Что читается вместо достойно есть

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

От Пасхи до недели Всех Святых (изменения в правилах и другие особенности)

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
От Вознесения до дня Святой Троицы обе эти богородичные молитвы не читаются (10 дней)

ПАСХА. Воскресение Христово

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

В ветхозаветную эпоху Пасхой назывался день чудесного избавления израильского народа от египетского рабства. Исход в Землю Обетованную был прообразом того, что Христос Спаситель крестными страданиями, смертью и Воскресением избавит человечество от рабства греховного и восстановит разорванную в Эдеме связь человека с Богом. Это — как и Пасха для древних иудеев — самый радостный день христианского календаря, который напоминает человеку, что путь к Богу теперь открыт всем благодаря Христу, что жизнь не бессмысленна. Пасхальная радость — это предощущение той радости, которая полностью явится после второго пришествия Христова и явления Вечного Божьего Царства. Богослужебные особенности Ветхозаветные тексты (псалмы, пророческие книги, гимны) либо исключаются полностью, либо заменяются новозаветными текстами (фрагментами Евангелий, апостольских посланий). Ночью совершается полунощница, заутреня, часы и Литургия Иоанна Златоуста, которые соединены в единый чин. Большинство изменяемых элементов богослужения заменяются одним тропарем «Христос воскресе из мертвых». Вместо «Трисвятого» поется — «Елицы во Христа крестистеся». Богослужение очень радостное. Все тексты не читаются, а поются. На утрени настоятель или правящий архиерей во время совершения канона девять раз переоблачается в одеяния разных цветов. После Литургии освящаются яйца и пасхальный хлеб — артос. Вплоть до отдания Пасхи (накануне сорокового дня после Пасхи) верующие приветствуются словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»

Светлая седмица *

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

По сути, является продолжением Пасхального праздника, который, как и в Древнем Израиле, длится целую неделю. Подчеркивается идея радости, обновления, воссоздания падшего мира во Христе Иисусе. Главные мотивы — ликование, веселие, свет. Потому седмица и называется Светлой.

Постовые предписания

От Пасхи до Фоминой недели (воскресенья) снимаются все пищевые ограничения. Монахам разрешается вкушать любые продукты, кроме мяса. Мирянам можно есть всё. Однако венчать молодоженов не принято, чтобы не смешивать духовную радость о воскресшем Господе с радостью земной.

Богослужебные особенности

Практически все службы в течение седмицы совершаются по пасхальному чину с сохранением большинства пасхальных песнопений. Иногда в службу вплетаются тексты в честь святых, однако пасхальные преобладают. Также начинается пение текстов из Октоиха — одной из основных богослужебных книг (она применяется круглый год, кроме Великого поста). Вплоть до отдания Пасхи вместо гимна «Царю Небесный» поется «Христос воскресе из мертвых, а весь этот период цвет облачения — красный.

Неделя 2-я по Пасхе Фомина

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно естьПостовые предписания

На Литургии читается отрывок Евангелия (Ин 20:19–31), в котором рассказывается о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме, желавшему своими глазами убедиться в истинности Христова Воскресения. Церковь приводит неверие Фомы в пример всем — неверие благое, основанное не на отрицании, а на желании получить прочное утверждение своей веры.

От Фоминой недели до праздника Пятидесятницы строгих ограничений в еде нет. По средам и пятницам разрешается рыба. В остальные дни можно есть всё (монахи мяса не едят никогда). Фомина неделя — первый день после Пасхи, когда совершается венчание.

Богослужебные особенности

Службы совершаются привычным порядком. Возобновляется чтение псалмов. Пасхальных песнопений мало, но они все равно присутствуют.

Поминовение усопших. Радоница

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

До этого дня не принято ходить на кладбище, зато на саму Радоницу православные делятся с умершими пасхальной радостью, посещают могилы родных, совершают молитвы за них. Эти молитвы — не печальные, а радостные, наполненные ликованием и надеждой на грядущее всеобщее воскресение.

Богослужебные особенности

Неделя 3-я по Пасхе. Жен-мироносиц

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

В этот день особо вспоминаются святые женщины — ученицы Христа, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом — миром, но не нашли Его там. Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики-мужчины в страхе бросили Учителя, мироносицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении. В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе.

Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

На Литургии читается отрывок Евангелия об исцелении парализованного человека, который целых 38 лет лежал около иерусалимской купальни Вифезда. По слову апостола Иоанна: …Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:4). Расслабленный человек тоже мог бы исцелиться, окунувшись в чудодейственные воды Вифезды, но за 38 лет никто из окружающих так и не захотел ему помочь в этом. Иисус исцеляет его одним лишь словом (Ин 5:1–15). В этом эпизоде Церковь видит глубокую символику — по сути, каждый из нас в той или иной мере парализован грехом и страстями и не может от них избавиться сам, без помощи Божьей.

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Отмечается на двадцать пятый день от Пасхи, то есть на «полпути» от Пасхи до Пятидесятницы, отсюда и название — преполовение («через половину»).

Богослужебные особенности

В текстах этого дня начинают звучать мотивы Пятидесятницы — развивается тема освящения человека божественной благодатью. Своей кульминации эти мотивы достигнут в день праздника Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов. Служба совершается только по праздничному чину. Положено малое освящение воды.

Неделя 5-я по Пасхе. О самаряныне

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Читаемый в этот день евангельский отрывок рассказывает о разговоре Христа и женщины-самарянки, которая встретила Его у колодца (Ин 4:5–42). Собеседница Христа, будучи реальным персонажем евангельской истории, также является и обобщенным образом всякого человека, совершившего в своей жизни много ошибок, но тем не менее стремящегося к Истине. В этом эпизоде подчеркивается мысль, что спасение даруется людям не через этническую, социальную или культурную принадлежность, а единственно через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего.

Неделя 6-я по Пасхе. О слепом

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Главное евангельское чтение рассказывает об исцелении Спасителем слепого от рождения человека (Ин 9:1–38). Исцеленный слепец также является образом любого человека, приходящего к вере, которому Господь открывает духовные очи. Противопоставляется духовная слепота фарисеев и зрячесть слепца, сумевшего увидеть в Иисусе Бога и Спасителя.

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Последний день пасхального цикла. Праздник завершается или «отдается», поэтому эта среда так и называется — отдание.

Богослужебные особенности

Последний раз поются пасхальные гимны и тропари. До Пятидесятницы молитвенные чины начинаются не с молитвы «Царю Небесный», а сразу с «Трисвятого». Существует традиция повторения в этот день пасхальной службы, по образцу богослужения на Светлой седмице.

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Воспоминание телесного восшествия Христа в небесную славу Отца, которое произошло, согласно Преданию, на 40-й день после Воскресения. Отныне во Христе человеческая природа, а с нею — и весь тварный мир, имеет возможность максимального соединения с Богом, которое совершится полностью после Второго пришествия и Страшного суда.

Богослужебные особенности

Структурных отличий богослужения этого дня от служб других дней нет. Цвет облачения — золотистый или белый.

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное учение о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат является основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его — значит не быть христианином в принципе.

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

Поминальный день. Церковь молится обо всех христианах, отошедших в Вечность.

Богослужебные особенности

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на учеников Христа, которое совершилось на 50-й день после Воскресения. После этого события апостолы получили все необходимые благодатные дары для проповеди, совершения Таинств и осуществления спасительного служения Церкви. Дары эти — мудрость, знание и умение различать духов; вера, способность совершать чудеса и исцеление; пророчества, говорение на разных языках и умение их понимать. Подобно тому как с дарованием Израилю Синайского законодательства началась история Церкви ветхозаветной, так и с момента сошествия Святого Духа началась история Церкви новозаветной. Также восхваляется Святая Троица и учение о Ней как фундамент христианской веры.

Богослужебные особенности

Храмы, как и в древнем Израиле, украшаются обильной растительностью — символом духовной жизни, которая нам даруется в Духе Святом. Цвет облачения — зеленый (что бывает очень редко). После Литургии совершается малая вечерня. На ней впервые после Пасхи поется гимн Святому Духу «Царю Небесный» и читаются особые коленопреклоненные молитвы, обращенные ко всей Троице.

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

В этот день особо почитается Третья Ипостась Троицы — Святой Дух.

Постовые предписания

Вся неделя — сплошная. Мирянам можно вкушать всё, монахам — всё, кроме мяса.

Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых

Что читается вместо достойно есть. Смотреть фото Что читается вместо достойно есть. Смотреть картинку Что читается вместо достойно есть. Картинка про Что читается вместо достойно есть. Фото Что читается вместо достойно есть

В этот день молитвенно прославляются все святые — люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник — именины всех православных христиан.

Богослужебные особенности

В неделю первую по Пятидесятнице полностью прекращается пение текстов из Триоди.

Постовые предписания

С понедельника после Дня всех святых начинается Апостольский (или Петров) пост. Согласно монашескому уставу (миряне обязательно должны посоветоваться с духовником перед тем, как придерживаться его), по понедельникам, средам и пятницам положено сухоядение (сырая или моченая пища без масла, соки), по вторникам и четвергам разрешается вкушение вареной растительной пищи с маслом, а в субботу и воскресенье к указанной еде прибавляется рыба. Обычно в приходской практике мирянам разрешается вкушение рыбы во все дни, кроме среды и пятницы.

* Во избежание путаницы. Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей». В статье под словом «неделя» понимается воскресный день. Подробнее – Время церкви: что такое неделя и седмица — Ред.

Источник

О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи

От Пас­хи до празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы (50 дней)

Кро­ме того:

На Свет­лой сед­ми­це (7 дней от Пас­хи до утра суб­бо­ты Свет­лой сед­ми­цы включительно)

• Вме­сто вечер­них и утрен­них молитв (молит­вен­но­го пра­ви­ла) поют­ся или чита­ют­ся Часы Пас­хи. Часы Пас­хи поют­ся так­же вме­сто Пове­че­рия и Полунощницы.

• Кано­ны Пока­ян­ный, Бого­ро­ди­це и Анге­лу-Хра­ни­те­лю заме­ня­ют­ся кано­ном Пас­хи.
В “Пра­ви­ле ко св Свя­то­му При­ча­ще­нию” (М., 1893) гово­рит­ся: После­до­ва­ние ко Свя­то­му При­ча­ще­нию и молит­вы по При­ча­ще­нии пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…”; псал­мы и Три­свя­тое (с тро­па­ря­ми после него) при этом не чита­ют­ся.

От Пас­хи до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня (40 дней)

• Молит­ва «Достой­но есть» заме­ня­ет­ся на:
«Ангел вопи­я­ше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуй­ся! И паки реку: радуй­ся! Твой Сын вос­кре­се трид­не­вен от гро­ба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый; людие, весе­ли­те­ся! Све­ти­ся, све­ти­ся, новый Иеру­са­ли­ме, сла­ва бо Гос­под­ня на тебе воз­сия. Ликуй ныне и весе­ли­ся, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суй­ся, Бого­ро­ди­це, о вос­ста­нии Рож­де­ства Тво­е­го».

С празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня до Дня Свя­той Тро­и­цы (10 дней)

• Все молит­во­сло­вия начи­на­ют­ся с «Три­свя­то­го». Тро­парь Пас­хи не читается.

• Молит­ва «Достой­но есть» сно­ва начи­на­ет читать­ся (не чита­лась 40‑к преды­ду­щих дней).

Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)

1) От Неде­ли Фоми­ной до отда­ния Пас­хи все цер­ков­ные служ­бы и тре­бы пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным пени­ем или чте­ни­ем тро­па­ря «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (см. так­же в п. 5).

2) На всено́щном бде­нии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся, по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…», перед нача­лом шесто­псал­мия (ср.: п. 5).

3) На вос­крес­ном все­нощ­ном бде­нии, по окон­ча­нии сти­хир Пас­хи на сти­ховне вечер­ни, поет­ся тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (еди­но­жды): он вхо­дит в послед­нюю сти­хи­ру, явля­ясь ее заключением.

4) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся после «Бла­го­сло­ве­но Царство…».

5) «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) чита­ет­ся в нача­ле часов, вечер­ни, пове­че­рия, полу­нощ­ни­цы и утре­ни 1 : на 3‑м, 9‑м часах, пове­че­рии и полу­нощ­ни­це – вме­сто «Царю Небес­ный…», а на 1‑м, 6‑м часах 2 и вечерне (если непо­сред­ствен­но перед ее нача­лом про­чи­тан 9‑й час), по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…».

6) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся (еди­но­жды) вме­сто «Ви́дехом Свет Истин­ный…». Вход­ное: «Прииди́те, поклони́мся… вос­кре­сый из мертвых…».

7) В кон­це Литур­гии, по воз­гла­се: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе», пев­цы поют: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды). На всех про­чих служ­бах после воз­гла­са: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе» окон­ча­ние по обы­чаю. Отпуст на всех служ­бах начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Вос­кре­сый из мертвых…».

8) В вос­кре­се­нье, по отпу­сте Литур­гии, по древ­не­му обы­чаю, иерей три­жды осе­ня­ет народ Кре­стом и воз­гла­ша­ет: «Хри­стос вос­кре­се!», как и в дни Свет­лой сед­ми­цы. Пев­цы поют заклю­чи­тель­ное «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды), «И нам даро­ва живот веч­ный, покланя́емся Его три­днев­но­му Вос­кре­се­нию» (еди­но­жды). По сед­мич­ным дням осе­не­ния Свя­тым Кре­стом не бывает.

9) Тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся так­же в нача­ле молеб­нов, пани­хид, Кре­ще­ния, отпе­ва­ния и дру­гих треб.

10) «Царю Небес­ный…» не чита­ет­ся и не поет­ся до дня Свя­той Троицы.

11) Служ­бы слу­чив­ших­ся свя­тых во все вос­крес­ные дни Свя­той Пяти­де­сят­ни­цы (кро­ме вмч. Геор­гия, ап. Иоан­на Бого­сло­ва, свт. Нико­лая, свв. рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, хра­мо­вых и поли­е­лей­ных празд­ни­ков) не соеди­ня­ют­ся с вос­крес­ной служ­бой, а совер­ша­ют­ся на пове­че­ри­ях вме­сте с кано­ном Бого­ро­ди­цы из Окто­и­ха и три­песн­ца­ми Цвет­ной Три­о­ди (поме­ще­ны в при­ло­же­нии Триоди).

12) «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видев­ше…» на вос­крес­ной утрене поет­ся три­жды, а в про­чие дни на утрене, перед 50‑м псал­мом, единожды.

13) Канон Пас­хи поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли жен-миро­но­сиц, рас­слаб­лен­но­го, о самаряны́не и о сле­пом, со все­ми тро­па­ря­ми и Бого­ро­дич­на­ми, без заклю­чи­тель­но­го «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» по каж­дой пес­ни и без при­пе­вов на 9‑й пес­ни кано­на. В сед­мич­ные дни (на буд­нич­ных служ­бах) канон Пас­хи петь не поло­же­но. В Неде­лю Анти­пас­хи и в празд­ни­ки с вели­ким сла­во­сло­ви­ем поло­же­но петь на ката­ва­сию ирмо­сы Пас­хи (кро­ме Пре­по­ло­ве­ния и его отдания).

14) Во все Неде­ли (т. е. вос­кре­се­нья) до отда­ния Пас­хи на вос­крес­ной утрене «Чест­ней­шую» не поет­ся. Каж­де­ние хра­ма на 9‑й пес­ни кано­на совершается.

15) Екса­по­сти­ла­рий «Пло­тию уснув…» поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли, когда пола­га­ет­ся канон Пасхи.

16) На 1‑м часе во все дни от Неде­ли Фоми­ной до Воз­не­се­ния при­ня­то вме­сто «Взбран­ной Вое­во­де…» петь кондак Пас­хи, глас 8‑й: «Аще и во гроб…».

17) На Литур­гии, во все дни до Воз­не­се­ния, кро­ме празд­ни­ка Пре­по­ло­ве­ния и отда­ния его, поет­ся задо­стой­ник: «Ангел вопи­я­ше…» и «Све­ти­ся, светися…».

18) При­ча­стен Пас­хи «Тело Хри­сто­во приими́те…» поет­ся во все дни до отда­ния Пас­хи, кро­ме сед­ми­цы Фоми­ной и Пре­по­ло­ве­ния с попразднством.

19) Зем­ные покло­ны до дня Свя­той Тро­и­цы Уста­вом отменяются.

1 В после­до­ва­нии поне­дель­ни­ка 2‑й сед­ми­цы нача­ло утре­ни пока­за­но такое: «Сла­ва Свя­тей, и Еди­но­сущ­ней…», «Хри­стос вос­кре­се…» (три­жды). И «а́бие» (тот­час) по «Хри­стос вос­кре­се…» – «Сла­ва в выш­них Богу» и обыч­ное шесто­псал­мие. При этом заме­че­но, что такое нача­ло утре­ни долж­но быть «даже до Вознесения».
2 См.: Вален­тин, иером. Допол­не­ния и поправ­ки к кни­ге про­то­и­е­рея К. Николь­ско­го “Посо­бие к изу­че­нию Уста­ва Бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви”. 2‑е изд., доп. М., 1909. С. 19.
3 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 694.
4 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 676. Суще­ству­ет мне­ние, что «Хри­стос вос­кре­се…» в нача­ле 1‑го часа чита­ет­ся толь­ко в том слу­чае, если на утрене был отпуст; после все­днев­ной утре­ни 1‑й час, соглас­но дан­ной точ­ке зре­ния, как при­со­еди­ня­е­мая служ­ба, начи­на­ет­ся сра­зу с «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» (см.: Миха­ил, иером. Литур­ги­ка: Курс лек­ций. М., 2001. С. 196).

Источник

Задостойник

Задосто́йник – пес­но­пе­ние литур­гии, кото­рое поется в составе евха­ри­сти­че­ского канона вместо Бого­ро­дич­ной песни «Достойно есть». Отсюда он полу­чил свое назва­ние: за (то есть «вместо») + достой­ник (то есть «достойно есть»). Задо­стой­ник, как и «Достойно есть», про­слав­ляет Божию Матерь, но уже в свете кон­крет­ного празд­ника.

Появ­ле­ние тер­мина «задо­стой­ник» свя­зано с широ­ким рас­про­стра­не­нием после XII в., в период гос­под­ства Иеру­са­лим­ского устава, прак­тики испол­нять «Достойно есть» в конце канона утрени. В дни важ­ней­ших празд­ни­ков, когда на утрене отме­ня­лось пес­но­пе­ние «Вели­чит душа моя Гос­пода», опус­ка­лось и «Достойно есть» в конце канона, поэтому заклю­чав­шая канон ката­ва­сия вос­при­ни­ма­лась как замена «Достойно есть», то есть задо­стой­ник.

В дони­ко­нов­ских рус­ских изда­ниях бого­слу­жеб­ных книг ирмос 9‑й песни, заклю­ча­ю­щий празд­нич­ный канон, прямо обо­зна­ча­ется как «вместо Досто­ина». Однако в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви ката­ва­сия 9‑й песни празд­нич­ного канона утрени не назы­ва­ется задо­стой­ни­ком. Тем не менее, в слу­чаях замены «Достойно есть» в конце кано­нов пове­че­рия (на пове­че­риях с поне­дель­ника по чет­верг 1‑й сед­мицы Вели­кого поста, в дни Страст­ной сед­мицы, в день Пяти­де­сят­ницы вече­ром, в пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова, Бого­яв­ле­ния и Пре­об­ра­же­ния) или молебна ирмо­сом 9‑й песни соот­вет­ству­ю­щих кано­нов в рус­ских бого­слу­жеб­ных книгах этот ирмос может обо­зна­чаться как задо­стой­ник.

За литур­гией прак­тика испол­нять ирмосы 9‑х песней празд­нич­ных кано­нов вместо «Достойно есть» (или иных бого­ро­дич­ных пес­но­пе­ний) после воз­гласа ана­форы «Изрядно о Пре­свя­тей…» рас­про­стра­ни­лась срав­ни­тельно поздно; фор­ми­ро­ва­ние системы литур­гий­ных задо­стой­ни­ков отно­сится к XVI в., ее уточ­не­ние про­дол­жа­лось до XIX в. В Типи­ко­нах и иных устав­ных текстах ука­за­ния о литур­гий­ных задо­стой­ни­ках начи­нают регу­лярно фик­си­ро­ваться к XVII в.

При­ня­тый ныне в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви Типи­кон пред­пи­сы­вает петь задо­стой­ник на литур­гии празд­ни­ков: Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы (здесь же гово­рится и о пении задо­стой­ника вообще во все Гос­под­ские и Бого­ро­дич­ные празд­ники), Рож­де­ства Хри­стова, Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, Пасхи, Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы, Воз­не­се­ния Гос­подня, Пяти­де­сят­ницы, Пре­об­ра­же­ния Гос­подня и Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, а также Вели­ких Чет­верга и Суб­боты. В совре­мен­ной прак­тике задо­стой­ники поются также и на литур­гиях всех осталь­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков: Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня, Вве­де­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы во храм, Бого­яв­ле­ния, Сре­те­ния Гос­подня и, кроме того, в Лаза­реву суб­боту. Помимо дней самих дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков и Пасхи задо­стой­ники поются и за литур­ги­ями в пери­оды попразднств, до отда­ния вклю­чи­тельно (Типи­кон содер­жит соот­вет­ству­ю­щие ука­за­ния лишь для празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова, Воз­не­се­ния Гос­подня, Пяти­де­сят­ницы, Пре­об­ра­же­ния Гос­подня и Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы). При этом задо­стой­ник Пасхи не поется в дни Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы и отда­ния (но не попраздн­ства) этого празд­ника, так как в эти дни поется задо­стой­ник Пре­по­ло­ве­ния. Всего задо­стой­ник исполь­зу­ется около 120 дней в году.

Поскольку по месту в службе задо­стой­ник явля­ется ана­ло­гом «Достойно есть», он часто упо­доб­ля­ется этому пес­но­пе­нию и по струк­туре. Как «Достойно есть» состоит из при­пева «Достойно есть» и ирмоса три­песнца Вели­кой пят­ницы «Чест­ней­шую херу­вим», так и к задо­стой­нику, ирмосу 9‑й песни празд­нич­ного канона, обычно при­бав­ля­ется пред­ва­ря­ю­щий его припев, взятый из 9‑й песни того же канона. В совре­мен­ном рус­ском Типи­коне о при­певе как о части задо­стой­ника гово­рится лишь в опи­са­нии службы на Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы, но на прак­тике задо­стой­ник всегда, за исклю­че­нием Лаза­ре­вой суб­боты, Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, Вели­ких Чет­верга и Суб­боты и Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы, вклю­чает припев (в том числе и на Пяти­де­сят­ницу, хотя канон этого празд­ника, согласно стан­дарт­ным изда­ниям Триоди, не имеет ника­ких особых при­пе­вов).

В дни совер­ше­ния литур­гии свт. Васи­лия Вели­кого вместо «Достойно есть» поется тро­парь «О Тебе раду­ется» (кроме Вели­ких Чет­верга и Суб­боты, а также случая сов­па­де­ния празд­ника Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы или его отда­ния с одним из вос­кре­се­ний Вели­кого поста), кото­рый в неко­то­рых литур­ги­че­ских памят­ни­ках также может назы­ваться задо­стой­ни­ком.

Наи­боль­шее коли­че­ство гар­мо­ни­за­ций сочи­нено на текст задо­стой­ника Пасхи:

«Ангел вопи­яше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын вос­кресе трид­не­вен от гроба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый: людие весе­ли­теся.
Све­тися, све­тися Новый Иеру­са­лиме, слава бо Гос­подня на Тебе возсия. Ликуй ныне и весе­лися, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суйся, Бого­ро­дице, о воста­нии Рож­де­ства Твоего».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *