Ювелирное стекло что это такое
Алпанит
Великолепие истинных драгоценных камней, чарующий блеск, обширная гамма оттенков и доступная цена — все это алпанит! В народе этот камень носит название стразы. Он представляет собой синтезированный синтетический силикат, по внешним качествам полностью соответствующий таким драгоценным минералам, как изумруд, сапфир, хризолит и т.д. Только профессиональному ювелиру под силу отличить настоящий камень от алпанита.
Алпанит: что это такое?
Алпанит — что это такое на самом деле и каким способом синтезируют камень с удивительными свойствами? Если сказать кратко, то это обычное ювелирное стекло с добавлением алюмосиликатных соединений. Каждый производитель строго хранит секрет состава в тайне. Впервые эти камни были синтезированы в лабораториях всемирно знаменитой компании Swarovski. Это случилось в начале 90-х годов прошлого столетия, и тогда этот камень был точной копией драгоценных минералов.
Каждый выращенный камень проходит полноценную огранку, дающую ему идеальные пропорции, завораживающий блеск. Уникальные свойства вещества позволяют сделать процесс огранки быстрым и не затратным.
Свойства и основные характеристики алпанита
Алпанит представляет собой кристаллы самых разных форм и размеров, имеющие идеальную огранку. Кроме того, камень обладает следующими свойствами:
Все алпаниты отлично пропускают лучи света, преломляющиеся на гранях и создавая эксклюзивный эффект туманности драгоценного камня. Окрашивают камни во множество разных цветов — красный, синий, голубой, зеленый, желтый или фиолетовый разных оттенков.
Что такое алпанит с точки зрения эзотерики?
Драгоценные камни способны оказывать на человека положительный или отрицательный эффект благодаря тому, что накапливают определенную энергию за многие века созревания в недрах планеты. Алпанит производят синтетическим путем, поэтому сказать, что он обладает целебными свойствами, некорректно. Однако каждый камень все же несет свою энергетику:
Зеленый камень способен поглощать отрицательные флюиды, исходящие от хозяина или его окружения.
Голубого цвета алпанит рекомендуется носить тем, кто занимается умственным трудом. Он стимулирует воображение, дает положительный импульс творческим идеям.
Алпанит, в состав которого входят соли марганца, имеет фиолетовый цвет. Этот камень следует носить тем, кто хочет приобрести уверенность в своих силах.
Эзотерики не приписывают алпаниту магические свойства. Особая магия заключается в его восхитительной красоте и удивительных переливах граней. Еще одно преимущество камня – его универсальность.
Виды алпанитов и основные оттенки
Ученые-химики сегодня способны придать алпаниту абсолютно любой цвет и оттенок. Только от солей металлов, их качественного и количественного состава напрямую зависит насыщенность и тональность цветовой палитры камней. Кристаллы делают полностью прозрачными, полупрозрачными или совсем не пропускающим лучи света. Однако в последние годы, шагая в ногу с модой на все натуральное, химики создают алпаниты, которые не ограненными вставляют в украшения.
Кристаллы от Сваровски сегодня используются не только в создании бижутерии и ювелирных украшений. Большинство дизайнеров одежды и интерьеров используют их для создания шедевров из своих коллекций. Этим камнем декорируют помещения, инкрустируют мебель, оформляют интерьерные изыски.
Как распознать фальшивый камень?
По сути, алпанит – камень не драгоценный, но благодаря своим уникальным качествам, выглядит богато и очень привлекательно. Подделать его очень просто – обтачивают и гранят обычное бутылочное стекло. Чтобы отличить подделку, достаточно провести по поверхности стекла самим камнем. Натуральное изделие оставит на стекле царапину, потому что по плотности гораздо выше.
Неповторимое ювелирное стекло в украшениях и не только
Женский образ складывается не только из модной одежды, стильной прически и прочих имиджевых элементов, но и из мелких деталей. Например, украшений. При этом мнение, что эксклюзивность и изящество образа создается лишь благодаря благородным металлам и драгоценным камням достаточно спорно. Стоит только однажды взглянуть на бижутерию и аксессуары из ювелирного стекла, и любая леди навсегда будет покорена бриллиантовым блеском этих шикарных изделий.
Еще каких-то лет двести назад украшения из ювелирного стекла были доступны только очень состоятельным людям, представителям аристократических кругов. Сегодня же подобная ювелирная бижутерия доступна абсолютно всем, ее предлагают своим клиентам многие магазины, в том числе и интернет-магазин «БестГолд». Изумительные серьги, подвески, кольца притягивают взгляды и покупателей и навсегда покоряют тех, кто знает толк в красоте.
Сферы применения ювелирного стекла
Не только ювелиры оценили безупречность ювелирного стекла. Дизайнеры и стилисты также часто обращаются к мастерам стекольного дела для того, чтобы получить эксклюзивные предметы интерьера, либо же незначительные побрякушки, которые придадут помещениям и нарядам эксклюзивности и особого шарма.
Свойства ювелирного стекла
Всякая истинная леди легко отличит драгоценности из ювелирного стекла от подделок или некачественных вариантов: невероятно чистое, прозрачное как слеза, создающее впечатление невесомости и хрупкости, с яркими цветовыми переливами. А мастерски ограненное, оно трудноотличимо от настоящих бриллиантов и других драгоценных камней, настолько сверкает и радует глаз россыпью вспыхивающих граней. Украшения с ювелирным стеклом не должны иметь ни сколов, ни царапин, ни разводов, ни мутных пятен.
Читатели данного раздела смотрели в нашем магазине:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТЕКЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Новые высокотехнологичные материалы существенно расширяют палитру и ассортимент ювелирной галантереи – а это значит, что у женщин появляются практически безграничные возможности в создании образов и стилей. В этом плане ювелирное стекло лишь один из элементов, способных подчеркнуть особый эмоциональный настрой.
Стекло твёрдое аморфное вещество одно из древнейших искусственных материалов для имитации цветных камней. Его свойства: твердость 5-6 (по шкале Мооса), плотность 2,2-4,2, блеск стекловидный до алмазного. Получается стекло плавлением при высокой температуре.
По составу и свойствам стёкла бывают различных видов. В зависимости от происхождения они подразделяются на природные (тектиты) и искусственные. Искусственные стекла подразделяются на прозрачные, просвечивающие, непрозрачные и стекла с оптическими эффектами.
1. История использования стекла для изготовления ювелирных изделий
Первая находка бус из стекла в Месопотамии датируется 4500 г. до н.э. В Древнем Египте метод его получения стал известен с 4000 г. до н.э. Наряду с изобретением эмали и стеклянного бисера для украшений, стекло нашло применение в имитациях бирюзы и жемчуга. В гробнице Тутанхамона (1350 г. до н.э.) найдены стеклянные бусы голубого цвета, как имитация бирюзы.
Другой имитацией самоцветов того времени было авантюриновое стекло. В античное время около 10% резных гемм эллинистического и ранне-римского периода были выполнены из стеклянных паст разного цвета. В Древнем Риме в I в. умели делать также агатовое стекло. Затем технологию его изготовления освоили мастера Венеции на о. Мурано. В XVв. они делали полихромное стекло, так наз. стекло миллефиори, находившее применение в мозаиках, и прозрачное филигранное стекло с нитями молочного стекла, образующими сетчатый узор.
В Индии, в Барода вблизи Ахмадабада, производилась огранка стекла для украшений. Там под гранёное стекло подкладывали металлическую фольгу, поэтому такие стразы получили торговое название барода.
Стеклянные имитации, наряду с самоцветами, широко использовались для украшения икон. Наиболее древним примером является икона из германского города Трира, датированная 1266 г. В её окладе вместе с 328 самоцветами обнаружены 24 стеклянные имитации. Богато украшенный самоцветами пояс жены Карла IV Елизаветы, сделанный во второй половине XIV в., также имеет вставки из разноцветного стекла. В кубке из позолоченного серебра (1716 г.) в Музее Пражского града, Чехия, из 200 украшающих его самоцветов, 13 являются стеклянными имитациями.
1.1 Стеклянные имитации натуральных камней, использовавшиеся европейскими ювелирами
В XVII в. центром изготовления художественного стекла становятся Чехия и Силезия. В Чехии начато производство богемского стекла, использовавшегося для изготовления бижутерии. Для имитации бриллиантов начали применять высокопреломляющие свинцовые стёкла — стразы. Такое стекло с содержанием оксида Pb до 53% было создано в 1758 г. Позже научились изготавливать цветные стразы, в т.ч. розовое стекло с примесью Nd и рубиновое стекло c примесью Au. Для усиления блеска под нижние грани стеклянной имитации самоцветов ранее подкладывали металлическую фольгу, покрывали их амальгамой ртути или плёнкой из серебра, алюминия и др. Такое огранённое стекло гранями покрытыми амальгамой ртути называют камень шатон (фр. оправленный камень).
Промышленное производства свинцового стекла, так наз. хрусталя начато в Англии с 1676 г. Оно составило конкуренцию природному кварцу в искусстве. В XVIII в. на поверхности изделий из стекла начинают гравировать алмазом различные композиции. В Венеции изобрели пурпурин — стеклянный сплав пурпурного цвета с серебристыми блесками. Там же, в 1874 г. изобретено голубое стекло для имитации сапфира с торг. наз. сапфирин. Популярный в Европе в XIX в. гагат из-за его недостатка иногда заменяли чёрным гагатовым стеклом, производство которого было освоено во Франции, так наз. французский гагат. За лёгкость формовки и декоративность оно получило признание для массового производства недорогих украшений. В Англии такое стекло за счёт примеси Mn приобретало на свету слегка красноватый или розоватый оттенок и было известно под торг. назв. воксхольское стекло. Существовавшие в викторианской Англии традиции требовали соблюдения продолжительного траура. В то время вдова носила траур по супругу до 2,5 лет, и её украшения не должны были блестеть. Это способствовало популярности гагата. При замене его чёрным стеклом приходилось приглушать его блеск. Бусы из чёрного матового стекла получили назв. креповые камни. Для имитации чёрного опала стекло наносится на подложку из окрашенного чёрного халцедона или обсидиана.
1.2 Стеклянные имитации натуральных камней, использовавшиеся ювелирами в России
На Руси техника перегородчатой эмали была освоена во второй половине XI в., а с начала XII в. эмаль становится основным украшением золотых изделий Киевской Руси., достигая своего расцвета в XVII в.
Наивысшего достижения в технике эмали добились мастера фирмы К. Фаберже. Они использовали в своих работах до 70 оттенков цвета и освоили технику “гильоше”, когда эмаль наносится на гравированный узор.
В 1780 г. в России стали известны стразы. Их применяли для украшения икон, орденов и одежды, а в последующем и для имитации бриллиантов. Расцвет моды на украшения из стекла приходится на середину XIX в. Тогда были популярны браслеты из стеклянных нитей, бисер и стеклярус. Последний, в отличие от круглого бисера, представлен стеклянными трубочками до 1,5 см длиной. В ювелирных украшениях находило применение красное стекло — пурпурин. В Китайском дворце Ораниенбаума, под С.-Петербургом, стены “Стеклярусного кабинета” были вышиты белым стеклярусом. Стеклярус применяли также для украшения одежды. В юбилейном яйце фирмы К. Фаберже, изготовленном к 300-летию дома Романовых, щит с государственным гербом сделан из пурпурина.
2. Характеристика стекол применяемых для имитации камней-самоцветов
Ювелирное стекло – это прозрачное бесцветное или цветное стекло, которое используется в качестве вставок в ювелирные украшения.
Для имитаций самоцветов обычно применяют следующие виды стекол: кальциевое, боросиликатное, свинцовое, опаловое, глушённое стекло, эмаль, стеклокерамику, техногенные шлаки, минеральное стекло и др. Популярны в настоящее время декоративные стекла, в т.ч. высокопреломляющее стекло с плотностью 2,9 — сварогрин, производимое в Австрии фирмой “Сваровски”.
Нужную окраску им придают примеси оксидов металлов, редкоземельных и различных тонкодисперсных компонентов. Например, жёлтое канареечное стекло содержит уран и обладает флюоресценцией в УФ-лучах.
Селеновое стекло — красное от примеси Se, создано для имитации рубина. Таллиевое стекло — тяжёлое за счёт примеси Tl, его плотность до 5,4.
Кальциевое стекло или кронглас — это щелочно-известковое, в т.ч. обычное оконное или бутылочное стекло, получаемое из смеси кремнезёма, извести, поташа или соды с добавкой при необходимости красящих примесей, обладающее твердостью 5,5 и плотностью 2,6. Его получают и методом прессования, так наз. прессованное стекло, которое используют в бижутерии для имитации самоцветов.
Богемский хрусталь также является обычным стеклом, обогащённым кальцием. Покрытый алмазной гранью он называется баккара.
Свинцовое стекло или флинтглас содержит значительную примесь оксида Pb, повышающего его дисперсию, плотность и улучшающего оптические свойства. Его обычно подвергают огранке и используются для декоративных целей, в т.ч. для дешёвых имитации бриллиантов.
Боросиликатное стекло может быть получено из кальциевого стекла путём добавки оксида бора. Это стекло с твёрдостью около 7, применяемое для имитации аквамарина, так наз. масс-аква. Из такого же стекла японской фирмой “Киото Керамик” получена имитация опала, в которой игра цветов создаётся мельчайшими микросферами кремнезёма.
Разновидностью фтористого стекла является опаловое или молочное стекло, которое отличается пониженным значением плотности и твёрдости из-за содержания фтора за счёт добавки флюорита или др. фторсодержащих примесей. Из оранжево-красного фтористого стекла были сделаны первые имитации огненного опала с иризацией. Она вызвана наличием включений металлических чешуек и дифракцией лучей на поверхности стекла. Позже появились такие же имитации с торг. назв. огненный агат или огненный агат Верхнего озера.
Другими примерами имитаций являются полихромное стекло — атоникс с опалесценцией и топазовый опал из белого стекла с включениями тончайших металлических чешуек. Широким распространением пользуются разноцветные стёкла с авантюресценцией.
Звездчатое стекло относится к составным камням и имеет подложку с резным звездчатым рисунком. Создана также имитация популярного самоцвета агата — стеклянный агат, полученный сплавлением кусочков разноцветного стекла.
Из непрозрачных глушёных стекол популярно голубое медное стекло, а также синее кобальтовое стекло с белыми пятнами кристобалита, используемое для имитации лазурита. Паста — собирательный термин стеклянных имитаций самоцветов, в т.ч. стекла для получения оттисков гемм. Синяя паста — фритта была известна в Древнем Египте с 2900 г. до н.э. как египетский кианус или фритта александрийская.
В Китае стеклянная рисовая паста использовалась как имитации нефрита или жадеита. Смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.
3. Эмаль, ситаллы и техногенные шлаки для производства ювелирной галантереи
Эмаль — это стекловидный сплав, состоящий из многих компонентов. Коэффициент её теплового расширения должен быть немного меньше, чем у металла, на который она наносится. Техника эмали основана на соединении этого сплава с металлом посредством обжига. Добавки примесей к сплаву придают ему различные цветовые оттенки. Обычно эмали непрозрачные или полупрозрачные. По технике исполнения выделяют следующие виды эмали: оконная, перегородчатая, выемчатая, живописная и гильошированная.
Оконная или просвечивющая эмаль заполняет сквозные отверстия в ювелирном изделии. Перегородчатую эмаль получают, напаивая на изделие перегородки, пространство между которыми заполняют эмалью.
Выемчатая эмаль заполняет углубления в изделии. Живописная эмаль после обжига является фоном миниатюры. Гильошированная эмаль покрывает резной декор. Разновидностью эмали можно рассматривать и глазурь (от нем. глас — стекло) — прозрачное стеклянное покрытие керамики. В древности эмали использовались для имитации самоцветов.
Стеклокерамика или ситалл — стеклокристаллический материал, образуемый мелкими (0,1—10 мм) незакономерно ориентированными кристаллами в стекловатой массе. Он бывает различной прозрачности и получается при плавке силикатного стекла с добавкой различных оксидов. Цвет: рубиново-красный, жёлтый, зелёный, голубой разной интенсивности и оттенков. Этот материал также применяется для имитации цветных камней.
Техногенные шлаки. К ним относится шлаки, который используемых в качестве дешёвой имитации цветных камней, напр., чёрный железистый шлак — ферролит. Сюда же можно отнести тенгизит — стекло, образующиеся при длительном горении нефтяных фонтанов, когда происходит плавление пород около скважины. В результате частичной раскристаллизации в нём возникают оливково-зелёные и бурые диопсид-волластонитовые прожилки и сферолиты. Благодаря декоративным качествам тенгизита он используется для изготовления ювелирно-художественных изделий. Цвет: светло-голубой, глубоко-синий до чёрного. Текстура массивная, прожилково-сфероидальная, порфировидная, слойчатая, твёрдость 5,5. По содержанию воды тенгизит близок к обсидиану, по составу — к базальтовому стеклу. Он легко режется и обрабатывается, приобретает идеальную полировку.
Минеральные стекла получаются в результате искусственного плавления природных материалов. Обычно они окрашенные. Из них наибольшим распространением пользуются кварцевое и берилловое стекла. Кварцевое стекло, энергоёмкое в производстве, поэтому преимущественно используется в оптоэлектронике. У бериллового стекла твёрдость 7, плотность 2,5. Для имитации шпинели и аквамарина ему придаётся синяя окраска за счёт примеси Co. Для имитации изумруда, так называемого научного изумруда или смарагдолина, ему придаётся зелёная окраска примесью Cr. Диопсидовое стекло обычно подвергают огранке для имитации хромдиопсида.
Из числа минеральных стекол следует отметить, созданную в Японии имитацию с включениями тончайших волокон актинолита, обладающую эффектом кошачьего глаза. Этот минерал придаёт силикатному стеклу золотисто-коричневый цвет, а имитация получила название камень «Виктория» с твёрдостью 6 и плотностью 3,0. Такое стекло изумрудно-зелёной окраски получило торговое название иморижад.
Силикатное редкоземельное стекло с эффектом кошачьего глаза в США получило название кетсеит. Эта имитация, содержит включения тонковолокнистого редкоземельного силиката. Известна также эффектная имитация из силикатного стекла, обогащённого натрием, содержащего включения тончайших чешуек фольги. Текстура этого стекла тонкослоистая, за счёт этого в результате интерференции создаётся эффект иризации. Эта имитация благородного опала получила торговое название камень эссенс опал с твёрдостью около 6 и плотностью 2,4-2,5.
Заключение
Цветное стекло получается путём добавления меди, марганца, железа и других элементов. Благодаря новым технологиям, в промышленных масштабах сегодня изготавливают большой ассортимент ювелирных стеклянных бусин самой разнообразной формы – классические круглые бусинки, гранёные разновидности, бусинки в виде бабочек и цветов, животных, сердечек и т.д. Это сотни фантастически красивых цветовых оттенков, тысячи всевозможных конфигураций.
Ювелирное стекло высокого качества обладает прекрасными характеристиками и является вполне достойной заменой натуральным камням.
Литература
1. Российское минералогическое общество и В.В.Буканов«Цветные камни: Энциклопедия», 2012.
2. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия. М.: Издательский Дом “Ювелир”, 1996. 352 с.
3. Путолова Л.С. Самоцветы и цветные камни. М.: Недра, 1991. 192 с.
Ювелирное стекло нового поколения
-Смотри, какие очаровательные серьги на этой девушке. Яркие, крупные камни сияют невероятным блеском в лучах летнего солнца…
-Подумаешь…, обычные стекляшки, ничего особенного!
Да, «стекляшки», но не обычные, а ювелирные, и чтобы стекло превратить в высокотехнологичный материал с улучшенными свойствами и способностью идеально имитировать самые разные драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, подумать пришлось изрядно…
Стекла с богатой историей
Украшения с цветными стеклами, близкими во внешнем виде драгоценным камням, были уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Драгоценности со стеклами, датированные этим временным периодом, были распространены и в Древнем Египте, и в Древнем Риме. Однако те стекла были обычными, и их примерные свойства выглядят следующим образом:
Твердость – 5 показателей по шкале Мооса;
Температура плавления – 600-700°C;
Такие стекла сложно было идеально отполировать из-за их невысокой твердости. Устойчивость этих стекол к нагреву также была крайне низкой. Не удивительно, что у людей появилось желание создать стеклоподобный материал с улучшенными свойствами.
Первые попытки создания сверхстекла
Так, в далеком в 1739 году француз Рене Реомюр впервые пытался получить стекло, способное выдерживать большие температурные нагрузки. И он получил это стекло, но оно было непрозрачным, из-за чего популярным не стало.
Спустя 20 лет австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления чистого и бесцветного стеклянного сплава с относительно высоким показателем преломления. Сплав на основе кремния, окиси железа, алюминия, извести и соды замечательно гранился, шлифовался и после финишной обработки сверкал, как бриллиант. Тот новый стеклянный сплав был назван «стразом» в честь ученого, подарившего новый материал миру. Стразы миру действительно приглянулись за свой многогранный блеск и возможность имитировать цветные драгоценные камни путем добавления в стеклянную шихту на этапе их производства специальных компонентов.
Стекла-стразы
О классическом материале
Одна из разновидностей высокотехнологичного стекла, получившего название ювелирного за более высокие физико-химические свойства по сравнению с обычным стеклом – алюмосиликатное стекло, именуемое в ювелирном мире «наноситаллом».
Наноситаллы
Ювелирным камнем наноситалл стал не сразу. В силу своих свойств, он активно использовался и продолжает использоваться при создании оптических приборов, подложек микросхем, в буровых установках, солнечных батареях и других серьезных отраслях промышленности. Однако его прекрасные свойства нашли применение и в отрасли, дарящей красоту тысячам людей – ювелирной.
Свойства наноситаллов
Цвет и блеск наноситаллов безупречны даже в крупных формах, которые могут сохранять свою кристальную прозрачность десятилетиями. Наноситаллы твердые, прочные, стойкие к агрессивным средам, царапинам и активной эксплуатации камни. Ко всему прочему, эти вставки термостойкие, не имеющие пористости на своей поверхности. Еще одно преимущество наноситаллов в том, что этот материал хорошо поддается полировке и любому типу огранки, поэтому такие камни смогут украсить украшение даже самого смелого дизайна. А, учитывая тот факт, что цветовая линейка наноситаллов расширяется год от года, то им вообще нет цены. Хотя, с другой стороны, цена у высокотехнологичного ювелирного стекла все-таки есть, и она более чем демократичная, что является его большим преимуществом в наши переменчивые будни.