Шерегеш что построят в будущем
Шерегеш будущего: как изменится любимый горнолыжный курорт кемеровчан
Во время недавнего визита в столицу Кузбасса премьер-министр России Михаил Мишустин подписал программу социально-экономического развития нашего региона до 2024 года. Одним из её пунктов является превращение Шерегеша в горнолыжный курорт международного уровня. Достичь этого планируется благодаря значительным инвестициям в его инфраструктуру. Как преобразится Шерегеш в ближайшие годы, читайте в этом материале.
Развивать то, что есть…
Пожалуй, впервые о выходе Шерегеша на международный уровень всерьёз заговорили в 2013 году, когда на горнолыжном курорте побывал премьер Дмитрий Медведев. С тех пор многое поменялось: главой правительства стал Михаил Мишустин, а губернатором Кузбасса – Сергей Цивилев. Произошли перемены и в отношениях нашего региона с федеральным центром, закономерным этапом которых стало подписание программы о социально-экономическом развитии Кузбасса до 2024 года. Согласно ей регион получит из федерального бюджета 51 млрд рублей, из которых почти 2,5 млрд пойдут на развитие «жемчужины Кузбасса» – Шерегеша. Ещё около 800 млн рублей будут привлечены из консолидированного областного бюджета.
– У нас амбициозные планы: увеличить поток туристов к 2030 году до 3 миллионов человек. Но им нужно будет где-то жить, арендовать инвентарь, кататься. Мы будем улучшать существующий сектор А, но пришло время обратить свой взор на секторы Б и Е, – рассказал заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев.
По его словам, сейчас разработка программы благоустройства сектора А подходит к концу. Важным пунктом в ней является обеспечение безопасности туристов. А именно – сделать так, чтобы они больше не ходили по проезжей части. Кроме того, в условиях существующей плотной застройки остаётся возможность для точечного размещения малых архитектурных форм, а также спортивных и детских площадок. Ведь в Шерегеш едут целыми семьями, и для маленьких гостей должна существовать альтернатива катанию. Ещё один из будущих проектов – прогулочная набережная, создание которой перспективно скажется на увеличении потока туристов не только зимой, но и летом.
Есть ряд вопросов, решение которых жизненно важно для Шерегеша в целом, без привязки к каким-либо конкретным секторам. Речь идёт прежде всего о дорогах, по которым миллионы туристов будут добираться до курорта и перемещаться внутри него. На их строительство в общей сложности планируется потратить порядка 763 млн рублей. Распределятся они следующим образом: 286 млн – на объездную дорогу из пгт. Шерегеш к горе Мустаг (сектор Б), 202 млн – на дорогу непосредственно в Шерегеш (сектор А), 165 млн – на дорогу от примыкания к действующей дороге Чугунаш – Шерегеш до сектора Е, 110 млн – на дорогу из сектора А в сектор Б.
Не менее важным является обеспечение Шерегеша водой. На реконструкцию системы водоснабжения комплекса планируется потратить 1,421 млрд рублей. Ещё 1,099 млрд рублей уйдёт на реконструкцию очистных сооружений. Строительство началось ещё в третьем квартале 2020 года, а завершится во втором квартале 2022-го.
– На сегодняшний день идёт разработка котлована под основное здание. Выполнены работы по устройству резервуаров, установлена трансформаторная подстанция, идёт подготовка к бетонным работам. Сейчас доставляем необходимое оборудование для обустройства на месте бетонного завода, потому что возить материал из Новокузнецка дорого, – рассказала исполнительный директор подрядно-строительной организации «Мегастройкомплекс» Мария Попова.
По сути это будет завод по очистке воды, появление которого позволит создать 59 рабочих мест. В их число войдут сотрудники лаборатории, находящейся в этом же здании. Благодаря тому, что очистные сооружения будут оснащены современным технологическим оборудованием и инженерными системами, его производительность составит 16 тысяч кубов в сутки. Это в два раза больше мощности существующих очистных сооружений.
Не менее важным является вопрос безопасности туристов, которых по мере развития курорта станет многократно больше. В 70 млн рублей обойдётся строительство в этом году пожарно-спасательного депо, работать в котором будут около 30 человек. Как нетрудно догадаться из названия, его создание позволит решить две задачи: решить проблему с пожарной безопасностью и усилить спасательный блок.
– Это серьёзная задача, к решению которой мы готовимся. Сейчас формируется техническое задание на реализацию этого проекта. Раньше блок пожарной охраны был связан с представителями системы исполнения наказаний, но после закрытия исправительной колонии в Шерегеше пожарные отряды перестали укладываться в нормативный срок прибытия, который составляет 20 минут. После появления пожарно-спасательного депо они будут добираться до любого объекта курорта в течение 10 минут, – подчеркнул глава Таштагольского района Владимир Макута.
…и строить новое
Огромный потенциал для роста и развития Шерегеша сосредоточен в секторе Б и секторе Е. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Ещё летом прошлого года в сектор Б построили дорогу, после чего один из инвесторов – группа компаний «Каскад» – построил канатную дорогу «Запад». Благодаря удачному расположению подъемник не прекращает работу даже во время сильного ветра. Кроме того, трассы здесь более пологие, что делает их особенно привлекательными для детей и новичков в горнолыжном спорте. Но одной только «канаткой» дело здесь, конечно же, не ограничится. В планах у «Каскада» – построить еще канатную дорогу с быстрым кресельным подъемником самой современной системы D-Line, используемой на курортах Австрии и Швейцарии.
Вторым крупным инвестором на этом участке является компания AZIMUT Hotels. Это крупный федеральный игрок в сфере гостиничного бизнеса, чьи отели помимо России можно встретить в таких европейских государствах, как Германия и Австрия. До 2026 года компания инвестирует в развитие сектора Б более 6 млрд рублей. Будет построено четыре гостиницы вместимостью 150 номеров каждая. При этом речь идёт об отелях категории три, четыре и пять звёзд. Благодаря этому у туристов будет возможность выбрать апартаменты исходя из финансовых возможностей и пожеланий к уровню сервисного обслуживания. Также в планах у AZIMUT – строительство на данном участке различных шале, горнолыжных трасс и конгресс-центра площадью три с половиной тысячи квадратных метров.
Принципиально важно, что в секторе Б работы будут вестись практически с чистого листа. Это позволит уже «на берегу» установить единую концепцию оформления объектов, регламентировать количество этажей и соблюдать принцип уличности. В общем, избежать стихийной застройки, как это было в секторе А по мере развития курорта.
Но, чтобы амбициозные планы на сектор Б стали явью, первым делом здесь нужно построить газовую котельную. Реализация проекта стоимостью более 500 млн рублей начнётся уже в этом году, а запустить котельную планируют в 2023-м.
Также два инвестора планируют зайти в сектор Е. По сравнению с сектором Б он кажется более развитым: помимо подъёмника и трассы здесь действуют пункты проката инвентаря и заведения общепита. Но гостиниц, в которых могли бы остановиться туристы, тут нет.
– Это ещё одна точка перспективного развития. Летом мы запустили здесь искусственный водоём, на котором можно было хорошо отдохнуть. В планах на ближайшие три года – увеличить количество трасс и подъёмников в два раза. И вписать архитектуру в лесной массив, используя дерево, камень и стекло, – отметил Владимир Макута.
Первым инвестором в секторе Е является ООО «Развитие». Они планируют запустить в эксплуатацию пассажирскую подвесную канатную дорогу с четырехместными отцепляемыми креслами «Утуя», локальные очистные системы, а также построить две гостиницы на 100 номеров каждая, подъемник «Утуя Север» и ресторан и конференц-зал на 250 человек. Следуя трендам, найдётся место и глэмпингу – разновидности кемпинга, который сочетает в себе комфорт гостиничных номеров и отдых на природе.
Ещё один крупный игрок, который зайдёт в сектор Е, – Cosmos Hotel Group. Он планирует создать четырехзвёздочный гостиничный комплекс «Cosmos Шерегеш» на 250 номеров, а также построить банный комплекс и канатные дороги. Специалисты компании уже начали проектировать отель, появление которого ожидается в 2023 году. По предварительным данным, в ближайшие три года Cosmos инвестирует в развитие сектора Е около 2 млрд рублей.
В нынешнем своём виде Шерегеш, пожалуй, действительно упёрся в потолок в плане развития. Поэтому освоение двух новых секторов – Б и Е – выглядит своевременным и обоснованным. И тот факт, что на горнолыжный курорт планируют зайти игроки федерального уровня, вселяет уверенность, что амбициозные планы по развитию Шерегеша удастся воплотить в жизнь. В то же время власти не забывают про сектор А: его будут благоустраивать, а действующие предприниматели получит возможность зайти в сектор Б и сектор Е. А значит, и дальше трудиться на благо Шерегеша и всего Кузбасса в целом.
Догнать и перегнать Сочи: как из Шерегеша собираются сделать курорт мирового уровня
3 миллиона туристов за сезон, до 100 километров горнолыжных трасс, более 1700 новых рабочих мест и курорт №1 в стране. Амбициозные планы по развитию Шерегеша поставили перед собой кузбасские власти. О том, как в ближайшие годы изменится горнолыжный курорт, кто платит, и не пострадает ли от масштабных преобразований природа Горной Шории – в нашем новом материале.
О развитии Шерегеша говорят давно и много, но последний месяц в этом плане отличился. «Шерегеш изменится до неузнаваемости», «В ближайшие годы кузбасский курорт ждут серьёзные перемены» — пестрят заголовки СМИ, и не с проста. 6 марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал программу социально-экономического развития региона до 2024 года, согласно которой более трёх миллиардов рублей отправятся в Шерегеш. Разберём подробнее, на что пойдут эти деньги.
Инфраструктура и дороги
Сегодня в Шергеше для туристов работают 18 дорог, 80 гостиниц и 26 горнолыжных трасс протяжённостью 56 км. Власти признают, что с тем потоком, что есть сейчас (а это, напомним, уже 1,5 миллиона туристов на начало марта) курорт явно не справляется, и загруженность гостиниц стремится к 100%. Чего уж говорить о трёх миллионах человек.
Решить эту проблему, по словам замгубернатора Кузбасса по вопросам культуры, спорта и туризма Сергея Алексеева, позволит строительство дорожной сети. Это разгрузит транспортную логистику существующего сектора А, и увяжет его с другими секторами — сектором Б и сектором Е. Всего на курорте появятся четыре новые дороги стоимостью 763 млн рублей, и подробнее об этом мы писали здесь.
«Чтобы стать курортом мирового уровня, и конкурентноспособными на этом рынке, протяжённость горнолыжных трасс до 2030 года должна составлять более 10 километров. Она будет обвязана дорогами, бугельными, современными подъемниками. И, как в любом мировом курорте, турист сможет приехать в точку А, проехать по своему маршруту все трассы, и вернуться туда, где оставил свой автомобиль. Для нас это очень важно, и 100 км — цифра реальная», — рассказал журналистам на брифинге в Шерегеше 17 марта замгубернатора Кузбасса Сергей Алексеев.
Но, не дорогами и трассами едиными. На мировом курорте должны быть мировые сети отелей, и таких на кузбасском курорте пока не было. Как сообщили журналистам на брифинге, к 2023 году две муждународные сети — Azimut Hotels и Cosmos Hotel Group — зайдут в Шерегеш, и построят секторах Б и Е отели и не только.
Сектор Б и Сектор Е
Туристы знают Шерегеш прежде всего по секторам А и Е – здесь “тусуется” вся молодёжь, здесь есть гостиницы и кафе, здесь есть трассы. Сектор Б, хоть он уже существует и работает, остаётся для многих чем-то из ряда фантастики. Неудивительно, ведь пока построена всего одна трасса и подъёмник, а выглядит весь сектор так.
Но, именно сюда зайдёт международная сеть Azimut Hotels, которая владеет отелем «Метрополь» в Москве. В планах до 2026 года построить в этом секторе четыре отеля на 3-5 звёзд по 150 номеров каждый. В планах также возведение конгресс-центра, горнолыжных трасс и других объектов. Новые постройки расположатся на 118 гектарах, а объём инвестиций составит 6 миллиардов рублей. Власти намерены развивать сектор Б и как отдых для новичков и семей с детьми (пологая трасса, тюбинг, купольный подъемник), также для опытных лыжников. Останется, как уверяют власти, место и для фрирайда.
“”Каскад” построит здесь шестиместный всепогодный подъёмник – такого проекта в России ещё нет. Здесь (в секторе Б- прим. Ред.) будут прогулочные зоны, прокаты, торговые центры, гостиницы. Такое же количество прокатов, как в секторе А. Сюда будут подходить две дороги, будет подведена вода, здесь построят котельную, электроэнергия уже есть», — рассказал глава Таштагольского района Владимир Макута.
«Здесь уже этим летом (2020 года – прим. Ред) инвесторы показали, что могут работать круглогодично. Запустили уникальный искусственный водоём, где можно не только позагорать, но и заняться рыбалкой. Cosmos Group начнёт осваивать этот сектор уже с 2021 года – сейчас они активно проектируют гостиничный комплекс. Хорошо, что у нас два крупных федеральных инвестора расходятся по новым секторам – одни будут комплексно осваивать сектор Б, вторые продолжат развитие сектора Е. И мы в ближайшие 4-5 лет на 25-30% увеличим количество трасс и подъёмников», — рассказал Сергей Алексеев.
Крупные застройки, десятки километров горнолыжных трасс, дороги – всё это вызывает тревогу у местных жителей и любителей Шерегеша. Ведь, как известно, активное вмешательство человека в природу часто чревато. Так было, например, в Сочи – из-за масштабного строительства объектов к Олимпиаде, климат начал меняться. Но, как заверяют кузбасские власти, у нас такого не случится.
«Это вопрос очень серьёзный, которым занимались профессионалы. Были опасения. Но, всё, что мы сейчас строим, мы обязательно согласовываем с экологическими службами. Утверждаем у них проекты, проводим экспертизу, и только тогда запускаем в реализацию. Снега меньше точно не станет – в этом мы нисколько не сомневаемся. Также «Роза ветров», выдувание – всё обязательно учитывается», — говорит Владимир Макута.
Сектор Д и колонии
К 2022 году в Шерегеше начнётся строительство сектора Д, на него потратят 1,5 миллиона рублей. Это будет “умная” деревня с населением до 30 000 человек и всей инфраструктурой: школы, детские сады, поликлиники, научно-исследовательский центр.
«Любители горных лыж, сноуборда и их семьи будут здесь жить и работать. И они смогут удалённо работать на любой территории не только России, но и всего мира», — сообщил глава Таштагольского района в ходе брифинга.
По плану с привлечением частных инвестиций здесь построят подъёмники, отели, магазины и точки общепита, оборудуют горнолыжные трассы, связанные в сеть с другими склонами и канатками. Это будет эдакая “Силиконовая долина” по-кузбасски, говорит глава Таштагольского района с оговоркой, что пока сектор Д лишь в планах. А что уже сделано – так это решение вопроса с «тёмной» стороной Шерегеша.
“Многих удивляло, что рядом с таким замечательным местом отдыха есть колония. Сегодня по решению губернатора все колонии закрыты. Всех заключённых вывели в другие места пребывания. Те площади, здания и строения, которые использовались под место нахождения заключённых, планируем перестроить. Эта земля будет в дальнейшем использоваться под рекреацию и туризм, — сообщил Владимир Макута.
Коротко о цифрах
По программе социально экономического развития Кузбасса до 2024 года Шерегеш получит 3,27 миллиарда рублей. 2,5 миллиарда — средства федерального бюджета, всё остальное — бюджет области. Из них:
А что будет с ценами?
Один из «камней преткновения» в Шерегеше – цены. Туристы недовольны ежегодным повышением уже сейчас, и есть опасение, что за звание «мировой курорт» придётся очень много заплатить не только инвесторам и властям. Которые, кстати, проблему с растущим ценником признают.
По словам Сергея Алексеева, у Шерегеша есть свои преимущества в ценовой политике, задача не пугать туриста «нулями» определённо стоит. Здесь важен компромисс с предпринимателями.
«Например, мы серьёзно сравнивали ценообразование с Сочи. На нашем курорте мы видим, что сегмент выбора чуть шире. В том же Сочи действует дневной ски-пасс, а у нас продаются дневной, разовый, на полдня. В ряде курортов такой услуги нет. Тут турист имеет выбор и с точки зрения всего проката в течение дня, и с точки зрения тех инвестиций, которые может себе позволить», — пояснил Сергей Алексеев.
Замглавы отметил, что, конечно, “спрос порождает предложение”, а значит и с увеличением турпотока цены будут расти. Но также власти понимают, что Шерегеш должен оставаться доступным для разного рода целевых групп-туристов, и очень хочется в это верить.
Развитие Шерегеша, новое жилье и инвестиции в экологию: какие соглашения подписал губернатор Кузбасс
В Санкт-Петербурге завершился Международный экономический форум, на котором были приняты важные для экономики региона решения.
Со 2 по 5 июня прошел XXIV Петербургский международный экономический форум – 2021. В ходе мероприятия губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым был подписан ряд знаковых соглашений, которые будут способствовать развитию разных сфер экономики региона.
Вкратце расскажем о самых важных событиях прошедшего форума.
Развитие Шерегеша
В четверг, 3 июня, глава региона на Петербургском международном экономическом форуме заключил соглашение с председателем совета директоров инвестиционной компании Gleden Invest Group Александром Клячиным о строительстве в Шерегеше нового горнолыжного комплекса.
До 2030 года инвестор планирует построить в Шерегеше горнолыжный комплекс в секторе «Б». Проект включает гостиницы от трех по пяти звезд, комплекс апартаментов, шале, детский лагерь для круглогодичного пребывания. Предполагается также создание центральной площади и улицы с ресторанами и торговыми точками. Объем запланированных инвестиций – от 5,5 до 8,8 миллиарда рублей.
Появится в Шерегеше и новый гостиничный комплекс за 1,2 миллиарда рублей. Его построит Cosmos Hotel Group к 2023 году. Площадь застройки составит от 1,5 до 3 гектаров. Сам же гостиничный комплекс на 200 человек займет 10 тысяч квадратных метров.
Новый терминал аэропорта в Новокузнецке
Новый терминал аэропорта в Новокузнецке будет построен на средства частного инвестора – энергетической компании EN+ Group.
Как отметил Сергей Цивилев, мощностей старой воздушной гавани уже не хватает. Например, в 2021 году из-за выросшего потока туристов число обслуживаемых рейсов увеличилось вдвое. Для дальнейшего развития Кузбасса как туристического и крупного промышленного региона требуется полная модернизация аэропорта.
В настоящее время ведется проектирование и подготовка строительной площадки на территории аэропорта. Ориентировочно новый аэровокзальный комплекс сдадут в январе 2023 года.
Строительство Крапивинской ГЭС
С компанией РУСАЛ достигнута договоренность о завершении строительства Крапивинского гидроузла. Ввод объекта в эксплуатацию позволит улучшить водоснабжение региона, также будут созданы дополнительные рабочие места.
Предполагается, что РУСАЛ включится в работу проектного комитета по работам на гидроузле, а также рассмотрит возможность финансового участия.
Безусловно, одним из знаковых соглашений губернатора Кузбасса является то, которое он заключил с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым, министром энергетики Николем Шульгиновым и председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером. Оно предусматривает развитие газоснабжения и газификацию Кузбасса, а также о реализацию других проектов компании — добычу метана из угольных пластов.
В частности, «Газпром» намерен реализовывать проекты по добыче метана из угольных пластов в Кузбассе, а также развивать использование метана угольных пластов в качестве моторного топлива и топлива для газовых котельных. Минпромторг России планирует привлекать отечественных производителей к политике импортозамещения и освоения производства нового высокотехнологичного оборудования для добычи газа и его дальнейшей переработки. А Министерство энергетики намерено содействовать развитию производства и рынка потребления сжиженного природного газа на территории Кузбасса, рынков газомоторного топлива и газозаправочной инфраструктуры в регионе.
Экология в Кемерове
Подписано соглашение с президентом Промышленно-металлургического комплекса (ПМХ) Евгением Зубицким о модернизации кемеровского завода «Кокс».
Одним из основных проектов должно стать строительство новой коксовой батареи с печами без улавливания химических продуктов коксования, что должно снизить негативное воздействие на окружающую среду. В России аналогов подобного оборудования нет.
Прогнозируемый объем инвестиций в строительство батареи БУХПК на «Коксе» составит порядка 11,6 миллиарда рублей, новое производство позволит создать 136 рабочих мест.
Еще одна договоренность властей Кузбасса на форуме – с КАО «Азот». Речь шла о строительстве на производстве современных агрегатов для производства аммиака, мощностью 3,5 тысячи тонн в сутки и карбамида мощностью 4,2 тысячи тонн в сутки. Подписи под документом поставили губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и член совета директоров «СДС-Азот» Роман Троценко. Особо было отмечено, что при реализации проекта будут применяться современные экологические стандарты.
К реализации проекта «Азот» планирует привлекать региональные научные и образовательные организации. Также в городе запланировано создание особой экономической зоны.
Неугольные проекты
Сергей Цивилев и генеральный директор АО СУЭК Степан Солженицын подписали соглашение о реализации инвестиционной программы модернизации и экологического развития теплоэнергетических мощностей в Кузбассе. Документ предполагает модернизацию ГРЭС АО «Кузбассэнерго» и модернизацию системы теплоснабжения в Кемерове и Белове.
Всего будет модернизировано 1165 МВт электрической мощности, построен и заменен 81 километр тепловых сетей, в том числе, крупные магистральные теплосети, закрыто 13 угольных котельных.
Также модернизация станций и теплосетей улучшит экологию в Кемерове, Новокузнецке, Белове и области в целом.
О новом шаге в импортозамещении
Кузбасс намерен сделать новые шаги по импортозамещению в метталругической отрасли. На форуме было заключено соглашение о сотрудничестве между правительством Кузбасса и ООО «ЕвразХолдинг» по строительству литейно-прокатного комплекса на Евраз ЗСМК.
Предусматривается, что в ходе реализации проекта во втором кислородно-конвертерном цехе будет запущено производство листопрокатного стана. Это обеспечит импортозамещение в Кузбассе самого необходимого для развития машиностроения металла, который сейчас приходится приобретать в других регионах России или за рубежом.
Завод на юге Кузбасса
В Кузбассе планируется построить новый завод стоимостью 750 миллионов рублей. Соответствующее соглашение в рамках Петербургского международного экономического форума 3 июня подписали губернатор Сергей Цивилев и председатель Совета директоров компании «ФИНГО-Комплекс» Евгений Шевелев.
В рамках достигнутых договоренностей в Калтане будет построен «Филиал Семибратовского завода газоочистительной аппаратуры по производству индустриальных фильтров». Для того проведут реконструкцию здания старого завода, которое собственник уже выкупил.
Строительство жилых комплексов в Кемерове и Новокузнецке
Во время XXIV Петербургского международного экономического форума правительство региона заключило соглашение с «Группой компаний «Эталон» об инвестиция в строительство.
По соглашению в Кемерове и Новокузнецке возведут многоквартирные дома. При этом в Кемерове общая площадь нового жилья составит порядка 110 тысяч квадратных метров, а инвестиции составят 5,5 миллиарда рублей. В Новокузнецке же площадь застройки составит 300 тысяч «квадратов», а инвестиции – 15 миллиардов рублей.
Соглашение с «Вайлдберриз»
Логистический центр компании «Вайлдберриз» в скором времени начнут строить в Юрге. Благодаря его появлению появятся новые рабочие места, а город сможет уйти от монозависимости.
Меморандум о сотрудничестве подписали правительство Кузбасса и гендиректор компании Татьяна Бакальчук. Предполагается, что в Юрге построят логистический комплекс, который позволит дать городу 5 000 новых рабочих мест, поспособствует росту интернет-продаж организаций и предпринимателей из Кузбасса.
Итоги форума