Шиповник сирень каштан жасмин боярышник что лишнее
Тестовый минимум для 1-2 классов
Тестовый минимум для второго класса
Исследование словесно-логического мышления (косвенно – обучаемости) – два варианта (по 4 субтеста). Время выполнения – 40 мин. Первый вариант для начала года, второй вариант для конца года.
Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговременной памяти.
Методика изучения свойств внимания и работоспособности – «Корректурная проба».
Понимание причинно-следственных связей.
Определение уровня саморегуляции.
Изучение уровня самооценки.
Исследование словесно-логического мышления
Вариант для начала года
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта
Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 4 субтеста по 10 проб в каждом.
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Умозаключения по аналогии
Направлен на изучение сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Направлен на изучение умения подвести понятия под общую категорию.
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста. Особо обратить внимание на пояснение инструкций к третьему субтесту.
Обработка полученных данных
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
В психологической литературе можно встретить различную систему оценок правильных ответов. В одних источниках [Битяно ва М. Р. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998] количество баллов за правильный ответ зависит от изначальной сложности каждой пробы. В других источниках [Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. – М.: Айрис Пресс, 2006] за каждый правильный ответ дается 1 балл, но в случае индивидуального обследования допускается ответ со второй попытки, правильный ответ оценивается уже как 0,5 балла. Мы предлагаем оценивать каждый правильный ответ 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 40 баллов в целом.
Отношение полученных и максимальных значений и есть актуальный уровень словесно-логического мышления.
Высокий уровень – 100 % – 80 %.
Средний уровень – 79 % – 60 %.
Ниже среднего – 59 % – 50 %.
Низкий уровень – 49 % и ниже.
Индивидуальные данные учащихся можно свести в единый график, где показаны результаты по каждому субтесту, например:
Тесты для диагностики УУД в первом классе
Методики проведения диагностики УУД
Методика №1 «Лесенка».
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме
Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.
Рисунок к методике «Лесенка»
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
При анализе полученных данных исходите из следующего:
Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Ступеньки 2-4 – средний уровень (адекватная самооценка).
Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Методика №2 Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Отрицательный ответ – 0 баллов;
Нейтральный ответ – 1 балл;
Положительный ответ – 3 балла;
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;
15–24 балла – средний уровень мотивации;
10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.
2) Мне в школе не очень нравится.
3) Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением.
2) Бывает по-разному.
3) Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.
2) Бывает по-разному.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто.
2) Рассказываю редко.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель.
2) Не знаю, затрудняюсь ответить.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе.
2) У меня мало друзей в классе.
3) У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники.
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.
3) Мне не нравятся мои одноклассники.
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий
Методика № 3 « Тест простых поручений».
Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается (см. Приложение 2 « Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников» ).
Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.
1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».
2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».
3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.
4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.
5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.
6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).
7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.
8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».
Рисунок к методике «Тест простых поручений»
Обработка результатов:
За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.
При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.
7-8 баллов – высокий уровень;
4-6 баллов – средний уровень;
Диагностика познавательных универсальных учебных действий
Методика №4 Исследование словесно-логического мышления
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.
10 – 17 баллов – средний уровень;
0 –9 – низкий уровень.
подошва
фасоль
всегда
указка
верблюд
мост
день
Нестеров
песок
жидкая
лебедь
февраль
Москва
корень
число
страус
каштан
Москва
вкусный
Ключ к методике
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Река, озеро, море, мост, болото.
Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Методика №5 «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей (см. Приложение 2 « Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников» ).
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика №6 « Карта наблюдений».
Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом (см. Приложение 2 « Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников» ).
Оценка сформированности коммуникативных УУД:
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методика исследования словесно-логического мышления
09.12.2013 11:04 Автор: Admin
Методика исследования словесно-логического мышления
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта
Цель : исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.
3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.
4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Оборудование : опросник, включающий четыре вербальных субтеста.
Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.
Описание методики : в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.
Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего».
Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Инструкции ко всем субтестам:
I субтест » Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).
II субтест «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните».
Логическое мышление младших школьников. Тесты.
Тест Замбацявичене Э.Ф.
Методика состоит из 4 субтестов, предназначена для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых умения анализировать и дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «Пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений, т. е. к классификации.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь сравнивать и установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выполнение умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящие в каждое задание субтеста). Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили бы довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица). 1,9
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 2,8
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) 2,7
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) 2,3
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец) 2,6
6. Отец старше своего сына ( часто, всегда, иногда, редко, никогда) 2,2
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник) 2,8
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 3,4
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 2,8
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 2,6
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2,3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2,5
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7
сорняк, роса, садик, цветок, земля
очки, больные, палата, больной, термометр
клюв, чайка, гнездо, яйца, перья
чулки, подошва, кожа, нога, щетка
солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
стекло, температура, кровать, больной, врач
река, моряк, болото, парус, волна
острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
1. Метла, лопата … 2,6
2. Окунь, карась … 3,0
4. Огурец, помидор … 2,2
5. Сирень, шиповник … 2,6
8. Слон, муравей … 2,2
10. Дерево, цветок … 2,2
1. Каждый ответ по субтестам оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
3. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высокий уровень умственного развития);
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития);
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).
Тест Тихомировой Л.Ф. и Басова А.В.
Уровень познавательного развития школьника в 3-4 классах эффективно определять при помощи специальных тестовых заданий. Обследованию подлежат умения проводить анализ, сравнение, обобщение, классификацию. Один из вариантов теста с такими заданиями предложен Тихомировой Л.Ф. и Басовым А.В.
Задание 1. В приведенных словах буквы переставлены местами. Напиши эти слова. 1) упкс, 2) ашнрри, 3) вцтеко, 4) окамдирн, 5) лкбуинак.
Задание 2. Перед скобками – слово, а в скобках – еще 5 слов. Найди 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. 1). Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага); 2). Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина); 3). Огород (забор, земля, растение, собака, лопата); 4). Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка); 5). Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).
Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его. 1). Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной; 2). Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус; 3). Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность; 4). Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник; 5). Пословица, поговорка, басня, сказка, былина.
Задание 5. Предлагаются 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов). 1). Русский язык – математика; 2). Разность – частное; 3). Землетрясение – смерч; 4). Газ – жидкость; 5). Зависть – трусость.
Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 4-х, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на вашем листе это четвертое слово.
а) горючее, б) летчик, в) конструктор, г) аэродром.
а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник.
а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) вычитание.
а) видеть, б) лечить, в) жевать, г) рот.
а) понятие, б) склонять, в) название, г) образовывать.
а) металл, б) молекула в) отталкивание, г) движение.
а) паводок, б) наводнение, в) осень, г) лето.
а) сказка, б) богатырь, в) поэзия, г) драма.
При оценке результатов за каждое правильно выполненное задание учитель начисляет 1 балл.
Задание №1 – выявляет наличие или отсутствие у школьников навыков теоретического анализа;
задания № 2 и № 5 – способность к обобщению на основе существенного признака;
задание № 3 – сформированность навыка сравнения;
задание № 6 – умение устанавливать отношения между понятиями. По каждому из заданий с № 1 по № 5 максимально можно получить 5 баллов.
Оценки распределяются следующим образом:
Средний уровень – 2-3 балла.
Низкий уровень – 0-1 балл.
По заданию № 6 – осуществляется 10- балльная оценка:
Высокий уровень – 8-10 баллов.
Средний уровень – 4-7 баллов.
Низкий уровень – менее 4 баллов. Общий итог проводится на основе суммы баллов по всем 6 заданиям.
При этом уровневые показатели выглядят следующим образом:
28 – 35 баллов – высокий уровень,
22 – 27 баллов – выше среднего, 15 – 21 балла – средний уровень,
Практическое задание 3. Теория и методика физического воспитания
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Практическое занятие 3
Обучающийся Самохвалов Егор Ильич
Пешкова Наталья Александровна
Подготовьте перечень УУД, формируемых на уроке открытия нового знания по теме «Карта России». В разных программах начальной школы эта тема может изучаться в разных классах, поэтому программа и класс на выбор. Результат запишите в таблицу.
Программа (автор учебника или УМК)
УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные
Иметь представление о том, что такое карта;
Научиться читать карту;
Научиться правильно показывать объекты на карте.
Регулятивные УУД: определить цель урока с помощью учителя, понимать то, что уже знают и что ещё нужно узнать
Познавательные УУД: освоение правильного чтения карты, правильно показывать объекты на карте
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками, слушать и понимать других, отвечать на поставленные вопросы преподавателя
Обучение навыкам работы с одноклассниками в практической работе.
Представление того, на сколько богата и разнообразна наша страна.
Выберите два метапредметных универсальных учебных действия (УУД) из предыдущего вопроса. Составьте на каждое УУД по одному заданию для детей, которые можно встроить в канву урока. Тема «Карта России». Класс и программа на выбор. Результаты занесите в таблицу.
Программа (автор учебника или УМК)
УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
Формируемое УУД: Регулятивные
Задание: Самим оценить свою работу на уроке (умение оценивать свою работу на уроке)
Формируемое УУД: Познавательные
Задание: Ознакомиться с инструкцией карты
(умение работать у доски, извлекать полезную информацию)
Формируемое УУД: Коммуникативные
Задание: В парах рассмотреть фотографии и найти эти места на карте
(умение работать в парах)
Подберите 2-3 методики, с помощью которых можно провести диагностику интеллектуальных способностей учащихся (мышление, внимание, память и пр.). Дайте этим методикам краткое описание. Не забудьте указать авторов и ссылку на источник.
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПАМЯТИ»
Цель: определение преобладающего типа памяти
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ
Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей
(Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики
для определения уровня умственного развития нормальных
и аномальных детей (на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
• Дефектология. С. 28-33.)
Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.
Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.