Шаттл атлас что это

Странный маленький «шаттл»: зачем Пентагон снова запускает X-37B

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Угроза из космоса

16 мая американская ракета-носитель Atlas V (та самая, которая использует российский «двигатель раздора» РД-180 на первой ступени) запустит с космодрома на мысе Канаверал экспериментальный космический аппарат X-37B. Это будет уже шестой запуск космолета и один из самых важных в его недолгой истории. «На его борту будет проведено больше экспериментов, чем во время предыдущих полетов X-37B», — заявила ранее по этому поводу министр ВВС США Барбара Баррет, выступая на видеоконференции, организованной общественной организацией Space Foundation.

Дело в том, что в рамках новой миссии аппарат впервые запустят со служебным модулем, без которого X-37B нельзя считать «полноценным». Вообще, X-37B можно без всякого преувеличения назвать самым загадочным космическим аппаратом наших дней, порождающим почти конспирологические теории. Напомним, что еще несколько лет назад с подачи действующего главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина X-37B стал потенциальным «оружием массового уничтожения».

— заявил тогда глава космического ведомства РФ.

Отчасти сами американцы виноваты в формировании такого образа: они долго скрывали назначение X-37B и сейчас, вероятно, тоже не говорят всей правды.

Что вообще известно про этот орбитальный самолет? Раньше аппарат не был (по крайней мере, формально) частью никаких крупных военных проектов. Еще в конце 90-х работы над ним начали «Боинг» и NASA. Затем дали о себе знать финансовые проблемы, и проект передали оборонно-исследовательскому агентству DARPA. Построенный в рамках обновленной программы аппарат X-37A в космос ни разу не летал, а в 2006 году ВВС США заявили, что теперь они будут вести проект: отныне он получил имя X-37B Orbital Test Vehicle. Официальная цель программы — отработка многоразовых технологий.

Попытка номер шесть

Вне зависимости от поставленных задач у X-37B есть все поводы для гордости. Небольшой девятиметровый аппарат совершил уже пять успешных стартов и успешных возвращений: четыре раза его запускали с помощью Atlas V, один — при помощи Falcon-9. В рамках четвертого старта он установил для себя действующий рекорд, пробыв на орбите 718 дней. В рамках первой миссии космолет пробыл на орбите «всего лишь» 224 дня.

Как хорошо видно, речь идет о действительно продолжительных миссиях, за время которых можно успеть очень много. Что же будет делать X-37B теперь?

Нужно сказать, власти США описали цели и задачи миссии, не забыв упомянуть про большую роль проводимых экспериментов.

— отметил командующий Космическими силами США генерал ВВС Джон Реймонд.

Сообщается, что в рамках новой миссии NASA изучит воздействие радиации и других явлений на образцы семян и растений, которые можно употреблять в пищу. Пентагон также заявил, что орбитальный самолет доставит в космос маленький спутник FalconSat-8, который был разработан Академией ВВС США. Предполагается, что он позволит провести пять экспериментов. Фактически, речь идет об образовательной платформе.

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Намного больший интерес представляет собой другой эксперимент, который будет проведен в интересах Научно-исследовательской лаборатории ВМС США. Речь идет о преобразовании солнечной энергии в радиочастотную микроволновую энергию с последующим изучением возможности ее передачи на Землю. По мнению экспертов, это направление сулит огромные возможности в будущем, в том числе — в военной сфере. Как отмечает издание The Drive в материале «X-37B Space Plane’s Microwave Power Beam Experiment Is A Way Bigger Deal Than It Seems», подобные технологии могут обеспечить практически «неограниченный» срок службы беспилотным летательным аппаратам и спутникам.

Отмечается, что еще в 2019 году специалисты Научно-исследовательской лаборатории флота провели наземный эксперимент, в ходе которого была успешно передана энергия с мощностью два киловатта на расстояние 300 метров. А во время проведенных в мае 2019 года испытаний инфракрасный лазер успешно передал 400 ватт мощности на расстояние в 325 метров. Самую же первую фазу проекта завершили несколько лет назад: тогда энергию передавали по кабелю на субмарину.

По словам доктора Пола Джаффе, инженера Научно-исследовательской лаборатории ВМС США, технология откроет совершенно новые рубежи с точки зрения применения беспилотных летательных аппаратов. «Если у вас есть электрический дрон, который может летать больше часа, у вас все хорошо», — говорит Джаффе.

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

The Drive напоминает, что еще в 2016 году ВМС США получили патент на систему, изобретенную Джаффе. Впрочем, было бы не совсем верно назвать его первопроходцем. ВВС США начали испытывать лазеры в качестве источника энергии для небольших легких летательных аппаратов еще в 1980-х годах. Тогда военным удалось создать небольшой конусообразный аппарат, приводимый в движение только лазерными лучами. Однако улучшенную технологию можно будет использовать в том числе для довольно крупных летательных аппаратов. Остается добавить, что согласно пресс-релизу сайта Navy.mil (официального сайта ВМС США), ее также одобрили для применения Корпусом морской пехоты, Сухопутных сил и ВВС США.

Космический перехватчик?

Однако эксперимент Научно-исследовательской лаборатории ВМС не дает всей полноты картины о предназначении космического аппарата. Специалисты ранее отмечали, что вывод на орбиту грузов при помощи X-37B экономически невыгоден — существуют гораздо более простые и проверенные способы для проведения экспериментов на орбите.

Поэтому, как мы уже отмечали выше, имеют место альтернативные версии о назначении детища «Боинг». Еще в 2016 году портал Space.com опросил американских экспертов на этот счет, и многие из них сошлись во мнении, что космический аппарат представляет собой прототип перехватчика, способного уничтожать искусственные спутники. Ну а непосредственной целью запусков является якобы демонстрация того, что такой способ экономически целесообразнее применения ракет-перехватчиков.

Кстати, в прошлом нидерландский астроном-любитель Ральф Ванденберг заснял космический аппарат во время выполнения им одной из миссий.

Источник

Атлас — билеты на автобусы

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Атлас — это сервис для поиска билетов на автобусы по России, Беларуси и странам СНГ.

Находите билеты на автобусы и маршрутки, бронируйте их заранее по низким ценам и без предоплаты.

Почему мы?
Показать полностью.
🔹Низкие цены.
Технологии работы с партнерами позволяют снизить стоимость билетов, сохраняя качество.

🔹 Бесплатный возврат.
Вы можете вернуть 100% стоимости билета в течении 12 часов после покупки, если до отправления осталось больше суток.

🔹Безопасность и качество.
Мы следим, чтобы партнеры Атлас ежедневно проверяли состояние всех автомобилей, а водители проходили предрейсовый осмотр перед каждой поездкой.

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Атлас — билеты на автобусы запись закреплена

Атлас не стоит на месте! Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что этоЗапускаем новые Шаттлы и остановки на маршруте Кумертау-Мелеуз-Уфа Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

С 26 июля отправляемся на Шаттлах по маршруту в формате «от двери до двери» с большим количеством остановок! Заберем Вас с остановки поближе к дому и с комфортом довезем до Уфы и обратно Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Попробуйте первыми новую функцию Атласа! Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что этоhttps://clck.ru/WLGe9

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Атлас — билеты на автобусы запись закреплена

Прием, на связи Шаттлы Атласа Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что этоС 23 июля мы запускаем новый маршрут: Уфа-Екатеринбург!

Ссылка на билеты Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что этоhttps://clck.ru/WLGt5

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Атлас — билеты на автобусы запись закреплена

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Атлас — билеты на автобусы запись закреплена

Как пандемия изменила отношение к общественному транспорту.

Если до самоизоляции картина на дорогах нашей страны была не самой красочной: постоянные пробки, перегруженный общественный транспорт, смог от выхлопов. То после ослабления ограничений, к сожалению, лучше не стало. А почему?
Показать полностью.

В период первой волны пандемии всех отправили на удаленку и смертельно снизили траффик общественного транспорта. Смертельно для перевозчиков, естественно. Как только люди стали возвращаться в офисы, общественного транспорта стало катастрофически не хватать. Плюсом к этому добавились ограничения для перевозчиков: количество пассажиров, наличие маски у персонала, у пассажиров, на пассажирах и для пассажиров, а еще перчатки. Так что, все горестно вздохнули и пересели на альтернативный транспорт. Кто-то на личный автомобиль, кто-то на каршеринг или такси.

Собственно, ситуация только ухудшилась, взлетели показатели по пробкам и упали по пассажиропотоку. Только в Москве пассажиропоток сократился на 37%. А по данным опроса RAC только 43% автовладельцев готовы вернуться в общественный транспорт, и то при условии, улучшения качества работы транспорта.

В итоге, что мы получили: при отсутствии своевременной помощи перевозчикам и необходимого количества маршрутов, напрочь отбили у большей части людей желание ездить на общественном транспорте. Что, в свою очередь, привело к увеличению пробок и времени маршрута от дома до работы. Так что, не бойтесь вернуться в общественный транспорт, это поможет не только снизить трафик автомобилей на дорогах, но и станет стимулом для перевозчиков по улучшению качества услуг.

А как пандемия повлияла на ваше отношение к общественному транспорту?

————————————————————————————————————————-
Билеты на автобус Вы всегда можете купить тут Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что этоhttps://atls.cc/eX8g

Источник

Программа «Спейс Шаттл»: что получилось, а что нет

Американская государственная программа STS (Space Transportation System, «Космическая транспортная система») более известна во всем мире как Space Shuttle («Космический челнок»). Данная программа была реализована специалистами NASA, ее основной целью было создание и использованием многоразового пилотируемого транспортного космического корабля, предназначенного для доставки на низкие околоземные орбиты и обратно людей и различных грузов. Отсюда собственно и название – «Космический челнок».

Над программой начали работать в 1969 году по линии финансирования двух государственных ведомств США: NASA и Минобороны. Разработка и опытно-конструкторские работы осуществлялись в рамках совместной программы NASA и ВВС. При этом специалисты применили ряд технических решений, которые ранее были опробованы на лунных модулях программы «Аполлон» 1960-х годов: эксперименты с твердотопливными ускорителями, системами их отделения и получения топлива из внешнего бака. Основу создаваемой космической транспортной системы должен был составить пилотируемый космический корабль многоразового применения. Также в систему входили наземные обеспечивающие комплексы (монтажно испытательный и стартово посадочный комплекс космического центра имени Кеннеди, расположенный на авиационной базе Ванденберг, штат Флорида), центр управления полетом в Хьюстоне (Техас), а также системы ретрансляции данных и связи через спутники и иные средства.

В работах по данной программе приняли участие все ведущие американские аэрокосмические компании. Программа была по-настоящему масштабной и национальной, различные изделия и оборудование для «Спейс Шаттл» поставляли более 1000 компаний из 47 штатов. Контракт на строительство первого орбитального корабля в 1972 году выиграла компания Rockwell International. Строительство первых двух шаттлов началось уже в июне 1974 года.

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Конструктивно многоразовая транспортная космическая система Space Shuttle включала в себя два спасаемых твердотопливных ускорителя, которые выполняли роль первой ступени и орбитального многоразового корабля (орбитер, orbiter) с тремя кислородно водородными двигателями, а также большим подвесным топливным отсеком, который образовывал вторую ступень. После завершения программы космического полета орбитер самостоятельно возвращался на Землю, где выполнял посадку по-самолетному на специальных ВПП.
Два твердотопливных ракетных ускорителя работают в течение примерно двух минут после запуска, разгоняя космический корабль и направляя его. После чего на высоте примерно 45 километров они отделяются и при помощи парашютной системы приводняются в океан. После ремонта и перезаправки они используются вновь.

Сгорающий в земной атмосфере внешний топливный бак, заполненный жидким водородом и кислородом (топливо для главных двигателей), является единственным одноразовым элементом космической системы. Сам бак также является каркасом для скрепления твердотопливных ускорителей с космическим кораблем. Он отбрасывается в полете примерно через 8,5 минут после взлета на высоте около 113 километров, большая часть бака сгорает в земной атмосфере, а сохранившиеся части падают в океан.

Наиболее известной и узнаваемой частью системы является сам многоразовый космический корабль – челнок, собственно сам «спейс шаттл», который и выводится на околоземную орбиту. Данный челнок служит полигоном и платформой для проведения научных исследований в космосе, а также домом для экипажа, в состав которого может входить от двух до семи человек. Сам шаттл выполнен по самолетной схеме с треугольным в плане крылом. Для посадки он использует шасси самолетного типа. Если твердотопливные ракетные ускорители рассчитаны на использование до 20 раз, то сам челнок – до 100 полетов в космос.

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Американская система Space Shuttle могла выводить на орбиту высотой 185 километров и наклонением 28° до 24,4 тонн грузов при запуске на восток с мыса Канаверал (Флорида) и 11,3 тонны при запуске с территории Центра космических полетов имени Кеннеди на орбиту высотой 500 километров и наклонением 55°. При запуске с базы ВВС «Ванденберг» (Калифорния, западное побережье) на приполярную орбиту высотой 185 километров можно было вывести до 12 тонн грузов.

Что удалось реализовать, а что из задуманного осталось лишь на бумаге

В рамках симпозиума, который был посвящен реализации программы «Спейс Шаттл», он состоялся в октябре 1969 года, «отец» шаттла Джордж Мюллер отмечал: «Наша цель – уменьшить стоимость доставки килограмма полезного груза на орбиту с 2000 долларов для Сатурна-V до уровня 40-100 долларов за килограмм. Так мы сможем открыть новую эру освоения космоса. Задачей на будущие недели и месяцы для этого симпозиума, а также для NASA и для ВВС является обеспечение уверенности в том, что мы сможем этого добиться». В целом для различных вариантов на базе космического челнока «Спейс Шаттл» прогнозировалось достижение стоимости выведения полезной нагрузки в пределах от 90 до 330 долларов за килограмм. Более того, считалось, что шаттлы второго поколения позволят снизить сумму до 33-66 долларов за килограмм.

На деле же эти цифры оказались недостижимы даже близко. Более того, по расчетам Мюллера, стоимость запуска шаттла должна была составлять 1-2,5 миллиона долларов. На деле же, по информации НАСА, средняя стоимость запуска шаттла составляла около 450 миллионов долларов. И это существенное различие можно назвать главным несоответствием между заявленными целями и реальностью.

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

После завершения в 2011 году программы Space Transportation System можно уже с уверенностью говорить о том, каких целей при ее реализации удалось достичь, а каких – нет.

Достигнуты цели по программе «Спейс Шаттл»:

1. Реализация доставки на орбиту грузов разного типа (разгонные блоки, спутники, сегменты космических станций, в том числе МКС).
2. Возможность проведения ремонта спутников, расположенных на низкой околоземной орбите.
3. Возможность возврата спутников назад на Землю.
4. Возможность совершать полеты с отправкой в космос до 8 человек (во время спасательной операции экипаж можно было довести до 11 человек).
5. Успешная реализация многоразовости полета и многоразового использования самого челнока и твердотопливных разгонных ускорителей.
6. Реализация на практике принципиально новой компоновки космического корабля.
7. Возможность осуществления кораблем горизонтальных маневров.
8. Большой объем грузового отсека, возможность возврата на Землю грузов массой до 14,4 тонн.
9. Стоимость и время разработки удалось уложить в сроки, которые были обещаны президенту США Никсону в 1971 году.

Не достигнутые цели и провалы:
1. Качественное облегчение доступа в космос. Вместо уменьшения стоимости доставки килограмма грузов на орбиту на два порядка, «Спейс Шаттл» на деле оказался одним из наиболее дорогих способов доставки спутников на земную орбиту.
2. Быстрая подготовка шаттлов между космическими полетами. Вместо ожидаемого срока, который оценивался в две недели между стартами, шаттлы на деле могли готовиться к запуску в космос месяцами. До катастрофы космического челнока «Челленджер» рекорд между полетами составлял 54 дня, после катастрофы – 88 дней. За все время их эксплуатации они запускались в среднем 4,5 раза в год, тогда как минимально допустимая экономически обоснованная цифра запусков составляла 28 стартов в год.
3. Простота обслуживания. Выбранные при создании шаттлов технические решения были достаточно трудоемкими в обслуживании. Главные двигатели требовали процедуры демонтажа и длительных затрат времени на сервис. Турбонасосные агрегаты двигателей первой модели требовали полной их переборки и ремонта после совершения каждого полета в космос. Плитки теплозащиты являлись уникальными – в каждое гнездо монтировалась своя плитка. Всего же их было 35 тысяч, к тому же, плитки могли быть повреждены или потеряны во время полета.
4. Замена всех одноразовых носителей. Шаттлы ни разу не стартовали на полярные орбиты, что было необходимо в основном для развертывания разведывательных спутников. В данном направлении велись подготовительные работы, однако они были свернуты после катастрофы «Челленджера».
5. Надежный доступ в космос. Четыре космических челнока означали, что потеря любого из них – это потеря 25% всего флота (летающих орбитеров всегда было не больше 4-х, шаттл «Индевор» был построен взамен погибшего «Челенджера). После катастрофы полеты прекращались на длительный срок, к примеру, после катастрофы «Челенджера» – на 32 месяца.
6. Грузоподъемность шаттлов оказалась на 5 тонн ниже требуемой спецификациями военных (24,4 тонны вместо 30 тонн).
7. Большие возможности горизонтального маневра никогда не применялись на практике по той причине, что шаттлы не совершали полетов на полярные орбиты.
8. Возврат спутников с земной орбиты прекратился уже в 1996 году, при этом за все время из космоса было возвращено всего 5 спутников.
9. Ремонт спутников оказался слабо востребован. Всего отремонтировано 5 спутников, правда, шаттлы также 5 раз проводили обслуживание знаменитого телескопа «Хаббл».
10. Реализованные инженерные решения негативно влияли на надежность всей системы. В момент взлета и посадки имелись участки, которые не оставляли экипажу шансов на спасение в аварийной ситуации.
11. Тот факт, что шаттл мог совершать только пилотируемые полеты, подвергал астронавтов риску без необходимости, к примеру, для рутинных запусков спутников на орбиту хватило бы автоматики.
12. Закрытие программы «Спейс Шаттл» в 2011 году накладывалось на отмену программы «Созвездие». Это стало причиной потери США самостоятельного доступа в космос на многие годы. Как результат имиджевые потери и необходимость приобретения мест для своих астронавтов на космических кораблях другой страны (российские пилотируемые космические корабли «Союз»).

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Шаттлы были рассчитаны на пребывание на орбите Земли на протяжении двух недель. Обычно их полеты продолжались от 5 до 16 суток. Рекорд самого короткого полета в истории программы принадлежит шаттлу «Колумбия» (погиб вместе с экипажем 1 февраля 2003 года, 28-й полет в космос), который в ноябре 1981 года провел в космосе всего 2 дня 6 часов и 13 минут. Этот же шаттл совершил и самый продолжительный полет в ноябре 1996 года – 17 суток 15 часов 53 минуты.

В общей сложности за время действия данной программы с 1981 по 2011 год космическими челноками было осуществлено 135 стартов, из них «Дискавери» – 39, «Атлантис» – 33, «Колумбия» – 28, «Индевор» – 25, «Челенджер» – 10 (погиб вместе с экипажем 28 января 1986 года). Всего в рамках программы было построено пять перечисленных выше шаттлов, которые совершали полеты в космос. Еще один шаттл «Энтерпрайз» был построен первым, но изначально предназначался только для отработки наземных и атмосферных испытаний, а также проведения подготовительных работ на стартовых площадках, в космос никогда не летал.

Стоит отметить, что в НАСА планировали использовать шаттлы гораздо активнее, чем это вышло на самом деле. Еще в 1985 году специалисты американского космического агентства рассчитывали, что к 1990 году они будут совершать по 24 старта каждый год, а корабли налетают до 100 полетов в космос, на практике же все 5 челноков совершили за 30 лет всего 135 полетов, два из которых закончились катастрофой. Рекорд по количеству полетов в космос принадлежит шаттлу «Дискавери» – 39 полетов в космос (первый 30 августа 1984 года).

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

Американским шаттлам принадлежит и самый печальный антирекорд среди всех космических систем – по количеству погибших людей. Две катастрофы с их участием стали причиной гибели 14 американских астронавтов. 28 января 1986 года при взлете в результате взрыва внешнего топливного бака разрушился шаттл «Челленджер», это произошло на 73-й секунде полета и привело к гибели всех 7 членов экипажа, включая первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный американский конкурс на право полететь в космос. Вторая катастрофа произошла 1 февраля 2003 года во время возвращения корабля «Колумбия» из своего 28-го полета в космос. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока, что было вызвано падением на него куска теплоизоляции кислородного бака в момент старта. При возвращении шаттл развалился в воздухе, погибли 7 астронавтов.

Программа «Космическая транспортная система» была официально завершена в 2011 году. Все действующие шаттлы были списаны и отправлены в музеи. Последний полет состоялся 8 июля 2011 года и был осуществлен шаттлом «Атлантис» с сокращенным до 4 человек экипажем. Полет завершился рано утром 21 июля 2011 года. За 30 лет эксплуатации эти космические корабли выполнили 135 полетов, в общей сложности они совершили вместе 21 152 витка вокруг Земли, доставив в космос 1,6 тысяч тонн различных полезных грузов. В состав экипажей за это время вошло 355 человек (306 мужчин и 49 женщин) из 16 различных стран. Астронавт Фрэнклин Стори Масгрейв был единственным, кто совершил полеты на всех пяти построенных челноках.

Источник

Значение слова ШАТТЛ. Что такое ШАТТЛ?

Технические решения

Постепенно концепция превращалась в реальные очер­тания и технические решения. Итак, многоразовая тран­спортная космическая система (МТКС) должна была состоять из трех основных частей. Основа МТКС, ее «хребет» — это внешний топливный бак. По бокам бака расположены два твердотоплив­ных ускорителя. И, наконец, сверху расположен орбитальный ко­рабль. В нем размещаются экипаж и полезный груз. В огромный оранжевый «термос», состоявший из двух отсеков, заправляется топливо — кислород и водород, расходуемое для выведения МТКС на орбиту. Твердотопливные ускорители обеспечивают дополнительную тягу в момент старта, а также гарантирован­ную для спасения корабля скорость в случае отказа основных двигателей I и II ступеней на начальном этапе выведения на ор­ биту. При достижении скорости 1390 м/с, через 125 секунд по­сле старта на высоте примерно 50 км ускорители отделяются от МТКС, приводняются в океан на расстоянии 250 км от космодро­ма, буксируются на берег, восстанавливаются и затем повторно используются.

Видео

Система электропитания

Электроснабжение корабля обеспечивается тремя топливными элементами, которые питаются от восьми баков с жидкими водородом и кислородом. Все топливные элементы и баки расположены в трюме под грузовым отсеком. В топливном элементе происходит реакция между водородом и кислородом в присутствии электролита для получения электричества. Основной продукт реакции – вода – используется для питья. Кислород для дыхания экипажа поступает из тех же баков. Энергии топливных элементов хватает на 10–14 сут в зависимости от энергопотребления корабля или на три недели при установке модуля с дополнительными баками. Три вспомогательных блока электропитания обеспечивают работу приводов для поворота двигателей во время спуска и аэродинамических органов управления при входе в атмосферу, а также торможение колес после приземления.

Разработка и испытания

Вскоре после началаразработкиинженеры НАСА и подрядных фирм столкнулись с трудностями. Разработка основных ЖРД орбитального корабля оказалась более сложной, чем предполагалось, потому что они должны были работать при значительно более высоких (на порядок) давлениях и в три раза более высоких скоростях вращения турбины, чем двигатели J-2, использовавшиеся на ракете «Сатурн-5» в программе «Аполлон». Взрывы, вызванные прогарами и отказами подшипников, повредили или разрушили несколько двигателей.

Особенно большие проблемы возникли с тепловой защитой. Теплозащитные плитки оказались более хрупкими, чем ожидалось, и их часто неправильно приклеивали их к алюминиевому фюзеляжу орбитального корабля. Кроме того, расчетные нагрузки постоянно менялись. Эти и другие проблемы задержали первый полет «Шаттла», который планировался на 1977, а состоялся лишь в 1981.

НАСА сначала планировало построить пять летных орбитальных кораблей: два опытно-конструкторских и три штатных. Из-за бюджетных ограничений строительство пятого корабля было отменено. Руководство НАСА также решило, что переделка корабля «Энтерпрайз» для космических полетов после изменений, внесенных в конструкцию корабля «Колумбия», обойдется слишком дорого. Оно также решило переделать образец для прочностных испытаний в «Челленджер». Два штатных корабля были названы «Дискавери» и «Атлантис».

В серии из пяти летных испытаний (1977) две команды космонавтов стартовали на корабле «Энтерпрайз» с борта реактивного транспортного самолета «Боинг-747», а затем совершали планирующий полет и посадку, имитируя возвращение из космоса. В ходе наземных динамических испытаний в 1978 «Энтерпрайз» дооборудовали, а затем провели вибрационные и статические испытания. Программа всесторонних испытаний корабля, его блоков и агрегатов завершилась 20 февраля 1981 20-секундным пробным включением на стартовом столе в КЦК основных двигателей первого экземпляра «Шаттла» (корабль «Колумбия», твердотопливные ускорители и топливный блок), подготовленного для космического полета.

Некоторые интересные данные

Средний срок пребывания космического корабля в космосе – две недели. Самый короткий полет выполнил шаттл «Колумбия», он длился чуть дольше двух дней. Самое продолжительное путешествие корабля «Колумбия» равнялось 17 суткам.

Состав экипажа – от двух до восьми астронавтов, вместе с ними пилот и командир. Орбиты шаттлов находились в интервалах от 185 643 км.

Программа «Спейс Шаттл» была свернута в 2011 году. Она существовала 30 лет. За все время ее выполнения было сделано 135 полетов. Шаттлы прошли 872 млн км и подняли грузов общей массой 1,6 тысячи тонн. Орбиту посетили 355 астронавтов. Стоимость одного полета равнялась примерно 450 млн долларов. Общая стоимость всей программы составила 160 млрд долларов.

Последним стартом стал запуск «Атлантиса». В нем экипаж был уменьшен до четырех человек.

По итогам проекта все шаттлы были аннулированы и направлены в музейное хранилище.

Автомобиль-корабль

Компания Honda выпустила автомобиль под названием «Шаттл». Изначально его произвели для США и дали название Odyssey. Этот свободный автомобиль пользовался успехом в Новом Свете благодаря своим превосходным техническим параметрам.

«Хонду Шаттл» выпустили непосредственно для Европы. Сначала так именовали универсал Honda Civic, напоминающий микровэн. Но в 1991 году его убрали из ряда выпускаемых модификаций. Название «Шаттл» оставалось невостребованным. И только в 1994 году японские машиностроители выпустили новый минивэн с таким названием. Почему производители решили остановиться на подобном наименовании модели, остается только догадываться. Возможно, идея стремительного космического челнока поразила создателей автомашин, и им захотелось создать уникальный быстрый автомобиль.

«Шаттл» представляет собой 5-дверный универсал, обладающий высокой проходимостью. У кузова округлены углы, большая часть поверхности остеклена. Салон отличается возможностью трансформации. Сиденья располагаются в три ряда, последний убирается в нишу. В салоне есть кондиционер, удобные кресла с большим запасом пространства.

Автомобиль чрезвычайно комфортабелен во время езды благодаря энергоемким передней и задней подвеске. «Шаттл» успешно справляется с поставленными на дороге задачами. Однако с 2000 года поставок этой модели в Европу более не наблюдалось, ее место заняла Honda Stream.

Развивая минивэны, Honda в 2011 году начинает выпуск линейки Fit Shuttle. Линия создана на основе хэтчбека «Хонда Фит».

Машина обладает агрегатом 1,5 л и гибридом 1,3 л. Производятся как передне-, так и заднеприводные автомобили.

«Хонда Фит Шаттл» характеризуется как экономичная, вместимая, эргономичная и комфортная на дороге машина. Автомобиль отлично ездит по улицам мегаполисов. Он подойдет для семейного отдыха и для бизнеса.

«Хонда Фит Шаттл» укомплектована по самым высоким требованиям безопасности. В ней присутствуют подушки безопасности, ABS, ESP.

«Фит Шаттл» по сей день пользуется большой популярностью в среде автовладельцев и имеет самые высокие рейтинги.

История применения

Обозначения номеров полётов

Каждый пилотируемый полёт по программе «Космическая транспортная система» имел своё обозначение, которое состояло из сокращения STS ( Space Transportation System ) и порядкового номера полёта шаттла. Например, STS-4 означает четвёртый полёт по программе «Космическая транспортная система». Порядковые номера присваивались на стадии планирования для каждого полёта. Но в ходе подготовки многие полёты откладывались или переносились на другие сроки. Часто случалось так, что полёт, запланированный на более поздний срок и имеющий больший порядковый номер, оказывался готовым к полёту раньше, чем другой полёт, запланированный на более ранний срок. Раз присвоенные порядковые номера не изменялись, то и полёты с бо́льшим порядковым номером часто осуществлялись раньше, чем полёты с меньшим номером.

С 1984 года была введена новая система обозначений. Сокращение STS осталось, но порядковый номер был заменён кодовой комбинацией, которая состояла из двух цифр и одной буквы. Первая цифра в этой кодовой комбинации соответствовала последней цифре текущего года, но не календарного, а бюджетного года НАСА, который продолжался с октября по сентябрь. Например, если полёт происходит в 1984 году до октября, то берётся цифра 4, если в октябре и позже — цифра 5. Второй цифрой в кодовой комбинации всегда была 1. Обозначение 1 было принято для запусков шаттлов с мыса Канаверал. Ранее планировалось, что шаттлы будут также стартовать с военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии; для этих стартов планировалась цифра 2. Но катастрофа «Челленджера» (STS-51L) прервала эти планы. Буква в кодовой комбинации соответствовала порядковому номера полёта шаттла в текущем году. Но и этот порядок не соблюдался, так, например, полёт STS-51D состоялся раньше, чем полёт STS-51B.

Пример: полёт STS-51A — состоялся в ноябре 1984 года (цифра 5), это был первый полёт в новом бюджетном году (буква А), шаттл стартовал с мыса Канаверал (цифра 1).

После катастрофы «Челленджера» произошедшей в январе 1986 года и отмены запусков с базы Ванденберг НАСА вернулось к старой системе обозначения.

Список полётов по программе «Спейс Шаттл»

Список полётов Spacelab и Spacehab
МиссияОрбитерЛабораторияНаправление исследований
STS-9ColumbiaSpacelab-1общенаучные
51-B (STS-24)ChallengerSpacelab-3микрогравитационные и биологические
51-F (STS-26)ChallengerSpacelab-2физика солнца
61-A (STS-30)ChallengerSpacelab-D1микрогравитационные и биологические
STS-35ColumbiaASTRO-1астрономические
STS-40ColumbiaSpacelab SLS-01космическая биология и медицина
STS-42DiscoverySpacelab IML-01микрогравитационные
STS-45AtlantisATLAS-1атмосферные
STS-50ColumbiaUSML-1микрогравитационные
STS-47EndeavourSpacelab-J1микрогравитационные и биологические
STS-56DiscoveryATLAS-2атмосферные
STS-55ColumbiaSpacelab-D2микрогравитационные
STS-57EndeavourSpacehab-1материаловедческие и биологические
STS-58ColumbiaSpacelab SLS-02биологические
STS-60DiscoverySpacehab-2материаловедческие
STS-65ColumbiaSpacelab IML-02микрогравитационные
STS-66AtlantisATLAS-3атмосферные
STS-63DiscoverySpacehab-3материаловедческие и биологические
STS-67DiscoveryASTRO-2астрономические
STS-71AtlantisSpceelab-Мирбиологические
STS-73ColumbiaUSML-2микрогравитационные
STS-77EndeavourSpacehab-4материаловедческие и биологические
STS-78ColumbiaLMS-1биологические и микрогравитационные
STS-83ColumbiaMSL-1материаловедческие
STS-94ColumbiaMSL-1Rматериаловедческие
STS-90ColumbiaNeurolabнейробиологические
STS-95DiscoverySpacehab-5биологические
Список полётов по программе «Шаттл-Мир» и МКС
МиссияОрбитерСтанцияПолётное и научное задание
STS-71AtlantisШаттл-Мир1-я стыковка
STS-74AtlantisШаттл-Мир2-я стыковка
STS-76AtlantisШаттл-Мир3-я стыковка
STS-79AtlantisШаттл-Мир4-я стыковка
STS-81AtlantisШаттл-Мир5-я стыковка
STS 84AtlantisШаттл-Мир6-я стыковка
STS-86AtlantisШаттл-Мир7-я стыковка
STS-89EndeavourШаттл-Мир8-я стыковка
STS-91DiscoveryШаттл-Мир9-я стыковка
совместные микрогравитационные исследования
STS-88EndeavourМКС1-й полёт по программе сборки
совместные микрогравитационные и биологические исследования
STS-96DiscoveryМКС2-й полёт по программе сборки
совместные атмосферные исследования
STS-101AtlantisМКС3-й полёт по программе сборки
STS-102AtlantisМКС4-й полёт по программе сборки
совместные микрогравитационные исследования

Катастрофы

Шаттл атлас что это. Смотреть фото Шаттл атлас что это. Смотреть картинку Шаттл атлас что это. Картинка про Шаттл атлас что это. Фото Шаттл атлас что это

За все время эксплуатации шаттлов было всего две аварии, в которых погибло в общей сложности 14 астронавтов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *