Штатка это в машине что
штатное применение машины
штатное применение машины
Применение, при котором машина используется согласно своему назначению или когда ее параметры общеприняты. К штатному применению относят, кроме того, соответствие техническим указаниям, изложенным в руководстве по обслуживанию, где рассматриваются предусмотренные случаи неправильного использования.
Примечание
В отношении предусмотренных случаев неправильного использования при оценке риска должны быть учтены следующие случаи поведения:
— предусмотренное ошибочное поведение вследствие обычной невнимательности, но не вследствие преднамеренного неправильного использования;
— реакция персонала в случае ошибочной функции, инцидента, простоя и т.д. во время использования машины;
— поведение, которое можно определить как «путь наименьшего сопротивления» при решении задачи;
— на некоторых машинах (особенно на машинах для непромышленного применения) преднамеренное поведение определенной категории людей, например, детей или людей с замедленной реакцией (5.7.1).
[ГОСТ Р 51333-99]
Тематики
Смотреть что такое «штатное применение машины» в других словарях:
Боевой транспорт пехоты — Понятие пехота в период до второй мировой войны прочно ассоциировалось с небольшими, поистине пешими скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная скорость … Энциклопедия техники
Волга 21 — «Волга» ГАЗ 21 «Волга» ГАЗ 21 на викискладе … Википедия
БТР-152 — БТР 152 … Энциклопедия техники
M2 «Брэдли» — У этого термина существуют и другие значения, см. M2. Infantry Fighting Vehicle M2, Bradley … Википедия
Прист (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прист … Википедия
ГАЗ-21 — ГАЗ 21 … Википедия
Заработная плата — (Wages) Важнейшее средство повышения заинтересованности работников Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ Содержание Содержание. > заработная плата – это важнейшее средство повышения заинтересованности… … Энциклопедия инвестора
Ха-Го — У этого термина существуют и другие значения, см. Тип 95 … Википедия
Все о штатной единице: ставка или человек
Иногда самый простой вопрос может поставить в тупик. Штатная единица это ставка или человек? Все знают, что штатное расписание, иными словами «штатка» – это документ, в котором содержится информация о трудовых ресурсах фирмы. В том числе, сведения о численности работников, названия их должностей, наименования структурных подразделений. А что такое штатная единица? Расскажем об этом в материале.
Смысл «штатки»
Под штатным расписанием понимается документ, содержащий в себе структурированную информацию о персонале организации. В «штатке» перечислены все, предусмотренные компанией должности и количество запланированных единиц по каждой из них. Штатная единица – это единица из перечня должностей в штатном расписании. Она соответствует одному рабочему месту.
Сразу скажем, что трудовое законодательство не содержит прямого требования для работодателей оформлять штатное расписание. Значит, составлять или не составлять штатное расписание остается на усмотрение компании.
Однако, несмотря на необязательность, «штатку» лучше составить. Ведь штатное расписание содержит полную информацию о людских ресурсах организации и о месячном фонде оплаты труда (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
Понятно, что количество штатных единиц это совокупность всех должностей, предусмотренных штаткой. Количество штатных единиц в компании определяется потребностями в конкретных видах работ, срочностью их выполнения, экономической целесообразностью и другими объективными факторами.
Понятно, что имея в своем распоряжении «штатку», можно наглядно увидеть структуру организации и рассчитать необходимое количество денег на содержание работников.
Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).
Подытожив сказанное, штатная единица – не человек, а должность, ставка в организации. Штатная единица может быть занята работником, а может быть вакантной.
Штатное расписание
На практике многие организации применяют в своей работе штатную расстановку. Это документ, в котором указано, какие единицы и кем заняты. То есть в штатной расстановке прописывают Ф.И.О. сотрудников, занимающих те или иные должности, а также их табельные номера и другие необходимые сведения. Например, указание на инвалидность, совместительство, пенсионный возраст и т.п. Иными словами, штатная расстановка – это персонализированное штатное расписание.
В отличие от штатного расписания для штатной расстановки действующим законодательством унифицированной формы не предусмотрено. Поэтому она может быть составлена в произвольном виде.
Обычно в качестве основы для расстановки используют форму штатного расписания № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, в которую добавляют необходимые графы.
Перекур №18 Премиум штатки. Взгляд под другим углом.
Всем привет!
Во первых, хотел бы сказать большущее спасибо всем тем, кто принимал участие в прошлом, удаленном мною перекуре. Не подумайте ничего такого. Я не психанул и не обидился. Просто обилие отзывов с критикой моей идеи дали серьезную пищу для размышлений и оценки с тех сторон, которых я без вас не видел. По результату размышлений и анализа комментов, я понял, что вы абсолютно правы. Эта затея «работа ради работы». Она бы не принесла никому пользу, а просто собирала бы чуть лаков от тех, кто лайкает записи прямо из ленты, не читая. Таким образом, прошлый перекур дал свои плоды и исчерпал свой смысл. По этому, был удален ибо обсуждать там больше нечего. Респект вам. Очередной раз коллективный разум выручил меня и разложил все по полочкам.
Если отойти от технических моментов и взглянуть на суть вопроса более глобально, не отрывая его от самого авто, то возможно окажется, что звука, как такового от этих аудиосистем и не требовалось вовсе при разработке? Очень показательно для нашего вопроса одно мое наблюдение. В моем авто достаточно часто оказываются разные люди. Разного возраста, статуса, увлечений. И на вскидку, лишь каждый 10й замечал то, как звучит аудиосистема. Точнее, то, что она звучит не как штатка. Проводил опрос среди знакомых звуковиков, у которых в машине собран уровень качества на два порядка выше моей аудиосистемы и у них наблюдается точно такая же картина. И ничего удивительного нет. Все мы разные, все мы имеем разные увлечения, интересы. Мы по разному воспринимаем окружающий мир и абсолютно нормально, когда человек относится к тому, что слышат его уши менее трепетно чем мы, звукари.)))
И отсюда вопрос:
Почему критики решили, что абсолютно все, кто покупают премиум авто с премиальной аудиосистемой поголовно являются аудиофилами, обманутыми маркетологами? ))) Что такое вообще премиальное авто?
Это статус
Это имидж
Это индикатор состоятельности
Это понт, если хотите.
И если брать во внимание аудиосистему, то как она может продемонстрировать и подтвердить свой статус в составе имиджевого авто КАЖДОМУ, кто в него попал, если из попавших сможет оценить имидж ушами только каждый десятый? Правильно, количеством динамиков, шильдиком, ценником и мощностью!))) Именно эти факторы фигурируют везде, от рекламных проспектов, до описания автомобиля владельцем всем вокруг, после покупки. И люди оперируя доступными им понятиями легко оценят уровень системы, когда «количество» Ватт переваливает за тысячу, количество динамиков за два десятка, ценник имеет 5 нулей и все это сделала фирма, которую знают большинство (а те, кто не знает, просто впечатлится высокопарным названием). Всем все сразу понятно. В кредитотошноте 4 динамика и 100вт в проспекте, а тут 22 и 1500, еще и Марк Левинсон. Все понятно за что отданы сотни тысяч.
И теперь второй вопрос:
А надо ли, учитывая вышеизложенное, производителю заморачиваться над самим звуком? Привлекать экспертов, закладывать звук еще на стадии проектирования авто, салона и т.д., покупать разработки, работать с усилением, настройкой и т.д., если вполне достаточно просто сделать систему воспроизводящую звук чуть лучше штатки не брендованой? Зачем вкладывать в эти разработки кучу сил и денег, если это практически никто не оценит?
Ну и главный вопрос:
Является ли аудиосистема барахловой, если ее потенциальным потребителям важен шильдик, ценник, количество динамиков, суммарная мощность и для которых звук интересен лишь по остаточному принципу, поскольку звук сам по себе не сможет подчеркнуть его статус, имиджи и не позволит «понтонуться»?
Нужна ли такому человеку аудиосистема с шильдиком, который в широких кругах не знаком, мощность которой кратно меньше в заявке и которая содержит в пять раз меньше динамиков, но которая будет звучать куда лучше?
Я отвечу на этот вопрос НЕТ! Далеко не каждый покупатель премиального авто отслушивает скрипку в пятом ряду. Зато практически каждый покупатель имиджевого авто хочет получить подчеркивание этого самого имиджа во всем. Причем, подчеркивание доступными для понимания обывателем цифрами, фактами и аргументами. На этом построен практически весь функционал топовых авто. И для такого человека абсолютно глупо месяцами не вылазить из установочных студий ради звука. Точно также глупо, как опытному звукарю отвалить тысяч 200 на брендовую штатку.
Вопрос этот лежит далеко от плоскости звука и полностью диктуется потребностями потенциального потребителя. Для ценителя статуса есть Марк Левинсон. Для ценителя звука есть хорошие установочные студии, которые максимально эффективно персонализируют его затраты на аудиосистему. Если случится так, что покупателем премиального авто станет звукарь, то он просто выкинет понты и поставит звук. (собсна так они и делают) )) НО это не делает брендовую штатку барахлом, либо пустой тратой денег. Просто кто-то тратит деньги на звук, а кто-то на имидж. И в каждом отдельном случае, затраты работают эффективно, если человек точно понимал, что ему нужно и что он покупает.
Ну и остается лишь призвать комментаторов в обсуждениях штаток не судить подобные вопросы однобоко, а рассматривать их комплексно и глобально. Тогда многое будет понятнее и оправданнее.
Как-то так!) В комментах очень жду вашего мнения по этому вопросу. Случаи из жизни, мнения, наблюдения, выводы и т.д. Буду рад любому комменту!
Техники «подпора штатки» на современном автомобиле
Чтобы исключить возможность угона автомобиля, оснащенного режимом бесключевого доступа, необходимо осуществить блокировку штатного радиоканала. Сделать это можно в специализированном автоцентре, где вам предложат несколько решений. Основа каждого из них – применение иной системы авторизации. Наиболее безопасный вариант – использовать стороннее оборудование (автосигнализацию или иммобилайзер) с меткой идентификации.
Метка представляет собой миниатюрный аксессуар, который осуществляет тот же «диалог» с управляющим блоком, как и штатный ключ с системой безопасности автомобиля. Разница лишь в том, что большинство таких устройств передают закодированный сигнал, причем попеременно на разных частотах, что снижает риск его перехватить и воссоздать.
Другое преимущество – небольшая дальность сигнала. Если штатный брелок позволяет водителю удалиться почти на два километра в зоне непосредственной видимости, то метка действует на минимальном расстоянии – не более пяти метров. Причем сигнал от нее обычно периодически проверяется управляющим устройством. Если вдруг в течение поездки или, например, на стоянке он пропадает, сигнализация (иммобилайзер) блокирует двигатель.
Варианты «подпора штатки»
Для блокирования сигнала достаточно использовать нештатный иммобилайзер или автосигнализацию. Внедрение осуществляется по следующим методикам:
Реализация любого из вариантов «подпора штатки» требует высокого профессионализма мастера. Недостаточно просто купить сигнализацию или иммобилайзер и поставить их самостоятельно. Работа предполагает тотальное вмешательство в электронную «начинку» автомобиля, что при непрофессиональном подходе, чревато критичными ошибками в работе систем. Это не только сделает использование сторонней системы неэффективным, но и может вывести из строя основные узлы транспортного средства.
Краткий словарь автозвуковых терминов и сленга. 2021
Так как не все любители автозвука, особенно начинающие, хорошо понимают значение многих автозвуковых терминов, у меня появилась идея составить небольшой автозвуковой словарик, с краткими пояснениями. Таких словарей в интернете есть много. Но это — моя версия, переработанная, дополненная и улучшенная 🙂 Вряд ли получилось вспомнить всё, поэтому периодически буду обновлять список. Ну и свои дополнения или уточнения добавляйте в комментариях, если есть желание! На этот текст у меня ушёл почти целый день, поэтому поддержите лайком, как минимум! 😉 На картинки к каждому термину сил уже не хватило, да они и не влезут все, но всё же немного разбавил ими текст.
Автозвук – распространённое заболевание, передающееся от человека к человеку, часто является начальной формой аудиофилии. Проявляется в стремлении добиться идеального качества звука в машине или максимальной громкости. Инкубационный период от нескольких минут до пары лет. Течение – обычно прогрессирующее, с периодическими ремиссиями. Лечение, кроме тяжёлых случаев, необязательно. В редких случаях возможно самоизлечение.
Автозвуковые соревнования – мероприятия, на которых встречаются люди, заболевшие автозвуком. Как правило, там меряются уровнем максимального звукового давления от сабвуферного звена (SPL) или громкого фронта/тыла (SQL) или соревнуются в качестве звука (SQ). Отличный вариант чтобы встретиться с такими же, увлечёнными автозвуком, людьми, послушать разные системы, даже не участвуя. И понять, нужно ли это вам, если вы ещё не заболели 😉
АКБ (акум, питалово) – аккумуляторная батарея, один из самых важных элементов аудиосистемы. Популярными являются свинцово-кислотные, литий-ионные или литий-титанатные аккумуляторы.
АКЗ – акустическое короткое замыкание. Взаимное гашение звуковых волны от разных сторон диффузора динамика, которое проявляется на низких частотах. Ощущается, как отсутствие баса при работе динамика.
Акустическое оформление – вариант устранения АКЗ. Обычно это короб, в который устанавливается динамик.
Акустическая система – динамик + акустическое оформление. Например, сабвуферный динамик в коробе, это уже акустическая система. Твитер (ВЧ) тоже является готовой акустической системой.
АЧХ – амплитудно-частотная характеристика. Одна ось графика – громкость, другая – частота.
АГМ (AGM) – разновидность свинцово-кислотной аккумуляторной батареи, в которой содержится абсорбированный электролит, а не жидкий. Перед классическими АКБ имеют ряд преимуществ: устойчивость к вибрации, отсутствие необходимости в обслуживании, установка практически в любом положении. Отличный решение для установки в салон авто или багажник, в качестве дополнительной батареи.
Активный сабвуфер – короб с сабвуферным динамиком и встроенным усилителем. Для подключение достаточно подключить кабель питания и межблочный кабель от головного устройства. Обычно не самый качественный и громкий звук, но для многих начинающих, которые не хотят заморачиваться, вполне может подойти. И всё же я рекомендую применять пассивные сабвуферы и отдельные усилители под них.
Балалайка – недорогое головное устройство с минимумом функций.
Бандпасс (БП) – вид акустического оформления, при котором динамик находится внутри корпуса. Бывает 4, 6 (тип А и Б), 8 порядков.
Блины (овалы) – динамики с диффузором овальной формы, популярные размеры 6х9 или 5х8 дюймов. Обычно предназначены для инсталлированы в заднюю полку седанов. Иногда могут быть установлены в передние двери автомобиля с завода (Toyota LC). Бывают 1,2 или 3-полосными.
Боевой саб – сабвуферный короб, специально сделанный для соревнований по SPL (максимальному звуковому давлению). Часто используется в акустических оформлениях ФИ, ЧВ или БП. Предназначен для максимального давления в узком диапазоне частот (на «боевой частоте»). Слушать музыку на спортивном сабвуфере категорически не рекомендуется.
Броневик – автомобиль, подготовленный для соревнований по максимальному звуковому давлению (SPL). Для этого все его элементы максимально усиливают: варят внутри металлическую клетку под сабвуферы, делают распорки, устанавливают бронированные стёкла, приваривают дополнительные рёбра жесткости на стойки и так далее. Иногда могут применяться инкассаторские автомобили, изначально имеющие хорошую жесткость конструкции.
Валево, валить – громкое и долгое воспроизведение музыки на максимальной громкости, часто с преобладанием низких частот.
Ветер – движение воздуха внутри автомобиля, вызванное работой сабвуфера, работающего на частотах 35 Гц и ниже.
Верха – диапазон, который воспроизводят твитера. Примерно от 5 кГц до 20 кГц.
Высокая настройка – настройка порта фазоинвертора на 41-45 Гц (речь о сабвуфере).
Восьмёрка – размер динамика (в данном случае — восемь дюймов).
Вилка – диапазон каких-либо значений.
Вилка (в значении «нагрузочная вилка») – прибор, предназначенный для анализа состояния работы аккумуляторов. Включает в себя прибор вольтметр, спирали сопротивления, в некоторых случаях амперметр.
Вибра – вибропоглощающие материалы, предназначенные для улучшения акустического комфорта внутри автомобиля, для аудиоподготовки. Используются в качестве первого слоя при проведении комплексной шумоизоляции. Популярные бренды: Шумофф, СТП, Comfort Mat, Acoustics, Ultimate.
ВЧ (высокочастотник, пищалка, твитер, свисток) – динамик для воспроизведения высоких частот, примерно от 2 до 18 кГц.
Выходит на ход – динамик развивает свой максимальный линейный ход (Xmax).
ГВЗ – групповое время задержки. Позволяет понимать, насколько звук, воспроизводимый динамиком, отстаёт от поданного на него сигнала.
Герц (Гц) – единица измерения звуковой частоты. Один Гц равен одному звуковому колебанию в секунду.
Горб – подъём АЧХ на определённой частоте. Часто может быть неприятно для слуха.
Гриль – защитная сетка для динамика. Бывают как заводские, так и кастомные, изготовленные на заказ.
Гроб – сабвуферный короб больших размеров, от крышки богажника до передних сидений, высота не выше остекления авто. Часто используется на соревнованиях по SPL.
Грязный сигнал – звуковой сигнал, воспроизводимый с помехами или клиппингом. Может возникать из-за некачественного трека или при ограничении амплитуды сигнала. Грозит перегревом катушки и выходом динамика из строя.
Грязный объём – объём сабвуферного короба, включающий в себя объём, вытесняемый динамиком, портом, стенкой порта.
Губа – подвес динамика. Обычно этот термин используют по отношению к «насосам».
ГУ (мафон, головное устройство, автомагнитола, голова) – устройство воспроизведения музыки в автомобиле. Часто это штатный CD или mp3 проигрыватель. Также могут применяться смартфоны, планшеты, плееры или ПК.
Горло – начало порта рупора.
Датчик – прибор для измерения звукового давления. Обычно применяют SPL Lab.
Демо-кар – автозвуковой проект, созданный для демонстрации возможностей аппаратуры бренда или профессионализма установочной студии. Демо-кары обычно не показывают высоких уровней звукового давления, как в чисто боевых проектах, но привлекают внимание яркой раскраской, качественными и нестандартными решениями по инсталляции, хейртриками и флексом.
Децибел (дБ) – единица измерения звукового давления.
Диф – диффузор динамика.
Динамик (дин, головка) – динамический громкоговоритель, устройство электроакустического типа, предназначенного для преобразования переменного электрического сигнала в звук
Дистрибьютор – устройство для разводки силовых кабелей. Например, на разные усилители. Бывают плюсовые, минусовые, с предохранителями и без, самодельные или готовые заводские.
Домашка –домашняя аудиосистема. Или «домашние» компоненты, установленные в автомобиле.
Железо – вся, в данном случае, автозвуковая аппаратура.
Задержки (time correction) – инструмент настройки аудиосистемы, позволяющий выставить «сцену» в автомобиле
Замер – замеры громкости или максимального звукового давления на соревнованиях по автозвуку.
Зажать порт – уменьшить площадь порта. Применяется, в основном, для сглаживания пика АЧХ. В программах обычно не отображается
Защита, уйти в защиту – отключение усилителя при большой нагрузке или неправильном подключении.
Заниженные (замедленные) негры – реп-музыка с искусственным замедлением и занижением низких частот, с наложенными синусами в области 28-35 Гц.
ЗУ – зарядное устройство для аккумуляторов.
Змейка (змея, змеиная кожа) – синтетическая кабельная оплетка, предназначенная для защиты кабеля внутри автомобиля.
Земля (минус, масса) – минусовой провод питания аудиосистемы.
ЗЯ (закрытый ящик) – тип акустического оформления. Компактное и достаточно простое решение (как в расчёте, так и в изготовлении) для получения качественного баса. Часто используется SQ-шниками.
Импеданс – полное сопротивление катушек динамика переменному току (так называемое активное сопротивление)
Инсталл (инсталляция) – установка аудиосистемы в автомобиль. Может обозначать установку и другого доп. оборудования.
Калибр – типоразмер динамика (например: 10, 12, 15 дюймов)
Калитки (громкий фронт) – двери автомобиля с «эстрадными» динамиками, предназначенными для воспроизведения музыки снаружи автомобиля. Обычно изготавливаются для участия в соревнованиях по SQL.
Кастомный динамик – динамическая головка, собранная вручную. Обычно используются усиленные или улучшенные комплектующие (подводящие, магнитная система, катушки, диффузор, подвес, колпак) под определённые задачи.
Катушка (индуктивность) — радио-деталь в виде катушки тонкого провода, используемая в автозвуке для «срезания» верхних частот, обычно на НЧ или СЧ. Является акустическим фильтром первого порядка, позволяет получить спад 6 дб/окт с нужной частоты. Применяется в составе кроссоверов (фильтров) других порядков. Подбирается исходя из нужной частоты среза.
Катушка – звуковая катушка динамика. Является частью подвижной системы динамика, намотана на каркас и соединена с диффузором. Находится в магнитном зазоре и обеспечивает совместно с магнитной системой динамика преобразование электрической энергии в механическую. То есть – в звук.
КЗ (коротыш) – короткое замыкание
Кишки – внутренности усилителя, головного или другого устройства: печатная плата, транзисторы и прочее.
Клетка – металлическая сварная конструкция внутри автомобиля, предназначенная для создания каркаса акустического оформления сабвуферов. Применяется в соревнованиях по SPL.
Клещи – прибор для измерения силы тока без разрыва цепи. Широко применяются в автозвуке для замера мощности усилителей.
Коаксиалы – динамики со встроенным твитером, иногда и среднечастотником (две или три полосы). Предназначенные для установки в полку седанов или двери. В большинстве своём это достаточно бюджетные решения с невысоким качеством звука.
Компонентная акустика – комплект динамиков, каждый из которых предназначен для воспроизведения своей полосы частот. В комплект обычно входят динамики для двух или трёх полос (ВЧ + НЧ или ВЧ + СЧ + НЧ) и кроссовер (фильтр). В SQ-системах применяют именно компонентную акустику.
Коммутация – соединение динамиков или катушек между собой, соединение усилителей и динамиков.
Конденсатор (кондёр) — радио-деталь, используемая в автозвуке для «срезания» низких частот, обычно на ВЧ. Является акустическим фильтром первого порядка, позволяет получить спад 6 дб/окт с нужной частоты. Применяется в составе кроссоверов (фильтров) других порядков. Ёмкость конденсатора подбирается исходя из нужной частоты среза.
Контроль (демпинг-фактор) – способность усилителя не допускать лишних движений подвижки динамиков. Больше контроль – лучше звук.
Корзина – конструктивный элемент сабвуферного динамика. Обычно бывают металлические штампованные или цельнолитые. Встречаются кастомные, из дерева, металла или пластика.
Короб (ящик) — корпус под динамик.
Кроссовер (кросс, фильтр) – активное или пассивное электронное устройство, позволяющее отделить одни частоты от других (высокие от низких, например) и подать на каждый динамик нужные. Внешние кроссоверы часто входят в комплект компонентной акустики. Встроенные активные кроссоверы (фильтры) есть в усилителях, процессорах и головных устройствах.
Линейки (линейные выходы, RCA разъёмы, межблочные выходы) – разъёмы, необходимые для соединения головных устройств и усилителей с помощью межблочных кабелей.
Межблоки (межблочные кабели, тюльпаны, по низкому уровню) – кабели, передающие сигнал от ГУ до усилителей.
Мидбасовый динамик (мидбас, мид, мидвуфер) – динамик, способный эффективно воспроизводить диапазон частот примерно от 70-80 Гц до 2000-2500 Гц. Обычно в типоразмере 6,5 дюймов.
Моноблок (моник) – одноканальный усилитель мощности, обычно предназначенный для сабвуфера.
Мотор – магнитная система динамика. Хотя весь динамик, по сути, является электромотором.
Мост – способ включения двух каналов усилителя или двух усилителей с целью увеличения мощности, отдаваемой в нагрузку.
Мультик (мультиметр, тестер, цешка) – универсальный прибор для измерений напряжения, тока, сопротивления, а так же «прозвонки» проводов.
Накопитель баса – конденсатор большой ёмкости, установленный возле сабвуфера. На самом деле никакой бас он не накапливает! В 99 % случаев – деньги на ветер. Рекомендую не применять, так как для саба бесполезен. В редких случаях может применяться в SQ-системах, для установки возле мидбасового усилителя.
Наложенный синус – запись поверх музыкального трека синусоидального сигнала определенной частоты. Такие треки запрещены на некоторых автозвуковых соревнованиях. Также подобные композиции могут привести к появлению клиппинга и скорейшему выходу динамика из строя.
Насос – сабвуферный динамик с большим ходом, воспроизводящий частоты ниже 35-36 Гц и в узком диапазоне частот. На графике АЧХ при расчёте это выглядит, как узкий и высокий пик.
Настройка короба (настройка порта) – частота, при которой воспроизведение звука происходит за счёт работы порта, а не диффузора. В программах типа BassBox 6Pro, SpeakerShop это выглядит, как пик на АЧХ.
Негры – обычно это реп-музыка, исполняемая афроамериканцами, то есть неграми.
Низкая настройка – настройка порта сабвуферного короба ниже 35-36 Гц.
Низкоом – подключение динамика/динамиков к усилителю ниже нагрузки, заявленной производителем. Применяется в громких или SPL системах для получения максимальной мощности от усилителя. Часто может привести к выходу усилителя из строя.
ОНР – обратно нагруженный рупор. Один из вариантов акустического оформления типа «рупор»
Панч (удар) – чёткий и резкий звук в басовом диапазоне (80-100 Гц). За панч в автомобильной аудиосистеме отвечает мидбасовый динамик (мидвуфер или вуфер)
Пассивный сабвуфер – корпус + сабвуферный динамик, без встроенного усилителя.
Подводящие – подводящие провода, передающие электрический сигнал от клемм на динамике до звуковой катушки.
Параметры Тиля-Смолла (ТС) – параметры динамиков позволяющие моделировать их поведение в различных видах акустических оформлений. Применяются для расчета и проектирования сабвуферных (и не только) корпусов. Самые значимые и часто применяемые: Fs, Qts, Vas.
Подвижка (подвижная часть динамика) – диффузор динамики с катушкой.
Подиум – конструктивный элемент, через который динамик прикручивается к металлу двери. Может быть в виде обычного проставочного кольца, так и сложной конструкции из стеклопластика, обеспечивающей установку динамика под нужным углом.
Превышение хода (overexcursion) – катушка динамика вышла из магнитного зазора и динамик заклинило. Происходит из-за подачи на динамик слишком большой мощности или слишком низкой частоты при высокой настройке. Некоторые акустические оформления, типа ЧВ, могут повышать риск поймать превышение. Неправильно спроектированный короб тоже может этому способствовать.
Поканалка (поканальное подключение) – вариант подключение динамиков к усилителю, при котором на каждый динамик (или каждую пару динамиков), отыгрывающие определённую полосу, работает свой канал усиления.
Плюсануло – улучшение результата системы в звуковом давлении, происходящие после каких-либо изменений в автомобиле. Например, подняли козырёк – рез вырос на 1 дБ (плюсануло).
Просветление в полке – достаточно большие отверстия в полке седана, позволяющие басу из багажника свободно попадать в салон
Просадка – потеря питания по пути от источника к усилителю, падение напряжения бортовой сети автомобиля. Ухудшает качество звука и ускоряет наступление клипа.
Проц (звуковой процессор) – специальное устройство, дающее возможность гибко настраивать звуковые задержки для каждой полосы воспроизведения, обычно имеет развитые фильтры разных порядков и крутизны, а также продвинутые средства эквализации. Позволяет построить систему высокого уровня, как SQ, так и SQL.
Пуля (тело Венте, фазовыравнивающая пуля) – конструктивный элемент динамика, напоминающий пулю. Позволяет расширить диаграмму направленности динамика, обычно это мидвуфер (мидбасовый динамик).
Разминка – период работы динамика (обычно сабвуфера или вуфера), позволяющий достигнуть динамику заявленных производителем характеристик. При этом обычно немного снижается резонансная частота и полная добротность и остаются на этих цифрах стабильно. В некоторых случаях разминка может занимать несколько десятков часов. Во время разминки не рекомендуется выводить динамик на полный ход и подавать на него максимальную мощность.
Раскрытая щель – прямоугольный порт фазоинверторного сабвуферного короба, сделанная с раскрывом – расширением на выходе и/или входе. Обладает рядом преимуществ, по сравнению с портами без раскрыва.
Распорка – винтовая шпилька или деревянная планка, устанавливаемая внутри сабвуфера или двери. Служит для усиления стенок и придания большей жесткости конструкции. Положительно влияет на звук.
Рез – обычно сокращение от «результат» (максимально значение звукового давления на соревнованиях по SPL или SQL)
Резонанс – явление резкого возрастания уровня громкости, происходящее из-за усиления колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты.
Рупор – один из типов акустических оформлений. Используется для динамиков, воспроизводящих все диапазоны звука, сабвуферов в том числе. Размеры получаются огромными, но и звук того стоит.
Рупор – эстрадный высокочастотный динамик в виде рупора. Предназначен для воспроизведения высоких частот. Используется в SQL системах (громкий фронт/тыл, калитки).
Сабвуфер (саб) – динамик, предназначенный для воспроизведения низких частот (суббаса), обычно ниже 70-80 Гц. Также термином «сабвуфер» обозначают динамик в корпусе.
Свисток – мобильный ЦАП. В некоторых случаях позволяет ощутимо улучшить качество и функционал автомобильной аудиосистемы, добавить динамики и транзиентов. Популярные: iBasso DC03, E1DA.
Сиська – форма графика АЧХ, образующаяся при расчёте сабвуферного корпуса с фазоинвертором. Идеальная АЧХ похожа на женскую грудь, смотрящую вверх 😉
Сиська – акустическое оформление, отдалённо напоминающее женскую грудь, изготавливаемое под среднечастотный или широкополосный динамик. Монтируется обычно в пластиковые накладки передних стоек.
Сила – силовой кабель, предназначенный для соединения подачи питания от АКБ на ГУ, усилители.
Смола (полифирная, эпоксидная) – синтетические жидкости, затвердевающие через определённый промежуток времени. Применяются для создания подиумов, щитов, дверных обшивок, коробов сабвуферов (обычно типа «стелс»).
Стелс – сабвуфер скрытой установки, при которой корпус интегрируется в салон автомобиля с минимальными видимыми изменениями интерьера. В большинстве случаев изготавливается в акустическом оформлении типа ЗЯ и устанавливается в нишу задних крыльев или запасного колеса.
СЧ (среднечастотник, средник, середина) – динамик, воспроизводящий средние частоты, например, от 200 Гц и 3-4 кГц. Есть эстрадные СЧ, так и динамики, предназначены для SQ. Типоразмер – от 2 дюймов до 20.
Сцена – кажущиеся звуковые образы, возникающие перед водителем при прослушивании музыки. Хорошая сцена – одна из составляющих качественной SQ-аудиосистемы.
Тапок (Tapped Horn) – вариант акустического оформления типа «рупор».
Транзиенты – термин, скорее известный аудиофилам, чем автозвуковикам. Обычно транзиентами называют короткий участок резкого изменения характера звука. Их наличие существенно увеличивает получение удовольствия от прослушивания музыки.
Труба – круглый порт фазоинверторного сабвуферного короба.
Усилитель (усь, усилок) – устройство, усиливающее звуковой сигнал. Может быть встроенным в головное устройство или процессорный усилитель, или внешним. С него усиленный сигнал попадает на динамики.
Универсальная настройка – настройка порта фазоинвертора в диапазоне 36-41 Гц. Позволяет с достаточным качеством слушать музыку разных жанров.
Узкая полка – ограниченный диапазон частот, воспроизводимый сабвуфером. Например, полка – 5-7 Гц.
Устье – выход порта рупора.
ФИ (фазоинвертор, фазик) – популярный тип акустического оформления. Сюда можно отнести: щелевой и круглый ФИ, экспо-, пассивный излучатель.
Фланец (раскрыв) – раскрыв порта на выходе или входе. Обычно термин применяют к круглым портам.
Флекс – видимая вибрация металла кузова, стекол автомобиля, возникающая при работе сабвуферов. Добиться флекса можно при низких настройках портов, большом ходе и значительной площади диффузоров, а также достаточной подводимой мощности. В результате возможно повреждение металла, трещины в стёклах.
Фри (фришка) – динамик, предназначенный для установки во free air (бесконечный акустический экран), которыми в машине выступают задняя полка или двери. Обладают высокой общей добротностью (выше 0,55) и достаточно высокой резонансной частотой (около 40-45 Гц для сабвуфера).
Фронт – динамики, расположенные в передней части автомобиля: в дверях, на торпедо, в стойках, кик-панелях или под сиденьем.
ЦАП (DAC, цифро-аналоговый преобразователь) – устройство, позволяющее преобразовать цифровой сигнал в аналоговый. Могут быть как встроенные, так и внешние. В некоторый случаях позволяют существенно поднять качество звучания аудиосистемы.
ЧВ (четвертьволновой резонатор) – тип акустического оформления. Можно выделить прямой, как самый популярный, а также сходящийся и расходящийся.
Чистый объём – объём сабвуферного короба, не учитывающий объём, вытесняемый динамиком, портом, стенкой порта.
Чуйка (чувствительность) – параметр динамика. Высокая чувствительность при небольшой мощности позволяет получить более высокую громкость.
Ширик (ширикополосный динамик) – динамик, способный воспроизводить достаточно широкий диапазон звука, например, от 150 Гц до 15 кГц. Широкополосные динамики высокого уровня вполне могут и применяются в SQ-аудиосистемах.
Широкая полка – достаточно большой диапазон, воспроизводимый динамиком. В случае с сабвуфером, широкая полка – это 20-30 Гц и больше.
Штатка – акустическая система, установленная автомобиль производителем.
Шумка – обычно применяют в значении процесса, включающего в себя вибро- и шумоизоляцию автомобиля. Позволяет снизить шумы, возникающие при движении автомобиля и улучшить звучание аудиосистемы. Правильная шумоизоляция – достаточно сложный и ресурсоёмкий процесс. Также слово «шумка» может использоваться при обозначении всех материалов для шумо- виброизоляции.
Щель – прямоугольный порт фазоинверторного сабвуферного короба.
Экспо – щелевой фазоинверторный порт, площадь которого меняется по экспоненциальной зависимости. Может быть как вертикальным, так и горизонтальным, если это щелевой порт. Или даже круглым.
Этапы – официальные этапы соревнований, проводимые разными автозвуковыми федерациями.
AGU — тип предохранителей. Не рекомендую применять из-за низкой надёжности и не самого хорошего контакта.
ANL (mini ANL) – популярный в автозвуке тип предохранителей. Рекомендую к использованию!
AMT – формат соревнования по автозвуку
AUX (аукс) – низкоуровневый вход головного устройства для кабеля 3,5 mini jack. Позволяет подключить смартфон, ноутбук или плеер к ГУ. Из-за множества преобразований звук получается так себе.
EMMA – формат соревнования по автозвуку
RASCA – формат соревнования по автозвуку
Gain (level, уровень) – регулятор уровня входной чувствительности усилителя. Предназначен для согласования сигнала с головного устройства и усилителя. GAIN – это НЕ громкость!
HPF (high pass filter) — устанавливает нижнюю границу среза. «Срезает» низкие частоты для динамиков. Subsonic для сабвуфера – тот же HPF.
LPF (low pass filter) – устанавливает верхнюю границу среза. «Срезает» высокие частоты для динамиков
BPF (band pass filter) — устанавливает нижнюю и верхнюю границу среза. «Срезает» и низкие, и высокие частоты для динамиков.
Hair Trick – движение волос (чаще женских 🙂 под воздействием низконастроенных сабвуферов. Практикуется на соревнованиях, выглядит красиво и производит wow-эффект. Для получения хейртриков нужна большая площадь диффузоров, хороший ход, низкая настройка.
Hi-Fi – акустика аудиотехника, воспроизводящая звук с высокой точностью, максимально близко к источнику. В автозвуке этому понятию примерно соответствует термин SQ (sound quality).
Low Bass – вид музыкальной обработки трека с наложением низких частот (синусов), которых не было в исходном аудиоматериале.
NEO – динамик c неодимовым магнитом.
RMS (Rated Maximum Sinusoidal) – показывает мощность, при которой усилитель или динамик может работать продолжительное время без физического повреждения или выхода из строя. По этому параметру стоит подбирать усилитель к сабвуферу, не обращая внимания на цифры максимальной мощности.
SPL (Sound Pressure Level) – максимальное звуковое давление.
SPL-щик – спортсмен, участвующий в соревнованиях по звуковому давлению.
SQ (Sound Quality) – качество звука. Примерно соответствует термину Hi-Fi.
SQ-шник – человек, участвующий в соревнованиях по качеству звука или строящий аудиосистему с упором на максимально качественное воспроизведение музыки.
SQL (sound quality level или loud) – аудиосистемы, ориентированные на громкое и качественное воспроизведение музыки. Это громкие «калитки» или громкий тыл. Предназначены для воспроизведения музыки снаружи автомобиля.
Screwed – вид музыкальной обработки аудиотрека, где используют замедление скорости музыки.
Slowed – вид музыкальной обработки аудиотрека, где применяют не очень сильное замедление скорости музыки.
Y-кабель (игрек) — специальный разветвительный межблочный кабель. Помогает для подключения большого количества усилителей или при наличии ограниченного количества RCA-разъёмов на головном устройстве.