Ы чем заключаются различия опасной и экстремальной ситуации
Классификация экстремальных ситуаций. Опасная, чрезвычайная и экстремальная ситуация.
Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия и находится в экстремальных ситуациях в течение длительного времени, и даже более одного месяца без пищи. Но, однако, человек, непривычный к таким условиям, попавший в них впервые и случайно, оказывается слабо приспособленным к жизни в незнакомой и часто агрессивной среде.
Окружающая природная среда, ее физико-географические особенности, время года имеют первостепенное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного существования и экстремальных ситуациях. Активно воздействуя на человека, природная среда увеличивает или сокращает сроки существования человека в создавшейся ситуации.
Для каждой природной зоны: тундры и ее арктического побережья, тайги, гор или пустыни — характерны свои особенности климата, растительного и животного мира, рельефа.
Все это, вместе взятое и обуславливает специфику жизнедеятельности человека в той или иной зоне:
— Режим его поведения.
— Способы добывания пищи и воды, огня, строительства убежищ.
— Характер возможных заболеваний.
— Передвижение по местности и возможные опасности.
Чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем необходимее минимальные знания по обеспечению жизнедеятельности, тем дороже цена ошибки. Но самое главное — необходимо уметь различать просто опасную и действительно чрезвычайную, экстремальную ситуацию.
Приводимая ниже классификация экстремальных ситуаций рассматривает возникающие нестандартные ситуации в зависимости от степени их воздействия на человека.
Классификация экстремальных ситуаций.
1. Опасная ситуация.
Это, в первую очередь, возможность заблудиться, при:
— Сборе грибов и ягод в незнакомом месте.
— Самостоятельном обследовании лабиринта пещеры без ее детального плана.
— Отставании от туристской группы в походе.
— Внезапной встрече с хищными дикими животными.
— Попадании в зону сильных грозовых разрядов на незащищенном месте.
— Движении по топкому болоту.
— Вынужденных переправах без страховки через бурные или глубокие реки.
2. Чрезвычайная ситуация.
Часто опасная ситуация переходит в чрезвычайную, а иногда и в экстремальную, если:
— Находясь в большом незнакомом лесу и не сумев сориентироваться, человек начинает уходить от населенного пункта в глубь леса и этим затрудняет свои поиски.
— Не поставив в известность своих родных, знакомых и друзей, человек уходит один или с товарищами в неизвестную пещеру или каменоломню и заблудившись в сложном лабиринте ходов, оказывается в чрезвычайной, а затем и экстремальной ситуации без света, теплой одежды, воды и пищи.
— При отставании от группы в туристском походе экстремальных ситуаций как правило не возникает, так как на привалах обязательно проверяется персональный состав группы и если кто-то отсутствует, немедленно организуются его поиски. Это сразу определяет возможное место отставания и прошедшее с этого момента время.
— Во время переправы через реку или каньон потерян рюкзак с продуктами, медикаментами, средствами ориентирования (карты, компас) или каким-либо другим крайне необходимым снаряжением.
3. Экстремальные ситуации.
Аварии транспортного средства в ненаселенной или труднодоступной местности:
— Автомобиля, мотоцикла, вездехода, снегохода. При этом человек или группа людей могут оказаться в заполярной тундре, горах, тайге, джунглях, пустыне.
— Самолета, вертолета. В результате вынужденной посадки человек или группа людей могут оказаться: в лесу (тайга, джунгли), на крутом горном склоне или горном плато, на воде (на море), в безлюдных участках тундры, на необитаемых островах, в пустыне.
— Воздушного шара.
Кораблекрушение, в результате которого человек или группа людей могут оказаться в следующих условиях:
— В открытом море (океане) на спасательном плоту, в шлюпке или на обломке судна.
— Морские течения выбросили неуправляемое судно или спасательное средство (плот, шлюпку, обломок судна), на котором находились люди, на незнакомое и ненаселенное побережье или необитаемый остров.
Попадание в зону стихийного бедствия, вызванного:
— Землетрясением.
— Извержением вулкана.
— Песчаной бурей в пустыне.
— Лесным пожаром.
— Снежной лавиной или селевым потоком.
— катастрофическим наводнением.
Во время нахождения в зоне стихийного бедствия могут возникнуть различные непрогнозируемые ситуации и обстоятельства:
— Человек или группа оказались в зоне извержения вулкана, землетрясения, селевого потока, схода гигантского оползня или снежной лавины, лесного или степного пожара.
— Судно попало в жестокий шторм, тайфун, цунами, приведшие к кораблекрушению.
— Во время любого из перечисленных выше стихийных бедствий выжить удалось лишь одному.
Попадание в зону локальных военных конфликтов:
— Религиозных.
— Межнациональных.
— Пограничных.
В этом случае экстремальная ситуация возникает, когда :
— Человеку или группе людей удалось бежать из плена и длительное время скрываться в ненаселенной местности (горах, пустыне, тайге, джунглях и т. д.).
— Возникла необходимость попытаться скрытно выйти из опасной зоны через ненаселенные или труднопроходимые участки местности.
«Энциклопедия выживания» Черныш И. В.
Ы чем заключаются различия опасной и экстремальной ситуации
План
1. Чрезвычайная ситуация и ее классификация. Причины возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) 3
2. Экстремальные ситуации. Различие экстремальной и чрезвычайной ситуаций 5
Список литературы 7
1. Чрезвычайная ситуация и ее классификация. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна.
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.
Основные причины возникновения ЧС:
♦ внутренние: сложность технологий, недостаточи квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, ним кая трудовая и технологическая дисциплина;
ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
♦ наличие источника риска (давление, взрывчатые во щества, радиоактивные вещества);
♦ нахождение в очагах поражения людей, сельскохо¬зяйственных животных и угодий.
Чрезвычайные ситуации классифицируют:
Очевидно, что решить эти проблемы помогут знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях, которые должны:
♦ повысить подготовку всего населения России;
♦ обеспечить учет всех видов ЧС и их последствий;
♦ дать полное представление населению о способах за¬щиты от опасностей;
♦ обеспечить режимы личной и коллективной безопас¬ности в обычных условиях и условиях ЧС.
2. Экстремальные ситуации. Различие экстремальной и чрезвычайной ситуаций
В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.
Население должно быть готово к действиям в ЭС, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в ЭС.
Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в ЭС. ЭС обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.
В целом ЧС можно рассматривать как совокупность ЧС и ЭС. Совокупность ЭС и ЧС называют опасной ситуацией. В основе ЭС и ЧС лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.
Список литературы
Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Б40 Э. А. Арустамова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель- ско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — 496 с.
Экстремальные и чрезвычайные ситуации
В числе опасных выделяют ситуации менее опасные и более опасные, в частности — экстремальные и чрезвычайные ситуации. Они являются более напряженными и масштабными разновидностями опасных ситуаций. Опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации представляют собой некую последовательность по степени увеличения опасности и масштабов последствий.
Понятие «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» (Ожегов С. И. Словарь русского языка). Словосочетание «чрезвычайная ситуация» (ЧС) относится к совокупности опасных событий или явлений, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.
Федеральным законом № 68-ФЗ от 1994 г. введены основные понятия, характеризующие ЧС (приведены в разделе 1.6).
ЧС в отличие от ЭС более масштабны, охватывают большую территорию и угрожают большему числу людей. Деление на ЧС и ЭС условное. ЭС может перейти в ЧС, например, возгорание может перейти в пожар.
Для того чтобы отнести данное опасное событие в разряд ЧС, существуют критерии: число пострадавших (10 человек и более); число погибших (4 и более); прямой материальный ущерб в больших размерах.
Помимо этого, для каждого вида опасного природного, социального или техногенного явления установлены специфические критерии, например, площадь лесного пожара; число людей, заболевших особо опасным инфекционным заболеванием; объем и площадь разлившейся нефти и т.д. В соответствии с ними ЧС считается совершившейся при фиксировании хотя бы одного из установленных показателей в ходе анализа опасного события или явления.
Например, произошла незначительная авария на пассажирском транспорте (авиационном, железнодорожном, автомобильном и др.), не повлекшая за собой человеческие жертвы и иные непоправимые последствия. Следовательно, эта авария не может быть признана ЧС потому, что не отвечает требованиям критериев.
Таблица 2.1. Признаки и критерии для оценки ЧС
Стрессовое состояние испытывают лишь участники аварии, их родственники. Обычная авария зачастую не влечет за собой цепочки тяжелых вторичных и других последствий. В то же время при транспортной аварии, произошедшей с автобусом (погибли люди) или с железнодорожным составом, перевозившим опасные грузы (взрывчатые или ядовитые химические вещества), когда под действие поражающих факторов попадает достаточно широкий круг лиц и значительное имущество, возникшая в результате аварии ситуация соответствует почти всем критериям, представленным в табл. 2.1, и может быть определена как ЧС.
Основные причины возникновения ЧС:
— внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
Условия возникновения ЧС. Характерными условиями возникновения ЧС являются:
а) существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов); гидротехнические сооружения; транспортные средства; про- дуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность, употребление алкоголя и т.п.);
б) действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);
в) пребывание населения, а также среды его обитания в условиях, способствующих повышению факторов риска.
Таблица 2.2. Стадии (периоды) развития ЧС
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает их общую черту — стадийность. Выделяют пять стадий (периодов) развития ЧС (табл. 2.2).
Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями.
Чрезвычайные, опасные и экстремальные ситуации
Понятие «чрезвычайная ситуация». Взаимосвязь ЧС, природной среды и жизнедеятельности человека. Стадии развития чрезвычайной ситуации. Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия. Отличие понятий «опасная ситуация» и «экстремальная ситуация».
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.03.2010 |
Размер файла | 24,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Данная тема является актуальной, так как на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой одновременно и отрицательным (негативным). Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня, в век технического прогресса, в мире происходят различного рода аварии, катастрофы с гибелью людей, материальных ценностей, серьезных нарушений экологии и т.д.
Рассмотрению чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуаций и будет посвящена данная работа.
Понятие «Чрезвычайная ситуация»
Рис. 1 Взаимосвязь ЧС, природной среды и жизнедеятельности человека
— социально-экологическим и экономическим ущербом,
— необходимостью защиты населения от воздействия вредных для здоровья факторов (химические агрессивные вещества, РВ, микроорганизмы, переохлаждение или перегревание, травмирующие и психогенные факторы),
— проведением спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ,
— ликвидацией негативных последствий случившегося.
ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
— наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
— нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
Основные причины чрезвычайных ситуаций
Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.
К внутренним относятся:
— недостаточная квалификация обслуживающего персонала;
— проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;
— физический и моральный износ оборудования и механизмов;
— низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.
К внешним относятся:
— неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;
Стадии развития чрезвычайной ситуации
ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).
2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»?
Часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. Экстремальное событие (ЭС)- это отклонение от нормы процессов или явлений. ЭС, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальности; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ЭС; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования). Совокупность ЧС и ЭС называют опасной ситуацией. Опасные ситуации и ЭС отличаются друг от друга масштабностью и количеством людей связанных с ними.
В заключение, необходимо отметить, что для защиты населения в ЧС нужно изучать ЧС, стараться их предсказывать (предугадывать), делать все возможное для их предотвращения, а в случае их неизбежности быть к ним готовым. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.
3.Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, «Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Выпуск1: Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы». С.-Петербург, изд. «Образование», 1992г.
Подобные документы
Чрезвычайная ситуация как обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы. Понятие и специфика чрезвычайной ситуации экологического характера, ее последствия для человека.
контрольная работа [29,3 K], добавлен 28.08.2010
реферат [33,7 K], добавлен 02.04.2009
Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.
контрольная работа [28,8 K], добавлен 01.09.2011
Нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное опасным событием. Признаки чрезвычайной ситуации, классификация в зависимости от причин возникновения. Природные угрозы: смерчи, наводнения, сильная жара.
презентация [27,8 K], добавлен 17.05.2014
Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.
контрольная работа [34,1 K], добавлен 13.02.2010
реферат [22,7 K], добавлен 21.05.2010
Понятие чрезвычайной ситуации. Исследование устойчивого функционирования объекта в ЧС. Методика определения параметров поражающих факторов, прогнозируемых чрезвычайные ситуации. Устойчивость производственного комплекса объекта к поражающим факторам.
курсовая работа [47,8 K], добавлен 07.01.2011
Понятие экстремальной ситуации
ЧС – обстановка на определенной территории, которая сложилась в опасной ситуации, катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.
В экстремальной ситуации психологический шок может сопровождаться оцепенением мышц, нарушение процесса нормального мышления, теряется контроль сознанием над чувствами и волей. Психологический шок может проявляться в нарушении дыхания, расширяться зрачки, открывается учащенное сердцебиение, спазм перефер. кровеносных сосудов, нарушается принцип снабжение кислородом головного мозга. Состояние психологического шока может длиться от нескольких минут до нескольких дней.
В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
• по степени внезапности : внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
• по скорости распространения : ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;
• по масштабу распространения : локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
• по продолжительности действия : могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
• по характеру : преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.
По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
– ЧС техногенного характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.
ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.
Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:
– в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;
– людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;
– размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.
Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.
Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами
Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.
Зона заражения – это территория, в предалах которой распространены опасные химические вещества либо биологическ ие (бактериологические) средства, в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.
Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).
Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:
– прямые потери вследствие ЧС;
– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;
– затраты на ликвидацию ЧС;
Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры.
Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:
• приближенность к месту событий;
• ожидание, что нормальное состояние восстановится;
• единство и простота психологического воздействия.
Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.
Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».
Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.
Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.
Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.
В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:
– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;
– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.
Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.
Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики:
а) острых панических реакций;
б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.
Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:
1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;
2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению;
3) необходимо оказывать себе самопомощь;
4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;
5) следует максимально экономить свои силы;
6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;
7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;
9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».
Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.
Правила первой помощи для психологов:
1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.
2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.
5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.
7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии.