Штампованные диски или литые что лучше на лето
Литье или штамповка? Какие диски лучше литые или штампованные?
80 % красоты автомобиля – в его колесах!
Генри Форд
Что Вы узнаете из этой статьи:
• В чем разница между литыми и штампованными дисками
• Их плюсы и минусы
• Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
• Мнения экспертов и любителей
Покупая автомобиль в базовой комплектации, скорее всего Вам предложат штампованные колесные диски, по одной простой причине – они дешевле. За более прогрессивные, литые, придется доплатить. Сразу рождается мнение, что второй вариант более качественный и надежный. Так ли это на самом деле, давайте разберем подробнее.
В чем разница между литыми и штампованными дисками
Прежде чем начать нашу дискуссию: «какие диски лучше литые или штампованные?», выделим основные приоритеты, которые учитывают автовладельцы при выборе колес. Первое, это конечно же надежность и практичность, второе – дизайн, поэтому мнения автомобилистов разделились на два лагеря. Одни твердят, что штампованные надежнее, а другие, что литье красивее. И каждая категория по-своему права! Разберем общее устройство каждого из них.
Литые колесные диски
На разговорном сленге их называют «титанками», при изготовлении используется технология отливки элемента в специально подготовленных формах, которые и формируют дизайн будущего колеса. Для таких дисков используются сплавы алюминия, магния или титана, кстати есть модели, вырезанные из цельных листов. Такие диски выглядят эффектно и эстетично. Благодаря фантазии конструкторов создаются, в буквальном смысле, шедевры, которые могут придать облику автомобиля и шарм, и брутальность, и уникальность стиля, в общем могут подчеркнуть характер владельца.
Кроме того, они легкие и достаточно прочные, особенно из качественных сплавов, но все же низкие температуры делают их хрупкими и более уязвимыми к деформации.
Модели таких дисков изготавливают одним способом – резка из сплошного листа металла. Колесо делится на несколько частей и соединяются при помощи сварки. Они гораздо дешевле и просты в производстве, более устойчивы к нагрузкам и менее подвержены к изменению формы. Если все-таки Вам удалось каким-то образом погнуть такой диск, это легко исправляется костоправом без применения специального, сложного, оборудования. Из-за упора на надежность и технологичность изготовления пришлось пренебречь эстетикой, такие диски менее презентабельны и тяжелее.
Плюсы и минусы литых и штампованных дисков. Объективная оценка
Соперничество между этими видами длится давно и дело не только в сезоне эксплуатации, и как говорится сколько людей, столько и мнений. Разберем основные чем отличаются литые диски от штампованных:
Надежность
• У литых дисков есть очень существенное преимущество – прочность. Причина кроется в материале, в основном это алюминий, с добавлением других металлов для достижения высокой надежности. Кстати многие сплавы используются и в аэрокосмической промышленности. Они без ущерба способны выдерживать средние удары.
• Штамповка же изготавливается из высоколегированной стали и более подвержены деформации при физических воздействиях.
Прочитав характеристику надежности, не стоит делать поспешных выводов по этому показателю. Высокая прочность литых дисков имеет и свои минусы: они могут треснуть при серьезном ударе и их уже не восстановить, что нельзя сказать о штампованных.
Влияние на работу шасси
• Благодаря более легкому весу (в зависимости от размера, легче на 20-50 %), литые диски оказывают меньшее воздействие на шасси автомобиля. Это происходит потому, что сила ударов и толчков на узлы и агрегаты подвески у легких колес меньше, вдобавок ко всему это производит меньше шума при езде по неровной дороге. Управлять машиной на литье намного комфортнее, нежели на штамповках.
• Штампованные диски в свою очередь, тоже имеют положительные моменты в этом компоненте. Их пластичность поглощает энергию колебаний, не доводя ее до подвески, а жесткие литые колесные диски уничтожают части шасси, на неровной дороге.
Крайне не рекомендуется устанавливать литые диски на внедорожники и автомобили, эксплуатируемые в сельской местности или на производстве.
Влияние на работу тормозной системы
• В своем большинстве, литые диски, более открыты и сделаны в виде спиц. Это обеспечивает хороший воздухообмен внутри тормозной системы, а значит и лучшее охлаждение ее узлов.
• Штампованные колеса имеют минимум свободного пространства в цельнометаллическом корпусе диска. Минус такого устройства – охлаждение системы, а плюс – хорошая защита от посторонних предметов.
Что важнее: надежность функционирования тормозной системы или ее защита, выбирать Вам!
Дизайн
• Как уже сказано выше, дизайну нет предела совершенства, но при условии соблюдения физических законов. Если Вы хотите подчеркнуть свою индивидуальность, существует множество вариантов на любой вкус и цвет.
• Штампованные диски стандартны по внешнему виду, но их можно облагородить специальными пластиковыми колпаками.
Минус такого разнообразия заключается в сложности подборки литого диска для замены, в случае его поломки. Как Вы догадались со штампованными ничего выдумывать не надо, необходимо подобрать нужный размер и форму крепления.
Устойчивость к негативным факторам влияния природы
• Литые диски не подвержены коррозии от влаги, даже если Вы повредили наружный слой, так как алюминий устойчив к действию воды. Но все же есть физически и химические свойства литого колеса подверженные риску. Сюда следует отнести: электрохимическая коррозия (возникает из-за взаимодействия алюминия с солью, которой посыпают дороги зимой), несоблюдение условий хранения и нагрев болтов при откручивании зимой.
• Повредив защитное покрытие штампованного диска, можно его лишиться, вовремя не восстановив его.
• Литые диски хорошо подходят для скоростной езды по ровному покрытию.
• Описывая штампованные диски вначале статьи, мы говорили о ремонтопригодности таких колес и что для этого нет необходимости нанимать высококвалифицированных специалистов и применять дорогостоящее оборудование. Достаточно минимум сноровки, а в несложных случаях хватит кувалды иди молотка.
Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
Перед тем, как обновить колеса на своём автомобиле, проанализируйте основные моменты, при которых Вы эксплуатируете машину. Эксперты выделяют три основных аспекта:
• Целевое назначение Вашего авто, какие условия будут преобладать в процессе эксплуатации. На каком преимущественно дорожном покрытии Вы планируете ездить? Бездорожье, городские улицы или их сочетание.
• Почитайте инструкцию по эксплуатации или советы автолюбителей на автомобильных форумах, о том какие колеса лучше подходят для конкретной марки и класса (не стандартный размер, может привести к быстрому изнашиванию частей и механизмов подвески).
• Климатические условия эксплуатации. Здесь анализируйте температуру, влажность, осадки и тд.
Мнения экспертов и любителей
Рекомендации экспертов для желающих купить новые колеса:
• Если Вы преимущественно передвигаетесь по бездорожью – ни о каких литых дисках и речи быть не может, они к сожалению, только для моделей из классов премиум или бизнес. Литые диски предназначены для езды по хорошим дорогам, ну в крайнем случае, по небольшим неровностям.
• Для микроавтобусов, которые занимаются пассажироперевозками, титаны тоже не подойдут. Быстро будет изнашиваться подвеска и сами колеса.
• Для эксплуатации в летний период лучше подходят литые диски, а зимой – штамповка. Из-за наледи на обочинах, можно поцарапать легко сплавные диски, и это далеко не последняя причина, по которой зимой штампованные диски лучше, чем литые.
• Если Вы не собираетесь менять диски по сезонно, лучше выбрать штамповки, так как дороги в нашей стране оставляют желать лучшего и сделав не правильный выбор, можно выбросить деньги на ветер.
Полезные ссылки:
Литые диски(Легкосплавные)
Штампованные диски(Стальные)
Если возникли еще какие-то вопросы посмотрите видео с обзором:
Спасибо за внимание и помните:
«Только противоречия приводят к выбору!»
Как выбрать диски на лето
Приближается очередной летний сезон, хотя в этом году весна с приходом немного задержалась. Автовладельцам часто приходится менять диски, когда старые уже невозможно отбалансировать, а кто-то просто хочет вместо непрезентабельных штамповок поставить эстетичное литьё. Желание удачно выбрать диски на лето обращает наши помыслы к витринам колёсных магазинов и специализированным сайтам. Надеемся, что представленная здесь информация будет не только интересной, но и полезной для наших читателей.
Одна модель в различных вариациях
Что учесть при выборе дисков
Любой автопроизводитель при разработке модели машины не только определяет базовый размер её колёс, но и даёт рекомендации по их взаимозаменяемости. Как правило, на один заводской размер даётся ещё 2-4 варианта на замену, отличающиеся по диаметру, ширине диска или вылету. Неизменной остаётся только разболтовка (сверловка отверстий LZ x PCD) и DIA (ступица). Ступичный размер на дисках может быть больше в том случае, когда они выполнены в универсальном варианте, с двойной сверловкой — но тогда придётся надевать их на ступицу через проставочное кольцо.
Обратите внимание: Соответствие всех параметров дисков тем, что рекомендует производитель, избавит вас в будущем от массы проблем с подвеской, амортизаторами и ступичными подшипниками.
У официальных дилеров цены на диски всегда выше, но они точно соответствуют требованиям завода по всем параметрам. В обычных магазинах на некоторые модели авто подобрать всё в идеале не удаётся. В такой ситуации есть три выхода из положения:
Внутренний диаметр кольца – это и есть размер ступицы вашей машины
Типы дисков и их отличительные особенности
Если классифицировать автодиски по технологии изготовления, то существует три разновидности:
Штамповка (железный диск)
Литой диск 10 спиц
На заметку: Конечно, кованый диск тоже может сломаться. Но для этого требуется гораздо больше усилий, поэтому на гоночные машины устанавливают только ковку. При попадании в ямку она не расколется — и это плюс. Но диск передаст всю энергию удара подвеске — и это минус. Вывод только один: если на машине стоят кованые диски, её подвеска должна быть усиленной.
СЛИК – одна из самых популярных кованых моделей российского производства
Что лучше: штамповка или литьё
Решать, какие диски лучше именно для вашей машины, следует исходя из условий её эксплуатации. Если приходится ездить по просёлочным дорогам, по грязи и ямам, железные диски, изготовленные по технологии холодной штамповки (учитывая возможность их ремонта), прослужат гораздо дольше. Проблема только в том, что теряются декоративные колпаки, но тут уж нужно следить, чтобы крепления не разбалтывались.
Литые диски для плохих дорог не предназначены, но для городской езды — это отличный выбор. Они не покрываются ржавчиной, благодаря гладкому покрытию меньше пачкаются и лучше моются, их не нужно закрывать колпаками. Хотя безопасность важнее.
Если вы любите скорость и имеете автомобиль с соответствующими характеристиками, лучше взять кованые диски. Литьё тоже подойдёт, но лучше, если сплав будет не чисто алюминиевый, а с добавлением магния. Сориентироваться можно по цене: в самых дешёвых дисках никакого магния быть не может, хотя многие именитые производители все выпускаемые диски изготавливают из сплавов Al-Mg.
На заметку: Для улучшения прочностных качеств, сплавы для производства дисков могут легировать титаном или хромом. Примеси железа не допускаются, так как они снижают устойчивость металла к коррозии.
Ковку лучше ставить на скоростные автомобили
А вот для машин типа off-road, призванных бегать по бездорожью, всё же лучше подойдут диски стальные. Они не столь красивы, но зато гораздо более ремонтопригодны. Да и стоят штамповки не так дорого, чтобы было жалко «убивать» их на разбитых грунтовых дорогах, когда хочется отправиться на охоту или рыбалку, выехать с семьёй на пикник или погостить у деревенской родни. Другое дело, что найти нужный размерчик можно далеко не на всякий джип. Так что хочешь-не хочешь, приходится брать литьё или ковку, поэтому далее будем говорить именно о них.
Литьё для внедорожника
У кого лучше ассортимент, баланс цены и качества
Всю географию импортирования литых дисков (туда же по умолчанию отнесём и ковку), можно условно разделить на три сектора: Европа, США и Азия, что очень сильно влияет на уровень цен. Четвёртым сектором является собственное производство, и вот с него мы и начнём свой обзор.
Отечественные производители
Для России производство автодисков как отрасль относительно ново, так как началось оно только в годы перестройки, когда дороги страны стал активно заполонять транспорт иностранного производства. Образовавшиеся тогда предприятия по производству дисков за прошедшие десятилетия доказали, что их продукция не хуже импортной — она вполне конкурентоспособна, благодаря чему и приобрела прочную репутацию.
Например, один из двух красноярских заводов K&K, выпускающий под одноимённым брендом легкосплавные колёса. Вторым предприятием из этого же региона является завод СКАД, его продукция не уступает по качеству и не менее разнообразна по дизайну. Почему они базируются именно в Красноярске? Да потому что там есть алюминиевый завод, который и является основным поставщиком сырья. Оба производителя с завидной регулярностью представляют модели дисков с новым дизайном.
У КиК есть 3 линейки дисков, которым соответствует 3 логотипа:
Линейки дисков K&K | Назначение |
K&K Рим | Дизайн моделей оригинальный, предназначен для конкретных машин. |
RAPID Модена | Одна модель диска этой линейки выпускается на разные модели автомобилей. |
Реплика Сeed КС878 | Слово «repliсa» переводится, как «копия», и этим всё сказано. Диски этой линейки имеют не только точные параметры на конкретный автомобиль, но и оригинальный дизайн. Например, модель, которая здесь представлена в качестве примера, предназначена для Kia Сeed. Не путать с китайской Репликой! |
Примечание: На линейки K&K и RAPID производитель даёт три года гарантии на лакокрасочное покрытие и бессрочную гарантию на металл. У Реплики и на то, и на другое гарантия всего 1 год.
Под крылом этого же производителя работает и совсем молодая компания, выпускающая диски под брендом IFREE. У неё есть своя студия, перед которой стоит две задачи: разработка совершенно новых дизайнов, а не копий, и снижение массы колеса с сохранением прочности. Насколько хорошо им это удаётся, пока сказать трудно — время покажет.
iFree Трейсер Нео-классик
Завод СКАД начал свою производственную деятельность на десяток лет позднее, чем КиК, поэтому ему пришлось догонять ближайшего конкурента и соответствовать. Но благодаря импортному оборудованию и запатентованным европейским и американским технологиям, продукция под этим брендом довольно быстро заняла достойное место на рынке дисков до 18 диаметра. Остальные размеры пока в перспективе.
В середине нулевых в России заработал ещё один завод по производству дисков – в Ростовской области. ООО «Азов-Тэк» тоже выпускает три линейки дисков:
Важно: Облегчённый вес не всегда является положительным моментом, так как при этом страдает прочность. Чтобы диски хорошо выдерживали циклические нагрузки, в сплаве должно быть больше магния, чем алюминия. Но тогда они будут дороже и никак не смогут быть бюджетными. VENTI – точно не тот вариант, и ездить на них следует с осторожностью.
Есть в России и ещё парочка производителей дисков, но качество их продукции не лучше чем у малоизвестных китайских брендов, поэтому упоминать о них не будем.
Мы будем рады, если Вы решите дать свою оценку и отзыв о том, какие диски используете, на нашем форуме.
Достойные диски из Азии
Основной поток автодисков поступает на отечественный рынок из двух азиатских стран: Китая и Японии – да и что удивляться, если они же поставляют и наибольшее количество автомобилей. И то, и другое пользуется популярностью хотя бы потому, что эта продукция дешевле европейской и американской.
За японскими товарами давно и прочно закрепилась репутация самых качественных и надёжных, и автомобильные диски не исключение. Просто невозможно представить себе японские диски плохого качества, поэтому при их выборе остаётся обсуждать только дизайн моделей. Надо отдать должное, у каждого бренда есть какая-то изюминка, отличающая его изделия от всех остальных.
Взять хотя бы диски Kosei – бренд, который выпускается ещё с середины 20 века и известен во всём мире. Авторитетное имя всегда влечёт появление копий, поэтому не удивляйтесь, если увидите на диске надпись «made in China». Просто внимательно смотрите, что покупаете.
Оригинальные изделия Kosei отличаются не только отменными техническими характеристиками, но и привлекательным внешним видом.
У предприятия богатый опыт в данной сфере, так как изначально, в начале своей деятельности, они изготавливало самолётные колёса. Соответственно, всё начиналось с горячей штамповки (ковки) — диски для самолётных шасси изготавливают только так. Позднее была взята на вооружение и технология обычного литья, и сегодня производитель выдаёт «на гора» оба варианта.
Отличить, где ковка, а где литьё, можно по толщине обода: у литья она 6 мм, у ковки вдвое меньше. Но вообще, можно ориентироваться и по дизайну. Кованые диски имеют максимально простое решение – например, 5-6 узких прямых лепестков, лучей или сдвоенных спиц, тогда как у литья могут быть самые замысловатые формы.
Как видите, особенности дизайна налицо: чем меньше спиц, тем меньше и вес диска, так что разницу в массе на 3-4 кг обеспечивает не только толщина обода. Литой сплав легко обрабатывается на станках ЧПУ – отсюда и практически неограниченные возможности для создания лицевого рисунка.
И те, и другие модели подвергаются рентгеновскому контролю на предмет обнаружения пустот в металле. Затем выборочные образцы распиливают, и только после этого на партию выдаётся сертификат соответствия и заводская гарантия.
Есть в Японии и ещё несколько производителей, начавших свою деятельность в 1970-х годах. Одна из них — компания Rays Co Limited, выпускающая диски под брендом Rays. Они ориентированы на машины выше среднего класса и спорткары, которые чаще всего подвергаются оригинальному тюнингу. Соответственно, говорить о бюджетных дисках этой марки не приходится, да и конкурировать с ними могут далеко не все именитые бренды.
Rays Daytona FDX F7S
Ещё один, столь же элитный бренд японских дисков Weds — от одноимённой компании, производящей запчасти для Nissan. Это так же официальный поставщик колёс для многих гоночных команд, принимающих участия в ралли самого разного уровня. Диски Weds предназначены для тюнинга, но вполне доступны и для рядового автолюбителя. Продукция проходит обязательную сертификацию VIA и JWL, которая признана представителями автопрома на всех континентах.
Определить, не является ли находящийся перед вами диск подделкой, можно по расположенной на тыльной стороне голографической наклейке. Продукция Weds так же предлагается потребителю в двух вариантах – литьё (серия Flow Forming) и ковка. Готовое литьё после формовки подвергается шоковому охлаждению, что улучшает прочностные качества металла.
Ковка Weds sport sa 70
Литьё WEDS KRANZE VERAE для тюнинга
Если говорить не только о тюнинговых или спортивных моделях, но и вариантах для всех классов автомобилей, нельзя не отметить японскую компанию Enshu Keigokin, выпускающую кованые диски под брендом Enkei. Она так же работает с 1950-х годов прошлого века, и благодаря оптимальному сочетанию цены с качеством давно уже поставляет свою продукцию автопроизводителям такого уровня, как General Motors. Диски Enkei выпускаются не только непосредственно в Японии, но и на филиалах в Таиланде, Китае, Малайзии.
Самым молодым японским производителем является Minamoto Aluminiumcorp, который в нулевых годах нынешнего столетия запустил диски под брендом Yamato. Главной целью компании стало изготовление таких дисков, которые при эксклюзивном дизайне будут дешевле премиальных. Она была достигнута довольно быстро — но не за счёт экономии сырья, а, как это сейчас делают во всём мире, за счёт более дешёвых рабочих Китая, где она и располагает свои производственные мощности.
И действительно, получилось: диски Yamato имеют свой неповторимый шарм и очень приличное качество, что позволило им моментально укорениться на российском колёсном рынке и не только. Такой успех не может остаться незамеченным, и вскоре из ниоткуда появился ещё один, якобы японский бренд Yokatta. Его владельцы попросту «слизали» концепцию дизайна Yamato, но качество оставляет желать лучшего.
Из китайских производителей несомненного доверия заслуживают такие бренды:
Все остальные диски с китайской пропиской — тёмные лошадки: чем они дешевле, тем меньше можно поручиться за качество. У нас крайне редко организовываются испытания дисков вроде тех, что устраивают для шин. Но и те, что были проведены, показали, что практически все тестируемые китайские диски не выдержали даже незначительных ударов.
Заключение
Ассортимент дисков на российском рынке не ограничивается теми брендами, о которых здесь было упомянуто. Есть ещё Европа с Америкой, которые предлагают десятки брендов автомобильных дисков отменного качества. Жаль только, что цены на их продукцию практически неподъёмны для рядового отечественного автолюбителя, у которого личный транспорт чаще всего взят в кредит на долгие годы. Гораздо проще взять, к примеру, японские диски, чем переплачивать за немецкие или итальянские как минимум 30%.
Мы будем рады, если Вы решите дать свою оценку и отзыв о том, какие диски используете, на нашем форуме.