Шаклы что это такое
Софт-шакл: в «аптечку» каждому джиперу
Шакл – незаменимый аксессуар практически любого джипера. Без этого приспособления не обойтись, если вы используете лебедку. Шакл нужен для фиксации тросов или других элементов такелажа. Чаще всего шакл представляет собой металлическую омегаобразную скобу с массивным «пальцем».
Упомянутая выше конструкция достаточно надежна и популярна среди большинства любителей бездорожья. Тем не менее, есть у металлических шаклов и ряд недостатков.
Прежде всего, это вес и массивность конструкции. Особенно эти недостатки ощущаются при использовании лебедки в болоте или грязи. Если вы ненароком уроните шакл или «палец», то найти его в болотной жиже будет достаточно проблематично.
Еще один недостаток – необходимость постоянно откручивать и закручивать «палец». Во время внедорожных гонок, когда каждая секунда на счету, процесс фиксация такого шакла будет стоить вам драгоценного времени. Кроме того, при высоких нагрузках шакл может заклинить или вовсе разогнуться. Если в первом случае вы просто потеряете время, то во втором вы лишитесь шакла, да еще и травму рискуете получить.
Все эти недостатки породили необходимость в изобретении новой, более эффективной, простой и легкой конструкции.
Решение этого вопроса – софт-шаклы. Они выполнены в виде легко соединяющейся/разъединяющейся петли из прочного кевларового троса. Шакл такого вида не уступает в прочности своему металлическому коллеге, при этом кевлар легче и безопасней в случае разрыва.
Трос, используемый для плетения шакла, изготавливается в США компанией Samson. Диаметр троса — 10 мм.
Итак, давайте перечислим основные преимущества кевларового шакла.
— Безопасен в случае обрыва троса;
— Небольшой вес;
— Не тонет в воде;
— Состоит из единой цепи, что исключает вероятность потери одной из деталей шакла;
— Можно установить практически в любую проушину;
— Петля позволяет быстро устанавливать/снимать шакл;
— Мягкий шакл, в отличие от металлического, можно возить в салоне в незафиксированном виде.
Как видите, кевларовый шакл является достаточно эффективным решением для бездорожья. При этом стоит помнить, что, как и кевларовый трос, софт шакл требует ухода и периодической чистки. Также обратите внимание на тот факт, что кевларовый шакл не следует устанавливать в проушины с острыми краями, иначе вы рискуете разрезать кевларовый трос, из которого изготавливается шакл.
Софт-шакл купить можно в нашем тюнинг-центре. Для этого достаточно связаться с нашими менеджерами по телефонам: +38(096)004-40-04 или +38(096)004-40-40.
Военный шакл — самый лучший в мире.
Давно хотел показать, и вот наконец-то сделаю это.
Одним из самых небольших, но очень полезных аксессуаров джипера является шакл.
Обычно он выглядит вот так:
Это омега-образный шакл, весьма распространенный по всему миру джиперов. Он бывает разных размеров и под разную нагрузку. Хочу обратить внимание, что правильный шакл всегда содержит обозначение предельной нагрузки, на которую он рассчитан. Если обозначения нет — есть большая вероятность что у вас в руках так называемый «из хозмага» — чаще всего китайская фигня, предназначенная для людей, кому жизнь не мила. Не стоит его даже брать с собою в дорогу.
А вот тот шакл, который я и многие мои коллеги не променяют даже на три-четыре-пять омегообразных:
Этот шакл — просто легенда. Во сколько раз кевларовый трос удобнее стального, так и военный шакл настолько же удобнее шакла с пальцем на резьбе.
Источник — Советская Армия. Иногда его называли танковым шаклом, но у танкистов таких не обнаружено. Иногда ссылались на артилеристов или связистов… Но найти и там не удалось.
Может кто опознает данное изделие и подскажет где искать его запасы?
UPD: коллега сказал: «Такие шкалы применяются в транспортной авиации»
Продолжение темы: Военный шакл (а шаклы как птицы, летят и летят…)
Что такое Софтшакл. Как выбрать.
Софтшакл или Софт шакл или Софт-шакл.
Софтшакл — устройство для соединение такелажа. Обычно из синтетического 12-ти прядного троса. Состоит из единой детали. Легче воды.
Как самый первый производитель софтшаклов в «этой стране», я не привык оглядываться по сторонам и смотреть что-там происходит вокруг на этом рынке. А оказывается кругом полно конкурентов. И что интеерсно никакого стандартного подхода к Софтшаклам нет.
Нет однозначного размера и классификации по нагрузке. Так же и готовые изделия могут существенно отличаться по качеству изготовления и по способу продевания внутреннего конца…
Естественно отличаются эти шаклы и по толщине исходного троса. Как лебедочные троса: 5, 6, 8, 9, 10, 12 мм.
Начну с последнего.
1. Нужная толщина троса. В реальности нужны софтшаклы двух размеров из троса 5-6 мм и 10 мм. Для квадриков и автомобилей. Для каких то исключительных случаев можно взять 12 мм.
2. Классификацию по толщине и нагрузке я делаю по исходному тросу и его грузоподъёмности. То есть
Из троса 10 мм с разрывной нагрузкой 10 т у меня получается софтшакл 10мм/10 тонн.
Практика показывает что софтшакл выдерживает 10 тонн. На ютубе есть ролик как развязывается узел на 10 тоннах и в Insta мне пишут что рвали на 13 тоннах.
В то время как сам трос 10 мм наматываемый на барабан лебёдки выдерживает реально до 7 тонн. (при «правильном» линейном разрыве 10 тонн).
Но можно встретить что такой Шакл будет называться как «14 мм» (по конечному диаметру троса) и/или называться «12-ти тонным».
3. Диаметр петли. Петля не должна быть слишком маленькой. Иначе её сложно развзяать при соединении толстых деталей. Соответственно диаметр петли может быть заявлен как внешний так и внутренний. Мои софтшаклы имеют оптимальный внутренний диаметр —
11 см (наружный 15). В то время как некоторые имеют такой же диаметр снаружи.
4. Узлы. Узел называется «даймонд». Он довольно сложный. его трудно не олько свзяать но и (равномерно) затянуть. Но иногда для простоты используют «обезьяний кулак» или ещё какие то более простые узлы, использование которых опасно.
5. Заделка. классический вариант — вдевается, уходит сам в себя. Противоположный, примитивный вариант — трос один раз пропускается сквозь себя перпендикулярно и на нужном расстоянии вяжется узел. боле продвинутые варианты — комбинация пропускания и вдевания. Это позволят усилить нужные места и упростить развязку.
5. Аксессуары. Дополнительно на софтшаклах можно увидит тоненькие шнурки и рукав. Почему я не делаю ни шнур, ни рукав? Конечно так проще, но дело не только в этом. Шнурок мне не нравится эстетически, и как то не по фэншую…
Однако, вплести его дело пары минут и каждый желающий всегда это может сделать. Защитный рукав не возможно одеть на всю длину — софтшакл не будет раскрываться. Соотвественно как минимум одна часть будет всё равно не защищена. Кроме того рукав забивается гразью, и с ним софтшакл сложнее промыть.
6. Длина троса. Длина троса необходимая для вязания шакла заметно отличается в зависимости от толщины. Чем толще трос тем длиннее нужен кусок. Соотвественно и цена более толстого троса выше. Так что цена софтшакла растет увеличивается сильнее чем цена троса…
Как выбрать шакл для внедорожника?
Тем, кто часто отправляется в поездки по бездорожью, стоит иметь в запасе шакл – крепежную скобу, выполняющую соединение:
Шакл идет в ход, если нужно выбраться из глубокой грязи, когда машина застряла и буксует. В арсенале водителя должно быть как минимум два таких изделия.
В продаже есть много разновидностей шаклов, но информации о них мало. Мы решили ответить на вопрос о том, как выбрать подходящую скобу.
Основные виды шаклов
Первое, что нужно учесть, – это тип строения скобы. Всего их три:
Что нужно учитывать при выборе?
Изделия изготавливаются из нержавеющей стали. Чтобы защитить их от коррозии и увеличить износостойкость, используют два метода.
Продукция без покрытия практически не встречается в продаже.
Для металлических скоб важен диаметр проушины. При покупке сразу подумайте, какой трос будет вставляться внутрь. Лучше, если он не будет деформироваться в процессе использования. Если вы работаете с толстыми, широкими стропами, предпочтительнее омегаобразные шаклы.
При заказе нужно учитывать разрывную нагрузку – предел, при котором металл теряет свою прочность. Лучше покупать с запасом, то есть те изделия, которые выдерживают нагрузку не менее пяти тонн. Многое зависит и от габаритов и веса вашего авто – ориентируйтесь на них при подборе.
Важно осмотреть и сам шакл. Вот несколько важных советов по подбору:
Мы рекомендуем заказать как минимум два шакла. Это позволяет не только получить запас, но и возможность использования с разными тросами и буксировочными проушинами.
Как выбрать шаклы для буксировки внедорожника
Любой внедорожник застряёт всегда! Какой бы ни была подготовка автомобиля и её владельца. И тогда, в большинстве случаев, на помощь приходит другой внедорожник. Ну, или, в крайнем случае, трактор. Буксировочный трос цепляется к фаркопу тягача, и. А к чему же зацепить трос на застрявшей машине?
К пониманию истины о том что каждый внедорожник имеет свой предел проходимости приходят все джиперы. Кто-то понимает это сразу, а кто-то со временем. В любом случае джипы застряют. И тогда приходится их доставать из разных передряг. Самый популярный метод — это буксировка. С тонкостями этого процесса знакомится каждый, кто решается впервые выехать за пределы асфальтированной дороги.
И вот, когда Ваш внедорожник безнадёжно засел в очередной луже, Вы понимаете что Вам нужна помощь. И когда эта помощь, в лице верного товарища или местного тракториста, накинув буксировочный трос на фаркоп своего транспортного средства, по колено в грязи приближается к вашей машине, у Вас появляется искра надежды на освобождение. И вот здесь, очень часто, как гром среди ясного неба, возникает вопрос. «А шакл есть?»
Для чего нужен шакл?
Опытный джипер уже будет держать это предмет наготове, а у новичка в глазах будет лишь растерянность. «А разве буксировочный трос не комплектуется крюком?» Конечно комплектуется! Только если это трос для легкового автомобиля! Но у нас то настоящий внедорожник! И трос нужен тоже настоящий, и желательно динамический.
Потому что достать вашу машину из грязи получится только мощным рывком. И тросы, способные выдержать такие нагрузки действительно не комплектуются крюками, а имеют обычные петли на своих концах. И если у Вас не 469-й УАЗ с крюками на бампере, то такой трос вы сможете закрепить в буксировочной проушине только с помощью такелажной скобы, или шакла.
Что такое шакл?
Вот вам и размер проблемы. Есть тягач и есть трос который нельзя закрепить на застрявшей машине. А всего то нужно иметь при себе устройство, представляющее из себя металлическую скобу с запорным приспособлением в виде винта. Бывают шаклы с гайками и шплинтами, но для внедорожных дел винт будет удобнее. Гайка и шплинт всегда норовят потеряться, а отыскать их в грязной луже практически нереально. Так стоит ли дальше говорить о необходимости комплектации Вашего внедорожника таким простым, недорогим и эффективным приспособлением?
Как выбрать шакл для буксировки внедорожника?
Форма шакла
По своей форме шаклы бывают D-образные (иногда их называют U-образные или прямые) и омега-образные, по форме напоминающие греческую букву Ω. Для внедорожников мы рекомендуем использовать именно омега-образные шаклы. Благодаря своему строению они значительно удобнее в эксплуатации.
Например, коразащитная стропа проденется значительно быстрее и правильнее в омега образный шакл чем в прямой. Также, в омега образный шакл проходит носик реечного домкрата, что позволяет поднимать внедорожник прямо за шакл. Это значительно удобнее и надёжнее, нежели классический вариант «под низ силового бампера».
Прямой шакл, или D-образный, будет удобен лишь при зацепе за крюк лебёдки, когда выполняется лебежение через блок.
Нагрузка на шакл
Максимальная нагрузка которую может выдержать шакл вычисляется исходя из коэффициента запаса прочности. У качественных изделий он составляет 6:1. То есть, у шакла с WLL 3.25 тонны, максимальная нагрузка составит 19,5 тонн! Это часто сбивает с толку автовладельцев, которые хотят купить шаклы с запасом по прочности, и выбирают например для легковой машины шаклы с WLL 4.75 тонны. Прочность лишней не бывает, но тут есть другая проблема.
Толщина шакла и запорного винта
Толщину шакла обозначают в дюймах, а точнее, в долях дюйма. Самые распространённые размеры 5/8″ и 3/4″. Опять же, маркировка строительная. Автомобильные маркетологи уже давно придумали бы что-то более «продающее», но пока что всё всех устраивает. Главное запомнить что 5/8 это меньше чем 3/4. Если перевести в мм, то шакл 5/8″ будет примерно 16 мм толщиной, а 3/4″ около 19 мм.
Можно предположить что и толщина запорного винта будет соответствовать толщине шакла. Однако, изучив тех характеристики и произведя собственные замеры, мы выяснили что эти значения отличаются. Так, у шаклов ТМ Takelag толщина запорного пальца составляет:
Вероятнее всего это связано со слоем краски на запорном винте, тогда как поверхность самого шакла оцинкованная.
Несколько слов о софт-шаклах
Появление этих изделий вызвано необходимостью обеспечить безопасность при буксировке. Часто во время рывка, от машины отрываются буксировочные проушины, которые вместе с шаклом улетают по непредсказуемой траектории с огромной скоростью. Хорошо если на пути такого снаряда никого и ничего не окажется. Но к несчастью, история помнит очень печальные случаи когда в результате обрыва проушины гибли люди.
Софт шакл немного снимает риск. Но нужно понимать, что буксировочные проушины всё равно металлические, и 100% гарантии безопасности добиться не получится. В остальном, у софт шаклов есть преимущества. Они лёгкие и прочные, легко фиксируются на проушинах и стропах. Правда стоимость этих изделий значительно выше чем у металлических аналогов. Особенно это проявляется у фирменных моделей от ARB или Samson.
Для буксировки легковых автомобилей мы рекомендуем применять 2 тонные шаклы. Их прочность вполне достаточна даже для рывковой буксировки, а толщина запорного винта подойдёт практически к любой проушине.
Для кроссоверов и лёгких внедорожников ( Suzuki Jimny, Нива) вполне подойдут шаклы 3,25 тонны, а для тяжёлых подготовленных вездеходов можно использовать модели 4,75 тонны.
При чём, для владельцев подготовленных внедорожников, мы рекомендуем иметь в запасе все основные модели шаклов. Ведь именно такие машины чаще всего приходят на помощь застрявшим в снегу или грязи менее подготовленным транспортным средствам. И как показывает практика, в комплектацию застрявшего автомобиля почти никогда не входит буксировочный трос и, тем более шаклы.