Шам что это было
Поездка Пророка (ﷺ) в Шам вместе с Абу Талибом
Согласно тому, что приводит Ибн Саад и Ибн Асакир, Посланнику Аллаха в это время было 12 лет.
Аль-Байхаки приводит от Давуда Ибн аль-Хусейна следующее: «Когда Абу Талиб решился выйти вместе с торговым караваном в путь, Посланник Аллаха сказал ему: «О дядя, на кого ты оставляешь меня тут?» Тем самым Пророк (ﷺ) показал свою тоску по Абу Талибу. Когда Абу Талиб увидел такую печаль у Пророка (ﷺ), его охватило сочувствие, поэтому он решил взять его с собой, посадив позади себя на верблюда».
Далее в книге «Ас-Сира аль-Халабия» Нуруддин Али ибн Ибрахим приводит историю того, что произошло в городе Бусра. В частности, он пишет:
«После того, как караван прибыл в Бусру, они решили на некоторое время остановиться в этом городе. В это время в Бусре жил монах по имени Бахира. Его настоящее имя было Джирджис. Бахира был ученым человеком, владевшим обширными знаниями в христианской религии. Монастырь, в котором он находился, был известен как монастырь ученых, передающих свои знания по наследству следующему монаху, начиная от апостолов пророка Исы (мир ему).
Часто курайшиты со своими караванами проходили мимо этого монастыря, но ни разу не было такого, чтобы Бахира заговорил с ними. А в этом году Бахира приготовил для курайшитов угощение. Причиной этому послужило то, что Бахира из своего монастыря увидел облако, направляющееся в его сторону. Это было облако, которое двигалось вместе с Пророком (ﷺ), укрывая его от жара солнца.
Когда же караван остановился возле дерева, то он увидел, что и облако остановилось и бросает тень на дерево. Когда Пророк (ﷺ) подошел к дереву, то тень этого дерева переместилась в его сторону. Ветви также наклонились вперед, отбрасывая тень на Посланника Аллаха (ﷺ).
Увидев всё это, Бахира отправил к ним человека, чтобы он передал им: «Я приготовил для вас угощение, о народ курайшитский, и я желаю, чтобы вы все до единого – взрослые и дети, свободные и рабы – все пришли ко мне на угощение«. Один из курайшитов сказал Бахире: «Видно, с тобой что-то произошло, ведь ты никогда раньше, сколько бы мы ни проходили мимо тебя, не делал так. Скажи нам, что случилось у тебя сегодня?» «Ты говоришь правду. Да, в действительности, было именно так, как ты говоришь. Однако вы все мои гости, и я хочу почтить вас и подать вам угощения, чтобы вы все отведали их«, – ответил ему Бахира.
Все курайшиты, кроме Пророка (ﷺ), пошли к нему в гости. А Пророк (ﷺ) остался с караваном, рядом с деревом, ибо его посчитали еще маленьким для такого дела.
Когда же курайшиты вошли, Бахира стал разглядывать их. Он не увидел среди них никого, кто по описанию соответствовал бы пророку, который должен быть послан ближе к концу Света, и облако не двигалось вместе с людьми, наоборот, оно осталось стоять на месте.
Тогда Бахира сказал: «О народ курайшитский, пусть не останется ни одного человека, который не пришёл бы на трапезу«. Курайшиты сказали: «О Бахира, никто не остался из тех, кому надлежало бы прийти, кроме одного мальчика. Он самый маленький среди нас«. «Не оставляйте никого, позовите всех, приведите и этого мальчика вместе с вами«, – сказал Бахира. Затем он добавил: «Некрасиво будет, если вы все придете и оставите того, кто принадлежит к вашему роду«. «Клянемся именем Аллаха, воистину, он является одним из лучших по происхождению. Он является сыном этого человека«, – сказали курайшиты, указывая на Абу Талиба. Когда приводили Пророка (ﷺ), облако, которое давало ему тень, двигалось вместе с ним.
Когда Бахира увидел Мухаммада (ﷺ), он стал тщательно осматривать его. Он осматривал отдельные участки его тела, разглядывая в нем те признаки, описания которых он находил в своих книгах. После того, как гости завершили прием пищи, к Пророку (ﷺ) подошел Бахира и сказал: «Именем ал-Лата и аль-Узза, ответь мне на то, что я спрошу у тебя«. Бахира использовал такое обращение, так как знал, что арабы клянутся именами этих идолов. В книге «Аш-Шифа» пишется, что это было преднамеренное обращение к нему со стороны Бахиры для того, чтобы проверить его. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему в ответ: «Не проси меня ничего именем ал-Лата и аль-Узза. Клянусь Аллахом, нет для меня ничего более ненавистного, чем это«. Услышав такой ответ, Бахира повторил свою просьбу: «Именем Аллаха, ответь мне на то, что я спрошу у тебя«. «Спрашивай«, – ответил ему Пророк (ﷺ). И Бахира стал расспрашивать его о таких вещах, как сон, образ его жизни, его деяния и поступки. Посланник Аллаха (ﷺ) подробно ответил на все его вопросы. Все рассказанное Мухаммадом (ﷺ) соответствовало тому, что находил Бахира в книгах людей писания об образе пророка, который будет послан ближе к концу Света.
