Школьные медиа что это такое

Школьный медиацентр. Из опыта работы

В 2003 году родилась идея создания мультимедийного кабинета в школе.

4. В 2005 – 2006 учебном году в школу пришел Интернет и была проведена школьная локальная сеть.

5. Кабинет оснащен современной мебелью.

В сентябре 2004 года мультимедийный кабинет распахнул свои двери для всех участников учебного процесса.

Можно ли было в 2004 году сказать, что в школе появился медиацентр?

Если медиацентр рассматривать как школьное нововведение, объединяющее в себе на новой компьютерной основе функции библиотеки, читального зала, методического кабинета, кабинета технических средств обучения, Интернет-класса и, что принципиально ново, учебного кабинета для ликвидации пробелов в изучении учебного материала, то с гордостью можно сказать, что в школе был открыт медиацентр.

Учителя в свободное от уроков время имеют возможность овладеть элементарными навыками работы на компьютере.

Таким образом, наш медиацентр предоставляет учащимся, их родителям, учителям все затребованные в школе информационные услуги. Здесь учитель любого предмета может найти и получить в свое распоряжение всё необходимое материальное и информационно-методическое обеспечение для планирования и проведения классно-урочных и внеклассных форм учебной работы. В медиацентре имеется все необходимое оборудование для создания творческих работ, включая и достаточно сложные, связанные, например, со сканированием текста или фотографий, обработкой видеоизображений, созданием мультимедийных продуктов.

Медиацентр работает в свободном режиме. Загруженность кабинета составляет 8 часов ежедневно.

Работа медиацентра по внедрению новых компьютерных и информационных технологий в учебно–воспитательный процесс.

Сегодня в нашей гимназии информационная компьютерная технология (ИКТ) используется при подготовке и проведении уроков, во внеурочной и внеклассной работе, административно-хозяйственной деятельности. Достичь результативности использования ИКТ можно только в том случае, если обеспечить комплексное их использование в педагогической деятельности.

Использование ИКТ внесло изменение во все стороны жизни нашей гимназии. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса. Превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе. Гимназия превратилась из места, где УЧАТ, в место, где УЧАТСЯ. Основой обучения стали системы, которые доставляют радость ученикам и которые помогают использовать все “разновидности” его интеллекта и все его органы чувств.

Диаграмма заинтересованности учащихся в использовании ИКТ в обучении

Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое

Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков учитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня, при конструировании уроков, учитель имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и интернет-ресурсы. Сегодня наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сравнительная диаграмма использования ИКТ по предметам

Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое

72% учителей нашей школы используют ИКТ в своей педагогической деятельности. Ежегодно в медиацентре проводится около 700 занятий. Также в центре проводятся городские и областные семинары.

На протяжении учебного года центр востребован с 8 00 до 17 00 ч. В результате внедрения ИКТ:

1. Сложился определённый подход к созданию сценариев уроков с использованием ИКТ. Разнообразилось содержание уроков.

2. Активизировалась внеурочная деятельность учащихся.

Ученики и учителя – активные участники школьных, региональных и всероссийских конкурсов.

3. ИКТ сыграли важную роль в повышении квалификации учителей.

40% педагогического коллектива на сегодняшний день имеют высшую квалификационную категорию.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

Хочется отметить, что с 2005 – 2006 учебного года использование ИКТ в нашей гимназии приобрело вид основной и определяющей технологии.

В целях систематизации и каталогизации имеющихся мультимедийных продуктов в кабинете была составлена база данных готовых дисков (Приложение №1) и выполненных презентаций по предметам (Приложение №2).

Школьный медиацентр стал центром информационной жизни школы и замечательным помощником учителям и учащимся гимназии.

Источник

Школьные медиа. Функции школьных медиа

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Школьные медиа (М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская)

Функции школьных медиа

Медиа образовательной организации можно рассматривать как инструмент воспитания, а также как один из важнейших факторов позитивной социализации ребенка.

Информирование, безусловно, одна из важнейших функций медиа. Массмедиа образовательной организации, применяя разные методы сбора материала и формы его подачи, рассказывают о людях, событиях, фактах. Посредством конкурсов, игр, викторин, размещения познавательной информации, они выполняют образовательную функцию.

Социально-ориентирующая функция школьных медиа проявляется в том, что их деятельность направлена на формирование активной социальной позиции школьников, вовлечение ребят и взрослых в процесс создания и реализации различных идей и проектов. В разновозрастном коллективе журналистов школьники учатся взаимодействовать с ребятами младших и старших классов, педагогами, администрацией, выпускниками школы разных лет, а также работать в команде.

Организаторская функция определяется возможностью детского творческого сообщества устраивать различные мероприятия и события: праздники, акции, тренинги, фестивали.

Коммуникативная функция. Представляя аналитическую, событийную, образную информацию, массмедиа образовательной организации фокусируют внимание на определенных событиях, а объединяя разные поколения участников образовательного процесса для обмена информацией, дают возможность распространять не только сведения, но и отношение к ним, взгляд на них в свете норм и ценностей, господствующих в обществе в целом или в отдельной социальной среде (в данном случае образовательной).

Регулятивная функция. Материалы на радио, в газете, по телевидению помогают регулировать активность участников школьной жизни, могут серьезно влиять на ее уклад, позволяют в простой и понятной форме привлечь учащихся, учителей, родителей как к осмыслению проблем школы, так и к практическому участию в коллективной деятельности по их решению.

Профилактическая функция школьных массмедиа заключена в обеспечении позитивной занятости детей, предоставлении им возможности заниматься реальным интересным делом. Социальное пространство медиацентра можно рассматривать как модель особой системы взаимоотношений, социального партнерства, сотрудничества и сотворчества людей. Ребята здесь начинают с большим уважением относиться к школе как к творческому пространству, в котором они могут реализовать себя.

Источник

Медиацентр в школе как один из видов ученического самоуправления

Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое

Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое

Дата публикации: 28.04.2020 2020-04-28

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Яблокова, Е. С. Медиацентр в школе как один из видов ученического самоуправления / Е. С. Яблокова, Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 5 (35). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/young/archive/35/2046/ (дата обращения: 19.12.2021).

Два года назад в нашей школе появился новый кружок — «Медиацентр». После этого в лицее начали активно развиваться свои виды средств массовой информации, а именно газета «Наш Лицей» и ТВ-программа «Лицей NEWS». Сама я активно принимаю участие в создании телевизионных выпусков: это интересно. Поэтому для меня важно, чтобы деятельность медиацентра была заметна и полезна. Помимо этого мне хочется понять, в каком направлении может развиваться наше объединение. Это и подтолкнуло меня нас проведение исследования, целью которого стало определить роль медиацентра в системе ученического самоуправления лицея. Мы предположили, что школьный медиацентр является важной частью ученического самоуправления, выполняющий информационно-просветительскую функцию.

Любая современная общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя различные объединения и организации взрослых и детей. Каждый из коллективов должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, потребностей и интересов в образовательном процессе. Само по себе школьное ученическое самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Оно предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у подростков отношений взаимопомощи и организаторских качеств.

Корзникова А. А. в своей статье «Развитие ученического самоуправления» отмечает, что к основной функции школьного самоуправления относится удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. «Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях» [2].

К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти — административная, которую в школе возглавляет директор.

Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и многое другое. Объединения, созданные учащимися, могут иметь разную направленность. Условно их можно разделить на сферы или сектора: учебный, досуговый, спортивный, трудовой, художественно-эстетический, патриотический.

Помимо этого, выделяют различные уровни школьного самоуправления:

– самоуправление в классе (классное собрание, актив класса, совет);

– самоуправление ученическое (совет активов, совет старшеклассников);

– школьный совет, который может состоять из представителей родительского комитета, ученического самоуправления, педагогов.

Таким образом, ученическое самоуправление — это система, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Помимо этого в ученическом самоуправлении есть различные сферы деятельности, в которых подростки могут себя проявить, одной из таких сфер может быть информационно-просветительская работа, за которую способен отвечать медиацентр.

Медиацентры как структурные подразделения образовательных учреждений встречаются сегодня все чаще и чаще. Однако то, что называют этим словом, далеко не всегда имеет отношение к медиа. Само по себе слово «медиа» встречается сейчас в двух близких толкованиях:

– как совокупность различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию;

– как совокупность каналов получения и трансляции информации.

В случае с медиацентром, как частью ученического самоуправления нам представляется логичным использовать второе толкование. Таким образом, медиацентр в школе — это структура, обеспечивающая обучающихся информацией о деятельности организации, кружков и объединений, событиях и проблемах.

По мнению исследователей Романова И. В. и Матаниса В. А., любое общеобразовательное учреждение сейчас является медийной средой. «Они имеют множество каналов информации от информационного стенда в коридоре до школьной газеты или крупного информационного портала. Единая схема медиацентра заключается в том, что он объединяет и систематизирует создание и распространение по самым разным каналам качественного медиаеонтента» [3]. Авторы выделяют несколько целей, стоящих перед медиацентром в современной школе:

– маркетинговая цель (привлечение новых учеников в образовательную организацию);

– информационная цель (создание единого коммуникативного пространства);

– воспитательная (педагогическая) цель (повышение активности и вовлечение участников образовательного процесса во внеурочную деятельность);

– развивающая цель (улучшение качества жизни).

Таким образом, на основе изученной информации можно выделить следующие функции медиацентра:

– поддержка образа образовательной организации в каких-либо источниках информации;

– передача информации о событиях в образовательной организации, достижение ситуации, когда все значимые события, мнения и проблемы школы становятся общим достоянием;

– развитие чувства единства у учителей, учеников и их родителей;

– организация доступа и интересной, развивающей информации, организация досуга;

– создание условий для самовыражения обсучающихся;

– создание площадки для обсуждение и решения актуальных проблем.

В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей № 17» объединение «Медиацентр» существует с сентября 2018 г., хотя стоит отметить, что газета здесь появилась ещё в 1995 году. Сейчас в составе этого объединения действуют два направления: газетное (издание «Наш Лицей») и телевизионное (программа «ЛицейNEWs»). Помимо этого дополнительными каналами коммуникации, за которые отвечает медиацентр является сайт лицея (lyceum17.ru), группа в социальной сети «ВКонтакте» и цифровой экран, где размещается информация.

Совместно с педагогами обучающиеся с 5 по 11 класс освещают самые важные события, проводят конкурсы и сами принимают участие в городских, областных конкурсах. Для всех желающих организованы занятия по журналистике, где изучаются основы этой профессии, а также правила подготовки материалов для публикации в средствах массовой информации. Медиацентр старается принимать участие во всех мероприятиях, проходящих в нашем образовательном учреждении и оповещать учеников, о предстоящих событиях, делиться впечатлениями об уже прошедших.

В рамках исследования было проведено анкетирование обучающихся лицея, с помощью которого мы постарались выяснить, каково мнение лицеистов о роли медиацентра в ученическом самоуправлении. Всего было опрошено 86 человек, среди которых 46 представителей женского пола и 40 — мужского, 27 человек в возрасте от 10 до 14 лет, 55 — от 15 до 18 и 4 — старше 18 лет (педагоги). Нами были получены следующие данные:

– с деятельностью медиацентра знакома большая часть опрошенных (76 % видели ТВ-программу, 40 % читали газету), при этом те, кто читал или смотрел медиапродукты, в целом положительно их оценивают (89 % зрителей тв-программы и 71 % читателей газеты хотят увидеть следующие выпуски);

– самой важной функцией медиацентра выделили «Донесение информации до лицеистов и их родителей, учителей» (65 %), следующей по популярности был ответ «Развлекательная функция, организация досуга» (49 %), как «Площадку для обсуждения проблем и важных событий» отмечают медиацентр 44 % опрошенных;

– 93 % опрошенных считают, что лицею необходим медиацентр, при этом относят его к органам ученического самоуправления 56 %, а считают, что без него ученическое самоуправление невозможно 46 %.

Также лицеистами и педагогами были предложены темы, освещение которых они ждут от газеты и телевидения: помимо сообщений о мероприятиях ждут рассказов о талантливых учениках, учителях и школьных достижениях, последних событиях в научной сфере, жизненных советов и интересных мастер-классов.

Таким образом, мы видим, что медиацентр лицея выполняет главную свою функцию — освещение событий школьной жизни, но должен стремиться развивать газетное направление (малый охват читателей), продолжать свою деятельность в виде конкурсов и акций, а также разрабатывать новые темы для публикаций. Достаточно большая доля опрошенных (46 %) считает, что ученическое самоуправление невозможно без реализации функций школьных средств массовой информации.

Рассмотрев научные работы по данной тематике, изучив мнение лицеистов о роли медиацентра в системе ученического самоуправления, мы пришли к выводу, что школьный медиацентр действительно является важной частью ученического самоуправления, выполняющий информационно-просветительскую функцию.

Источник

Разработка Моделей«Школьные медиа», «Экскурсии, походы»

Модуль «Школьные медиа»

В МБОУ Знаменская СОШ одним из приоритетных направлений воспитательной работы является организация деятельности школьных медиа с целью развития коммуникативной культуры обучающихся, формирования навыков общения и сотрудничества, поддержки их творческой самореализации.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

Районная газета «Сельская новь» на страницах которой размещаются наиболее интересные моменты жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления

Школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек

Организацию д еятельности школьных медиа осуществляют педагоги дополнительного образования МБОУ «Знаменская СОШ» в рамках дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Участие обучающихся в системе школьных медиа развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, влияет на профессиональное самоопределение.

Свои навыки обучающиеся могут продемонстрировать, участвуя в конкурсах школьных медиа.

Конкурс электронных рисунков «Мы за

ЗОЖ» и листовок «А ты выбрал свой

Педагоги дополнительного образования

Районный конкурс газет и рисунков, сочинений, презентаций, роликов

«Дорога глазами детей» «Опасности на дорогах»

Учителя ОБЖ, русского языка

Педагоги дополнительного образования

Участие в конкурсе видеороликов

Педагоги дополнительного образования

Конкурс на лучший видеоролик

Педагоги дополнительного образования

Выставка рисунков, плакатов, презентаций, роликов, посвященных Дню Матери.

Педагоги дополнительного образования Классные руководители

«Здоровый образ жизни»

Педагоги дополнительного образования Классные руководители

фотографий, презентаций, роликов

Педагоги дополнительного образования Классные руководители

Конкурс-смотр исследовательских работ

«Наши герои земляки»

«Герой нашего времени» (конкурс

фотографий) ко Дню Защитника

Педагоги дополнительного образования

«Знай наших!»- интервью с учениками,

учителями, которые являются

победителями различных конкурсов

Педагоги дополнительного образования

Учителя русского языка

Видеорепортаж встречи с интересными

Педагоги дополнительного образования

Выставка рисунков, фотографий, презентаций, роликов

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Живи и дай жить другим!»

Педагоги дополнительного образования

Выставка рисунков, презентацийроликов ко Дню Космонавтики

Выставка рисунков, презентаций, роликов

Выставка рисунков, презентаций, роликов «День в истории»

(1 сентября – День Знаний, 3 декабря – день неизвестного солдата, 12 декабря – День конституции РФ и другие)

Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Сельская новь»

Педагоги дополнительного образования

Учителя русского языка

Видео-, фотосъемка классных и школьных мероприятий.

Ключевые события освещаются на

странице МБОУ «Знаменская СОШ» в Фейсбуке

Выставка рисунков, презентаций, роликов «Поздравляем. »

Модуль «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

Е жегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;

Р егулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);

В ыездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

Пешие походы по родному краю

Экскурсии в музеи Знаменского района

Экскурсии по памятным местам Знаменского района.

Профильный летний палаточный лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание.

К реализации модуля проекта активно привлекаются социальные партнеры из числа выпускников школы и родителей обучающихся. Таким образом, всё социальное окружение – педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнёры – решают общую задачу приобщения детей к культурному наследию малой Родины и воспитанию патриотов.

Дела, события, мероприятия

Посещение концертов в Доме культуры сел Знаменского района

По плану классного руководителя

Экскурсии в музеи района

Сезонные экскурсии в природу

По плану классного руководителя

Мини-экспедиция «Раз травинка, два травинка…» по природным тропам в районе нахождения школы. Эта

однодневная экспедиция проводится раз или 2 раза в четверть. Она

знакомит детей с природными особенностями их региона, возможностями

охраны и предупреждения рисков гибели водоемов, лесов, животных.

По плану классного руководителя

Мини-экспедиция «Преданья старины»

глубокой» по историческим местам родного села с целью

знакомства и общения с жителями, фотографирования и описания мест,

связанных с жизнью известных сельчан или произошедшими историческими событиями.

По плану классного руководителя

Поездки на новогодние представления в драматический театр город Тамбов, в Знаменский ДК

Экскурсии на предприятия Знаменского района

Экскурсии по памятным местам Знаменского района

Виртуальные экскурсии по музеям мира, страны, края.

По плану классного руководителя

Туристические походы «В поход за здоровьем»

Турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету

Экскурсионные поездки групп учащихся по городам и селам родного края.

Источник

Организация школьного медиапространства, его границы и перспективы

Школьные медиа что это такое. Смотреть фото Школьные медиа что это такое. Смотреть картинку Школьные медиа что это такое. Картинка про Школьные медиа что это такое. Фото Школьные медиа что это такое

Елена Николаевна Вовчук
руководитель пресс-центра гимназии №1579 города Москвы
член Союза журналистов России
saprikinaen@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации школьного медиапространства в контексте решения воспитательных задач. Показаны пути создания пресс-центра как инструментального пакета взаимодействия сторон педагогического сообщества. В статье приведены элементы теории расширения школьного медиапространства и роль медиапедагога как ключевой фигуры процесса функционирования пресс-центра.

Ключевые слова: медиапространство, медиапедагог, пресс-центр, медиаресурс, статус-контент

ElenaVovchuk
The head of Moscow Gymnasium 1579 press-center
Russia Journalist Union member

Organization of the school media space, its boundaries and development prospects

Annotation. The article deals with the problem of school media space organizing in the context of the educational tasks decision. There are shown the ways of press-center creation and using as an instrumental package of teaching community internal cooperation. The item also includes the elements of The School Media Space Expansion Theory and the description of the mediateacher role as the key figure of the press-center functioning process.

Key words: media space, media teacher, press-center, status-content, media resource.

Педагогическое сообщество сегодня всё более апеллирует к медиапространству как территории воплощения новых идей воспитательного процесса — альфы и омеги нынешнего образования. Отчасти это происходит потому, что сегодняшние школьники не только освоили медиапространство, но и присвоили все его «плюсы» и «минусы». Здесь они учатся тому, чему не успевают научиться в стенах классной комнаты, получают знания о будущей профессии, о стране, о мире, о мироздании, человеческих отношениях, то есть выстраивают для себя картину мира, сообразуясь с вызовами неконтролируемого информационного потока (1). Зачастую дети попадают в агрессивную, лишённую нравственных ориентиров, нездоровую и опасную для жизни среду. Перефразируя известное высказывание, подчеркнём: «жить в медиапространстве и быть свободным от медиапространства нельзя».

В условиях современных вызовов «гаджетовского» сознания и компьютерной зависимости ребёнка, многие педагоги понимают необходимость развития ключевых навыков формирования информационной безопасности и повышения информационной грамотности на всех уровнях образования — от детского сада до вуза. В настоящее время только на образовательном портале «Школьная пресса» зарегистрировано около 3000 редакций из 800 населённых пунктов России (около 500 — только из Москвы). Большинство из них имеют тиражи 100-200 экземпляров и более. Тем не менее, отношение администрации районов и округов, руководителей школ и представителей общественности к школьному изданию по-прежнему несерьёзно. Поэтому именно сегодня необходимо принять соответствующие меры по повышению рейтинга медиаобразования в общественном сознании.

Современная школа — уникальный общественный институт, обладающий эксклюзивными возможностями влияния на психологическую, нравственную, материальную и духовную стороны жизни каждого гражданина. Ключ к сердцу ученика лежит сегодня в области взаимодействия с ним на уровне педагогической субъект-объектной линейки: педагог – медиаресурс – статус-контент общения – ученик. Область воздействия находится в границах медиапространства. Область реактивности – в границах эмоциональной сферы школьника. (3) Можно определить несколько условий успешного взаимодействия всех звеньев этой цепи:

Организованное медиапространство необходимо нашей новой школе, прежде всего, потому, что стратегия ФГОС предполагает создание такой атмосферы в учебном учреждении, когда и обучение, и воспитание органично сочетаются в каждом деле, организованном педагогическим коллективом (2). Этот процесс не простой, и как раз здесь может помочь постоянно действующий, имеющий большие полномочия, глубоко проникающий своими структурами во все педагогические площадки, — школьный медиахолдинг, или попросту говоря, пресс-центр. Организовать свой труд, критически его осмыслить, оценить, скорректировать свои действия, причём, оперативно и безошибочно принять решение, — всё это умения XXI века, которые необходимо сформировать у выпускников. Ведь востребованными в нашем обществе станут мобильные, предприимчивые, организованные, ответственные, коммуникабельные сотрудники на любом предприятии. Возникает вопрос о том, как правильно организовать деятельность такой структуры, как школьный пресс-центр?
Идея организации в учебных учреждениях постоянно действующих пресс-центров не нова. Ещё в 80-е годы активно пропагандировался процесс объединения в одну регулируемую структуру нескольких школьных СМИ: стенгазеты, печатного органа администрации, школьного творческого альманаха и школьного телевидения, делающего в те годы первые шаги. Для работы в таких пресс-центрах часто привлекали студентов педагогических вузов. В 1987 году выпало и автору, на тот момент студентке третьего курса МГПИ им. Ленина, создать пресс-центр «Пламя» в пионерском лагере «Союз» (Мингазпром СССР), объединяющий не только газету и спецвыпуски «Молнии», но и редакцию местной детской радиостанции «Зорька Союза». Ежедневно ровно в 8.00 в лагере транслировалась очередная радиопередача, сотворенная юными журналистами пресс-центра. О таком новом подходе к организации досуга писали тогда многие СМИ, в том числе и «Учительская газета», «Вестник образования» и другие.
Этот опыт в дальнейшем был транслирован и продолжен, когда в Московской школе №1 совместно с Международным отделом редакции газеты «Пионерская правда», с которой автор тогда сотрудничала, начал свою работу детский пресс-центр. И уже тогда, более четверти века назад стало ясно, новое поколение выбирает новые формы проявления собственного «я», формы самоутверждения и становления личности.
Сегодня в работе пресс-центра «Пламя», действующего уже шесть лет в гимназии №1579, представлены восемь основных направлений:

Теоретические занятия «Школы юнкора» и «Юного телеведущего», в которых обучается около 30 человек. Обучение проходит в разных формах: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы.
Работа редакции и выпуск газеты «Шаги», ведение собственного сайта пресс-центра и группы «В Контакте». В интернет-газете можно увидеть не только заметки о школьных мероприятиях, но и публикации проблемного характера, например, — о модных диетах, приводящих к анорексии или о подростковой бессоннице. Пишут сами ребята, на примерах из своего опыта подтверждая сказанное.
Запись и монтаж короткометражных роликов о школьной жизни силами учащихся видеостудии «Стоп-кадр».

Подготовка больших новостных и тематических сюжетов тележурнала «Резонанс».
Организация встреч гимназистов с ветеранами, журналистами, писателями, учёными и общественными деятелями в школе и на других площадках, взаимодействие с такими творческими организациями, как Союз писателей, Союз журналистов, Союз художников России. В 2016 году наши старшеклассники стали членами Молодёжного жюри Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова, проходящего под девизом «Сегодня дети, завтра народ». Они читали книги детских писателей и высказывали своё мнение в виде рецензий, и наряду со взрослыми, принимали решение о награждении. В пресс-центре гимназии №1579 были организованы встречи юнкоров с писателями Сергеем Коротковым, Натальей Пушкарёвой, Народным артистом и поэтом Михаилом Ножкиным, журналистом Эрнестом Мацкявичусом, Академиком Зурабом Церетели и многими другими.

Стоит также отметить, что ученица нашей гимназии Варя Кузнецова в прошлом году в один миг стала знаменитой. Она задала вопрос президенту РФ Владимиру Путину во время телевизионной прямой линии с гражданами. Помните, сюжет про двух тонущих глав государств? В каком случае можно подать руку помощи? О том, почему «политика — это не скучно» Варя рассказала, прежде всего, специальному корреспонденту школьной газеты «Шаги», а затем уже корреспондентам московских и всероссийских изданий.

Участие в межрайонных, городских и всероссийских слётах и фестивалях юных журналистов, а также тесное сотрудничество с профессиональными редакциями: «Учительской газеты», «Пионерской правды», «Литературной газеты», «Литературной России», «Завтра», где публикуются лучшие работы наших старших юнкоров и выпускников.

Самые младшие юнкоры публикуют работы на сайте Городского детско-юношеского пресс-центра, организованного редакцией «Пионерской правды». В течение 2016-2017 учебного года ребята принимают активное участие в «Гиляровских играх». Это городской медиапроект газеты «Пионерская правда», в рамках которого зарегистрированные участники выкладывают свои заметки, рисунки, стихи и фотографии на сайт «Гиляровские игры». Темы каждый месяц меняются, например: «Москва — сказочный город», «Мы едем, едем, едем» и другие. Москва предстаёт перед участниками медиаигр как живой организм, как интересный собеседник и друг, с которым увлекательно идти по жизни. По итогам конкурса в 2017 году будет выпущен сборник детских работ.

Трое наших старшеклассников в результате пяти лет сотрудничества с газетой получили профессиональные пресс-карты «Пионерской правды» и представляют это издание в различных организациях. Таким образом, ещё обучаясь в школе, они могут испытать на себе в полной мере все трудности и неудобства, а также все преимущества, своей будущей профессии. Вот, например, 9 марта, наши юноши приняли участие в пресс-конференции МИА «Россия сегодня» по вопросам торжеств в рамках празднования Дня Православной книги.

8. Волонтёрская деятельность. Вот как рассказывает об этом юный журналист, главный редактор школьного тележурнала «Резонанс», Александр Фитисов: «Уже не первый год мы переписываемся с Анной Аркадьевной Гавриловой. Она живёт в доме для престарелых в с. Богородское Ивановской области. Так получилось, что в детстве, после тяжёлого заболевания, она потеряла способность ходить, всю жизнь провела, не вставая с постели, но не отчаялась. Она стала писателем и поэтом, выпустив несколько книг. Мы всегда поддерживаем её словом, присылаем ей выпуски нашей газеты «Шаги», а также свои литературные опыты. Конечно, здесь не может быть и речи, чтобы кто-нибудь из нас занимался такой деятельностью «добровольно-принудительно», нет – только добровольно. Мы сами выбираем путь, по которому идём. Поэтому наша газета носит такое название «Шаги».
Несколько слов о школьной газете.

В своей деятельности мы опираемся на положение о том, что школьная газета, как и любое профессиональное издание, должна,прежде всего, предоставлять информацию для читателей, делать новости интересными и работать в оперативном режиме. Но чаще всего школьные СМИ напоминают отчет о проделанной работе или прошедшем мероприятии. Поэтому особенно ценными мы считаем заметки юнкоров, которым удалось этого избежать. Материалы такой газеты порой уникальны, и вы не найдёте их в других изданиях. Основное кредо нашей газеты «Шаги» — ничего не копировать извне, из других источников, все школьные и городские события пропускать через авторские работы юных журналистов, через души и сердца собственных корреспондентов. Хочется отметить, что школьная газета как понятие, несмотря на свой небольшой возраст, корнями уходит в лицейские печатные издания XIX века. Эти рукописные журналы, альманахи и сборники служат нашим юнкорам примером искренности и чистоты помыслов, возвышенного и серьёзного отношения к слову и слогу, любви к отечеству и русской истории, стилевого совершенствования и юношеского дерзновения.

Школьная газета позволяет смело высказать своё мнение и свою гражданскую позицию. Одно из журналистских расследований, длившееся в течение года, увенчалось у нас успехом. В 2014 году мы случайно обнаружили, что в стенах нашей гимназии, как и в школах всей Москвы, в сети Интернет заблокированы сайты некоторых СМИ системой контент-фильтрации. Я стала объяснять юным журналистам, что сделано это в рамках Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но в том-то и парадокс, что «запрещены» для просмотра оказались сайты газет «Российский писатель», «Литературная Россия», журналов «Москва», «Наш современник», «Русский дом» и им подобных, в материалах которых не только нет информации, вредной для здоровья подрастающего поколения или призывов к насилию и жестокости, но наоборот: статьи, публикующиеся в издании, несут чётко-ориентированный познавательный и воспитательный характер, и многие из них могут быть рекомендованы к прочтению в старших классах школы. Где, как ни в этих журналах можно прочитать о Валентине Распутине, Василии Белове, Фёдоре Абрамове, познакомиться с лучшими современными авторами, представляющими читателю идеи нравственной чистоты и служения Отечеству.

И тогда у автора статьи сложилось впечатление, что уважаемые члены Московской комиссии по составлению «чёрных списков» запрещённых сайтов просто перестарались. Может быть, порадоваться надо за наших детей, коих оградили «на всякий случай»… Но в процессе расследования выяснилось, что сомнительные в нравственном смысле, имеющие в своих материалах откровенные антигосударственные, антипатриотические выпады, сайты (например «Новая газета», «Эхо Москвы») открыты для прочтения в стенах школы. На одной из встреч мы обратились с этим вопросом к уважаемому представителю Государственной думы, и он помог детям. Через две недели все вышеназванные журналы вновь обрели статус «легальных» изданий. Их открыли для юношей, «обдумывающих житьё» и решающих «делать жизнь с кого». Этот пример красноречиво говорит о том, какие конкретные дела может совершать газета, в том числе и школьная, если её работу воспринимать серьёзно и создать в редакции коллектив неравнодушных людей.

Нам видится, что в новых подходах к работе школьного пресс-центра открывается огромная палитра современной педагогики, где медиаобразование охватывает всё новые и новые сферы жизни учащихся, работает не только как инструмент обучения школьников, но и формирования их гражданской позиции, нравственной устойчивости, эстетического развития. Причём, не в одном лишь формальном, но информальном и неформальном контекстах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *