Шайба кузовная что это такое
Шайба увеличенная DIN 9021
Шайбы относятся к тому типу метрического крепежа, который самостоятельно не выступает. Более того, шайбы вовсе не имеют резьбы, в отличии от гаек, которые также являются вспомогательными крепежными изделиями.
Однако назначение шайб очень существенно. Нельзя заменить другим крепежным элементом шайбу, разве что куском тонкого металлического листа. Впрочем, это также будет имитацией шайбы.
Увеличенная, кузовная или плоская шайба?
Din 9021 наиболее применяемая в строительстве шайба.
Исторически за ней было закреплено наименование кузовная, так как разработана и введена в обиход для автостроительной промышленности. Как известно, определенные стальные элементы, которые используются для конструкций авто, относятся к тонколистным. Любое чрезмерное воздействие на материал может повлечь деформацию. Поэтому при соединении элементов использовалась шайба увеличенная. Например, при сборке кузова, откуда и наименование. В настоящее время сварка заменила все возможные болтовые соединения в кузовной сборке, но преимущества усиленного плоского крепежного изделия распространили на применение в других областях.
Конструкция и маркировка плоской шайбы DIN 9021
Если классический плоский метиз, идущий в немецком реестре стандартизации под номером 125, имеет внешний диаметр чуть больше головки болта или применяемой гайки, то усиленная шайба характеризуется увеличенными размерами.
Геометрические характеристики включают в себя внутренний и внешний диаметры, а также толщину изделия. Маркировка производится по метрическому диаметру крепежного изделия, с которым применяется шайба плоская: … М8 … М10 … М12 … По стандарту DIN 9021 размерный ряд варьируется от номинального диаметра резьбы 2,5 мм до 36 мм; по ГОСТу 6958-78 — от 1,0 мм до 48,0 мм.
Прежде чем купить шайбу увеличенную или стандартную, определитесь с техническими характеристиками, которые подойдут в Вашем проекте. Сравнение диаметров и толщин шайб din 9021 и din 125 для основных номинальных величин резьбы приведены в конце статьи.
В строительном мире все материалы, скрепляющие элементы и вспомогательные изделия имеют определенные наименования, состоящие зачастую из аббревиатуры и цифр. Для наиболее используемых в ходу «клички». Специалисты знают, что, например, ГОСТ 6958 относится к шайбе увеличенной, но в обиходе ее называют просто кузовная. Без ГОСТ и DIN все сразу понимают, о каком именно крепеже идет речь.
Откуда такое название?
В настоящее время кузовные работы не включают в себя использование шайб, а название прицепилось и сохранилось.
Англичанин предложил применять изделие, которое имело зазор в своей конструкции. При установке такая шайба не мешает монтажу гайки, которая фиксируется сверху. Во время демонтажа, вынужденного или вызванного естественным ходом элементов, ослабляющим сцепление узла, гайка упирается в острый край зазора на шайбе. Благодаря этому соединение с метрическим крепежом развинчивается и сохраняет свою целостность и функционал. Если присмотреться, шайба ГОСТ 6402 повторяет собой один виток пружины, поэтому и соответствующее название.
Единственным случаем, где шайба-гровер не применима, это наличие в соединении высокопрочной гайки. Повышенная плотность материала метрического крепежа в этом случае фактически не заметит воздействия кромки гровера на своей опорной поверхности и продолжит движение вверх по резьбе, ослабляя узел.
В настоящее время пружинные шайбы используют во всех сооружениях, которые эксплуатируют при динамических нагрузках.
Шайба усиленная или кузовная по DIN 9021
Содержание:
Шайба – это особый вид крепежа метрического типа, который не используется в самостоятельном виде. Это обусловлено тем, что в конструкции нет резьбовой части (отличие от гайки), что определяет область применения в качестве вспомогательного элемента.
При этом нельзя недооценивать значимость шайб. Фактически, это изделие не имеет замены, разве что небольшой металлической пластиной с отверстием. Разумеется, такое кустарное изделие сложно будет назвать шайбой.
Какой тип шайбы выбрать – кузовную, плоскую или увеличенную?
Наиболее часто в строительных работах используется шайба, изготовленная по стандарту DIN9021.
В нашей стране за этим изделием закрепилось ходовое название «кузовная шайба», поскольку основной областью использования была автомобильная промышленность.
Большинство частей кузова автомобиля представлены стальными листами небольшой толщины. Это значит, что любая избыточная нагрузка сразу же приведет к деформации. Для снятия избыточного напряжения применяли увеличенный типоразмер шайбы. Поскольку чаще всего она использовалась для монтажа кузова, то соответствующее название и закрепилось в народе. На сегодняшний день от такого подхода уже давно отказались, заменив его сварными швами, однако преимущества кузовной шайбы нашли применение и в других областях.
Особенности конструкции и маркировки плоской шайбы DIN 9021
Целесообразно сравнить шайбу с классическим вспомогательным элементом немецкого производства под каталожным номером DIN 125. Согласно стандарта, его диаметр совсем немного превышает размер головки болта. Усиленная шайба имеет более крупный размер.
Для корректного выбора шайбы необходимо учитывать три размера – внешний и внутренний диаметры, а также толщину изделия. Маркировка учитывает совместимость с болтовым соединением, для которого предполагается шайба – М6, М10, М14 и т.д. Согласно европейского стандарта DIN 9021 размер может лежать в диапазоне диаметра резьб 2,5-36 мм. Согласно отечественного ГОСТ 6958-78 предусмотрены форматы 1,0-48,0 мм.
Перед покупкой стандартной или увеличенной шайбы необходимо тщательно проверить её применимость в соответствии проектными данными. Для того, чтобы определиться в исполнении (DIN 9021 или DIN 125) – воспользуйтесь таблицей величин резьб, приведенной в конце данной статьи.
Какие характеристики у кузовной шайбы?
Шайбы имеют определенные различия, которые сводятся к классам прочности и точности. Необходимо внимательно оценить материал изготовления, от которого будет определяться области применения, допустимые эксплуатационные нагрузки и факторы воздействия окружающей среды.
Материал изготовления
Шайба может иметь покрытие или выпускаться без него. Для изделий, которые изготовлены в соответствии с DIN 9021 применяется стандартная углеродистая сталь 20. Кроме этого, в некоторых случаях может быть применена нержавеющая сталь типов А2-А4, которая отличается устойчивостью в кислой среде. Наиболее распространены изделия, произведенные в азиатском регионе. Отечественное предприятие, которое специализируется на производстве шайб – это ПКФ Тандем. Наша специализация – метизы по ГОСТ и дин и высокопрочные изделия.
Класс точности
Класс прочности
Чтобы определить класс прочности шайбы, применяют такую величину, как твердость по шкале Виккера.
Для болтового соединения можно встретить градацию класса прочности в виде ряда 4.6, 8.8, 12.9. Для шайб такой подход не используется, указывается только марка стали – сталь, закаленная сталь, прокаливаемая сталь. Ключевое влияние в характеристику прочности вносит тип материала, поскольку основное назначение шайбы – держать нагрузку на срез, кручение и сжатие. Более подробные данные по пределу прочности можно найти в таблице ниже.
Применение увеличенной шайбы по DIN 9021
Шайба, выполненная по DIN 9021 может быть использована со следующими видами материалов:
Специфика применения в описанных выше случаях определяет тем, что необходимо более равномерно распределять нагрузку кручения и сжатия по увеличенной площади – диаметра головки болта недостаточно. Если ведется работа с тонкой сталью, то повреждение можно нанести, даже работая вручную. Чаще всего возникает продавливание и углубленная деформация.
Эта же проблема будет иметь место при работе с любыми материалами, отличающимися мягкостью структуры, например, древесина. Если болт не должен располагаться заподлицо с поверхностью, то лучше выбрать увеличенную шайбу для работ.
Материалы с повышенной хрупкость (например, пластик) также надо крепить через шайбу, поскольку нагрузка при затяжке обязательно даст растрескивание.
Чаще всего шайбы используются компаниями, производящими монтаж инженерных систем (у них наиболее популярны шайбы типоразмеров М8 и М10, выполненные по DIN 9021). Активно используются шайбы при сборке электрошкафов и при креплении деревянных изделий.
Кузовные шайбы: особенности эксплуатации
Шайбы – разновидность крепежа, используемого повсеместно в различных устройствах и механизмах. Шайбы лишены резьбы, что отличает их от гаек. Обойтись без кузовных шайб попросту невозможно, да и замену им почти не отыскать.
Самая популярная шайба – Din 9021. По классификации это шайбы нержавеющие кузовные. Исторически она стала называться кузовной, поскольку именно в автомобильной промышленности она применялась чаще всего, да и создавалась именно под нее. Но затем работы по кузову стали отличаться, а потому и шайбы перестали использоваться в автомобилестроении. Однако шайбы перешли в другие области, где сейчас активно применяются.
Характеристики кузовных шайб
Обычно все металлоизделия различаются по классу точности, а также по прочности. Чтобы приобрести правильное изделие, важно принимать во внимание среду эксплуатации, нагрузки, которые имеют место, а также защиту от коррозии и температуры.
Шайбы могут иметь покрытие или поставляться без него. Для шайб Din 9021 применяют углеродистую сталь 20. Нередко можно встретить также сталь нержавейку А2 или А4. Такая сталь устойчива к кислоте. Кузовные шайбы, которые представлены на нашем рынке, обычно поставляются из Азии. Однако имеются и наши заводы, которые тоже производят аналогичные шайбы, которые относятся к ГОСТ 6958. Эти шайбы особо прочные, а потому их можно применять в разных сферах промышленности.
Есть несколько классов точности, которые характерны для шайб – А и С. Это отмечено и в наших стандартных, и в зарубежных. Есть некоторые допуски по отклонениям, которые все равно являются стандартизированными. Иногда может быть шероховатость по поверхности. Всю информацию можно уточнить в ГОСТах.
Как применяют шайбы
Лучше всего покупать такие шайбы, которые используются для работы со следующими материалами:
Эти случаи требуют распределить нагрузку, чтобы не происходило сжатия или кручения. Болтовое соединение легко может повредить такие материалы, они легко прожимаются и деформируются. Дерево тоже относится к подобным материалам. Можно брать кузовную шайбу для скрепления соединений.
Кузовная шайба с разным диаметром
Шайбы для автокузова используются в машиностроении уже давно. Имея наружный диаметр, в несколько раз превосходящий диаметр отверстия, они используются для увеличения площади давления в местах соприкосновения крепежных метизов, эффективно снижают нежелательные нагрузки на кузов.
Шайба м8
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Плоская шайба, увеличенная в размерах из нержавейки. Наружный диаметр ее 8,4 мм, что приблизительно в 3 раза превосходит диаметр отверстия крепежа автокузова. Толщина шайбы м8 составляет 2 мм.
Рекомендуется применять шайбу м8 с крепежными винтовыми или болтовыми соединениями. Тем самым, добивается увеличение площади давления.
Подробные характеристики шайбы м8 тайваньского производства приведены ниже в таблице.
1 Тип изделия | Шайба |
Резьба, мм | M8 |
Страна | Тайвань (Китай) |
Материал изделия | Сталь гальванически оцинкованная |
Покрытие | цинк 12 мкм |
Сертификат | Д-TW.AB02.B00262 |
Климатическое исполнение | УХЛ 1,5 |
Упаковка | 100 шт, 99834 шт |
Масса, кг | 0.006 |
Упаковка, шт. | 100 |
Диаметр внешний, мм | 24 |
Толщина, мм | 2 |
Диаметр внутренний, мм | 9 |
Шайба м16
Отличается от обычной шайбы своими увеличенными полями. Применяется и в автомобилестроении, тюнинге. За счет увеличенного поля, такая шайба способна обеспечить наибольшую площадь соприкосновения. Идеальный вариант для крепления металлического кузова с деревянной основой (например, деревянная рама для перевозки сена).
Шайба м16 DIN 9021 – это отличная возможность уменьшить давление на опорную поверхность. Достигается это за счет распределения нагрузки на большую по размерам площадь.
Установка шайбы м16 осуществляется следующим образом:
Подбор шайбы к болту определяется размерами последнего. Наружный диаметр шайбы составляет примерно 3 внутренних диаметра. Чтобы грамотно подобрать шайбу к болту, следует придерживаться следующей рекомендации: диаметры болта и шайбы должен быть одинаковыми.
Шайба м16 DIN 9021 должна быть обязательно оцинкована. Таким образом, обеспечивается надежная защита от коррозии.
Для примера подробные параметры шайбы м16 DIN 9021 от российского производителя Tech-KREP приведены ниже.
Торговая марка | Tech-KREP |
Артикул | 1317638 |
В боксе | 20 наборов |
Цена за штуку | 32.72руб. |
Страна | Россия |
Материал | Сталь |
Фасовка | по 10 наборов |
Индивидуальная упаковка | Пакет |
Размер упаковки | 7 см × 6 см × 1,5 см |
Вес | 110 г |
Сертификат | РСТ |
Шайба м10
Шайба м10 DIN 9021 отличается от вышеописанной размерами. Широко используется в кузовном ремонте, а не только в качестве крепежа. Например, если нужно вытянуть какую-либо кузовную деталь:
Для примера в таблице ниже приведены характеристики шайбы м10.
Торговая марка | Tech-KREP |
Артикул | 1317641 |
В боксе | 10 наборов |
Цена за штуку | 47.28руб. |
Страна | Россия |
Материал | Сталь |
Фасовка | по 10 наборов |
Индивидуальная упаковка | Пакет |
Размер упаковки | 7 см × 6 см × 2 см |
Вес | 220 г |
Сертификат | РСТ |
Такими же практически характеристиками отличаются шайбы других размеров (м6 и др.). Применение качественных метизов в кузовном ремонте очень важно. Это помогает делать работу хорошо, избегать коррозии и некачественной затяжки.