Швертбот что это фото
Швертбот – что это такое, особенности, почему так популярен
В Сети можно найти множество видео, на которых видно, как умелые яхтсмены рассекают водную гладь на миниатюрных парусных яхтах. Этот чудо транспорт называется швертбот. Разберемся, что это такое и почему он так популярен.
Что такое швертбот
Швертбот – разновидность парной яхты, у которой отсутствует фальшкиль и установлен шверт. Судно значительно отличается от привычных всем яхт. Шверт служит для прибавки бокового сопротивления и представлен в виде заглубленной плоскости. Это повышает остойчивость швертбота. Такая конструкция используется на судах с малыми габаритами, где установка киля невозможна.
Обычные многокорпусные яхты не принято называть швертботами, хотя по факту, их к ним можно отнести.
Классификация и конструкция
Швертботы разделяются на туристические, прогулочные и спортивные. Первые два оснащены каютами (чаще всего), в которых можно находиться во время прогулки и даже ночевать. Их используют в прогулочных целях. Спортивные варианты имеют небольшую палубу и отличаются миниатюрными размерами, а также имеют определенные тонкости в управлении.
Также такие судна могут одношвертовыми и двухшвертовыми. Спортивные швертботы часто участвуют в соревнованиях и подчиняются отдельным правилам яхт (длина, ширина и т. д.).
Чаще всего выделяется три способа откренивания, которые отличаются силой воздействия на крен. Именно за счет положения людей на борту увеличивается наклон.
Внешне самые маленькие судна можно грубо сравнить с большими досками для серфинга или лодки, на которые установили парусы. Управлять подобным агрегатом не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для этого нужны годы тренировок и хорошая физическая подготовка.
Наиболее трудным в управлении является транспортные средства с плоской палубой, на которой необходимо стоять и управлять за счет наклона. Именно на таких одномачтовых судах часто проводятся различные соревнования и турниры.
Состоит отметить, что такой водный спорт является развлечением не дешевой.
Стоимость одного швертбота составляет несколько десятков тысяч долларов. Однако, есть и старые, недорогие варианты, которые отлично подойдет для тех, кто только начинает учиться управлять водным агрегатом, или отточить мастерство.
Хочу ходить под парусом. Какую лодку мне выбрать?
На пути в яхт-клуб у каждого возникает очевидный вопрос: «На чём мы пойдем в море?». Он же возникнет при выборе яхты для чартера и особенно когда придёт время покупать собственную лодку. Вам стоит как следует разобраться не только в том, какие именно классы парусных яхт представлены на рынке, но и какой лучше подходит под ваши конкретные задачи.
Как появились современные прогулочные парусники
Первые яхты родились из небольших быстроходных судов для перевозки людей, курьерской доставки и транспортировки грузов. Голландские корабелы стали достаточно массово строить прогулочные парусники начиная с конца XVI века. Естественно, основной спрос обеспечивали коронованные особы и приближенные к ним дворяне.
В 1826 году прошла первая парусная регата «Неделя Каус» под патронажем короля Георга IV. Соревнования проводились на гафельных шхунах и тендерах. К слову, он начал увлекаться яхтингом значительно раньше, будучи принцем-регентом.
В отличие от первых папирусных парусников древних египтян, имевших один прямой парус, чаще всего современная яхта имеет три паруса:
Типы парусных яхт
Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.
По количеству корпусов лодки могут быть:
Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее.
По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на:
Килевые яхты
Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние.
Швертботы
Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.
Компромисс
В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.
Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы:
Назначение парусных яхт
Мир паруса крайне разнообразен. Каждый яхтсмен может найти себе лодку, отвечающую самым оригинальным требованиям, или построить ее на заказ.
Все яхты можно разделить по их предназначению на:
В этой статье мы подробно остановимся на гоночных швертботах и катамаранах, а в следующей разберем килевые яхты: спортивные, прогулочные, крейсерские и спортивно-крейсерские.
Спортивные швертботы
Как говорят профессиональные яхтсмены: «Кто гонялся на швертботе, сможет гоняться на чём угодно». Все азы яхтинга максимально наглядно познаются на этих быстрых и компактных яхтах.
«Оптимист» (Optimist)
Первая лодка, на которой занимаются дети в возрасте 6-7 лет. Внешне похожий на квадратное корыто, этот монотип имеет отличную мореходность. Редкое в наше время шпринтовое вооружение (тонкая рейка, упирающаяся в мачту, держит верхний угол четырехугольного паруса) дает возможность прикоснуться к истории паруса. Начиная с 1965 года, международная ассоциация класса проводит множество регат, включая первенство мира, и следит за соблюдением производителями правил постройки.
Длина: 2,31 м
Ширина: 1,13 м
Вес корпуса: 35 кг
Осадка с/без шверта: 0,84/0,13 м
Площадь парусов: грот 3,3 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Дания, 1961
«Зум 8» (Zoom 8)
В 1992 году финский конструктор Хенрик Сегеркранц (Henrik Segercrantz) построил альтернативу «Оптимисту» — «Зум 8». Стеклопластиковый монотип с вооружением типа «кэт» уже похож не на «корыто», а на настоящую спортивную яхту. Главное — «Зум 8» имеет все основные настройки паруса, доступные на больших лодках. Оптимальный вес рулевого от 35 до 65 килограмм. Так что, начав гоняться ещё ребёнком, юные спортсмены могут продолжать карьеру вплоть до 18 лет.
Длина: 2,65 м
Ширина: 1,45 м
Вес корпуса: 35 кг
Осадка с/без шверта: 0,9/0,2 м
Площадь парусов: грот 4,8 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Финляндия, 1992
«Лазер» (Laser)
В 1969 году канадский конструктор Брюс Кирби (Bruce Robert William Kirby) создал швертбот, ставший одним из самых успешных массовых монотипов в мире. Задуманный как одиночка с максимально упрощенными настройками, он получился быстрой и атлетичной лодкой. Простота конструкции и низкие требования к начальной квалификации яхтсмена позволили «Лазеру» быстро завоевать популярность. Большой гоночный потенциал, заложенный конструктором, привёл к тому, что с 1996 года класс присутствует на Олимпийских играх как мужская одиночка. В 2008 году олимпийским стал и женский вариант — «Лазер Радиал» (Laser Radial): на тот же корпус установили укороченную мачту с парусом площадью 5,76 м². Новинка сменила в олимпийском цикле менее удачливую «Европу» (Class Europe). Убедившись в успехе такого подхода, следующим шагом стало создание Laser 4.7 с ещё меньшим парусом, предназначенным для совсем юных спортсменов. Главное преимущество данной конструкции перед Zoom 8 — вся наработанная яхтсменом техника благополучно переносится на старший «Лазер». Кроме того, для начала тренировок понадобится приобрести лишь новый парус и одну из двух частей мачты. Не удивительно, что небольшие парусные школы по всему миру по достоинству оценили такой подход, и «Лазер» уверенно держит пальму первенства по размеру флота среди олимпийских классов.
Длина: 4,23 м
Ширина: 1,37 м
Вес корпуса: 59 кг
Осадка с/без шверта: 0,88/0,2 м
Площадь парусов Laser/Laser Radial/Laser 4.7: грот 7,06/5,76/4,7 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Канада, 1969
«Финн» (Finn)
Ещё один долгожитель имеет парусное вооружение «кэт». В 1949 году его сконструировал швед Рихард Сарби (Rickard Sarby). Уже через три года Finn оказался в олимпийской программе. За прошедшие годы этот класс, оставаясь строгим монотипом, сумел пережить целую технологическую революцию. Фанера и дакрон сменились на углепластик и ультрасовременные ламинаты. Существенно изменился и облик самих спортсменов. Если раньше «Финн» был лодкой «тяжеловесов», то современный рулевой может находиться в средней весовой категории, но должен быть в превосходной физической форме. Он стал одним из первых классов, где официально разрешили «пампинг» — греблю парусом. И теперь даже в слабый и средний ветер спортсмену приходится постоянно совершать значительную физическую работу. Лодка имеет множество настроек и, как следствие, требует высокого мастерства яхтсмена.
Длина: 4,5 м
Ширина: 1,5 м
Вес корпуса: 107 кг
Осадка с/без шверта: 0,84/0,15 м
Площадь парусов: грот 10,2 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Швеция, 1949
Если в швертботах-одиночках всё, что вам понадобится — это вы сами и лодка, то для идущих за ними так называемых двоек уже требуется экипаж. Судовые роли поделены довольно просто: матрос и рулевой. Причем взаимодействие в этой паре должно быть на интуитивном уровне.
Классический пример швертбота-двойки. Спроектированный в 1963 году французом Андрэ Корню (André Cornu), монотип пробился на Олимпиаду в 1976 году. Оптимальное количество регулировок в комбинации с разумной площадью парусности позволяют экипажу легко перенастраивать лодку и сосредоточиться на управлении. С одной стороны, 470 прощает многие ошибки, что позволяет спортсменам начинать свой путь в двойках именно с этой лодки. С другой, для победы на соревнованиях техника управления и понимание работы с парусами должны быть безупречными. Лодка оснащена трапецией для матроса: без неё эффективно откренить такую площадь парусности уже невозможно. Начиная с Олимпиады 2020 лодка 470 станет миксом: экипажи будут смешанными, то есть состоящими из мужчины и женщины.
Длина: 4,7 м
Ширина: 1,7 м
Вес корпуса: 120 кг
Осадка с/без шверта: 1,08/0,15 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 9,45/3,59/12,16 м2
Экипаж: смешанный, 2 человека
Страна и год создания: Франция, 1963
«Фотинайнер» (49er)
Самая техничная однокорпусная двойка в олимпийской программе. Перегруженный парусами «скифф» был создан Джулианом Бэфвейтом (Julian Bethwaite) специально под Олимпиаду 2000 года в Сиднее. Чтобы эффективно справляться с высокой нагрузкой оба члена экипажа работают в трапеции. Как следствие, «Фотинайнер» (49-й) предъявляет максимальные требования к подготовке и физической форме спортсменов. По аналогии с «Лазер Радиал» была создана женская двойка «Фотинайнер FX» (49erFX) с тем же корпусом, но укороченной мачтой и уменьшенной площадью парусности. В силу своих особенностей этот класс является настоящей кузницей кадров для профессиональных команд, выступающих на больших килевых лодках. Высокие физические нагрузки в комбинации с необходимостью тонкой настройки парусов позволяют гонщикам стать экспертами и выжимать максимум из любой яхты.
Длина: 4,995 м
Ширина: 2,9 м
Вес корпуса: 70 кг
Осадка с/без шверта: 1,45/0,15 м
Площадь парусов 49er: грот/стаксель/генакер 16,1/5,1/38 м2
Площадь парусов 49er FX: грот/стаксель/генакер 13,8/5,8/25,1 м2
Экипаж: 2 человека
Страна и год создания: Австралия, 1995
Аналоги спортивных швертботов
Существует огромное разнообразие прогулочных и даже крейсерских лодок, построенных по схемам спортивных. Они отлично подходят для закрытых водоемов, простые в транспортировке и эксплуатации. Занятия на таких лодках служат входным билетом в мир яхтинга для тех, кто не планирует спортивную карьеру, ограничен бюджетом или не имеет рядом достаточно глубокого водоема, пригодного для килевых лодок. Хорошим примером круизной яхты можно назвать Laser Bahia, крейсерского швертбота — Presto 30.
Спортивные катамараны
Торнадо (Tornado)
Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр. Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.
Длина: 6,09 м
Ширина: 3,08 м
Вес корпуса: 155 кг
Осадка с/без шверта: 0,76/0,15 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2
Экипаж: 2 человека
Страна и год создания: Великобритания, 1967
«Накра 17» (Nacra 17)
Длина: 5,25 м
Ширина: 2,59 м
Вес корпуса: 142 кг
Осадка с/без шверта: 0,7/0,2 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2
Экипаж: смешанный, 2 человека
Страна и год создания: Нидерланды, 2011
Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем.
Длина: 12 м
Ширина: 6 м
Вес корпуса: 950 кг
Осадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2
Экипаж: 5 человек
Страна и год создания: ОАЭ, 2014
В этой статье мы рассказали о наиболее популярных моделях швертботов и катамаранов. В следующей части поговорим о килевых яхтах.
Одиночные швертботы
Современный яхтинг для взрослых чаще всего командный — большие яхты, экипаж от 3 до 10 человек, распределение ролей, слаженная работа и неукоснительное исполнение команд капитана. Но те, кто в парусном спорте с детства, знают, что лучший способ понять парус, изучить ветер и проверить себя на прочность — гонки на одиночных яхтах.
Одиночный швертбот — это возможность оказаться с морем один на один, хорошая физическая нагрузка, гоночный азарт и настоящая медитация. Научиться управлять и достойно гоняться на одиночной яхте можно и во взрослом возрасте — необходимо только усердие и регулярные тренировки. Сегодня разберем, какие бывают одиночные швертботы и как выбрать для себя подходящий класс.
Оптимист
Большинство профессиональных яхтсменов начинали с Оптимиста. Эта самый маленький одиночный швертбот для детей от 7 до 15 лет. На нем дети узнают устройство яхты, учатся управлять парусом и выигрывают свои первые соревнования. Это международный класс — гонки на оптимистах проводятся больше, чем в 100 странах мира.
Где купить:
Сколько стоит: от 100 000 рублей
Лазер или Луч
Одиночный швертбот для подростков и взрослых — Лазер или его российский аналог Луч — это самый распространенный в мире класс лодок.
Луч и Лазер практические одинаковые лодки, потому что относятся к одному строгому монотипу. Разница в том, что Лазер — лодка, построенная по международным стандартам этого монотипа. Его разрешено строить только трем верфям в мире: в Англии, Японии и Австралии. Строгий контроль производства вызван тем, что Лазер — лодка олимпийского класса, а значит все единицы должны быть абсолютно одинаковыми, чтобы спортсмены на Олимпиаде гонялись в равных условиях. Все это сказывается на ее цене — новый Лазер стоит от 10 000 евро (около 720 000 рублей).
Еще в СССР придумали свой аналог Лазера — яхту Луч. На ней проводят обучение и соревнования в России. Гоняться на международных регатах на Луче не получится, но после него вы сможете спокойно пересесть на Лазер и почти не почувствовать разницы. Луч значительно доступнее по цене — новый стоит от 200 000 рублей.
У Лазера и Луча есть 3 разновидности с разной площадью парусности.
Лазер 4.7 или Луч-мини
Уменьшенный вариант обычного Лазера/Луча. Чаще всего используется для тренировок подростков, которые только пересели с Оптимиста. Благодаря уменьшенной площади парусности им легче управлять. Но на нем ходят не только подростки — девушки миниатюрного телосложения могут гоняться в этом классе всю жизнь.
Лазер-радиал или Луч-радиал
Классический женский олимпийский класс. Подходит для высоких спортивных девушек или невысоких парней.
Лазер-стандарт или Луч-стандарт
Мужской олимпийский класс — чтобы гоняться на нем в сильный ветер, нужен высокий уровень физической подготовки.
Сколько стоит: Лазер от 720 000 рублей, Луч от 200 000 рублей
Где купить: Лазер — заказывать в Европе, Луч — на верфи в России
Финн (Finn)
Финн — один из самых больших одиночных швертботов. Он тоже является олимпийским классом, но подходит для мужчин покрупнее. У него высокая площадь парусности, поэтому для гонок в сильный ветер требуется много усилий.
Гоняются на них в России и за рубежом. Но строят яхты Finn только зарубежные верфи. В России есть большой флот привезенных лодок — только в Москве около 100 финнов. Каждый год у нас проводится регата для этого класса — Open Russia (Открытый Чемпионат Российской Ассоциации Класса Финн).
Яхту Finn строят только зарубежные верфи, поэтому в России проще купить подержанную. Чтобы привезти новую лодку, придется заплатить ввозные пошлины до 40% от стоимости.
Ограничения по весу
Обратите внимание, что вес, указанный в характеристиках каждой лодки, — это условное ограничение. Ходить под парусом на каждой из них можно хоть втроем — лодка выдержит, но не будет ехать быстро. На любительском уровне вес гонщика практически не оказывает влияния на скорость, это начинает иметь значение только на регатах для профессиональных спортсменов.
Единственное, чем выше парусность у лодки — тем больше усилий надо прикладывать, чтобы управлять ей в сильный ветер. Например, спортивная девушка весом 55 кг с хорошей яхтенной подготовкой может выиграть соревнования даже на Финне, если регата будет проходить в слабый ветер. Но если подует сильнее, все, кто тяжелее её, получат преимущество, и ей будет их физически не догнать.
А в слабый ветер — наоборот. Не догоните остальных, если вы слишком тяжелый для выбранного класса. Например, если весите 85 кг, а сели на Лазер-радиал, то в слабый ветер даже с высоким уровнем подготовки отстанете от основного флота.
Что делать после покупки лодки
Мы разобрались с основными видами одиночных швертботов. Теперь расскажем, что делать после приобретения одного из них: где хранить, как возить и где гоняться.
Когда вы становитесь счастливым судовладельцем (пусть даже небольшого одиночного швертбота), приходит время стать членом какого-нибудь яхт-клуба. Там вы и будете хранить свою яхту — одиночные швертботы обычно размещают в контейнере или просто на берегу.
Все одиночные швертботы спокойно помещаются на крыше автомобиля или в прицепе. По регатам России есть смысл ездить со своей яхтой. Если хотите участвовать в гонках за рубежом — проще взять в аренду на месте. Доставка лодки на место гонки и обратно обойдется вам раз в 5 дороже, чем все расходы на участие вместе с арендой, стартовым взносом, билетами до места регаты и устрицами с шампанским на завтрак, обед и ужин.
Парусные гонки в одиночных классах регулярно проходят по всему миру.
Расписание тренировок и регат >>>
Стоимость участия: 2 500 рублей.
Стоимость аренды яхты: 10 000 рублей.
Швертбот Т-2
Описание из журнала Катера и Яхты за 1971 год
В нашей стране, изобилующей большими реками, озерами и водохранилищами, каютные швертботы могли бы стать наиболее популярными яхтами для дальних спортивных плаваний. Достоинства швертботов очевидны: малая осадка и водоизмещение, позволяющие легко преодолевать мелководье и подходить к берегу практически в любом месте; хорошие ходовые качества под маломощным мотором; достаточные обитаемость и автономность. Отличной рекомендацией этого типа яхт служат выдающиеся плавания мастера спорта А. С. Янцелевича по Балтике, Черному морю, вдоль северных берегов нашей страны, по ее великим и малым рекам.
С этой точки зрения заслуживает одобрения многолетняя работа Ленинградской судоверфи ВС ДСО профсоюзов по созданию современного крейсерского швертбота класса Т2. Последняя модель Т2-69, которую представляют в этом номере один из конструкторов верфи А. Б. Карпов и капитан головного швертбота м. с. П. Т. Толстихин, ныне принята верфью к серийному производству. Мы присоединяемся к высокой оценке нового судна, которую дали ему все яхтсмены, имевшие возможность побывать на его борту. К сожалению, объем производства верфи в ближайшие годы будет невелик, а многочисленные заявки на Т2-69 уже сейчас намного превышают годовой выпуск. Поэтому для желающих самостоятельно построить швертбот приводим теоретический чертеж, таблицу плазовых ординат и конструктивный мидель-шпангоут.
Напомним, что класс Т2 является меньшим из двух классов каютных швертботов (парусность швертбота Т2 — 20 м2, Т3 — 30 м2), принятых действующими «Правилами классификации, обмера и постройки спортивных парусных судов СССР». Описание и чертежи серийного швертбота класса Т3 были приведены в 23 номере сборника.
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м 7,0
Ширина, м 2,4
Осадка, м:
корпуса 0,25
со швертом 1,5
Высота борта, м:
в носу 0,83
на миделе 0,71
в корме 0,60
Водоизмещение, т 1,07
Площадь парусности, м2 20
В 1969 г. на Ленинградской верфи ВС ДСО профсоюзов был разработан новый проект крейсерского каютного швертбота класса «Т2». Читателям сборника хорошо знакомы два предыдущих проекта швертботов этого класса — первый из них был представлен в вып. №2 сборника, вышедшем в 1964 г., а второй — в №20. Оба эти швертбота, построенные также на нашей верфи, имели остроскулые обводы шарпи и обшивку из водостойкой бакелизированной фанеры. Такой фанерный корпус сравнительно несложно построить самостоятельно, но, как показал опыт выпуска небольшой серии швертботов первой модели (около двадцати судов), в условиях судоверфи сборка остроскулого корпуса с составными шпангоутами требует больших трудозатрат, чем круглоскулого на гнутых шпангоутах. Напомним, что в последнем случае применяется «классическая» при постройке шлюпок и яхт схема: на постоянных лекалах собирается реечная обшивка, а цельные шпангоуты изгибаются непосредственно при их установке в корпус.
Фото швертбота «Т2-69»
Фото швертбота «Т2-69» Как и при разработке первых проектов, мы стремились получить небольшое, но достаточно остойчивое и комфортабельное судно, пригодное для спортивных крейсерских плаваний по внутренним водным путям, водохранилищам, озерам и заливам морей в районах, где малые глубины затрудняют использование килевых яхт.
Швертбот снабжен съемным кронштейном для установки вспомогательного подвесного мотора, обеспечивающего ход не менее 5 узлов.
Секторный шверт со сравнительно большим удлинением обеспечивает хорошие лавировочные качества и позволяет легко регулировать центровку судна в зависимости от ветровых условий и парусности. Площадь бокового сопротивления составляет 10,8% площади парусности. Смещение ЦП в нос относительно ЦБС — около 12% длины по ватерлинии и может быть увеличено до 14% (без значительного уменьшения площади бокового сопротивления) выбиранием шверта.
Рейковып стаксель площадью 5,3 м2 упрощает управление парусами и в то же время обеспечивает достаточно высокие лавировочные качества в свежий и средней силы ветер. В комплект парусов входит также легкий спинакер площадью 30 м2.
Теоретический чертеж
Теоретический чертеж Применено особое устройство — комбинация патент-рифа и лебедки грота-фала, дающие возможность быстро и легко регулировать площадь грота. Гик через карданный шарнир соединяется кулачковым механизмом с барабаном лебедки, установленной спереди мачты. При наматывании паруса на гик одновременно грота-фал сматывается с барабана. В обычных условиях, когда рифиться нет необходимости, лебедка отсоединяется от гика и используется только для подъема грота.
Бегучий такелаж изготовлен из капронового троса. Мачта — заваливающаяся. С помощью рейка стакселя, который в виде распорки вставляется в специальное гнездо на мачте, и талей, заведенных за штаг, с уборкой и постановкой мачты может справиться один человек.
Большая погибь бимсов палубы позволила увеличить объем внутренних помещений, несколько уменьшить высоту рубки в носовой части швертбота и улучшить условия перемещения команды по палубе при крене.
Общее расположение швертбота
Общее расположение швертбота В каюте, имеющей высоту у входа 1,36 м, размещены три мягких койки-дивана (поролоновые матрацы в чехлах из кожзаменителя); четвертое спальное место раскладывается в форпике. Здесь же, в форпике, оборудованы два шкафчика (общей площадью 0,5 м2), выполненные в виде ниш без дверок.
В салоне имеются подвесной буфет, полка для радиоприемника и книг. У входа по правому борту расположен столик, на котором можно разместить камбуз с портативной газовой плиткой в подвесе (другое место для плитки предусмотрено в правом рундуке кокпита). Под диваном оборудованы выдвижные ящики и ниши для хранения личных вещей и продуктов. На швертовом колодце закреплен большой складной стол.
Кокпит длиной 1,8 м (ширина в носу 1,6 м; в корме 1,2 м) отделен от каюты водонепроницаемой переборкой, доходящей до уровня поликов в нем. На стоянке или на ходу под мотором кокпит может быть закрыт тентом-палаткой. Задняя дуга тента одновременно служит опорой для гика, (при убранном гроте) или заваленной мачты, а также поручнем для рулевого, когда он находится на банке, расположенной на комингсе кокпита. На этой же банке установлена и лебедка стаксель-шкотов. В правом рундуке, кроме газовой плитки, хранятся анкерки с питьевой водой и установлена лебедка для подъема шверта. Левый рундук в кокпите используется для хранения подвесного мотора, снятого с транца.
Практические шпации
Практические шпации Особенность кронштейна для подвесного мотора состоит в том, что подмоторная доска подвешена на шарнирах. Благодаря этому доску можно поднять до уровня палубы, что облегчает ремонт и осмотр мотора; кроме того, при ходе под парусами дейдвудная часть мотора располагается над водой и не оказывает дополнительного сопротивления движению.
Бак для горючего хранится в ахтерпике. Здесь же размещается шкиперское имущество и якорь с канатом. Весла, футшток, спинакер-гик и реек стакселя хранятся в форпике под койкой; концы их укладываются вдоль швертового колодца.
На швертботе предусмотрены освещение каюты и ходовые огни с питанием от аккумуляторной батареи. Вентиляция внутренних помещений осуществляется через форлюк и входные двери, имеющие жалюзи.
Непотопляемость швертбота обеспечивается (кроме плавучести деревянного корпуса) блоками пенопласта, закрепленными в носу и под палубой, вдоль бортов, в районе кокпита.
Общий вид и план парусности «Т2-69»
Общий вид и план парусности «Т2-69» При изготовлении корпуса широко применяются ламинированные детали набора. Киль выполнен из сосны, форштевень и шпангоуты — из дуба. Применение клееной нагелеванной обшивки из реек толщиной 17 мм позволило уменьшить число шпангоутов, увеличив шпацию (до 300 мм), по сравнению с вариантом, имеющим обшивку вгладь из досок. Кроме технологических выгод, это несколько облегчает уход за яхтой. Палуба изготовлена из авиационной фанеры толщиной 8 мм; ее соединение с корпусом выполнено достаточно жестким — на усиленном привальном брусе, что исключает возможность появления водотечности в этом узле.
Крыша рубки в районе установки мачты подкреплена двумя усиленными бимсами 45X45; подмачтовая переборка на шп. 10 усилена ясеневой стойкой-пиллерсом 40X55 и вертикальной стенкой 20X220X1300, внизу наложенной на швертовый колодец (проход в форпик сделан с левого борта). На шп. 6 носовой конец швертового колодца подкреплен высокой бракетой из авиафанеры и бимсом, проходящим от борта до борта на высоте 300 мм от КВЛ; с левого борта поставлена полупереборка, которая служит кормовой стенкой шкафа в форпике.
Комингсы рубки и фальшборты, детали облицовки и отделки вырезаны из дуба, ясеня или красного дерева и отлакированы. Основные переборки выполнены из авиационной фанеры и с обеих сторон облицованы пластиком.
Начато серийное производство швертботов типа «Т2-69» по заказам организаций.