Ширли мырли про что
Смысл фильма Ширли-мырли 1995
Фильмы Владимира отличаются редкой глубиной и любовью и России. Фильм «Ширли-мырли» отличается от прежних работ режиссёра, и зрители не сразу поняли создателя картины. Но любовь к родной стране показана и в этой комедии.
О чём фильм Ширли-мырли
Действие фильма происходит в России. Талантливый вор-редицивист Василий Кроликов украл огромный алмаз, названный «Спаситель России». Благодаря способности перевоплотиться в кого угодно, похититель сделал это тонко и с юмором. Теперь за алмазом, а значит, и за Кроликовым охотятся и милиция, и мафия.
Василий скрывается в квартире своей матери, которая раньше работала проводницей поезда «Москва-Херсон». У неё дома Кроликов узнаёт тайну своего рождения — у него есть брат-близнец, а настоящий отец их — еврей по национальности.
По ошибке вместо Кроликова арестовали его брата, известного дирижёра Иннокентия Шниперсона. И Василию пришлось заменить брата-близнеца на его собственной свадьбе с американкой Кэрол Абзац. Много забавных ситуаций происходит во время фильма. И везде не обходится без весёлого Кроликова и его интеллигентного брата. Неожиданно выясняется, что братьев-близнецов трое. Третий — цыган Роман Алмазов. Братья находят общий язык.
Сотрудник милиции Жан-Поль Николаевич Пискунов находит алмаз «Спаситель России» в кадке с капустой. И все в огромном самолете летят отдыхать на Канарские острова на 3 года. А стюард самолёта — ещё один близнец, Патрик Кроликоу. Самолёт пролетает над бескрайними просторами, и снизу пассажирам машут братья-близнецы Кроликова всех возможных наций России, Японии и США.
Смысл названия
Название фильма на самом деле означает ерунду и чушь. Она прекрасно показывает всю непростую ситуацию в стране после перестройки.
В чем смысл фильма Ширли-мырли
Яркая, искромётная буффонада комедии идеально отображает состояние России после перестройки. Создателю фильма Владимиру Меньшову удалось показать всё то, что замечал каждый житель страны, но боялся сказать даже самому себе.
Жизнь как зеркало
Фильм насыщен событиями. Всё происходит быстро, нет порядка, стройности. И это любопытное построение сюжета отражает реальность тех лет.
В стране действительно всё было сумбурно. Народ, не привыкший к новой реальности, не понимающий, что происходит, переживал весь хаос, творившийся после перестройки. Создатели фильма вынесли ситуацию на суд зрителя, придали ей лёгкости и комичности.
Новые порядки
В фильме просматривается акцент на печальный порядок в те времена. Милиция потеряла свой авторитет, и на смену стражам порядка, до этого пользующимся уважением, пришли бандиты, или так называемая мафия. Создатели фильма намеренно подчеркнули этот печальный факт. Мафия вдруг стала престижной в России.
Эта прослойка общества перетянула на себя обязанность милиции — защищать.
Все люди-братья
Основной идеей, которую хотел показать режиссёр в своей комедии, стали отношения между разными национальностями.
Он хотел показать всю важность понимания других наций, уважения к их обычаям и порядкам, их менталитету. Задумка создателю картины удалась, каждый задумался о том, сколько вокруг людей всех возможных наций, и у каждого свои мысли и чувства.
Русская мечта
«Спаситель России» прекрасно отражает все состояние страны тех времён. Многие жили небогато, не знали, чем заняться в новых условиях. И тонкая сцена фильма, когда все летят на Канарские острова на три года показывает мечты людей — избавиться от беспорядка и чувства неопределённости, и улететь на райские острова, к красивой и спокойной жизни.
Американская мечта
С юмором показаны и отношения России и США тех времён. Помощь вроде бы все видели, но не было чувства, что относится Америка к нашей стране как к равной. Грустно всем от сцен в фильме, где Америка преподносится как высшее государство, где царит порядок и благосостояние.
Но создатели не собирались идеализировать Америку, они показали не только её недостатки, но и патриотизм русского народа.
Музыка перемен
Подчёркивает большие перемены в жизни страны после перестройки и музыка в фильме. На концерте, где Василий Кроликов вынужден был заменить своего брата, дирижёра Иннокентия Шниперсона, классический концерт превратился в весёлое представление с чисто русскими, давно забытыми мелодиями.
И серьёзно настроенный на строгую классическую музыку зал подхватил родные мотивы и развеселился.
Смысл финала
В конце фильма все улетают на Канарские острова. Все страсти утихли, все выглядят спокойными и умиротворёнными.
И в этом кроется особый пророческий смысл. Создатели фильма пытаются донести до зрителя чёткое осознание того, что хаос непременно закончится. Впереди людей ждёт спокойная жизнь. Бескрайние просторы, которые видят все из самолёта, подчёркивают общую картину умиротворения.
Внизу, среди лесов и юрт, глухих деревень и шумных городов счастливцев, улетающих на острова мечты, приветствуют люди разных национальностей. И все они похожи на Василия Кроликова. Эта сцена подчеркивает основную идею фильма о том, что все люди-братья. Кроме основной мысли о братстве народов режиссёр хочет сказать, что мечты должны сбываться, даже такие безумные, как путешествие на Канарские острова на три года.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 3
Ширли-мырли (фильм)
Ширли-мырли (фильм)
Ширли-мырли | |
Жанр | |
---|---|
«Ши́рли-мы́рли» — комедия-фарс Владимира Меньшова, относящаяся к поздним представителям «перестроечного кино». Название фильм получил по незамысловатой мелодии, напеваемой главным героем.
Содержание
Сюжет
В Якутии при разработке алмазной трубки «Бесперспективная» был найден алмаз необычайных размеров, получивший название «Спаситель России». Величина его такова, что продажа может обеспечить «всем жителям страны трёхлетний отдых на Канарских островах». Алмаз самолётом транспортируют в Москву, однако в результате он оказывается в руках переодетого главой КГБ мафиози Козюльского (Армен Джигарханян). У того, в свою очередь, его похищает аферист Василий Кроликов (Валерий Гаркалин).
Кроликова с алмазом ищет государство в лице капитана милиции Пискунова (Игорь Угольников) и Козюльский (Армен Джигарханян) со своими помощниками. И те, и другие устраивают засаду на квартире мошенника, где живёт его мама Прасковья Алексеевна (Инна Чурикова) и часто появляется сосед (Олег Ефремов).
Вскоре им почти удаётся схватить Кроликова, но тот на глазах у них проглатывает алмаз. Пискунов везет авантюриста в больницу, откуда Кроликов снова сбегает. По ошибке милиция хватает пианиста Иннокентия Шниперсона, который оказывается близнецом Кроликова, разлучённым с ним в детстве. Об этом ему рассказывает мать Прасковья Алексеевна, оказавшаяся тёткой. Кроликов, давний антисемит — в шоке от новости, что он частично еврей.
Шниперсона вскоре вынуждены отпустить после жалобы президента России. Тот едет на свадьбу с американкой Кэрол Абзац, но прямо на свадьбе его похищают люди Козюльского (Армен Джигарханян). Они пытают пианиста, пока Кроликов за него дирижирует концертом и празднует свадьбу. Освободившийся Шниперсон с Прасковьей Алексеевной едет на свадьбу, где застаёт жену в объятьях близнеца. Но радость встречи братьев заставляет их забыть обиды.
В это время в милицию за конфискованными Пискуновым правами является кандидат в депутаты, борец за права цыганского народа Роман Алмазов — третий близнец, и милиция хватает очередного «Кроликова». Когда это показывают по телевидению, в шок приходит ненавидевший цыган Шниперсон. Чтобы спасти брата, пианист разыгрывает явку с повинной, а затем Кроликов обзванивает журналистов, которые поднимают скандал и освобождают Иннокентия.
Тем временем Роман подменяет пианиста на свадьбе, из-за чего у него начинается разлад с женой Земфирой. Козюльский и товарищи пытаются схватить пианиста, но неудачно. В итоге трое братьев встречаются, и после долгого препирательства о национальном вопросе, приходят к выводу, что национальности не важны, хотя негров все трое не любят. В это время на свадьбе завязывается бой с участием мафиози, милиции и охраны посла, и всех эвакуируют спецназовцы на вертолётах. В зале остаются только Пискунов и его помощник, которые, выпивая, находят в ведре с квашеной капустой искомый алмаз, якобы проглоченный Кроликовым.
В финале, все персонажи летят на Канары на деньги от проданного алмаза. В салон входят двое негров, в одном из которых Прасковья Алексевна с изумлением узнает ещё одного брата. Численность братьев и сестёр разных национальностей остаётся загадкой, так как в конце фильма показана гипербола — Кроликовы по всей планете, и даже село Кроликово.
Ширли-Мырли (фильм)
Ширли-Мырли (фильм)
Ширли-мырли | |
Жанр | |
---|---|
«Ши́рли-мы́рли» — комедия-фарс Владимира Меньшова, относящаяся к поздним представителям «перестроечного кино». Название фильм получил по незамысловатой мелодии, напеваемой главным героем.
Содержание
Сюжет
В Якутии при разработке алмазной трубки «Бесперспективная» был найден алмаз необычайных размеров, получивший название «Спаситель России». Величина его такова, что продажа может обеспечить «всем жителям страны трёхлетний отдых на Канарских островах». Алмаз самолётом транспортируют в Москву, однако в результате он оказывается в руках переодетого главой КГБ мафиози Козюльского (Армен Джигарханян). У того, в свою очередь, его похищает аферист Василий Кроликов (Валерий Гаркалин).
Кроликова с алмазом ищет государство в лице капитана милиции Пискунова (Игорь Угольников) и Козюльский (Армен Джигарханян) со своими помощниками. И те, и другие устраивают засаду на квартире мошенника, где живёт его мама Прасковья Алексеевна (Инна Чурикова) и часто появляется сосед (Олег Ефремов).
Вскоре им почти удаётся схватить Кроликова, но тот на глазах у них проглатывает алмаз. Пискунов везет авантюриста в больницу, откуда Кроликов снова сбегает. По ошибке милиция хватает пианиста Иннокентия Шниперсона, который оказывается близнецом Кроликова, разлучённым с ним в детстве. Об этом ему рассказывает мать Прасковья Алексеевна, оказавшаяся тёткой. Кроликов, давний антисемит — в шоке от новости, что он частично еврей.
Шниперсона вскоре вынуждены отпустить после жалобы президента России. Тот едет на свадьбу с американкой Кэрол Абзац, но прямо на свадьбе его похищают люди Козюльского (Армен Джигарханян). Они пытают пианиста, пока Кроликов за него дирижирует концертом и празднует свадьбу. Освободившийся Шниперсон с Прасковьей Алексеевной едет на свадьбу, где застаёт жену в объятьях близнеца. Но радость встречи братьев заставляет их забыть обиды.
В это время в милицию за конфискованными Пискуновым правами является кандидат в депутаты, борец за права цыганского народа Роман Алмазов — третий близнец, и милиция хватает очередного «Кроликова». Когда это показывают по телевидению, в шок приходит ненавидевший цыган Шниперсон. Чтобы спасти брата, пианист разыгрывает явку с повинной, а затем Кроликов обзванивает журналистов, которые поднимают скандал и освобождают Иннокентия.
Тем временем Роман подменяет пианиста на свадьбе, из-за чего у него начинается разлад с женой Земфирой. Козюльский и товарищи пытаются схватить пианиста, но неудачно. В итоге трое братьев встречаются, и после долгого препирательства о национальном вопросе, приходят к выводу, что национальности не важны, хотя негров все трое не любят. В это время на свадьбе завязывается бой с участием мафиози, милиции и охраны посла, и всех эвакуируют спецназовцы на вертолётах. В зале остаются только Пискунов и его помощник, которые, выпивая, находят в ведре с квашеной капустой искомый алмаз, якобы проглоченный Кроликовым.
В финале, все персонажи летят на Канары на деньги от проданного алмаза. В салон входят двое негров, в одном из которых Прасковья Алексевна с изумлением узнает ещё одного брата. Численность братьев и сестёр разных национальностей остаётся загадкой, так как в конце фильма показана гипербола — Кроликовы по всей планете, и даже село Кроликово.
Никто ничего не понял, но было смешно: как снимали «Ширли-мырли»
В день рождения самого народного режиссера СССР и России Владимира Меньшова, – ему могло бы исполнится 82 года, – вспоминаем историю самого странного, но и самого смешного его фильма.
«Ширли-мырли» не многие поняли сразу. Как и не все в момент краха Советского Союза осознали, что последует дальше и как теперь придется жить. Чтобы приспособиться и оценить, потребовалось время. С картиной вышло также, – пожалуй, только в десятые годы нового века стало понятно, что Меньшов снял нечто особенное и по-своему замечательное. Тогда его стали часто расспрашивать про картину, поэтому история ее хорошо известна.
Идея из ничего
Однажды к Меньшову на студию пришли сценаристы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов. Предложили что-нибудь написать, – да, теперь приходилось самим ходить и выпрашивать себе работу. Режиссер предложил простенькую комедию положений с незамысловатым сюжетом, например, про то, как в роддоме перепутали двойняшек. Хотя, чего мелочиться, пусть будут тройняшки.
Он все заново переписал и стал соавтором. Тогда возник следующий вопрос: раз уже сценарий готов, то почему его не поставить?! Он тогда еще подумал, может быть комедия-фарс о гигантском алмазе, который спасет Россию, – как раз то, что за нужно современному зрителю, пытающемуся выжить в новой реальности?! Подумал и пошел к директору «Мосфильма» Владимиру Досталю за деньгами. Тот, кстати, выделил непомерную по тем временам сумму – миллион долларов. Если пересчитать на рубли 1:2000, получалась вообще какая-то нереальная цифра со множеством нулей.
Актеры и роли
Меньшову была предоставлена полная свобода действий. Он мог приглашать любых артистов, открыто говорить о любых проблемах и даже ругаться в кадре матом, – главное, уложиться в бюджет и привести зрителей в кинотеатр. Режиссер сразу представлял, кто у него мог бы сыграть. Понимал, что нужны звездные артисты, в конце концов, жанр к этому обязывает. В советское время собрать подобный состав было под силу только Рязанову в «Гараже», да и то ему пришлось уговаривать худруков театров и ударно снимать с девяти до шести всего за месяц. Но в 90-е большинство артистов были не заняты, – кино снимали редко, а театр и без них мог обойтись. Поэтому Игоря Угольникова, Инну Чурикову, Леонида Куравлева, Армена Джигарханяна, Нонну Мордюкову и других даже уговаривать не пришлось.
Проблема была только с главным героем, – ему предстояло сыграть сразу четверых, хоть и братьев, но выросших в разных культурах. Меньшов искал долго, мучительно, и ничего не находил. Оказалось, что среди 30-40-летних артистов никто не обладал комическим даром масштаба Андрея Миронова или Олега Табакова. Последнему он даже предложил сыграть Кроликова и близнецов, но поставил условие похудеть килограмм на 20. Тот в ответ только посмеялся.
Потом он прочитал в газете, что Гаркалин, оказывается, хороший комедийный артист. Лицо он помнил, а о способности смешить людей слышал впервые. Позвал на пробы, – не понравилось. Но время шло, а нужный актер не находился. Посмотрел пробы еще раз, решил, что все не так плохо. Сходил в театр и убедился, что все еще лучше. Опасения все равно, конечно, были, но Гаркалина все же утвердил.
Исполнение желаний
Снимали фильм легко и весело. Меньшов доверял своим артистам и позволял им импровизировать. Те выкладывались по полной. Гаркалину досталось больше всего. Его герои-братья часто появлялись в одном кадре, а зеленого фона тогда еще не существовало. Артист просто отыгрывал партии в разных частях декораций, а потом при монтаже кадры склеивали.
То, что в 90-е годы действительно творился бардак и хаос, почти такой же, как в картине Меньшова, доказывает история Игоря Угольникова, который в последний день съемок умудрился развести целое отделение милиции. В кино актер играл следователя Пискунова. Тот по пятам идет за украденным алмазом, но никак не может изловить преступника. По ходу действия на его погонах становилось то больше, то меньше звездочек, а под конец он «дослужился» до маршала. И так случилось, что накануне окончания съемок у артиста отобрали права. Будучи в форме Угольников вместе с партнером Сергеем Баталовым отправился в то самое отделение. Взяли наглостью и актерским мастерством, – ногой открыли дверь и потребовали немедленно вернуть документы. Стражи порядка при виде одной большой звезды на погонах сначала обомлели, а потом бросились исполнять приказ. Быстро, пока никто ничего не понял, артисты сбежали, прихватив документы.
Не приняли, не оценили
Премьера «Ширли-мырли» состоялась в 1995 году. Меньшов ожидал, что в кинотеатрах будут аншлаги, но не случилось. Хотя администраторы кинотеатра «Россия» уверяли, что подобного успеха у них давно не было, – на сеансы приходило до 500 человек.
Но больше всего режиссера расстроила реакция критиков. Фильм назвали «образом безвкусицы», обвинили в пошлости и отсутствии юмора. Но ему было не привыкать. Любимый народный хит «Москва слезам не верит» в профессиональных кругах тоже приняли плохо. Многие зрители тоже с ходу не поняли новое кино Меньшова. Хотя по сборам картина не только отбила вложения, но еще и заработала.
Признание к фильму пришло позже, – когда появилась возможно пересмотреть кино и оценить его заново. Тогда и оказалось, что более яркого портрета того странного и страшного десятилетия нет и быть не может. Что шуточки, хоть и сальные, но и правда смешные, а Гаркалин чудо как хорош во всех своих четырех воплощениях.
Даже артисты, со скепсисом относившиеся к своим ролям в фильме Меньшова, спустя время поняли, что ошибались. Гаркалин рассказывал, что в начале нулевых ему как-то позвонила Чурикова. Сказала, что пересмотрела фильм и он ей неожиданно понравился. А еще похвалила себя, заявив, что с годами играет свою тетю-маму Прасковью Алексеевну все лучше.
Актерский состав фильма «Ширли-мырли»
«Ширли-мырли» — фильм 1995 г., снятый российским кинорежиссером Владимиром Меньшовым. Эта комедия с юмором и иронией описывает российскую жизнь после перестройки. Режиссер с сарказмом передал насущные проблемы постсоветского времени, о которых простой житель не стал бы говорить вслух. В статье описываются главные персонажи фильма и актеры, сыгравшие их. Материал подготовлен при поддержке онлайн-кинотеатра Okko.
Краткий сюжет фильма «Ширли-мырли»
В фильме «Ширли-мырли» 1995 года актеры, снимавшиеся ранее в драматических сценах, проявили свой талант, обыграв абсурдность ситуации.
В кино рассказывается об аферисте Василии, который похищает огромный алмаз из-под носа мафиози Козюльского. В процессе поимки милицией и мафией находчивого вора, обнаруживается брат-близнец Кроликова, дирижер Иннокентий Шниперсон.
В это же время в милицию приходит Роман Алмазов — борец за права цыган. Согласно истории Прасковьи Алексеевны, приемной матери Василия Кроликова, Алмазов — третий брат-близнец, отданный цыганам вскоре после своего рождения.
Роман подменяет брата в роли дирижера на свадебной церемонии. В ЗАГСе одновременно оказываются милиция, мафия и трое братьев-близнецов. В ходе потасовки всех присутствующих эвакуирует отряд спецназа, остаются только майор милиции Пискунов и его помощник. Случайным образом они находят алмаз в чане с квашеной капустой, и впоследствии майору дают звание маршала.
В финальной сцене главные персонажи летят на самолете на Канарские острова. На борту самолета обнаруживается, что чернокожий стюард Патрик — четвертый брат-близнец, сданный при рождении в американское посольство.
История завершается фрагментами, на которых показаны двойники Кроликова со своими женами, живущие в разных уголках планеты — от Японии до США.
Актерский состав и роли
Актеры, сыгравшие главных персонажей в комедии, знакомы зрителям своими ролями во многих советских и российских кинокартинах.
Валерий Гаркалин
Народный артист России Валерий Гаркалин известен своими ролями в таких картинах, как «Ландыш серебристый», «Катала» и др. В «Ширли-мырли» ему предстояло сыграть несколько ролей.
Все его персонажи — люди разных национальностей и профессий:
Мужчины оказываются кровными братьями, что придает большую сложность актерской игре.
Вера Алентова
Жена режиссера фильма и актриса Вера Алентова полюбилась зрителям после исполнения главной роли в киноленте «Москва слезам не верит», снятой также ее мужем.
В «Ширли-мырли» она также обыгрывает несколько персонажей — жен главных героев фильма:
Игорь Угольников
Персонаж Угольникова — неудачливый генерал милиции Жан-Поль Пискунов. На протяжении фильма его постоянно понижают в звании в результате неудачных операций по поимке афериста Кроликова. В конце фильма, обнаружив алмаз, капитана Пискунова повышают до маршала.
Игорь Угольников — советский и российский актер, режиссер и телеведущий, своими ролями известен как на телевидении, так и в театре.
Инна Чурикова
Народная артистка СССР Инна Чурикова — лауреат многих советских и российских наград, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В фильме она играет Прасковью Кроликову, приемную мать афериста Василия, оказавшуюся его родной тетей. На протяжении истории она раскрывает тайны происхождения всех четырех братьев.
Сергей Баталов
Сергей Баталов — заслуженный артист Российской Федерации, советский и российский актер. В фильме он играет незадачливого лейтенанта милиции, помощника Пискунова. Этот персонаж — один из самых комедийных в киноленте.
Леонид Куравлев
Заслуженный артист РСФСР Леонид Куравлев знаком зрителям по ролям в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Мимино» и др. В «Ширли-мырли» его персонаж — американский посол, который олицетворяет отношения России и США в постсоветское время.
Нонна Мордюкова
Заслуженная артистка СССР, обладательница многочисленных государственных наград. «Бриллиантовая рука», «Женитьба Бальзаминова» — наиболее запоминающиеся роли Нонны Мордюковой. В фильме она играет работницу ЗАГСа — веселую, но в то же время строгую женщину.
Олег Ефремов
Народный артист СССР, актер театра и кино. Из наиболее запоминающихся работ: «Три тополя на Плющихе», «Спасите утопающего», «Гори, гори, моя звезда». В фильме «Ширли-мырли» ему досталась второстепенная роль. Ефремов сыграл Николая Григорьевича, соседа Кроликовых.
Любовь Полищук
Актриса Любовь Полищук полюбилась зрителям благодаря комедийным и драматическим ролям во многих советских и российских фильмах. В картине она играет американку Дженнифер, жену посла США, богатую, утонченную леди, олицетворявшую процветающую Америку 90-х гг. прошлого века.
Олег Табаков
Российский и советский актер, кинорежиссер, обладатель государственных наград. В фильме играет алкоголика и хулигана Суходрищева. Его персонаж олицетворяет непростое постсоветское время, отчаяние и непонимание людей, как жить дальше. Роль пьяницы Суходрищева задумана Меньшовым как сатирическое, но безобидное высмеивание насущных проблем того времени.
Евгений Весник
Писатель, публицист, актер театра и кино. В фильме играет доктора, от которого сбежал аферист Кроликов, доставленный в больницу Пискуновым после того, как Василий якобы проглотил алмаз. Персонаж Весника иронически описывает период перестройки, когда советский народ старался бежать от проблем и непонимания.
Армен Джигарханян
Российский актер, театральный режиссер. В фильме играет одного из главных персонажей — «крестного отца», главаря мафии Козюльского. Его образ находил отражение в жизни России конца прошлого века. Мафия контролировала жизнь городов, отнимая авторитет у милиции.
Переворот власти держал в страхе людей, а бандиты стали престижной частью общества, пользующейся большим уважением.
Александр Ворошило
Советский актер и оперный певец, Народный артист РСФСР. В фильме сыграл поклонника дирижера Иннокентия Шниперсона.
Ролан Быков
Народный артист СССР, советский и российский актер, режиссер театра и кино. В фильме сыграл покупателя алмаза. Эта роль олицетворяет Россию как стремление достичь процветания общества, догнать западные страны в культурном и социальном плане.
Интересные факты
Режиссерская работа Владимира Меньшова принесла картине несколько наград:
Александр Федоров, российский кинокритик, описал картину как фильм с уникальным юмором, сатирически высмеивающим представителей социальных групп, иностранцев и пьяниц, проблемы постсоветского времени и жизнь в новой России.