Шемякин суд это что
Что означает Шемякин суд?
Что значит выражение Шемякин суд?
В нашей стране существует масса крылатых фраз, которые имеют достаточно глубокое значение. То, что можно рассказывать в течение нескольких часов, можно уместить в двух словах художественного эпитета. Так, выражение шемякин суд имеет достаточно глубокое значение. Следует сказать о том, что основой выражения считается повесть, которая приурочена личности Дмитрия Шемяки. Выражение означает, что речь идет о неправильном, неправедном и произвольном суде.
Естественно, в нашей стране существует проработанная структура строения судебной системы. К выбору судей подходят крайне внимательно, формируется такое понятие, как дисциплинарная коллегия, которая все время осуществляет своеобразный контроль деятельности судей, тем не менее, несправедливый суд существует и сейчас. И мы знаем немало громких дел о судьях, которые превышают свои полномочия, и пользуясь своей властью, вершат незаконные дела.
Соответственно, выражение шемякин суд имеет существенное значение и на сегодняшний день. На протяжении весьма существенного количества времени народ был возмущен произволом судебной системы. Именно по этой причине, выражение шемякин суд стало крылатым народным эпитетом, который отожествляется с теми судами, а вернее судьями, которые осуществляют незаконные действия в процессе судопроизводства.
Становление судебной системы
Вполне очевидным является тот факт, что существование государства без наличия закона – невозможно. А существование закона без судебной системы – утопия. Если законы не исполняются, непременно должны использоваться своеобразные наказания, которые повышают значимость законодательной системы. Становление судебной системы в нашей стране было сложным и многогранным. Тем не менее, на текущий момент времени создана система, которая позволяет определить процесс справедливого суда. Даже если попадаются судьи, которые вершат судопроизводство незаконно, всегда есть возможность подать жалобу на судью, а дело пересмотреть в вышестоящей судебной инстанции.
Таким образом, становится понятно, что судебная система в нашей стране сегодня может считаться идеальной. Тем не менее, все равно существует такое понятие, как человеческий фактор, так как суд зависит от судьи. И нередко можно в действительности по назначению использовать выражение – шемякин суд, когда судопроизводство осуществляется незаконно, а судья ведет себя несправедливо и неправильно.
Что такое судебный департамент?
Судебный департамент представляет собой определенную инстанцию, которая отвечает за вопросы взаимодействия всех судебных систем, создание единого судебного пространства, а также.
Суд прошел без меня…
Законодатель предусматривает, что отсутствие ответчика в зале заседания суда не может стать препятствием для принятия окончательного решения. Если же на суд не является истец.
Что такое хозяйственный суд?
В Белоруссии хозяйственный суд имеет весьма широкие полномочия, и осуществляет рассмотрение дел по гражданским, а также административным правонарушениям. Также, данная судебная.
Согласие на выезд ребенка за границу через суд
Согласно ч. 1 ст. 61 семейного кодекса РФ родители имеют равные права на воспитание и содержание ребенка. И если один из родителей, по каким-то причинам не дает разрешения на.
Шемякин суд
Смотреть что такое «Шемякин суд» в других словарях:
Шемякин суд — Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Шемяка реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными… … Словарь крылатых слов и выражений
шемякин суд — (суд вероломный, нечестный) Это Сидорова правда да Шемякин суд. Ср. Дело этих мучеников было поднято, пересмотрено; шемякинские приговоры были отменены и доброе имя и честь этих невинных жертв кривды. были восстановлены. Н. Макаров.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
шемякин суд — сущ., кол во синонимов: 1 • несправедливый суд (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шемякин Суд — заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шемякин суд — Шемякинъ судъ (судъ вѣроломный, нечестный). Это Сидорова правда да Шемякинъ судъ. Ср. Дѣло этихъ мучениковъ было поднято, пересмотрѣно; шемякинскіе приговоры были отмѣнены и доброе имя и честь этихъ невинныхъ жертвъ кривды. были возстановлены … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Шемякин суд — Разг. Устар. Несправедливый суд. /em> Связано с личностью князя Дмитрия Шемяки (XV в.), произволом и беззаконием феодального суда. БМС 1998, 557; ДП, 173, 346; БТС, 1287, 1494; Мокиенко 1989, 162 … Большой словарь русских поговорок
шемякин суд — шем якин с уд, шем якина суд а … Русский орфографический словарь
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Шемякин суд
Русская народная сказка «Шемякин суд»
Русская народная сказка о Шемякином суде – это пример так называемой народной сатиры. Краткое содержание ее таково: в центре сюжета бедный мужик, который на первый взгляд кажется простаком и недотепой. По мере развития событий сказки ему постоянно не везет. Началось все с отсутствия дров. Пошел бедняк к богатому брату лошадь просить, чтобы дрова из леса привезти. Выпросил с большим трудом, уж очень богач не хотел ее давать и, как оказалось, не зря. Про сбрую-то бедный брат забыл, поэтому решил воз с дровами привязать к лошадиному хвосту. Да в результате этот хвост оторвал. Богатый брат из-за этого пошел с ним судиться. Испугался бедняк, что его засудят, да и свалился по дороге с моста. И ладно бы просто упал, так еще и угодил в купеческие сани, в которых купец вез больного отца. Мужик того старика насмерть и зашиб. Тут уж и купец решил с ним судиться. Что бедняку делать — двое богачей уж точно засудят. Но мужик решил просто так не сдаваться: подобрал камень потяжелее, завернул в тряпицу и понес с собой – в случае чего судье пригрозить убийством. Терять-то уже нечего.
Начался суд. Как до ответчика очередь доходила – он сразу судье камень показывал. Жадный до золота судья решил, что мужик ему предлагает взятку, а в тряпицу завернут огромный слиток. Поэтому служитель закона вынес весьма неожиданное решение, выгодное скорее бедняку, чем богачу и купцу. Услышав такой приговор, истцы сами испугались и решили откупиться от бедного мужика деньгами. А тот и рад такому обороту дела – деньги конечно же взял. В результате курьезный приговор так и не был приведен в исполнение.
Все персонажи этой сказки для детей и их действия показаны в преувеличенно смешном виде. Построение сюжета очень напоминает анекдот. Высмеивается здесь тотальное невезение всех героев и жадность богатого брата, и алчность судьи. Но сказка не просто сатирическая, она из серии «небывальщина». В ней происходят совершенно нереальные вещи, невозможные в обыденности. Книга про Шемякин суд четко отражает мечту простого русского народа о несокрушимой справедливости: когда побеждает, казалось бы, слабый герой и нечестный судебный приговор оказывается в его пользу. Здесь на смех поднимается то, что в обыденности пугает простого человека: суд и судьи. Текст написан удобным крупным шрифтом. Желаем приятного прочтения!
Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе. Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?
— Пойду к брату, попрошу коня.
Неласково принял его богатый брат.
— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.
Привел бедняк коня домой и вспомнил:
— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.
Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.
На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня. Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост. Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:
— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!
И подал на бедняка в суд.
Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд. Идут они, идут. Бедняк думает: «Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня ».
Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю. Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.
Купец ухватил бедняка:
И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.
Совсем бедняк пригорюнился: «Теперь уж наверняка засудят». Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху: «Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».
Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.
А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:
— Суди, судья, да поглядывай сюда.
Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?»
Еще раз взглянул — посул большой. «Коли и серебро, денег много».
И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.
На том суд и кончился.
Богатый брат говорит:
— Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.
— Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.
Стал богатый брат уговаривать:
— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.
— Ну ладно, давай деньги.
Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.
Тут и купец стал просить:
— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.
— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.
— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.
Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:
— Ну, давай посуленное.
Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.
«Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть».
А бедняк веселый, с песенками, домой пришел.
ЭСБЕ/Шемякин Суд
|
Шемякин Суд — заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф. Задубским, А. Осиповым (или А. Олениным), П. Свиньиным и новейшими издателями Никольского рынка. Все описательные приемы повести, отчасти моральные, обнаруживают позднюю переработку древней легенды на почве сказочных мотивов.
Повесть о Ш. суде издана несколько раз («Архив» Калачова, кн. IV, 1—10; «Памятники» Костомарова, вып. II, 405—406; «Русские народные сказки» Афанасьева, ред. А. Грузинского, М., 1897, т. II, 276—279; «Историческая Хрестоматия» Буслаева, 1443—1446; «Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук», т. X, № 6, стр. 7—12; «Русские народные картинки» Ровинского, кн. I, 189—191, кн. IV, 172—175; «Летописи литературы» Тихонравова, т. V, 34—37; отдельное издание Общества любителей древней письменности, СПб., 1879 и др.), но вопросы о происхождении ее, оригинальных русских чертах, дальнейшей разработке, поздних наслоениях и т. п. мало выяснены.
Пока к делу не были привлечены восточные и западные параллели, на Ш. суд смотрели как на вполне самобытное, очень древнее произведение русской сатиры, и ставили ее в связь с общим взглядом русских людей на печальное состояние судопроизводства, объясняли такими пословицами, как «с подьячим водись, а камень за пазухой держи», и комментировали даже некоторыми статьями «Уложения» Алексея Михайловича и «Сказаниями иностранцев о России XVII в.». Такой метод исследования оказался неудачным. В данном случае особенно интриговало историческое имя известного галицкого князя Дмитрия Шемяки, варварски ослепившего Василия Темного. Сахаров приводил даже слова какого-то русского хронографа, соединившего поговорку с историческим событием: «от сего убо времени в велицей России на всякого судию и восхитника в укоризнах прозвася Ш. суд». В том же духе распространил это наблюдение старинного русского книжника и Карамзин: «не имея на совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию, и в самих гражданских делах, попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Ш., доныне употребительной». То же самое повторяют Соловьев и Бестужев-Рюмин. Александр Николаевич Веселовский первый указал на случайное применение восточного имени Шемяки к исторической личности галицкого князя XV в. («История литературы» Галахова, т. I, 433). С другой стороны, ученых занимала случайная победа вечной правды над людской кривдой, проведенная в повести, правда, с оттенком некоторой иронии. Буслаев не сомневался в русском ее происхождении и удивлялся только тому, что тип судьи Шемяки, из мудрого и справедливого (библейский Соломон), принял противоположный оттенок, и вместо рассказа с нравственной идеей повесть о Ш. суде снизошла до шутливой пародии, несмотря на ранние, восточные первообразы. Он думал, что прибавления к повести выразились в сатирических выходках против кривосуда и подкупа посулами, как явлений более позднего времени, т. е. сказание превратилось в обыкновенную сатиру на русских подьячих («Историческая Хрестоматия», 1443). Сухомлинов объяснял это кажущееся противопоставление различными началами, из которых постепенно слагалась версия о Шемяке, а в падении морали видит влияние семитических легенд о четырех содомских судьях — «Обманщике», «Разобманщике», «Поддельщике» и «Кривосуде». Подобно еврейским легендам, и в русской повести серьезное перемешивается с забавным; поэтому «излюбленные идеи народной словесности о победе правды над кривдой, о спасении несчастного от злобы сильных мира сливаются с чертами из сказания о судах, распространенного у индоевропейских и семитических народов» («Сборник», X, 28). Не следует забывать, что в Ш. суде судья оправдывает бедняка, совершившего в сущности невольные преступления, и этим спасает его от мести людей, нравственно виноватых, благодаря чему сатира на взяточничество не потеряла назидательного назначения. Так смотрит на тенденцию повести А. Н. Веселовский: конечно, судья ставит вопросы казуистически, но так, что пени падают всей своей тяжестью на истцов и те предпочитают отказаться от иска.
Остается еще не разрешенным вопрос, какими путями проникло к нам это сказание. На основании прямого свидетельства Толстовского списка «Ш. суда XVII века» (выписано из польских книг), Тихонравов думал, что «в своем настоящем виде сатирическая повесть о суде, уже окрещенном именем Ш., прошла через переделку русского человека и получила краски чисто народные, но отдельные эпизоды могли быть заимствованы из польских книг». Для этого он указывал на анекдот «О нечаянном случае» в популярной повести «Похождения нового увеселительного шута и великого в делах любовных плута Совесть-Драла» (каменщик падает с высокой башни и убивает сидевшего внизу человека), а также на один эпизод в «Figei Kach» польского писателя XVI в. Николая Рея из Нагловиц об обвиняемом, который «судье камень показывал» (Н. Тихонравов, «Сочинения», т. I, М., 1898, стр. 310—313), но аналогии и параллели никоим образом нельзя принимать еще за источники.
Литература. А. Пыпин, «Ш. Суд» (в «Архиве исторических и практических сведений» Калачова, IV, 1859, 1—10); Н. Тихонравов, «Ш. Суд» (в «Летописях русской литературы», т. III, М., 1861, 34—38); М. Сухомлинов, «Повесть о Суде Ш.» (в «Сборнике Отделения русского языка и словесности Академии Наук», т. X, 1873, № 6); А. Веселовский, в «Истории словесности» Галахова (СПб., 1881, X, 432—433); Д. Ровинский, «Русские народные картинки» (ч. IV); Ф. Буслаев, «Мои досуги» (Москва, 1886, 293—313); Я. Порфирьев, «История русской словесности» (ч. I, 158—159); С. Ольденбург, «Библиографический список Ш. Суда» («Живая Старина», 1891, вып. III, 183—185).
ШЕМЯКИН СУД
Смотреть что такое ШЕМЯКИН СУД в других словарях:
ШЕМЯКИН СУД
заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных ск. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
ШЕМЯКИН СУД
ШЕМЯКИН СУД
Шемякин суд Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.Шемяка — реальное историческое лиц. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
1) Орфографическая запись слова: шемякин суд2) Ударение в слове: шем`якин с`уд3) Деление слова на слоги (перенос слова): шемякин суд4) Фонетическая тра. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
Шемякинъ судъ (судъ вѣроломный, нечестный).Это Сидорова правда да Шемякинъ судъ. Ср. Дѣло этихъ мучениковъ было поднято, пересмотрѣно; шемякинскіе при. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
ШЕМЯКИН СУД
• ШЕМЯКИН СУД••[NP; sing only; fixed WO]=====⇒ an unfair trial:- uqjust <biased> trial. Cf. kangaroo court.—————← Apparently from Shemyaka, the n. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
крыл. сл. Выражение употребляется в значении: неправый, несправедливый суд; возникло из старинной русской сатирической повести о Шемякином суде, облич. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
несправедливый суд. В рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием «Повесть о Шемякином суде» рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который в расчете на взятку выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского читателя ассоциации были связаны с судом, творимым князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало нарицательным. смотреть
ШЕМЯКИН СУД
ШЕМЯКИН СУД
Ударение в слове: шем`якин с`удУдарение падает на буквы: я,уБезударные гласные в слове: шем`якин с`уд
ШЕМЯКИН СУД
Несправедливый, пристрастный суд (по имени галицкого князя Дмитрия Шемяки, жившего в первой половине 15 в. и изображавшегося в сатирических повестях 17-18 вв.). смотреть