Шевера на реке что это
Шевера на реке что это
Вероятно, первое серьезное препятствие, с которым может столкнуться начинающий каякер — это шиверы. По существу, шивера — это просто совокупность отдельных надводных, обливных и полуобливных камней и проходов между ними, и вся задача каякера состоит в том, чтобы последовательно обойти все камни и связать проходы между ними в единую цепочку. Маневрирование в тесных шиверах, вероятно, можно считать самым эффективным упражнением для каякера, впервые вышедшего на бурную воду. Оно приучает гребца свободно пользоваться всеми приемами для поступательного, бокового перемещения и вращения лодки, которые он должен был предварительно отработать на спокойной воде, а также траверсом и скоростным прострелом. Вместе с тем оно демонстрирует ряд особенностей, которые в равной степени относятся ко многим другим техническим приемам на бурной воде.
Отражение от отбойного вала
Вход в другую струю
Выбор линии движения
Правило наименьшего действия. Не старайтесь обойти каждый очередной камень как можно дальше. В большинстве шивер камни расположены в шахматном порядке, и чем дальше вы уйдете от одного камня, тем дальше вам придется возвращаться, чтобы обойти следующий. Вместо того, чтобы шарахаться из стороны в сторону, старайтесь по возможности выдерживать прямолинейный курс с небольшим количеством глобальных поворотов и проходить вплотную к камням то справа, то слева.
Правило опережения. Подходя к очередному камню, закладывайте такой курс, который приводил бы вас в требуемую точку при обходе следующего. Тогда при подходе ко второму камню вам останется только точно откорректировать положение лодки и затем изменить курс в направлении третьего, и т.д. Еще лучше, если вы сможете контролировать свое движение на 2–3 хода вперед.
Правило глобальных маневров. Следите за тем, чтобы в путанице ближайших к вам камней не упустить глобальных изменений в структуре препятствия — например, перехода основной струи под противоположный берег — и вовремя изменяйте основную линию своего движения. Как часто мы в сиюминутной суете не замечаем многих очень важных вещей.
Навал на препятствие
|
Начинающий каякер — гроза всех камней на реке. Хотя прижать каяк к камню намного труднее, чем, скажем, двухместную байдарку, это весьма нередкий тип оверкиля. Есть два правила действий при навале на камень:
Найдите возможность для того, чтобы потренироваться в расталкивании камней. Выберите для этого мелководный участок с быстрым течением и отдельными надводными камнями. Убедитесь, что выбранный вами камень не подмыт с верхней по течению стороны. Проверьте, что за ним можно твердо стоять на ногах, и попросите товарища постоять там и подстраховать вас. Заполните весь свободный объем каяка хорошо надутыми баллонами.
Полиэтиленовый каяк выдерживает такие упражнения без заметного ущерба. Сломать хорошо сделанный стеклопластиковый каяк, как правило, тоже непросто, а если он все-таки ломается — значит, был сделан халтурно. Туда ему и дорога; радуйтесь, что это случилось не в походе в неделе пути от ближайшего жилья. Если же у вас нет ничего, кроме единственной каркасно- поддувной лодки. Конечно, вы можете ее поберечь, но тогда весьма вероятно, что вам придется осваивать этот прием опять же в походе, где у вас не будет ни ящика запасных труб, ни слесарной мастерской, ни бочки клея.
Шивера
Шиве́ра — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением. Протяжённость шивер колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Из-за высокой скорости течения в шиверах возникают косые и прямые стоячие волны, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шиверы не имеют мощных сливов. Сливы локальны, плохо прослеживается их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды (струю). Основная сложность при прохождении шиверы, как и любого препятствия на реке, — определить линию движения судна. Меры безопасности — разведка, выбор мест причаливания, страховка с воды и берега.
Часто шиверой называют какую-то часть большого порога. Например, так: «Порог начинается длинной несложной шиверой…»
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Шивера» в других словарях:
ШИВЕРА — каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток) … Большой Энциклопедический словарь
ШИВЕРА — жен., сиб. перекать, сарма, плоская гряда, порог речной; мелкое место во всю ширину реки, по твердому дну, плитняку, и быстрый скат, теченье. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
шивера — сущ., кол во синонимов: 5 • дно (19) • перекат (12) • порог (22) • ряд … Словарь синонимов
шивера — ы; ж. В Сибири и на Урале: каменистый мелководный участок русла реки с быстрым течением. * * * шивера каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Дальний Восток). * * * ШИВЕРА ШИВЕРА, каменистый перекат (см. ПЕРЕКАТ) на реке,… … Энциклопедический словарь
шивера — ж. Каменистый мелководный участок русла реки (в Сибири и на Урале). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ШИВЕРА — каменистый перекат на реке, мелководный участок реки (Сибирь, Д. Восток) … Естествознание. Энциклопедический словарь
шивера — ш ивера, ы … Русский орфографический словарь
шивера — гряда подводных камней или отдельные камни, через которые на низком уровне перекатывается вода; перекат на мелководной реке … Топонимический словарь Амурской области
шивера — ы; ж. В Сибири и на Урале: каменистый мелководный участок русла реки с быстрым течением … Словарь многих выражений
Шивера
Шивера (мн. ч. шиверы) — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.
Макс Фасмер полагает, что термин шивера происходит от «Сивер» — слова, бытовавшего в диалектах русского языка ещё в XIX веке.
Слово в таком его значении воспринято русскими и введено в лексикон в женском роде: «шивера» —она». Исходный род мужской: «шивер» — «он», в каком и употреблялся первое время русскими сплавщиками по рекам. С течением времени произошла естественная трансформация слова. Сравни: первоначально — «Сардоб», сегодня — «Сардоба».
Другие определения термина
Шивера — «мелкий и быстрый перекат горной реки», — термин, бытующий в Сибири, на Камчатке, Колымском крае (смотри: Владимир Богораз, Владимир Даль).
Диалектическая форма вместо «Сивер», как называли «северный склон».
Производные: «шивальга», «шиверзить».
Шивера — «каменистый перекат на реке, мелководный участок реки в Сибири и на Дальнем Востоке».
Шивера — женского рода, среди сибиряков: «перекать, сарма, плоская гряда, порог речной; мелкое место во всю ширину реки, по твердому дну, плитняку, и быстрый скат, теченье»
Описание
Протяжённость шиверы колеблется от нескольких десятков метров до нескольких километров. Из-за высокой скорости течения в шиверах возникают косые и прямые стоячие волны, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шиверы не имеют мощных сливов. Сливы обычно локальны, плохо прослеживается их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды — струю, по которой судно может безопасно двигаться в шивере.
Нередко шиверой называют какую-то часть большого порога. Например в лоции или описании приводится такой текст: «Порог начинается длинной несложной шиверой…»
Обычно шиверы образуются в реках, загроможденных большим количеством камней в ее русле и имеющих быстрое течение.
Так, на реке Индигирке шиверы протягиваются иногда на сотни метров. Такие участки реки можно увидеть за многие километры до подхода к шивере
Шиверы на картах, в лоциях и описаниях
Большие и получившие известность шиверы обозначаются на физических и специальных картах с указанием их названия, если таковое имеется.
На реках, где осуществляется регулярное судоходство, капитаны, штурманы и лоцманы обязаны иметь лоции и описания шивер.
Наиболее опасные для сплава шиверы могут быть отмечены специальными знаками, размещенными на берегу при входе в шиверу. Описание таких знаков вносятся в лоцию реки.
Плавание на судне
Существует четыре основных вида плавания в шиверах на судне или ином плавательном средстве:
Порядок прохождения шиверы
Вид шиверы с воды, берега или летательного аппарата, скорость течения воды в шивере, возможность или невозможность ее прохождения на судне зависит от уровня воды в реке.
Существуют шиверы полностью и круглогодично непроходимые для любого типа речного судна. В таком случае судно и грузы подлежат обносу по берегу реки до участка, где сплав вновь становиться возможным. Обычно на таких участках обустраиваются дороги и тропы, иногда — места для ночлега.
Непроходимые шиверы особо отмечены в лоциях и описаниях сплавной реки для предотвращения аварий и несчастных случаев, приводящих к гибели людей, потери судна и грузов, перевозимых на его борту.
Во время сезонных или дождевых паводков, суточного изменения уровня воды в горных реках шивера на жаргоне сплавщиков может быть для судна «проходимой» при «высокой воде», и «непроходимой» при «низкой воде».
Проходимость судов в шивере возможна, когда уровень воды в реке высокий и существующая глубина реки для сплава достаточна. Сплав также возможен и в «низкую воду», когда в шивере есть проходы между камнями, которые обычно указаны в лоции реки и описании шиверы.
Управление судном в шивере требует специальных знаний, умения и опыта.
На шиверах во время сплава по рекам погибло и продолжает гибнуть значительное количество судов и людей — членов экипажа. Нередко на берегах реки у шиверы устанавливаются памятники или памятные знаки о погибших.
При прохождении шивер необходимо соблюдать определенные инструкциями Правила, экипаж — обеспечивать индивидуальными и групповыми средствами спасения на воде, предварительно обучать и тренировать. Решение о прохождении шиверы принимает лоцман или капитан судна, имеющие специальную подготовку, знания и опыт.
Обязательное дублирование штурманской прокладки курса судна помогает избежать возможных ошибок в текущем определении местонахождения судна и обеспечивает необходимую безопасность сплава.
В ситуации, когда имеют расхождения в штурманском определении места судна на реке и по карте между капитаном, штурманом или лоцманом — сплав немедленно прекращается до выяснения истины. Право на решение о прекращении сплава имеют все трое: капитан, штурман (или лицо его замещающее), лоцман. Распоряжение на немедленное прекращение сплава не обсуждается и оперативно выполняется экипажем судна всеми возможными способами и средствами.
Даже если прекращение сплава было вызвано ложными причинами и привело к задержке сплава и потере времени, — такие действия не вменяются в вину должностному лицу, отдавшему распоряжение.
При неблагоприятных условиях принимают решение отказаться от прохождения шиверы. Дожидаются изменения гидрологических условий или осуществляют полный или частичный обнос шиверы по берегу реки.
Право на отказ от сплава по шивере
Согласно существующим в Российской Федерации Правилам, любой член экипажа имеет право отказаться от прохождения шиверы на борту судна, высаживается на берег и обходит шиверу по берегу. Никто не вправе отказать в таком решении члену экипажа или обсуждать его действия. В случае препятствования высадке на берег или попытках оказать психологическое «давление» на человека, отказавшегося от сплава, виновные в таких действиях подлежат судебному разбирательству.
Услуги лоцмана
На отдельных участках реки прокладку курса и управление судна в шивере берет на себя лоцман, принятый на борт судна по решению капитана.
ПРИОЗЕРСКАЯ КРУГОСВЕТКА
ВУОКСА — ТИХАЯ — ЛАДОГА — ВУОКСА
Часть первая
Озеро Вуокса и река Тихая
Река Тихая была первой рекой на которую я взглянул в прошлом сезоне, намереваясь осуществить первый сплав на байдарке. Но мне пришлось отложить её до лучших времён, когда нашего опыта будет достаточно для выхода в Ладожское озеро. Позже, мы дважды побывали в водах Ладоги, но уровень воды в реках к тому моменту сильно упал и я не решился выходить в Тихую из-за боязни повредить судно на порогах и шиверах по низкой воде.
В этом году, успешно открыв сезон сплавом по маленькой речушке Беличья протока, где воды было более чем достаточно, я решился осуществить поход по реке Тихой с выходом в Ладожское озеро. А чтобы не озадачиваться проблемой заброски или выброски, я надумал замкнуть маршрут в кольцо. План был таким:
Мы стартуем от железнодорожного вокзала в Приозерске и выходим в озеро Вуокса, далее следуем вниз по течению реки Тихой и попадаем в Ладогу, там ночуем на ближайших островах, утром огибаем населённый пункт Сторожевое, входим в рукав реки Вуокса вверх по течению и возвращаемся в точку старта.
План предстоящего маршрута
Река Тихая, судя по нескольким отчётам в сети интернет, не представляла большой сложности. Выход в Ладогу и поиск места стоянки на островах зависел только от погоды и нашей выносливости, как и переход до устья Вуоксы. А вот последний этап маршрута по этому рукаву реки, предположительно с течением и шиверами, по которому нам придётся идти вверх, вызывал некоторые сомнения. Но он был оставлен мной для ознакомления в реальных условиях, тем более, что его описаний найти мне так и не удалось. Меня успокаивало то, что этот отрезок находился в непосредственной близости к городу Приозерск, что давало нам возможность легко выбраться оттуда при аварийном сходе с маршрута или при отказе его продолжать.
Сборка байдарки на лодочной станции
Ранним субботним утром, по свободной от дачников трассе, мы прибыли в Приозерск, припарковались у вокзала и пошли посмотреть на место спуска на воду. Но как оказалось, вода здесь была настолько высокой, что собирать байдарку мне пришлось бы на маленьком сыром и покатом клочке суши, который в одном из отчётов значился, как самый близкий и удобный байдарочный стапель вблизи с железнодорожным вокзалом.
Мы переехали на лодочную станцию, находящуюся недалёку, заплатили за парковку и спуск судна на воду, собрали байдарку, загрузились и в 8:45 начали маршрут, который я назвал «Приозерская кругосветка».
Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина.
У нас настолько внушительный вид, что все принимают нас за геологов. Спрашивают, что приехали искать? «Конечно, золото!». Не знаю, поняли ли они, что золото – это пороги и трудности, которые мы преодолеем, забайкальское небо и тайга, горные реки, перевалы, на которые мы поднимемся, золото человеческих душ. Скорее бы отправиться в эту страну сверкания и искания. Ничего, что придется трое железных башмаков износить, пока дойдем до цели. Главное, дойти и найти золото.
(из ночных размышлений дежурного 12.06.63)
Витим, одна из самых диких и своеобразных рек Восточной Сибири. Рождается Витим на восточных склонах Икатского хребта, образуется при слиянии Витимкана с рекой Чина, стекающей со склонов Ципиканского массива. Витим на пути к Лене, огибая Витимское плоскогорье и вкрест пересекая хребты Станового нагорья, несколько раз резко меняет направление течения: северо-восточное — в самых верховьях, южное — после впадения Чины, восточное — после слияния с рекой Заза; ниже впадения Каренги река течет на север.
Дневник похода по реке Витим, июнь 1963года.
(клуб «Янтарь», Томская обл.)
Из Томска 9 июня 1963 года отправилась в поход группа под руководством Озерковского. Нас 6 человек. Озерковский Борис – руковод и по совместительству летописец. Иванова Люда – Соловушка, сестрица милосердия, от рюкзаков освобождение не дает, комментатор дневниковых записей. Цуканов Виктор – охотник и крупный специалист по мелкой рыбешке. Прусаков Валька – завхоз. Иванов Юрий – крупный специалист по сплаву на плотах. Бирюкова Лариса – незаменимый человек, крупный специалист по хлебу и по совместительству летописец. И провожающий нас Олег Булюбаш, подарил сувенир, который назвали Олежка.
Маршрут:
Водная часть с 13 по 30 июня — сплав по реке Витим от Романовки до Усть-Каренги, 410 км на плоскодонках, пройдено 14 крупных шивер по низкой воде. Пешая часть — от Усть-Каренги до Ксеньевки более 300 км через три перевала, пересекая реки Каренга, Нерча, Олёкма, Нерчуган, Джалир, Чёрный Урюм с заходом на гору Кропоткина 1908 м. На всём пути из жилья только заброшенный рудник Сырыгичи. Маршрут закончился 19 июля 1963г на станции Ксеньевка Транссибирской магистрали.
9 июня.
Подготовка к походу окончена. Кажется, все подсчитано, и снаряжение все имеется для этого большого похода. Купив билеты до Читы, покинули Томск в 18.30.
Поезд комфортабельный, вагон и наша шестерка + Олежка. Рюкзаки по-человечески едут на свободных местах! Тайгу встречали без особого энтузиазма. У каждого, наверное, с этой станцией связаны «приятные» воспоминания. Дальше обычная вокзальная суета, тоскливое ожидание. Неожиданно подается в 2 часа ночи дополнительный поезд 126, и начинаем размещать свои кости не ниже 3-й полки ( не смогли мы снизойти до простых обывателей, которым недоступно чувство высоты). Высота освоена и взята довольно быстро.
Приближается утро. Можно было бы начать и спуск.
10 июня.
Удивительно, но Борька проснулся первым. Его первая разведка насчет ресторана донесла. Что он имеется в 2-х вагонах от нас. Долго пребывать в состоянии голода не духе начальника, поэтому объявляется общий подъем. В 11 утра были в Красноярске.
Сигнал. Гудок и снова поезд мчит нас на Восток. Для пущей важности начальство (большое и чуть поменьше, Боря и Валя) десятый раз пересчитывают параметры, калории, деньги. Этот день принес нам драгоценное открытие, оказывается, среди нас есть талантливый мастер по починке туристической обуви. Видели бы вы, как преобразился в ее руках Валькин дырявый ботинок! Чудо, Чудо, Чудо!
11 июня.
На вторые сутки мы полностью захватили власть в купе. Жарища несносная. Ждем с нетерпением встречи с Байкалом. При виде наших милых рож Байкалище разулыбался. Сияет от радости и сверкает под лучами солнца! Мы тоже! Везде мы узнаем знакомые картины: Слюдянка, Мурино и т д до Улан-Удэ. На обсасывание и осуществление гениальной идеи: систематически обмеривать животы каждые 10 дней, ушел один день. Первое измерение дало результаты: Людка – 5 дырочек, Валька и Лариска – семидырочники, Борька и Юрка – 9 дыр, Цуканчик самый дырявый – 10дырищ. Пан Булюбаш (Олежка) за отсутствием живота отказался от измерений. Поезд Киев – Хабаровск, что-то наших солистов Люду и Витю потянуло на грустные хохлацкие песни. Ну и чудесно же у них получается! Вечер, в синей дымке горы! Хочется скорей в Читу и дальше, дальше…
12 июня.
Наши железнодорожные мучения и развлечения, кажется, подходят к концу. Чита и ее потомки встретили нас без духового оркестра и почетного караула. Город Чита оказался красивым. И подарил миру таких туристов, у которых мы смогли взять подробные карты маршрута, услышать от них несколько былей и сказаний о славном Витиме. Они же нам пообещали, что острых ощущений будет в избытке. Получили очень много ценных сведений. Ночь проводим на вокзале.
13 июля.
И все-таки 13 – чертова дюжина и попробуйте нас в этом переубедить. У нас веские, неоспоримые доказательства. Встали с одеревеневшими суставами в 5 утра, с целью уехать на первом автобусе. Но на 13-е все билеты были распроданы раньше, видимо, у читинцев это число особо почитаемо. А дальше начинаются сплошные растраты. Ну, где это видано. Чтобы томские бродяги на ЗИМе, да, да на ЗИМе проезжали 160км и оплачивали на 320 км. В Валькиной голове, наверное, прибавилось 32 седых волоса за те 32 рубля, которые он дрожащей рукой, отдал шоферу – вымогателю, точнее советской таксомоторной компании. Очень хотелось всем скорее увидеть Витим. Какой-то он?!
Около Романовки какой-либо грандиозной величественной картины мы не увидели. И даже не верится, что он таит в себе столько опасностей и коварства, разве только в его красновато-багряной воде есть что-то угрожающее. А вообще-то в этом районе милая мирная река. Вот только почему-то она к 13 июня совсем обмелела, что почти лишает нас возможности сплавляться на плотах, да и сухостоя в районе нет.
В Романовке узнали подробности и детали о нашем Витиме. Боря. Валя и Люда скрупулёзно в течение дня под забором записывали эти детали. Затем пошли выбирать место для стоянки. Выбрано было в 1.5 км, куда тащились целый час, останавливаясь каждые 300-400м. Дальше все как обычно: костер, палатка, ужин, Витюля на рыбалке, и только необыкновенно красивый закат! (Пишу, а комары садятся даже на тетрадь)
На причале в Романовке. (двое Ивановых и притомившаяся Лариса)
14 июня.
Главное для нас на данном этапе достать лодку, т е к сожалению купить. Для свершения акта купли-продажи отправились босс и Валя, но потом им пришлось позвать на помощь и Витю с Юрой. Так в Романовке народ очень хороший, но в отношении цен на лодки несгибаемо стойкий на высоком уровне.
Два дня ушли на переписывания лоции реки Витим.
21 июня.
Утром проснулись от шума буксиров. Оказывается, пока мы проходили сложную часть водного маршрута, которая заканчивалась шиверами Мотафониха и Б. Ингурская, вода прибыла и пошли баркасы. Вышли в 10 часов, немного прокатились, уцепившись за баркас, потому что наша вторая лодка отстала. Село Ингур проскочили, догоняя буксир. На берегу видно несколько домиков. Магазина там нет, и мы решили не высаживаться. С буксирами доехали до Усть-Талый. И немного ниже его, остановились на обед.
На прицепе к буксирам. Л. Иванова
После обеда отплыли своим ходом. Пошел дождь, и мы под дождем прошли примерно 4 км и остановились. Левый берег крутой, правый менее крутой. Хотели найти гору Обручева, но она или дальше, или ничем не выделяется, но только ее не видно.
24 июня.
Ночь холодная! В такие ночи только Боря не мерзнет. Но сегодня его тайна раскрыта. Просто одеяло, рассчитанное на две души, он хищнически использует для согрева своей единственной душонки. «Нет уз святее товарищества!». Завтракаем, как всегда, с приправой – жизнерадостным смехом. Снова сборы. «Топор взяли?» «Взяли». Какой-то серый день. В лодке целый аквариум. На обед опять уха.
Мели, как их много. Гребем, настроение немного похуже, это видимо, вызвано обмелением реки. Встречный ветер. Лучше б, если бы наоборот. Вдруг вспомнили о бинокле. « Как сейчас помню, в мешок не положил». Выстрелом дали знать на «Эх, прокачу!» о ЧП. Дальше по пословице «Дурная голова ногам покоя не дает», потопали обратно. Утомительное ожидание. «Эх, прокачу!» встречает флагмана нецензурной критикой.
Дождь! Дождь! Дождь! Проходим Бугудинские мели, до Яра около 50км, обрадовали нас в Бугунде (один дом, одна собака и семья какого-то монгола). На правом берегу какой-то домишко без окон и дверей. Оказалось это местечко Шуруп, сюда приезжают охотники-заготовители, косцы из Красного Яра. Встречают везде очень приветливо. Холодно. Есть несколько радикальных средств от холода: Мощные гребки, Смех и Прокричать песню, стихи. Останавливаемся примерно в 20км от Красного Яра.
30 июня.
На сегодня запланирована дневка. Пересчитываем продукты, укладываем шмотки. Основной груз отправили оленями, и с облегченными рюкзаками пошли к топографам. Встретили нас очень радушно, сгущеночкой. Мы пришли со своим гороховым супом и колбасой. Вечером занимались, кто, чем хотел.
Завтра рано вставать и путь предстоит довольно трудный. Завтра покинем Каренгу с чувством большой горечи, ведь наша флотилия осталась без руля и ветрил, на растерзание аборигенам. Купить лодки никто не захотел, пришлось бросить.
2 июля.
Спать улеглись уже во втором часу ночи. 600 минут во власти Морфея, но власть довольно приятная и никто не протестует.
Наши бывалые туристы не ищут легких дорог, и Витя, Юра и Борис с Ю.А. отправляются в поисках трудностей в путь через голец по горелому стланику и камням. А мы болезненные и ревматические потащимся по тропе за оленями.
Вообще, эта первая стоянка с оленями для всех как-то необычна и интересна. Мы на оленей обращаем больше внимания, чем они на нас. Переплавляем оленей на ту сторону реки. Ким и Володя готовят оленей в путь.
Ползем по болоту. Володя старается наступать на кочки, Лариса мимо кочки, благословляя ерник. Как всегда наши неизменные спутники слепни, их сменяют комары. Редколесье или старые гари – вот и весь ландшафт, где-то далеко горы. Вышли на тропу, которая идет вдоль реки. Начал попадаться стланик и груды поседевших камней, поросших оленьим мхом. Встречается щавель. Идем вверх. Впереди знакомый дым. Время 21 ч. Ставим палатки, варим ужин, пьем чай и ждем наших. Что-то задерживаются наши покорители вершин.
Слышится знакомая мелодия, идут. Усталые, измученные, грязные и мокрые, но очень довольные. «Мальчишки, мальчишки, ну как не завидовать вам?!». Все-таки было скучно без них.
3 июля.
Встали довольно рано. Поднимаемся на перевал по тропе вдоль ручья. Вчерашний болотный взвод поднялся, даже не держась, за хвосты оленей. Теперь все время вниз. Подошли к месту аварии вертолета. Ребята и Ю.А. посмотрели все, что можно было увидеть и потрогать на этих жалких останках. Взяв, на память по болту и вставив перо в хвост вертолета, наконец, пошли дальше. Догоняем оленей. Тропы нет, Ким по каким-то неуловимым для простых смертных признакам, через болота точно выводит нас к р. Нерче. Прохладно, ветер. Как-то незаметно протопали 20км. Охоту на щук возглавил, конечно, Володя. И вечером снова уха из щуки. Немного посидели у костра, поговорили. Все стихло, даже комары угомонились, и только шумит рядом перекат Нерчи.
4 июля.
После трехдневного перехода, отдыхаем вместе с топографами, т е спишь, хотя уже не хочется спать, ешь, пока не лень наполнять ложку, и делаешь попытку найти какое еще развлечение. Люда открыла сапожную мастерскую. Мужчины пытались что-нибудь поймать. Витя с Людой влезли на огромное дерево, там не было комаров. В обед наслаждались жареной щучкой. Ужин тоже праздничный, вернее необычный для нашего ассортимента блюд – ЩИ. После все собрались у костра, пели, разговаривали.
7 июля.
Выходим в 8 утра. Тропа хорошая, жарко весь день. Слева все время высоко. Останавливаемся на ночлег на берегу реки.
9 июля.
Вчера спешили к зимовью, чтобы сегодня устроить дневку. Хорошо, дневка! Подъем не объявляется, но поднялись все к 9 утра. Все довольны. Никому ничего делать не хочется, на небе чисто. Начинается самое торжественное – топим баню! Хорошо греется она, медленно. Маленькая избушка, стоят два бака, в одном топка, в другом вода. За 2.5 часа нагрели, проверили, можно мыться. Первые – ребята. Отлично! После бани Лариса приготовила шоколад, все рады.
10 июля.
С утра штурмуем перевал. Тропа похожа на очень плохую проселочную дорогу. Как всегда на перевале любуемся открывшейся панорамой, ищем г. Буру. Кругом сыро, идем по колено в воде. Затяжной спуск и снова болота и беленькие цветочки. Забрались довольно высоко, а кругом болота, что значит Забайкалье, а не Кавказ. К обеду подошли к реке Олекма, гора Бура остается слева. Обедаем, развлекаемся, строим запруду. Соревнование, 4 минуты Валька и Лариса сидят в ледяной воде и орут «Бублик!». Поняв, что Валька уже задубел, силой вытаскиваем Ларису из воды и присуждаем победу Валентину. Сегодня прохладно, поэтому выходим раньше. Впереди еще один перевал, с него видно гору Кропоткина, вершину наших мечтаний! Любуемся. Облака рядом, а кругом цепи гор. Очередной спуск, пересекли два ручья и на третьем встали на ночлег. Место голое, у берега несколько лиственниц.
11 июля.
Боря утром вылез из палатки и, протерев глаза, взглянул на мир и воскликнул: «Горы, солнце, ручей, комары – красота!» Сборы и на перевал. Сначала, как всегда по мари, любуясь беленькими цветочками. Чем выше, тем тропа лучше, порой каменистая. Вокруг кедровый стланик. Перевал хороший, после обеда успели только спуститься. В нашем распорядке дня появилось новшество – полдник. Сегодня чай с брусникой. Прошли 7 км, забрались довольно высоко, примерно на 1400м. Вдали снежные вершины и цепи гор в синей дымке, очень величественные и гордые. Все немножко устали, останавливаемся у первого ручья. Чувствуется, что скоро конец похода.
13 июля.
Пытаемся обсохнуть, пьем кофе, ждем Вальку. Он уже успел забраться на ближайшую вершину, Вернулся мокрющий, но довольный. Был в гостях у облаков! Мы на ту же высоту, но уже поздно, облака и тучи промчались дальше. На вершине камни и скалы причудливой формы. Вспоминаются родные Столбы! У всех чудесное настроение. Пытаемся определить гору Кропоткина. А пока штурмуем соседнюю более высокую гору. И только здесь прямо перед собой увидели цель нашего путешествия.
Траверс попутного хребта начали без Люды. Она догнала нас одна у подножия вершины. Штурм горы Кропоткина прошел без приключений, общее ликование, записка, и возвращение в лагерь.
вид с вершины горы Кропоткина
14 июля.
Рано утром быстро снялись и почти бежали в поселок Сиригичи. Люде – перо! Остаток дня – разведка до аэродрома, брусничный кисель.
Л. Иванова. На прииске Сиригичи. Видна баня
17 июля.
До Джалира совсем недалеко. Всем как-то радостно и хорошо шагается. Недаром мы так стремились к Джалиру, реке с красивым названием. Среди холмов, тайги и лугов величаво несет он свои воды, порожистый и бурный. И далеко по тайге слышен ропот его волн. Идем по джалирскому лугу, цветы, цветы, цветы. Трава в Людин рост, вот только земляника еще зеленая. Дорога уходит куда-то в сторону. Ребята пошли выяснять. Возвращаются с радостными вестями: видели косцов 9 человек и 1 лошадь. Достали махорку. Хлеб совесть не позволила попросить. До Ксеньевки 72 км.
И все-таки, несмотря на то, что часто на пути родные болота с мелодичным чавканьем и жуткими кочками, трясиной, из которой с трудом извлекают Люду, иногда вместо Вити торчит один его рюкзак, и все-таки идется хорошо. Пятидесятиминутки проходят как-то незаметно, особенно после горошницы в обед. Останавливаемся на берегу Джалира, и только шумят перекаты, кругом тайга! На ужин – родная гречка, вспоминаем о Ване, масле, какао с воображаемой сгущенкой.
18 – 19 июля.
До Ксеньевки ведет вездеходная дорога, которая так же заболочена. Идем по берегу Джалира до впадения ее в р. Черный Урюм. Земляничные россыпи под ногами, топчем, спешим, еды совсем не осталось.
Сделали бросок в 25 км и к 18часам вышли к реке Черный Учум. Река широкая, около 70 метров. Перешли вброд, воды чуть-чуть ниже пояса, течение быстрое. Перешли, помылись. Через час были на станции в пос. Ксеньевка.
Поход окончен.