После этого Бахира посмотрел на его спину и увидел печать пророка, она была именно такой, какой она была описана в их книгах. Затем он поцеловал печать. Увидев все это, курайшиты сказали: «Воистину, Мухаммад является почетным для этого монаха«.
Когда Бахира завершил свои расспросы, он обратился к Абу Талибу: «Кем этот мальчик приходится тебе?» «Он мой сын«, – ответил Абу Талиб. «Он не твой сын«, – сказал монах. «Отец этого мальчика не должен быть в живых«, – продолжил он. «Он сын моего брата«, – признался Абу Талиб. «А что с его отцом?» – спросил Бахира. «Он умер тогда, когда его мать была еще беременна«, – ответил Абу Талиб. «Ты сказал правду«, – воскликнул Бахира и спросил: «А где его мать?«. «Она умерла недавно«, – ответил Абу Талиб. «Ты сказал правду«, – опять воскликнул Бахира и добавил: «Вернись со своим племянником обратно на свою родину и береги его от иудеев. Клянусь Аллахом, если они его увидят и узнают про него то, что узнал я, то они непременно захотят причинить ему зло. Воистину, твоего племянника ждет нечто великое, о чём написано в наших книгах. Ты знай, я довел до тебя свои наставления. Поспеши вернуть его на родину«.
В другой версии этого рассказа говорится, что Бахира сказал Абу Талибу: «Клянусь Аллахом, если ты поедешь дальше этого места, то есть если поедешь глубже в Шам, где живут иудеи, они непременно убьют его«. Услышав все это, Абу Талиб вернулся с Посланником Аллаха (ﷺ) обратно в Мекку. Говорят, что Абу Талиб сказал Бахире: «Если все, что ты говоришь, соответствует истине, то он пребудет под защитой Аллаха Всемогущего«». («Ас-Сира аль-Халабия»)
Аль-Байхаки также приводит историю о встрече с Бахирой: «Настоятель монастыря спросил Абу Талиба: «Кем приходится тебе этот мальчик?» «Он мой сын», – ответил Абу Талиб. «Он не может быть твоим сыном, и невозможно, чтобы его отец был в живых», – сказал монах. «Почему?» – спросил Абу Талиб. «Потому что его лицо – лицо пророка, его глаза также – глаза пророка«, – сказал монах. «А кто такой пророк?» – спросил Абу Талиб. «Это тот человек, которому ниспосылается откровение (вахью) с небес, и он проречет это людям на земле». «Аллах более велик, чем то, что говоришь«, – сказал Абу Талиб. «Береги его от иудеев«, – сказал монах».
В книге «Аль-Минах Аль-Макийя» Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет: «Передаётся, что молочная мать пророка Халима (да будет доволен ею Аллах), когда Пророк (ﷺ) находился у нее, всегда видела над ним облако, которое защищало его от солнца. То же самое передаётся и от его молочного брата. Многие из алимов указывают на то, что укрытие Пророка (ﷺ) тенью облака имело место до того, как к нему было ниспослано пророчество. То был знак, предшествовавший его пророчеству, после чего явление прекратилось, как на это указывают достоверные хадисы».
История, которая произошла с монахом Бахирой, указывает на то, что люди писания из числа иудеев и христиан знали, что вскоре должен появиться еще один пророк. И они знали о времени, когда он появится, откуда будет родом, какие знамения этому будут предшествовать. Эти знания они получили из Таврата (Торы) и Инджиля (Евангелия). На это также указывают и другие рассказы, приведенные нами ранее.
ШАМ И ЙЕМЕН!
«Вам следует выбирать Шам, ибо поистине, это лучшая из земель Аллаха, для которой Он отбирает избранных Своих рабов! Если же вы откажитесь от этого (присоединиться к Шаму), то тогда выбирайте ваш Йемен, и поите из его водоема.Поистине, Аллах поручился мне за Шам и его жителей!»
Ахмад 4/110, Абу Дауд 2483. Имам Абу Хатим, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха صلى الله عليه و سلم сказал:
«Когда я спал, я увидел часть Книги, которую проносили надо мной, и я подумал, что она исчезнет. Но когда я последовал за ней взором, то я увидел ее в Шаме.
Поистине, когда наступит фитна, иман будет в Шаме!»
Ахмад 5/198, Абу Ну’айм в ”аль-Хилья” 6/98, ат-Табарани в ”Муснад аш-шамиин” 1198. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Зайд ибн Сабит рассказывал: “Однажды, когда мы сидели возле посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), записывая Коран на доски, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Туба* для Шама!» Мы спросили: «Почему, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Потому что ангелы Милостивого расстилают над ним свои крылья!»”
Ахмад 5/184, ат-Тирмизи 3954. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз Ибн Абдуль-Хади и шейх аль-Альбани. См. “Тахзиб ас-Сунан” 5/19, “Фадаиль аш-Шам” 16, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 502.
* Туба – дерево в Раю, тень которого всадник не объедет за сто лет.
Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда я спал, я увидел часть Книги, которую проносили надо мной, и я подумал, что она исчезнет. Но когда я последовал за ней взором, то я увидел ее в Шаме. Поистине, когда наступит фитна, иман будет в Шаме!» Ахмад 5/198, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/98, ат-Табарани в “Муснад аш-шамиин” 1198. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Ибн Хауаля рассказывал, что посланник Аллаха
صلى الله عليه و سلم сказал:
«Настанет такое время, когда соберутся три разных войска: войско в Шаме, войско в Йемене, и войско в Ираке». Ибн Хауаля сказал:“Укажи мне, о посланник Аллаха, если я застану это время”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Вам следует выбирать Шам, ибо поистине, это лучшая из земель Аллаха, для которой Он отбирает избранных Своих рабов! Если же вы откажитесь от этого (присоединиться к Шаму), то тогда выбирайте ваш Йемен, и поите из его водоема. Поистине, Аллах поручился мне за Шам и его жителей!»
Ахмад 4/110, Абу Дауд 2483. Имам Абу Хатим, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Авиаудар по дому амира «Джунд аш-Шам» Муслима аш-Шишани: кто «сдал» координаты?
По полученным разведданным, в здании находился амир группировки «Джунд аш-Шам» чеченский полевой командир Муслим аш-Шишани, его охрана и некоторые члены его семьи. На данный момент точно установлена гибель двух охранников, а также одного из ближайших людей в окружении лидера джихадистов. Судьба самого Шишани неизвестна.
Видео: Кадры авиаудара по дому Муслима аш-Шишани
Казалось бы, ничего сногсшибательного в этом нет. Однако, данный инцидент вызвал много вопросов в оппозиционной среде. Один из основных — откуда у русских появились координаты личного дома амира такой серьёзной группировки боевиков?
Идлибские активисты сразу же заявили, что Шишани подставили. После октябрьского конфликта с «Хайят Тахрир аш-Шам» главарь «Джунд аш-Шам» решил не покидать земли Идлиба, хотя ранее заявлялось, что он должен был уехать на подконтрольную протурецким боевикам территорию в сирийской провинции Алеппо, однако, поселился в некогда христианском городке Якубия в Идлибе.
Ответ на заданный вопрос оппозиционными к «Хайят Тахрир аш-Шам» медиаресурсами был вскоре получен с Хмеймима. Российские военные опубликовали фотографии дома Шишани до и после авиаудара.
Администрация Аль-Джулани с июля этого года пыталась дважды выдавить с контролируемых территорий группировку «Джунд аш-Шам» и ее главаря, либо подчинить «Хайят Тахрир аш-Шам», но оба раза полевой командир отвечал отказом. Судя по всему, так как многие джихадисты не понимали причины выдворения активных борцов с русскими, было принято решение убрать его чужими руками.
Снимки дома Шишани, переданные с Хмеймима свидетельствуют, что фото сделаны не средствами аэроразведки, а переданы изнутри джихадистского анклава. Сама деревня Якубия находится в зоне, куда сейчас просто так наносить удары нельзя, а ещё в 300 метрах находится Каная, бывшая христианская деревня, где ныне проходят встречи с катарскими спонсорами.
По-видимому, Муслим аш-Шишани стал слишком токсичным для «Хайят Тахрир аш-Шам» и его нахождение в Идлибе было признано опасным. Единственно неизвестно – передача по неофициальным каналам координат дома была инициативой администрации Аль-Джулани или непосредственно турецкой стороны. Впрочем, не все ли равно. Если Шишани мёртв, то он стал последним остававшимся ранее живым чеченским полевым командиром среди сирийских боевиков, кто воевал в Чечне с Россией.
