Шапка с галуном что это
Что такое треуголка?
Нередко в кино, театре или литературе можно встретить персонажей со шляпой с тремя подогнутыми полями. Она носит название «треуголка». Этот головной убор стал символом целого столетия и имеет свои особенности.
Что такое треуголка
Треуголка представляет собой головной убор, у которого поля загнуты так, что образуют три угла. Такая шляпа чаще всего встречалась у военных и моряков. Она появилась в XVII веке и была популярная до XVIII века, после чего ей на смену пришла двууголка.
При появлении больших париков треуголка стала выполнять декоративную функцию у гражданского населения. Ее даже не надевали на голову, а просто носили в руках или под локтем.
Значение слова. Что еще называют треуголкой?
Обычно треуголка ассоциируется со шляпой с тремя углами. Это знаменитый головной убор, которым украшали свои головы многие военнослужащие. Шляпа стала символом целого столетия, галантности, хороших манер. Многие правила этикета связаны с треугольной шапкой. Этот символ уважения всегда снимали, чтобы осуществить поклон.
Слово «треуголка» использовал Леонид Мясин для названия балета. За основу был взят сюжет повести Педро Антонио де Аларкона. За художественное оформление отвечал Пабло Пикассо.
Где встречается термин «треуголка»:
Описание головного убора
Треуголка – это шляпа, края которой подняты вверх. Благодаря этому образуются три угла. Чтобы получился стильный головной убор, достаточно поднять и закрепить поля у широкополой шляпы.
Особенности использования ткани:
Обычное население старалось всячески украсить треуголку. Для этого использовали перья, галуны, мех и прочие элементы декора. Галун – это тесьма или лента в золотых или серебряных оттенках. Лента выполнялась из пряжи, могла обматываться красивой нитью.
Историческая справка
Во Франции шляпа с тремя углами обрела популярность при правлении Людовика XIV. Постепенно мода на этот фасон распространилась на всю Европу. Изначально головной убор был частью военной формы, но постепенно гардероб и обычных людей пополнился этой вещью. Его украшали перьями, галуном. Это продолжалось до появления объемных париков. Тогда шляпы с подогнутыми углами стали уже не нужны.
Обычные люди носили шляпу под локтем. Они использовали этот атрибут, как важный элемент при поклоне, описывая им различные фигуры в воздухе. В армии же треуголку использовали долгое время до появления двууголки.
Размер шляпы был достаточно внушительным. Головной убор декорировали перьями, бантами, галуном, тесьмой. Со временем украшения исчезли. Шляпа стала носить исключительно декоративную цель и ее начали носить в руках или под локтем. На голове изделие носили только военные и охотники.
Интересно! В XVIII веке треуголку надевали девушки. Мужская и женская мода начала активно сближаться, поэтому в гардеробах представителей обоих полов можно было встретить одинаковые вещи.
Шляпа с тремя углами не отличалась компактностью. На смену ей пришла двууголка. Она легко складывалась и занимала немного места. Теперь на торжественных приемах не было необходимости снимать головной убор.
Что означает треуголка в России?
В России треуголки появились в конце XVII века. Мода продержалась практически целое столетие. Дальше головной убор с тремя углами был заменен двууголкой. Это случилось при правлении Екатерины. Шляпа считалась частью военной формы до начала правления Петра I. Он посчитал, что шапка с двумя углами более удобная.
Для чего она нужна?
Треуголка – это не просто дань моды. Шляпа имела практичную функцию. Головной убор появился среди военных и на это были свои причины. В то время все ходили в широкополых изделиях. И вот оказалось, что при стрельбе с ружья, поля значительно мешают. Они даже могут стать причиной травм.
Изначально подгибали только одну сторону. Но для эстетики решили симметрично оформить изделие. При этом ветер равномерно обдувал лицо. Проблема оставалась только в волосах, которые выглядывали из-под шляпы. Они могли воспламениться при выстреле. Чтобы этого не произошло, начали использовать парики. Их пропивали специальными средствами, которые не только защищали от огня, но и от вшей.
Интересные факты
Около столетия продержалась мода на треуголки. Интересно, что даже когда мужчины перестали носить шляпу на голове, они все равно держали ее у руках. Такой фасон полюбился многим аристократам, правителям и влиятельным людям.
ЕСЛИ ТЫ МУЖЧИНА И НОСИШЬ ШАПКУ.
Сравнивая описания исследователей, путешествовавших по Кавказу в средние века, с боле поздними литературными источниками, можно предположить, что общий вид и характер адыгских головных уборов сложился довольно рано, и на протяжении истории они так или иначе видоизменялись, но не теряли при этом своей первоначальной формы.
К началу ХХ века шапки (не считая различного вида шлемов) встречались различных типов.
Шапка куполообразной формы, напоминающая митру, делилась на вертикальные дольки подобно тыкве и «сидела» высоко на голове. Делали такую шапку из кожи или ткани, подбивали ватой, украшали галуном. О подобного рода головных уборах пишет Паласс: «Шапки их подбиты мехом, и имеют форму дыни (тыквы, прим.автора). Шапки богатых украшены галунами или вышивкой».
С XVIII по ХХ век бытовала шапка полусферической формы с узким меховым околышем и шнурками, соединяющимися на макушке. Такую шапку, по-видимому, носили пожилые мужчины.
Шапка следующего типа исчезла из употребления в самой Кабарде в начале XIX века, но бытовала позже в Запорожье и называлась «кабардинка», она была круглой формы с с маленькой меховой опушкой внизу, украшенная галунами, радиально расходящимися от макушки.
С середины XIX века зажиточные слои населения стали носить папахи из каракуля. Князья и дворяне приобретали среднеазиатские каракули благодаря связям с Россией. Головные уборы, изготовленные из этого каракуля назывались «бухарскими шапками». Известно, что одежда имущих классов отличалась от одежды бедноты формой и материалами, из которых была изготовлена. Так, например, по описанию Т. Керашева «Одеянием своим он (князь) также не походил на присутствующих. На нем была черкеска из тонкого заморского сукна, на голове маленькая каракулевая шапочка, необычно сшитая с плоским верхом». А. Фонвиль пишет также, что Али-Газ (очевидно Альхас) носил великолепную из русского сукна тонику и красивую астраханскую шапку, подбитую шелком.
Все вышеописанные шапки носили и летом. Иногда в более теплое время шапка сменялась шляпой, имевшей продолговатую форму, вогнутой внутрь дно и приподнятые поля. Эти шляпы изготавливались из высококачественного войлока и в большинстве случаев белого, серого и черного цветов. Посередине тульи и вокруг полей она была обшита тесьмой или материей того же цвета, что и войлок. Такие шляпы главным образом носили крестьяне.
Список литературы:
1. Дюбуа д’Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. Сухуми, 1937г.
2. ЗКОРТО, том 8, Тифлис, 1886г.
3. Керашев. «Дочь шапсугов». Майкоп, 1951г.
4. Культура адыгов (по свидетельствам европейских авторов)/составитель Х.К.Казанов. Нальчик: Эльбрус, 1933г.
5. Лавров Л.И. Кабардино-адыгейская культура XII-XV века, Советская этнография, №4 1957г.
6. Магометов. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968г.
7. Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971г.
8. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957г.
9. Паласс. Обзор народонаселения Кавказа и, главным образом, черкесов. «Путешествие на юг русской империи», машинопись, архив АНИИ, папка №35
10. Студенецкая Е. Н. Украшение одежды у кабардинцев. Ученые записки, том V. Нальчик: КНИИ при совете министров КАССР, 1950г.
11. Фонвиль. Последний год войны Черкесии за свою независимость 1863-1867 гг. Краснодар, 1927г.
Треуголка
Содержание
Появление треуголки
После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры. В армии же tricorne прижилась и была в ходу до появления в конце XVIII века двууголки.
История треуголки
В конце ХVII — в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко — пышным бантом. Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей. Это происходит в связи с тем, что треуголка всё больше становится декоративным аксессуаром, который кавалер держит в руке или под локтем: пудреные парики «не нуждались» в шляпе. Иное дело — охотничий костюм. В его состав непременно входила шляпа. В армии также прижилась треуголка в качестве основного головного убора. В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе «сближением» мужской и женской моды.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.
Треуголка как атрибут эпохи
В XIX—XX веках треуголка стала характерным символом ушедшей и притягательной «галантной эпохи». Так, Константин Сомов в своей «Книге маркизы» изображает tricorne довольно часто, не всегда следуя исторической правде.
В кинематографе и в театре треуголка используется также довольно широко. Её можно видеть во французском кинофильме об Анжелике, в советской ленте Юность Петра, в экранизациях пьес Карло Гольдони, в постановках Бомарше.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Треуголка» в других словарях:
ТРЕУГОЛКА — и (прост.) трёхуголка, треуголки, жен. Форменная шляпа треугольного фасона (первонач. в армии и флоте, а затем как парадный головной убор у морских офицеров и гражданских чиновников). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТРЕУГОЛКА — ТРЕУГОЛКА, и, жен. (устар.). Форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
треуголка — сущ., кол во синонимов: 2 • убор (133) • шляпа (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
треуголка — и в просторечии трёхуголка … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
«Треуголка» — ТРЕУГÓЛКА ( Le Tricorne ), 1) Одноактный балет (по повести П. де Аларкона). Комп. М. де Фалья, сцен. Л. Мартинес Сьерра. 22.7.1919, Русский балет Дягилева, Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин, худ., П. Пикассо, дирижёр Э. Ансерме; Мельник Мясин,… … Балет. Энциклопедия
Треуголка — ж. Треугольная форменная шляпа (первоначально в армии и флоте, затем как парадный головной убор у морских офицеров и гражданских чиновников). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
треуголка — треуголка, треуголки, треуголки, треуголок, треуголке, треуголкам, треуголку, треуголки, треуголкой, треуголкою, треуголками, треуголке, треуголках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
треуголка — см.: Клянусь своей треуголкой … Словарь русского арго
Треуголка — шляпа с полями, сдавленными в трех углах, деталь мужского костюма во времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями. Надевать на парик, обычно напудренный, ее было неудобно, поэтому чаще всего ее носили под мышкой. В период рококо ее… … Энциклопедия моды и одежды
треуголка — треуг олка, и, род. п. мн. ч. лок … Русский орфографический словарь
Хуторское казачье общество «Симеиз»
Официальный сайт
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Рубрики
Архивы
Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства
Во все времена, кубанка была для казака не просто шапка, а атрибут казачьей культуры, важный форменный головной убор.
Кубанка – это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок животных, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладал специфическими свойствами, смягчающими удары шашки.
Когда появилась кубанка?
В 15-16 веках среди жители Карачаево-Черкессии носили высокие лохматые папахи. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже похожие папахи стали носить казаки, значительно изменив их вид. Они стали меньше, короче и обрели свое второе название — «кубанки». Изменения во внешнем виде произошли не от того, что казакам хотелось провести отличия, а просто от того, что в высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а при ветре и быстрой езде на лошадях, высокие папахи просто слетали.
Почему через центр кубанки проходят две линии?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.
Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.
В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.
Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».
Раньше кубанку теряли только с головой
Ни один головной убор не имел такого символического значения для казака, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней назначали атаманов и шли в бой.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
В кубанку зашивали иконки и написанные детской рукой молитвы. А за отворот кубанки казаки клали особо ценные бумаги. Надежнее места не было — потерять кубанку казак мог только с головой.
Значение кубанки для казака
Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.
Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.
Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
Очень важную роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.
После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Шапка кубанка
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка». Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Воспитание каждого казака начинается с отношения к своим традициям, одежде. Кубанка – неотъемлемая часть повседневного костюма казака. Она представляет собой низкую папаху, выполненную из натурального меха. Традиция ношения перешла в казачье войско с Кавказа. Это не просто шапка из меха, задача которой сохранить тепло – она гордость и сила каждого казака.
Кубанка – символ казачества
Кубанка – не просто атрибут национального костюма. Она имеет символическое значение для каждого казака, вне зависимости принадлежит ли он к Кубанскому, Забайкальскому или иному казачеству.
Без папахи-кубанки не снаряжались на войну. Потеря кубанки была невозможна. Считалось, что потерять ее можно только вместе с головой в бою. Назначаемый на атаманство казак, в первую очередь надевал папаху-кубанку, как знак отличия и подтверждение своего статуса. Все же остальные казаки, во время этого действия, снимали свои шапки, как бы преклоняя голову перед Атаманом, почитая его.
Все важные дела решались с ее помощью:
С поля боя, если казак погибал, выносили его головной убор, чтоб положить на божницу.
В доме погибшего, шапка лежала в красном углу, под иконой. Так считалось, что семья, отдавшего жизнь за Отечество находится под покровительством всей казачьей общины и Бога. Вернувшиеся с войны или отслужившие, бросали свои шапки в дар рекам, имевшим для них родовое значение.
Особенности кроя и цвета кубанки
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка».
Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Наиболее часто линии на донце делают серебристого цвета. Он не зависит от особенностей и цвета конкретного изделия, однако может быть и черного и иного цвета. В зависимости от условий ношения и рода различают цвета донца.
Наиболее распространенные цвета верха кубанок:
На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.
Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.
Материал, используемый для пошива кубанки
Кубанка – это округлая, расширяющаяся кверху или трапециевидная шапка, изготавливаемая из натуральной овчины, мутона или каракуля и матерчатым или кожаным верхом, отделанным галуном. Цветовая гамма меха разнообразна: от черного, коричневого, до серого и белого.
Каракуль – это выделанные шкурки ягнят. Тонкая шерстяная основа с коротким шелковистым ворсом из плотно прилегающих друг к другу волнистых завитков образует своеобразный муаровый рисунок. Такие кубанки считаются парадными и одеваются в особых случаях. Например, сшитые из серого каракуля, традиционно носятся атаманами, полковниками. В старые времена шкурки каракуля продавали на астраханских ярмарках, поэтому название «астрахан», в качестве обозначения каракуля, прижилось в европейских языках Запада.
Разновидность овчины, используемая в пошиве шапок – мутон. Мутон (стриженная овчина) отличается блеском, плотностью и красотой мехового покрова.