Шалость удалась что значит
«Гарри Поттер»: 10 фактов о карте Мародёров, которые знают только те, кто читал книги
Карта Мародеров — один из самых важных магических предметов во вселенной «Гарри Поттера». Она неоднократно выручала юного волшебника. Карту создали Лунатик, Бродяга, Сохатый и Хвост — великолепная четверка молодых и дерзких магов, которые называли себя Мародерами. Фанаты даже мечтают, чтобы про них сняли отдельный фильм. 🤩
Волшебная карта играла важную роль и в экранизациях, но, увы, многие важные подробности о ней там упущены. Их знают лишь те, кто прочитал все книжки писательницы Джоан Роулинг 👇
В книгах карта выглядит по-другому
В романах Джоан Роулинг карта Мародеров — обычный кусок пергамента, который герои клали на стол. В фильмах она выглядит иначе. Это сложенный в несколько раз лист длиной около двух с половиной метров. По-моему, так гораздо удобнее носить волшебный предмет с собой.
На карте люди изображены в виде точек
Еще одно существенное различие между книжной и киношной картой. У Джоан Роулинг люди на ней отображались в виде подписанных точек. Мирафон Мин, дизайнер реквизитов для фильмов о Гарри Поттере, решила, что это слишком скучно. Поэтому в кино каждый человек появлялся на карте в виде отпечатков обуви, а рядом были его имя и фамилия. Визуально гораздо красивее!
Карту приняли за темный артефакт
Заклинание «Торжественно клянусь, что замышляю только шалость» защищала карту от злых волшебников и их дурных намерений. Однако многие все-таки подозревали ее в темном происхождении. Кусок пергамента выглядел настолько таинственно, что Аргус Филч и Северус Снейп думали, что он полон черной магии. Даже Гарри Поттеру так казалось — история с дневником Тома Реддла научила его не доверять подобным предметам.
Карта никогда не лжет
Хотя Мародеры были отпетыми нарушителями школьных правил, их карта никогда не лгала. Именно сей факт помог Римусу «Лунатику» Люпину, одному из создателей, узнать, что Питер Петтигрю жив. Тот долгие годы жил в облике крысы, но на карте отображался как Питер. Так Римус его и вычислил. Оборотное зелье или другое магическое заклинание, скрывающее истинную личность человека, против карты бессильны. С ней ты как на ладони у ее владельца.
На карте есть слепые зоны
Карта Мародеров — дико крутой магический предмет, но не без недостатков. Да, каждый уголок замка Хогвартс нанесен на пергамент, ты легко ускользнешь из Хогвартса, минуя Филча, но… Ты никогда не найдешь на карте Тайную комнату и Выручай-комнату. Два этих волшебных места так надежно скрыты в замке с помощью мощных чар, что даже с помощью творения Мародеров их не отыщешь.
Карту создали с помощью продвинутой магии
Карта Мародеров — мощный магический предмет. Как же Лунатик, Бродяга, Сохатый и Хвост сотворили сие чудо? Pottermore, официальный веб-сайт Гарри Поттера, гласит, что карту они создали с помощью Гомункуловых чар. Чтобы наложить их, им понадобилась Мантия-невидимка. Вдобавок ничего не вышло бы, не будь трое из них — анимагами, а один — оборотнем. Ребятам пришлось хорошенько постараться, чтобы сотворить сей шедевр.
Фред и Джордж украли карту у Аргуса Филча
Школьный завхоз Аргус Филч вскоре конфисковал карту Мародеров. Видимо, парни в какой-то момент потеряли бдительность во время ночных приключений, и старый сквиб и кошка воспользовались случаем. Долгие годы карта была надежно спрятана в кабинете Аргуса, пока ее не стащили близнецы Уизли. Более достойных преемников Лунатика, Бродяги, Сохатого и Хвоста невозможно представить!
Карта однажды вернулась к одному из создателей
Карта Мародеров неоднократно переходила из рук в руки в романах Джоан Роулинг. От Мародеров к Аргусу Филчу, от завхоза Хогвартса к близнецам Уизли. А от них волшебный пергамент попал к Гарри Поттеру. Мальчик владел им недолго, вскоре Снейп конфисковал его, а затем у профессора зельеварения его забрал Римус Люпин. Спустя долгие годы карта оказалась вновь у одного из Мародеров. Круг замкнулся!
В конце учебного года Лунатик все же вернул карту Гарри. Он знал, что лучшего хозяина для нее не сыскать.
Через карту первым оскорбил Снейпа самый интеллигентный Мародер
Тру поттероманы, которые прочитали все книги, знают, что Римус Люпин — самый интеллигентный из бравой четверки. Однако в книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» через карту первым оскорбляет Снейпа именно Лунатик. Мародеры наложили на свое творение чары, которые мигом сбивают спесь с того, кто пытается разгадать секрет карты без заклинания-пароля.
Вот и Северус однажды направил на нее палочку и сказал: «Откройся мне!» На пергаменте тут же появились саркастичные оскорбления от каждого из создателей. И первое от Римуса: «М-р Лунатик приветствует профессора Снейпа и нижайше просит не совать длинного носа не в свои дела». Ребята знали, какой Люпин в жизни вежливый и тактичный, это был очередной их прикол.
Карта была рождественским подарком для Гарри Поттера
Мы уже выяснили, что Гарри получил карту от близнецов Уизли, но как именно? Рыжеволосые братья подарили карту мальчику на Рождество. Это произошло в 10 главе книги «Гарри Поттер и Узник Азкабана».
Фред и Джордж сказали, что уже вдоволь попользовались картой, и она им больше не нужна. Близнецы даже не догадывались, что отдают ее сыну одного из создателей. «Благородные, славные помощники новому поколению проказников», — восторженно говорили они о Мародерах. И отблагодарили их сполна, подарив карту сыну Сохатого. Ведь его настоящее имя — Джеймс Поттер.
Шалость удалась: как и зачем поклонники «Гарри Поттера» со всего мира снимают фильмы по вселенной Джоан Роулинг Статьи редакции
Где фанаты находят деньги на съёмки, как к этому относится Warner Bros. и помогают ли фанфильмы их создателям в будущем.
Премьера первого фильма про Гарри Поттера состоялась 20 лет назад — в ноябре 2001 года: сначала в Великобритании, а потом в США. В России картина вышла в прокат только весной следующего года. 1 января 2022 года выйдет специальный эпизод, приуроченный к юбилею фильма «Гарри Поттер и философский камень».
Серия, написанная Джоан Роулинг, заключает в себе множество сюжетных линий, некоторые из которых намечены, а не полноценно рассказаны. Но фанатов всегда интересовало, что происходило с тем или иным героем за пределами книг — о чём-то писательница рассказывала в интервью, что-то прояснялось после выхода статей на Pottermore (сейчас — Wizarding World). Но этого недостаточно.
Чтобы исправить ситуацию, поклонники «поттерианы» пишут фанфики и снимают фанфильмы. Если для первого варианта нужен только компьютер, то для съёмок потребуется сценарий, аппаратура, актёры и декорации. Несмотря на сложность, фанаты сняли немало фильмов — от простых «боёвок» на волшебных палочках до полноценных историй.
Через густые деревья пробираются молодые люди в красно-жёлтых галстуках и мантиях. Тот, что в очках, взъерошивает волосы и выдыхает: «Умираю с голода». Следующий за ним длинноволосый парень оборачивается и кричит: «Лунатик! Постарайся продержаться». «Я иду, хорошо», — отвечает застёгивающий на ходу рубашку парень с шрамами на лице.
С задержкой в пару секунд из леса выходит четвёртый человек — невысокий и цепляющийся за всевозможные ветки. Пока он улыбается и озирается по сторонам, длинноволосый протягивает парню со шрамом шарф и спрашивает: «Это в последний раз?». «На этот месяц», — отвечает тот. Вскоре четвёрка покидает лес и идёт к деревянной двери, за которой скрывается старинный замок.
Так бы мог начинаться приквел к «Гарри Поттеру» про приключения мародёров — Джеймса Поттера, Сириуса Блэка, Римуса Люпина и Питера Петтигрю. Но его, несмотря на слухи, так и не сняли. Выше же мы описали первую сцену фильма «Шалость удалась», созданного студентами Оксфорда. Это лишь один из многих примечательных примеров фанатского творчества по миру волшебства.
Все фанатские фильмы по «Гарри Поттеру» условно делятся на три типа: истории, которые упоминались в книгах Роулинг, но подробно не описывались, внятно рассказанные сюжеты, не вошедшие в экранизации, и фантазии на тему, как мир магов выглядит в другой стране или с другими обстоятельствами.
