Шариат что это в исламе
Шариат и категории его пpeдписаний
Шариат – это комплекс предписаний и норм, то есть законов, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества. Предписания Шариата подразделяются на следующие категории: фард, ваджиб, сунна, караха, халяль и харам.
1. Фард – обязанность, предписанная в Исламе ясно и однозначно; то, что вменяется в обязанность мусульманину, его священный долг. За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причём размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных с точки зрения Шариата причин) он будет строго наказан. Несоблюдение фарда является неповиновением Всевышнему Аллаху, пренебрежением Его наказами и тяжким грехом. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.
Различают два вида обязательных предписаний: фард аль-‘айн и фард аль-кифайа.
Фард аль- ‘айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан и т. д.
Фард аль-кифайа – это коллективная обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, хотя бы одному человеку. Например, оглашение азана – призыва на молитву; похороны умершего и т. д. Если фард аль-кифайа останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община этого населённого пункта впадает в грех.
2. Ваджиб – в шафиитской богословско-правовой школе то же, что и фард. Исключение составляют только вопросы хаджа, в них ваджиб такой же, как в ханафитском мазхабе‚ то есть это необходимое деяние, близкое к обязательному (фарду). Например, совершение паломником прощального обхода вокруг Каабы (таваф аль-вада), когда он желает выйти из Мекки. А B ханафитском мазхабе по важности выполнения ваджиб идёт вслед за фардом. Например, совершение витр-намаза или принесение в жертву животного (курбан) в дни праздника жертвоприношений (Ид аль-адха) для состоятельного человека. И его неисполнение обычно влечёт за собой искупление штрафом (кафара).
Различают два вида желательных действий: просто желательное (сунна) и особо желательное, настоятельно рекомендуемое (сунна муаккада). За действия сунна муаккада мы получаем больше воздаяния, их Пророк ﷺ выполнял почти всегда, например, совершение дополнительных ратибат-намазов до и после обязательных ритуальных молитв. Совершение после ночной молитвы ратибата в два ракаата является важной сунной, а совершение ратибата в четыре ракаата – просто сунной.
Совершение караха-танзих грехом не считается, независимо от количества раз. Например, глубокое полоскание рта в конце дня при соблюдении поста является караха-танзих, в этом нет греха. А совершение намазов (кроме имеющих причины: намаз после омовения или намаз-приветствие при входе в мечеть и т.п.) в нежелательные периоды (к примеру, после утреннего намаза до восхода солнца) является караха-тахрим.
5. Халяль (или мубах) – то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха, а нейтральным, дозволенным действием. Зa его совершение нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. Например, человек ест яблоко, чтобы организм получал определённые витамины с целью сохранения здоровья, ибо Всевышний велел нам сохранять здоровье. За это он получит вознаграждение. А если человек поел яблоко, чтобы получить наслаждение, то воздаяния он не получит.
Если он поел яблоко без нужды, чтобы оно не досталось нуждающемуся в нём человеку, то он получит наказание. То есть в зависимости от намерения человека этот поступок подпадает под любую из перечисленных категорий.
6. Харам – то, что в Исламе ясно и однозначно запрещено. Совершение харама – это грех и неповиновение Всевышнему Аллаху, пренебрежение Его велениями. Запретные поступки подразделяются на разные категории с точки зрения тяжести греха. Например, убийство человека – харам, так же и воровство – харам. Но грех за убийство намного больше. За совершение харама, в котором человек не раскаялся, и за который Всевышний его не простил, человек будет наказан Творцом в зависимости от тяжести содеянного. За сознательное воздержание от харама мусульманин получает вознаграждение по милости Аллаха. Например, если человек ослушался родителей, то он впадает в большой грех и получит соответствующее наказание. Если же он хотел ослушаться родителей, но, вспомнив о запрете Аллаха, отказался от этой идеи, то он получит соответствующее благое воздаяние.
Свод всех этих предписаний и составляет Шариат.
Из книги: ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Шариат и его место в исламе
Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».
Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.
Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.
Основные источники Шариата
1. Священный Коран
Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.
2. Сунна
Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.
3. Иджма
Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.
4. Кияс
Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.
Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.
Категории Шариата
Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:
1. Обязательные (фард)
К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.
2. Необходимые (ваджиб)
Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.
3. Желательные (суннат)
Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.
4. Дозволенные (мубах)
Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.
5. Нежелательные (макрух)
К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.
6. Запретные (харам)
Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.
В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Особо ретивые так и делают но это все таки крайность. в целом мусульмане адекватные и не ходят с калькулятором в голове подсчитывая харамность или халяльность:
Вот это макрух, харам. одни говорят, что всего лишь макрух, типа не харам же. И курят, и еще что-нибудь творят. Другие типа конина макрух и так отварачивают носы, будто свинину на стол положили. Был такой случай, когда гостей из Турции принимали. Даже не ели ничего, когда узнали, что колбаса из конины. Неприятная ситуация вышла.
Законы шариата
Понятие «Шариат» означает в переводе с арабского языка «протоптанная, чистая тропа к воде». Вода для человека жизненно необходима, и точно так же для его души и ума жизненно необходимо соблюдение правил законов шариата.
Всевышним Аллахом были посланы пророки, которые были призваны направить на истинный путь различные народы и общины, который приведет их к счастью и в земном мире, и в мире загробном. Для каждой общины через посланников Всевышнего, Его пророков ниспосылался свод божественных законов, по которым люди должны были жить в справедливости, чтобы преуспеть в мирской жизни и в их будущей жизни.
Виды Шариата
В Шариат включены и те вопросы, которые относятся к религиозной догматике – это акида. Также Шариат включает в себя законы, относящиеся к религиозной этике – это ахляк. Ученые богословы Ислама утверждают, что не только законы и правила внешнего поведения диктует Шариат, но и предписывает мусульманам те религиозные убеждения, которые продиктованы внутренней мотивацией человека и его стремлением к нравственному совершенствованию.
Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабом – то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс, то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описание в Священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.
Степени исполнения законов шариата
Законы шариата, которые регулируют все поступки человека, можно разделить на пять категорий:
Виды фарда
Если законы шариата читать дословно, то к категории фард аль-‘айн можно отнести следующие поступки человека:
К категории фард аль-кифая следует относить исполнение следующих законов шариата:
Ваджиб – это такие действия, для которых предписание обязательности не настолько жесткое, как для фарда и не так категорично выражено посредством Корана и Сунны. Если человек будет отрицать обязательность выполнения ваджиба, то это его из лона Ислама не выведет, но если он не будет выполнять ваджиб, то это будет большим грехом.
Законы шариата категории ваджиб включат в себя:
Виды рекомендуемых норм шариата
Законы шариата, подпадающие под категорию суннат, включают в себя:
К мустахабу относятся такие законы шариата, как:
Разрешенные нормы шариата
Мубах и джаиз – это нейтральные и общедозволенные поступки и деяния, из которых мубах – это такие поступки и действия, которые законы шариата рассматривает в качестве нейтральных.
Законы Шариата в категории мубах предполагают:
Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата
Возможно вас заинтересуют одежда по шариату для женщин
Законы Шариата запрещают:
Законы шариата охватывают и категорию мустакрах – это запрет на такие действия, которые могут сказать о невоспитанности человека: много кушать, наблюдать за тем, как ест другой человек, употреблять вредную для организма пищу, подходить близко к заразному человеку, принимать милостыню от такого человека, который беднее тебя.
История развития шариата
Юридическая сила законов шариата
Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.
Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.
Выбор человека
Не уверовав в Господа всей душой, невозможно понять сути законов Шариата. Фундаментом жизни мусульманина, основой всей веры Ислама является положение: «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!».
Где применяются шариатские законы
Шариат организует и определяет жизнь людей в рамках мусульманского общества, но не везде одинаково его влияние. Одной из немногих государственных систем, которая регулирует мусульманское право, не в полном его варианте, остается Саудовская Аравия и Бруней, в Ливане, Сирии и в некоторых африканских мусульманских странах правовая система подразделяется на шариатскую, которая регулирует такие вопросы, как заключение брака и разводы, вопросы наследования и взаимодействие с благотворительными организациями, и на светскую, которая регулирует вопросы, касающиеся сделок между гражданами, и государственных правонарушений. В таких государствах, как Турция, и еще в некоторых мусульманских странах Средней Азии действуют светские юридические законы и кодексы.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Шариат: что говорят о нем ученые и как его применяют в мире
Возвращение талибов в Афганистан вновь сделало актуальным вопрос о законах шариата, которые движение «Талибан» (признано террористической организацией и запрещено в РФ) вводит в стране. Но Афганистан не первая и не последняя страна в мире, где следуют этим законам. Русская служба Би-би-си постаралась ответить на основные вопросы о шариате.
Что такое шариат?
© Getty Images
По словам профессора исламских исследований Университета Глазго Моны Сиддики, суры Корана, в которых имеется правовой аспект, довольно немногочисленны по сравнению с общим текстом священной книги. Дело в том, что в ней определяется, в основном, личная жизнь правоверных.
Например, если коллеги приглашают мусульманина в паб после работы, он может попросить совета у богослова, чтобы получить рекомендацию для подобных случаев.
Таким же образом шариат определяет для мусульман семейное право, финансовые и деловые отношения.
Насколько шариат открыт для интерпретаций?
Разница между школами шариата буквально в том, как они интерпретируют тексты и указания, на которых основаны законы шариата.
© Getty Images Правила в шариате в числе прочего касаются и личной гигиены
© Getty Images Женщины на остановке такси в Кабуле. Июль 2021 г.
Ультраконсервативные режимы в исламском мире часто подстраивают шариат под свои политические нужды. Например, теократический режим в Иране, пришедший к власти после Исламской революции 1979 года, преднамеренно изменил правила шариата под свою политическую повестку, снизив возраст согласия для девочек до 13 лет, запретив им посещение университетов и заставив носить хиджаб.
© BBC
В каких странах признают шариат?
А как насчет Великобритании?
Здесь есть «шариатские суды» (их также называют шариатскими советами), правда, действуют они на общественных началах и занимаются исключительно помощью в разрешении брачных проблем (регистрацией мусульманских браков и разводов) и рекомендациями в личной жизни среди местных мусульман..
Первый шариатский совет был основан здесь в 1982 году и за 40 лет их число росло с появлением новых мечетей и исламских благотворительных центров. Всего, согласно Фаузие Аззуз из Бристольского университета, по различным подсчетам, в Британии действует от 30 до 80 шариатских советов.
И хотя их решения не имеют юридической силы, беспокойство о том, что действия шариатских советов могут войти в противоречие с британским законодательством, стало причиной обсуждения в парламенте в 2019 году.
А в России есть шариатский суд?
Шариатское право на Северном Кавказе практиковалось с момента распространения ислама и до наших дней. В Чечне, например, браки, разводы, раздел имущества совершались по шариату даже в советский период.
Официально шариат пришёл на Кавказ в конце 90-х годов, между двумя чеченскими войнами. В 1997 году все светские суды были упразднены, появилось министерство шариатской госбезопасности (МШГБ).
С вводом российских войск в 1999 году, шариатское право в Чечне перестало действовать официально, но неофициально оно все ещё присутствует в решении бытовых вопросов. На Северном Кавказе в мусульманских семьях браки и разводы имеют силу, только если они заключены по шариату.
В ЗАГС молодожены ходят, как правило, для регистрации и дальнейшего оформления пособий на ребёнка. Так же, как в советское время, по шариату люди разводятся, решают спорные имущественные, наследственные и другие вопросы.
Правда, что в шариате применяются средневековые наказания?
Шариат, по крайней мере в теории, включает физические наказания, в том числе публичную порку, забивание камнями и ампутацию конечностей.
© AFP Шариатский суд в Нигерии в штате Сокото. Фото сделано в марте 2002 года
Строгость наказания определяется тяжестью совершенного преступления, которое подпадает под одну из двух широких категорий.
Но добиться подведения нарушения под категорию «хадд» нелегко.
Вот что говорит об этом профессор Роберт Глив в интервью Би-би-си: «Надо помнить, что крайние наказания, которые можно найти в Коране, в юридической (исламской) литературе, выделяются исключительно высокой доказательной планкой. Например, наказанием за прелюбодеяние для человека, находящегося в браке, является забивание камнями до смерти. Но чтобы было основание для применения такого наказания, необходимо наличие четырех свидетелей, которые были бы очевидцами совершенного акта. А это крайне маловероятное обстоятельство».
© Getty Images В индонезийской провинции Ачех, публичное наказание женщине, которая была поймана с бойфрендом
«За все время, что я изучаю историю ислама, я ни разу не нашел примера побивания камнями за прелюбодеяние ни в одном из исторических текстов. Может быть, я недостаточно источников изучил. Но пока это так», — вторит ей в интервью Би-би-си профессор Хью Кеннеди из Лондонской школы ориенталистики и африканистики.
Почему же в современную эпоху эти, запрещенные ООН, наказания до сих пор могут применяться в некоторых странах, где большинство населения составляют мусульмане, например, в Пакистане или Нигерии? Профессор Афсаруддин считает, что шариатские суды, выносившие такие приговоры, не следовали шариатским правилам или находились под влиянием политиков, которые хотели выглядеть поборниками веры.
Согласно опросам, отношение мусульман к жестоким приговорам шариатских судов сильно разнится от страны к стране. И далеко не во всех исламских странах с действующими судами шариата применяются подобные наказания.
Но вот во время правления талибов в Афганистане в 1996-2001 годах поступали сообщения о применении подобных наказаний, в том числе забивания камнями. Потому их нынешнее возвращение в Афганистан вызывает столько озабоченности в мире, особенно о положении афганских женщин.
Что на самом деле запрещает шариат женщинам?
Коран признает абсолютное равенство между мужчинами и женщинами, напоминает Асма Афсаруддин. Многие права, которые он предоставляет женщинам, были практически революционными в свое время: им полагался равный с мужчинами доступ к знаниям, она могла выбирать мужа, имела право на наследование собственности мужа (приданое оставалось за ней), и могла начать бракоразводный процесс (при определенных условиях). Исламские богословы разрешали аборт до трех месяцев беременности, если была угроза жизни матери.
Кстати, о разводе. Классическая формулировка, напоминает Мона Сиддики, предполагает, что муж должен трижды сказать о намерении развестись, но между тремя заявлениями должен пройти некоторый период времени, обычно месяц. То есть Коран давал возможность семейной паре в течение трех месяцев восстановить отношения. Однако позже почти все богословы интерпретировали этот отрывок из священной книги так: мужчине достаточно сказать о разводе три раза подряд, чтобы он вступил в силу.
© Getty Images Положение женщин во многих мусульманских странах определяет часто не собственно шариат, а местные племенные обычаи
Более поздние положения были привнесены в шариат в соответствии с племенными обычаями различных народов, принявших ислам. Собственно оттуда, считают ученые-исламоведы, идут некоторые правила, которые сегодня представляются многим отсталыми и даже варварскими.
Например, оттуда пришло определение положения женщины как собственности отца или мужчины-опекуна. А такие явления как «убийства чести», женское обрезание не имеют отношения к исламской практике и не основаны на шариате, указывают они.