Шелкография иконы что это значит
Способы изготовления икон
В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.
В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.
Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.
Вот лишь основные из них на сегодняшний день.
Иконы из металлов.
В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы – бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.
В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.
Резьба.
Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.
Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.
В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.
Гравировка (лазерная гравировка).
Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.
Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.
Горячие эмали.
Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства – «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.
Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.
Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.
Вышивание.
Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.
Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.
Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.
В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.
Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.
В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.
Иконы макраме.
Макраме – техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи.
В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.
Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.
С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.
Мозаика.
Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.
Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом «мозаика», только в качестве материала для выкладывания используется бисер.
Печатные иконы.
Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.
Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.
Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.
Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.
Часто печатные иконы оформляют разными способами: добавляют оклад из разных металлов (обычных, драгоценных, покрытых драгоценными металлами), драгоценные и полудрагоценные камни, обрамление деревом и т.д. Часто довольно красиво и богато получается. Так в Греции производятся знаменитые «греческие иконы», где шелкографические иконы обрамляются в рельефные серебряные оклады.
Какую выбрать икону?
Сегодня на необъятных просторах сети встречается много заманчивых предложений, купить икону в интернет магазине. И человеку ищущему духовных ценностей, поддержки и помощи у Бога не всегда легко определиться в вопросе где и какую икону приобрести. В многочисленных галереях икон можно найти прекрасные образцы церковного искусства, как дорогие эксклюзивные иконы, написанные по индивидуальному заказу, рукописные иконы, так и доступные недорогие иконы массового производства с использование лучших технологий современной печатной техники.
Магазин икон при иконописной мастерской “Радонежъ” предлагает мерные, именные, семейные и храмовые иконы– исключительно ручной работы.
Давайте рассмотрим несколько вариантов, какую икону выбрать:
Печатные иконы
На многих сайтах предлагают иконы хорошего качества и по очень привлекательным ценам, предложение заманчивое, тем более под прекрасным, одухотворенным образом мы видим четкую и заманчивую надпись “икона выполнена на деревянной доске на сусальном золоте, красками на основе натуральных пигментов, с лучших образцов Древнерусской и Византийской живописи”, завораживает огромный ассортимент предлагаемых икон и возможность приобрести желаемый образ в день заказа.
Но возникает закономерный вопрос: Почему так дешево, при таком прекрасном заявленном качестве? На других сайтах иконы стоят намного дороже. Естественно хочется подробнее узнать о технологии производства понравившейся иконы, но при всем желании не находим, как и кем создан сей чудный образ, или внизу экрана мелким шрифтом видим аннотацию: “Икона напечатана натуральными пигментными красками, на иконной доске с ковчегом с применением сусального золота”, либо “Уникальная техника шелкографии”. И при всем достоинстве этих икон, поясним: это иконы созданные механическим путем, методом печати, с применением современнейших технологий и материалов. Они хорошего качества, краски на них яркие, насыщенные, не тускнеют и не выгорают даже под прямым солнечным светом (заявлено производителями, но так как технологии современные, соответственно веками не проверенно).
Такая икона воспринимается живой, рукописной, но все же хочется повторить это напечатанные массовым тиражом иконы. Они не хранят в себе тепло человеческих рук. Широкий печатный поток, нивелирует, ту эксклюзивность, какую дает настоящая рукописная икона. Но вне всякого сомнения, печатные иконы нужны нам, благодаря свое массовой доступности, приемлемой цене и хорошему качеству. Не каждый человек может позволить себе купить икону ручной работы.
Рукописные иконы
При всем достоинстве печатных икон, не стоит упускать возможность рассмотреть и что такое рукописная икона.
Как и печатная, писанная икона призвана приоткрыть чуткому сердцу окно в сверхчувственный мир. Обе иконы несут в себе одну и ту же функцию и та и другая одинаково помогают молитвеннику в общении с Богом.
Когда иконописец с благоговением и трепетным отношением к своему призванию открывает рукописную икону, он вкладывает в неё частичку своей души, своей кистью и красками он с любовью и вниманием повествует о мире святых, куда устремленно сердце каждого православного человека.
