Шал кет что это
Шал Кет!
Любимому Шалу посвящается!
В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности.
В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства.
А в стране, где правит бесправие, ничего не стыдятся!
*Группа создана для обсуждения демократизации Казахстана
Шал Кет! запись закреплена
Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
Шал Кет! запись закреплена
Freedom House Kazakhstan
Шал Кет! запись закреплена
Назарбаев Кет!
Так вот, полиция вывозила из его дома деньги и драгоценности на пяти грузовиках.
В машины загрузили 284 коробки с дизайнерскими сумками премиальных брендов Louis Vuitton и Birkin.
Я не знаю, зачем человеку в здравом уме нужно все это сначала украсть у собственного народа, а потом хранить дома. Страшно представить, сколько всего найдут, когда придут с обысками к Назарбаевым. Вангую, что малайзийский куда на их фоне будет выглядеть просто нищебродом.
Шал Кет! запись закреплена
Назарбаев Кет!
Шал Кет! запись закреплена
Назарбаев Кет!
Детский фонд ООН высказался о ситуации с мальчиком из ЮКО
Представители ЮНИСЕФ уверены, что трагедию можно было предотвратить, а сейчас необходимо провести профессиональную работу с детьми с обеих сторон, передает Sputnik.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) выражает глубокую обеспокоенность по поводу сообщений о случаях насилия в отношении детей, говорится в официальном заявлении организации.
Показать полностью.
«Что касается инцидента в Южно-Казахстанской области, ЮНИСЕФ отслеживает ситуацию и поддерживает постоянный контакт с уполномоченными органами и партнерами», — отметили в организации.
ЮНИСЕФ подчеркивает, что продолжает работу с партнерами всех секторов по развитию системы предотвращения и реагирования на все формы насилия в отношении детей.
«Наша поддержка направлена на совершенствование законодательства Казахстана для предотвращения насилия в отношении детей. Особое внимание уделяется повышению осведомленности населения о насилии в отношении детей, а также выявлению и сообщению о всех случаях насилия; учету социальных факторов, ведущих к проявлению насилия в отношении детей. Важно создание и распространение услуг и системы социальной работы для поддержки, защиты и ухода за детьми, ставшими жертвами или свидетелями насилия, а также реабилитации детей, совершивших правонарушения», — отмечается в заявлении.
Трагедию можно предотвратить
Уже два года в Актау при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) работает центр помощи несовершеннолетним жертвам и свидетелям преступлений. Проект реализуется общественным объединением «Мейерим».
В настоящее время делегация ЮНИСЕФ во главе с региональным директором по коммуникациям ЮНИСЕФ в Европе и Центральной Азии Чулхо Хьюном
находится в Актау для документирования реальных историй семей, прошедших реабилитацию.
«За полтора года работы центра мы видели положительный результат, как работа повлияла на детей и семью. Соцработник и психолог работают с ребенком и его окружением. Для нас важно, чтобы такие центры были по всему Казахстану. Особенность их в том, что в них работают специально обученные сотрудники, которые знают, как правильно строить диалог с ребенком, как правильно его вывести из психотравмирующей ситуации и как его реабилитировать. Мы верим, что если такие центры будут открыты во всех областях страны, то возрастет количество обращений детей, которые становятся жертвами бытового насилия, насилия в общем. Потому что появится доверие, с детьми будет вестись эффективная работа», — рассказала координатор программ по защите прав ребенка ЮНИСЕФ Казахстан Мейрамгуль Алыбековой корреспонденту Sputnik Казахстан во время пресс-тура.
Сейчас пилотный проект находится на этапе, когда ведется документирование и оценка этой работы независимыми экспертами. Задача ЮНИСЕФ — показать эффективность предложенной системы, но дальнейшим распространением должно заниматься правительство страны.
«Предварительные результаты будут представлены на конференции в мае в Астане совместно с госорганами, Европейским союзом и партнерами, которые были вовлечены в эту работу. По итогам все результаты будут переданы для репликации и внедрения в других регионах Казахстана», — отметила Алыбекова.
Представитель ЮНИСЕФ также ответила на вопросы о ситуации в ЮКО.
— Если бы программа уже работала в Казахстане, как сложилась бы ситуация с ребенком из Южного Казахстана?
— Скорее всего, конфликт удалось бы выявить на ранней стадии. Классные руководители замечают изменения в поведении ребенка, они должны находиться в контакте с психологами, которые работают с центрами. И центры автоматически информируются о том, что происходит с детьми и могут оказать своевременную помощь. Они бы не позволили случиться тому, что произошло.
— Психологи и соцработники центров владеют техниками, как нужно поговорить с ребенком, чтобы он мог достоверно изложить все, что с ним произошло, при этом не травмируя его. Реагирование происходит быстрее. Центры имеют квалифицированного социального работника и юриста, которые сопровождают ребенка в полиции, при допросах, в медицинском кабинете, при беседе со следственным судьей и так далее.
Кроме того, мы видим, что подобные центры необходимы для сопровождения и реабилитации ребенка. Для ребенка лучше, если это происходит вне стен суда и полиции. Отдельно стоящие центры меньше травмируют детей.
— Как быть со второй стороной: в деле ЮКО это тоже дети, к которым, наверняка, тоже нужен особый подход?
— Должна вестись серьезная психологическая работа с этими детьми, с их семьями. Необходимо установить причины, почему они так проявляют свою агрессию. У нас есть еще два пилотных проекта: в Кызылорде — профилактика правонарушений среди детей, находящихся в высоком риске совершения преступлений, и в Усть-Каменогорске — программа по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом.
Эти программы показывают, как возможно провести глубокую реабилитацию, используя индивидуальный подход, определяя основные трудности у ребенка, его окружающую обстановку. Зачастую в основе совершения преступления несовершеннолетним лежат материально-экономические проблемы. Возможно, его окружение подвигло к совершению или семейные трудности. При анализе соцработником устанавливается причина девиантного поведения и ведется работа по искоренению триггеров, которые заставляют ребенка совершать противоправные деяния.
Установив с этими детьми правильный контакт и поработав с их окружением, определив индивидуальные особенности ребенка и способы самореализации, перенаправив агрессию в спорт или творчество, детям помогают реабилитироваться. Они осознают свою вину, ошибку, раскаиваются и уже не совершают противоправных действий. Во многих случаях им просто не хватает внимания, поддержки взрослого, лидера.
В начале января 62-летняя жительница села Южно-Казахстанской области сообщила, что первоклассник, находящийся у нее на воспитании, стал жертвой насилия со стороны старшеклассников. 12 января она обратилась в полицию и заявила, что во время перемены после второго урока ее внука избил и надругался над ним 13-летний школьник.
Судебно-медицинская экспертиза, которую провели в регионе, не подтвердила факт насильственных действий сексуального характера в отношении первоклассника. При этом, как сообщил односельчанин, мальчика насиловали не менее десяти раз подростки из неблагополучной семьи, а родственники директора местной школы могли «замять» дело с помощью связей, в том числе в полиции.
К резонансному делу подключились общественные деятели и соответствующие ведомства.
В Алматы состоялось шествие с требованием отставки Назарбаева и его правительства
Опубликовано 16.02.2014 в разделе Новости комментариев 5
В субботу 15 февраля у памятника Абаю собралось примерно 300 человек, которые пришли, чтобы выразить свой протест по поводу девальвации тенге в стране. Памятник был оцеплен усиленными нарядами полиции, поставленные для того, чтобы сорвать намеченный митинг, организованный различными инициативными группами в фейсбуке, твиттере и других социальных сетях.
Городские власти также нагнали туда снегоуборочную технику, камазы, которыми перегородили свободные места площади, а также шеренги полицейских попытались разбить уже собравшуюся к 12 часам дня толпу людей на мелкие группы. Эти оцепления были прорваны. На импровизированном митинге выступали граждане, которые выражали свое недовольство социально-экономической политикой, проводимой правительством.
Крупных деятелей оппозиции не было видно, за исключением Жасарала Куанышалина и еще нескольких человек. В основном митингующими были молодые люди, которые не принадлежат к каким-либо политическим группам или партиям, но решившими выступить с протестом из-за падения жизненного уровня и произвола чиновников. Несколько представителей проназарбаевской Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК), находящейся в парламенте, попытались представить девальвацию, как благо, и призывали людей разойтись. Но им не дали говорить и просто проигнорировали.
Звучали требования отставки Назарбаева и его правительства. Люди скандировали: «Шал – кет!» («Старик – уходи!»), «Алга Казахстан!» («Вперед Казахстан!»). Многие предлагали произвести импичмент Елбасы. Это яввно котрастировало с акцией националистов из «Антигептила», которые организовывали в этот день в Астане «пробежку» с проназарбаевскими лозунгами, в частности с «Казак елi».
Так как граждан пытались постоянно вытеснить с площади, активисты предложили не расходиться, дождаться максимума людей и двинуть к зданию акимата Алматы.
В 15 часов по решению большинства, митингующие пошли вверх по проспекту Ленина до проспекта Сатпаева, выкрикивая антиправительственные лозунги. По словам активистки СоцСопра и СДК Жанны Байтеловой, несколько человек с рейсовых автобусов, завидев шествие, слезли с маршрутов, и присоединилось к демонстрации. По информации социалиста Дмитрия Тихонова он специально зафиксировал на видео момент, как преподаватели заблокировали двери вузов, чтобы студенты не вышли на улицу в поддержку манифестантов.
Полицейские сначала не препятствовали шествию и сопровождали на машинах протестующих, выкрикивая через мегафоны просьбы не выходить на проезжую часть. Затем на подходах к акимату Алматы подразделение ОПОНа напало на демонстрантов, арестовывая всех подряд и заталкивая в полицейские автобусы. Затем уже по указке офицеров полиции и КНБ задерживали выборочно политических активистов и наиболее ретивых демонстрантов. Среди задержанных оказался и член СоцСопра Дмитрий Тихонов.
По словам Дмитрия Тихонова, их отвезли в Бостандыкский РОВД, где уже было задержано 35 человек. 27 из них были привлечены к административной ответственности, на них были составлены административные протоколы по статье 373 Кодекса об административных отношениях за организацию и участие в несанкционированных акциях протеста. В последующем он был временно выпущен, но находился возле входа в здание Бостандыкского РОВД, где продолжился стихийный митинг, в результате чего была задержана еще одна женщина.
В итоге в Специализированном Межрайонном Административном Суде весь вечер с 20 часов шли суды над задержанными демонстрантами. Дмитрия Тихонова туда обратно доставили сотрудники РОВД, которые сначала отпустили его в виду того, что он присутствовал на мероприятии в качестве журналиста. Несмотря на это ему присудили штраф в 3 МРП. По информации блоггеров несколько активистов были арестованы на 10 и 15 суток. В частности Адиль Берсалимов получил 15 суток, который выкрикивал лозунг «Алга Казахстан!», Ермек Адильханов схлопотал 10 суток за лозунг «Шал – кет!».
В ночь перед самим мероприятием журналистам Жанне Байтеловой и Мадине Аимбетовой домой ломились лица в штатском, представлявшиеся представителями прокуратуры. Утром 15 марта Жанне все-таки вручили предостережение сотрудник прокуратуры и один сотрудник КНБ, где было заявлено, что она будет привлечена к административной и уголовной ответственности за участие в акции. Такое же предупреждение было выписано и Дмитрию Тихонову. Несмотря на эти предостережение они пошли на акцию, чтобы освещать мероприятие и выступить в поддержку протестующих.
Надо отметить, что данная акция была организована различными инициативными группами и проводилась во многом благодаря социальным сетям. В воскресенье 16 февраля в 11 часов в Алматы у монумента Независимости пройдет очередная акция протеста, в которой примут участие граждане, не принадлежащие ни к одной политической партии. Отдельные граждане уже проводят одиночные акции протеста, иногда с большой долей эпатажа и сатиры. Об одной из них нам рассказал в своем фейсбуке Андрей Гришин (https://www.facebook.com/andrei.grishin.58?fref=ts ).
В следующих публикациях мы дадим более подробную информацию о количестве административно наказанных, а также расскажем о следующей акции, которая пройдет в воскресенье. Активисты СоцСопра и СДК принимали и примут участие в следующих мероприятиях, проводя пропаганду собственных идей и программы, так как нынешняя девальвация и меры антисоциальной политики правительства есть результат общего курса рыночных неолиберальных реформ в пользу узкой группы буржуазии и их суперарбитра – Нурсултана Назарбаева.
В ближайшее время также будет опубликовано специальное заявление Социалистического Движения Казахстана по факту проведенной девальвации и действий социалистов в период активизации социально протестных настроений в обществе.
Шал+кет
1 кет-кет
2 кетәк
тавык кетәге — куря́тник
кетәктә яшәү — жить в куря́тнике
3 кош кетәге
4 диңкетү
5 зиңкетү
юк-бар сорауларың белән башымны зиңкетмә — пустя́чными вопро́сами не моро́чь го́лову
6 каз кетәге
7 күгәрчен кетәге
8 тавык кетәге
9 үрдәк кетәге
10 чүкетү
11 шал
12 кет-кет
13 кетәк
14 кетәк
15 кет-кет
16 дию
сәлам диегез — переда́йте приве́т
моңа нәрсә диярсез инде? — что вы ска́жете на э́то?
авыру сәламәтләнде дисәң дә ярый — мо́жно сказа́ть, что больно́й вы́здоровел
ул кичә үк кайткан, диләр — говоря́т, что он ещё вчера́ верну́лся
эшне әле тәмамланган дип булмый — рабо́ту ещё нельзя́ счита́ть завершённой
моны ничек дияргә инде? — ка́к же э́то называ́ть?
мондый кыю кешеләргә герой диләр — таки́х сме́лых люде́й называ́ют геро́ями
аны берни белми дисезме? — ду́маете, (что) он ничего́ не зна́ет?
эш өметсез дияргә нигез юк — нет основа́ний полага́ть, что рабо́та безнадёжная
ул да шулай ди — он то́же так счита́ет
бүген үк кайтырмын дигән иде — хоте́л сего́дня же верну́ться
әйтергә дигәнемнең барысын да әйтә алмадым — я не мог вы́сказать всего́, что хоте́л (ду́мал) сказа́ть
яңгыр димиләр, эшли бирәләр — не обраща́ют внима́ния на дождь, продолжа́ют рабо́тать; несмотря́ на дождь, продолжа́ют рабо́тать
быел җәй яңгырлы булачак, ди — говоря́т, что в э́том году́ ле́то бу́дет нена́стным
ярар, ул белмәсен дә, ди — ла́дно, допу́стим, он не зна́ет
мин бу турыда ишетмәдем дип әйтә, ди — говори́т, бу́дто бы он об э́том не слы́шал
булган ди, гомердә булмаганны — ка́к бы не та́к, тако́го в жи́зни не быва́ло
чыкты ди, көт! — ка́к бы не та́к! вы́йдет, жди
бара ди, бармый торсын әле! — ка́к бы не та́к! никуда́ не пойдёт
ышандылар ди сиңа — так и пове́рили тебе́
курыкканнар ди синең янавыңнан — так и испуга́лись твои́х угро́з
эшләмичә ничек яшәп булсын ди? — ка́к же мо́жно жить без рабо́ты?
йөрисең шунда, синнән башка булдыра алмаслар ди — хо́дишь то́же, как бу́дто без тебя́ не упра́вятся
балалар дигәндә аның күңеле тыныч — насчёт дете́й душа́ у неё споко́йна
хәйлә дигәндә ул беркемгә бирешмәс — насчёт (по ча́сти) хи́трости он никому́ не усту́пит
сез дигәндә аяк идәндә — погов. ра́ди вас на всё гото́вы
футбол дигәндә бөтен дөньясын оныта — ра́ди футбо́ла всё на све́те забыва́ет
бер ай дигәндә — в тече́ние (по проше́ствии) ме́сяца; не прошло́ и ме́сяца
алтынчымы, җиденчеме көн дигәндә — в тече́ние шести́-семи́ дней; не прошло́ и шести́-семи́ дней
без кайтабыз дигәндә, яңгыр башланды — как ра́з в то вре́мя, когда́ мы собира́лись домо́й, начался́ дождь; то́лько что мы собрали́сь домо́й, начался́ дождь
кичкә кайтырмын дигәндәй әйткән иде — говори́л, бу́дто бы к ве́черу вернётся
«риза» дигәндәй башын какты — сло́вно говоря́ «согла́сен», кивну́л голово́й
кышын, таң ата да кич була дигәндәй, көннең үткәнен сизми дә каласың — зимо́й, как говори́тся, света́ет и ту́т же вечере́ет, и не замеча́ешь, как прохо́дит день
уку дигәннән, кайчан тәмамлыйсың институтны? — кста́ти, об учёбе, когда́ ты зака́нчиваешь институ́т?
кыш салкын булды дигәннән, ферма терлекләренә зыян килмәдеме? — кста́ти, о зиме́: не пострада́л ли скот на фе́рме от си́льных моро́зов?
эш дип борчыла — беспоко́ится о рабо́те
балаларым әни дип үлеп торалар иде — де́ти во мне души́ не ча́яли
кем дип белдең син аны? — за кого́ ты его́ принима́ешь?
кем дип, күптәнге танышым — кто́-кто́, давни́шний знако́мый
каян дип, кем хәтерли инде аларны — отку́да-отку́да, кто их сейча́с по́мнит
кайтырсың дип көттек — жда́ли, что вернёшься
хәзер үк эшли башласыннар дип әйтергә куштылар — веле́ли переда́ть, что́бы неме́дленно приступи́ли к рабо́те
поездга соңга калмыйм дип. — что́бы (для того́ что́бы) не опозда́ть на по́езд.
үзем күрдем дип сөйләгән була — уверя́ет, бу́дто ви́дел сам
безгә чит кешеләр дип карыйлар — на нас смо́трят как на чужи́х люде́й
кимчелек дип бәяләү — расце́нивать как недоста́ток
авырыйм дип эшкә килмәде — из-за боле́зни не пришёл на рабо́ту; ссыла́ясь на боле́знь, не вы́шел на рабо́ту
салкын дип куркалар — боя́тся из-за хо́лода
барыбыз да балалар дип тырышабыз инде — все стара́емся ра́ди дете́й
нәрсә дип син бу эшкә алындың? — ра́ди чего́ ты взя́лся за э́ту рабо́ту?
кемгә дип алдың бу китапларны? — для кого́ купи́л э́ти кни́ги?
эшкә дип җыену — собира́ться на рабо́ту
юлга дип акча бирү — дать де́ньги на доро́гу
билетка дип чират тору — стоя́ть в о́череди за биле́том
суга дип бару — пойти́ за водо́й
әйтмим дигәч әйтмим — не скажу́ да (и) всё
китмисең дигәч китмисең — не уе́дешь да и всё; ска́зано не уе́дешь, зна́чит не уе́дешь
булмый дигәч булмый — раз сказа́л не бу́дет, зна́чит не бу́дет
эшлим дигәч эшли инде — раз сказа́л сде́лает, зна́чит сде́лает
авыр дигәч тә, эшем алай зарланырлык түгел — хоть и тру́дно, но не жа́луюсь на свою́ рабо́ту
шаярам дигәч тә, чама белергә кирәк — хотя́ и шу́тишь, на́до знать ме́ру; шу́тка шу́ткой, но на́до и ме́ру знать
менә ул бригадир дисәң бригадир! — вот он бригади́р так бригади́р!
ел саен диярлек — почти́ ежего́дно (ка́ждый год)
бөтен шәһәрне диярлек әйләндем — объе́здил почти́ весь го́род
дигән булып — под ви́дом чего́, ссыла́ясь на что
дигән сүз — (э́то) зна́чит, (э́то) означа́ет
диюдәй адәм — челове́к исполи́нского телосложе́ния
17 зыңкыту
зыңкыту ма әле башымны — не моро́чь мне го́лову
18 имеш
имеш, кыш салкын булачак — говоря́т, что зима́ бу́дет моро́зная
барырга уйлаган, имеш — как слы́шал, он заду́мал е́хать
имеш, ул моны белмәгән — он, мол, э́того не знал
ул киткән, имеш, дип әйтәләр — говоря́т, что он уе́хал
сезне киткән, имеш, дип сөйләгәннәр иде — говори́ли, я́кобы вы уе́хали
имеш хәбәр — слух, молва́
ул имеш бөтенесен аңлаган — он я́кобы всё по́нял
19 ишетмәмеш
ишетмәмешкә салышу — де́лать вид, что не слы́шишь (не слы́шал); притворя́ться глухи́м
20 ишетү
ишетү органнары — о́рганы слу́ха; слуховы́е о́рганы
ишетү нервлары — слуховы́е не́рвы
үз колагым белән ишеттем — слы́шал свои́ми уша́ми
аның сул колагы ишетми — у него́ ле́вое у́хо не слы́шит
ул яхшы ишетә — он хорошо́ слы́шит, у него́ хоро́ший слух
яңалык ишетү — узнава́ть но́вость
бер хәбәр ишеттем — узна́л (услы́шал) одну́ весть
ишетүен ишеткән, ни икәнен белмәгән — (погов.) слы́шал звон, да не зна́ет, где он
ишетергә дә теләми — и слу́шать не хо́чет
См. также в других словарях:
күлің шашылмасын, шалғының басылмасын! — (ҚХР) өміріңде ұрпақ көрмей кет, мал бітпей, кедей болып өт деген мағынада айтылатын қарғыс … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
шар — 1 (Түрікм.: Красн., Небид., Құмд., Жеб., Ашх., Таш., Тедж.; Ақт., Ырғ.; Маң., Маңғ.; Қ орда: Қарм., Сыр.) шарық, шарық қайрақ. Ш а р д ы қайда жытырған шаппа (қ.) қайрайын десем (Түрікм., Красн.). Ш а рғ а апар да шалғыны қайра (Ақт., Ырғ.). Ш а… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
жарын — (Орал: Чап., Жымп.; Ақт.: Ойыл, Ырғ., Шалқ., Қараб.; Қ орда, Арал; Гур., Есб.; Рес., Орын.; Қарақ., Мой.) келер жыл, келесі жыл. Ол ж а р ы н келеді (Орал, Чап.). Қойлар биыл онша семірмейді, оның есесіне ж а р ы н семірер (Ақт., Ойыл). Бұл көлге … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
кетек — (Шымк., Арыс; Қ орда: Арал, Қарм., Қаз.; Ақт., Шалқ.; Түрікм.: Ашх., Таш., Мары) шикі кесектен жасалған тауық қора. Тауықтар к е т е к т е, кешке қамап қоймаса, ит алып кетеді Қ орда., Арал). Тауықты түгелдей к е т е к к е қамап, үйге кірсем,… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
көрім көрінгір! — (Қ орда: Қарм., Жал., Сыр., Шиелі; Ақт.: Қараб., Шалқ.; Жамб., Жуа.; Рес., Орын.) бәле келгір, қара басқыр! К ө р і м к ө р і н г і р! Осы балам айтқанымды тыңдамайды Қ орда., Жал.). К ө р і м к ө р і н г і р, сенің мына пиғылың жаман екен (Ақт … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
қона — 1 (Қ орда: Сыр., Жал.) бидайдың қауызы. Қазір бидай өз қ о н а с ы н д а пісіп тұрған кезі Қ орда., Жал.) 2 (Ақт., Шалқ.) қонаға. Сен, бүгін қой фермасына қ о н а жүріп кет, ертең қайтып келесің (Ақт., Шалқ.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
рабайда бір — Қ орда., Арал; Қарақ.; Рес., Орын.; Ақт.: Шалқ., Ырғ.) ілуде, анда санда, оқта текте. Әлібай, сен маған р а б а й д а б і р жолығып кетіп жүр Қ орда., Арал). Р а б а йд а болмаса, кейбір сиырдан көп сүт шықпайды (Ақт., Шалқ.). Жырау қазір р а б а … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
бекет — 1 (Көкш., Қ ту) бөгет, суды тоқтатқан жер. Әр жерден б е к е т жасап, қардың суын тоқтатамыз да жазда мал суғарамыз (Көкш., Қ ту). Бүгін б е к е т т і су бұзып кетіпті (Көкш., Қ ту) 2 (Көкш., Қ ту) қол шалғымен шабылған және ат тырнамен жиылған… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
белорақ — (Қост.: Жанг., Торғ., Аман.; Жамб., Жуа.; Қ орда: Сыр., Жал.) шөп шабатын шалғы. Б е л о р а қ п е н ақ талай шөп шауып алғанбыз (Жамб., Жуа.). Анау б е ло р а қ п е н шөп шапқанда есек (қ.) қалдырып кетіпті (Қост., Жанг.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
орақ пышақ — 1 (Түрікм.: Таш., Көнеүр., Ақт., Ойыл) шалғы. Тақтаның ара арасына шыққан шөпті о р а қ п ы ш а қ п е н шауып аламыз (Түрікм., Таш.). Біздің үйдегі бес о р а қ п ы ш а қ т ы да алып кет, онда жетпей жатырған шығар (Қарақ.). Машинаның о р а қ п ыш … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
салма — 1 1. (Гур.: Маңғ., Шевч.; Қ орда, Арал; Түрікм.: Таш., Көнеүр.; Қарақ.) егін араларына су жіберетін кішкене арық. С а л м ад а н су жүріп жатыр екен (Гур., Шевч.). Су ағатын с а л м а л а р м е н аудандарды оңдау жұмысына кірісу ертелік етпейді… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі