Юридическая клиника чем занимается
Современные юридические клиники в России
В настоящее время в России действует уже свыше 70 подобных учреждений. Современные российские юридические клиники создавались в разных условиях, с использованием различных ресурсов. Эти обстоятельства обусловили заметное разнообразие клинического юридического образования. Вместе с тем опыт юридических клиник, насчитывающий уже более пяти лет, позволяет сделать некоторые обобщения и выявить основные подходы к их организации.
Действующим в России юридическим клиникам присущи следующие характерные черты :
Перечисленные положения вполне могут рассматриваться в качестве минимальных требований, которые должны предъявляться к юридическим клиникам. При этом следует помнить, что юридическая клиника отличается от традиционной практики студентов, а также от студенческой юридической консультации. Юридическая клиника – это прежде всего особый метод обучения студентов под руководством и контролем преподавателей.
Организационно-правовые формы и структура российских юридических клиник. Юридическая клиника должна иметь определенную организационно-правовую форму и структуру. В настоящее время в зависимости от организационно-правовой формы можно выделить два типа клиник:
Клиники первого типа действуют в виде относительно самостоятельных структурных подразделений юридического факультета вуза либо вуза в целом.
Деятельность юридических клиник при вузе регламентируется помимо общевузовских также локальными нормативными актами, которые регулируют деятельность только юридических клиник. К числу локальных нормативных актов относятся, например:
В качестве примера можно назвать юридическую клинику Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского. Штат клиники включает директора, который осуществляет общее управление и планирует стратегию развития клиники, составление учебных программ, и администратора, ведающего делопроизводством клиники.
Одним из вариантов юридических клиник при вузе являются межвузовские юридические клиники, которые создаются несколькими юридическими факультетами, заключившими соглашение об организации клинического обучения для своих студентов. Поскольку создание и нормальная деятельность клиники требуют достаточно больших затрат, то такое объединение усилий позволяет решать многие материальные проблемы.
Однако в настоящее время юридические клиники при вузе благодаря своей организационно-правовой форме и структуре предназначены для обучения только собственных студентов. Опора на штатных преподавателей и студентов только одного вуза (факультета) позволяет решить еще одну важнейшую проблему клиники — интеграцию клинического обучения в учебный план факультета. Чаще всего для юридической клиники отводятся факультативные часы, что позволяет рассчитывать на финансирование за счет средств вуза. К сожалению, эта задача решена не везде; официальное признание клиник Министерством образования РФ и руководством вуза, безусловно, активизировало бы распространение этой методики обучения студентов-юристов.
Юридические клиники вне вуза возникают чаще всего на базе самостоятельной некоммерческой негосударственной организации, открывающей общественные приемные, информационно-правовые центры и т.д. Внутренняя структура таких клиник тоже весьма разнообразна, так как им приходится заниматься привлечением как преподавателей, так и студентов. Контингент студентов обычно формируется из представителей разных вузов. Например, фонд “ЭПРА” в г. Иркутске на основе договоров с несколькими вузами города организовал эколого-правовую клинику.
Финансирование юридических клиник. Любая юридическая клиника сталкивается с проблемой формирования собственной материальной базы. Необходимо оборудовать офис, приобрести соответствующую технику и базы данных и т.д. Больших затрат требует организация образовательного процесса, предполагающая использование аудио- и видеотехники, иного дополнительного оборудования. Наконец, в отличие от традиционных форм занятий преподавателю в клинике приходится работать с группой студентов не более 10—15 человек, что тоже заметно увеличивает затраты.
Современные российские юридические клиники используют различные источники финансирования :
Юридическая клиника и студент. Важным вопросом является регулирование отношений между юридической клиникой и студентами. В настоящее время дискуссионным остается вопрос о контингенте студентов, обучающихся в клинике: ими могут быть либо все студенты, либо только прошедшие специальный отбор, либо все желающие пройти обучение в клинике. Вновь создаваемые юридические клиники чаще всего не сталкиваются с этой проблемой, поскольку им приходится привлекать студентов-добровольцев. Однако после завершения периода становления клиники, когда интерес к ней заметно возрастает, приток студентов увеличивается. Тогда приходится решать дилемму: либо принимать всех, либо производить отбор.
Сторонники отбора также исходят из того, что клиническое обучение отличается индивидуальным подходом, но для обучения в клинике от студента требуются определенные качества, поэтому в клинику не должны приниматься все студенты подряд. Кроме того, принуждение студента к работе в клинике может иметь отрицательный результат, так как в этом случае возникают дополнительные проблемы, касающиеся качества предоставляемых клиникой юридических услуг и ответственности нерадивых студентов.
В настоящее время во многих юридических клиниках существует в той или иной форме система отбора студентов. Каждая клиника сама определяет принципы и условия такого отбора. Но при всем разнообразии технологий отбора уже определились некоторые общие требования к студентам, зачисляемым в юридическую клинику. Во-первых, имеются в виду такие личностные и моральные качества, как вежливость, дисциплинированность, ответственность и др. Во-вторых, студенты должны изучить основные теоретические курсы, поэтому к работе в клинике могут привлекаться преимущественно старшекурсники. В-третьих, студенты должны продемонстрировать успехи в освоении юридических дисциплин.
Процедуры отбора включают:
Например, в юридическую клинику Тверского государственного университета принимаются студенты старших курсов, уже изучившие основные отраслевые дисциплины. Прием студентов основан на принципе добровольности. Студенты, желающие пройти обучение в клинике, обращаются к руководителю клиники с письменным заявлением. Отбор производится с учетом отношения студентов к учебе в предыдущий период, их успехов в освоении юридических дисциплин, мотивов, побудивших студента обратиться с заявлением о приеме в юридическую клинику.
Деятельность студентов в юридической клинике помимо работы с клиентом включает:
Как правило, консультации клиентам студенты дают после предварительного согласования с преподавателем. В клинике обязанности студентов могут различаться и, следовательно, по-разному может быть организована их работа. Так, в клинике юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета студенты распределяются по функциональным группам:
По мере завершения студентами курса клинического обучения они покидают юридическую клинику. Однако возможен и досрочный уход студентов из клиники, например, по собственному желанию или в связи с нарушением студентом правил работы в клинике, норм этического кодекса. Поэтому большое значение приобретает вопрос о контроле деятельности студентов. Юридическая клиника должна иметь схему контроля. Существуют разнообразные формы такого контроля: регулярные собеседования, письменные отчеты, дневниковые записи. В некоторых клиниках практикуется опрос клиентов по поводу качества предоставленных услуг.
Юридическая клиника и клиент. Юридические клиники, действующие в России, различаются не только по структуре, источникам финансирования и форме организации работы студентов, но и по “категориям” клиентов, с которыми там работают. Так, выделяются клиники “без живого клиента’” и клиники “с реальным клиентом”.
В клинике “без живого клиента” для практического обучения студентов ведутся имитационные занятия, когда преподаватель предоставляет учащимся ознакомительный материал для выполнения определенных юридических действий, формулирует проблемную ситуацию, в которой студенты исполняют разные роли. По мере продвижения обучения происходит усложнение задач. Так развиваются различные практические навыки.
Еще одним примером клиники “без живого клиента” является программа “Живое право”, направленная на правовое просвещение различных слоев населения. Студентов обучают тому, как преподавать основы права обычным гражданам, а затем сами студенты проводят занятия с использованием интерактивных методик по разъяснению права школьникам, осужденным и др.
Однако большинство клиник в России предпочитают работать с “реальным клиентом”, когда студенты имеют дело с гражданами и их конкретными жизненными ситуациями. Сложилось два типа клиник “реальных клиентов”: общей направленности и специализированные.
В клинике общей направленности к производству принимаются разнообразные дела. Опыт показывает, что преобладают обращения по вопросам, связанным с трудовым, семейным, жилищным и гражданским правом. Преимуществом такой клиники является то, что студентам приходится работать с разными делами. Это помогает им осваивать новые области права, отрабатывать навыки ведения дела от начала до конца. Обратной стороной “медали” является неподготовленность студентов, а в некоторых случаях и преподавателей к работе с любым клиентом.
Специализированные клиники принимают в работу только отдельные виды дел. Например, клиники Фонда экологического правоведения “ЭПРА” (Иркутск) и “Экодаль” (Хабаровск) имеют экологическую направленность. Недостатком таких клиник является то обстоятельство, что студенты не получают навыка решения разнообразных правовых проблем.
Ряд юридических клиник сочетает одновременно несколько направлений деятельности. Типичный пример – клиника Тверского государственного университета. В клинике ведется прием граждан по всем правовым вопросам и одновременно оказывается правовая помощь осужденным к лишению свободы в рамках программы “Адвокат по переписке” и на личном приеме, который организован в трех исправительных учреждениях на территории Тверской области; получает развитие экологическая программа; наконец, осуществляется правовое просвещение населения области в рамках программы “Живое право”. Аналогичным образом работает юридическая клиника СевКавГТУ (Ставрополь).
Завершая рассказ о современных российских юридических клиниках, процитируем слова, сказанные ровно 100 лет назад и в полной мере отражающие перспективы развития данной формы практической подготовки отечественных юристов: “Учреждение юридических клиник в России является особенно желательным ввиду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенцией, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья”.
Методическое пособие юридической клиники ЧГУ
Данное методическое пособие направлено в первую очередь на идеологическую помощь в приобретении студентами профессиональных навыков и качеств, являющихся общими и основополагающими для каждого юриста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методическое пособие юридической клиники ЧГУ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Что такое юридическая клиника?
В современном обществе, ещё с момента появления юриспруденции, существует стереотип, что юридические услуги по сравнению с остальными платными услугами являются наиболее дорогостоящими. Весьма распространены и убеждения, что юрист — это человек, который наравне со своей профессиональной деятельностью, преследует также коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли, причём самым негативным способом — наживаясь на правовых проблемах своих доверителей. Однако, несмотря на устоявшиеся взгляды, среди представителей именно этой профессии появился тип личности, в купе с индивидуальными качествами и навыками которого, высвечивалась программа развития государства, забота и тревога о положении дел, как у своих клиентов, так и в целом.
Любого специалиста определенной направленности, рано или поздно сравнивают с хирургом, и в первую очередь, это связано с тем, что деятельность специалиста сравнима со слаженной и доведенной до автоматизма операцией, где один человек искусно управляет целым процессом. Как и у любого опытного хирурга, сердцу юриста также свойственен холод и твердость, с которым он принимает то, или иное дело, и не свойственно удивление чему бы то ни было — открытому проявлению несправедливости, глупости своих доверителей и т. д. Сразу вспоминаются слова Ф. Ницше:
— «Борясь с чудовищами, нужно остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем. Чем больше ты вглядываешься в бездну, тем глубже она вглядывается в тебя».
Таким образом, вместе с проявлением профессионального подхода, нередко теряются чувства сострадания и неравнодушного отношения к делу, но это ни коим разом не означает, что юрист не может сочетать в себе житейские человеческие эмоции и профессиональные навыки, также как и что эти понятия взаимоисключают друг друга. И первая рекомендация этого методического пособия — целиком и полностью основана на приведенных выше выводах, а также на юридической практике:
Быть гуманным — человечным. Что означает — выражать любовь, внимание к человеку, уважение к личности; стремление не причинять страданий насколько это возможно; сочетать в себе нравственность и волю как систему собственных правил поведения, восстанавливающих доброту и подавляющих эгоизм, а также как душевную силу, формирующую доброе и нравственное поведение в противоборстве с человеческим эгоизмом.
Перед тем как приступить к следующим рекомендациям, перечислению и дальнейшему раскрытию качеств и навыков, необходимых клиницистам, следует остановиться на том, что представляет собой юридическая клиника, каковы основные цели её функционирования, а также на её значении и необходимости, поскольку именно эти вопросы интересуют студентов, вступивших в ряды юридической клинике.
Впервые словосочетание «юридическая клиника», впоследствии ставшее термином, употребил Дмитрий Иванович Мейер — российский юрист-цивилист, общественный деятель и доктор права, в 1855 году в статье «О значении практики в системе юридического образования», он первым в России сравнил юридическую помощь — с той, что оказывается людям в медицинских клиниках. А в 1897 году присяжный поверенный (адвокат в Российской Империи) Иосиф Соломонович Иосилевич выдвинул идею, ставшей в современной юридической практике весьма символичной:
«Вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника, которой, к сожалению, у нас нет…» 1
И. С. Иосилевич, тем самым, выразил мнение, что практика осуществляемая студентами параллельно с изучением теории, имеет «двойную пользу». Вместе с тем, он сравнивает ведение юридического дела и оказание правовой помощи с постановкой диагноза и лечением пациентов. Прошло больше века, с момент формулировки этой идеи, и сегодня сожаление И. С. Иосилевича, по поводу отсутствия юридических клиник были бы исчерпаны. В связи вступлением в законную силу федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Именно данный закон впервые законодательно закрепил и регламентировал деятельность юридических клиник в РФ, и поэтому ФЗ N 324 является основным законом, которым надлежит руководствоваться клиницистам, в процессе оказания бесплатных юридических услуг.
Итак, Юридическая клиника — на сегодняшний день представляет собой некоммерческое образование, основной целью деятельности которого является оказание бесплатной юридической помощи населению. В России, как правило, юридические клиники создаются при высших учебных заведениях, целью их образования в университетах и в иных учебных заведениях является, прежде всего, возможность практической реализации студентами юридических факультетов теоритических знаний приобретенных в процессе учебы. Невзирая на это, главной целью студентов (далее «клиницистов») практикующих свои знания является — оказание бесплатной юридической помощи определенной категории граждан, которую мы рассмотрим позже.
Таким образом, идея совмещения теории и практики молодым поколением юриспруденции, была воплощена в реальность через столетие, и надо отметить весьма эффективно. Вместе с тем, продолжая тему цели, необходимо акцентировать внимание и на целях преследуемых государством посредством введения такого института, заключаются они в следующем:
создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, федеральным законом «о бесплатной юридической помощи в РФ», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Учитывая то, что одним из основных понятий, с которым мы будем сталкиваться как при изучении основных аспектов юридическо-клинической деятельности, так и последующей практической деятельности, необходимо выявить также, что собой представляет бесплатная юридическая помощь, и в чём она выражается.
Бесплатная юридическая помощь — представляет собой безвозмездное оказание услуг, которые в соответствии со ст. 6 федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ»» выражаются в следующем:
1) в правовом консультировании в устной и письменной форме;
2) в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) в представлении интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, установленном указанным выше федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В процессе оказания приведенных услуг, клиницисты должны руководствоваться принципами, установленные статьями того же федерального закона:
Обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
Социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
Доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
Контроль, за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
Установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
Свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
Объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
Равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
Обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.
Юридическая клиника чем занимается
Center Of Development Of Legal Clinics
Что такое юридическая клиника?
Юридическая клиника — некоммерческое образование, целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению.
Как правило, юридические клиники организуются при высших учебных заведениях, с тем, чтобы предоставлять возможность студентам приобретать опыт консультирования, а преподавателям — поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике.
Юридическая клиника представляется неким аналогом интернатуры в медицинских ВУЗах. Как в первом, так и во втором случае, студенты учатся применять свои знания, полученные в ходе теоретических занятий, на практике. Причем не в вымышленных условия задачников и практикумов, а в реальных условиях. Тот факт, что людей с их злободневными проблемами консультируют именно студенты, ничуть не влияет на качество оказываемой помощи.
Термин «юридическая клиника» устоялся в профессиональной среде и обозначает строго опредленную форму обучения студентов, при которой градждане и организации получают бесплтаную юридическую помощь. Для использования именно этого термина есть как минимум три причины:
Чем занимается Центр развития юридических клиник?
Деятельность Центра развития юридических клиник имеет несколько направлений:
Кто может получать помощь в юридических клиниках?
Категории лиц, имеющих возможность получить бесплатную юридическую помощь в клинике, определяются самой клиникой. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», основными категориями являются малоимущие граждане, инвалиды, пенсионеры и т.д. Однако, это вовсе не означает, что клиники не могут оказать помощь и другим слоям населения. В настоящее время большое количество юридических клиник оказывает бесплатную юридическую помощь всем категориям населения. Данную информацию необходимо уточнять по телефону в той клинике, куда бы Вы хотели обратиться за помощью.
Правда ли, что юридические клиники оказывают бесплатную помощь?
Да. Помощь в юридических клиниках оказывается бесплатно всем категориям населения. Юридические клиники действуют в рамках системы бесплатной юридической помощи и являются ее неотъемлемой частью.
Как я могу получить помощь в юридической клинике?
Для того, чтобы получить помощь в юридической клинике, Вам необходимо зайти в раздел «Пункты бесплатной юридической помощи» и ориентируясь по карте выбрать наиболее подходящую географически клинику. После этого нужно перейти на страницу клиники и ознакомиться с информацией о ней. На странице клинике указаны категории граждан, которые могут получить помощь, часы работы и номера телефонов для записи. Если выбранная Вами клиника вам подходит, то необходимо записать на прием по телефону, указанному на странице клиники.
Как проходит прием в юридической клинике?
В каждой клинике имеются свои особенности, но можно выделить некоторые основные моменты.
1 прием: Посетитель приходит первый раз в юридическую клинику. Он подробно излагает консультанту суть проблемы, предоставляет документы. касающиеся вопроса, консультант снимает копии. После этого консультант оценивает сложность вопроса, советуется с куратором группы и либо дает ответ на вопрос посетителя (если вопрос очень простой), либо назначает повторный прием (что бывает в большинстве случаев).
2 прием: Как правило повторный прием назначается через неделю, либо две, в зависимости от клиники. За это время консультант успевать подготовить ответ на вопрос и посоветоваться с руководителем. На консультации консультант отдает ответ посетителю, обязательно разъясняя его. Если у посетителя не остается вопросов, то на этом консультация завершается.
Если у посетителя сложный вопрос, или несколько вопросов, то может потребовать 3, 4 и более приемов.
Каково качество юридической помощи, оказываемой в клинике?
Качество юридической помощи зависит от нескольких факторов:
Юридическая клиника в роли деятельности будущих юристов
Дата публикации: 25.02.2015 2015-02-25
Статья просмотрена: 1180 раз
Библиографическое описание:
Щербаков, А. В. Юридическая клиника в роли деятельности будущих юристов / А. В. Щербаков, Е. А. Ханьжина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15862/ (дата обращения: 27.12.2021).
Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни, в которой каждому человеку необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы.
На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридической помощи остается актуальным и очень важным. Основная цель деятельности юридической клиники — повышение уровня правовой информации населения, оказание бесплатной юридической помощи незащищенным слоям населения и, конечно же, получение практического опыта курсантами, студентами и слушателями ВУЗа.
Ключевые слова: юридическая клиника, юридическая помощь, консультанты юридической клиники.
Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни, в которой каждому человеку необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы.
На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридической помощи остается актуальным и очень важным.
В части 1 статье 48 Конституции Российской Федерации закреплено: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» [1].
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [2] и Закон Псковской области от 11 марта 2013 г. № 1263-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Псковской области» [3] создают условия для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно.
На территории Псковской области действует 19 некоммерческих организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Одной из форм таких организаций является юридическая клиника.
Юридическая клиника Псковского юридического института
(в настоящее время Псковского филиала Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний) была создана в 2008 году и в декабре этого же года в качестве одного из направлений была включена в состав органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей.
Основная цель деятельности юридической клиники наших органов самоуправления — повышение уровня правовой информации населения, оказание бесплатной юридической помощи незащищенным слоям населения и, конечно же, получение практического опыта курсантами, студентами и слушателями.
С одной стороны, юридические клиники являются серьезным и интересным способом подготовки курсантов и студентов к будущей профессиональной деятельности. Курсантам и студентам предоставляется возможность применить знания, полученные в процессе обучения, на практике. Будущие юристы приобретают опыт работы с клиентами, навыки интервьюирования, консультирования и составления правовых документов. Участвуя в работе юридической клиники, курсанты и студенты встречаются с разными людьми. Организация юридической клиники в ВУЗе способствует подготовке профессиональных юридических кадров, а также способствует повышению качества юридического образования.
С другой стороны, юридические клиники предоставляют возможность получить юридическую помощь гражданам, которые не могут по ряду объективных причин обратиться в юридические консультации и получить помощь профессионального адвоката.
В рамках работы юридической клиники, обучающиеся образовательной организации, посещают судебные процессы по гражданским, уголовным и административным делам, где представляют правовые интересы граждан. Общаясь с представителями правоохранительных органов и силовых структур Пскова и Псковской области, получают бесценный опыт практической работы, правовую информацию и проблемные направления в той или иной сфере деятельности.
Сегодня перед нами встает вопрос, каким образом работу юридической клиники сделать более эффективной и как повысить профессиональный уровень студентов и курсантов в работе юридической клиники, чтобы она приносила пользу и обучающим, и окружающему социуму — вот решение какой проблемы мы хотели бы обсудить.
Для этого мы в нашем филиале провели эксперт-опрос среди преподавателей и блиц-опрос среди курсантов и студентов. Были опрошены 20 преподавателей и 200 обучающихся. Задавались следующие вопросы:
Какие проблемы существуют в юридической клинике и что бы Вы внесли нового в ее работу?
Результаты нашего исследования оказались следующими. Были выявлены следующие проблемные вопросы.
Недостаточная информированность граждан. При работе юридической клиники для незащищенных слоев населения важно продумать то, как донести информацию об этом до целевой группы населения, так как работа клиники не гарантирует заинтересованности со стороны такой группы.
Как правило, у представителей социально незащищенных слоев населения не сформировано понимание юридической проблемы, и в повседневной жизни они не понимают, что им делать и куда обратиться.
Они не способны отделить в своем сознании юридические проблемы от других социальных и бытовых проблем.
Фраза как: «Юридическая клиника», зачастую вызывает неправильный ассоциативный ряд, она воспринимается как: «клиника (нечто медицинское с принудительным лечением)», либо как «клинический случай».
На данном этапе информированность населения происходит через выдачу визиток с адресами и телефонами юридических клиник.
Чтобы добиться максимального результата, необходимо основательно продумать информационную кампанию юридических клиник, которая будет направлена на формирование: образа юридической проблемы, мысли о решении ее с помощью юриста, правильного восприятия самой сущности и назначении юридической клиники.
В связи с этим, особенно актуальным представляется проведение отдельной информационной компании, представляющей собой систему мер воздействия на определенные группы населения с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования.
При подготовке информационной компании необходимо учесть множество факторов, таких как: социальная незащищенность, сформировавшиеся стереотипы, юридическая неграмотность, недостаточность финансирования и множество других.
Недоступность квалифицированной юридической помощи.
С целью расширения доступа к квалифицированной бесплатной юридической помощи населения следует в работе юридических клиник использовать Интернет технологии, например, сделать бесплатные онлайн-консультации. Также обращающиеся за помощью смогут также отсканировать нужные документы, чтобы в дальнейшем курсанты и студенты могли продолжить работу по заявленным вопросам. Ответы же будут отправляться по электронной почте или даваться в телефонном режиме.
К сожалению, действующий Федеральный закон Российской Федерации «О бесплатной юридической помощи» [4] не определил четко статус онлайн-консультирования.
Предполагается, что в данный федеральный закон следует внести поправку о том, что юридические клиники ВУЗов вправе оказывать правовое консультирование, в том числе и путем Интернет-консультирования.
Недостаточная квалифицированность курсантов и студентов.
Необходимо проводить дополнительные занятия раз в месяц с более компетентными в той или иной области преподавателями. Также считаем необходимым проводить мастер-классы по работе юридических клиник для обучения и повышения квалификации консультантов юридических клиник либо в виде конференций и круглых столов. Для курсанта и студентов будет полезна информация о том, как правильно реагировать на разочарования клиента, а также рассмотрения этических проблем.
В заключение следует сказать, что количество юридических клиник в России увеличивается. Главное, чтобы юридическая помощь, оказываемая консультантами, была квалифицированной и результативной, тогда будут решены такие актуальные проблемы как повышение качества юридического образования и профессионального уровня в российских ВУЗах и расширение доступа малоимущих граждан к квалифицированной юридической помощи.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М.: Норма, 2014 г.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 397-ФЗ) //«Российская газета» от 23 ноября 2011 г. № 263.
3. Закон Псковской области от 11 марта 2013 г. № 1263-ОЗ
4. «О бесплатной юридической помощи в Псковской области» // «Псковская правда» от 15 марта 2013 г. № 43–47.
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 397-ФЗ) //«Российская газета» от 23 ноября 2011 г. № 263.