Шатл до моря что это
Шаттл
Косми́ческая тра́нспортная систе́ма (англ. Space Transportation System ), более известная как Спе́йс ша́ттл (от англ. Space shuttle — косми́ческий челно́к) — американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттл запускается в космос с помощью ракет-носителей, осуществляет манёвры на орбите как космический корабль и возвращается на Землю как самолёт. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землей, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же они используются значительно меньше. На сегодняшний день (апрель 2009) больше всего полётов — 36 — совершил шаттл «Дискавери».
Содержание
История применения
Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению НАСА с 1971 года.
Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). В НАСА «Колумбия» имеет обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle — 102). Шаттл «Колумбия» погиб 1 февраля 2003 года (полёт STS-107) при входе в атмосферу Земли перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии».
Второй космический челнок — «Челленджер» был передан НАСА в июле 1982 года. Он был назван по имени морского судна, исследовавшего океан в 1870-е годы. В НАСА «Челленджер» имеет обозначение — OV-099. «Челленджер» погиб при своём десятом запуске 28 января 1986 года.
Третий шаттл — «Дискавери» был передан НАСА в ноябре 1982 года.
Шаттл «Дискавери» был назван по имени одного из двух судов, на которых, в 1770-х годах, британский капитан Джеймс Кук (англ. James Cook ) открыл Гавайские острова и исследовал побережье Аляски и северо-западной Канады. Такое же имя («Дискавери») носило одно из судов Генри Хадсона, который в 1610—1611 годах исследовал Гудзонов залив. Ещё два «Дискавери» были построены Британским Королевским Географическим Обществом для исследования Северного полюса и Антарктики в 1875 и 1901 годах. В НАСА «Дискавери» имеет обозначение OV-103.
Четвёртый шаттл — «Атлантис» (Atlantis) вступил в строй в апреле 1985 года.
Пятый шаттл — «Индевор» (Endeavour) был построен взамен погибшего «Челленджера» и принят в эксплуатацию в мае 1991 года. Шаттл «Индевор» был назван также по имени одного из судов Джеймса Кука. Это судно использовалось в астрономических наблюдениях, которые позволили точно установить расстояние от Земли до Солнца. Этот корабль также участвовал в экспедициях по исследованию Новой Зеландии. В НАСА «Индевор» имеет обозначение OV-105.
До «Колумбии» был построен ещё один шаттл — «Энтерпрайз» (Enterprise), который в конце 1970-х годов использовался только как тестовый аппарат для отработки методов посадки и не летал в космос. В самом начале предполагалось назвать этот орбитальный корабль — «Конституция» (Constitution) в честь двухсотлетия американской Конституции. Позже, по многочисленным предложениям зрителей популярного телевизионного сериала «Звёздный путь» (Star Trek), было выбрано имя «Энтерпрайз». В НАСА «Энтерпрайз» имеет обозначение OV-101.
Конструкция
Шаттл состоит из трех основных компонентов: Орбитальный аппарат (Орбитер, Orbiter), который выводится на околоземную орбиту и который является, собственно, космическим кораблём; большой внешний топливный бак, для главных двигателей; и два твёрдотопливных ракетных ускорителя, которые работают в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращается на Землю и совершает посадку, как самолёт, на взлётно-посадочную полосу. Твёрдотопливные ускорители приводняются на парашютах и затем используются вновь. Внешний топливный бак сгорает в атмосфере.
Длительность полета
Шаттл рассчитан на двухнедельное пребывание на орбите. Самое длинное космическое путешествие совершил шаттл «Колумбия» в ноябре 1996 года (полёт STS-80) — 17 суток 15 часов 53 минуты. Самое короткое космическое путешествие совершил шаттл «Колумбия» в ноябре 1981 года (полёт STS-2) — 2 дня 6 часов 13 минут. Обычно полёты шаттлов продолжаются от 5 до 16 суток.
Экипаж
Наименьший экипаж шаттла состоит из двух астронавтов — командира и пилота. Наибольший экипаж шаттла — восемь астронавтов. Обычно в экипаж входят от пяти до семи астронавтов. Беспилотных запусков не было.
Орбиты
Орбита шаттлов располагается на высоте приблизительно в пределах от 185 километров (115 миль) до 643 километров (400 миль).
Полезная нагрузка
Доставляемая в космос полезная нагрузка орбитальной ступени (орбитального самолета) для низкой околоземной орбиты составляет 24,4 тонны. Максимальный вес загруженного космического корабля на орбите 120—130 тонн. С 1981 года с помощью шаттлов было доставлено на орбиту более чем 1360 тонн полезных грузов.
В общей сложности на апрель 2009 года шаттлы совершили 125 полётов, из них: «Дискавери» — 36, «Атлантис» — 29, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 22, «Челленджер» — 10.
Задачи
Корабли Спейс шаттл предназначены для вывода грузов на орбиты высотой 200—500 км, проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов (монтажные и ремонтные работы).
Шаттлом «Дискавери» в апреле 1990 года был доставлен на орбиту телескоп Хаббл (полёт STS-31). На шаттлах «Колумбия», «Дискавери», «Индевор» и «Атлантис» были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа Хаббл. Последняя экспедиция шаттла к Хабблу состоялась в мае 2009 года. Так как с 2010 года НАСА запланировала прекратить полеты шаттлов, это была последняя экспедиция человека к телескопу, ибо эти миссии невозможно выполнить какими-либо другими имеющимися космическими аппаратами.
В 1990-е годы шаттлы принимали участие в совместной российско-американской программе — Спейс шаттл — Мир. Было осуществлено девять стыковок со станцией «Мир».
В течение всех двадцати лет, когда шаттлы были в эксплуатации, они постоянно развивались и модифицировались. Было сделано более тысячи значительных и незначительных модификаций к изначальному проекту шаттла.
Шаттлы играют очень важную роль в осуществлении проекта по созданию Международной космической станции (МКС).
После катастрофы «Колумбии» в эксплуатации остаются три шаттла — «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Эти остающиеся шаттлы должны обеспечить достройку МКС до 2010 года. НАСА объявило об окончании эксплуатации шаттлов в 2010 году.
Технические данные
Высота на стартовой позиции | 56,14 м |
Масса при старте | 2045 т |
Масса полезного груза | 29,5 т |
Процент полезного груза от общего веса | 1,4 % |
Подъёмная сила при старте | 30 806 кН (3141 тс) |
Твёрдотопливный ускоритель
Длина | 50 м |
Диаметр | 3,71 м |
Общая масса двух ускорителей | 1180 т |
Подъёмная сила двух ускорителей | 25 500 кН (2600 тс) |
Удельный импульс | 269 с |
Время работы | 123 с |
Внешний топливный бак
Бак содержит топливо и окислитель для трех жидкостных двигателей «SSME» (или «RS-24») на орбитере и не снабжен собственными двигателями.
Длина | 47 м |
Диаметр | 8,38 м |
Масса при старте | 756 т |
Тяга на уровне моря (104,5 %) | 5252 кН (535,5 тс) |
Удельный импульс | 455 с |
Время работы | 480 с |
Топливо | жидкий водород |
Масса топлива при старте | 103 т |
Окислитель | жидкий кислород |
Масса окислителя при старте | 616 т |
Орбитер
Кроме трех основных двигателей орбитера на старте иногда используются два двигателя системы орбитального маневрирования («OMS»), каждый тягой 27 кН. Топливо и окислитель системы OMS хранятся на челноке, используются на орбите и для возвращения на Землю.
Длина | 37,24 м |
Размах крыльев | 23,79 м |
Масса (без полезного груза) | 80 т |
Общая подъёмная сила при старте | 5306 кН (541 тс) |
Удельный импульс | 316 с [1] |
Время работы | 1250 с [2] |
Топливо | метилгидразин (MMH) [1] |
Окислитель | тетраоксид диазота (N2O4) [1] |
Список полётов шаттлов
Каждый пилотируемый полёт по программе «Спейс шаттл» имеет своё обозначение, которое состоит из сокращения STS (англ. Space Transportation System — космическая транспортная система) и порядкового номера полёта шаттла. Например, STS-4 означает четвёртый полёт по программе «Спейс шаттл». Порядковые номера присваивались на стадии планирования для каждого полёта. Но в ходе подготовки многие полёты откладывались или переносились на другие сроки. Часто случалось так, что полёт, запланированный на более поздний срок и имеющий больший порядковый номер, оказывался готовым к полёту раньше, чем другой полёт, запланированный на более ранний срок. Раз присвоенные порядковые номера не изменялись, то и полёты с бо́льшим порядковым номером часто осуществлялись раньше, чем полёты с меньшим номером.
С 1984 года была введена новая система обозначений. Сокращение STS осталось, но порядковый номер был заменен кодовой комбинацией, которая состояла из двух цифр и одной буквы. Первая цифра в этой кодовой комбинации соответствовала последней цифре текущего года, но не календарного, а бюджетного года НАСА, который продолжался с октября по октябрь. Например, если полёт происходит в 1984 году до октября, то берётся цифра 4, если в октябре и позже — цифра 5. Второй цифрой в кодовой комбинации всегда была 1. Обозначение 1 было принято для запусков шаттлов с мыса Канаверал. Ранее планировалось, что шаттлы будут также стартовать с военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии; для этих стартов планировалась цифра 2. Но до запусков шаттлов с базы Ванденберг дело так и не дошло. Буква в кодовой комбинации соответствовала порядковому номера полёта шаттла в текущем году. Но и этот порядок не соблюдался, так, например, полёт STS-51D состоялся раньше, чем полёт STS-51B.
Пример: полёт STS-51A — состоялся в ноябре 1984 года (цифра 5), это был первый полёт в новом бюджетном году (буква А), шаттл стартовал с мыса Канаверал (цифра 1).
После катастрофы «Челленджера» в январе 1986 года НАСА вернулось к старой системе обозначения.
Стоимость
шаттл
Смотреть что такое «шаттл» в других словарях:
ШАТТЛ — (челнок), созданный в США ракетный космический корабль многоразового использования. Всего было построено четыре шаттла: «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери» и «Атлантис». Главная часть шаттла, ОРБИТАЛЬНЫЙ АППАРАТ, выглядит как крупногабаритный… … Научно-технический энциклопедический словарь
ШАТТЛ — «ШАТТЛ», см. Спейс Шаттл (см. СПЕЙС ШАТТЛ) … Энциклопедический словарь
ШАТТЛ — см. СПЕЙС ШАТТЛ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка
шаттл — челнок, корабль Словарь русских синонимов. шаттл сущ., кол во синонимов: 2 • корабль (101) • челнок … Словарь синонимов
Шаттл — (шаттл сервис, шаттл бас) (англ. shuttle челнок) транспорт (автобус, паром, самолет и др.), часто курсирующий на коротком расстоянии … Лексикон туриста
Шаттл — Космический челнок на стартовом столе. Мыс Канаверал, Флорида, США Шаттл «Атлантис» приземляется Гусеничный транспортёр … Википедия
Шаттл — (2 м) (космический корабль) … Орфографический словарь русского языка
шаттл-вектор — Вектор, обладающий возможностью реплицироваться в нескольких штаммах хозяевах [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии EN shuttle vector … Справочник технического переводчика
Шаттл-бас — обозначение транспорта (самолета, автобуса, поезда), который совершает частые рейсы в основном на короткое расстояние … Лексикон туриста
10 мифов об американском «Спейс шаттле»
«Спейс шаттл» — космический бомбардировщик, созданный для разгрома русских! А ещё он разведчик и чудо враждебной техники. Илон Маск может только завидовать! Все эти невероятные теории и мифы — не более чем выдумки.
1. «Шаттл» создали в качестве орбитального бомбардировщика и репетировали его космическое «пикирование» на Москву
Услышать эту легенду можно не только в интернетах, но и на телевидении и, конечно, прочитать о ней в книжках. Якобы «Шаттл» должен был нести до 30 ядерных боеголовок и перед началом Третьей мировой сойти с одной из своих орбит чуть севернее Москвы, снизиться до 80 километров и сбросить всю нагрузку прямо на Москву, уничтожив штабы и высшее руководство. Некоторые даже говорят, что в 1985 году «Шаттл» таки совершил нырок.
Даже в проектах самым близким к описываемому был только запуск с орбиты тестовых стендов гиперзвуковых аэрокосмических аппаратов
Но если подойти к теме хоть с некоторой долей здравого смысла, сразу начинаются вопросы. Даже теоретически, с дополнительным топливом на борту, сделать что-либо похожее на вышеописанное «Шаттл» не мог, и ни о каком настоящем нырке речи не шло. Тем более нельзя было говорить о сбросе ядерных зарядов — это невозможно чисто технически, ибо створки трюма «Шаттла» просто не выдержали бы нагрузку в открытом состоянии.
Да и сам нырок был не нужен — куда проще обстреливать цели на земле прямо с орбиты, «Шаттл» для этого не требуется. Кроме того, все полёты «шаттлов» отслеживались. Столь необычный и опасный манёвр привлёк бы внимание специалистов, а не только конспирологов.
А вот у СССР проекты космического бомбардировщика-челнока были
Тем не менее, в то, что «Спейс Шаттл» — космический бомбардировщик, верило руководство СССР. Объяснить, зачем американцам столь странный проект, они по-другому не могли. Кто же знал, что это просто огрызок великих планов NASA по освоению космоса!
Так «Шаттл» попал на школьные плакаты о ядерной угрозе и послужил толчком к попыткам создать свой военный космоплан.
2. «Шаттл» создавали для абордажа советских орбитальных станций
«Невзирая на предупреждения, американский „Челленджер“ упорно сближался с белым цилиндром русской орбитальной станции. Выбрасывая „шнуры“ бело-красного пламени из двигателей ориентации, громоздкий космический самолёт наклонил нос, мчась в космической пустоте большой „дельтой“.
Салют-7 — один из возможных объектов кражи «Шаттла»
Он нагонял станцию, двигаясь быстрее неё всего на два десятка метров в секунду. Над центральной Атлантикой „Челленджер“ должен был вплотную сблизиться с русским, раскрыв продольные створки люка на „спине“ и выпустив наружу хватательные щупальца-манипулятор». (Максим Калашников, «Сломанный меч империи»).
Увы, это всего лишь пересказ старых страшилок (как и остальные труды автора). Да, у «Шаттла» был огромный грузовой отсек. Но не для захвата космических трофеев, а для вывода на орбиту спутника-шпиона KH-11 («брат» телескопа «Хаббл», только для военных — с разрешением снимков Земли в десятки сантиметров), KH-9 и межорбитальных буксиров. Потому и «трюм» такой здоровый получился.
Возможно, эта легенда появилась под влиянием сцены космического похищения из фильма про Бонда «Живёшь только дважды»
Сближение с космическим объектом, который этого не хочет — сложнейшая задача даже сейчас, не то что в 70-е годы. А в СССР ещё с начала космической эры наиболее интересные спутники оснащали системой самоподрыва. Так что в любом случае «космические пираты» остались бы фантастикой.
3. «Шаттл» — чудо враждебной техники
На реальных челноках не было одной всего «маленькой» системы — аварийного спасения экипажа в полёте. Вообще не было! Во время первых полётов при минимальном испытательном экипаже в «Шаттл» на верхнюю палубу ставили два катапультируемых кресла. А на другие места экипажа кресла не влезали. В дальнейшем убрали и эти катапульты. Причём они обеспечивали (в теории) спасение только на высоте не выше 30 километров и скоростях не более трёх звуковых, то есть примерно на первых двух и последних десяти минутах полёта.
Возможность спасения с орбиты рассматривали лишь в начале. Позже решили, что «Шаттл» надёжен и в этих работах нет смысла
После катастрофы «Челленджера» в 1986 году все спохватились и решили: «Давайте чего-нибудь придумаем!».
Высовываем его в открытый люк — конечно, уже не в космосе, а только начиная с высоты в 15 километров в планирующем дозвуковом полёте, — и в тяжёлых скафандрах бодро и весело соскальзываем по шесту наружу, чтобы не удариться о корпус. А дальше уже прыгаем с парашютами. Примерно как во Вторую мировую. Однако экипаж шаттла «Колумбия» эти хитрости не спасли. Хотя там и катапульты не помогли бы…
4. «Шаттл» точно был космическим разведчиком, маскировавшимся под мирную программу
Если «Шаттл» не был бомбардировщиком, то уж точно космическим шпионом! И стопроцентно выполнял разведывательные полёты. Так считают очень многие. Самое интересное, что капелька правды в этом мифе есть. Ещё во времена проектирования челнока правительство США потребовало от военных и разведчиков использовать «Шаттл» в качестве основного средства доставки на орбиту разнообразных полезных вещей. Пришлось адаптироваться и NRO. Например, челнок должен был выводить и обслуживать спутники серии КН, ради чего даже пришлось немного увеличить трюм.
Проект размещения камеры от КН-9 Hexagon в «Шаттле»
Существовал проект установки в «Шаттл» камеры от КН-9 Hexagon для проведения съёмки объектов, не попадающих в зоны внимания обычных спутников-разведчиков, но, как показали исследования, даже малейшие колебания от движения астронавтов сбивали фокус камеры. В итоге NRO и военные получили разрешение использовать обычные ракеты, а «Спейс Шаттл» хоть и не раз выводил разведывательные спутники на орбиту, сам шпионажем никогда не занимался.
5. «Шаттл» — отличный и дешёвый многоразовый носитель, созданный задолго до разработок Илона Маска
Вообще-то нет. В теории предполагалось, что «шаттлы» будут летать почти как самолёты — сел, заправили, полетел. Раз в неделю, а то и чаще (55-60 полётов в год) — легко!
Обслуживание челнока — ожидание
Однако в реальности после каждого приземления требовалось заново проверить, вымыть, высушить, а также надуть или обслужить тысячи компонентов челнока. Как, впрочем, и перед стартом. Многочисленные отмены запуска в последний момент просто выводили астронавтов из себя.
Обслуживание челнока — реальность
Максимум — девять полётов в 1985 году. С рекордным интервалом в 17 суток между запусками «Дискавери» и «Челленджера». Но даже это было намного меньше, чем в теории.
Если поделить стоимость всей программы на число полётов, то каждый из них обошёлся примерно в 1,3 миллиарда долларов. Мил-ли-ар-да. Долларов. «Как тебе такое, Илон Маск?»
6. «Буран» — клон «Шаттла»
И снова нет! Да, внешне эти корабли очень похожи. Но на чём стартовал «Буран»? На ракете «Энергия», с криогенным горючим (то есть, на водороде). А «шаттлы»? На двух твёрдотопливных ускорителях, которым помогали двигатели самого челнока (ускорители поначалу хотели жидкостные, с управляемой тягой, но выходило дороговато).
«Буран» и «Шаттл» — братья, но не близнецы
«Буран» первый и единственный раз летал в полностью автоматическом режиме — без людей. А «шаттлы»? То-то и оно. «Буран» мог совершать управляемый полет в атмосфере. А «шаттлы» — нет (хотя первоначально такая идея была), их двигатели использовались лишь для ориентации огромного 90-тонного «планера». Причём под конец, поскольку планер из короткокрылого «Шаттла» все же так себе, приходилось пикировать чуть ли не в стиле камикадзе — по впечатлениям астронавтов. Достаточно?
7. Челнок — единственный жизнеспособный вариант многоразового космического аппарата с посадкой на планеты
Посадка «по-ракетному» успешно наступает на позиции посадки «по-самолётному»
В научной фантастике, куда ни ткни, все многоразовые аппараты «земля-космос» — это челноки. Но в реальности многоразовому космическому аппарату совсем не обязательно иметь крылья и чем-то походить на самолёт. Как показывают достижения Space-X, вполне возможна вертикальная посадка «по-ракетному» для многоразовых аппаратов, и сейчас многие склоняются к тому, что именно за этим вариантом стоит будущее.
8. После «Спейс шаттла» орбитальных самолётов не осталось
Х-37В — главная загадка современной космонавтики
Это не так. Хотя «Шаттл» на данный момент — последний пилотируемый и космический самолёт, и многоразовый аппарат, военные в США активно используют беспилотный Х-37В. Изначально его задумали для гражданской космонавтики, но сейчас Х-37 стоит на службе только у военных и разведчиков. В космос он летал уже пять раз (сейчас как раз идёт пятый полёт), иногда сроком до двух лет.
Какие задачи решает этот челнок на орбите — тайна. Вероятнее всего, шпионит, поскольку на его борту нет никаких людей, которые могли бы помешать камерам и другим сенсорам.
9. Экипаж шаттла «Колумбия» можно было спасти, если бы в NASA заметили повреждение и подготовили спасательную миссию
Трагедия шаттла «Колумбия» случилась из-за удара куска термоизоляционной пены по кромке левой консоли крыла на взлёте. Хоть факт удара отметили на видео, специалисты NASA решили, что он не представляет опасности, ибо такие инциденты случались и раньше. Семь человек, находившихся на орбите, были обречены. Но разрушение от удара вполне можно было заметить, если бы в NASA проявили больше инициативы. Для этого могли использовать как внешний осмотр самими астронавтами, так и спутники разведки.
Обломки «Колумбии»
Но даже если бы повреждения обнаружили, была ли возможность спасти экипаж с орбиты? Да. У NASA уже проходил подготовку к полёту шаттл «Атлантис», но до его готовности было очень далеко. При этом времени уже не осталось. Запаса воздуха и фильтров углекислого газа на «Колумбии» при самой серьёзной экономии хватало всего на 30 дней. «Атлантис» бы готовили в жуткой спешке с экипажем всего в четыре астронавта, которые бы тренировались день и ночь.
Возможная спасательная миссия стала бы самым сложным полётом в истории «Спейс шаттла».
Стыковка на орбите двух челноков
Да, небольшой шанс оставался — если бы повезло и «Атлантис» удалось подготовить без критических проблем к полёту практически без контроля и проверок (такого не было ни разу за историю всей программы, недочёты находили всегда). Не было времени даже предотвратить возможность схожего повреждения от куска пены. Одиннадцать астронавтов, семь из которых провели бы больше 20 дней в состоянии отравления углекислым газом и лёгкого кислородного голодания, а четверо в это же время не вылезали бы из симуляторов и тренировочных бассейнов, должны были провернуть на орбите уникальную стыковку двух челноков и многочасовую операцию по эвакуации.
Момент перехода астронавтов
В кино такие планы всегда заканчиваются хорошо. Но реальность злее и грустнее. Шансы были слишком малы, и разрешение на этот полёт равнялось бы смертельному приговору для астронавтов. Отважились бы на это в NASA? Возможно, реальное развитие событий стало бы ужасным, но более щадящим вариантом. Куда страшнее, если бы после многодневного неведенья, страха и ада спешной подготовки всё закончилось бы ещё большим крахом.
Переход продлился бы более восьми часов, ведь космических скафандров на всех просто не хватало. Два астронавта всё это время работали бы в открытом космосе
На первых этапах проектирования челнока вопрос создания средств космической эвакуации исследовали довольно активно. Но позже решили, что шанс подобной ситуации слишком мал и немалые траты на все эти программы не имеют смысла…
10. Злые русские облучали «Шаттл» лазером
А как же! Забавно, что в западных технотриллерах об этом писали ещё при первых полётах челноков. А в патриотической прессе — на пару десятков лет позже. Особенно часто цитируют этот газетный отрывок:
«Как сообщил потом экипаж „Челленджера“, при полёте над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание».
Научно-экспериментальный комплекс «Терра-3» по американским представлениям
Как видите, количество невероятных теорий относительно «Шаттла» просто зашкаливает. И с каждым годом появляются новые! Но не стоит доверять всему, что пишут конспирологи-любители.