Южмаш что сейчас выпускает
Южмаш что сейчас выпускает
Государственное предприятие «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова»
Украина заявила о начале строительства космодрома для новой ракеты-носителя «Циклон-4М»
В канадском Галифаксе состоялась церемония начала строительства космодрома для перспективного украинского носителя «Циклон-4М». Ранее стало известно, что его первый запуск хотят провести в 2022-м.
Отец «Сатаны». Как академик Михаил Янгель испугал НАТО
«Это хвастливые заявления»: Украина больше не боится «Искандеров» и «Калибров»
В Киеве заявили, что научились противостоять российским ракетным комплексам
«Величие украинского космоса» признали профанацией из-за США
Экономические показатели украинских предприятий ракетно-космической промышленности из года в год становятся все хуже, поскольку Украина не создает спрос на космическую продукцию, а инструментов для привлечения международных инвестиций не существует, заявил в интервью Defense Express бывший главой государственного космического агентства Украины (ГКАУ) и директор частной компании Kurs Orbital Владимир Усов.
Украина подтвердила запуск спутника «Січ-2-30» на ракете Falcon 9 в декабре
В ходе совещания, проведенного вице-премьером Украины — министром по вопросам стратегических отраслей промышленности Олегом Уруским с участием руководителя Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Владимира Тафтайя, прошедшего в конструкторском бюро (КБ) «Южное», было подтверждено, что работы по спутнику дистанционного зондирования Земли «Січ-2-30» идут в соответствии с ранее утвержденным графиком, сообщает Defense Express.
Сквозь долги к военной мощи
Потеряв производства и технологии, Киев ищет зарубежных инвесторов
За неделю до российского международного военно-технического форума «Армия-2021» в Киеве на площадке Sikorsky Challenge (НТУ «КПИ» им. Игоря Сикорского) открылся международный военный инвестфорум Украины. Как сообщил украинский портал «Апостроф», на выставке представлены около 20 инвестпроектов, в том числе и касающихся космоса.
На Украине назвали недоступные для ударов российских «Искандеров» области
Российские оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер-М» могут ударить почти по всей территории Украины, пишет Defense Express.
Украинский «Южмаш» отгрузил в США первую ступень ракеты Beta
Украинский завод «Южмаш» отгрузил для американской компании Firefly полноразмерный габаритно-стыковочный макет первой ступени средней ракеты Beta, сообщает Defense Express. Соответствующее видео транспортировки изделия выложено на YouTube.
Украина анонсировала пуск ракеты «Циклон-4М»
Глава Государственного космического агентства Украины Владимир Тафтай анонсировал пуск украинской ракеты «Циклон-4М», сообщает Defense Express.
«Лиана» оплетет моря и сушу
Началась отладка российской системы космической разведки и целеуказания
В конце июня произошло долгожданное событие – наконец космическая группировка «Лиана» пополнилась спутником, без которого ее эксплуатация была невозможной.
Украинский «Циклон-4М» полетит в 2023 году
Украинская средняя ракета «Циклон-4М» в 2023 году полетит с космодрома Кансо в провинции Новая Шотландия (Канада), сообщает CBC.
Ядерный реактор на Луне и космодром возле Крыма: как Украина совершает космический камбэк (Телеграф, Украина)
Первый полет человека в космос не был бы возможен без украинских специалистов, отмечает «Телеграф». А чем может гордиться современная Украина? По словам экспертов, другим государствам понадобятся десятилетия на то, что у нее есть уже сейчас. Украинская космическая индустрия оказалась в уникальном положении.
Ядерные козыри Северной Кореи
Ракета КНДР Hwasong-16 способна достичь любой точки США
Стали известны подробности о титановом шаре на Багамах с надписями на русском
Титановый шар с текстом на русском языке, найденный на Багамских островах, оказался шар-баллоном украинского производства для американской ракеты Antares. Об этом в разговоре с РИА Новости сообщил эксперт в области космонавтики Вадим Лукашевич.
Контракт на первый опытный дивизион украинского ОТРК «Сапсан» планируется подписать в 2021 году
Министерство обороны Украины возвращает в повестку дня проект отечественного оперативно-тактического комплекса. Контракт на первый опытный дивизион ОТРК «Сапсан» планируется подписать в 2021 году. Об этом сообщил Министр обороны Украины Андрей Таран.
На Украине нашли деньги на ОТРК «Сапсан»
Министерство обороны профинансирует создание оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Сапсан» в этом году.
Как сообщает министр обороны Андрей Таран, контракт на первый опытный дивизион ОТРК «Сапсан» планируется подписать в 2021 году, пишет УНИАН.
Администрация Зеленского профинансирует «ракетный щит» Украины
Министерство обороны готово увеличить финансирование перспективных проектов украинской ракетной программы.
Конец коммерческой эксплуатации самолетов Ан-148 в России
Веб-ресурс Propeller.News под заголовком «Ситуация с компонентами и техподдержкой Ан-148 усугубилась до предела» опубликовал интервью директора авиакомпании «Ангара» Сергея Саламатова о печальном итоге эксплуатации этой авиакомпанией пассажирских самолетов Ан-148-100Е. Материал содержит интересные подробности состояния нынешнего российского парка самолетов Ан-148.
Украинский министр рассказал о позоре своей страны
Министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский назвал позором, то, что страна не может запустить собственный спутник. Об этом он заявил в воскресенье, 6 декабря, в эфире «Радио Свобода».
«Сотрудников увольняют и выгоняют в отпуска»: Украина разрушила завод «Южмаш»
На украинском «Южмаше» хранятся десятки тонн высокотоксичного ракетного топлива. Эксперты предупреждают – может произойти серьезная катастрофа: давно нужно было позаботиться об утилизации. Военный эксперт Алексей Леонков в комментарии корреспонденту Новостного агентства «Харьков» рассказал об опасности использования ракетного топлива.
Промышленность Украины развалена практически полностью. Замерли авиазаводы в Киеве и Харькове, еле дышат «Мотор Сич» на Запорожье, «Зоря-Машпроект» в Николаеве и другие. Все они выпускали продукцию в кооперации с российскими предприятиями. В 2014 году Украина совершила экономическое харакири, отказавшись сотрудничать с РФ. Кому стало хуже? В России научились выпускать продукцию, которую прежде покупали у юго-западной соседки, а у нее без рынка РФ и без российского сырья провал по всем фронтам.
Крах украинского «Южмаша»
Давайте посмотрим, что сегодня происходит с «Южным машиностроительным заводом им. Макарова». ГП «Южмаш» – одно из ключевых предприятий ракетно-космической промышленности Украины, известный во всем мире производитель ракетоносителей и спутников гражданского, научного и военного назначения. В связи с губительной политикой украинских властей свыше 50% производственных мощностей предприятия сейчас фактически простаивают.
На фоне сотрудничества «Южмаша» с Европейским космическим агентством (ЕКА) Киев потерял последние связи в этой сфере с Москвой: Роскосмос прекратил закупать ракеты «Зенит», которые выпускают на днепропетровском заводе. Это послужило причиной полного краха предприятия, так как ЕКА закупает в основном двигатели, а «Южмаш» долгие годы успешно выпускал и ракетоносители, одним из основных покупателей которых была Россия.
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, Twitter, Telegram, а также блог Дзен.
В связи с отсутствием заказов на заводе идут сокращения, сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска и переводят на сокращенную рабочую неделю. В феврале руководство «Южмаша» обратилось к Верховной Раде с требованием экстренно выделить предприятию 210 миллионов гривен.
В обращении указывалось, что ГП «Южмаш» имеет большие долги, в связи с чем просит выделить ему средства из бюджета. Как напомнили составители письма, в прошлом году предприятие уже обращалось к правительству с проектом изменений в госбюджет-2019, однако инициативу сняли с рассмотрения.
«Чтобы преодолеть кризисную ситуацию и избежать массовых увольнений, на производстве были вынуждены сократить продолжительность рабочей недели. Кроме того, ситуация, которая сейчас сложилась на «Южмаше», угрожает выполнению заказов», – говорилось в письме.
Однако недостаток денег не единственная проблема предприятия. Как выяснилось, на заводе хранятся десятки тонн высокотоксичного ракетного топлива, которое до сих пор не утилизировано и, по-видимому, никогда не будет. Вот, что по этому поводу пишет издание «Украина.ру»:
«В Днепропетровске легкая паника. Пока легкая. «Южмаш», знаменитый в советские времена завод, дышит на ладан. Это проблема не только экономическая, но и экологическая. На разваливающемся предприятии хранятся десятки тонн высокотоксичного ракетного топлива. Если оно не дождется утилизации, мало не покажется не только Днепропетровску, но и всей Украине».
Алексей Леонков, военный эксперт, один из руководителей журнала «Арсенал Отечества», в комментарии Новостному агентству «Харьков» сообщил, что эту проблему нужно было решать на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Эксперт напомнил, что во время развития «Южмаша» в советское время такие вопросы решались оперативно, но, к сожалению, потом все прекратилось: средства осваивали только на бумаге, а по факту ничего не делали.
Украине грозит серьезная катастрофа
Топливо, по словам Леонкова, не пригодно для дальнейшего использования. Если оно попадет в почву, то она будет отравлена со всеми вытекающими последствиями – попадет, например, в водные источники, а дальше может произойти серьезная катастрофа:
«С этим делом шутить не стоит. Если там такие запасы, давно нужно было позаботиться об утилизации. Для этого есть специальные средства и силы, могли бы попросить ту же Россию, потому что у нее такая техника есть в исправном состоянии, боеспособном».
Но обстоятельства ведения бизнеса на Украине, особенно в таких отраслях, давно известны: все тратится на совершенно другие вещи, заключает эксперт, а не на то, что нужно. Как отметил Леонков, если топливо попадет на незащищенную кожу человека, то это может привести к сильнейшей интоксикации, и даже к смерти.
Славное космическое прошлое
Во времена существования СССР Украина славилась ракетно-космической отраслью. С обретением независимости она сохранила престижный статус космической державы, однако проблемы в экономике привели к тому, что с каждым годом Украина начала отдаляться от космоса, а космос – от Украины.
В 1990 году «Южмаш» производил около 100 ракет в год (как боевых, так и гражданских). КБ «Южное» занималось конструированием ракет-носителей и космических аппаратов. За годы существования КБ было создано и запущено в космос более 400 космических аппаратов, среди них спутники дистанционного зондирования Земли и научные спутники.
До недавнего времени украинские ракеты летали с 6 космодромов мира. Украина была на пятом месте среди стран с космической отраслью. На государство приходилось около 10% в общем удельном весе ракетных пусков в мире. В 1994-1995 годах Украина была участницей проекта масштабного запуска спутников Global Star.
За последние 27 лет был осуществлен пуск 160 ракет-носителей, укомплектованных при участии украинских предприятий ракетно-космической отрасли, запущено более 380 космических аппаратов по заказу 24 стран. Это принесло миллионные поступления в украинский бюджет. Сегодня ничего этого нет. И, судя по действиям нового президента Владимира Зеленского и его команды, уже никогда не будет.
Южмаш сегодня: как живет самое большое ракетно-космическое предприятие Украины
Один официальный рабочий день, задержки зарплат и признанные миром разработки — как выглядят будни промышленного гиганта.
Наталья Кулиди
Отец военной и мирной ракеты. 744-гектарный гигант, раскинувшийся в центре Днепра. Город в городе и место тайн. Южный машиностроительный завод имени Александра Макарова — космическая визитная карточка Украины. Именно его изделия позволили нашей стране соревноваться в изучении вселенной.
Что стало причиной того, что такой гигант оказался вне игры? Как сейчас живет самое большое ракетно-космическое предприятие страны? Действительно живет или, может, стагнирует? Наша журналистка побывала на Южмаше.
Автомобильный завод в Днепропетровске основали в 1944-м году. Первыми его изделиями были простые машины, машины-амфибии и автокраны. Из-за гонки вооружений с США в СССР начали искать, где производить оборонительные ракеты. Выбор пал на новосозданное предприятие. В 1951-м его переименовывают в Днепропетровский машиностроительный завод №586. На территории создают Конструкторское бюро «Южное», «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL», «Днепр» — это ракеты-носители, произведенные в Днепропетровске.
Сейчас здесь занимаются иностранными изделиями — первой ступенью «Антарес» и двигателем «Веги», для Украины собирают троллейбусы белорусского производства, а также занимаются производством трамваев. Крупных заказов (оборонных или космических) от государства завод не получает.
С первыми лучами солнца под проходными завода уже копошатся люди. Бегут, шагают, ковыляют — спешат на свою рабочую смену. Вход занимает у них несколько минут: только необходимо показать свое удостоверение солдату-срочнику.
Посторонние попасть внутрь не могут. Для этого необходимы специальные разрешительные документы и спецпропуска — именно их пришлось оформить для создания этого материала. Обязательно на входе дают почитать информацию по технике безопасности. Наша проводница Светлана коротко передает ее содержание: фотографировать только то, что разрешено, а белок не кормить.
За воротами простирается большая территория: просторная площадь засажена деревьями и кустами, слева за всем происходящим наблюдает Александр Макаров (главный инженер и председатель завода, при нем предприятие расцвело), справа — ракета «Периметр» или, как называется по-другому, «Рука из гроба». Вокруг площади натыканы десятки домов, вдали виднеются купола церкви и везде чистота: не увидеть ни одной обертки или сигаретного бычка.
Нас 10 минут ведут вдоль нескольких зданий. Мы шутим, что если так ходить ежедневно, то лишнего веса точно не будет.
«Поработаем — посмотрим»
97 цех. Место сборки. Под потолком в 30 метров огромные баки — это скелеты будущих ракет, где будет храниться их жгучая кровь — топливо. Рядом — различные детали, в которых едва угадываются другие части носителей. Здесь они стоят в прохладе: под апрельским солнцем внутри +10 градусов.
Что мы с фотографкой легко одеты и должны очень внимательно смотреть под ноги, потому что пол испещрен путями, по которым возят ракетные детали, — нам говорит Николай Ватаманюк, заместитель начальника цеха по испытаниям. Уже тридцать шестой год он работает на Южмаше. Окончил Национальный университет кораблестроения в Николаеве, в Днепр попал по распределению. «Поработаем — посмотрим», — подумал тогда. Так и смотрит уже четвертый десяток.
«В те годы и объемы были большие, и заказы разные, и людей было больше. Раньше работали в две смены, сейчас — одна. Только дополнительно выводим людей на отдельные процессы. Самое интересное у нас — сотрудники и вообще коллектив. Мы все сплоченные».
Николай говорит, что нам сегодня повезло — в цехе много зрелищных дел. Поэтому и фото выйдут красивыми. Первый процесс — мойка детали ракеты-носителя.
Что сейчас производят на заводе?
«Чистота — залог пуска в космос», — говорит Николай Ватаманюк.
Этот бак отправится в США, где станет частью ракетоносителя «Антарес». Он — один из тех, что сейчас производят на Южмаше.
«Нынешние объемы производства по этому направлению составляют 2 ракеты в год. Работаем над ними с конструкторским бюро «Южное» и несколькими украинскими предприятиями-смежниками. Мы делаем конструкцию, отправляем в Америку. Там ее собирают и осуществляют миссию по доставке грузов на МКС», — рассказывает Александр Баранов, директор завода по изготовлению и проведению испытаний жидкостных ракетных двигателей.
ЗАПУСК АНТАРЕСА
Второй ракетоноситель, в производстве которого участвует Южмаш — это «Вега». Ею занимается Европейское космическое агентство. Здесь на заводе делают двигатель 4 степени.
«За последний год мы сделали шесть таких двигателей. И сейчас запас пусков ЕК есть года на три. Ожидаем новый контракт еще на 10 двигателей. Наше производство готовится сейчас к этой задаче (Во время работы над этим материалом таки пришел контракт на 10 двигателей ) «.
ЗАПУСК ВЕГИ
Еще ведется работа по отработке нескольких типов жидкостных двигателей — это разработка КБ «Южного». Все на экологически чистых видах топлива. Также начали наземную отработку двигателя собственной разработки, готовится газогенератор к проведению первых испытаний. А также надеемся на реализацию совместного проекта с Канадой — «Циклона-4м».
Занимаются здесь не только космическими заказами. Для города и Украины здесь собирают троллейбусы и изготавливают трамваи. Рогатые ездят по Днепру, а вот последние отправляются за границу — например, в Турцию, или в столицу. Один из таких сейчас испытывают на улицах города.
«Нам не хватает поддержки»
Лучшие времена для Южмаша были советские и первые годы независимости государства. А переломным стал 2014.
«У нас должны были начаться совместные проекты с Индией, Саудовской Аравией и другими странами, но коронавирус расставил свои приоритеты. В это время многим государствам не до космоса. Поэтому некоторые проекты поставили на паузу, другие — отсрочили».
Сейчас на заводе не выплатили полную зарплату за октябрь 2020-го. Прошлой осенью государство выделило 210 миллионов на погашение задолженности. И они быстро закончились. Александр Баранов говорит, что предприятие поддерживает государство, но этого все равно недостаточно для такого гиганта.
«Нам не хватает государственной поддержки по части помощи по таким глобальным вопросам как льготное налогообложение, льготные тарифы на энергоносители. Не хватает популяризации таких профессий как инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог».
Не хватает и космической программы — плана развития отрасли на последующие годы. Последняя закончилась в 2017-м. В январе правительство приняло ее концепцию на 2021-2025 годы, поэтому сейчас документ направлен на согласование в соответствующие ведомства и министерства.
Сварка между поколениями
Николай Ватаманюк показывает на огромный сварочный аппарат. Он расположен на баке, который самостоятельно вращается, а шов соединяет его части. По бокам рабочие: слева — Николай Ефимович, а справа — Максим Федорович. И разница между ними — 62 года. Потому пожилой мужчина родился в 1937-м, а парень — 1999-м.