Икона ручной работы пишется по всем правилам церковного искусства, уходящими своими корнями в глубокую древность. Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Небесный Ангел направляет, укрепляет руку художника, и каждая икона выходящая из под руки мастера, неповторима и уникальна. Эту уникальность никогда не сможет повторить печатная машина. Никакие современные чернила, устойчивые к ультрофиолетовым воздействиям, не заменят ту природную палитру, что дают нам вручную перетертые минералы, полудрагоценные камни, многочисленные умбры и охры. На старинных иконах нас до сих пор радует своей небесной чистотой лазурит, нежное сияние диоптаза, благородный тон киновари и реальгара.
Технологии проверенные веками, преданность церковному канону, дают гарантию долговечности и качеству иконе ручной работы.
Производители печатных икон рассказывают о достоинствах современных лаков, но никакие лаки не заменят покрытие иконы натуральной льняной олифой, которая служит не только для укрепления красочного слоя, (олифа глубоко пропитывает красочный слой и левкас, скрепляет их, делает монолитом) но и придает иконе целостность, своим теплым янтарным цветом. И только поверх олифы можно применить современное покрытие лаком.
Эксклюзивность, которую дает единичная, написанная по индивидуальному заказу икона ручной работы, невозможно воссоздать путем тиража.
Рукописная икона послужит лучшим, и неповторимым подарком, на любые значимые торжества в жизни Ваших близких, как то крещение ребенка, именины, венчание и многие другие. Такая икона олицетворяет Вашу любовь, внимательное отношение не только к физическому, но и духовному здоровью, одариваемого человека. В самые тяжелые жизненные моменты и в радостные минуты своей жизни человек перед иконой возносит благодарственные молитвы святым, ищет помощи и заступничества у Бога и Его Пресвятой Матери. Рукописная икона послужит лучшим духовным проводником, передающий молитву перед образом Первообразу. Купив икону в интернет магазине иконописной мастерской Радонежъ, Вы принесете в дом свет и тепло, она скрепит семью, и со временем станет настоящей семейной реликвией. Рукописная икона будет способствовать обретению мира всем Вашим домочадцам, поможет семейному благополучию.
Как отличить рукописную икону от печатной
Самый простой способ: надо взять сильное увеличение (около 100 раз) и посмотреть : рукописное письмо представляет собою неровные линии, штрихи, дисперсию от краски. А печать выглядит идеальными ровными точками. Абсолютно гладкая поверхность доски.
Ассист на печатной иконе (тонкие золотые лучики на одежде святых, крыльях ангелов) обычно выполнен цветной краской, имитирующей золото, а не натуральным золотом, как на рукописной иконе.
Золото: на рукописной иконе чаще всего применяют натуральное сусальное золото. Яркое и блестящее. На печатной (и то в основном только на нимбах), в лучшем случае металлическая поталь, тусклая и однородная.
Дорогие братия и сестры, поделитесь с нами информацией, по каким еще признакам можно отличить икону ручной работы от печатной, напишите нам пожалуйста на эл. почту (info@ikona-radoneg.ru). Мы обязательно дополним этот раздел. И совместными усилиями поможем людям.
Очень печально слышать от наших новых заказчиков как им в качестве рукописной иконы продавали печатную, по цене рукописной.
Желаем мира и благополучия Вам и Вашим близким.
Шелкография иконы что это значит
В православной торговле «шелкография» стало модным словом. Поэтому существуют и продолжают возникать многочисленные подделки под шелкографию, иногда интересные, иногда курьезные. Так, например, «шелкографией» почему-то называют фотографию, отпечатанную на холсте. На лицо полное не знание предмета и производителями, и потребителями, и продавцами.
Что же такое настоящая художественная шелкография?
Внимание!
Художественная шелкография это скорее живопись, чем полиграфия!
Давайте детально рассмотрим и сравним живопись, художественную шелкографию и обычную полиграфию!
В классической живописи художник берет краску кистью и наносит ее на основу – стену, доску, холст и т.п. Следы кисти, количество красок и характер их наложения, наконец, сам творческий замысел художника создают и составляют уникальность авторского произведения.
Полиграфия не создает оригиналов. Матрица фотоаппарата делает копию реальности, разбивая ее на цветные точки трех основных цветов. Печатный станок или принтер просто переносят эти точки на бумагу. Посмотрите на полиграфическое изображение под увеличением и вы увидите эти точки. Техника не занимается творчеством. Она делает копии. В том числе – копии икон.
В обычной полиграфии нет наложения цветов, нет объема красочных слоев и, конечно, нет следов кисти, потому, что нет ни самой кисти, ни человеческой руки, которая бы ее держала. Есть только не имеющие объема цветные точки трех цветов и черные точки, создающие контраст.
Но вернемся к художнику, вернее, к иконописцу, пишущему икону. Он смешивает краски и один за другим накладывает кистью красочные слои на доску. И так, слой за слоем, создает икону. Слои имеют разную прозрачность, они сохраняют следы кисти. В некоторых иконописных традициях эти следы хорошо различимы и вносят свой вклад в выразительность образа. Важное значение имеет объем краски. Плотные, имеющие видимую глазом толщину красочные слои создают непередаваемое фотографией ощущение подлинности.
В иконописной шелкографии все происходит точно так же! Просто разбито на два этапа.
На первом этапе иконописец выбирает цвет и пишет им изображение на графическом планшете-мониторе. Техника позволяет точно воспроизводить след любой кисти: мягкой или жесткой, тонкой или толстой и т. п. Чувствительный инструмент реагирует на малейшее изменение нажима, позволяет задать количество краски на кисти, ее текучесть, прозрачность. Художник именно пишет изображение, создает его движениями своей руки при помощи высокоточного электронного инструмента.
По моему опыту, большинство профессиональных иконописцев после первых 10-ти минут работы за планшетом легко начинают пользоваться своими навыками работы с обычной кистью. Следы отдельных волосков «электронной кисти» имеют детализацию реальных волосков реальной кисти.
Работая с планшетом, иконописец пишет изображение по слоям. Обычно, как в большинстве икон, их бывает около двух десятков, хотя теоретически возможно любое количество. Слои могут иметь разную прозрачность вплоть до совершенно прозрачных лессировочных красок. Плавные переходы цвета осуществляются легкими мазками кисти. Все как в работе за мольбертом.
Так создается икона-прототип или икона на экране.
На втором этапе каждый цветовой слой воплощается в отдельном трафарете. Детализация в современных трафаретах достигает микрон, и позволяет передать авторский рисунок абсолютно точно.
Когда-то трафареты делались из шелка, но уже лет 100 такими трафаретами никто не пользуется. Осталось только красивое название, а шелковые нити заменило высокотехнологичное полимерное волокно. Так, что на типичный вопрос: «А где же шелк?» я отвечаю: «Шелк в Китае. А мы в России. И мы пишем настоящие православные иконы!»
Наконец, наступает очередь печати. Я печатаю на ручном станке. Очень качественном и к тому же усовершенствованном, но ручном. Это значит, что нанесение каждого слоя каждой иконы осуществляется вручную и, соответственно, полностью контролируется.
Икона и шелкография
Шелкография бывает разная. Можно выполнив растровое цветоделение в системе CMYK, напечатать визуально полноцветное изображение в четыре краски или чуть больше, добавив туда один-два дополнительных пантона. Так печатают картинки на футболках и так же делают шелкографические репродукции живописи. Для воспроизведения иконы такая технология не годится, она подразумевает большие размеры, при уменьшении сразу резко бросается в глаза растровое зерно, оно получается гораздо крупнее, чем на офсетной печати, ведь краска в шелкографии продавливается на изображение через сетку.
И вот в конце 2000 года мне предложили наладить производство русских икон в этой технике. Для 2000-го года довольно непросто было найти человека, который хотя бы немного разбирался и в иконописи, и понимал, как компьютер включается и как работают некоторые графические программы. Вот таким человеком я и оказался. О шелкографии на тот момент мне практически ничего не было известно, пришлось разбираться на ходу.
Листы с разборкой на цвета.
Копируя выбранный живописный образец, я, прежде всего, выделял несколько стадий, слоёв, фиксируя каждый из них как отдельное изображение. Сначала эти слои отрисовывались вручную на плёнке, затем в компьютере переводились в вектор и подвергались дальнейшей обработке и сведению.
Эти слои приближены к той последовательности, в которой обычно пишут икону: роскрышь, опись, вохрение, пробела. Затем, каждый слой фиксировался на трафарете и вручную наносился на изображение. Число слоев может достигать тридцати и более.
Для печати мы выбрали двухкомпонентную краску, которая создает после высыхания некоторый объем на плоскости листа. При нанесении нескольких слоев объем получается довольно ощутимым, как на живописной иконе.
Двухкомпонентные краски для шелкографии.
Каждая такая икона создавалась как авторская работа и затем воспроизводилась ограниченным тиражом. Первое время в качестве основы для печати использовали х/б ткань с настоящим левкасом, позднее из-за большого количества брака пришлось от него отказаться, стали печатать на картоне.
Планшеты для левкашения холстов.
Икона напечатанная на левкасе.
Первое время залевкашенные холсты фольгировали ламинатором.
Сушилка.
Доски тоже первое время были деревянными со шпонками (всё как на настоящих иконах), затем перешли на МДФ, дерево со временем давало усадку и серебряный оклад вздувался. Кстати об окладе. В отличие от греческих икон он был выполнен из настоящего серебряного проката 925 пробы.
Сейчас наши иконы так выглядят.
Иконы наши распространялись по всем крупным московским и не только московским церковным лавкам и магазинам, были выставлены во многих храмах. Сейчас количество точек заметно сократилось, но все еще можно их найти.
Венчальные пары в таких деревянных футлярах поставлялись, выложенных изнутри бархатом.
Интересна вообще проблема полиграфической иконы. Староверы такие иконы и за иконы не почитают. Другие православные церкви относятся к этому вопросу мягче. В 30–40-х годах XIX века в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На них воспроизводились наиболее известные чудотворные иконы. Подобные печатные изображения пользовались большим спросом, особенно у простого народа.
Станок для пневматической натяжки сеток.
В селе Мстера Владимирской губернии в 1858 году появилась первая провинциальная литографская мастерская под руководством И.А. Голышева. В ней печатались преимущественно цветные картинки-лубки на религиозную тему. Эта мастерская просуществовала до середины 80-х годов XIX века и, не выдержав конкуренции крупных типографий, закрылась.
Здесь происходит проявка сеток.
Здесь трафареты промывают.
С 1870 года на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. Эта продукция выпускалась на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства привели к появлению в 1890-1894 годах специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. Монополия на производство подобных икон принадлежала фабрике Жако и Бонакера в Москве. Подобная продукция по внешним качествам до зрительного обмана напоминала писаные иконы в дорогих эмалевых ризах, сверкающих блеском «самоварного золота» и имитацией драгоценных камней. Для создания новых иконописных образцов на фабрику приглашались мастера-иконописцы из Палеха и Мстеры. Следуя вкусам времени, налаживается производство «подстаренных» икон. К 1901 году жестяными дешевыми иконами был наполнен иконный рынок страны.
Готовые трафареты.
Печатный станок.
В общем, проблема полиграфической иконы, на мой взгляд, достойна отдельного научного исследования. Сейчас мало кто этим вопросом занимается, прежде всего можно назвать монографию Олега Юрьевича Тарасова «Икона и благочестие» и у Олега Викторовича Стародубцева были материалы на эту тему. Интересная работа могла бы получиться, если рассмотреть подробно историю полиграфической иконы, проанализировать различные техники печати и каноническую сторону вопроса.