка думать. Остальные правила игры в шахматы для детей, тоже можно рассказать малышам в игровой форме, а познакомиться с ними можно в этой статье.
Правила обучения
Есть базовые советы, помогающие не только научить ребенка играть в шахматы, но и привить любовь и привязанность к игре. Педагоги рекомендуют в первую очередь развивать интерес, а потом рассказывать теоретические основы. Среди практических рекомендаций:
Главное правило обучения детей игре в шахматы — это получение удовольствия от процесса игры. Учителю, родителю и ребенку — должно быть комфортно и интересно, тогда ребенок быстро полюбит игру, в которой захочет достичь определенного уровня мастерства, развивать таланты и навыки.
Как выбрать секцию для обучения игры в шахматы
Неумелое наставничество может негативно сказаться на прогрессе мастерства, ухудшить результаты, вплоть до потери интереса к игре. Поэтому к поиску кружка нужно отнестись ответственно. Перед выбором стоит оценить несколько критериев:
Ход королевы: что даёт шахматная школа
Как начать играть в шахматы, почему не обязательно разбираться в математике и кем становятся шахматисты
Я пришёл в шахматный кружок за компанию с товарищами, которые сперва играли лучше меня. Через полтора года я получил приз на городских соревнованиях, в то время как многие мои сверстники бросили занятия. В старших классах я понял, что стать гроссмейстером не судьба, и выбрал преподавательскую стезю. Мне повезло учиться по уникальной программе «Педагог-организатор шахматной работы», а затем тренировать ребят в Греции, России и Германии. Расскажу о том, чем полезны шахматы и как стать любителем этой древней игры.
Что дают шахматы
Прокачка умственных способностей и личностных качеств
Опытных шахматистов отличают высокая работоспособность, выдержка и умение сконцентрироваться на задаче в сложной ситуации. В кружок или секцию приходят разные ученики, но с годами у всех развивается усидчивость. Без этого трудно добиться успехов на соревнованиях. Как бы ни разворачивались события на доске, нужно сохранять спокойствие и играть партию до конца.
Серьёзные занятия шахматами развивают чувство времени, ведь за 2–4 часа нужно успеть обдумать больше полусотни ходов. Иногда, например, при игре в формате блиц, на партию даётся всего несколько минут.
Умение принимать решения в условиях ограниченного времени пригодится и на экзаменах, и на олимпиадах, и в жизни. Конечно, эти решения не всегда бывают правильными, но они не вызывают сильного стресса.
Даже на школьных уроках шахмат ученики многое получают от игры. На моих занятиях ученики начальных классов учатся проводить аналогии, оценивать обстоятельства, думать о последствиях своих действий. Главное для меня не уровень игры, а формирование полезных качеств и привычки анализировать ситуацию с разных сторон.
Тусовка интеллектуалов
Большая часть детей и взрослых воспринимают шахматы как искусство: для них важна красота игры и удовольствие от общения с шахматистами. Школьники, которые приходят в кружок в средних и старших классах, как правило, не ставят цели стать гроссмейстерами. Когда я только начинал работать в школе, ко мне пришли ребята из разных классов с четвёртого по десятый. Они понимали, что не достигнут профессионализма, однако их привлекала атмосфера шахматного клуба.
За несколько месяцев любители шахмат заразили интересом к игре своих сверстников. Дошло до того, что ребята садились за шахматы на переменах. Одних учителя с трудом загоняли на уроки, другие оставляли позицию, чтобы доиграть позже. Раньше мне не доводилось видеть, чтобы выпускники таким образом отдыхали на переменах. Страсть к шахматам поддерживали и учителя, например руководитель математического профиля с удовольствием играл со школьниками.
Спортивные достижения и награды
Шахматы — это спорт, если речь идёт о соревнованиях высокого уровня.
Шахматисты испытывают умственные и физические нагрузки, ведь турниры проходят на протяжении нескольких дней, а партия может длиться до шести часов.
Чтобы справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, необходимо тренировать выносливость и оттачивать мастерство игры.
Если для хобби или любительского клуба достаточно собираться раз в неделю на пару часов, то спортсмены занимаются почти каждый день. Поначалу я посещал кружок 2–3 раза в неделю, потом стал приходить 4–5 раз и помимо этого участвовал в турнирах.
Раньше соревнования по шахматам проводили девять дней подряд по одной партии в день. Сейчас стараются укорачивать продолжительность турниров, но увеличивать количество игр в день: например, проводят четыре партии за два выходных. В моём детстве было не так много разных шахматных соревнований, а теперь благодаря онлайну можно играть с соперниками своего уровня хоть каждый день. При этом важно не только участвовать в играх, но и анализировать партии вместе с тренером, находить и обсуждать свои ошибки.
Чтобы заниматься шахматами профессионально, нужно входить в топ-100 игроков мира. В этом случае победы на открытых чемпионатах и международных турнирах будут приносить ощутимый доход. Большинство шахматистов совмещают спортивную карьеру и тренерство или судейство на соревнованиях. Лет десять назад я выиграл около 30 тысяч рублей — для студента это были неплохие деньги, но для спортсмена несерьёзно.
Интересно участвовать не только в индивидуальных, но и в командных турнирах. Они проводятся среди мужских, женских и смешанных команд. В команде игроки помогают друг другу подготовиться и настроиться на игру морально, сопереживают и радуются успехам. Например, российские соревнования «Белая ладья» объединяют школьников 1–7 классов.
В любых шахматных состязаниях женщины могут играть против мужчин, а мужчины на женские доски не допускаются. Так, например, венгерская шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только с мальчиками и завоевала титул гроссмейстера в возрасте 15 лет. Дело в том, что мужчин-шахматистов гораздо больше, поэтому и конкуренция, и уровень игры у них выше.
Мифы о шахматистах
Знание математики
Далеко не каждый шахматист добивается успехов в математике, даже если имеет высшее образование в этой области. Французский гроссмейстер Анатолий Вайсер, скорее, исключение: после окончания Новосибирского государственного университета он защитил кандидатскую диссертацию по математике.
Увлечение шахматами формирует свойства характера, полезные для научной работы: внимательность к деталям, способность подолгу фокусировать внимание на сложном материале. Вероятно, всё это помогает шахматистам успешно справляться со школьной математикой, но прямой связи между этим спортом и наукой нет.
Флегматичный характер
Большинство ребят, которые приходят в кружок, очень подвижные. Они не создают впечатление усидчивых, даже если хорошо играют в шахматы. Такие школьники прилагают большие усилия, чтобы обуздать свою активность и высидеть несколько часов за партией.
Шахматные турниры и тренировки не терпят вызывающего поведения. В любой ситуации спортсменам приходится справляться с эмоциями и сохранять лицо. Однако поведение за доской и в жизни не всегда совпадает. Умение держать себя в руках — результат многолетних тренировок, а не особенность темперамента.
Как начать осваивать шахматы
Все шахматные достижения начинаются с простых шагов. Например, дошкольники 3–4 лет сперва играют в лабиринты с несколькими фигурами. Школьники быстро запоминают, как ходят фигуры и решают более сложные задачи. Мне удалось через полтора года занятий получить III разряд и обыграть на городском турнире шахматистов более высокого уровня.
Мастерство шахматиста складывается из многих умений. Одно из них — расчёт вариантов. Отточить его помогают шахматные задачи, которые приходится решать ежедневно. Более сложный навык — освоение стратегии и понимание игровых позиций — большинству даётся тяжело и приходит с опытом.
В моей тренерской практике был случай, когда девятиклассник легко видел общую картину, выполнял сложные стратегические расчёты, но мог прозевать фигуру. Он считал шахматные задачи скучными, а они не менее важны в подготовке, чем изучение партий чемпионов и участие в турнирах.
Фильмы
Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.
Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.
Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.
Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
Учебники
Старшеклассникам советую начинать знакомство с шахматной наукой по «Учебникам шахматной игры» кубинца Хосе Рауля Капабланки и немца Эмануила Ласкера. Новичкам на первых порах будет тяжело изучать современные партии: нынешние гроссмейстеры вобрали в себя опыт большой истории шахмат и даже с подробными комментариями их игра будет не понятна начинающим.
После изучения основ можно браться за избранные партии известных шахматистов. Обратите внимание на комментированные сборники игр XIX и XX века — они есть почти о каждом из выдающихся игроков. Тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Кимович Каспаров написал пятитомник «Мои великие предшественники» — он выбрал наиболее интересные партии предыдущих чемпионов мира и детально их проанализировал.
Курсы и лекции
Во время пандемии многие шахматные мероприятия перешли в онлайн: гроссмейстеры читают лекции на популярных ресурсах. Сайты, например chess.com и lichess.org, борются за аудиторию, предлагая интересные задания, разборы игр и бесплатные турниры. Если до появления интернета добыть информацию было проблемой, то сегодня непросто отыскать качественный контент.
Начинающие и опытные игроки приходят на мои занятия в «Фоксфорде». Школьники развивают необходимые навыки, тренируют память, решают задачи, а с этого года встречаются и на онлайн-турнирах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Для чего детей учить игре в шахматы
К современным специалистам работодатели часто предъявляют повышенные требования. От человека ждут наличие нестандартного мышления, быструю реакцию в случае форс-мажорных обстоятельств, творческих идей. В обществе ценят креативных людей, готовых быстро принять правильное решение в любой ситуации. Чтобы вырастить новое поколение, нужно пересмотреть общую концепцию образования, ведь умению логически, креативно мыслить учат с ранних лет. Тренеры по шахматам утверждают, что игра помогает развитию личности, формированию интеллектуальных и творческих способностей.
Зачем учиться игре в шахматы
В каком возрасте знакомить детей с игрой
Развитие мышления активнее всего происходит в период с 7 до 12 лет. Если начать заниматься в начальной школе, можно добиться хороших результатов.
«Мой отец – кандидат в мастера спорта по шахматам. Он с раннего детства показывал мне, как расставлять фигуры на доске. Учил, как должна ходить каждая фигура. К 6,5 годам родители отдали меня в шахматную секцию. Когда увидела, как увлеченно заняты игрой ребята, сразу же захотела научиться играть по-настоящему. Я очень благодарна тренеру, который научил меня не только азам игры, но также делился секретами нестандартных принятий решений. Теперь играем с папой практически на равных. Десятилетний сын, кстати, тоже показывает отличные результаты в шахматах».
В чем польза шахмат для развития ребенка
Научные исследования
Исследование, которое проводили канадцы, доказывает, что в младших классах обучение математики проходит значительно легче, материал усваивается лучше, если в школьную программу включить обучение шахматам.
Как правильно обучить игре в шахматы
Самое главное, занятия нужно проводить регулярно. На что еще следует обратить внимание?
«Я бы очень хотел, чтобы в рамках школьной программы обучали игре в шахматы. Это развивает логику, математические способности, впоследствии проще принимать сложные решения. Меня игре научил отец, за что я ему очень благодарен. Аналитический склад ума помогает в бизнесе, где часто нужно принимать нестандартные решения».
Шахматы – это не только интересная игра, которая так увлекает детей. Занятия шахматами благотворно влияют на улучшение интеллектуальных и творческих способностей игроков, учит дисциплине, помогает развитию многих навыков.
Четыре навыка, которые развивают шахматы
Филипп Уланов
12 декабря 2018 • 19:55
В России вопрос «почему детей нужно учить играть в шахматы?» вроде бы не актуален. Польза шахмат общеизвестна, вплоть до того, что врачи применяют их как средство, отдаляющее синдром Альцгеймера у взрослых и преодолевающее отставание в развитии у детей. Умом шахматы все принимают, а вот сердцем не всегда – ведь научиться играть в шахматы легко, но научиться играть хорошо – весьма трудно. Однако каждому стоит постараться освоить эту игру, особенно детям. Разберемся, почему.
Навыки коммуникации
В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами. У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры.
Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.
Навык нестандартного мышления
Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».
Интеллектуальные навыки
Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление
Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.
Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.
Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.
При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению. Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться.
Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.
Гибкие навыки
Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.
Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.
Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.