Самая популярная тема — жизнь Волан-де-Морта до убийства родителей Гарри Поттера. О ней рассказывается сразу в трёх популярных фанатских фильмах, вышедших с 2016 по 2021 годы: французских Le Maitre de la Mort («Повелитель смерти») и The House Of Gaunt («Семейство Мраксов»), а также итальянском Voldemort: Origins of the Heir («Волан-де-Морт: Корни наследника»).
Все фильмы показывают семью Волан-де-Морта, его детство и обучение в Хогвартсе, изучение тёмной магии и первые убийства ради создания крестражей. История Тёмного Лорда пользуется интересом зрителей: «Корни наследника» набрали 18 миллионов просмотров (за три года), «Повелитель смерти» — три миллиона (за пять лет), а «Семейство Мраксов» — два миллиона (за два месяца).
Тремя проектами по «поттериане» отметилась студия Broad Strokes Productions. Это фильмы The Greater Good («Общее благо») и Severus Snape and the marauders («Северус Снейп и мародёры») и аудиоспекталь The Great Wizarding War («Великая магическая война»).
Оба фильма BSP рассказывают про ключевые конфликты предистории «Гарри Поттера»: ссору юного Альбуса Дамблдора и его тогда ещё друга Геллерта Гриндевальда и дуэль Северуса Снейпа с отцом Гарри Поттера и его друзьями. Если сюжет первой короткометражки описывался в книге — во время конфликта погибла младшая сестра Дамблдора, что играет важную роль в истории, то второй фильм — это допущение. Ролики набрали 12 миллионов и 11 миллионов просмотров соответсвенно.
Ещё один фильм про мародёров — получасовая короткометражка Mischief Managed («Шалость удалась»), снятый студентами Оксфорда в марте 2016 года. В ней Джеймс Поттер и его друзья готовятся в празднованию Дня Святого Валентина.
Картина выделяется на фоне других фанатских экранизаций декорациями, так как многие сцены из оригинального фильма снимались именно в Оксфорде — например, у дерева рядом с Новым Колледжем профессор Грюм превращал Драко Малфоя в хорька, а книгу для «лёгкого чтения» Гермиона Грейнджер предлагала почитать в Бодлианской библиотеке.
На съёмки фильма ушло шесть дней, в них участвовали 24 человека. По словам авторов фильма, проект стал одной из крупнейших студенческих постановок в Оксфорде за последние годы. Съёмочная команда состояла из учащихся разных колледжей, но все они в той или иной мере уже занимались кино: например, режиссёр Сюзи Шеферд участвовала в создании короткометражек «Первый поцелуй Мартина Фриара» (2016) и «Сторге» (2016).
Сценарий фильма основан на фанфике «Коробка для обуви» (The Shoebox), его использовали с разрешения авторов Джейды Джонс и Даниеля Беннета. Произведение выходило с 2004 по 2008 годы и пользовалось большой популярностью в интернете. Как финансировался проект, студенты не разглашали. Сама короткометражка набрала 1,6 миллиона просмотров на ютубе.
Важная героиня для фандома — пожирательница смерти Беллатриса Лестрейндж. Поклонники «Гарри Поттера» выпустили как минимум два стоящих внимания фильма — Neville Longbottom and The Black Witch («Невилл Долгопупс и Тёмная ведьма») и Sisters of House Black («Сёстры рода Блэков»). Первая рассказывает о противоборстве ведьмы с родителями Невилла, а потом и с самим Невиллом, вторая — о юности Беллатрисы и её сестёр Нарциссы и Андромеды.
Короткометражки о вселенной Гарри Поттера снимают и в России. Самые заметные примеры — «Мракоборцы и каминная сеть» и «Магия превыше всего». Оба фильма представляют фантазию режиссёров о том, как «магическая полиция» работала бы в России. Первая короткометражка собрала восемь тысяч просмотров на ютубе, вторая — 143 тысячи на ютубе и 1 миллион во «ВКонтакте».
Любительские фильмы снимают как обычные энтузиасты, тратящие силы и деньги ради любви к Гарри Поттеру, так и начинающие режиссёры, стремящиеся разнообразить резюме и набраться опыта. Зрители готовы платить за новые фильмы по саге, поэтому средства на съёмки обычно собирают краудфандингом.
Фильм «Волан-де-Морт: Корни наследника» сняла независимая киностудия Tryangle Films. Режиссёр Джанмария Пеццато рассказывал, что придумал идею после прочтения пятого романа «Гарри Поттер и Принц-полукровка».
Мы задавались вопросом: «Что заставило Тома Риддла стать Волан-де-Мортом? Что случилось за годы его обучения в Хогвартсе?». В книгах есть некоторые подсказки, которые не включили в экранизации, но ещё больше того, о чём вообще не рассказывается.
Средства на фильм собрали с помощью краудфандинга на платформе Kickstarter. В июле 2016 года компанию пришлось приостановить, так как на неё обратил внимание правообладатель франшизы — Warner Bros. Конфликт уладили: студия разрешила снимать короткометражку при условии, что её создатели откажутся от коммерческой выгоды и выпустят фильм бесплатно.
С такой же претензией Warner Bros. при сборе денег на Kickstarter столкнулась и студия Broad Strokes Productions: производство короткометражки «Северус Снейп и мародёры» приостановили, пока её создатели не согласились прекратить краудфандинговый сбор.
Команда из Лос-Анджелеса сняла 25-минутный фильм за четыре дня, ещё год ушёл на «постпродакшен». Режиссёр Джастин Загри рассказывал BuzzFeed, что тему фильма выбрали через опрос на фейсбуке. «Почти единодушно фанаты проголосовали за историю о мародёрах. Я перечитал книги, провёл некоторые исследования и придумал сценарий, который может рассказать о взрослении как Снейпа, так и мародёров», — сообщил Загри.
Похожая история произошла и с производством фильма «Семейство Мраксов»: средства на него собрали с помощью краудфандинга — за три компании спонсоры пожертвовали 62 тысячи евро. Но соглашение с Warner Bros. имело более строгие условия: фильм выложили в свободный доступ только на два месяца.
Съёмочная команда состояла из профессионалов, которые участвовали в проекте на волонтёрских началах. Главную роль сыграл актёр из французской версии SKAM Максанс Данэ-Фовель, а режиссёром стал Жорис Фокон Гримо, ранее занимавшийся редактурой кинотрейлеров. Съёмки заняли три года — из-за пандемии коронавируса и плотного графика волонтёров.
«Когда я начинал работу над фильмом, я спросил себя, что лучше — оригинальный сценарий, который может не убедить многих людей, или „фанфильм“ о мире, который я люблю», — рассказывал Le Monde Гримо. По словам режиссёра, для его проект стал способом проявить с себя в фантастическом жанре и включить это в резюме.
Ещё один любопытный пример создания фан-фильма — «Повелитель смерти». Его сняла команда французского ютуб-канала Potter Show, где блогеры обсуждали разные вопросы «Гарри Поттера».
Проектом не занимались профессионалы: съёмочная команда состояла из семи фанатов «Гарри Поттера», которые впервые пробовали себя в кино. Чтобы получить разрешение на съёмки, фанаты связывались с Джоан Роулинг и Warner Bros. — после длительных переговоров им разрешили запустить проект, но без возможности на нём заработать.
Фильм о сёстрах Блэк создала британская поклонница «Гарри Поттера» Келси Элиссон. Средства собирали на портале Indiegogo — при этом фанатов просили не просто перевести деньги, а предлагали в обмен мерч, не защищённый авторским правом.
По словам Элиссон, её всегда привлекала история семьи Блэков, и она не понимала, почему про неё не существует фан-фильма. «В „Гарри Поттере“ много крутых женских персонажей — как на стороне „добра“, так и на стороне „зла“. А Нарцисса и Беллатриса мне особенно нравятся», — рассказывала режиссёр.
Короткометражку о противостоянии родителей Невилла и Беллатрисы сняла американская постановщица и сценаристка Кали Бейли. О создании фильма известно мало: по словам Бейли, съёмки проходили в Теннесси с командой и актёрами из Нэшвилла, а бюджет был «минимален». До работы над короткометражкой режиссёр снимала видеоролик для Disney, а после — писала сценарий фильма «Летний лагерь» для Netflix.
Российский фан-фильм «Магия превыше всего» — выпускная работа студентов ВГИКа Екатерины Краснер и Сергея Фёдорова. Создатели рассказывали TJ, что вложили в короткометражку самостоятельно накопленные 500 тысяч рублей, а учебная киностудия вуза предоставила часть техники и места под декорации на базе. Работа актёров и команды не оплачивалась.
Сбор средств на пост-продакшн фильма проводился на краудфандинговой платформе Planeta.ru. За два месяца авторы короткометражки собрали 117% от заявленной суммы в 450 000 рублей. Собранные деньги команда потратила на запись музыки, цветокоррекцию и создание компьютерной графики.
Сюжет фильма несомненно разворачивается в волшебном мире «Гарри Поттера», только в России — но прямых указаний на это нет, поэтому авторские права не нарушаются. Режиссёр Екатерина Каснер отмечала, что зритель сам должен решать, являются ли эти волшебники частью сообщества из вселенной Джоан Роулинг.
Сравнение [с романами Роулинг] не смущает, потому что у нас совершенно другая история, другие масштабы. И в первую очередь, мы сразу говорим зрителям, что это не детская сказка.
Фанатские фильмы встречают с энтузиазмом, а журналисты и кинокритики относятся к ним благосклонно, делая скидку на неопытность создателей и главным образом обращая на техническую часть фильмов. Например, короткометражку «Корни наследника» хвалили за специальные эффекты и съёмку, но ругали за проблемы со сценарием и игрой актёров.
Рецензенты The Telegraph и Fortress of Solitude критиковали возраст и игру актёров, но восхищались технической частью. Журналистка The Guardian отмечала, что «визуальные эффекты» в некоторых местах лучше, чем у многомиллионных фильмов Warner Brothers, а костюмы и декорации «очень хороши». Поклонники «Гарри Поттера» выражали мнение жёстче — им не понравились и сюжет, и актёры.
За спецэффекты и качественность картинки хвалили и фильм «Северус Снейп и мародёры». Рецензент Elite Daily рекомендовал его к просмотру фанатам Снейпа, потому что короткометражка будет «бить ножом в сердце», а автор MTV указывал, что этот приквел — именно то, что ждали фанаты.
Поклонники «Гарри Поттера» действительно высоко оценили фильм: число положительных отзывов у него и больше, чем у итальянской картины. Короткометражка взяла приз фестиваля Geekfest Film Fest.
Значение слова «шалость»
1. Поступок ради веселья, забавы; проказа. Детские шалости. □ Monsieur l’Abbé, француз убогий, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя; Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил. Пушкин, Евгений Онегин. [Иван Гавриков] был невероятный шалун. 699 На уроках он тянул девочек за косицы; когда ему за это выговаривали, он будто бы засыпал и сваливался под парту, — нельзя даже описать всех его шалостей. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || Разг. Легкомысленная выходка, поступок. Я снисходительна к шалостям молодых людей. — Но я не потерплю унижения своей фамилии. Чернышевский, Что делать? — Я позволил себе маленькую шалость с хозяйкой; она очень милая и веселая дама! Писемский, Боярщина.
2. Разг. устар. Разбой, грабеж. В Москве про эти шалости на тульской дороге знали и несколько раз посылали солдат с поручиком — истребить шайку. А. Н. Толстой, Петр Первый.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Шалость удалась: чем прекрасна восьмая книга о Гарри Поттере
Она говорила, что этого никогда не случится, что история завершена, что никаких продолжений о том, как сложилась взрослая жизнь героя, не будет. Она – это одна из самых успешных писательниц современности, образец литературной мечты, написавшая самую популярную и, безусловно, великую книгу современности. Джоан Роулинг все-таки сделала это: в свет вышла восьмая книга о Гарри Поттере.
Внимание! Текст содержит спойлеры.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»
Если быть совсем уж честным, то «Гарри Поттер и проклятое дитя» (именно так называется книжка, которая ровно в полночь 31 июля появилась на прилавках британских магазинов) не совсем творение Роулинг. Это пьеса, которая написана драматургом Джеком Торном и режиссером Джоном Тиффани по сюжету Роулинг. Премьера пьесы состоялась днем раньше – уже 30 июля первые счастливые зрители смогли оценить новое, на этот раз сценическое воплощение истории Гарри.
Никто из киноактеров, снимавшихся в фильме о Поттере, в пьесе участия не принимает: Дэниэл Рэдклифф, исполнивший роль Гарри во всех фильмах о мальчике-волшебнике, даже отказался прийти на предпремьерный показ, сославшись на то, что «фанаты будут смотреть на меня, а должны смотреть на сцену». Тем не менее Эмма Уотсон, исполнительница роли Гермионы, на предпремьеру пришла, и никакого жуткого ажиотажа ее визит не вызвал.
То, что спектакль будет более чем успешен, сомнений нет: в продакшн вложены колоссальные деньги и «самое настоящее волшебство» реализуют на сцене, выполненив его в той же стилистике, что и в фильмах о Поттере. Визуальный ряд, судя по фото с премьеры, передан необычайно точно. Но можно ли сказать то же самое о тексте?
Фото предоставлено Павлом Сурковым
Автор этих строк «проглотил» восьмую книгу поттерианы за пару часов ночью, как только она появилась в свободной продаже на официальном сайте Pottermore. И, надо сказать, остался не разочарован – в отличие от многих других фанатов книжного сериала о юном (а теперь повзрослевшем) волшебнике.
Для английской литературы перенос новых сюжетов о старых героях на сцену – далеко не новая тенденция: чего стоит, например, пьеса «Черный кофе», вернувшая к жизни самого Эркюля Пуаро (она была впоследствии переработана в отдельный роман, и в качестве автора в нем честно стоит имя Агаты Кристи, а вовсе не Чарли Осборна, который подготовил новеллизацию пьесы). Так что Гарри, поверьте, оказался в отличной сценической компании.
Новая книга уже подверглась жесточайшей критике со стороны фанатов поттерианы – и, в целом, это понятно: мы получили довольно длинную (433 страницы) пьесу, в которой, конечно, появляются все любимые персонажи (даже те, кто давным-давно мертв, но это для волшебного мира Хогвартса – не преграда), но в этом тексте нет закрученности и одновременно легкости, которая была свойственна текстам Роулинг. Скорее, восьмая книга о Поттере больше всего напоминает очередную серию «Стар Трека»: герои мотаются туда-сюда по времени, пытаются изменить прошлое, а в результате меняется настоящее (и, естественно, не всегда в лучшую сторону). Растянутый на четыре действия «эффект бабочки», конечно, может кого угодно свести с ума.
Сама Роулинг уже дала жесткий ответ всем доморощенным критикам, призывая их, с одной стороны, не спойлерить сюжет (хотя, в целом, уже посмотрев на кастинг, можно понять, о чем пойдет речь в восьмой части и кто именно затеет всю заваруху с беготней по оси времени), а с другой – выразив всестороннюю поддержку авторам сценической адаптации. Писательницу уже обвинили в высокомерии и чуть ли ни в презрении к собственным читателям, однако фанаты, ослепленные бескомпромиссной любовью к персонажам поттерианы, не могли не сообщить Роулинг о том, что они-то, дескать, знают, что лучше, а что хуже для Хогвартса.
Кадр из фильм «Гарри Поттер и философский камень»
При этом главная ценность восьмой книги – именно в разрушении фандомных (и потому – фантомных) миров: в ней мы видим все варианты возможного будущего. А что было бы, если бы победил не Гарри, а Волдеморт? А что было бы, если бы Рон не женился на Гермионе? А если бы Гарри распределили не на Гриффиндор, а на Слизерин? Вся первая половина «Проклятого дитя» посвящена ответам именно на эти вопросы: персонажи все те же, но они меняются местами, как фигуры на шахматной доске, и все равно продолжают разыгрывать собственную партию – цели и задачи у Гарри и его друзей-родственников не модифицировались, равно как и у противостоящих им сторон.
Правда от некоторых вещей российского поклонника Поттера при виде артистов, занятых в спектакле, может заштормить – касается это, прежде всего, Гермионы, которую играет (и, надо сказать, делает это блестяще) чернокожая актриса Нома Думезвени. С другой стороны, по поводу цвета кожи Гермионы в книгах Роулинг не сказано ни слова, а все артисты отбирались при участии писательницы лично – а кто, как не сама Роулинг, точно знает, как выглядят придуманные ею персонажи?
Но главная вещь, которая есть в «Проклятом дитя» – это культивация одной (и, вероятно, главной) идеи поттерианы, которая и делает эту книгу (по сути, все семь романов о Поттере – это одна большая книжка) по-настоящему ценной. Эта идея – подтверждение изменившегося в нашем мире статуса зла.
Как мы помним, сам Гарри Поттер оказался тем самым вместилищем зла – он стал одним из сосудов (в чудовищном русском переводе названных крестражами) для вместилища души лорда Волдеморта. Согласитесь, метафора не самая простая – внутри протагониста оказалось сосредоточено главное, вселенское зло: у Роулинг этот образ передан чрезвычайно ярко – душа Гарри представляется ему самому как огромный пустой вокзал, где под одной из скамеек пищит и плачет крохотный, сморщенный Волдеморт. И в самом деле в современном мире, где не знаешь, откуда ждать удара, носителем зла, насилия, агрессии может быть кто угодно, а в пределе – ты сам. Волдеморт живет в каждом из нас, и наша задача – вовремя его в себе обнаружить и ни в коем разе не позволить ему вырваться на свободу.
Как показывает сюжет книги (я намеренно постараюсь обойтись без прямых спойлеров, но все же) – зло вообще и Волдеморт в частности оказываются чрезвычайно живучи: «Проклятое дитя» – это своеобразные «Двадцать лет спустя» поттерианы. Новая книга начинается ровно там, где закончилась последняя история канона – «Гарри Поттер и Дары Смерти». Прошло 19 лет с момента победы над Темным лордом, герои подросли, помудрели и уже не могут похвастаться щенячьей бесшабашностью. Но, как и в случае с тремя мушкетерами, в этом мире появится свой Мордаунт, одержимый идеей мести главным героям и направляющий все свои силы на очередное возрождение Волдеморта. Ну разве что этот Мордаунт – не сын главного злодея, а… Впрочем, Роулинг же просила не спойлерить, я и не стану.
Сравнение с «Тремя мушкетерами» опять же не лишнее – ведь четыре факультета Хогвартса суть не что иное, как четыре темперамента, уже представленные в литературе героями Дюма. Не трудно представить, куда бы направила Распределяющая Шляпа каждого из мушкетеров: холерик д’Артаньян отправился бы прямиком на Гриффиндор с его горячностью и отвагой, старший из друзей – Атос, рассудительный и не склонный к порывистым действиям, нашел бы себя на факультете Равенкло, любящий хорошие застолья и склонный к семейному уюту Портос так и просится на скамейку Хаффлпаффа, ну а обаятельный интриган Арамис, бесспорно, оказался бы одним из лучших учеников Слизерина.
И, возвращаясь к тому, о чем сказано раньше: при всей нестандартности текста (перед нами не роман, а все-таки пьеса, хотя и переполненная спецэффектами, колдовством и кучей новых заклинаний, некоторые из которых – действенные) «Проклятое дитя» – отличное дополнение и расширение мира Гарри Поттера. Роулинг вполне сознательно не прописывала свой волшебный мир досконально: в отличие, скажем, от Толкина или Джорджа Мартина, мир Поттера достаточно схематичен, даже сам Хогвартс условен, не говоря уже об окружающей его вселенной.
Конечно, канонические семь книг идеально дополняются легендариумом из «Сказок Барда Бидля» или бестиарием из «Волшебных тварей и где их искать», но Роулинг дает читателям идеальную возможность самим домысливать магическую вселенную. Хогвартс держится на наших с вами домыслах, и очередная – теперь уже сценическая – материализация Гарри и компании – всего лишь еще одно расширение этого прекрасного мира и вполне логичное продолжение истории.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
За те годы, что прошли после выхода седьмой книги, мир Поттера оброс многочисленными фанфиками, продолжениями и ответвлениями, написанными преданными фанатами – и, естественно, когда теперь мир, построенный верным фандомом Гарри оказывается разрушен коварными замыслами Роулинг – поклонники начинают протестовать против именно такого продолжения. Но ничего не попишешь – книга вышла, история зафиксирована.
Приключений, надо сказать, в восьмой книге хватает – как и порой откровенно страшных, совсем не по-детски жестоких, сцен. Впрочем, Роулинг нас и к этому приучила – зло действительно рядом: Волдеморт сидит в каждом из нас, но бояться его не надо. Потому как – это просто бессмысленно.
А вот как с ним сражаться – каждый решает сам. Опять же у каждого волшебника есть своя уникальная волшебная палочка. Кстати, уже упомянутый сайт Pottermore позволяет сгенерировать ее самостоятельно. Ну а в конце не забудьте сказать: «Шалость удалась!»