Шумеры и лакцы что общего между ними
Языкознание химика Рожанского
Языкознание химика Рожанского
«aklyosov
26.8.2011, 20:13
«Историк и философ» П. Золин опять плюхнулся физиономией в лужу (=== ладно, уж: «мордой в грязь», это у «химико-историков» физиономия: П.З.). На этот раз накатил на И.Л. Рожанского по поводу его статьи-отзыва про лакский и аккадский языки, и, как водится, мне с гордостью прислал.
От привилегии и обязанности постоянно поддерживать любые завирания А.А.Клёсова и компании воздерживаюсь (продуктивные и обоснованные выводы поддержу). Альтернативные версии немалым числом есть, иногда их учитывают и сам А.А.Клёсов, его соратники.
Предисловие редактора (А.А.Клёсов)
Лаки и аккадцы древнего Шумера
«На мой взгляд, Разият Омариева сделала удивительное открытие» (карта языков-этносов Дагестана выше).
ПОСЛЕСЛОВИЕ-КОММЕНТАРИЙ
Рамазан Г. Лугуев
«Аккадско-лакские лингвистические соответствия – уникальное открытие
Разият Омариевой».
Отзыв на статью Р.А. Омариевой «Об удивительных и неожиданных языковых
совпадениях между лакским и аккадским языками»
И. Рожанский (справедливо более осторожен)
«В заключение хотелось бы пожелать Р.А. Омариевой дальнейших успехов в
освоении этого непростого, но интересного материала».
Конечно, химик И.Л.Рожанский – специалист широкого профиля (содружество А.А.Клёсова этим и отличается). Но всё-таки рецензировать здесь должен опытный и знающий близкие темы лингвист.
Предположить можно всё. Доказать неизмеримо сложнее.
Но если продолжать предположения, то следы корней аккадского (и более древнего) языка неизбежны во многих языках народов Дагестана, а не только лакцев.
В статье http://www.proza.ru/2011/05/25/185 мною подчёркнуто, что языки кавказских народов тоже развивали все мужчины и женщины, а не только носители конкретных отдельных гаплогрупп.
Поддержать Р.А. Омариеву необходимо. Возвеличивать – удивительное, уникальное открытие – рановато. Столь же увлечённые любители из соседних этносов ещё больше о древности своих языков могут накопать. Да, вероятно, и накопали. Да вот до «Вестника У-ДНК-генеалогии» не добрались. Будем ждать.
Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/38044
Заявка не плохая. Займитесь.
Это если мягко сказать.
Igor1961 24.8.2011, 18:14
В продолжение статьи Р. Омариевой о лакском и аккадском языках привожу анализ тех 16-ти пар слов, что по семантике не вызывают вопросов. Для этого использовал этимологическую базу данных семитских языков, составленную А. Милитаревым (============ да, есть у этого лингвиста склонность к гипертрофии значения семитских языков: П.З.). Она содержит 2923 корня предположительно общесемитской лексики, и снабжена ссылками на список корней, общих для афразийской макросемьи. Этимологию соответствующих слов лакского языка брал из базы данных, подготовленной С. Старостиным. Там 955 корней, восходящих, по мнению составителя, к общей лексике северокавказских языков.
Теперь слова, что восходят к общесемитскому и афразийскому лексикону.
Пока опытные лингвисты этим не займутся, лучше в этимологиях лакского языка не бедокурить. А то язык не туда заведёт.
А.А.Клёсов как редактор при публикации материалов отметил
«А аккадский язык? Он же ассиро-вавилонский? «Вымер к началу 1-го
тысячелетия нашей эры», сухо сообщают энциклопедии. Афразийская
макросемья. Письменность – словесно-слоговая шумерская клинопись.
Древнейшие аккадские памятники датируются 4500 лет назад. Из
аккадского языка заимствовали шумеры свои слова и личные имена. В итоге
шумерский язык был вытеснен аккадским (примерно 4000 лет назад),
который разошелся по всей Месопотамии. Собственно, через расшифровку
аккадского языка лингвисты и вышли на шумерский язык. Об этом
рассказывается в интереснейшей книге Самюэля Крамера «Шумеры»,
переведенной и изданной на русском языке в 2010 году. Аккадцев Шумера
называли «вавилонскими скифами», а их язык в середине 19-го века
считали «скифским или тюркским». Практически до 20-го века шумерский
язык называли аккадским, хотя еще в 1869 году было отмечено, что
заголовок «Царь Шумера и Аккада» в надписях времен ранних правителей
говорит о том, что это были разные народы».
http://territa.ru/load/1-1-0-3837
Но эта линия о вавилонских скифах развития так и не получила. А наряду с тюркской версией языка скифов остаётся актуальной и индоиранская версия, как часть индоевропейской. Скифы были купцами и воинами в античной Персии, веками говорили на индоиранских (арийских) языках.
Кавказских анекдотов сотни и тысячи. В том числе и про лакцев.
Для любителей собирать чью-то «икру под заборами» в самый раз.
Косвенно И.Л. ответил в следующем интересном контексте (слово : ПОПРЕКНУЛИ)
Igor1961
25.8.2011, 4:15
Цитата(aklyosov @ 25.8.2011, 10:01)
Так они свои «вариантивности» и в этой работе поперек ветвей и субкладов считают. При этом такую «математику» наводят, что цирка не надо.
А вот здесь стоять будут, как под Сталинградом, поскольку весь математический аппарат поп. генетики выстроен под такое усреднение. Поменять же что-то в консерватории, похоже, кишка тонка, поскольку владение этим аппаратом у большинства (есть такое подозрение) сводится к подстановке цифр в уже написанные профессионалами программы. То, что к таким расчетам можно применять методы химической кинетики, в их головах не укладывается, поскольку они вряд ли вообще представляют, что это такое. Издержки образования
Плюс сказывается своего рода табу на само упоминание факта, что существуют другие методики обработки тех же самых данных. Вдруг новохронологом или расистом обзовут? Научный планктон боится этого, как огня. Боится настолько, что в упор не видит, что 90 % датировок в ДНК-генеалогии совпадает с традиционными историческими (чего нельзя сказать о поп. генетических), а само понятие расы практически не фигурирует в парадигме. Вот и изобретают один велосипед за другим, в меру своих способностей.
aklyosov
25.8.2011, 13:02
Все верно.
Занятно, что околонаучная пресса, движимая принципом «сенсации любой ценой», представила это так, что авторы внесли гигантский вклад в понимание происхождения европейцев. Не удивлюсь, если авторов выдвинут на Нобелевскую премию.
Но еще интереснее реакция форума RootsWeb. Вчере они целый день посвятили обсуждению этой статьи, причем исключительно с серьезным видом. Поскольку там понимающих ДНК-генеалогию практически никого нет (собственно, потому я там и перестал участвовать, потому что никакого толку), то главный вопрос статьи (см. выше) никто и не упомянул. Все уже второй день обсуждают с серьезным видом карты, найдя в них ряд ошибок, начиная от подписей и обозначений панелей. Воистину, у 28 нянек дитя без глазу.
Итак, при счете поперек ветвей мы получаем некую цифру, не поддающуюся никакой трактовке. Про ее поводу можно спекулировать сколько угодно, но это всего лишь сотрясение воздуха.
Так, может, не надо мудрствовать лукаво и считать только по бикини-формату, в котором нет никаких подводных камней? Давайте проверим на 8-ми рюриковичах гаплогруппы R1a1. Вот что получилось по мере увеличения маркеров в панелях: 7275, 7375, 10350, 16650 и 13125 лет назад. Тенденция та же, но разнобой в цифрах не поддается никакой оценке. По идее, общий предок этой линии должен бы совпадать с предком R1a1 на Русской Равнине, но какой цифре верить?
Спрашивается, кто после всего этого новохронолог? Если кто скажет, что к таким выборкам нельзя применять «эволюционный подход», пусть прочтет еще раз первый абзац. Что, разве у кетов или юкагиров не может быть точно такая же ситуация с несколькими относительно недавними общими предками?
aklyosov
26.8.2011, 15:18
Ситуация среди попгенетиков и «примкнувших», как выявила реакция на статью про R1b1a2 как лакмусовой бумажкой, оказалась намного хуже, чем я ожидал. Хотя я думал, что хуже быть уже не может.
Что произошло вчера? Диенекесу очень понравилась статья, и он написал в своем блоге, что эту статью надо было назвать «эпитафия расчетам по STR». Что статья еще раз убедительно показала, что расчеты по мутациям в гаплотипах неверны в принципе, не имеют смысла, принципиально ошибочны, о чем он, Диенекес, много раз писал раньше.
После его слов поступило 25 комментариев, и никто не возразил. С ним схлестнулись, но по другим вопросам.
Я написал в шуточном виде, что, мол, большое спасибо за доставленное удовольствие, как Диенекесом, так и комментаторами, хорошо посмеялся. Что Диенекес, видимо, просто провоцировал аудиторию, и аудитория на это попалась. И написал, что по поводу R1b1a2 опубликованы сотни страниц с расчетами, датировками, причем перекрестными методами, и утверждать, что расчеты неверны, просто невозможно.
Я не исключал, что Диенекес напишет в ответ, что да, мол, пошутил, и что мне тогда свое (неважное) мнение о Диенекесе придется изменить. Ничего подобного. Он ответил, что все опубликованное, о чем я упомянул, это мусор.
Я написал в ответ, что то же самое кто-нибудь может написать и про его блог, и Диенекес ответил бы, что это необоснованно и злонамеренно, и такой ответ были бы правильным. Так вот, такой ответ даю и я.
На этом я из дискуссии вышел. Не знаю, пропустил ли Диенекес мой последний ответ.
Мы с Игорем Львовичем это в целом обсуждали, и «цели ясны, задачи определены».
Вот это и есть нормальный научный подход.
Славер
26.8.2011, 17:02
«Активисты» уже трубят, например, что русские не славяне. Упор на генетику:
http://rutube.ru/tracks/2598558.html
Исправил ссылку. Первая была неверной.
aklyosov
26.8.2011, 17:13
Цитата(Славер @ 26.8.2011, 9:02)
«Активисты» уже трубят, например, что русские не славяне. Упор на генетику:
Тот чудак на видео напирает на то, что наши предки пришли из Азии. А как насчет западноевропейцев? То же из Азии. А перед этим, возможно, что из Африки. Опять чудак будет напирать, что мы не славяне, а африканцы.
На всех чудаков нас не хватит. Поэтому надо игнорировать. Делать то, что мы делаем.
Igor1961
27.8.2011, 6:42
Раз уж меня ПОПРЕКНУЛИ моей основной специальностью, позволю привести пример из истории химии, что как две капли воды напоминает нынешнюю ситуацию с популяционной генетикой и ДНК-генеалогией.
Неизвестно, как долго теория Штаудингера оставалась бы одним из маргинальных течений, если бы не руководство американкой химической фирмы «Дюпон», что дало в 1928 г. карт-бланш талантливому синтетику У. Карозерсу на разработку перспективных материалов, и тот за какие-то 5 лет выдал серию патентов на производство синтетических волокон, полистеров и полиамидов, что тут же завоевали мировой рынок. Их свойства и методы получения в точности подтвердили правоту Штаудингера, который в 1953 г. был удостоен Нобелевской премии, и до сих пор считается основателем новой науки, что по практическому значению в разы переросла коллоидную химию, куда ее искусственно загоняли.
В ДНК-генеалогии место Штаудингера уже занято, осталось лишь дождаться, когда появится свой Карозерс.
Шоломич
27.8.2011, 7:03
Цитата(Igor1961 @ 27.8.2011, 7:42)
В ДНК-генеалогии место Штаудингера уже занято, осталось лишь дождаться, когда появится свой Карозерс.
Дерзай брат, у тебя есть все шансы занять это вакантное место.
В том смысле, что тоже работаю в химической компании?
Igor1961
27.8.2011, 7:48
Цитата(Шоломич @ 27.8.2011, 13:03)
Зато «лысенковцев» хоть отбавляй.
Ну, здесь аналогия с Лысенко не совсем верная. Тот был все же жуликом и лжеученым с хорошим политическим чутьем, а в противостоянии ДНК-генеалогии и поп. генетики сошлись дисциплины, стоящие на прочном научном базисе.
То есть идет не борьба науки и лженауки, а оформление новой дисциплины, со своим методом и математическим аппаратом. Те, кто освоил попгенетический аппарат с его расчетами вариативностей, корреляционными диаграммами и синтетическими картами (очень полезными по основному своему назначению) в толк не могут взять, зачем нужно придумывать что-то еще. Точная аналогия с химиками 20-х гг., которые недоумевали, зачем придумывать какие-то «макромолекулы», когда физические свойства больших биомолекул прекрасно описываются методами коллоидной химии. Описывались пост-фактум при существовавшем тогда уровне знаний, но не могли предсказать, к примеру, ни способы получения синтетических полимеров, ни их физические свойства. А новая наука смогла.
К чести довоенных ученых, преимущественно немецких, дискуссии по этим вопросам не перерастали в сведение счетов и шельмование несогласных с «генеральной линией». То, что сейчас происходит с обсуждением поп. генетических работ, видимо завязано на какие-то корпоративные интересы. Во всяком случае, со стороны людей думающих, которые в поп. генетике, хочется надеяться, немало. Они пока молчат, ждут, куда ветер (в виде грантов и ставок) подует. Те же, кто поднимает хай, делают это по скудоумию, потому что больше ничего не умеют.
Этимологические базы http://starling.rinet.ru/morpho.php?lan=ru
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/main.cgi?flags=wygnnnl
Севернокавказская этимология Составитель: Старостин С. А.
Proto-Lak Здесь уважаемый И.Л.Рожанский может уточнить свои версии по этимологиям лакского языка, порекомендовать учитывать это и увлечённой Р.А. Омариевой
(При необходимости статья будет дополняться)
Мой Дагестан
+5 sultanmagomed (Sultan) / Очень интересная статья » Об удивительных и неожиданных языковых совпадениях между лакским и аккадским языками»
Вестник Российской Академии
Российская Академия ДНК-генеалогии
Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии.Научно-публицистическое издание Российской Академии ДНК-генеалогии. Издательство Lulu inc., 2011.
Авторские права защищены. Ни одна из частей данного издания не может быть
воспроизведена, переделана в любой форме и любыми средствами: механическими,
электронными, с помощью фотокопирования и т. п. без предварительного
письменного разрешения авторов статей.
При цитировании ссылка на данное издание обязательна.
Российская Академия ДНК-генеалогии
© Авторские права на статьи принадлежатРоссийской Академии ДНК-генеалогии, 2011. При перепечатке ссылка обязательна.
Об удивительных и неожиданных языковых совпадениях между
ОБРАЩЕНИЯ читателей и персональные случаи ДНК-генеалогии.
Лаки и аккадцы древнего Шумера
На мой взгляд, Разият Омариева сделала удивительное открытие. Ее материал дан ниже, и из всего изложения ровно половину занимает выдержка из книги Али Каяева «История лакцев». Это – интересное чтение, да и кто из нас, не лакцев, до этой книги добрался бы? Но главное не в том, а в обнаруженном Р. Омариевойудивительном сходстве языка лакцев, жителей Дагестана, и древнего аккадского языка. Более того, как рассказывает ниже Разият, даже многие имена жителей современных лакских селений так и остались аккадскими, были пронесены через тысячи лет, из древней Месопотамии.
Как могло так получиться, что лингвисты это не обнаружили? Да потому что никому и в голову не могло прийти. Потому, что лакцев осталось по численности как население небольшого города – например, в четыре раза меньше, чем в Пензе. И они к тому же разбросаны по полусотне селений в основномЛакского и Кулинского районов горного Дагестана, в среднем по три тысячи человек на селение. Наверное, никто из них и не читал словарь аккадского языка, который к тому же издан на английско-аккадском языке. Никто, кроме Разият Омариевой, которая живет в Калининградской области.
Небольшая справка. Лакцы – европеоиды («кавкасионский антропологический тип», как сообщают справочники). Язык, по данным лингвистов, относится к нахско-дагестанской группе северокавказской языковой семьи.
А аккадский язык? Он же ассиро-вавилонский? «Вымер к началу 1-го тысячелетия нашей эры», сухо сообщают энциклопедии. Афразийская макросемья.Письменность – словесно-слоговая шумерская клинопись. Древнейшие аккадские памятники датируются 4500 лет назад. Из аккадского языка заимствовали шумеры свои слова и личные имена. В итоге шумерский язык был вытеснен аккадским(примерно 4000 лет назад), который разошелся по всей Месопотамии. Собственно, через расшифровку аккадского языка лингвисты и вышли на шумерский язык. Об этом рассказывается в интереснейшей книге Самюэля Крамера «Шумеры», переведенной и изданной на русском языке в 2010 году. Аккадцев Шумера называли «вавилонскими скифами», а их язык в середине 19-го века считали «скифским или тюркским». Практически до 20-го века шумерский язык называли аккадским, хотя еще в 1869 году было отмечено, что заголовок «Царь Шумера и Аккада» в надписях времен ранних правителей говорит о том, что это были разные народы.
Вернемся к лакцам. Что известно об их гаплотипах-гаплогруппах? Видимо, единственная статья, в которой были определены гаплотипы ряда лакцев –
это работа Tofanelli и др. под названием «J1-M267 Ylineage marks climate-driven pre-historical humandisplacements» (Eur. J. Human Genetics 17, 1520 – 1524, 2009). Но в этой работе определяли только гаплогруппуJ1. Известно, что среди лакцев есть и гаплогруппаR1b1a2, причем характерного для Кавказа и Месопотамии субклада L23, с характерным же маркером DYS393=12. Например, у одного из лакцев этой гаплогруппы (YSearch, GJVS6) гаплотип такой (на первых 25 маркерах):
А для субклада R1b1a2-L23 базовый гаплотип следующий:
12 24 14 11 11 14 12 12 12 13 13 29 – 16 9 10 11 11 25 1519 30 14 15 16 18
Всего четыре мутации на 25 маркерах (одна мутация здесь дублируется, потому не считается), что помещает этот гаплотип в пределах 2400 лет от предкового. Общий предок субклада L23 жил 5475±680 лет назад (Клёсов, Вестник, 2010 февраль, стр. 292). Это – древнее, чем гаплогруппа R1b1a2 в Европе, и это среднем и соответствует временам R1b1a2 на Кавказе, в Месопотамии, и стыкуется с временами шумеров в Междуречье.
Перейдем к гаплогруппе J1-M267 по данным Тофанелли. У него десять 20-маркерных гаплотипов лакцев, которые довольно четко делятся на две ветви (рис. ниже), с базовыми гаплотипами
12 23 14 10 12 18 X 13 12 14 11 30 – 19 14 21 11 20 22 15 10 21
Здесь после первой панели гаплотипов указаны маркеры DYS458, 437, 448, GATA H4, YCAIIa,b,DYS456, 438, 635.
Дерево девяти гаплотипов лакцев гаплогруппыJ1-М267, построено по данным Тофанелли (ссылка в тексте).
Ветвь справа наверху – совсем молодая, там на 80 аллелей всего три мутации, что помещает общего предка этих четырех человек на 375 лет назад. Двойная ветвь слева содержит 16 мутаций, и определяет общего предка этих пяти человек на 1700 лет назад, то есть в начало нашей эры. Но это две совершенно разные ветви лакцев, и их общий предок уходит на 3900 лет назад, в начало 2-го тысячелетия до нашей эры. Это – раньше царствований Саргона II (2700 лет назад), Ашшурнасирпалы II (2900 лет назад), Тиглатпаласара I(3100 лет назад), Салмансара I (3300 лет назад). Это – шумерские времена.
Вот в какие временные глубины уходят предки современных лакцев. Вот откуда у них корни и варианты аккадского языка. А какие – прочитаем статью Р. Омариевой.
Об удивительных и неожиданных языковых совпадениях между лакским и аккадским языками
Предлагая вниманию читателей «Вестника» данный материал, автор просит снисходительного отношения, если будут замечены неточности с точки зрения наук исторической либо лингвистической. Я не являюсь ни историком, ни лингвистом. Материала по теме слишком много, это 21 том достаточно сложных англоязычных текстов для моего посредственного, не совсем достаточного для работы английского, — о последнем я сожалею очень.
Говоря о неожиданных языковых совпадениях, я имела в виду, что совершенно не ожидала получить то потрясение и шок, которые пришлось испытать при просмотре томов Чикагско-Ассирийского словаря. Работа над словарем блистательной группы ученых, европейцев и американцев, длилась 90 (!) лет. То есть 90 лет назад начался сбор материалов из текстов глиняных табличек из музеев и библиотек всего мира, таблички эти хранятся в музеях Европы и Америки, в Ираке и Турции. На основании расшифрованных клинописей выпускались тома словаря с переводом текстов древних документов на английский язык. Словарь этот особенный, там приведены все возможные варианты письма и смысла слова на основе цитируемых документов, толкование одного слова может занять несколько страниц — это воистину титаническая работа, надо отдать должное энтузиазму этих ученых. Чикагским словарь называется потому, что систематизацией и изданием томов словарей занималась группа ученых–востоковедов Чикагского университета. Так вот, последний том, а их всего 21, был выпущен в июне текущего года, об этом торжественно сообщили западные СМИ, также русский сайт ВВС.
Поскольку я являюсь носителем языка Лаков, лакским, а они, как гласит наука история — я читала версию ученого-историка Али Каяева — в историческом прошлом являлись жителями северной Месопотамии, района рек Евфрата (Пуратту) и Тигра (Диялы), я тоже проявила интерес к событию и к самому словарю. Не хочу никого утомлять историческими экскурсами, ноприведу довольно протяженный отрывок из «Историилакцев» Али Каяева, с изложением событий, подтверждающимися текстами из глиняных табличек древней Месопотамии.
Подробные сведения о стране лаков дают также надписи ассирийских царей. Так, во введении к надписям Ададнирари говорится, что „Ададнирари. истребитель мощных племен касситов, кутиев, лулумеев. покорившего страну Турунки и Нигимхи до пределов ее всех правителей гор и холмов обширных пределов кутиев, покорившего страну Кутмухи и всех его союзников, полчища ахлалиев (арамеев) и их страны, расширившего границы и пределы. В надписи Салманасара I (серед. XIII в. до н.э.) сказано, что«после того кутти, которым нет счета, как звездам на небе, обученные истреблению, восстали против меня, стали мне неприятелями, повели вражду». Собрав войско, он направился на них «от границы страны Урутри до Кутмуха в отпавшей стороне, краю далеких беру и пролил их кровь как воду, телами бойцов их наполнил широкую степь. Полон его (войско), скот его и богатство его и доставил в мой город Ашшур». Войны с этими народами продолжались и в царствование Тиглатпаласара I (1115-1077 гг. до н.э.). Об этих событиях подробно сказано в надписи на глиняном цилиндре: «В начале моего царствования 20000 человек мушкинцев и 5 царей их, которые вот уже 50 лет как захватили страны Алзи и Пурулумзи, приносившие ранее дань и подать богу Ашшура, моего владыки груди которых ни один царь не мог усмирить в битве и которые полагались на свою силу, спустились с гор и захватили страну Кутмухи. В надежде на Ашшура, моего владыку, мои колесницы и войска, воистину я собрал, остальных не ожидая: горы Кашияр, трудную местность, я преодолел с 20000 их бойцов и 5 царями их в стране Кутмухе и померялся силами, и нанес им поражение, тела их воинов в сече битвы я смел в кучи».
С конца XII в. до н.э. на протяжение нескольких столетий до царствования Ашшурнасирпалы II (884/3 859 гг. до н. э.) в ассирийских источниках ничего не слышно о Лаке и Кутмухе (Куммухе). Однако на основании этого нельзя заключить, что объединение лаков-кутмухов распалось или значительно ослабело. Отсутствие сведений в ассирийских источниках объясняется тем, что после Тиглатпаласара Ассирия скоро ослабеет, в продолжение нескольких столетий ей приходится вести тяжелые оборонительные войны против арамейских племен. Ассирийские цари в это время были лишены возможности осуществлять активную политику по отношению к таким далеким странам, как Лаки или Кутмух. В IX же веке до н. э., когда Ассирия выходит из упадка и приобретает былое могущество, она начинает крупные походы против северных племен. В ассирийских источниках вновь появляются сведения о Лаке или Кутмухе (Куммухе).
В период этих трех столетий Лаки (Кутмухи) успели приобрести самостоятельность. Поэтому Ассирия снова начала войны с Кутмухом с целью его подчинения. Ассирийский царь Ашшурнасирпал II рассказывает, что он «переправившись через Тигр, подошел к стране Кутмухи, принял дань страны Кутмухи и страны Мушни – бронзовые сосуды, крупный и мелкий рогатый скот и вино». В другом месте дается более подробно описание того же похода. «Переправился через Тигр, вошел в страну Кутмухи, освятил дворец Титула, принял дань страны Кутмухи. вошел на Перевал богинь, переночевал в поселении Кибаку, принял дань Кибаку – крупный и мелкий рогатый скот, вино и бронзовые сосуды. вышел из Кибаку, подошел к поселению Матиату, покорил и далее».
В надписи приводится перечень стран, подчинившихся Ашур-насирпалу. «Покоривши страну Наири до крайних пределов ее, от перевала Киррури до Гильзану, от истока реки Субиат до страны Шибре все страны покорила моя рука; от той стороны Тигра до страны Лаки, до пределов его, Суху до Рапику (пограничная с Вавилонией область) перевала Бабиту до Хашмара».
Из приведенного видно, что Кутмух представлял в то время значительное племенное объединение, лежащее на территории населенной лаками в Междуречье, точнее в долине реки Евфрат к югу от современного Мелитены»
По мнению Дьяконова и Меликишвили Кутмух был расположен в верхней части долины реки Тигр. На наш взгляд, такая локализация представляется ошибочной, т. к. она не подтверждается вышеприведенными сообщениями о походах ассирийских царей. Почти все приведенные сообщения подтверждают, что ассирийские цари каждый раз предпринимали свои походы на страну Кутмух, переправившись только через р. Тигр. Следовательно, Кутмух был расположен не на правом берегу р. Тигр, а за его пределами, по обеим сторонам долины реки Евфрат. Трудно предположить, что из себя представлял этноним Лаки в культурно-историческом отношении. Анналы ассирийских царей, дающие подробные сведения о военных столкновениях с Кутмухом и другими племенами, бывшими в союзе с Урарту, дают много данных о характере собранной дани, которые позволяют сделать некоторые выводы об экономике этих племен: лаки занимались хлебопашеством и скотоводством. Было развито и ткачество. Ассирийцы в качестве дани в Кутмухе брали крашенную в пурпур шерсть. Пурпурная шерсть упоминается также, как дань страны Хамата и цитадели Хиндану, куда лаки перегоняли свои стада на пастбища.
В Лаке было развито и ремесленное производство. Среди ремесленных изделий больше всего была распространена медная утварь, в связи с удобством её применения в кочевом и полукочевом хозяйстве. Поэтому в списке стран, присылавших медные изделия, числится Лак (Кутмух). Например, один из правителей Кутмуха преподносит Тиглатпаласару 60 медных сосудов, большой бронзовый чан и бронзовый котел, а также рогатый скот, как „дань и подать». В анналах ассирийских царейсреди отдельных районов, имеющих наиболее значительные запасы свинца, указаны лаки, которые были богаче им, чем соседние племена.
О социальном строе страны Лаки (Кутмуха) нам ничего не известно. Ассирийские источники на этот счет нам ничего не сообщают, если не считать отдельные упоминания об их „царях». В этом отношении интересно свидетельство Тиглатпаласара о том, что он захватил в плен Кутмухского правителя и его сына Кали-Тещуба, а также „. его жен и сыновей-произведение его утробы – его родню».
После падения Урарту лаки (кутмухи), потеряв в лице Урарту своего союзника, были оттиснуты сильной ассирийской державой на север Кавказа. Подтверждением для такой вероятной гипотезы могут служить ассирийские источники. В так называемой „Торжественной надписи Саргона» рассказывается, что после разгрома Урарту Муталлу кутмухский, злой глупец, не спрашивающий слова богов, замышлявший зло, готовивший злодейский заговор, положился на Аргишту, царя Урарту, помощника, не спасшего его и прекратил доставку дани и подати страны своей, задержал свое приношение. «В ярости сердца моего, с личной моей колесницей и всадниками. я направил путь против него. Увидев приближение моего похода, он вышел из своего города, и место его не было найдено. Этот город (Кутмух) вместе с остальными 62 его укрепленными городами я осадил и покорил его жену, его сыновей, его дочерей, имущество, богатство, все драгоценности из сокровищницы его дворца вместе с его людьми страны я полонил и никого не оставил, эту область я заселил заново». Эти события произошли в конце VII в. до н. э., т.е. в конце царствования Саргона II (722-705 г. до н.э.).
Вообще в этот период наблюдается массовое передвижение народов на Восток. В начале VII в. происходит передвижение хайасов (арменов) и других народов из западных районов Верхнего Евфрата Хеттского государства. Передвижению этих народов дало толчок нашествие киммеро-скифов, которыеосновательно осели к западу от Евфрата, обосновавшись главным образом в центральных областях хеттской государственности. Эти скифы и киммеры способствовали ослаблению Урарту и продвижению не только армян-хайсов но и других заевфратских народов. По-видимому период миграции лаков с их первоначальной родины падает на конецVIII в. до н. э. Из источников явствует, что в районе заселения лаков уже в VII в. мы не встречаем больше кутмухов-лаков. Значит ли это, что они исчезли бесследно? Отнюдь нет. Ряд классических авторов говорят нам об их появлении позже в северной части Кавказа вслед за падением Ванского царства…»
Этот экскурс в историю, очень возможно, со спорными моментами, но верную в общих чертах, необходим для понимания темы. Вернемся к нашему Чикагско-Ассирийскому словарю, известному под аббревиатурой CAD. Итак, просматривая словарь, я стала находить слова, буква в букву совпадающие со словами лакского языка, совпадающие также по смыслу – кроме позднейших заимствований, в основном из русского и через русский язык. Объем слов в лакско-русском словаре (я ссылаюсь на словарь Хайдакова издания 1962 года, он есть в Интернете) скромный — всего 13000 слов, из них – изрядная доля заимствований, это – все, что сохранилось. Да и самих лаков осталась горсточка, с натяжкой 150 тысяч человек, что неудивительно, такой им выпал исторический путь. О том, что в аккадском языке обнаружена лексика лакского, я сообщила известному ученому, занимающемуся происхождением и миграцией народов путем изучения гаплогрупп и их мутаций. Мое «открытие» его не удивило, наоборот, служит подтверждением его научных теорий, для него это скорее закономерность. В самом деле, исторически лакский этнос проживал на территории, где в течение примерно 300 лет языком переписки, ведения дел, общения разных народов был аккадский. Значит, он мог быть основным носителем языка, для которого аккадский — родной язык, в отличие от завоевателей–ассирийцев, для которых аккадский — языкзаимствованный, язык завоеванных территорий, наложенный на субстрат своего, ассирийского языка. Удивительно точные языковые совпадения между лакским и аккадским подтверждают это. И все неточности, нелепости словарей, которых очень много, свидетельствуют о том же: клинописные тексты не могли быть переведены, основываясь на семитских –ассирийском или арабском языках. Поэтому работа над словарем длилась по времени столько лет. По моему мнению, то, что вся лексика лакского языка сокрыта в текстах CAD или Чикаго–Ассирийского словаря, это потрясающий факт. Очень большой пласт слов просто утерян безвозвратно – это названия растений, которые росли в ареале Месопотамии, и основанные на их применении медицинские снадобья; слова, связанные с богами, культами, обрядами, т.е лишившиеся применения в силу исторических событий, изменения среды обитания. Меняя место обитания, народ сохраняет топонимику прежней среды обитания, поэтому в топонимике лаков видны созвучия названиям мест, оставленных некогда их предками. Лаккиялу, ККулалу, Кума, Кумух, названия гор и долин – в каждом названии отражена древняя Месопотамия. Имена людей, приведенные в аккадском словаре — в любом лакском селе они есть, некоторые значимые слова сохранились в виде родовых имен. Так, родовые имена Аьмат1у, ККаллат1у, Ишт1ар, Ахъушан, Анту, Кьапуда, женские имена Умму, Амму,Тамари, Къишт1у, Шаме, Издаг, Бани, Избат, Самур,Г1уме, Х1юри, Пат1у; мужские имена АЬду, Ирба, Ахъу, Аьлил, — есть в моем родном селе Кули. Все эти личные имена, их гораздо больше, чем перечисленные, и они есть у лакцев, имели смысловую нагрузку, это становится ясным из словаря. Согласно составителям словаря СAD, «city», населенный пункт по аккадски – alu, alum. У лакцев к любому топонимическому названию добавляется –алу, когда указывают его как «place», место. Ккул- Ккул-алу, Вих1ли-Вих1ли–ялу, Суммат1-Суммат1-алу, Гъумук- Гъумуч –алу, и т.д. Это весьма кратко. Чтобы долго не испытывать терпение уважаемых читателей, особенно тех, кому лакский язык является родным, говорящих на лакском языке, — привожу список «лакских» слов из CAD:
Здесь изложена лишь малая часть слов, для представления общей картины. Есть в словаре интересные моменты заблуждений толкователей, когда на основе лакского языка можно было найти верное значение. Например, стр.62 т.8К, идет толкование слова kalakku, с) приведен математический текст с повторами слова kalakku, Толкователь делает среди прочих предположение, что это геометрический термин. Речь же идет о пояснении задачи, «ккал»- означает «счет» по- лакски, «ккалан»- считать, «ккалакку»- считай (это в современном лакском, а в аккадском, возможно, это означало- «считаем»).
Также весьма любопытные факты, почерпнутые мной из словаря: «Кullar»- это гора в районе озера Urmia. Словом же «Lakku» аккадцы называли серебряную посуду. Есть в приводимых в словарях текстах и упоминание о Kumuh, Кумухе. Кстати, без всякой буквы «т» в середине.
Данный текст предлагается для ознакомления заинтересованных лиц и далее будет дополнен в части разбора аккадской лексики и уточнения смысла слов на основе лакского языка. Работы много, но Чикагский университет и западные востоковеды создали великолепную основу, исходный материал, с которым можно работать в дальнейшем. Я же с полной уверенностью смею утверждать, что ошибочно переведенные или вообще не нашедшие объяснения аккадские слова из словаря CAD объяснимы на основе лексики лакского языка.
Аккадско-лакские лингвистические соответствия –уникальное открытие Разият Омариевой. Мы, лакцы, представители небольшого кавказского народа, с детства привыкли слышать, что наши древние предки пришли когда-то в Дагестан с юга, из Месопотамии. Изучая лакскую историю и язык, я бывал озадачен,обнаружив удивительные артефакты в лакском языке, происхождение которых невозможно было объяснить простым заимствованием из языков Передней Азии. Это и мужское имя Санасар (ассирийское Салманасар), аналогия арабских слов Арз — земля и лакского Арщи, арабское «Ана-Я» и лакского » На-я» и многих других. Относительно месопотамского происхождения лакцев– можно было бы продолжать говорить, что этообычные мифы, коих много среди народных сказаний, если бы не последние открытия ДНК-генеалогии.
Данные этой науки говорят, что лакцы, как и многиедругие дагестанцы, в основной своей массе имеютY-хромосомные (мужские) гаплогруппы J1, J2, E. Это свидетельствует о том, что лакцы и другие народы Дагестана по своей мужской гаплогруппе близки, если не идентичны населению Ближнего Востока и прежде всего Месопотамии, где встречается наибольшее разнообразие субкладов данных мужских гаплогрупп. Уникальное открытие Разият Омариевой как недостающий пазл ставит всё на свои места. Вся исконная лакская лексика, а за тысячи лет она в значительной степени утеряна, многие исконные слова вытесненны иранизмами, тюркизмами и арабизмами, обнаруживается в аккадском словаре, изданном Чикагским университетом.
Надо отдать должное феноменальной интуиции Разият Омариевой, которая обнаружила и открыла данный факт. Да именно факт, так как большинство исконных лакских слов обнаруживается в аккадском языке. Это вызов официальной лингвистике, он ставит перед ней множество вопросов, на которые необходимо дать ответ. По современной классификации языков лакский и аккадский языки принадлежат к совершенно разным языковым семьям. Аккадский относят к семитским, лакский к дагестанско-нахским языкам. При чтении аккадского словаря и его поразительном соответствии лакскому словарю, которое наглядно показывает исследование Разият Омариевой, создается впечатление, что аккадский язык, при наличии фактов, которые позволяют отнести его к семитским языкам, находится в некоем симбиозе с несемитской языком –основой, из которого берет начало и лакский язык. Если выразиться точнее, лакский язык — реликт аккадского языка, вследствии географической изоляции сохранившийся в Нагорном Дагестане. Это шокирует. Надеюсь лингвисты дадут ответ на данный факт. Специалисты по дагестанско-нахским языкам не могут пока ответить на вопрос о месте распада дагестанско-нахского праязыка. Не могут ответить, произошло ли выделение отдельных языков из дагестанско-нахского праязыка еще Передней Азии, на путях миграции на Кавказ, или непосредственно на территории современного ареала данной языковой семьи. Думаю, что открытие Р. Омариевой проливает свет на данное обстоятельство, и наводит на мысль, чтораспад языка-основы произошел еще в Передней Азии.
И в конце, выражаю благодарность Анатолию Алексеевичу Клесову за оказанную поддержку, и снетерпением ждем новых публикаций аккадско-лакского словаря на страницах Вестника.