Шамаиль это в исламе что

Особенности татарского шамаиля

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Шамаиль – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречений из Корана, афоризмов, фрагментов поэтических произведений. Эти картины основаны на арабской каллиграфии, выполненных масляными красками на стекле, в современном исполнении на холсте, вручную или типографским способом на бумаге или в виде вышивки на ткани.

В культуре татарского народа (мусульман) Среднего Поволжья и Приуралья первые шамаили появились в второй половине XIX в. В татарском доме шамаили занимали место либо перед дверью, либо на южной стене (и были призваны указывать направление на Каабу).

До сих пор загадку представляет происхождение термина «шамаиль». С арабского переводится как «качество», «достоинство», по мнению некоторых исследователей – это описание качеств и достоинств пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!)

Слово «шамаиль», как термин, означающий вид искусства, встречается в Иране. Учитывая тесные культурные и торговые связи, можно предположить, что данный термин пришел из Ирана. Однако, несмотря на очевидную идентичность в терминологии и время возникновения, татарские и иранские шамаили сильно различаются: персидские шамаили отражают идеологию шиизма, поэтому на них изображали канонический портрет имама Али (р.а.) (одного, либо с сыновьями Хасаном и Хусейном), а основу татарских шамаилей составляла арабская каллиграфия.

В культуре татарского народа искусство шамаилей прошло вековой период развития. За этот период времени менялась как форма шамаиля, так и его восприятие.

Первые арабские надписи, появившиеся на территории Среднего Поволжья в середине VIII в., сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных булгарскими мастерами. Арабские графемы, нанесенные на ювелирные украшения и на предметы бытового назначения выполняли эстетическую функцию.

Первые шамаили были привезены в города Среднего Поволжья и Приуралья из Турции в середине XIX в. Они представляли собой живописные произведения религиозного содержания, выполненные на обратной стороне стекла и подсвеченный фольгой.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

В текстах дореволюционных татарских шамаилей использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания, «шахада» (свидетельство), эпитеты Аллаха, сура «Победа», имена «обитателей пещеры» и др. Своеобразным символом казанских шамаилей начала ХХ в. стало известное стихотворение Г. Тукая «Туган тел».

Расцвет искусства печатных шамаилей приходится на религиозные реформы в нашем крае. Немаловажную роль в становлении и развитии профессиональной школы каллиграфии и искусства печатных шамаилей в это время принадлежал Казанскому Университету. Открытый при университете отдел востоковедения оказал значительное влияние на формирование и изучение искусства арабской каллиграфии и шамаилей.

К началу 40-х гг. ХIX в. в Казани работало несколько частных типографий, печатавших шамаили. На рубеже двух столетий университетская типография занимала лидирующее место по количеству издаваемых татарских шамаилей.

В татарском обществе начала ХХ в. печатные шамаили играли роль своеобразной энциклопедии ислама, в текстах которых причудливым образом переплетались языческие верования тюркских народов, влияние культур Древнего Ирана, Арабского Востока и Османской империи, а также христианские мотивы. По объему информации печатные шамаили охватывали все стороны верующего человека. Это требовало от художника не только виртуозного владения арабской каллиграфией, но и образования в области религии, литературы и истории.

Со временем шамаиль приобрел значение религиозного знака, репрезентующего посредством арабской каллиграфии и изображений святых для мусульман мест идею присутствия Аллаха.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Для верующего человека того времени образы в шамаилях играли роль посредника, помогающего вспомнить хорошо знакомую информацию. Например, композиционный элемент цветочно-растительного орнамента представлял собой определенно религиозное мировоззрение, как метафоры рая.

В советский период происходит вырождение искусства шамаилей, связанное с политикой Советского государства.

Социальные перемены, произошедшие в нашей стране в 90-х гг. ХХ в. привели к возрождению духовных ценностей татарского народа, что отразилось и в искусстве. Однако сегодня искусство арабской каллиграфии становится уделом узкого круга профессиональных художников. Расширяется содержание «традиционных» шамаилей.

Несоблюдение канонов ведет к потере сакральности, хотя по содержанию такие картины могут оставаться религиозными. Современные шамаили больше напоминают светские картины, а первостепенная функция как энциклопедии и средства пропаганды идей ислама в таких произведениях отходит на второй план, уступая место эстетическим и художественным задачам.

Источник

Что такое татарский шамаиль?

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Слово «шамаиль» имеет арабское происхождение и означает «качества», «достоинства». Со временем в Иране так стали называть картины с изображениями шиитских имамов и вообще картины религиозного содержания. В татарском шамаиле антропоморфные мотивы в виду требований исламской религии отсутствуют, а арабская вязь дополняется традиционным растительным орнаментом и архитектурными сюжетами.

Шамаили начали проникать в Поволжье во второй половине XIX века из Османской Турции. Картины с изображением аятов Корана или мечетей, написанные по стеклу техникой «джамалты», были хорошим подарком для мусульман и стильным элементом домашнего интерьера: их вешали на стенах и над дверными проёмами. Ими также украшали мечети, которые в Российской империи отличались крайне скромным интерьером. К концу XIX века этим стилем пользовались многие татарские художники и каллиграфы.

Техника росписи по стеклу была проста: поверхность стекла очищали и покрывали слоем желатина, на который накладывали фольгу. Когда желатин затвердевал, на фольгу наносили зеркальное изображение аята из Корана или молитвенной формулы, выполненной элегантной арабской вязью. Затем рисунок вырезали по контурам, оставляя прикрытым фольгой текст и нужные контуры, а все остальные участки стекла очищали от фольги и желатина, подготавливая для нанесения краски.

Впоследствии шамаили писались тушью и масляными красками не только на стекле, но и на бумаге, а также вышивались гладью на полотне. С развитием типографского дела в моду вошли литографии с изображениями мусульманских святынь и сюжетов, дополненных пояснительными надписями. Иногда они содержали общие сведения об исламе, а иногда — любопытные факты, связанные с историей или обычаями мусульманских народов.

Шамаили принесли известность таким мастерам, как Госман Салиев, Мотахир Яхья, братья Габдельвали и Мухаммадгали Ахметовы, Мухаммаджан Ходжасаит, Али Махмудов и др. В советский период, когда шамаиль оказался вытеснен на периферию культурной жизни, яркие картины в этом стиле создавал татарский художник Баки Урманче, испытавший на себе тяжесть сталинских репрессий.

В современном Татарстане шамаиль считается символом духовной связи татарского народа с его историко-культурным наследием. Начиная с 2015 года в Казани проводится Всероссийский художественный конкурс «Шамаиль моей семьи». Уникальная коллекция татарских шамаилей собрана в Национальном музее Республики Татарстан.

Источник

Мы не понимаем мирового значения татарского шамаиля

Татарский шамаиль — это культурный феномен мирового значения. Просто у нас не хватает панорамного искусствоведческого видения, чтобы понять это. Татары не только первыми в мусульманском мире напечатали Коран, но и предложили миру свою изобразительную традицию его передачи, чем может похвастаться далеко не каждый мусульманский народ.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что
Радует, что из года в год интерес к старинному искусству татарского народа растет

ИСЛАМ ДОМА

Великое познается на расстоянии. Именно поэтому нам бывает так сложно разглядеть феноменальную уникальность родной культуры. Она целиком пронизывает нас, и внутренне оторваться от нее с тем, чтобы обрести то самое видение на расстоянии, — непростая задача. Все это в полной мере относится и к такому «обыденному» явлению нашей культуры, как татарский шамаиль. Тому самому, что висит в доме у бабушки в родной деревне. Собственно многие из нас никогда даже не прилагали к нему столь громких слов, как «явление». Висит и висит. Что тут особенного?

Именно поэтому уже второй год подряд в республике усилиями ДУМ РТ и государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» проводится всероссийский конкурс «Шамаиль моей семьи». Радует, что из года в год интерес к татарскому шамаилю растет. Но огорчает другое. Отсутствие концептуального осмысления традиционной татарской культуры. Часто работы на эту тему пишутся по принципу «что вижу, о том пою», то есть без раскрытия содержательной глубины культурных феноменов. Мне кажется, грех соглашаться на такую посредственность. И потому попробуем сегодня погрузиться в смысловой мир татарского шамаиля. По крайней мере настолько, насколько позволяет публицистический формат изложения.

Начнем издалека. Как известно, традиционное изобразительное искусcтво мусульманских стран построено по принципу, который европейцы назвали в свое время «боязнью пустоты». Имеется в виду, что исламский декор, будь то каллиграфия или орнамент, стремится заполнить все то пространство, на которое наносится. Этим художественным приемом выражалась фундаментальная парадигма исламского менталитета, связанная с отсутствием четкого деления социальной сферы на светскую и религиозную, то есть с идеей всеохватности божественного Закона — шариата. Другим следствием подобного подхода к жизни стало то, что кораническая каллиграфия и орнамент, который с точки зрения своей семантики также крайне теологичен, наносились не только в пространстве мечети, а повсеместно — в частных и общественных зданиях, предметах быта. А как иначе? Ислам регламентировал все стороны жизни средневекового человека, и потому на мусульманском Востоке его визуальное отображение проникает без преувеличения во все сферы жизни.

Совсем другая ситуация была у татар. Поначалу они жили в окружении иноконфессионального большинства, а в советский период — в пространстве повсеместных запретов на религию. Как следствие ислам вымещался исключительно в частную сферу. Такой статус бытования ислама нам и демонстрирует традиционный татарский шамаиль. Ведь о заполнении общественного пространства исламскими мотивами не могло быть у нас и речи. А что остается взамен? Ислам дома. Ислам как часть личного измерения жизни. Шамаиль — это своеобразная иллюстрация к подобному положению вещей, так сказать, ислам в рамке. Это символ маленького уютного островка в безбрежном океане иноверного или светского доминирования. Кстати, именно поэтому популяризация данной традиции татар способствует не только сохранению мусульманского компонента в самосознании татар, но и утверждению именно светского вектора развития общества, который сегодня выбрал наш народ и страна в целом. По личному опыту могу сказать, что многие мусульмане, исповедующие фундаменталистско-салафитские взгляды, относятся к искусству татарского шамаиля в лучшем случае прохладно, а нередко и враждебно. На интуитивном уровне они улавливают транслируемую им и неприемлемую для них идею принятия светского мира, инверсией которого шамаиль является.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что
Печатный шамаиль был народной энциклопедией татарского народа

ДВА КРЫЛА ИСЛАМА У ТАТАР

Татарский шамаиль имеет две разновидности: печатный и на стекле. Это тоже не случайно и связано с двумя крупными направлениями в истории ислама у татар, которые принято обозначать как джадидизм и кадимизм. Термины, возможно, для целей нашего сегодняшнего изложения не самые удачные, но сейчас речь о другом.

Совсем другое дело шамаиль на стекле. Способ его изготовления уже не предполагает возможности размещения больших текстов. В нем на первый план выходит не информативность, а эмоциональность. Это связано и с тем, что шамаиль на стекле создается вручную, и мастер, как говорят в таких случаях, вкладывает в него душу. Это связано и с тем, что переливы фольги, которыми подсвечивались татарские шамаили на стекле, и блики самого стекла создают ощущение некой подвижной живости. И, наконец, это связано и с тем, что именно шамаили на стекле становились для многих татар семейной реликвией, чем-то из детства, тем, что напоминает об их корнях и родной деревне. Именно такой шамаиль выступает выражением народного ислама, ислама как семейной, интимной и в этом смысле иррациональной традиции. И если под кадимизмом понимать именно такое бытование ислама, то шамаиль на стекле, несомненно, часть его смыслового поля.

Таким образом, две традиции татарского шамаиля рождаются как следствие того, что ислам у татар бытовал в двух ипостасях, можно сказать, парил на двух крыльях. Одно крыло было связано с прогрессом и просвещением, другое — с душевным теплом семейных традиций.

ТАТАРСКИЙ ГИРИХ

Возникает вопрос: почему из всех возможных способов изготовления в народном исламе татар полюбились именно шамаили, сделанные с обратной стороны стекла и подсвеченные фольгой? Ведь, как известно, народные промыслы рождаются из тех природных материалов, которые всегда есть в наличии, которые, так сказать, валяются под ногами. К стеклу и фольге это относится в меньшей степени. В наших широтах с этой точки зрения логичнее было бы ожидать, например, повсеместного распространения деревянных, кожаных или войлочных шамаилей. Но этого не произошло.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что
Подобно тому, как Коран пришел из того мира в этот, так и фольга на татарском шамаиле проглядывает оттуда, с обратной стороны стекла, сюда, к зрителю

В этом и кроется секрет того, почему татарские шамаили оказывают на нас такое магическое воздействие. Мне часто доводилось наблюдать, как многие люди начинают излучать какую-то необъяснимую радость, когда приходят в казанский центр татарского шамаиля (улица Краснококшайская, 156) и воочию видят всю собранную там красоту. Мы можем не быть искусствоведами и быть не способны к культурологической рефлексии, но все мы внутренне ощущаем, что татарский шамаиль выражает что-то очень глубокое, что-то, связанное с моей душой. А передает он самую суть того мироощущения, из которого выросла татаро-мусульманская культура, в недрах коей мы все сформировались. В этом смысле татарский шамаиль выражает нас самих.

Вообще, нужно сказать, что татарский шамаиль — это культурный феномен мирового значения. Просто у нас не хватает панорамного искусствоведческого видения, чтобы понять это. Татары не только первыми в мусульманском мире напечатали Коран, но и предложили миру свою изобразительную традицию его передачи, чем может похвастаться далеко не каждый мусульманский народ. И когда приходится слышать, как в одном из казанских (!) вузов студентке запретили писать диплом на тему татарского шамаиля под предлогом того, что такого понятия якобы не существует, я невольно задаюсь вопросом: «До какой же степени нужно быть забитым эпигонством, чтобы не только не ценить уникальность своей культуры, но еще и бороться с ней?»

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что
Фирдуас Гирфанов – своеобразный философ в мире татарского шамаиля

РАБОТЫ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ

Слава Богу, что всегда были люди, которые считали иначе. Совсем недавно мы проводили в последний путь крупнейшего народного мастера татарского шамаиля Габделхака хазрата Бикмуратова. Кстати, выставка его работ идет в эти дни в мечети «Кул Шариф». На смену народным мастерам пришли профессиональные художники: Альфия Исхакова, Равиль Загидуллин, Ришат Саляхутдинов, Рустем Шамсутов, Зульфия Мухаметдинова и многие другие. И, конечно же, мэтр татарского шамаиля Наджиб абый Наккаш. Его работы тоже сейчас экспонируются на территории Казанского кремля — в «Хазинэ».

В плеяде профессиональных художников мне бы хотелось выделить две фигуры: Фирдауса абый Гирфанова и Чулпан ханум Шарифуллину. К сожалению, Фирдаус абый в силу возраста планирует завершать свою творческую карьеру. А Чулпан ханум находится в самом расцвете сил, и стоит надеяться, еще порадует нас новыми произведениями.

Фирдаус абый — своеобразный философ в мире татарского шамаиля. Его работы — глубоко продуманные иллюстрации ко многим сюжетам исламской и татарской истории, эсхатологии, мусульманского вероучения. В его шамаилях мы видим величие древних Болгара, Биляра и Казани. Перед нами предстают совершенно космические сюжеты и глубокомысленная символика преданий о Пророке или трех его сподвижниках, принесших ислам к предкам татар. Некоторые его шамаили словно ребус, требующий отмычки эрудита. Так Фирдаус абый создает у зрителя интеллектуальную медитацию. Вглядываясь в его работы, мы незаметно погружаемся в бескрайний мир смыслов ислама, глубокий мир татаро-мусульманской символики и получаем не меньшее наслаждение, чем от прочтения хорошей интеллектуальной книги.

Совершенно другой, женский взгляд на татарский шамаиль демонстрирует Чулпан ханум Шарифуллина. Она покоряет зрителя прежде всего тонкой изысканностью своих работ. Так, в шамаиле «Прекрасные имена Аллаха» 99 Божьих имен изображены в виде огромного букета изумительных цветов, глядя на которые рождается ощущение какого-то невыразимого благолепия. Лепестки этих божественных цветов словно касаются невидимых струн внутри тебя, и ты чувствуешь, как очарование их красотой пробуждает цветы и в твоей собственной душе. Или взять другой шамаиль Чулпан ханум, в основе которого была положена знаменитая каллиграфическая композиция Баки Урманче, запечатлевшая известное изречение нашего любимого Пророка: «Бог прекрасен и любит красоту». И снова тот самый аромат божественной красоты, и снова мир вокруг будто преображается весной. Чулпан ханум умеет через свои шамаили пробуждать в людях их самые светлые стороны, а заодно и создавать абсолютно новые композиционные решения в старинной традиции татарского шамаиля.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что
Чулпан Шарифуллина демонстрирует женский взгляд на татарский шамаиль

Трудно пройти равнодушным мимо работ наших великих мастеров. Кстати, на фотографиях все волшебство татарского шамаиля пропадает. Шамаиль словно живой, и ни одно фото, даже профессиональное, не передает всей его неповторимой живости, что, к слову сказать, весьма затрудняет популяризацию этого вида искусства.

А тем временем на горизонте забрезжил творческий свет новой плеяды художников, работающих в технике татарского шамаиля. Многие из них — выходцы из кружка челнинского художника Мадьяра Хазиева. Яркие, талантливые — они выводят искусство татарского шамаиля в совершенно новую перспективу, придавая ему поистине общечеловеческое, универсальное звучание. И их творчество сулит татарской культуре новый прорыв в мировое культурное пространство. Впрочем, об этом мы поговорим уже в следующий раз.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

«Шамаиль нельзя назвать оберегом, но это определенно сакральный объект»

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Что такое шамаиль? Что скрывается за этим термином? Какими особенностями обладает татарский шамаиль? «Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». С персидского – «священная картина» или «образ». Это своеобразный феномен мусульманской культуры. Шамаиль – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречений из Корана, афоризмов, фрагментов поэтических произведений. Эти картины основаны на арабской каллиграфии, выполненных масляными красками на стекле, в современном исполнении на холсте, вручную или типографским способом на бумаге или в виде вышивки на ткани.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Стоит отметить, что изобразительное искусство в исламе далеко не портрет, не натюрморт.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

В любом татарском доме можно найти рисунки и надписи, которые развешиваются на стенах. Для ислама характерно отсутствие изображений живых существ, в том числе людей. Поэтому в основном шамаиль представлял собой священные изречения из Корана.

К татарскому народу шамаиль пришел из Турции. Для татар характерно изображение на стекле черной краской, а буквы, оставленные незакрытыми, заклеивать мятой фольгой.

Основными сюжетами выступают изображение священных для мусульман городов – Мекки, Медины, Константинополя, древо жизни, сандалии Пророка (мир ему и благословение). Если говорить о надписях, то чаще всего встречается аят «Аль-Курси». Это особенный аят Священного Корана, обладающий не только глубинным смыслом, но и силой мистического воздействия. Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), это — величайший из коранических аятов, потому что он содержит в себе свидетельство единобожия, а также величия и безграничности качеств Всевышнего Создателя. В этом аяте, доступными для человеческого понимания словами Аллах говорит людям о Себе и Своей несопоставимости с какими бы то ни было предметами и сущностями сотворенного Им мира. Этот аят обладает восхитительным смыслом и заслуживает называться самым великим из коранических аятов.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

— Вообще шамаиль – это множественное число слова «шамиль», что означает достоинство и применялось по отношению к Пророку (мир ему и благословение). Его нельзя назвать оберегом, но это определенно сакральный объект. Несмотря на то, что зачастую он сделан кустарным способом, человеком, непонимающим смысла, шамаиль имел свое место в доме. Зачастую можно столкнуться и с соединением нескольких шамаилей в одном.

Если подробнее ознакомиться с печатными шамаилями XIX века, то мы увидим, каким образом в советское время люди представляли себе восток. На таких шамаилях можно встретить пальмы и мечети из сказки про Аладдина, цветы и всяческие украшения. Наиболее распространенным вариантом был шамаиль в форме свитка со свидетельством веры.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

— Встречались мне шамаили, где нет ни слова о религии. К примеру, корабли с подписями, строительство Хиджазской железной дороги. Единственное – вдалеке можно было разглядеть минареты мечетей. Это та категория шамаилей, где изображаются святые для мусульман места. Это своеобразная энциклопедия жизни татарского народа того времени.

Нельзя не отметить и влияние Ирана на культуру татарского народа, что отразилось в том же шамаиле, где присутствуют имена ныне шиитский имамов. Традиционный шамаиль выглядит примерно следующим образом: в центре располагается аят «Аль-Курси», по бокам – названия мусульманских месяцев, имена четырех праведных халифов или имена ангелов Джабриил, Михаил, Исрафил и Израил. Также можно наткнуться на шамаили, являющие собой перечисления имен Всевышнего или родословную Пророка (мир ему и благословение).

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Особое место в искусстве татарского печатного шамаиля занимает изображение жизни пророков и их родных: корабль Нуха (мир ему) стал своеобразным оберегом для мореплавателей, Хасан и Хусейн (внуки пророка Мухаммада, мир ему и благословение). Особо хочется сказать о шамаилях, в основу которых легла история с обитателями пещеры, приведенная в Коране.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Когда же юноши вошли в пещеру, то заснули.

Спустя долгое время, согласно Корану, 309 лет, верующие юноши проснулись и подумали, что провели во сне лишь день или полдня. Они послали одного из своих с серебряной монетой и попросили под видом иностранца купить кушанья, остерегаясь при этом, чтобы никто не догадался о его личности. В противном случае, если местные жители узнают, то побьют камнями или обратят в свою веру. Тот человек прибыл в город, однако увидел его совсем другим, его жители изменились, он даже не понимал их языка.

Шамаиль это в исламе что. Смотреть фото Шамаиль это в исламе что. Смотреть картинку Шамаиль это в исламе что. Картинка про Шамаиль это в исламе что. Фото Шамаиль это в исламе что

Они ему сказали: «Ты кто и откуда»? Тогда он раскрыл свой секрет. Когда весть об обитателях пещеры дошла до слуха короля, то он немедленно пожелал встретиться с ними. Прибыв к ним и поговорив, он увидел, что молодые юноши полны жизненных сил, а лица их излучают свет и любовь. Правитель пригласил их, как самых дорогих и почётных гостей, посетить свой дворец и жить в городе под его покровительством. Однако юноши отказались и с покорностью и смиренностью обратились с мольбой ко Всевышнему о возвращении в прежние времена. И просьба была исполнена – они перенеслись в Вечность.

Зачастую, по словам Ильшата Гимадеева, шамаиль клали в могилу, чтобы он помог человеку пройти допрос в Судный день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *