Шива самхита что это
Шива самхита что это
(перевод с санскрита Александра Ригина, приводится по изданию «Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов», Киев, 1994)
Глава 1. Единственное существование
1.2. Я, Ишвара, возлюбленный моих почитателей и дающий всему сотворенному (возможность) духовного совершенствования, провозглашаю науку Йоги.
1.3. В ней отбрасываются все те учения спорщиков, которые ведут к ложному знанию. Она предназначена для духовного освобождения тех, ум которых не отвлекается (на постороннее) и которые полностью обращены ко мне.
1.5. Некоторые восхваляют подаяние милостыни, другие жертвоприношения в честь кого-либо из предков. Некоторые восхваляют действие (Карма), другие думают, что отрешенность (Вайрагья) предпочтительнее.
1.6. Иные восхваляют обязанности домохозяина, другие придерживаются жертвенного огня, как высочайшего.
1.7. Некоторые восхваляют мантра-йогу, другие-частое посещение мест паломничества.
Столь различны Пути, которые люди объявляют освобождающими.
1.8. Будучи по разному связаны в мире, даже те, которые свободны от греха, без слов знают, какие действия хороши, а какие плохи и приводят к противоречиям.
1.9. Те, которые следуют этим учениям, совершая хорошие и плохие поступки, постоянно странствуют в мирах, и циклах рождения и смерти, связанные суровой необходимостью.
1.10. Одни, мудрые среди многих и пламенно преданные Исследованию тайного, утверждают, что души множественны, вечны и вездесущи.
1.11. Другие говорят: «Только о тех вещах можно сказать, что они существуют, которые воспринимаются чувствами; ничего нет за ними,-где же небо и ад?» Такова их твердая вера.
1.14. Другие верят, что есть Бог, основывая свои утверждения на разнообразных неопровержимых аргументах, основываясь на текстах, провозглашающих различие между душой и Богом, и заботясь об установлении того, что Бог существует.
1.15. Эти и многие другие мудрецы с бесконечно различными именами объявлены в Шастрах ведущими человеческий ум к заблуждению.
1.16. Невозможно описать здесь их учения, полные склок и самодовольства,-так люди скитаются по этому миру, будучи далеки от пути освобождения.
1.17. Изучившим все Шастры (учения) и хорошо их обдумавшим вновь и вновь, эта йога-шастра будет обнаружена как единственно верное и стойкое учение.
1.18. После того, как через Йогу все истинное будет узнано, как действительное, все усилия должны быть направлены на то, чтобы приобрести это. Какая польза тогда от других учений?
1.19. Эта Йога-шастра, которая излагается тебе, есть в Высшей степени тайное учение, которое во всех трех мирах может быть открыто только духовным людям.
1.21. Карма-канда состоит из предписаний и запрещений.
1.22. Запрещенные поступки после свершения несомненно приводят к последующему греху; исполнение тех действий, которые не запрещены, несомненно приводит к благу.
1.23. Предписания тройственны: нитья (регулярные), наимиттика (временные) и камья (желательные). От неисполнения нитья или каждодневных обрядов проистекает грех. С другой стороны, временные или желательные обязанности, будучи сделанными или оставленными не сделанными, производят заслуги или провинность.
1.24. Плоды действия двояки-небеса или ад. Небеса бывают различных родов, так же, как и ады тоже разнообразны.
1.25. Хорошие поступки ведут к небесам, грешные дела ведут к аду. Совершение-естественный результат, Карма, и ничего более.
1.26. Живые существа услаждаются многими удовольствиями на небесах и испытывают множество нестерпимых страданий в аду.
1.28. Когда страдания за плохие поступки остались позади, тогда, несомненно, имеет место перерождение. Но и когда плоды добрых поступков исчерпаны, то результат будет такой же.
1.29. Даже на небесах испытывается страдание зависти к высшим удовольствиям других.
Поистине нет сомнения в том, что весь этот мир полон скорби.
1.30. Те, кто стремится классифицировать Карму, разделяют ее на две части: добрые и плохие поступки. И те и другие, каждые по-своему, являются настоящим рабством для воплощенных душ.
1.31. Те, кто не стремится к плодам своих действий в этом мире или в последующем мире, могут отказаться от всех поступков, которые были сделаны, увидев их плоды. Подобным образом презирающие привязанность к повседневности, они могут использовать самих себя в практике.
1.32. Мудрый йогин, понявший истину Карма-канды (деяний), может отказаться от них, и, отбросив все добродетели и пороки, предаться Джнана-канде (знанию).
1.35. Как в бесчисленных кубках, полных воды, видно отражение Солнца, но сущность одна, так и индивиды, как кубки, бесчисленны, но оживляющий их дух един, как Солнце.
1.36. Подобно тому, как во сне душа простым желанием творит многие объекты, а при пробуждении все исчезает, и остается лишь одна душа, так же и этот мир.
Шива самхита
(перевод с санскрита Александра Ригина, приводится по изданию «Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов», Киев, 1994)
Глава 1. Единственное существование
1.2. Я, Ишвара, возлюбленный моих почитателей и дающий всему сотворенному (возможность) духовного совершенствования, провозглашаю науку Йоги.
1.3. В ней отбрасываются все те учения спорщиков, которые ведут к ложному знанию. Она предназначена для духовного освобождения тех, ум которых не отвлекается (на постороннее) и которые полностью обращены ко мне.
1.5. Некоторые восхваляют подаяние милостыни, другие жертвоприношения в честь кого-либо из предков. Некоторые восхваляют действие (Карма), другие думают, что отрешенность (Вайрагья) предпочтительнее.
1.6. Иные восхваляют обязанности домохозяина, другие придерживаются жертвенного огня, как высочайшего.
1.7. Некоторые восхваляют мантра-йогу, другие-частое посещение мест паломничества.
Столь различны Пути, которые люди объявляют освобождающими.
1.8. Будучи по разному связаны в мире, даже те, которые свободны от греха, без слов знают, какие действия хороши, а какие плохи и приводят к противоречиям.
1.9. Те, которые следуют этим учениям, совершая хорошие и плохие поступки, постоянно странствуют в мирах, и циклах рождения и смерти, связанные суровой необходимостью.
1.10. Одни, мудрые среди многих и пламенно преданные Исследованию тайного, утверждают, что души множественны, вечны и вездесущи.
1.11. Другие говорят: «Только о тех вещах можно сказать, что они существуют, которые воспринимаются чувствами; ничего нет за ними,-где же небо и ад?» Такова их твердая вера.
1.14. Другие верят, что есть Бог, основывая свои утверждения на разнообразных неопровержимых аргументах, основываясь на текстах, провозглашающих различие между душой и Богом, и заботясь об установлении того, что Бог существует.
1.15. Эти и многие другие мудрецы с бесконечно различными именами объявлены в Шастрах ведущими человеческий ум к заблуждению.
1.16. Невозможно описать здесь их учения, полные склок и самодовольства,-так люди скитаются по этому миру, будучи далеки от пути освобождения.
1.17. Изучившим все Шастры (учения) и хорошо их обдумавшим вновь и вновь, эта йога-шастра будет обнаружена как единственно верное и стойкое учение.
1.18. После того, как через Йогу все истинное будет узнано, как действительное, все усилия должны быть направлены на то, чтобы приобрести это. Какая польза тогда от других учений?
1.19. Эта Йога-шастра, которая излагается тебе, есть в Высшей степени тайное учение, которое во всех трех мирах может быть открыто только духовным людям.
1.21. Карма-канда состоит из предписаний и запрещений.
1.22. Запрещенные поступки после свершения несомненно приводят к последующему греху; исполнение тех действий, которые не запрещены, несомненно приводит к благу.
1.23. Предписания тройственны: нитья (регулярные), наимиттика (временные) и камья (желательные). От неисполнения нитья или каждодневных обрядов проистекает грех. С другой стороны, временные или желательные обязанности, будучи сделанными или оставленными не сделанными, производят заслуги или провинность.
1.24. Плоды действия двояки-небеса или ад. Небеса бывают различных родов, так же, как и ады тоже разнообразны.
1.25. Хорошие поступки ведут к небесам, грешные дела ведут к аду. Совершение-естественный результат, Карма, и ничего более.
1.26. Живые существа услаждаются многими удовольствиями на небесах и испытывают множество нестерпимых страданий в аду.
1.28. Когда страдания за плохие поступки остались позади, тогда, несомненно, имеет место перерождение. Но и когда плоды добрых поступков исчерпаны, то результат будет такой же.
1.29. Даже на небесах испытывается страдание зависти к высшим удовольствиям других.
Поистине нет сомнения в том, что весь этот мир полон скорби.
1.30. Те, кто стремится классифицировать Карму, разделяют ее на две части: добрые и плохие поступки. И те и другие, каждые по-своему, являются настоящим рабством для воплощенных душ.
1.31. Те, кто не стремится к плодам своих действий в этом мире или в последующем мире, могут отказаться от всех поступков, которые были сделаны, увидев их плоды. Подобным образом презирающие привязанность к повседневности, они могут использовать самих себя в практике.
1.32. Мудрый йогин, понявший истину Карма-канды (деяний), может отказаться от них, и, отбросив все добродетели и пороки, предаться Джнана-канде (знанию).
1.35. Как в бесчисленных кубках, полных воды, видно отражение Солнца, но сущность одна, так и индивиды, как кубки, бесчисленны, но оживляющий их дух един, как Солнце.
1.36. Подобно тому, как во сне душа простым желанием творит многие объекты, а при пробуждении все исчезает, и остается лишь одна душа, так же и этот мир.
Шаг 1
Название лекции: Комментарии к тексту «Шива Самхита». ГЛАВА 1. ЕДИНСТВЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (аф. 1.1-1.19)
Автор: Вадим Запорожцев
Краткое описание:
«Шива Самхита» – авторитетный традиционный текст, целиком посвящённый йогической практике и высоко почитаемый в тантрической традиции, как прямое и непосредственное откровение Шивы, Высшего Учителя Тантры и Йоги.
В тексте можно найти ответы на многие философские вопросы о сути человека и смысле его жизни. Шива Самхита написана простым и ясным языком, поэтому дальнейшие комментарии излишни.
«Знание вечно, оно не имеет ни начала, ни конца, и на самом деле ничего другого не существует. Различия, которые мы видим в мире – следствие обусловленности чувств. Когда эта обусловленность прекращается, тогда это знание (джнана) – одно-единственное, и ничего другого не остаётся».
В данном фрагменте текста представлен обзор следующих тем: единственное существование, расхождение мнений, йога – единственно верный метод.
Дата и место чтения лекции: 2009.07.11. Культурный центр «Просветление».
Аудио, видео и текст лекции принадлежат Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.
Текст лекции:
Друзья! Нас ждёт серия лекций по древнему йогическому тексту «Шива Самхита».
Что же касается «Шива Самхита», то предыстория этого текста следующая. Как и все истинные тексты, он всплыл из ниоткуда. Он был известен на территории нынешних государств Индии, Пакистана, отчасти Афганистана. Достаточно большой ареал территорий, намного выходящий за границы нынешней Индии. Потому что современная Индия – это всего лишь маленький кусочек от того большого острова культурного наследия, где эти тексты хранились. В библиотеках раджей, в монастырях, в ашрамах хранились эти древние тексты.
То же касается и текста «Шива Самхита», где формально автора нет. Всплывать для широкой публики этот текст начал только лишь в девятнадцатом веке, когда он был переведён с санскрита. После этого он какое-то время всё ещё оставался недостаточно популярным. То есть в средние века текст был достаточно секретным. Затем его опубликовали и перевели, а затем относительно долгий период наблюдался слабый интерес к этой тематике. Далее йога стала проникать на Запад. Это связано с такими именами, как Джон Вудрофф (Артур Авалон) и другими мистиками, искателями, которые посещали Индию. Они наверняка сталкивались с этими текстами, но не было широкой популяризации. Всё действительно очень изменилось, после того, как йогой начали широко интересоваться и заниматься на Западе.
Одним из первых людей, который дал серьезный толчок, был Свами Вивекананда. В дальнейшем интерес начал набирать обороты, и, как следствие, стимулировал внутренний интерес в самой Индии, но уже не только в узких кругах посвященных, но в широкой массе. Как только этот интерес стал пробуждаться, то сами индусские учителя, ссылаясь на этот текст, начали популяризовать идеи, писать их более понятным языком. Мы видим, как в 30-х, 40-х, 50-х годах знания начали широко распространяться. Еще один толчок был во времена послевоенные, во времена хиппи, когда огромное количество самой разной публики отправилось по святым местам. Конечно же, искали они не духовности, а веселого времяпрепровождения. Но это тоже сыграло свою роль.
В широкой массе спрос на древние тексты начал возрастать с проникновением йоги. Всем захотелось узнать первоисточники йоги. И поэтому эти тексты стали переводиться, публиковаться. Что же касается нашей страны, то процесс шёл параллельно. На самом деле это иллюзия, что для всех был «железный занавес», и мы ничего не имели. Всё мы имели. Понятно, что это не афишировалось, и вызывало интерес только в кругу посвящённой публики. В любом случае, в нашей стране все тексты, которые были доступны людям Запада в отношении переводов древних текстов, были доступны. Достаточно вам было зайти в каталог какой-нибудь уважаемой библиотеки, и вы обнаружили бы список книг, произведений на английском языке. Эти тексты достаточно долго находятся в нашей стране и были доступны тем практикам, которые ими интересовались.
Затем началось второе пришествие этих текстов (время периода развала СССР). Тогда был разгул демократии, и начало публиковаться большое количество литературы на русском языке. В основном наша публика в своей колоссальной массе познакомилась с древними текстами именно тогда. Но, к сожалению, крушение «железного занавеса» сыграло дурную службу. Сюда начало проникать большое количество недостойных текстов. В результате получилась мешанина. И сейчас по происшествию двадцати лет это все начало проходить. Действительно, серьёзные тексты и трактаты никуда не делись.
Что же касается переводов древних текстов, то в большинстве случаев их начали переводить люди далекие от йоги. Так называемые случайные люди: они раньше переводили беллетристику, детективы, романы, а потом взялись за перевод древних текстов. И получилась не совсем приятная вещь.
Во-первых, если брать текст «Шива Самхита», он был переведён с санскрита на английский, затем с английского на русский, получился двойной перевод. Более того, в более ранних текстах «Шива Самхита», когда его переводили с санскрита на английский, были опущены некоторые пункты, в частности касающиеся сексуальных практик. Несмотря на всю смелость девятнадцатого века, изучающие не отважились переводить некоторые йоговские упражнения с использованием сексуальной энергии в духовных целях. Затем, эта недоработка была вскрыта, и текст перевели еще раз целиком.
Но сама по себе постановка вопроса несколько настораживает. Что если кто-то когда-то взял на себя смелость взять и не опубликовать какие-то части трактата, то всегда возникает подозрение, а вдруг они что-то не то и не так перевели с санскрита на английский. Или по-другому, если люди с такой ментальностью. Они боялись последствий от перевода таких текстов. Это говорит о том, что возникла непонятная ситуация. Ведь с этих же времён наблюдается мощнейшая волна благословения учителей на открытое преподавание йоги, на открытие всех тайн, которые до этого были доступны лишь посвящённым. На самом деле, не очень приятный осадок остаётся, когда кто-то берёт на себя роль некого цензора в определении «что можно давать, а что нельзя». Действительно, такую функцию могут взять на себя учителя, которые знают, что можно обнародовать, а что нет. Такую функцию на себя могут взять только высочайшие Учителя человечества, которые действительно понимают, что какие-то практики рано давать, а какие-то самый раз.
Что касается перевода санскрита на английский, многое зависит от компетентности переводчика. Огромное количество людей прекрасно знают санскрит, но это вовсе не значит, что они могут переводить текст такого характера. Нужно то, что называется «ключи перевода», а для этого нужно самому «вариться» в этой системе и практиковать. Так или иначе, был сделан перевод с санскрита на английский. Затем, в двадцатом веке было сделано еще несколько попыток перевода, в том числе и с этими недостающими практиками и техниками. Позже началась вторая волна распространения древних текстов на нашу территорию. И здесь на мнимые ошибки перевода с санскрита на английский, начали накладываться мнимые ошибки перевода с английского на русский. Огромное количество разных вариантов перевода. Кстати, у нас широко сохранился вариант перевода, где были опущены некоторые упражнения.
То есть текст «Шива Самхита», который до нас дошёл, я сознательно не анализировал его ни на предмет перевода с английского на русский, тем более перевода с санскрита на английский. Я свято верю, что со временем количество людей, изучающих и практикующих йогу, изучивших санскрит, рано или поздно к этому тексту еще вернутся, чтобы перевести. Я сознательно не анализирую текст, а буду давать комментарии с одной только целью – вызвать интерес к древнему тексту, чтобы в дальнейшем это послужило отправной точкой для дальнейшей работы.
Но это очень серьезно развивает и тренирует наши интеллектуальные способности, и доводит нас до того же уровня, который требовался в средневековой Индии для постижения этих трактатов. То есть в этот смысле западный человек ближе к йоге, чем восточный. Действительно, если вы взглянете на страны третьего мира, то там большое количество неграмотных людей, там нищета и бедность. Поэтому говорить о том, что они ментально как-то ближе. Ну да, если и ближе, то потому, что значительная часть культурного наследия йоги пропитала весь их образ жизни. Там формируется общая йоговская среда. О законе кармы, рождения и смерти. Там это вошло в сознание народа, как культурный пласт. В то время как для людей Запада – это некое откровение. Но в то же самое время, экономическое положение, в котором люди Востока живут – оно бедственное.
Многие Учителя человечества говорили, что Востоку нужна не философия, а технология, образование, медицина, то есть всё то, что мы имеем, а у них нет. Не работает философия, когда у тебя вся остальная жизнь не может воспользоваться этой философией. И получается хитрый взаимообмен между Востоком и Западом. Мы от них получаем древнейшие знания, которых у нас не было. Даже самые смелые философские прорывы Запада – это детский смех по сравнению с наследием Востока, которое всегда было в этих странах. В то же самое время, Восток крайне нуждается в цивилизации в нашем западной понимании, то есть в гигиене, образовании, производстве и так далее. Как ни странно, получается очень интересная ситуация. Хранясь на Востоке, знания проникают на Запад. Вызывая интерес на Западе, они также стимулируют интерес на Востоке. Поэтому, большое количество текстов и книг по йоге для жителей Индии стало доступно благодаря переводам на английский язык – и это парадокс.
Когда и кем писались древние тексты, мы не знаем. Мы не знаем предысторию йоги. Да, есть философские школы, где от учителя к ученику передаются знания, посвящения. Но если вы более детально и критично начнёте интересоваться этим явлением, то рано или поздно найдёте оборванную нить, которая уходит в никуда. То есть, какой-то учитель какого-то учителя вдруг возник из джунглей и передал практику, а потом также в джунгли ушёл. Откуда пришёл, куда ушёл – никто ничего не знает. Поэтому, вы должны понимать, что йога окружена мощнейшим непрозрачным ареалом секретности. Но который возник не по причине параноидальной секретности, а вследствие образа жизни практиков йоги.
Во-первых, они никогда не акцентировали внимание на своей персоне: получил знание – передай дальше. Во-вторых, они были не склонны к созданию «мощного пиара» вокруг своей личности. В древней традиции считалось немыслимым заниматься саморекламой. Считалось, что тебя ученики должны сами найти, к тебе придти, у ног сесть, и ты их начинаешь учить. А сам не должен и палец о палец ударить, чтобы кого-то привлечь к знанию йоги. В древние времена это было оправданно. Безусловно, что это абсолютно неоправданно в нашу эпоху. Мы не знаем предысторию текста «Шива Самхита», откуда она взялась и через какие школы передавалась. Иногда возникают те или иные секты, которые кричат, что это исконно их текст, желание «подмять под себя» древнее знание и крикнуть «Я, Я, Я!» Но такие группы имеют тенденцию не долго существовать.
ГЛАВА 1. ЕДИНСТВЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
1.2. «Я, Ишвара, Возлюбленный моих почитателей и дающий всему сотворённому возможность духовного совершенствования, провозглашаю науку Йоги.»
1.3. «В ней отбрасываются все те учения спорщиков, которые ведут к ложному знанию. Она предназначена для духовного освобождения тех, ум которых не отвлекается на постороннее и которые полностью обращены ко Мне.»
РИС. 1. Провозглашение йоги.
Комментарий Вадима Запорожцева:
Мы здесь сразу же видим «автограф автора»: текст излагается от имени Ишвары. Под Ишварой в данном случае подразумевают Абсолюта в таком персональном проявлении. В частности, проявления в образе Шивы. Шива считается одним из хранителей йоги. Слово «Ишвара» в грубом переводе можно трактовать, как «управляющий». Еще раз, никакого повествования, которое было бы уместно в западной традиции, к примеру: «Здравствуйте, я Василий Пупкин, адепт тайных наук седьмого луча, восьмого посвящения. Так уж и быть, открою вам тайну йоги, учитесь, преклоняйтесь и молитесь на меня (как это часто у нас встречается)». Ничего подобного в индийской традиции. Всё, что излагается, было услышано и записано. Или было высшими сферами внушено и обнародовано, никакой личности. Это, конечно же, путает карты, Так как не знаешь: кто написал, когда написал.
Самое первое, с чего начинается текст – это некая первопричина бытия: всё возникло из единого источника, но потом прошло стадию трансформации. Здесь мы можем вспомнить аксиоматику нашей традиции йоги Анандасвами. Стадии трансформации привели к возникновению майи, а майя в свою очередь привела к возникновению того, что называется иллюзия. И по сути дела всё, что мы видим вокруг себя – это Абсолют, скрытый иллюзией. То есть тот факт, что мы вокруг себя видим людей, предметы и так далее, но не видим Абсолюта (первопричины или основы, из которой возникла вся Вселенная) – это следствие нашего неведения, которое было порождено иллюзией, а иллюзия – побочный эффект действия майи.
РИС. 2. Все, что мы видим вокруг себя – это Абсолют, скрытый иллюзией.
Текст «Шива Самхита» детально не рассматривает философские концепции, положения, как это рассматривают философские школы. Потому, что текст нужен для практика, чтобы он ухватил этот импульс и интуитивно стал понимать знание йоги. Серьёзных расшифровок здесь нет, но в то же самое время, ничего не противоречит высшей аксиоматике и высшему знанию йоги.
Следующее утверждение о том, откуда взялась йога, и кто ее придумал. Согласно традиции йоги всё знание было нам подарено более высшими сферами (Абсолютом). Йогу никто не придумал. Иногда возникает недопонимание, что вроде бы как сидел кто-то, думал-думал и придумал йогу, как будто йога – это плод воображения или находка автора. Йога с этим не согласна. Все мудрецы, которые были связанны с йогой, никогда не говорили, что именно они придумали йогу, то или иное упражнение.
Текст «Шива Самхита» дан для ищущих людей, которые начинают путаться в индусских многочисленных обрядах, традициях, именах богов и так далее. Там такой узел, что индусы сами в нём не могут разобраться, не говоря уже о западных людях. В то же самое время, в этом отношении йога претендует на то, что она якобы стоит над схваткой. Религиозных взглядов бывает очень много, и можно в них запутаться и ничего не достичь. Даже не потому, что кто-то из них прав или не прав, такой постановкой вопроса ничего не достигается.
Расхождение мнений
1.5. «Некоторые восхваляют подаяние милостыни, другие жертвоприношения в честь кого-либо из предков. Некоторые восхваляют действие (Карма), другие думают, что отрешённость (Вайрагья) предпочтительнее.»
1.6. «Иные восхваляют обязанности домохозяина, другие придерживаются жертвенного огня, как высочайшего.»
1.9. «Те, которые следуют этим учениям, совершая хорошие и плохие поступки, постоянно странствуют в мирах и циклах рождения и смерти, связанные суровой необходимостью.»
1.10. «Одни, мудрые среди многих и пламенно преданные исследованию тайного, утверждают, что души множественны, вечны и вездесущи.»
1.11. «Другие говорят: Такова их твёрдая вера.»
1.14. «Другие верят, что есть Бог, основывая свои утверждения на разнообразных неопровержимых аргументах, основываясь на текстах, провозглашающих различие между душой и Богом, и заботясь об установлении того, что Бог существует.»
1.15. «Эти и многие другие мудрецы с бесконечно различными именами объявлены в Шастрах ведущими человеческий ум к заблуждению.»
Комментарий Вадима Запорожцева:
Ещё раз, друзья! К нам сейчас проникает огромное количество практик. Кто-то говорит, что нужно свою карму чистить, кто-то говорит, что нужно медитировать, кто-то говорит, что необходимо выполнять священные ритуалы. Другие говорят, что нужно одеваться в индийскую одежду и петь их песнопения. Кто-то еще что-то говорит. Но очень часто люди, которые это говорят и пропагандируют, они как бы пытаются раздуть свое эго. «Птицы-говоруны» от философских учений, они часто говорят, чтобы говорить, то есть самореализуются. Бедные последователи сбиваются с толку, им внушают какие-то ужасы: если будет делать так-то и так-то, то обретёт плохую карму. Некоторых прельщают делать то-то и то-то, и после этого тебя ждёт величайшее освобождение. Но очень часто это всего лишь слова, за которыми нет сути.
Что же нам говорит йога по этому поводу? Есть вещи логичные, нелогичные и сверхлогичные. Чтобы достичь конечной цели в йоге или другой философской системе, мы должны нащупать сверхлогичные вещи, ниточки. Они невыразимы, их невозможно выразить словами, они неописуемы. Но в то же самое время, если использовать течения, учение, философские выводы, то можно человека толкнуть в сторону сверхлогичности. То есть возникает огромное количество философских течений и учений. Если вы хватаетесь за внешнюю форму, то вы остаетесь у разбитого корыта. Если же эта внешняя форма дает толчок вашему разуму, и вы обращаетесь к первоисточнику, то вы выходите на уровень сверхлогики и достигаете результата. Но сами по себе слова, учения, течения, положения, запугивания, восхваления – всё это оболочка. И в этой оболочке может как быть содержание, так его и не быть.
Если в этой логике нет сверхлогики, то эта оболочка пустая. Ещё хуже, когда эта оболочка даже не логики, а нелогичности и мракобесия (интерпретация вещей в сторону ослабления вашего разума и здравого смысла). Иногда бывают очень странные вещи: по форме нелогичные положения в той или иной философской системе, но для конкретного человека в данное время, в данном месте они дают толчок в сверхлогику (даже несмотря на свою нелогичность), и человек получает результат. Определённые действия могут как приводить к конечной цели, так и не приводить. Разница лишь в том, что если они используются, как гимнастика ума – это одно. Если же это всего лишь некий антураж вокруг таинственного процесса самопознания – это что-то другое.
Йога – единственно верный метод
1.17. «Изучившим все Шастры (учения) и хорошо их обдумавшим вновь и вновь, эта Йога-Шастра будет обнаружена как единственно верное и стойкое учение.»
1.18. «После того, как через Йогу всё истинное будет узнано, как действительное, все усилия должны быть направлены на то, чтобы приобрести это. Какая польза тогда от других учений?!»
Комментарий Вадима Запорожцева:
Вообще говоря, без лишней скромности, тексты йоги не отличаются. На вопрос: к чему ведёт та или иная система, подразумевается, что ответа должно быть два: либо к высшей цели (и тогда этот текст стоит рассмотрения), либо к промежуточной цели (то она неинтересна). После того, как через йогу все истинное будет узнано, как действительное, все усилия должны быть направлены, чтобы приобрести это. Какая польза тогда от других учений.
Друзья, очень корявый перевод. Еще раз, мы не анализируем этот перевод, но то, что он корявый, видно невооружённым взглядом. Но смысл один и тот же. Если вы видите зёрна высшего в любом учении, то любое учение приведет к постижению высшего. Если же вы хватаетесь за форму, то это вовсе не гарантирует, что вы достигните конечной цели. Через йога-шастру вы познаете действительное, то есть сможете отделить реальность этого мира от заблуждения. А все наши проблемы, которые бы не были в жизни, они сводятся к нашему заблуждению и неведению. Цепочка этих заблуждений может быть достаточно длинной и растянуться на несколько жизней, но всё равно все упирается в неведение. Опять-таки, если вы познали высшее, то какая польза от других учений?!
Это важное положение: какая же связка йоги и религии, йоги и науки? Приходится слышать разные точки зрения. К примеру, что йога – это религия. Нет, йога не религия. Некоторые говорят, что йога – это наука. Йога похожа на науку. Но йога также далека от науки (в нашем понимании науки), как и от религии. То есть, йога – это уникальная система самопознания, система познания мира. В дальнейшем мы коснёмся, какие там важнейшие принципы. Йога дистанцируется от науки, религии, и в то же самое время признаёт, что все религии одинаково заслуживают уважения и внимательного отношения. Мир наш намного сложнее, чем частная точка зрения какого-то учения или религии. Йога вообще заявляет, что мир настолько сложный, что всем есть место в нём.
В Индии представитель от йоги напоминал человека-конформиста. Он идёт в один храм и очень хорошо себя чувствует в рамках одной религии. Переместился в другой храм, диаметрально противоположный по методам религии, и также хорошо там себя чувствует. В третий, в четвертый. То есть, он везде свой, и в то же самое время нельзя сказать, что он принадлежит той или иной системе. Потому что в йоге утверждается, что система йоги ведет нас к самой основополагающей высшей основе, высшему смыслу, который невыразим. И выражаться в разных течениях, учениях, религиях он может по-разному. И если под ними подразумевается высший смысл – очень хорошо, значит, эта религия или учение смогут поднять людей (внутри этого учения) до высокого уровня. Но если же там нет высшего, то оболочка не спасает. Даже если осталась оболочка, но нет высшего, йог не станет выступать против.
Все философии, учения, течения и люди наделяют высшее своими собственными качествами, раздутыми до вселенских размеров. Дикарь с дубинкой видит Бога в виде большого дикаря с большой дубинкой. Мы начинаем проецировать на высшее свои собственные качества. Иногда это помогает и доводит людей на уровень постижения более утончённых моментов в духовном плане, а иногда нет. Но смеяться и издеваться над примитивными верованиями людей – это безумие. То есть, йога всегда над схваткой. Она не участвует ни в каких религиозных или философских диспутах.
1.19. «Эта Йога-Шастра, которая излагается тебе, есть в Высшей степени тайное учение, которое во всех трёх мирах может быть открыто только духовным людям.»
Комментарий Вадима Запорожцева:
Это продолжение темы «Откуда взялась йога». До какого-то момента времени все тексты были засекречены. Вы могли к ним приобщиться только лишь после того, как достаточно долго «тусовались» в среде йогов и йогинь и втёрлись к ним в доверие. Но что-то изменилось в мире, и некогда тайное учение излагается и тиражируется.
Почему учение было тайным раньше? Почему оно стало открытым сейчас? Это одна из нераскрытых тайн развития йоги. Почему, начиная с определенного рубежа, учения начали обнародоваться. Единственное, что мы можем предположить, это то, что было благословение йогов и йогинь на то, чтобы эти учения обнародовались. То ли ситуация стала совершенно критически плохой, что дальше уже некуда. Мир разваливается, энергии человечества хватит, чтобы самоуничтожиться. Понятно, что на кнопку ракеты будет нажимать вполне конкретный человек, и от того, нажмёт он на кнопку или не нажмёт, будет влиять то, в каких условиях он живёт. А условия, в которых он живёт, определяются моральным климатом или уровнем духовности, в которой живёт человечество.
Опыт Первой и Второй Мировой войны показал нам очень страшную картину: человечество в своём безумстве может очень быстро само себя уничтожить. Представьте, что завтра какой-нибудь умник изобретёт бактерию или чуму, что всё население погибнет. Есть какой-то толчок развития, и есть запаздывающее духовное развитие. То есть интеллектуальное развитие человечества запаздывает с духовным развитием и возникает колоссальный перекос опасности, что мы сами себя уничтожим. В некоторых йоговских кругах существует мнение, что благодаря тому, что была обнародована масса техник и практик, нам дали понять, что если не уравновесить сейчас духовными практиками наши слишком развитые мозги, то мы себя уничтожим. Но ещё раз, это всего лишь догадки. Все древние тексты были страшно засекречены.