Шам что это было
Са́нкт-Петербу́рская госуда́рственная акаде́мия театра́льного иску́сства (СПбГАТИ) — высшее учебное заведение Санкт-Петербурга, основано в 1779 году как Петербургская театральная школа.
Содержание
Адрес
История
Старейшее театральное училище России (а ныне — Академия) ведёт свою историю от Петербургской Театральной школы разных специальностей, созданной в 1779 году на базе Танцевальной школы. [1]
В 1918 году на основе Драматических курсов, учреждённых в 1888 году, была открыта Школа актёрского мастерства (ШАМ).
В 1922 году Школа актёрского мастерства была объединена с Курсами мастерства сценических постановок (Курмасцеп при Наркомпросе), Институтом ритма, Драматической школой Сорабис и Хореографическим техникумом в единое учреждение — Институт сценических искусств (ИСИ).
В 1926 году ИСИ был переименован в Техникум сценических искусств (ТСИ).
В 1936 году ТСИ объединён со средними театральными учебными заведениями при ленинградских театрах в Центральное театральное училище (ЦТУ).
C 1939 — Ленинградский театральный институт.
В 1962 году институт получил новое название — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
В 1984 институту было присвоено имя Н. К. Черкасова.
В 1993 году ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова переименован в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ).
Преподаватели и мастера курсов
Факультеты
Известные выпускники
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «ШАМ» в других словарях:
ШАМ — шкаф архивный металлический в маркировке ШАМ школа авиационных механиков авиа, образование и наука Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003.… … Словарь сокращений и аббревиатур
Шам — Шам многозначное понятие. Значения: Синоним названия Левант общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Западный берег реки Иордан, Иордания, Египет, Турция и др.). Фамилия. Носители: Шам, Николай… … Википедия
шаміль — шамі/ль шамі/ль, виг., діал. Уживається як присудок для передачі обережного виходу, втечі кого небудь звідкись … Український тлумачний словник
шам — сущ., кол во синонимов: 1 • звезда (503) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
шам — вигук незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
Шаміль — іменник чоловічого роду, істота ім я … Орфографічний словник української мови
шаміль — присудкове слово незмінювана словникова одиниця діал … Орфографічний словник української мови
шам — шақырды. Ашуланды, шамданды. – Пері соққан ау, сенің қайтып келген балдызыңды қайтеді, деп Аймағамбет көрінеу ш а м ш а қ ы р ғ а н болды (Ж.Түменбаев, Қардағы із., 91) … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі
шам жоқ — (Шығ.Қаз., Ү Н.) шамы жоқ, шам шығармайтын, жуас, көнбіс (ат туралы). Атында ш а м ж о қ (Шығ.Қаз., Ү Н.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
Идлибский гадюшник Какой сброд Россия истребляет в Сирии: убийцы пилота Су-25 и шакалы с Кавказа
В конце 2017 года Сирия объявила о победе над запрещенной в РФ группировкой «Исламское государство». 11 декабря того же года на авиабазе Хмеймим прошел парад размещенных там российских войск, где был дан старт выводу основных сил из Сирии. Между тем война в стране не закончилась — президент Башар Асад принялся расправляться со своими политическими противниками, используя щедрость московских союзников. Российские бомбы полетели на головы не террористов, а оппонентов Асада, не признающих его право оставаться президентом после начала кровавой войны против собственного народа в далеком 2011 году. Например, именно противниками сирийского диктатора был сбит самолет, за штурвалом которого сидел летчик Роман Филипов, принявший последний бой после катапультирования. Эксперты Directorate 4 совместно с «Лентой.ру» рассказывают, кто же воюет в Сирии после победы над ИГ и почему их дело обречено на погибель.
Западные и центральные районы находятся под контролем правительства Сирии, поддерживаемого Россией и Ираном. Под контролем условно независимых группировок остаются лишь островки на юге страны в провинции Даръа, на юго-востоке в Дейр-эз-Зоре и на северо-западе провинции Идлиб и ее окрестностях. К этому можно добавить небольшие анклавы по всей стране, но их площадь куда меньше перечисленных.
Из этих трех территорий особый интерес вызывает провинция Идлиб. В отличие от Дейр-эз-Зора, где действует «Исламское государство» (ИГ), в ней базируется множество различных группировок. А в отличие от Даръа, где уже долгое время ситуация остается неизменной, в Идлибе продолжаются боестолкновения. Именно потому расклад сил в провинции Идлиб, список основных участников провинциальной политики, их положение и цели, а также связи с внешним миром представляют особый интерес.
Фото: Rodrigo Abd / AP
С северо-запада провинция Идлиб граничит с территорией Турции, а почти со всех остальных сторон окружена контролируемыми частями Сирийской арабской армии (САА) регионами Сирии, кроме расположенного севернее кантона Африн. Сейчас большую часть кантона контролируют курдские отряды, но их теснят вооруженные силы Турции и подконтрольные Анкаре джихадистские банды. При этом в самом сердце провинции находится небольшой лояльный правительству анклав вокруг городков Фуа и Кефрайя, населенный преимущественно шиитами.
До войны в Идлибе проживало около полутора миллионов человек. Считается, что именно там сирийский кризис перешел из фазы массовых демонстраций в фазу боестолкновений, когда в июне 2011 года подразделения правительственной армии жестоко зачистили от протестующих город Джиср аш-Шугур.
В марте 2015 года ситуация была уже иной. «Джабхат ан-Нусра» и «Джунд аль-Акса» устроили полноценную битву и взяли город за четыре дня. Последующие столкновения в провинции проходили с переменным успехом, но тем не менее к началу 2017 года она перешла под почти полный контроль банд. На начало 2018 года именно Идлиб — самый мощный форпост террористов на территории страны. Сюда выезжали зеленые автобусы с потерпевшими поражение боевиками из других частей Сирии. В самом же Идлибе после целого ряда междоусобных столкновений, слияний и распадов местные бандформирования условно разделились на несколько крупных организаций, о которых стоит рассказать, чтобы дать в полной мере понять, что сейчас происходит в знаменитом Идлибском гадюшнике.
Хайат Тахрир аш-Шам (араб. «Комитет освобождения Шама»)
Хайат Тахрир аш-Шам
Крупнейшая и мощнейшая из объединений террористических группировок Идлиба. Является преемницей группировок «Джабхат Фатх аш-Шам» и «Джабхат ан-Нусра».
«Джабхат ан-Нусра» создана в декабре 2011 года как сирийское крыло «Исламского государства Ирака» (ИГИ). Тогда по заданию Абу Бакра аль-Багдади группировку возглавил Абу Мухаммад аль-Джулани, а его помощником стал Абу Мухаммад аль-Аднани.
Причем главари «Нусры» шли на любые ухищрения, лишь бы заставить рядовых боевиков сражаться против ИГ. Обычным сторонникам «Джабахат ан-Нусры» было вовсе не очевидно, зачем воевать против бывших братьев, если раньше они были заодно. Известно, например, что шариатский судья «Нусры» Абу Мария аль-Кахтани уговаривал боевиков убивать террористов ИГ, обещая им за это имущество убитых бандитов.
«Убивайте их за Galaxy», — говорил Абу Мария, имея в виду популярную модель смартфонов. Такие выступления не остались без внимания самих боевиков ИГ, которые прозвали кадия Абу Марией ибн Самсунгом аль-Гэлакси, а саму «Нусру» — «Джабхат аль-Гэлакси». После разрыва с ИГИ «Джабхат ан-Нусра» потеряла основной источник финансирования. Это привело к ослаблению банды, и долгое время она была вынуждена действовать в союзе с «Ахрар аш-Шам». Постепенно группировка теряла территории.
Очередное свидетельство распространенности курения на подвластной ХТШ территории в условиях «действующих» законов шариата
В 2016 году группировка попыталась усилиться за счет поглощения других банд. Для этого был создан проект «Джабхат Фатх аш-Шам» (араб. «Фронт завоевания Шама»). Было заявлено, что «Джабхат Фатх аш-Шам» выходит из подчинения «Аль-Каиде» и становится полностью самостоятельной группировкой. Также подчеркивалось, что такое решение было одобрено Айманом аз-Завахири. Такая новость не удивила никого, кроме, пожалуй, самого Завахири, который позднее заявил, что никакого разрешения на выход из АК не давал.
Остальным же было ясно, что мнимый разрыв с «Аль-Каидой» был призван облегчить присоединение к «Джабхат Фатх аш-Шам» так называемой умеренной оппозиции. В 2016 году возник конфликт между группировками «Джунд аль-Акса» и «Ахрар аш-Шам». «Джунд аль-Акса», спасаясь от «Ахрар аш-Шам», была вынуждена войти в состав «Джабхат Фатх аш-Шам» после чего конфликт был заморожен.
В 2017 году название группировки вновь изменилось. Теперь она стала «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Абу Мухаммад аль-Джулани ушел с поста лидера и стал военным амиром, а главарем новой банды стал Абу Джабир аш-Шейх — бывший лидер заклятого союзника «Нусры» «Ахрар аш-Шам». Впрочем, это назначение не помогло устранить конкуренцию между группировками, и в октябре 2017 года Джулани вновь возглавил «Хайат Тахрир аш-Шам».
Фактически «Хайат Тахрир аш-Шам» нельзя назвать монолитной группировкой. Многочисленные слияния и поглощения привели к фракционизму, с которым группировка не в состоянии бороться. Одни банды выходят, другие присоединяются, но, по большому счету, ХТШ стала лишь вывеской, за которой прячутся отряды, имеющие собственные интересы и готовые отделиться в любой момент. Тем не менее общая сила этих банд превосходит любых других конкурентов в Идлибе.
Группировка позиционирует себя как салафитскую, борющуюся за возврат к традиционному исламу предков. Но ХТШ, в отличие от ИГ, ограничивает свои интересы территорией Сирии. В рядах группировки немало бойцов иностранного происхождения, в том числе с постсоветского пространства и с Запада. В частности, можно отметить, что первым американцем, ставшим террористом-смертником в Сирии, стал некий Абу Хурайра аль-Амрики, входивший в состав «Джабхат ан-Нусры». Также у ХТШ имеется свое пропагандистское крыло, в том числе с русскоязычным отделением. Всего в группировку входит, по разным оценкам, до 20 тысяч боевиков.
Кадр из репортажа русскоязычного пропагандиста ХТШ Фарука Шами, которого среди сторонников ИГ прозвали «Парук Шаурми»
В последнее время группировка в своей пропаганде стала усиливать акцент на том, что якобы в подконтрольных ей районах Сирии действуют исламские законы, однако, по факту, ничего не изменилось, и самый яркий пример в данном случае — сигареты, которые по-прежнему можно купить в Идлибе на каждом углу. Бандиты, придумавшие собственную версию «шариата», объясняют этот харам тем, что если они запретят курение и торговлю сигаретами, то местные жители лишатся средств к существованию.
Ахрар аш-Шам (Харакат Ахрар аш-Шам аль-Ислямия) (араб. «Движение свободных людей Шама»)
Вторая по силе группировка в провинции Идлиб и главный противник ХТШ. Основана в 2011 году Хассаном Аббудом.
Его выпустили из тюрьмы после начала протестов в попытке успокоить религиозных фанатиков (тогда свободу даровали многим будущим лидерам исламистов). Изначально банда базировалась в Идлибе, но вскоре расширилась, приобретя территории на северо-востоке и юго-западе страны.
Группировка, так же как и «Джабхат ан-Нусра», пыталась объединить различные банды. В 2012 году по ее инициативе была создана коалиция «Джабхат Ислямия ас-Сурия», куда входили салафитские группировки, боровшиеся против армии Сирии. Хассан Аббуд впервые открыто заявил о себе в интервью телеканалу «Аль-Джазира» и представлялся тогда как лидер «Джабхат Ислямия ас-Сурия». Коалиция просуществовала до 2013 года.
В сентябре 2014 года Аббуд и большая часть руководства группировки были убиты в Идлибе при невыясненных обстоятельствах. Временным главой банды стал Абу Джабир аш-Шейх — тот самый, который позднее возглавил ХТШ. В 2015 году при участии «Ахрар аш-Шам» были созданы коалиции «Фатх Халяб» и «Джейш аль-Фатх». Первая ставила своей задачей штурм города Алеппо и объединяла алеппские банды — и исламистские, и светские. Вторая создавалась для захвата провинции Идлиб, и в нее входили уже только салафитские группировки. Относительная успешность коалиций с участием «Ахарар аш-Шам» позволила группировке получить финансирование из Катара, Кувейта, Саудовской Аравии и Турции.
В 2017 году банда вступила в конфликт с ХТШ и потеряла значительную часть территорий в провинции Идлиб. В частности, город Идлиб полностью перешел под контроль ХТШ. В настоящее время входит в союз с «Нур ад-Дин Зинки» под названием «Джабхат Тахрир Сурия». Новой коалиции удалось провести несколько атак против ХТШ и вернуть часть потерянных территорий в Идлибе. В настоящее время группировку возглавляет Абу аль-Бара, выпущенный из сирийской тюрьмы в 2016 году по договору о выходе боевиков из Алеппо.
«Ахрар аш-Шам» ставит своей целью построение государства по шариатским принципам на территории Сирии. Контролирует области в районе равнины аль-Габ и Арихи, а также ряд сел в провинции Алеппо. Общая численность боевиков не превышает 10 тысяч человек.
«Фейляк аш-Шам» (араб. «Легион Шама»)
Также после разрыва с «Братьями-мусульманами» получила поддержку Саудовской Аравии. В 2015 году входила в коалицию «Фатх Халяб». В 2016-м предоставляла бронетехнику для боев с сирийской армией за Алеппо. Участвует в турецких операциях «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», за что получает финансовую подпитку из Турции. Придерживается умеренно-исламистских взглядов. Численность — около трех тысяч боевиков.
Одна из старейших группировок ССА. Создана еще в 2011 году в Алеппо Тауфиком Шахауддином. Принимала активное участие в борьбе против ИГ в провинции Алеппо. Изначально придерживалась умеренных взглядов и получала помощь западных спецслужб. В 2015 году между группировкой и ХТШ произошли столкновения, которые так ни к чему и не привели.
В том же году приняла в свои ряды несколько десятков турецких боевиков, чем обеспечила себе поддержку со стороны Турции. В январе 2017 году банда примкнула к ХТШ, но уже в июле покинула его, воспользовавшись очередным конфликтом между ХТШ и «Ахрар аш-Шам».
Получила скандальную известность после публикации видео обезглавливания палестинского подростка, обвиненного в участии в боевых действиях на стороне правительства. Наряду с «Фейляк аш-Шам» воюет за интересы турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Сирии — сейчас большая часть группировки отправилась в Африн для участия в операции турецких ВС против местных курдских боевиков. В феврале 2018 года вошла в союз с «Ахрар аш-Шам» — «Джабхат Тахрир Сурия». Насчитывает около пяти тысяч бойцов.
«Лива Сукур аш-Шам» (араб. «Бригада соколов Шама»)
Основана Ахмадом Абу Исой для войны против сирийского правительства. Глобальной цели не имеет и декларирует желание построить исламское государство на территории Сирии. Потому нередко сотрудничала с другими исламистскими бандами, разделяющими ее цели. Первоначально банда называла себя частью Сирийской свободной армии, потом дважды присоединялась к «Ахрар аш-Шам» и дважды же выходила из их состава.
«Джабхат Ансар ад-Дин» (араб. «Фронт сторонников религии»)
«Джабхат Ансар ад-Дин»
Крупный альянс террористических банд, созданный в 2014 году из четырех крупных банд: «Харакат Фаджр Шам аль-Ислямия» (преимущественно сирийская), «Харакат Шам аль-Ислям» (состоит в основном из выходцев из стран Магриба), «аль-Катиба аль-Хидра» (состоит преимущественно из выходцев из Саудовской Аравии и других монархий Залива) и «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар» (по большей части уроженцы постсоветского пространства).
Демонстранты в городе Бинниш протестуют против операции в Восточной Гуте
Альянс позиционирует себя как независимый между джихадистской оппозицией и ИГ, при этом осуждая действия западной коалиции против «Исламского государства». Цели альянса в целом совпадали с целями ХТШ, но группировки до поры до времени не сливались. Раскол начался, когда «Джабхат Ансар ад-Дин» (предварительно впитавшая в себя саудитскую банду) распалась, часть боевиков перешла в ИГ, часть — в «Джабхат ан-Нусру». Остались сирийцы и выходцы из Магриба, которые через какое-то время присоединились к ХТШ. И только в начале февраля 2018-го сирийцы вышли из ХТШ и теперь составляют независимую банду под названием «Джабхат Ансар ад-Дин — Харакат Фаджр аш-Шам аль-Ислямия».
«Аджнад аль-Кавказ» (араб. «Воинство Кавказа»)
«Аджнад аль-Кавказ» — одна из наиболее крупных, преимущественно кавказских, группировок, базирующихся в Идлибе.
Интересно также самопозиционирование данной группировки — оно сводится к формуле «и нашим, и вашим», которой придерживается большое число других банд в Идлибском гадюшнике. Например, практически с самого момента своего основания группировка заявляла о нейтралитете. Она дистанцировалась как от «Имарата Кавказ» (запрещен в РФ), так и от «Исламского государства». Интересно, что данный факт позволил группировке если не завоевать доверие сторонников джихада с Северного Кавказа, то как минимум избежать оскорблений, которым подвергаются последователи лидера «Хайат Тахрир аш-Шам» Абу Мухаммада аль-Джулани.
Это, в свою очередь, объясняется и свойственным чеченцам национализмом — исламисты, принадлежащие к этому этносу, скорее склонны оправдывать своих соплеменников даже в том случае, если они совершают что-либо выводящее из ислама, исходя из законов шариата — например, сотрудничают в числе других группировок с режимом Эрдогана.
Похожим образом действует и ряд других русскоязычных группировок на территории Идлиба — например, банда Муслима «работать можно» Шишани, который отрастил себе огромный живот за несколько лет бездействия на «фронтах джихада». Поначалу сообщалось, что он поехал воевать за турок в Африне, а потом выяснилось, что и тут информация не подтвердилась: Муслим Шишани недолго побыл на передовой, а затем уехал в Хаму. Столь же «полезной» деятельностью занимается и «Имарат Кавказ» в Сирии, предпочитая просто жить в Идлибе, иногда записывая видеоролики со своим чрезвычайно важным мнением по тому или иному вопросу, но не сражаться.
«Джейш ан-Наср» (араб. «Армия победы»)
Образовалась путем слияния множества мелких арабских и туркоманских банд в 2015 году для «объединения» действующей в районах Идлиба и Хамы оппозиции и технически считается частью Свободной сирийской армии, за счет чего считалась «умеренной» и получала помощь со стороны западной коалиции. При этом банда сотрудничала и проводила совместные операции с джихадистскими группами. Они получили известность в русскоязычном медиапространстве, когда первыми заявили о сбитии в Идлибе самолета ВКС РФ и гибели пилота Филипова.
9 февраля две крупные фракции («111 полк» и «Фронт спасения») вышли из состава «Джейш ан-Наср» по причине разногласий внутри командования, поэтому от имени банды теперь будет действовать ее последнее крупное подразделение «Соколы аль-Габа», насчитывающее пару тысяч бойцов.
Пока небольшие банды пытаются банально выжить, крупные объединения группировок, борющиеся за власть в провинции Идлиб, преследуют одну цель — стать единоличными хозяевами провинции. После военных неудач идея построения шариата на всей территории Сирии осталась только на бумаге.
Банды стараются подмять под себя финансовые потоки — как внутренние (в виде контрабанды и налогов), так и внешние (в виде помощи от иностранных государств). Имея лишь одну точку соприкосновения между собой — ненависть к правительству Асада, — группировки во всем остальном конкурируют друг с другом. Этим пользуется, например, Турция, которая развернула масштабную военную и пропагандистскую кампанию на севере Сирии. Обещая различную помощь (военную и финансовую), она заставляет банды плясать под свою дудку. В итоге часть группировок («Зинки», «Фейлак аш-Шам» и другие) воюют за Турцию против курдов, а часть (ХТШ) позволяют разворачивать турецкие войска в самой провинции Идлиб. И все это в надежде на благосклонность Эрдогана. У которого, впрочем, планы на Идлиб и находящихся там исламистов могут быть совершенно другими.
Страсти в Идлибском гадюшнике
Группировки, которые были перечислены выше, весьма разные, но объединяет их одно — в разной степени аффиллированность с Турцией и, мягко говоря, непростые отношения с «Исламским государством». Выше уже был упомянут конфликт между ИГ и «Джабхат ан-Нусрой» — именно он стал отправной точкой, после которой для исламистов любая фитна (гражданская война) перестала быть харамом (запретной). Различные группировки атаковали ИГ в январе 2014 года, стремясь нанести ему поражение, но сами попали в ловушку — на протяжении всего года ИГ воевало именно с ними, вытеснив более «умеренных» исламистов с захваченных ими территорий. С тех пор между ИГ и «сахаватами» (как прозвало ИГ все прочие группировки — в честь созданного американцами в Ираке ополчения для борьбы с исламистами) установилась непримиримая вражда, которая и стала основной причиной уже очевидного поражения исламистов в этой войне.
Выезд сахаватов из Алеппо в Идлиб на зеленых автобусах
Доходило до абсурдного — например, недавний прорыв остатков боевиков ИГ из котла на западе провинции Хомс на территорию, контролируемую «Хайат Тахрир аш-Шам», «сахаваты» объяснили опять же сотрудничеством режима и ИГ. И это несмотря на очевидные признаки того, что «хариджиты» (так ИГ называют сами «сахаваты») с боем пробивались через контролируемые силами Асада села.
В одном из последних заявлений ХТШ сравнила выступления полевых командиров группировок, вошедших в союз против «Хайат Тахрир аш-Шам», с речами пресс-секретаря ИГ Абу Мухаммада аль-Аднани, прямо указывая на то, что они якобы схожи и преступны по отношению как к ХТШ, так и ко всем мусульманам Сирии.
Впрочем, зачистка Идлибского гадюшника от сахаватов — это вопрос времени, который не зависит даже от политических игр между Россией и Сирией с одной стороны, и турецких партнеров — с другой. Скоро, очень скоро зеленым автобусам с исламистами будет просто некуда ехать.