Шарж что это в рисовании

Шарж что это в рисовании

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Шарж – хороший подарок по любому поводу: на день рождения, свадьбу, юбилей, профессиональный праздник. Но еще большую ценность такой подарок приобретет, если сделать его своими руками.

В продолжение разговора о рисовании шаржей самостоятельно, рассмотрим, как происходит рисование шаржа поэтапно.

Пропорции и основные формы лица

Для начала нужно взять лист бумаги, на котором вы будете рисовать, и определить место размещения изображения.

Во-первых, надо учесть, что пропорции человеческого лица практически одинаковы, несмотря на то, что части лица у всех отличаются. Из рисунка видно, что лицо можно разделить на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до основания носа, от основания носа до подбородка. Размер ушей приблизительно равен расстоянию от бровей до кончика носа, а нижняя часть лица делится на равные части линией, проведенной под нижней губой.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Несмотря на то, что в шарже лица намеренно искажают, соблюдение пропорций необходимо! Если сильно уменьшить или увеличить нос, оставив все остальные черты прежними, то потеряется сходство с оригиналом, а изображение может получиться довольно уродливым.

Если мы хотим изменить размер носа, то для получения правильного изображения лица, необходимо изменить пропорции глаз и рта. Если представить себе, что линия глаз и носа представляют собой букву Т, то на рисунке будет видно, как изменение одной линии буквы Т влечет за собой изменение другой линии. Предположим, что нос и глаза соединены веревочками, перекинутыми через колесики, тогда если раздвинем шире глаза, то укорачивается нос, если удлиняется нос, то глаза сдвигаются ближе.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Как рисовать глаза?

Глаза – это зеркало души, а в нашем случае – центр всего нашего шаржа. Иногда можно опознать оригинал по рисунку, именно посмотрев на глаза.

Часто художники, стремясь не потерять сходство, боятся изменять глаза. Если правильно подчеркнуть те или иные особенности глаз, то можно получить еще большее сходство, шарж будет выразительнее.

Для начала надо определить положение глаз относительно горизонтальной линии.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Так же обстоит дело и с расположением глаз относительно вертикальной оси лица. У людей с близко посаженными глазами можно сузить их еще больше, а широко расставленные глаза отнести практически к вискам.

Как изобразить нос?

Рассматривая вопрос, как нарисовать шарж поэтапно, перейдем к изображению носа.

Нос – пожалуй, самая интересная для шаржирования часть лица. Иногда шаржисты просто изучают форму носа, увеличивают его, и на этом рисунок закончен. Портреты в их исполнении похожи между собой, отличаются только носами.

Неопытные художники не учитывают такую особенность, что нос – объемный, и на их работах эта часть лица – плоская. Если вы хотите правильно рисовать, то надо понять, что изображение носа меняется в зависимости от положения головы.

При запрокинутой голове видно только нижнюю его часть, а переносица не видна, если голова опущена, то нос удлиняется, а ноздрей не видно.

Как уже говорилось, при шаржировании следует чрезмерно уменьшать или увеличивать ту часть лица, которая у оригинала самая маленькая или большая. У ребенка маленький носик, делаем его еще меньше, красивый длинный нос армянина увеличиваем еще больше. Только не забывайте про правило буквы Т – нос – глаза и пропорционально корректируйте другие части лица.

Новичкам полезно иметь основные шаблоны, по которым рисуется нос. Для начала надо определиться, на какой из представленных образцов похож нос оригинала, а потом попробовать изобразить его.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Изображение рта

Рот нарисовать довольно сложно. Для начала надо провести горизонтальную линию и определить, как он располагается относительно этой линии. Вот несколько вариантов:

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

В зависимости от возраста человека изменяется изображение линии вокруг рта – если человек молодой, то она достаточно прямая, если в возрасте, то изогнутая.

Если вы рисуете улыбку, то надо помнить, что зубы, это не прямой частокол с одинаковыми размерами. Все зубы слегка заужены книзу и имеют свою форму.

Для изображения рта можно воспользоваться следующей техникой.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Для того, чтобы рот на шарже напоминал рот оригинала, надо правильно соотнести размеры и пропорции между остальными частями лица. Чтобы определиться, как нарисовать рот, попробуйте представить, на какую геометрическую фигуру он похож в состоянии улыбки – треугольник, круг, овал, ромб. Это поможет вам воспользоваться шаблонами для изображения рта.

Итак, мы рассмотрели, как рисовать шаржи поэтапно. Заключительной стадией в шаржировании станет изображение волос, одежды, дополнительных аксессуаров и предметов. Какими они будут, подскажет ваша фантазия.

Оценкой уровня работы станет узнаваемость изображаемого персонажа после шаржирования и выразительность его индивидуальных особенностей на рисунке.

Если это произойдет, то поздравляю вас – вы нарисовали свой первый шарж! Надеюсь, что работать было интересно и весело, а в результате получился настоящий шедевр!

Источник

Шарж что это в рисовании

8 915 0475473
8 903 2960536

ov-graphics@mail.ru

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Лучший подарок на все случаи жизни.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Теория и практика рисунка дружеского шаржа известного московского художника-карикатуриста Валерия Белозерова

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Художники нашей студии проводят мастер-классы на корпоративных мероприятиях

Как рисовать шаржи

Обычно опытные карикатуристы, рисуя шаржи редко задаются вопросом: как они это делают.
Если вы спросите художника объяснить вам, почему он, рисует так, он скорее всего скажет, что рисует чисто интуитивно, полагаясь на свой творческий опыт. И это, в какой то степени, объяснимо тем, что пока что, теория, в области рисования шаржа, не достаточно изучена и систематизирована. Те теоретические знания знания, которые существуют, не преподаются в художественных училищах, по той простой причине, что они пока что не носят прикладного характера. У каждого художника, однако есть свои приемы рисования шаржа и с некоторыми из них я хочу познакомить вас на страницах сайта.
В основе карикатуры лежит подвижность формы лица. В портрете мы находим эту форму статичной, художник рисует черты лица такими какими они существуют в реальности. В шарже пропорции искажаются, преувеличиваются, они двигаются, деформируются и при этом сходство с оригиналом совершенно не теряется. За счет чего это происходит? Подчиняется ли рисунок шаржиста каким либо точным измерениям или рождается в результате не объяснимой творческой экзальтации?
Глядя на работу шаржиста непосвященного зрителя не покидает чувства удивления, которое слегка напоминает то чувство которое мы испытываем при виде работы фокусника. Если рисунок портрета вполне укладывается в рамки нашего понимания ( мы видим как, художник всего лишь копирует натуру), то рисование шаржа, иной раз наводит на мысль об чудесной способности, которой шаржист наделен с детства. Способности которой научиться практически невозможно.
Попробуем разобраться теперь так ли на самом деле все безнадежно, или, все-таки, не смотря ни на что существуют определенные способы и механизмы, при помощи которых шаржи может научиться рисовать любой, мало-мальски подготовленный человек.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

На рисунке хорошо видно, как линии a, b, c, d делят лицо на равные части, и как размер глаза может пропорционально укладываться в лице. Но, мне могут возразить. Как быть если черты человека не пропорциональны? Неужели законы соотношений работают так же безотказно? Ведь есть же люди с длинными, короткими носами, маленькими, широко посаженными глазами. В качестве примера можно сравнить два совершенно разных лица. Одно с совершенно идеальными пропорциями, и другое совершенно непропорциональное.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

На этом портрете видно как выглядит совершенно пропорциональное лицо. Однако если взять другое лицо, лишенное на первый взгляд пропорций и провести те же линии, то мы обнаружим совершенно неожиданным образом, что соотношения размеров между ними останется примерно тем же

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Можно поэтому сделать вывод, что пропорции очень удобная вещь, для художника. Без знания основных пропорций, почти невозможно правильно нарисовать портрет, ведь на глаз очень трудно ухватить соотношение размеров различных частей лица. В основном ошибки которые делают начинающие портретисты, это ошибки связанные с нарушением пропорций

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

И как ни странно, но даже сегодня его теория находит сторонников именно благодаря нашему психологическому стремлению к идеальным пропорциям.

Может быть отсюда пошло разделения на карикатуру и шарж. Эту разницу между карикатурой и шаржем многие не могут понять. На мой взгляд те, или иные искажения пропорций лица воспринимаются нами комически и вызывают смех, а другие напротив вызывают снисхождение. Мы как правило испытываем положительные эмоции при виде дурачка и простофили, нам смешно. Вспомните хотя бы советские анекдоты про чукчей или Василия Ивановича Чапаева с Петькой. Совсем иной образ рисуют в своих работах английский карикатурист Джон Ло. Его карикатуру на Маргарет Тэтчер слишком гипертрофированным.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании


Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.

Как видно на рисунке, буквы Т принимают различную форму, вариаций которых бесчисленное множество, но нас интересуют лишь самые характерные из них, которые и показаны на рисунке. Для меня форма буквы Т является в шарже основополагающим элементом при помощи которого я могу с легкостью растягивать преувеличивать лицо, не на секунду не опасаясь сделать какие либо ошибки, связанные с общей выразительностью рисунка. Для начала, вы можете взять для себе за основу эти шесть наиболее характерных форм буквы Т и попробовать шаржировать лица по этим схемам, самое важное в работе, это первоначальное наблюдение формы лица: либо это прямой, длинный, тонкий нос, либо толстый, большой, или вздернутый к верху. Форма глаз соотносится с формой носа в прямой последовательности, главное мысленно представить какую форму буквы Т будет иметь лицо в каждом конкретном случае. Когда я говорю о букве Т, я говорю о геометрической форме, созданной глазами и носом в каждом отдельном случае. Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Вот как это примерно происходит в действии. Обратите внимание на то, что глаза и брови немного уменьшаются одновременно с увеличением и растягиванием нижней части лица.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части.

На рисунках ниже показаны основные типы шаблонов, применяемых при шаржировании лица. Особенность заключается в том, что исходя из общей формы лица, шаржист, растягивая форму, соответственно в том же направлении растягивает или сжимает остальные части, нос, глаза и рот. Обратите внимание на то, что с вытягиванием нижней части лица, нос не остается таким каким он был до шаржирования, а изменяется. В одном случае он уменьшается, в другом удлиняется.

Теперь вопрос? Почему так происходит? Ответ- основной принцип любого шаржа состоит в том, что мы длинное удлиняем, короткое укорачиваем. Так, что если нос был по отношению к общей форме небольшого размера, то следует его еще укоротить, что мы видим на шарже на Рона Перлмана, (худ. В. Белозеров). На другом шарже на Владимира Быстрова (худ. В. Белозеров) длинный нос становится еще длинее.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

На шарже на Леонова (худ. В Белозеров) достаточно большой нос становится еще массивнее.

Как вы видите на рисунке, прежде чем рисовать шарж, художник делает на листе небольшой набросок. Он накидывает форму головы такой, какая будет у готового шаржа и правильно размещает схематически размеры и расположение остальных частей лица. Так, что затем остается только правильно скопировать детали.

Таким образом видно, как на достаточно простом основании, базируется не хитрая формула, воспользовавшись которой, можно без труда научиться шаржировать лицо. Для начала я бы порекомендовал вам просто начать с рисования контура головы, и схематического изображения буквы Т. Это необходимо что бы развить свою способность динамической трансформации лица. Как минимум десять рисунков в день позволят вам овладеть техникой в течении довольно короткого времени.

Источник

Что такое шарж?

Рисую шаржи. Общаясь с клиентами, я заметил, что, не все знают что такое шарж. Объясняю. Если в двух словах:

Шарж это весёлый портрет.

А если в широком смысле: Шарж это такой рисунок, на котором в юмористическом ключе изображены одушевлённые существа, как правило это люди; иногда животные, инопланетяне и даже автомобили.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Арбатский шарж в лучших традициях

Шарж является разновидностью юмористических жанров в изобразительном искусстве, наряду с такими жанрами как комикс, карикатура, мультипликация. Главная особенность шаржа в том что художник фокусирует внимание на шаржируемом персонаже, при этом делаются акценты на самых комичных моментах в рисунке, например улыбка или какой нибудь затейливый сюжет. Очевидное отличие шаржа от комикса в том что комикс это история в картинках, а шарж состоит из одной картинки.

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Гротескный портрет, рисованный с натуры

Отличие шаржа от гротеска. Как следует из вышесказанного, шарж является разновидностью портрета. Бывает ещё близкий к жанр портрет-гротеск. Разница весьма условная. Вероятно, шарж, это гротескный портрет с юмором.

Отличие шаржа от карикатуры. Шарж часто путают с карикатурой. В западноевропейских языках, что шарж что карикатура, всё одно слово caricature. По русски, однако, различают некоторые смысловые оттенки. Шарж в нашем понимании это беззлобный, добродушный рисунок. Если карикатура это сарказм, то шарж это юмор. Не зря говорят «дружеский шарж», но «политическая карикатура».

Этимология слова. Как и другие модные термины в изобразительном искусстве слово шарж пришло к нам из Парижу. По французски Сharger, что в переводе означает преувеличивать. Ещё в 70е-80е годы в стране это слово было в определённых кругах употребимо но мало кому известно. Шаржи были отчасти привилегией для политических деятелей и знаменитых артистов. В последствии уличные художники понесли искусство в массы и вот уже в интернете большая конкуренция по этому слову, шаржи у всех на слуху.

Источник

Шарж что это в рисовании

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании

Слово «шарж» – французского происхождения, дословно оно означает преувеличение, что и отображается в самом рисунке. Особенность такого художественного произведения состоит в том, что художник делает гипертрофированными индивидуальные черты лица и особенности конкретного персонажа, сохраняя при это портретное сходство. Такой портрет выглядит очень смешным и настраивает на добродушный лад, на легкую самоиронию.

Какие бывают шаржи?

Нередко люди путают шарж с карикатурой, хотя, на самом деле, это разные жанры. Если карикатура всегда высмеивает недостатки и пороки общества или человека, имеющего определенный статус, то шарж больше похож на добрый юмор, который заставляет человека, глядя на такой рисунок, улыбнуться.

Шарж имеет общие корни с карикатурным изображением, но он полностью лишен социальной и политической критики. Стремление выделить характерные черты лица человека, животного или предмета свидетельствует о наблюдательности художника и его умении подчеркнуть оригинальность изображаемого субъекта на картине.

Как самостоятельно научиться рисовать шаржи?

Многие сегодня стремятся в качестве хобби освоить рисование. Одним из интересных и доступных вариантов в этом случае станет именно шарж. Для создания такого рисунка, любителям вполне можно обойтись такими незатейливыми материалами как карандаши и маркеры.

Для начала не помешает хотя бы краткое знакомство с анатомией человеческого лица, его пропорциями и базовыми алгоритмами построения портретов (без этих знаний правдоподобно изобразить человека довольно сложно, а уж грамотно исказить пропорции для шаржа и подавно). Освоить это можно самостоятельно, подобрав специальную литературу, в которой будет рассказано как нарисовать шарж. Для начинающих могу порекомендовать такие книги, как «Забавы с карандашом» (Эндрю Лумис, 1939), «Как рисовать комические персонажи», «Рисуем карикатуры шутя», «Как рисовать голову и фигуру человека» (все – книги Джека Хамма). Другую литературу или даже видео-уроки вы без труда сможете найти на просторах интернета.

Как рисовать шарж можно научиться и под руководством опытного мастера, записавшись на специальные курсы или в художественную школу. Сегодня туда принимают не только детей, но и взрослых.

Освоив основы, можно смело приступать к созданию своих первых шаржей, не забывая привносить диспропорции в лицо и тело человека за счет гипертрофированного увеличения или уменьшения их отдельных частей, подчеркивая тем самым индивидуальные особенности человека, животного или предмета. Именно эта особенность и отличает шарж от обычного портрета. При этом изменения в пропорциях должны быть связаны между собой и слаженно работать вместе для того, чтобы лицо не превратилось в набор уродливых элементов, а лишь отразило характерные особенности шаржируемого и человек на рисунке был узнаваем. Художник-шаржист, знающий о пропорциях, сознательно их нарушает, так как нарисовать шарж по классическим канонам рисунка просто невозможно.

Вы также можете понаблюдать за работой шаржиста, чтобы понять как рисовать шарж: с чего должен начинаться рисунок, как выполняются характерные черты лица. Начать рисовать можно попробовать с фото, а уже потом с натуры. В качестве позирующих первое время могут выступать родственники или друзья. Чем больше будет практики, тем быстрее вы освоите азы рисования шаржа.

Это увлечение позволит развить в себе наблюдательность и расширить спектр своих навыков и умений. Способность зафиксировать индивидуальные особенности других людей и передать их на бумаге с помощью рисунка, позволит вам сделать родным, близким, друзьям или коллегам по работе оригинальный авторский подарок с юмором. Обычно такие авторские рисунки люди с гордостью вставляют в рамку и вешают на стену. Обладая такими навыками, вы всегда будет в центре внимания на любой вечеринке или торжестве.

Источник

Особенности шаржа как жанра искусства и его психолого-педагогические функции

Шарж что это в рисовании. Смотреть фото Шарж что это в рисовании. Смотреть картинку Шарж что это в рисовании. Картинка про Шарж что это в рисовании. Фото Шарж что это в рисовании Дорогие друзья, мы рады представить вам Иванова-Гая Илью Степановича преподавателя по классу живопись МОУ ДОД «ДШИ № 1» г. Саранска Республики Мордовии. Сегодня Илья Степанович с радостью познакомит вас с особенностями шаржа как жанра искусства и его психолого-педагогическими функциями. Статья будет интересна преподавателям ДШИ и ДМШ.

Краткий комментарий к статье от Ильи Степановича:

«Статья посвящена психолого-педагогическим аспектам такого жанра изобразительного искусства как шарж».

Увлекательного чтения.

Основное понятие карикатуры, её применение и изображение как вида графики стало использоваться уже давно. Термин «карикатура» происходит от итальянского «caricatura-caricare», что в переводе означает «нагружать, преувеличивать».

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России» (проект 2.1.2.8. Создание Научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования»)

Если в рисунке, например, при изображении человеческой фигуры, её часть тела или орган нарисовать слишком большим и этим его выделить, подчеркнуть, заставить зрителя заострить на нём особое внимание, то рисунок будет отягощён этим и явится преувеличенным, шаржированным.

Карикатура является одним из способов выражения сатиры. Маленькая иллюстрация, призванная шаржировать и высмеивать различные неблагоприятные аспекты жизнедеятельности человека и общества в целом, является специфическим жанром изобразительного искусства.

Особым видом карикатуры является шарж. Его корни ведут во Францию. Именно от слова «charge» (юмористический портрет) происходит современное понятие изображения человека с элементами сатиры. В XIX веке распространились картины и рисунки, в которых люди почему-то изображались с неестественно большими размерами головы. Несмотря на эту деталь, жанр стал набирать обороты популярности. Художник должен быть хорошим психологом, иметь «цепкое» зрение и богатый жизненный опыт. Вследствие этого, хорошие шаржисты стали дефицитом. Так что те, кто думает, что всё очень просто, ошибаются – нарушение стандартных пропорций тела не является гарантией успешного.

Многие считают, что карикатуры и шаржи – это одно и то же. Однако это не так. Шаржи действительно произошли от карикатур, но в отличие от своей предшественницы, которая может быть политически или социально острой и ироничной, шарж более добродушен: это скорее подарок друга, его добрая усмешка, цель которой – рассмешить человека, порадовать его, а в особо «тяжелых» случаях и задуматься над собой.

Шарж является жанром искусства, а искусство – это не только универсальная модель человеческой деятельности и общения, а еще и средство целостной регуляции духовной сферы личности, ее воспитания и самовоспитания. Оно не только может быть причастно ко всем видам воспитательной деятельности, но и объединяет их в себе, представляя своего рода «модель комплексного подхода к воспитанию личности». Именно это качество искусства определяет его главный педагогический потенциал, и, как следствие, всех его жанров, в том числе шаржа.

В искусстве достигается единство актуального, нужного человеку в данный момент, и перспективного, определяющего его становление в будущем. Искусство, с одной стороны, восполняет нужду человека в богатом переживании действительности и реализации своего внутреннего «Я», с другой – создает зону «ближайшего» духовного развития, формирует новые социальные программы и алгоритмы воспитания и самовоспитания. Из этого следует, что шарж, будучи жанром искусства, способен задать вектор развития личности.

Увлекаясь произведениями искусства, ребенок переживает пробуждение умственных и душевных сил, побуждающих к творчеству, которое в свою очередь способно расширить пространство возможной реализации и дать ребенку возможность развития как культурно-историческому субъекту. Такие жанры искусства, как карикатура и шарж, являются педагогическим средством, которое способствуют достижению конечной цели воспитания – формированию разносторонне развитой личности, выполняя ряд психолого-педагогических функций.

Рассмотрим их:

Коммуникативная. Эта функция всего объективного искусства, а как следствие – и его отдельных жанров, в частности – карикатуры и шаржа, заключается в способности устанавливать контакты между человеческими индивидами и коллективами, служить одним из наиболее активных и эффективных средств общения между людьми [6, с. 102]. Шарж как жанр является носителем информации нравственно-эстетического характера, но вместе с этим являет собой и очень эффективный способ передачи этой информации. Это своеобразная форма межличностных и социальных контактов. Иными словами, коммуникативная функция шаржа играет роль специфического «языка», посредством которого воплощаются и передаются определенные идеи, чувства, отношения между шаржистом и портретируемым. Таким образом, в педагогической практике, шарж можно использовать в качестве весьма эффективного средства для выявления межличностных отношений, а юмористический подтекст делает шарж средством и для их улучшения [6, с. 50].

Жанр шаржа не только носит диалогический характер, но и отражает интеллектуально-эмоциональную природу самого творческого процесса, так как результатом различных интеллектуальных и духовных способностей шаржиста является его художественное произведение – шарж, в котором зашифрованная им информация может восприниматься зрителем только через творческое разворачивание его интеллектуальных и духовных способностей. Из этого следует, что контакт, с произведением шаржа является одновременно не только диалогом между художником и портретируемым, но и созерцанием увиденного, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, и наслаждением, появлением желания обсудить произведение, что является мощной предпосылкой к развитию речи ребёнка.

Воспитательная. Наиболее важной является воспитательная функция искусства. По своей природе искусство обладает воспитывающим потенциалом, так как оно воздействует на все стороны духовной жизни человека – на его чувства, волю, разум и воображение. Л. С. Выготский считал, что «все прикладное значение искусства, в конечном счете, и сводится к его воспитывающему действию» [4, с. 79].

Форма воспитательного воздействия посредством шаржа не включает в себя элемента принудительности, не имеет ничего общего с нравоучением и осуществляется через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так, и в отрицательных образах, что делает воспитание результативным. Информация, заключенная в шарже, непосредственна, легка к восприятию, но вместе с тем стимулирует человека к определенным раздумьям, переживаниям. Следует отметить, что наиболее эффективно воспитательная функция шаржа проявляется в феномене катарсиса.

Оздоровительная. На этой основе карикатура, а в частности – шарж, способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение (которое особенно усилилось в период научно-технического прогресса), преодолеть отрицательные стрессы, становиться одним из источников здоровья человека, поднимая его настроение, заставляя подняться над обыденностью.

Гедонистическая. Это наиболее ярко выраженная функция шаржа и карикатуры. Шарж посредством юмора вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение становится важным средством культурного досуга и развлечения. Рассуждая о карикатуре и о шарже, следует отметить, что этот жанр искусства является одним из немногих, который способствует психологическому раскрепощению и снятию напряжения посредством юмора. Роль юмора в развитии человека огромна. Данную категорию в процессе воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. В своих трудах они отмечали, что юмор побуждает особую силу, которая активизирует интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, стимулирует положительные действия и настраивает на оптимистическое видение мира.

Шарж как вид графического искусства обладает удивительной способностью воздействовать на разные стороны психической жизни человека – на его ум, сердце, чувства, стремления, отношения. Он оказывает неоценимое воздействие на эмоциональную сферу человека и пробуждает в нём любовь к творчеству. Но это возможно лишь в том случае, если человек откроет для себя радость, научится понимать его язык и условности.

Работая над шаржем или карикатурой, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т. к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Рисуя шарж, ребёнок учится анализировать, запоминать, сравнивать, стремится заглянуть во внутренний мир человека, прочувствовать его и отразить в своём рисунке, что так же способствует развитию ребёнка.

Л. С. Выготский считал, что детское творчество оказывает на психику ребенка заметное развивающее влияние: научает его овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, и, тем самым, учит психику восхождению [4]. Мышление и творчество неотделимы, и такой жанр искусства, как шарж, способствует слаженному, гармоничному развитию обеих элементов. Таким образом, у ребёнка начинает развиваться фантазия и способы выражения создаваемых образов.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг и, будучи жанром искусства с определённым юмористическим подтекстом, шарж в полной мере реализует творческий потенциал ребёнка.

Такой жанр искусства, как шарж, является эффективным способом передачи информации нравственно-эстетического характера. Таким образом, в педагогической практике шарж можно использовать в качестве весьма эффективного средства для выявления межличностных отношений, а юмористический подтекст делает его средством и для их улучшения.

Воспитательное воздействие на личность ребёнка посредством шаржа эффективно, т. к. осуществляется через эстетический идеал (который проявляется в положительных образах), способствует выработке опыта социальных отношений, влияет на умножение и расширение реального жизненного опыта ребёнка. Это позволяет ему вырабатывать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к окружающим его людям и жизненным обстоятельствам.

Литература

Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности: склонности и способности / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГПИ, 1962. – 332 с.

Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. – М. : АПН РСФСР, 1925. – 672 с.

Варшавский, Л. Р. Русская карикатура 40-50-х годов XIX века / Л. Р. Варшавский. – М. : ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. – 148 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.

Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Кириенко. – М. : Просвещение, 1959. – 304 с.

Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. – М. : Просвещение, 1997. – 448 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *